Введение

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Первое знакомство

Если возможно, прочтите Евангелие от Иоанна целиком. Пока впечатление от прочитанного свежо, закройте книгу и ответьте на следующие вопросы:

1. Что я узнал об Иисусе, чего не знал прежде?

2. Какое воздействие оказало сосредоточенное чтение Евангелия на мои личные отношения с Иисусом?

3. Какой из аспектов книги открылся мне впервые?

4. Прочтите Ин. 1:1-18 (пролог Евангелия). Отметьте ключевые термины отрывка (например, жизнь, свет, приняли, поверили и т.д.). Внимательно прочтите остальную часть Евангелия, отмечая каждое повторное употребление ключевых терминов, содержащихся в прологе.

На первый взгляд Евангелие от Иоанна кажется образцом простоты.

Но первый взгляд может быть обманчив. Пол Минеар поясняет:

«Характер этого Евангелия таков, что изучение его обычно приводит

к все большему замешательству. Каждый текст в высшей степени прост, но в нем скрывается в высшей степени сложная смысловая структура, неподдающаяся постижению. Как только читатель разрешает одну загадку, она приводит к дюжине других, которые не так просто разрешить» (Минеар, с. 247).

Евангелие от Иоанна — нечто большее, чем простое повествование. Оно глубоко, это шедевр богословия. Изучение этого Евангелия

может стать любовью на всю жизнь, любовью не только к самой книге, но к Иисусу, изображенному в ней.

Одно из четырех

Большинство из нас пользуются версией жизни Иисуса, словно это фильм, в котором сочетаются детали из всех четырех Евангелий, сдобренные известными преданиями и культурологическими сведениями. Однако это не одна, а четыре отдельных боговдохновенных интерпретации жизни Иисуса. Полное изображение жизни Иисуса превосходит то, что одна, пусть даже вдохновленная Богом личность могла изложить. Каждый из библейских авторов выбирал события и учения, которые соответствовали его личному и богословскому представлению об Иисусе. Хотя в принципе есть только одно Евангелие, Библия содержит четыре его изложения. Смешать четыре повествования в одно, может быть, в какой-то мере и оправданно, но это не должно вести нас к потере понимания, которое можно обрести, если читать каждое Евангелие в отдельности.

Наличие четырех отдельных Евангелий в Библии побуждает нас отвергнуть идею о том, что допустим только один правомерный метод рассмотрения духовных вопросов или только одни правильный образ мышления. Это предостерегает нас от поверхностного подхода «либо то — либо это», который ставит перед дилеммой и который практикуют многие люди в богословских дискуссиях. Человек настолько ограничен, что ни одно богословское утверждение не является совершенным само по себе. Любым попыткам описать Христа недостает некой компетентности и сбалансированности, чтобы достоверно представить Его.

Поэтому, когда люди в общине расходятся во взглядах на богословские вопросы, не всегда целесообразно определять, какая сторона «права», а какая «заблуждается». Может быть, мнение каждой из них можно расценить как уникальный взгляд на один из аспектов истины, так же как это сделали авторы Евангелий. То, что мы называем ересью, не всегда ошибочно. Это может быть просто несбалансированной истиной. Пример четырех Евангелий предлагает признать правоту обеих воинствующих сторон и помогает им найти

взаимно-обогащающий баланс, а не искать истину по одиночке (см. Талберт, «Евангелия и Евангелие», с. 25, 26; Паулин, «Что Библия говорит о последнем времени», с. 85).

Уникальный портрет Иисуса, созданный Иоанном

Тщательное сопоставление Евангелия от Иоанна с Евангелиями от Матфея, Марка и Луки выявляет ряд уникальных элементов у Иоанна.

1. Иисус в четвертом Евангелии отнюдь не «скромный, кроткий и мягкий», каким Он представлен в синоптических Евангелиях. Он напористый (2:4; 4:17, 18, 48; 5:45-47; 7:6-9) и прямолинейный (3:10-12; 5:39, 40, 42, 44; 8:44), Он вовлечен и жесткую и опасную полемику (3:1-15; 8:31-47), а временами Он даже несколько саркастичен (9:41; 10:32).

Подобная картина Иисуса стала для меня ценным открытием. На протяжении многих лет я испытывал чувство вины за то, что не обладаю тем мягким, флегматичным темпераментом, который обычно приписывают Иисусу. Уникальный взгляд на Иисуса, предложенный одним из «сынов громовых» (Мк.3:17), помог мне увидеть, что Иисус — сложная глубокая Личность, так что только схожие с Ним люди могли изобразить Его в радикально иной манере и при этом остаться верными фактам.

