3. Ученичество

Мы не можем говорить об ученичестве, не говоря об Иисусе. Он делал людей учениками и повелел нам делать то же. Прежде, чем Он совершил чудеса или говорил проповеди, Он призвал учеников. В первый же день Своего служения Он призвал Иоанна, Иакова, Андрея и Петра. На следующий день Он призвал Филиппа и Нафанаила. На третий день Иисус с учениками были на свадьбе в Кане.

Иисус начал Свое служение с призвания учеников. Он не делал их верующими или членами церкви. Он делал их Своими последователями, которые оставят все и посвятят себя Ему.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ УЧЕНИКОМ?

Это не то же самое, что быть верующим. Верующий обычно читает Библию, посещает церковь, поет духовные гимны, возвращает десятину и это все. Ученик, кроме того, что он является верующим, еще следует за Иисусом, посвящает себя Ему и делает учениками новых людей.

Во дни Христа учитель и ученики проводили почти все время вместе. Обучение включало в себя больше, чем представление серии библейских проповедей – учитель вел наставления каждый день на прогулках, в труде, за столом. Другими словами, они жили вместе.

«Обучая учеников, Спаситель следовал изначальной системе воспитания. Двенадцать избранных и некоторые другие, которые время от времени были связаны с ними, составляли семью Иисуса. Они сопровождали Его в путешествиях, делили с Ним испытания и нужду и, как могли, участвовали в Его делах. {Вос 84.3}

Иногда Он учил их, когда они сидели на горе, или у моря, или в рыбацкой лодке, или дорогой, когда они шли. Везде, где Он общался с людьми, ученики окружали Его. Они всегда стояли рядом, чтобы ничего не упустить из Его наставлений. Они были самыми внимательными слушателями, жаждущими понять истины, которые впоследствии они должны были проповедовать во всех концах земли». {Вос 85.1}

УЧЕНИКИ И ЛИДЕРЫ УЧЕНИКОВ

Говоря об учениках, Новый Завет упоминает два типа последователей: учеников, а также учеников, которые были лидерами. Иисус, например, избрал 12 учеников, которых Он обучил для организации Своей церкви. Это была избраная группа людей, которые были лично научены и подготовлены Им. Обучение заняло 3 года, но, когда оно завершилось, они были гтовы к исполнению миссии организации церкви.

Но словом «ученики» также называют последователей Иисуса в широком смысле, а не только лидеров. Оно применяется к учащимся, которые имеют учителя, как было в отношениях Иисуса с двенадцатью учениками, а также ко всем остальным людям, которые впоследствии приняли Евангелие и последовали за Христом. Даже в то время кроме двенадцати были и другие ученики, например, те, которых Иисус встретил по дороге в Эммаус или группа женщин, которые следовали за Ним.

СЛЕДОВАТЬ ЗА АГНЦЕМ

Апостол Иоанн описывает искупленных на небе: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу» (Откр. 14:4). Согласно этому стиху, основной характерной чертой искупленных был тот факт, что они следовали за Агнцем. Они были Его учениками. Но как они смогут следовать за Агнцем на небе, если они не научились следовать за Ним на земле?

Слово “ученик» тогда относится к человеку, который принимает Иисуса и готов следовать за Ним до конца и делать других людей учениками по пути. Это не простая задача, потому что большинство верующих, кажется, вполне удовлетворены участием в религиозном клубе, который проводит встречи по субботам, чтобы насладиться духовной программой. И это все. Но так происходит не только по причине нежелания, но и по причине непонимания Божьего повеления.

ПОВЕЛЕНИЕ

Господь повелел не ограничиваться проповедью Евангелия или крещением новых верующих. Делать людей учениками – вот главная задача. «Итак идите, научите (сделайте учениками – англ. перевод) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Большинство исследователей Библии считают, что ключевым в этом отрывке является слово «сделайте», то есть «сделайте учениками». Глаголы «идите», «крестите», и «научите» служат лишь тому, чтобы объяснить то, как «делать учениками».

Человека невозможно сделать учеником на евангельской кампании или с помощью другого рода представления библейской истины. Учеником не сделаешь за неделю или месяц. Нужно время и нужен опыт. Ученик – это человек, который постоянно растет, и его рост – не событие, а процесс.

ПЕЧАТЬ УЧИТЕЛЯ

Одна из основных харакетристик ученика заключаетя в том, что он несет на себе печать учителя. Иисус сказал: «Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Мф. 10:25).

Когда Иисус призвал учеников, Он хотел, чтобы они уподобились Ему. Истинные ученики похожи на учителя, и они делают то, что делает Он. Павел стал учеником Христа, и, тогда он писал коринфянам: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1), а к филиппийцам он писал: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил. 3:17).

