15. Воскресение Иисуса и явление ученикам

Евангелие от Иоанна, гл. 20

В двадцатой главе Евангелия от Иоанна мы подходим к ключевому моменту Евангелия. У Иисуса была прощальная встреча с учениками, описанная с 13-ю по 17-ю главы, Он пережил суд и смерть, описанные в 18-й и 19-й главе. Присутствует ощущение того, что со смертью Иисуса на кресте рассказ «окончен» (см. 19:30).

Но есть также ощущение, что он не завершен. Если бы Иисус остался

в гробнице, не было бы христианской Церкви. Его воскресение воистину помогло понять ученикам, что Евангелие — это Благая весть. Двадцатая глава повествует о колоссальной важности воскресения Иисуса и о Его явлении ученикам.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 20

Прочтите 20-ю главу Евангелия от Иоанна несколько раз, а затем ответьте на следующие вопросы:

1. На сколько частей вы бы поделили эту главу? Составьте список различных сигналов в тексте, указывающих на то, что читатель переходит к другой части.

2. Согласно этой главе, была ли необходимость в том, чтобы отвалить камень для того, чтобы Иисус мог выйти из могилы? Если нет, то, как вы думаете, почему он был отвален? Объясните свой ответ.

3. Какие термины использует Иисус в беседе с Марией, чтобы описать Своих учеников? Прочтите с 13-й по 20-ю главу. Выпишите все слова, которые использует Иисус для того, чтобы обратиться к Своим ученикам. Замечаете ли вы какое-то движение в сторону близких отношений? Есть ли в этом разделе какой-либо поворотный пункт, который заставляет Иисуса по-другому смотреть на Своих учеников? Назовите причины, по которым отношения Иисуса и Его учеников с этого момента стали другими.

4. Какую фразу неоднократно использует Иисус, чтобы обратиться к Своим ученикам при возвращении в «верхнюю горницу»? Почему Иисус избрал именно это приветствие?

5. Выпишите все параллельные слова и идеи между эпизодом с Фомой (20:24-29) и заявлением о цели Евангелия (20:30, 31). Как изменится наше понимание цели Евангелия, если мы прочтем это завершающее утверждение во свете его контекста в 20-й главе?

Исследование Слова

Структура отрывка

Двадцатая глава Евангелия от Иоанна содержит четыре эпизода,

связанных с воскресением Иисуса, за которыми следует

утверждение, которое могло бы стать завершением Евангелия. В

первом эпизоде рассказ Марии Магдалины побуждает Петра и

«другого ученика» оказаться возле теперь уже пустой гробницы

(20:1-9). После того как они покидают сцену, снова появляется

Мария, видит двух ангелов, а затем сталкивается с Самим

воскресшим Иисусом (20:10-18). Третья сцена происходит вечером того же дня. Иисус является ученикам, когда они собрались за закрытыми дверями (20:19-23), предположительно в том же месте, где состоялась его «прощальная беседа» (гл. 13-17). Наконец, Иисус является Фоме, пропустившему предыдущую встречу, и убеждает его

в Своем воскресении (20: 24-29). Эти сцены свидетельствуют как о реальности воскресения Иисуса, так и подтверждают тот факт, что многим трудно поверить не видя.

Фон отрывка

По данным «Life Application Bible» (с. 1929), Новый Завет свидетельствует приблизительно об одиннадцати явлениях Иисуса после воскресения. Он явился Марии Магдалине лично (Мк. 16:9-11; Ин. 20:10-18) и, возможно, в другой раз явился ей вместе с другими женщинами (Мф. 28:8-10). Он явился лично Петру в Иерусалиме (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5). Он явился путешествующим по дороге в Эммаус (Лк. 24:13-35; Мк. 16:12, 13).

Он явился десяти ученикам за запертыми дверями (Мк. 16:14; Лк. 24:36-43; Ин. 20:19-25), а затем группе, к которой добавился Фома (Ин. 20:24-29; 1 Кор. 15:5). Он явился семи ученикам, когда они ловили рыбу в Галилее (Ин. 21:1-23) и одиннадцати ученикам на горе (Мф. 28:16-20). Наконец, он явился тем, кто наблюдал, как Он возносится на небо (Лк. 24:44-49; Деян. 1:3-11). В дополнение к повествованиям об этих случаях Павел утверждает, что Иисус также явился лично Своему брату Иакову (1 Кор. 15:7) и толпе в пятьсот человек (1 Кор. 15:6).