2.Большую часть содержания Евангелия от Иоанна не найти в остальных трех Евангелиях. В частности, особенно примечательно в Евангелии от Иоанна подробно изложенные личные беседы между Иисусом и различными персонажами Евангелия: Никодимом (3:1-21), самаритянкой (4:4-42), расслабленным при Вифезде (5:1-15), слепцом (9:1-41), Пилатом (18:28-19:16) и Петром (21:15-23).

3. Хотя притчи играют большую роль в служении Иисуса и в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, они, согласно мнению никоторых, не содержатся в Евангелии от Иоанна. То, что более всего напоминает притчи в Евангелии от Иоанна, так это аллегории о Добром Пастыре (10:1-18) и об Истинной виноградной лозе (15:1-8). Но это не притчи в полном смысле этого слова, если иметь в виду другие три Евангелия.

4.Помимо отсутствия притчей в Евангелии от Иоанна опускается многое другое, что является частью повествования об Иисусе в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Нет сообщений о рождении Иисуса, о Его крещении, о Его искушениях, о Последней Вечере, Гефсимании или вознесении. Подобно этому нет сообщения об исцелении людей, одержимых злыми духами (Баркли, т. 1, с. 1, 2).

5.Тем не менее эти упущения сделаны не по причине неведения автора. Они сделаны для того, чтобы можно было добавить нечто другое. Иоанн желает поделиться тем особым знанием, которого могло недоставать другим. Это особое знание включает многое из того, что мог заметить только тот, кто сам пережил описанные в Евангелии события.

Иоанн знает о местонахождении колодца Иакова (4:4-6) и притвора Соломонова (10:23). Он помнит знаки Петра в верхней горнице (13:24), количество, размер и объем водоносов на свадьбе в Кане (2:6). Он знает, что лепешки, которыми Иисус накормил множество народа, были из ячменя (6:9) и что римские солдаты у креста бросали жребий об одеждах Иисуса (19:23, 24). Он помнит аромат благовонного масла Марии (12:3) и планировку купальни Вифезда (5:2 — она была разрушена более чем за двадцать пять лет до времени написания Иоанном Евангелия). Он детально знал Иерусалим и его окрестности (по этому поводу см. Баркли, т. 1, с. 6). Поэтому Евангелие от Иоанна наполнено пленительными подробностями, которые знает очевидец.

6.В Евангелиях Матфея, Марка и Луки служение Иисуса сосредоточено в основном в Галилее, и Он посещает Иерусалим только однажды. В Евангелии от Иоанна Иисус неоднократно посещает Иерусалим и Его служение в большей степени сосредоточено в Иерусалиме и Иудее, нежели в Галилее. Хотя эти посещения Иерусалима не упоминаются в остальных трех Евангелиях, они подразумеваются в двух высказываниях Иисуса (Мф. 23:37; Лк. 13:34).

Авторство и датировка

Автор Евангелия от Иоанна намеренно сохранил анонимность, возможно потому, что истинным Автором считается Дух Святой (Ин.

16:13 — заглавие «от Иоанна» было добавлено позже). Однако имеются неоднократные упоминания о таинственном «ученике, которого любил Иисус» (13:23, 24; 19:26, 35; 20: 2; 21:2, 7,20) и который был автором данного Евангелия (21:24). Предание ранней Церкви отождествляет этого возлюбленного ученика с Иоанном, сыном Зеведеевым. Предание поддерживается фактом, что этот безымянный ученик нередко оказывается спутником Петра как в Евангелии (1:35-42; 13:23-25; 20:1-9; 21:7, 15-23), так и во всем Новом Завете (Мк. 5:37; 9:2; 14:33; Лк. 22:8; Деян. 3:1,11; 4:13; Гал. 2:9).

Датировка данного Евангелия, согласно широко распространенному мнению, приходится на конец первого века. Евангелие о г Иоанна могло быть даже последней написанной книгой Нового Завета (95 г. до н.э. — 100 г. н.э.). Евангелие было написано и преддверии кончины возлюбленного ученика (21:20-24).

Структура Евангелия

Евангелие начинается с пролога (1:1-18) и завершается эпилогом (Ин. 21). Раздел 1:19-12:50 описывает служение Иисуса, и раздел 13:1-20:31 — Его смерть, погребение, воскресение и связанные с ними события.

Еще один способ структурировать данное Евангелие — это выделить дни, в которые Иисус совершает служение. Например: события, записанные в 1:19-28, по всей видимости, происходили в один и тот же день. Переход к описанию нового дня отмечен такими фразами, как «на другой день» (1:29, 35, 43), и «на третий день» (2:1), и «по прошествии же двух дней» (4:43). Подсчитывая эти дни, мы обнаружим, что из более чем тысячи «дней» служения Иисуса со времени Его крещения до вознесения, только двадцать девять наполненных событиями дней Иоанн счел достойными упоминания в этом Евангелии.