Павел имел мужество так выражаться, потому что имел убеждение: «Я сораспялся Христу,и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галатам 2:19-20).

Как Павел смог достичь такого состояния? Благодаря ежедневному общению с Иисусом. Это было не буквальное физическое общение, которое имели с Иисусом 12 учеников, а духовное общение, такое, как мы можем иметь с Тем, Кого не можем видеть глазами. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).

Ученик каждый день переживает опыты, которые меняют его. Это не просто эмоциональные опыты, а практические. Они включают в себя изучение Библии, постоянную молитву и христианское свидетельство. Последнее помогает делать других людей учениками. Когда опыт ежедневного общения со Христом становится реальностью, происходит вот что:

«Когда мы подчиняемся Христу, наше сердце сливается с Его сердцем, наша воля растворяется в Его воле, наш разум приходит в единство с Его разумом, все наши мысли сосредотачиваются на Нем: мы живем Его жизнью». {НУХ 311.4} «Когда «я» смиряется во Христе, истинная любовь проистекает самопроизвольно. Она – не порыв и не чувство, но решение освященной воли». {1РХЛ 206.1}

Тогда, и только тогда, Божья мечта о том, чтобы церковь осветила весь мир Его славой, будет претворена в жизнь:

en and only then will God’s dream of seeing His church illuminating the world with His glory be ful lled:

“Мир нуждается в доказательствах подлинного христианства. Формальное христианство можно увидеть повсюду, но, когда сила Божьей благодати проявится в наших церквях, их члены будут творить дела Христовы. Естественные и унаследованные черты характера будут изменяться. Благодаря Духу Святому, пребывающему в сердцах, они будут отражать подобие Христа, и пропорционально их чистоте и благочестию будет и успех в их труде» (Удивительная Божья благодать, 263).

БЫТЬ СО ХРИСТОМ

По этой причине, когда Иисус призвал первых учеников, «И поставил [из них] двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:14). Обратите внимание на две задачи, которые стояли перед учениками. Первая – быть с Учителем, вторая – проповедовать. Сначала – быть, потом – делать. Пребывание с Ним изменяло их характер, и тогда люди видели славу и добродетели ИИсуса в жизни Его учеников. Таким образом мы видим, что исполнение миссии состоит не только из информационной проповеди доктрин, но из откровения характера Иисуса людям этого мира.

«Последние лучи благодатного света, последняя весть милости к погибающему миру является откровением Его характера любви. Дети Божьи должны провозгласить Его славу. Своей собственной жизнью и достоинством своего характера они должны открыть всем, что сотворила для них благодать Божья». {НУХ 415.5}

Это и есть настоящее исполнение миссии.

«Мы должны идти и провозглашать благость Божью и открывать Его истинный характер перед людьми. Мы должны отражать Его славу. Делали ли мы это в прошлом? Открывали ли мы характер нашего Господа словом и делом?» {ВиД 61.4}

Видите, открыть характер Иисуса – это больше, чем объяснить теорию. Людям нужно увидеть жизнь Иисуса в жизни Его учеников. Они – соль земли. Соли не нужно придават пище какой-то особый вкус. Соль есть соль. Ученики являются светом мира. Свету не нужно делать что-то особенное, чтоы светить, это его естественное свойство. Так и с учениками. «Мы должны отражать характер Иисуса повсюду: в церкви, дома, в общении с соседями мы должны отображать привлекательный образ Иисуса» (Превознесите Его, 266.2).

КАК БЫЛИ ВОСПИТАНЫ ПЕРВЫЕ УЧЕНИКИ?

Теперь нам нужно задать вопрос: как воспитывается последователь Христа? Как получаются ученики? Вот наставления, которые дал Иисус: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20).

Эти стихи открывают три основные действия для воспитания ученика: найти, крестить и научить. На все это нужно время, за мгновение это не получится. Везде нужно проявить терпение, и в том, чтобы найти человека, и в том, чтобы научить, причем обучение – это процесс – оно имеет начало, но не имеет конца. Ученики никогда не перестают расти. Они постоянно развиваются. Павел не почитал себя достигшим конечной фазы развития.

Когда Иисус обучил Своих первых учеников, Он дал нам урок, который мы не должны забывать. Свежеиспеченные ученики, после знакомства с Учителем, пошли «искать». Каждый из них искал кого-то, чтобы привести к Иисусу. Обратите на динамику христианского свидетельства, как ее описал Иоанн: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1:35-36).

БЕЗ ХРИСТА НЕВОЗМОЖНО УЧЕНИЧЕСТВО

Заметьте, Иоанн Креститель превозносит Иисуса. Без Христа не бывает христианского ученичества. Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Когда Иисус превозносится, тогда естественно за ним идут люди. Когда Иисус возвеличивается перед людьми, мало кто может устоять.