Многие свидетели воскресения Иисуса противостали обвинениям в том, что известия о воскресении были вымыслом горстки разочарованных учеников, пытающихся сохранить свою репутацию. Пока были живы эти ученики, можно было сравнить их рассказы и проверить (Лк. 1:1-4). Автор четвертого Евангелия был последним живым свидетелем воскресения Иисуса.

Но, пожалуй, наибольшим доказательством воскресения Иисуса, особенно для второго поколения, у которых не осталось живых

свидетелей событий, является пустая могила. Учитывая обстоятельства, это было бы крайне сложно понять, если бы

Иисус действительно не воскрес из мертвых. У врагов Иисуса определенно не было причин выносить Его тело из гроба, и если они это сделали, то почему тогда они просто не показали тело, чтобы доказать, что Он не воскрес?

Столь же ясно на основе тогдашних сообщений, что ученики не имели ни возможности, ни намерения красть тело Иисуса (именно первосвященники сделали это предположение, согласно Мф. 27:62-64). При жизни Иисуса у них абсолютно отсутствовала смелость (Мф. 26:56; Мк. 14:50; Ин. 18:17, 25-27), так с чего бы им осмелеть после Его смерти? В действительности ученики не верили, что Иисус позволит умертвить Себя, несмотря на Его неоднократные утверждения о предстоящем (Мк. 8:31-33; 9:30-32; 10:32-34). Они очень медлили поверить в Его воскресение, когда оказалось, что Он снова жив (Ин. 20:1-9; 24-29). В любом случае стража из римских солдат представляет собой внушительное доказательство того, что ничего похожего на кражу не было (Мф. 27:62-64; 28:11-15).

Если ученики украли тело Иисуса, то их дальнейшее поведение совершенно необъяснимо. Кто пожертвует славой, богатством и семьей, отправившись по миру распространять ложь? Кто будет страдать, переносить пытки и смерть из-за события, которое так и не состоялось?

Если ни ученики Иисуса, ни его враги не совершили кражи Его тела, пустая гробница окончательно свидетельствует о реальности воскресения. И если Иисус воскрес из мертвых, последствия этого на сегодняшний день огромны. Прежде всего, если бы Иисус не воскрес из мертвых, ни одно другое чудо не было бы возможно или вероятно. Все, чего второе поколение могло просить, можно получить только в соответствии с Его волей. Наше собственное воскресение возможно только благодаря Его воскресению. Кроме того, та же Божественная сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, может принести жизнь

и исцеление даже человеку, находящемуся в самой безнадежной ситуации.

ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА И ЯВЛЕНИЕ УЧЕНИКАМ Детальное исследование отрывка

Перед рассветом в первый день недели Мария Магдалина подходит ко гробу и видит, что большой камень при входе отвален (Ин. 20:1). Поскольку воскресший Иисус мог проходить через монолитные объекты (20:19, 26), камень при входе был отвален не для того, чтобы Иисус выбрался из могилы, но чтобы ученики могли войти и проверить, что Его нет ( «Life Application Bible», с. 1925)! Не проверяя этого, Мария сразу же побежала к Петру и ученику, «которого любил Иисус» (13:23), предположительно Иоанну (20:2). Она явно думала не о воскресении, но только о том, что первосвященники продолжают свои надругательства над телом Иисуса.

Петр и другой ученик помчались к гробнице, причем Петр значительно отставал (20:3, 4). Но другой ученик не вошел, он сделал это лишь после того, как подоспел Петр, и прежде него вошел в гробницу (20:5-8). Петр определенно был человеком действия, смелым в поступках. Любимый ученик, однако, оказался превосходным мыслителем. Согласно этому повествованию, любимый ученик был первым, кто поверил в воскресение, не потому, что он ждал этого, а потому, что соотнес доказательства (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1076; Е. Уайт. «Желание веков», с. 789). В то время ни один из них не знал Писания настолько, чтобы ожидать воскресения (20:9).

Ученики не стали долго задерживаться у гробницы, но Мария медлила, плача (20:10, 11). Наклонившись в гроб, она увидела двух ангелов, сидящих там, где лежало тело Иисуса (20:11, 12). Они спросили, почему она плачет, и она выразила свою веру, но не в воскресенье, а в то, что кто-то украл тело Иисуса (20:13). В тот момент она поняла, что некто стоит позади нее. Она повернулась и увидела Иисуса, но подумала, что это садовник, ухаживающий за садом, в котором была гробница (20:14, 15). С ошеломляющей иронией Иисус слово в слово повторяет вопрос ангелов: «Жена, что ты плачешь?»