Отсюда явствует, что данное Евангелие повествует лишь о части жизни Иисуса. Здесь нет попытки охватить все, как признает то и сам автор (21:25). Что послужило причиной столь узкого подхода к отбору материала? Конечно же цель написания, которую преследовал автор. Какова же цель?

Цель написания Евангелия

О цели написания четвертого Евангелия прямо заявляется в Ин.

20:30, 31. Материалы в данном Евангелии подобраны так, чтобы «вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Пол Минеар, тем не менее, полагает, что под этим утверждением скрываются более глубокие замыслы. Он считает, что четвертое Евангелие было написано в переходный момент между поколением, которое знало Иисуса лично, и вторым поколением, которое знало Его только благодаря свидетельству других (Минеар, с. 251-256).

В четвертом Евангелии есть множество свидетельств, поддерживающих такой тезис. В Ин. 21:20—23 сделана ссылка на слухи о том, что «ученик, которого любил Иисус», не умрет, но будет жив до возвращения Иисуса на землю. Стих 23 опровергает эти слухи, проясняя выражение Иисуса, на основе которого эти слухи возникли. Четвертое Евангелие поэтому было написано в контексте приближающейся кончины возлюбленного ученика, который был последним связующим звеном с теми, кто знал Иисуса во плоти. Его смерть угрожала погрузить второе поколение в смущение и неуверенность. Что станет с ними без руководства тех, кто знал Иисуса и лично беседовал с Ним? Цель Евангелия заключалась в том, чтобы убедить второе поколение в том, что отсутствие живых апостолов не является препятствием в их христианской жизни. Проповедь Благой вести продолжится без Иоанна. Заметьте, что утверждение о цели Евангелия (20:30-31) следует за эпизодом с «неверующим Фомой» (20:24-29). В 29-м тексте Иисус говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Фома символизирует здесь всех учеников, которые видели Иисуса и общались с Ним, но утверждение Иисуса указывает на тех, кто будет лишен этой привилегии. Очевидно, возможность видеть и личный контакт не являются решающими в развитии веры.

В 30-м тексте утверждается, что многие из сотворенных «перед учениками» чудес не записаны в Евангелии. В 31-м тексте говорится, что записанное в Евангелии было отобрано в силу способности возродить такую же веру, как та, что обитала в сердцах учеников.

Разница между учениками и первыми читателями Евангелия была в том, что вера учеников в отличие от читателей основывалась на созерцании.

Поэтому цель утверждения в 20:30, 31 должна пониматься в свете повествования о Фоме. Фома видит воскресшего Иисуса и верует. Согласно текстам 19 и 25, ученики, о которых говорится в 30-м тексте, уже поверили в воскресшего Христа. Однако в 29-м тексте благословение обращено не к ученикам. Оно произносится в третьем лице и обращено к тем, кто не видел воскресшего Иисуса и все же уверовал. Что касается второго поколения, (ст. 31), вера возникает сама по себе как реакция на написанное Евангелие. Таким образом, читатели Евангелия противопоставлены не только ученикам, о которых говорится в 30-м тексте, но и Фоме в 29-м тексте.

Эпизод у гроба, происшедший немногим ранее (20:1-18), служит той же цели. Возлюбленный ученик изображается в 20-й главе как идеальный представитель второго поколения, поскольку в отличие от Петра, Марии и Фомы он верует не видя (ст. 8,9).

Непосредственной целью четвертого Евангелия, таким образом, было убедить второе поколение, что, несмотря на отсутствие живых апостолов, они могут быть вполне полноценными христианами. Поколение, имеющее написанное Евангелие, занимает ничуть не менее выгодное положение в сравнении с кем- либо из учеников или с теми, кто лично общался с Иисусом.

Цель написания Евангелия проявляется множеством способов. В 17:2 Иисус заявляет, что у Него есть власть дать вечную жизнь каждому, кого дал Ему Его Отец. Далее в той же главе становится ясно, что Он подразумевает две четко разграниченные группы. Одна группа — это ученики, которых Он верно сохранил, за исключением Иуды (ст. 12). Другая группа состоит из «верующих в Меня по слову их», то есть учеников (ст. 20). И опять здесь есть разграничение на тех, кто верит на основании зримого общения с Иисусом, и на тех, кто не видел, но уверовал по слову учеников.

На второе поколение также сделана ссылка в образном описании лозы и ее ветвей (15:1-7). Иисус — Лоза, Его ученики — ветви, а

принесенные ими плоды — второе поколение, чья связь с Иисусом возникла исключительно благодаря ученикам.