В учителе из Галилеи есть удивительная привлекательность, способная смягчать сердца. Никто не оспаривает эту силу. Люди припадают к Его ногам и принимают Его как своего Спасителя. Так было с учениками Иоанна. Они последовали за Иисусом и остались с Ним. Они были рождены для царствия Божия. Они полюбили Его всем сердцем и не могли молчать об этом – они хотели рассказать о свой находке и делали учениками новых людей.

Почему? Все очень просто:

Каждый истинный ученик становится миссионером для Царства Божьего. Всякий, пьющий живую воду, сам становится источником жизни. Тот, кто получил, начинает отдавать. Христова благодать в душе человека подобна роднику в пустыне: бьет ключом, чтобы освежать всех и пробуждать в гибнущих душах страстное желание испить воды жизни. {ЖВ 195.2}

Миссионеры – это те, кто выполняет миссию. Они являются «истинными учениками». Они не могут молчать, им надо говорить об Иисусе.

Библия говорит, что: «Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты—Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:40-42). Сначала Андрей нашел Петра. Ключевой слово здесь «нашел». Невозможно найти, если не ищешь. Андрей искал Петра.

Иисус настолько поразил его, что он не мог молчать. Он пошел искать еще кого-то, чтобы сделать его учеником Иисуса. А кого ищете вы? Андрей искал Петра, который, кроме того, что был его братом, еще занимался с ним одним ремеслом – рыбной ловлей. Слова знакомого человека всегда более весомые, чем слова незнакомца. Именно таким, по замыслу Христа, был план ученичества.

МИССИЯ – НЕ ИЗМЕНЕНИЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

Мы не пытаемся переманить людей из других церквей, чтобы они ходили в нашу церковь. Вопрос не в перемене вероисповедания, а в перемене жизни. Мы не ратуем за то, чтобы люди поменяли свою религию – им нужно поменять свою жизнь, а изменение церковной принадлежности – это результат измененной жизни.

Люди, которые разрушали свои жизни и свои семьи, которые не знали, что делать и куда обращаться, которые проводили бессонные ночи, раздираемые чувством опустошенности, однажды встретили Иисуса, и теперь они не могут молчать. Они идут и рассказывают другим о том, что произошло с ними. Они испытывают побуждение любви – мотивации, которая возникает от новых перспектив, открывшихся в жизни.

Библия говорит нам о том, как Бог хотел евангелизировать мир. Если бы мы последовали библейсим наставлениям, мир был бы уже пропитан Евангелием. Каждое племя, каждый язык и каждый народ уже знал бы план спасения, и Иисус уже вернулся бы на нашу землю. Мы бы уже не жили в мире болезни и смерти.

«Если бы народ Божий выполнял Божье намерение, возвещая миру весть милости, то Христос уже пришел бы на землю и святых радушно приняли бы в Божьем городе». {ХС 86.4}

ПРИВОДИТЕ ЛЮДЕЙ К ИИСУСУ

Христианская миссия – приводить к Иисусу потенциальных учеников. Господь спасения касается сердец людей и обращает их к Себе. Но нужен тот Андрей, оспонивающий свою миссию, чтобы бы свел Петра с Иисусом.

«По Своей премудрости Господь направляет ищущих истину к тем, кто ее знает. По замыслу Неба те, кого озарил свет, должны делиться им с пребывающими во тьме». {ДА 134.3}

Библия говорит о том, что случилось после того, как Андрей привел Петра к Иисусу: «и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты—Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:42). В двух предложениях Господь описал прошлое, настоящее и будущее Петра. «Я знаю твои корни, — сказал Он, — ты сын Ионин. Но я так же знаю твое настоящее: ты – Симон. Однако, что на самом деле имеет значение, это то, кем ты станешь, будучи преображенным Моей благодатью – ты наречешься Кифа, что значит Петр».

Та встреча с Иисусом изменила всю жизнь Петра. Теперь брат Андрея покидал то место с сердцем, полным радости, новым виденьем жизни и жгучим желанием рассказать другим, что Иисус сделал в ег жизни. И что он сделал? Он искал незнакомца, чтобы рассказать ему об удивительной встрече с Иисусом? Нет. Незнакомцам все равно, что происходит в сердцах незнакомых людей. Каждый занят своими проблемами.

Петр не искал незнакомого человека, хотя в Библии об этом точно не говорится. Но там говорится о следующем. «На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром» (1:43-44). Последнее предложение объясняет все. «Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром». Как вы думаете, почему этот факт упоминается? Что Иоанн хотел им сказать?

Вифсаида была небольшим городом, расположенным недалеко от Капернаума, который тоже был небольшим городом. В таких городках все знают друг друга. Петр и Филипп были соседями. Что обыно делают люди, которые принимают Иисуса своим Спасителем?