Но Иисус больше не мог сдерживать Себя. Он должен был известить

ее о том, что произошло. Он просто сказал: «Мария», и она тотчас поняла, что это Он (20:16). О поведении Марии написано в «Желании веков», с. 297: «Немало людей отягощены сомнением, обременены немощами, слабы в вере и не способны увидеть Невидимого; и потому тот, кого они в состоянии видеть, — человек, приходящий к ним с благой вестью, — может стать связующим звеном между такими людьми и Христом, может укрепить их веру».

Для второго поколения христиан в этом эпизоде заключена сильная весть. Хотя Мария находилась рядом с Иисусом, ее глаза были настолько затуманены слезами, что она была не способна понять, с Кем говорит. Личное присутствие Иисуса не принесло ей никакой пользы до тех пор, пока она не обратила внимания на Его слово. Для второго поколения слова Евангелия от Иоанна были связующим звеном с Иисусом. Благодаря словам Евангелия вера обретала силу и высыхали слезы.

В 17-м тексте говорится: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Сущность христианской жизни не в том, чтобы припасть к видимому, осязаемому Иисусу, но в том, чтобы искать отношений, которые доступны в Духе с тех пор, как Иисус воссел одесную Отца. Через Дух слова Евангелия дают жизнь, которая приходила через Его личностное присутствие. Мария бежит поделиться вестью с учениками (20:18).

В 17-м тексте Иисус нежно называет Своих учеников. Он говори Марии: «Иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Это первое и единственное место в четвертом Евангелии, где Иисус связывает Себя и учеников такими глубокими личными узами. Ранее Он называл их «рабами» (13:16), затем «учениками» (13:35). Позже Он назвал их «друзьями» (15:15). Но теперь, несмотря на их великую неверность, когда они оставили Его в час нужды (факт, который ставит Иоанна в выигрышное положение по сравнению с другими авторами Евангелия), Иисус использует термин, подразумевающий более глубокие личные отношения. Он называет их «братьями», детьми Своего Отца (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1076)!

В тот вечер ученики собрались за запертыми дверьми на тот случай, если иудейские вожди захотят расправиться с ними, как с Иисусом. Возможно, что, несмотря на свидетельство как возлюбленного ученика, так и Марии Магдалины, они все еще не верили, что Иисус воскрес? Как бы то ни было, Иисус является им дважды, провозглашая: «Мир вам!» Затем он дунул в их сторону, что напоминает о первом творении (Быт. 2:7) и о символической передаче Святого Духа, возможно, предвосхищающей опыт Пятидесятницы, который состоится пятьдесят дней спустя (Ин.

20:22).

У учеников вновь возникает страх, ведь они боятся, что физическое присутствие Иисуса на земле не спасет их от сомнений и смущения. С другой стороны, присутствие Духа дало бы ученикам возможность сотрудничать с Иисусом в Его служении прощения мира (20:23). Текст не подразумевает, что ученики будут обладать властью давать прощение или не давать его, но, как это было с Иисусом, их благовестие принесет свет и тьму, жизнь и смерть, прощение и суд

(см. 3:16-21; 2 Кор. 2:15-16).

В вечер воскресения Фомы не было с другими учениками (20:24). В отрывке нет намека на то, что Фома отсутствовал по собственной воле в силу обуревавшего его отчаяния. Он мог быть просто занят делами где-то в другом месте. Но он определенно не желал принять реальность воскресения только на основе свидетельства учеников. В рассматриваемом нами отрывке сочетание «Пока не увижу» с двойным употреблением отрицательных частиц (в тексте на греческом языке) «Я никоим образом не поверю в это» (перевод Д. Паулина) указывает на крайнюю степень неверия (20:25).

Неделей позже обстоятельства повторятся; на этот раз в присутствии Фомы. Снова двери заперты; снова появляется Иисус; снова Он провозглашает: «Мир вам!» (20:26). Затем Он поворачивается к Фоме и, употребляя в основном те же слова, которые он произнес в 25-м тексте, предлагает ему развеять сомнения, осмотрев Его тело (20:27).