Представляется резонным также увидеть второе поколение в повествовании о явлении Иисуса семи ученикам у Галилейского моря (21:1-14). Без Иисуса ученики не могли поймать хоть немного рыбы. Но благодаря руководству Иисуса улов оказался огромным. Этот эпизод демонстрирует ту же модель, что и метафора о Лозе и ветвях. Первые читатели Евангелия могут отождествляться с рыбой, пойманной учениками. Минеар поясняет: «Они, должно быть, понимали, что их обращение инициировано Самим Иисусом и что Он продолжит присутствовать в их общине» (Минеар, с. 256).

Помимо этого определенные намеки на второе поколение христиан можно увидеть и в словах о «других» овцах из 10:16 и в том факте, что в четвертом Евангелии ученики Иисуса обычно призываются посредниками, а не Иисусом лично (Минеар, с. 256-258). Иоанн Креститель посылает двух учеников к Иисусу (1:35-37), Андрей находит своего брата Петра (1:40-42), Филипп зовет Нафанаила (1:45-47), а самаритянка выводит весь свой город (4:28-30). Посредством этих повторов автор дает понять, что личное приглашение Иисуса для того, чтобы стать Его учеником, не является необходимостью.

Евангелие от Иоанна, было написано для нового поколения во время великого переходного периода. Какую весть намеревался Иоанн передать этому поколению? Полагаю, что его весть становится ясна при сравнении семи чудес, записанных в Евангелии от Иоанна, с чудесами в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна, Иисус, совершая чудеса, прикасается к кому-либо (Мф. 8:3, 4, 14, 15; 9:18-25, 29, 30; 14:29-31; 20:34; Мк. 1:29-31, 40-42; 5:21 -43; 7:31 -35; 8:22-26; 9:25-27; Лк. 4:40; 5:12,13; 7:14,15; 8:40-56; 13:13; 22:51). Но удивительно, что в Евангелии от Иоанна подобные прикосновения отсутствуют.

На свадьбе в Кане (2:1-11) вода превращается в вино без какого-либо физического контакта со стороны Иисуса. Сын царедворца в Капернауме исцеляется Иисусом, когда тот находится в Кане, примерно за 26 километров от Капернаума (4:46-54)! Иисус также не

прикоснулся к расслабленному при купальне Вифезда (5:1-15). В 9-й главе Он мажет небольшим количеством глины глаза слепорожденного, но чуда не происходит до тех пор, пока этот человек не омывает глаза в купальне Силоам, более чем в километре оттуда (9:6, 7). В 11 -й главе Иисус вызывает Лазаря из гробницы словом. Он не касается тела умершего, прежде чем совершить чудо. Общий знаменатель всех этих «знамений» — отсутствие физического контакта. Очевидно, что расстояние не является преградой для получения благословений Иисуса. Таким образом, второе поколение ничего не теряло по причине отсутствия зримого общения с Иисусом.

Важно, что каждое из перечисленных выше чудес совершено словом Иисуса. Служителям на свадьбе в Кане Он говорит: «Наполните» и «почерпните» ( 2:7, 8). Царедворцу Он говорит: «Пойди, сын твой здоров». Расслабленному Он говорит: «Встань, возьми постель твою

и ходи» (5:8). Слепорожденному Он говорит: «Пойди, умойся» (9:7). Лазарю Он говорит: «Иди вон» (11:43). В каждом эпизоде именно слова Иисуса довершают Его намерение, а не прикосновение.

Для второго поколения весть, которую несут в себе эти эпизоды, это способность слов Иисуса преодолевать расстояние. Его слово столь же действенно, сколь и прикосновение! Его слово столь же могущественно на расстоянии, как и вблизи, в пределах вытянутой руки. И хотя Его Слово написано, тем не менее оно по прежнему заключает в себе силу спасать и исцелять. Именно через это Слово Дух Святой служит нуждам второго поколения (14:26, 27). Фактически любой человек может утверждать на основании отрывков о Святом Духе в главах с 14-й по 16-ю, что присутствие Святого Духа превращает в преимущество физическую разлуку с Иисусом (16:7).

Неудивительно, что четвертое Евангелие — любимое у столь многих людей! Это единственное Евангелие, которое написано специально для второго поколения, для тех, кто не видел лично Иисуса или не был знаком с теми, кто зримо общался с Ним. Мы сегодня испытываем ту же нужду, что и второе поколение. Мы также хотели бы разделить преимущество Фомы, чья вера всецело была основана на том, что он видел. В духовном смысле мы часть того второго

поколения. Это Евангелие написано и для нас тоже! Оно знакомит с Иисусом новое поколение — каждое следующее поколение после первого.