«Вы можете читать Священное Писание и свидетельствовать об Иисусе и истине в кругу семьи, у очага своих соседей или у постели больного». {9СЦ 129.4}

Скорее всего Петр нашел своего соседа Филиппа и рассказал ему о своем великом открытии. В результате произошло обращение Филиппа, а он, в свою очередь, повел себя так, как ведут себя все обращенные люди.

«Самым первым побуждением возрожденного сердца является желание привести и других ко Спасителю». {ХС 101.1}

Обратите внимание, что сделал Филипп: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (ст. 45).

«Филипп знал, где его друг, и нашел Нафанаила молящимся под смоковницей. Они часто молились вместе в этом тихом зеленом убежище». {ЖВ 140.1}

Обратите внимание на ключевые слова «его друг» и «молились вместе». Здесь мы находим концепцию, которая является основной ученичества – дружба. Один друг рассказывает другому о том, что Иисус сделал в его или ее жизни.

Так Евангелие начало распространяться. Начала организовыываться и христианская церковь. И, если мы хотим завершить миссию, нам также нужно учить каждого верующего искать родственников, знакомых, сотрудников на работе, друзей, и делать их учениками.

Эллен Уайт пишет: «С призванием Иоанна, Андрея, Симона, Филиппа и Нафанаила было положено основание христианской Церкви. Вначале Иоанн Креститель послал двух своих учеников ко Христу. Один из них, Андрей, нашел своего брата и позвал его к Спасителю. Затем был призван Филипп, который отправился искать Нафанаила. Эти примеры должны научить нас, насколько важно наше личное усилие в привлечении к вере родственников, друзей и соседей… В каждой семье, среди соседей, земляков — везде для миссионеров Христа найдется работа». {ХС 118.1-2}

В 1886 г. она писала: «…трудно завладеть вниманием людей. Единственным успешным способом, найденным нами, являются библейские чтения. Сначала они вызывают интерес у отдельных слушателей, затем эти люди, посещая знакомых, привлекают их, и мало-помалу работа расширяется, как это было, к примеру, в Лозанне». {Ев 410.2}

Выражение «затем эти люди, посещая знакомых, привлекают их» особенно относится к обсуждаемой нами теме. Эллен Уайт следовала методу свидетельства, данному Иисусом – христианин ищет другого человека, чтобы привести его к Иисусу. И она часто делала акцент на том, как исполнить миссию.

«Многие люди нуждаются в служении любящих христиан. Многие погибшие души могли бы быть спасены, если бы их ближние — простые люди — приложили усилия для этого. Иные ждут, пока к ним обратятся за помощью. В каждой семье, среди соседей, земляков — везде для миссионеров Христа найдется работа». {ХС 118.2}

В христианском ученичестве центральной идеей являются личные взаимоотношения каждого верующего с людьми, которых он хочет сделать учениками. Евангельская кампания может дать новых верующих, но не новых учеников. Наша задача – подготовить учеников к встрече с Иисусом. Ученики становятся частью славной церкви, которую Иисус придет взять к Себе. Нужно приложить личные усилия и сблизиться с людьми, чтобы сделать их учениками. Каждый христианин должен участвовать в этом процессе: не просто передавать доктрины, а еще и образ жизни.

ДЕЛАТЕЛИ УЧЕНИКВ

Давайте теперь поразмышляем о необходимости в людях, которые бы готовили учеников, так сказать тренинге для тренеров. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:36-38).

Это очень точные слова. Есть огромная духовная нужда в окружающем нас мире. Люди приходят в этот мир и покидают его, так и не услышав доброй вести Евангелия. Наша церковь насчитывает 20 млн. членов по всему миру. Если бы, хотя бы, 2 млн. стали учениками, которые могут сами готовить учеников, то вскоре 7 млрд. жителей нашей планеты услышали бы евангельскую весть. Проблема заключается в том, что большинство членов церкви удовлетворяются тем только, что они верующие. Они не являются делателями учеников. Они лишь зрители на субботних богослужениях, которые они оценивают и критикуют – хорошо прошло служение или плохо. Они приносят свои десятины и приношения, но, к сожалению, не болеют за миссию.

Это не новая проблема. Сам Христос сказал, что жатвы много, но делателей мало. У нас много членов, но мало учеников. Как вы думаете, разе не прило время это изменить?

Инициатива «Приобщение всех членов церкви» направлена на то, чобы познакомить наших друзей с Иисусом. Вот несколько примеров, как можно лично принять в ней участие:

· Организуйте у себя дома домашнюю церковь.

· Пригласите соседей к себе домой на ужин и общение.

· Организуйте малую группу, чтобы совершать служение в вашем микрорайоне.