Оказывается, что заявления Фомы были пустым фарсом. Он фактически не прикасается к следам от гвоздей или к ране в боку

Иисуса. Уже одного вида Иисуса достаточно, чтобы вызвать одно из самых возвышенных утверждений о Божественности Иисуса во всем Новом Завете: «Господь мой и Бог мой!» (20:28). Эта фраза предлагает достойное соответствие прологу Евангелия, где говорится, что Слово существует извечно как Бог и с Богом, но, тем не менее, снисходит, чтобы стать плотью (1:1, 2,14).

Заявление Фомы (20:28) является кульминационным моментом в

христологическом вопросе в Евангелии. Иисус не говорит о том, что

Фома перегибает в этом вопросе. Вместо этого Он воздает ему

должное за его веру, но оставляет Свое благословение для тех

(второе поколение), кто придет к такому же выводу, как Фома,

будучи лишен физического присутствия Иисуса (20:29).

«Сомневающийся Фома» символизирует в Евангелии всех тех, чья

вера зависит от видимых знамений и возможности ощутить чудеса на

опыте. Более глубокий опыт — за грядущим поколением. Оно придет,

чтобы верить, благодаря свидетельству других людей, благодаря

живому слову Евангелия.

Это, по сути, и есть причина, по которой написано Евангелие от Иоанна. Поэтому 30-й текст в оригинале начинается со слова «поэтому». Цель Евангелия следует рассматривать в связи с эпизодом о Фоме. Хотя воплощенный Иисус совершил много других «знамений», кроме тех, что перечислены в Евангелии, Евангелие содержит «достаточно образцов» (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1077), чтобы создать такую веру в Иисуса, к какой пришел Фома и без осмотра воскресшего тела Иисуса! А лучше всего то, что пришедшие к вере из второго поколения найдут жизнь, жизнь с избытком, во имя Его (20:31)!

Цель Евангелия от Иоанна заключается в том, чтобы читатель признал Иисуса Мессией (иудейское обозначение) и Сыном Божьим (языческое обозначение), так что здесь имеется в виду всеобъемлющая миссия (20:31). Для второго поколения нет ограничений по расовым, половым, культурным признакам или из-за географического положения. Все, кто поверит словам Иисуса, записанным в этом Евангелии, смогут получить предложенную Им жизнь.

Основные темы отрывка

Медлительность учеников, чтобы веровать

Основной темой этой главы, по всей видимости, является медлительность, с которой последователи Иисуса приходят к вере в воскресение, несмотря на обилие доказательств. Во-первых, Петр и Иоанн приходят, чтобы увидеть доказательства, и, хотя Иоанн верует, это, похоже, не оказывает влияния на Петра (20:1-9). Затем Мария с трудом приходит к осознанию факта воскресения (20:10-18), но только после личного и видимого контакта с Иисусом. Несмотря на ее свидетельство и свидетельство Иоанна, ученики ютятся за закрытыми дверьми, как овцы без пастыря (20:19-23). И, наконец, Фома, спотыкаясь, прокладывает свой путь к вере (20:24-29).

Это выглядит так, как если бы целая глава была одной большой похвалой второму поколению, которое чувствует себя ущербными по сравнению с первым поколением, но они сделали то, что, похоже, сделал только любимый ученик, — глубоко поверили, не видя своими глазами Иисуса. Первое поколение, за исключением автора Евангелия, неохотно принимает свидетельства других людей. Второе поколение уже сделало больше этого. Продолжая верить после смерти любимого ученика, они превзойдут в вере первых учеников. Неудивительно, что им принадлежит особое благословение (20:29)!

Вероятно, несправедливо употреблять термин «Фома неверующий». По крайней мере, в одном случае он проявил исключительную веру и мужество (11:7-16). Единственная разница между ним и другими учениками в 20-й главе заключается в том, что он не имел возможности видеть Иисуса, как они. Ученик, который выразил сомнения даже тогда, когда Иисус был с ними, это Филипп (6:5-7; 14:8-11), но Евангелие не уделяет особого внимания сомнениям Филиппа. Как видно из эпизода с Фомой, Иисус не отвергает сомневающихся людей, поскольку это искренние сомнения и человек не отворачивается от доказательств, которые предлагает Иисус. Сомнение может играть важную роль в процессе переосмысления трудных вопросов.