Что это Евангелие говорит нашему поколению? Оно говорит нам, что отсутствие возможности видеть Бога в наше время не является барьером для могущественного действия Иисуса благодаря Духу. Его слово так же действенно, как и прикосновение. Все те благословения, которые были доступны благодаря физическому присутствию Иисуса, теперь доступны через Его Слово! Евангелие также учит нас, как обрести эти благословения. В каждой из чудесных историй требовалось какое-то участие со стороны человека, чтобы произошло чудо. Служители должны были принести воды, прежде чем смогли почерпнуть вино, расслабленный должен был встать и взять свою постель, слепорожденный должен был пойти на купальню Силоам и умыться.

В данном Евангелии для читателей заключена двойная весть:

1)Читатель должен знать слова Иисуса и понять, как их применить к своей личной ситуации. Внимательное изучение этого Евангелия заменяет собой то общение лицом к лицу, которое было между Иисусом и Его учениками.

2) Читатель должен понять, что повелевает Иисус. Сила Иисуса благодаря действиям Духа помогает повиноваться Его словам. Четвертое Евангелие было написано так, чтобы те, кто не видели, могли уверовать (20:29-31). Благодаря чтению и применению Евангелия верующие обретают жизнь, которой Иисус делился, когда Он физически присутствовал на этой земле.

Основные концепции Евангелия

Иисус — полное и окончательное откровение Бога

Из пролога явствует, что Иисус вечен (1:1, 2), Он находится с Богом (1:1, 2, 18), Он равен Богу (1:1), Он — Творец (1:3), Он поддерживает жизнь в мироздании (1:4). Также очевидно, что Он пришел на землю открыть славу Божьего характера (1:14-17; 9-11). Сама Его Личность является воплощенным Словом Бога (1:1,14). На

земле Он является полным откровением жизни (1:4), истины (1:14,17), благодати (1:14,16,17) и Самого Бога (1:18).

Эта тема проходит через все Евангелие. Те, кто ходят с Иисусом, видят открытые небеса (1:50, 51). Они видят Его славу (2:11) как славу Того, Кто пришел от Отца (1:14; 16:27,28; 17:5). У Иисуса была уникальная способность делиться небесным с людьми, потому что Он сошел с неба (3:11-13; 6:32-35, 46-51; 8:23; 13:3) и мог засвидетельствовать о том, что Он видел и слышал (3:31-34; 17:8). Он — единственный Человек из когда-либо живших, Который пребывал рядом с Отцом (5:17-21; 8:38; 1:18).

Иисус многократно подчеркивал в Евангелии, что Его учение исходит непосредственно от Бога Отца (7:16-18: 8:26, 40; 12:49, 50). Поэтому Он — Свет миру (8:12; 9:5; 1:4, 5, 9-11). Он также совершает дела, которые делал бы Отец, будь Он на земле на месте Иисуса (9:3, 4; 10:25, 37, 38). Видеть Иисуса — это значит видеть Отца в действии, но в человеческом обличье (14:6 -И; 17:26). Он делает то, что повелевает Ему Отец (14:31; 15 10). Он — Сын Бога, не в смысле «младший», но в смысле Тот, Кто является подлинным Образом Своего Отца (5:19-23; 10:30).

Спасение — это жизнь

Дж. Р. Бисли-Мюррей в своей книге «Евангелие жизни» указывает на то, что слово «спасение» редко исходило из уст Иисуса. Если мы хотим понять учение Иисуса в отношении этой темы, нам нужно рассмотреть термины, которые Он использовал. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки ключевыми терминами были «Царство Божье»

и «Царство Небесное». Быть спасенным означает признать Божье правление над своей жизнью (Мф. 12:28; Мк. 10:15; Лк. 12:31;

17:20,21).

Но в четвертом Евангелии концепция царства практически отсутствует (3:3, 5; 18:36). Основной термин, выражающий идею спасения в данном Евангелии, — «жизнь». Жизнь обитала в Слове от начала (1:4). Слово снизошло на нашу землю, чтобы дать эту жизнь человечеству (1:14; 3:11-17). Жизнь — вечная жизнь — настоящая реальность для каждого человека, кто верит в Иисуса (5:24-26). Иисус — Хлеб Жизни (6:35, 51), воскресение и жизнь (11:25), а

также путь, истина и жизнь (14:6). Причина, по которой Он пришел на эту землю, — дать жизнь с избытком через Свои слова (10:10; 6:63,68). Подзаголовок нашей книги — «Иисус дает жизнь новому творению» сочетает темы об Иисусе как вечном откровении о Боге и Жизнедателе с темой, которая является центральной в Евангелии — сделать Иисуса реальным для нового поколения (20:30, 31).

Слава и возвышение креста

Две предыдущих темы сходятся в том, как Иоанн раскрывает значение креста. Слава Иисуса, великое откровение о характе¬ре Бога, заключается в большей мере в Его жертве на кресте (12:23,24). Нигде Иисус не «превозносится» более, чем на кресте (3:14, 15; 8:28; 12:32). Это час «возвышения» Иисуса на кресте прославляет Отца (12:27, 28). Поэтому крест Иисуса Христа — самое ясное откровение о Боге.

В понимании Иоанна смерть Иисуса на кресте дает также жизнь миру (3:16). Ирония в Евангелии от Иоанна главным образом заключается в том, что жизнь может произойти только через смерть (12:24, 25).

Поэтому крест Иисуса — центральное событие евангельского повествования. Здесь сходятся воедино все основные концепции.

Конец уже наступил

Эсхатология — одна из достаточно развитых тем четвертого Евангелия. Евангелия от Матфея, Марка и Луки в значительной степени сосредоточены на будущей надежде верующего, надежде, которая строится на ветхозаветной надежде (см. Паулин. «Что Библия говорит о последнем времени», 55-71, 75-83). Но в Евангелии от Иоанна то, что в Ветхом Завете считается великим концом мира, является настоящей реальностью во Христе. Мертвые воскресают не только при Втором пришествии (5:28-30), но и через духовный отклик на проповедь Христа (ст. 24-26). Суд — это реалия не только конца времени (как в 12:48); он явлен на кресте (12:31, 32) и в проповеди Евангелия (3:18-21; 5:24).

Важность «реализованной в настоящем эсхатологии» в Евангелии от Иоанна подчеркнута также относительным отсутствием в нем по сравнению с остальной частью Нового Завета сосредоточенностью на

будущем. Несмотря на то, что Иоанн определенно понимал то, что Иисус учил о конце (5:28, 29; 14:1-3), в его Евангелии нет проповеди

о событиях будущего, о Втором пришествии, как, например, в Евангелии от Матфея, гл. 24, 25, от Марка, гл. 13, и от Луки гл. 21. Нет краткого описания заключительных событий, как во Втором послании к Фессалоникийцам 2:1-12 или в Книге Откровение. Фокус в четвертом Евангелии направлен на эсхатологическую жизнь, которую Иисус делает доступной в настоящем.

Служение Святого Духа

Среди всех Евангелий четвертое замечательно тем, что указывает на Духа Святого. Хотя в начальных главах Евангелия о Духе упоминается едва ли не вскользь (1:32, 33; 3:5-8, 34; 4:23, 24; 6:63; 7:39), полное понимание роли Святого Духа наступает во время прощальной беседы (гл. 14-16). Дух послан, чтобы принять на Себя ту роль, которую, будучи на земле, для учеников играл Иисус.

Иисус должен уйти, но Он не оставит Своих учеников сиротами. Он придет к ним через Духа (14:16-18). Ученики любят Иисуса, Который есть Истина (14:6), но они получат Духа истины (14:17; 15:26; 16:13). Они теряют возможность слышать слова из уст Иисуса, но они «слышат» их вновь благодаря Духу (14:26). Подобно Иисусу, Дух нисходит от Отца (3:34,35; 13:3; ср. 15:26), нисходит с небес (3:13; ср. 1:32) и возвещает о том, что будет (4:25, 26; ср. 16:13). Из этого явствует, что Дух Святой — это совершенная замена Иисуса во время Его физического отсутствия в Церкви. Именно через Святого Духа сила слов Иисуса дает жизнь новому поколению.

План Евангелия от Иоанна

I. Пролог: миссия Иисуса (1:1-18)

II. Земное служение Иисуса (1:19-12:50)

A. Начало служения Иисуса (1:19-51)

1. Свидетельство Иоанна Крестителя (1:19-34)

2. Ученики Иоанна Крестителя приходят к Иисусу (1:35-51) Б. От Каны до Каны (2:1-4:54)

1. Первое чудо в Кане (2:1-11)

2. События в Иерусалиме (2:12-25)

3. Разговор с Никодимом (3:1-21)

4. Роль Иоанна Крестителя (3:22-30)

5. Роль Иисуса (3:31-36)

6. Беседа с самаритянкой (4:1-42)

7. События в Иерусалиме (4:43-45)

8. Второе чудо в Кане (4:46-54)

B. Иисус и иудейские праздники (5:1-10:42)

1. Купальня Вифезда (5:1-47)

2. Пасхальный хлеб жизни (6:1-71)