Вероятно, лучше высказывать сомнения вслух, как это сделал Фома, чем безмолвно скатываться в неверие (Бартон, с. 1927). Баркли замечает (т. 2, с. 277), что больше доверия вызывает человек, который стремится удостовериться в том, что вызывает сомнения, чем тот, кто бойко повторяет то, что никогда не обдумывал.

Тот, кто желает благовествовать людям с секулярным типом мышления, сможет извлечь урок из этой главы. Людям, которые сегодня слышат о воскресении Иисуса впервые, вероятно, понадобится больше времени, прежде чем они смогут осмыслить это событие, как это было в случае с Марией, Петром и Фомой (Бартон, с. 1925). Сначала они могут попытаться придумать другие объяснения пустой гробницы, как это сделала Мария (20:2, 13-15). Затем они могут проверить факты, но вряд ли найдут что-то убедительное, как это было в случае с Петром (20:6, 7). Только тогда, когда они лично встретятся с Иисусом и посвятят себя Ему, они полностью поймут значение этого невероятного события (20:16-18, 26-28).

Исполнение обещаний, данных в прощальной беседе

Одна из основных целей эпизодов, описывающих явление Иисуса ученикам в Евангелии от Иоанна, заключается, по всей видимости, в том, чтобы показать, что многое из того, что Иисус обещал в прощальной беседе (гл. 13-17), уже исполнилось в день Его смерти и

и день воскресения (Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 253-255). Иисус возвращается к Своим ученикам, как и обещал (20:19;

ср. 14:18; 16:22). Он приносит им Свой мир (20:21; ср. 14:27). Он приносит радость их сердцам (20:20; ср. 16:22). Он приносит Духа, Которого обещал дать (20:22; ср. 16:7). Пришло время для взаимного прощения (20:22, 23; ср. 13:14, 15). Для учеников наступило время исполнения обещанного, когда они встретили Иисуса вновь.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 20

4. Можете ли вы вспомнить ситуации, когда вам было трудно верить? Как вам удалось разрешить эти трудности? Каким образом вы встретились с Иисусом? Что полезного вы извлекли из этого

опыта? Каким образом этот опыт мог бы помочь вам и другим людям сохранить веру, несмотря на сомнения в настоящем?

В Что значит для вас слово «брат»? Что Иисус пытался сказать ученикам, употребляя это слово? Как ваши отношения с собственными братьями влияют на ваше отношение к Иисусу?

В Существуют ли у вас страхи, влияющие на ваше доверие? Есть ли такие люди, из-за которых становится трудно жить? Существуют ли ситуации на работе, в школе или дома, осложняющие вашу жизнь? Как мир Иисуса может помочь вам преодолеть эти трудности? Как конкретно изменилась бы ваша жизнь, владей вы миром Иисуса?

В Что вы делаете, чтобы ощутить реальность Иисуса в настоящей жизни? Как можно «потрогать» Его руки и бок сегодня?

Изучение Слова

В Тщательно сравните эту главу с 28-й главой Евангелия от Матфея,

16-й главой Евангелия от Марка, 24-й главой Евангелия от Луки, 21-й главой Евангелия от Иоанна, 1-й главой Книги Деяний и 15-й главой Первого послания к Коринфянам. Перечислите все упомянутые в Новом Завете явления Иисуса после воскресения. В чем повествование 20-й главы Евангелия от Иоанна согласуется с другими повествованиями в новозаветных книгах и чем отличается от них? Какую информацию вы можете добавить к комментариям, сделанным в этой главе?

В С помощью Симфонии найдите все новозаветные ссылки на воскресение вне Евангелий. Составьте список ссылок, относящихся к воскресению Христа, и список ссылок, имеющих отношение к воскресению народа Божьего при Втором пришествии. Изучите каждый текст из двух списков в его контексте и ответьте на два следующих вопроса: какой богословский смысл вкладывает Новый Завет в воскресение Иисуса и какая связь проводится между Его воскресением и воскресением Его народа при Втором пришествии? Скажите, что воскресение Иисуса значит для вас?

Для дальнейшего исследования

В Для ознакомления с развернутой дискуссией об исторической достоверности воскресения Иисуса см. Дж. МакДауэлл. «Доказательство, требующее приговора», с. 185-273.

В Е. Уайт комментирует 20-ю главу Евангелия от Иоанна в книге «Желание веков», с. 788-794, 802-808.