3. Христос на празднике Кущей (7:1-8:59)

4. Слепорожденный (9:1-41)

5. Пастырь Добрый (10:1-21)

6. Праздник обновления (10:22-39)

7. Завершение публичного служения (10:40-42) Г. Приближение смерти Иисуса (11:1-12:50)

1. Воскрешение Лазаря (11:1-44)

2. Заговор убить Иисуса (11:45-57)

3. Помазание в Вифании (12:1-8)

4. Торжественный въезд (12:9-19)

5. Наступление «часа» Иисуса (12:20-36) Д. Итог служения Иисуса (12:37-50)

III. Смерть и воскресение Иисуса (13:1-20:31) А. «Верхняя горница» (13:1-17:26)

1. Омовение ног (13:1 -30)

2. Уход и возвращение Иисуса (13:31-14:31)

3. Иисус — истинная виноградная Лоза (15:1-17)

4. Ненависть мира (15:18-16:4)

5. Работа Святого Духа (16:5-16)

6. Горе обращается в радость (16:17-33)

7. Молитва посвящения (17:1-26)

Б. Смерть и воскресение (18:1-20:31)

1. Арест Иисуса (18:1-12)

2. На суде перед первосвященником (18:13-27)

3. На суде перед Пилатом (18:28-19:16а)

4. Смерть и погребение Иисуса (19:166—42)

5. Воскресение Иисуса (20:1-29)

6. Цель книги (20:30, 31)

IV. Эпилог. Миссия учеников (21:1-25)

Дополнительная литература

1. По вопросам авторства, даты и введения см. Д.А. Карсон, Д. Дж. Моо и Л. Моррис, «Введение в Новый Завет», с. 135- 179; Дж. Р. Бисли-Мюррей, «Евангелие от Иоанна», xxxii-xcii; Д. Гатри, «Введение в Новый Завет», с. 252-283, 297-303; ••Библейский комментарий АСД» под ред. Ф. Д. Нихоль, т. 5, с. 891-894.

По вопросам теологии четвертого Евангелия см. Дж. Р. Вис¬ни Мюррей, «Евангелие жизни»; Дж. Е. Лэдд, «Теология Нового Завета», с. 213-310; Л. Моррис, «Теология Нового Завета», с. 223-286.

3. По вопросу цели написания Евангелия см. П.С. Минеар, «Адресаты четвертого Евангелия», с. 247-264.

4. По вопросу отношений в четвертом Евангелии см. «Библейский комментарий АСД» под ред. Ф.Д. Нихоль, т. 5, с. 190-234.

5. По вопросу использования Иисусом концепции «царства» можно прочитать Дж. Е. Лэдд, «Теология Нового Завета», с. 45-134.

Используемая литература

Баккиоки Самуэль. Вино в Библии, Заокский, 2002.

Barclay, William. The Gospel of John. 2 vols. The Daily Study Bible.

Revised edition. Philadelphia: Westminster Press, 1975.

Barton, Bruce B., ed. Life Application Bible. Wheaton, Ill.: Tyndale House Publishers, 1991.

Beasley-Murray, George R. Gospel of Life: Theology in the Fourth Gospel.

Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, 1991.

Beasley-Murray. John. Word Biblical Commentary. Vol. 36. Waco, Tex.:

Word Books, 1987.

Brooks, James A., and Carlton L. Winbery. Syntax of New Testament Greek. Washington, D.C.: University Press of America, 1979.

Brown, Raymond E. The Gospel According to John. Second edition. 2 vols. The Anchor Bible, vols. 29a and 29b. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1981.

Bruce, F. F. New Testament History. Anchor Books. Garden City, N.Y.:

Doubleday, 1972.

Biichsel, Friedrich. “Elegcho.” Theological Dictionary of the New Testament, edited by Gerhard Kittel and Gerhard Friedrich. Translated and edited by Geoffrey Bromiley. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1964-1976.

Bultman, Rudolf. The Gospel of John: A Commentary. Translated by G. R,

Beasley-Murray. Oxford: Basil Blackwell, 1971.

Cannon, Carol. Never Good Enough. Boise, Idaho: Pacific Press Publishing Association, 1993.

Carson, D. A., Douglas J. Moo, and Leon Morris. An Introduction to the New Testament. Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1992.

Charlesworth, James Н., ed. The Old Testament Pseudepigrapha. 2 vols.

Garden City, N.Y.: Doubleday, 1983,1985.

Culpepper, R. Alan. Anatomy of the Fourth Gospel. Philadelphia: Fortress Press, 1983.

Culpepper, R.. “The Pivot of John’s Prologue.” New Testament Studies 27(1980-1981):l-31.

Dana, H. E., and Julius R. Mantey. A Manual Grammar of the Greek New Testament. Toronto: The Macmillan Company, 1927.

Danby, Herbert, ed. The Mishnah. London: Oxford University Press, 1933.

Dodd, С. H. According to the Scriptures. London: Nisbet, 1952.

Dob, Hyunsok. “The Johannine Paroimia.” Ph.D. dissertation. Andrews University, 1992.

Duke, Paul. Irony in the Fourth Gospel. Atlanta: John Knox Press, 1985.

I’.vans, Roger S. “A Biblical Theology of Drinking.” Ministry (July 1993): 12-19. Freedman, David Noel, ed. The Anchor Bible Dictionary. 6 vols. New York: Doubleday, 1992.

I ‘room, LeRoy E. The Coming of the Comforter. Revised edition.

Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1949.

Green, Joel B., and Scot McKnight, eds. Dictionary of Jesus and the Gospels. Downer’s Grove, 111.: InterVarsity Press, 1992.

Gruenler, Royce Gordon. The Trinity in the Gospel of John: A Thematic

Commentary on the Fourth Gospel. Grand Rapids, Mich.: Baker Book House, 1986.

Guthrie, Donald. New Testament Introduction. Revised edition. Downer’s Grove, 111.: InterVarsity Press, 1990.

Horn, Siegfried H. Seventh-day Adventist Bible Dictionary. Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, I960; revised edition, 1979.

I.tmeison, Robert, A. R. Fausset, David Brown. Commentary Practical and Explanatory on the Whole Bible. Revised edition. Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1961.

Iriemias, Joachim. Jerusalem in the Time of Jesus. Philadelphia: Fortress Press, 1969.

I i tester, Helmut. Introduction to the New Testament. Vol. 1: History, Culture, and Religion of the Hellenistic Age. Philadelphia: Fortress Press, 1982.

I .i<l(l, George Eldon. A Theology of the New Testament. Grand Rapids, Mich.: I’.erdmans, 1974. Lohse, Eduard. The New Testament Environment. Translated by John E. Steely. Nashville: Abingdon, 1976.

Mi Dowell, Josh. Evidence That Demands a Verdict. San Bernardino, Calif.: Campus Crusade for Christ, 1972.

Minear, Paul S. “The Audience of the Fourth Evangelist.” In Interpreting the Gospels, edited by James Luther Mays. Philadelphia: Fortress Press, 1981.

Morris, Leon. New Testament Theology. Grand Rapids, Mich.: Zondervan Publishing House, 1986.

Morris, Leon. Testaments of Love: A Study of Love in the Bible. Grand

Rapids, Mich.: Eerdmans, 1981.

Nichol, F. D., ed. Seventh-day Adventist Bible Commentary. Vol. 5.

Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1953-1957.

O’Brien, James Randall. “The Progression of the Mosaic Motif to the Johannine Concept of Messiah.” Ph.D. dissertation. New Orleans Baptist Theological Seminar)’, 1983.

Паулин Джон. Библейская истина в современном мире. Заокский, 2000.

Паулин Джон. Что Библия говорит о последнем времени, Заокский, 1999.

Romeo, J. A. «Gematria and John 21:11—The Children of God.» Journal of Biblical Literature 97 (1978): 263, 264.

Russell, D. S. The Method and Message of Jewish Apocalyptic.

Philadelphia: Westminster Press, 1964.

Schnackenburg, Rudolf. The Gospel According to St.John. 3 vols. Translated by Kevin Smythe. New York: Crossroad Publishing Company, 1982.

Talbert, Charles H. “The Gospels and the Gospel.» In Interpreting the Gospels, edited by James Luther Mays. Philadelphia: Fortress Press, 1981.

Talbert, Charles H. Reading John. New York: Crossroad Publishing Company, 1992.

Уайт E. Деяния апостолов. Заокский, 1998.

Уайт Е. Желание веков. Заокский, 1998.

Уайт Е. Евангелизм. Заокский, 2003.

Уайт Е. Великая борьба. Заокский, 1998.

White Е.. Life Sketches of Ellen G. White. Boise, Idaho: Pacific Press Publishing Association, 1915.

Уайт E. Патриархи и пророки. Заокский, 1998.

Уайт Е. Избранные вести, т. 1. Заокский, 2007.

Уайт Е. Sketches From the Life of Paul. Boise, Idaho: Pacific Press, 1883.

Уайт E. Spirit of Prophecy, vol. 4. Boise, Idaho: Pacific Press, 1884.

Уайт E. Пророки ицари. Заокский, 1998.

Уайт Е. Свидетельства для Церкви, т. 9. Заокский, 2001.