3. Природа Христа

Ошибка пионеров адвентизма состояла в том, что они считали Христа, Сына Божьего, рожденным Богом Отцом, то есть, имеющим начало. Отсюда вытекали и другие заблуждения.

Одно из главных имен Бога в оригинале начертано так: это всего лишь четыре буквы древнееврейского алфавита, так называемый тетраграмматон. В древнееврейском этими четырьмя буквами были: י (йод) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה‎. Если этот тетраграмматон начертать латинскими буквами, то это будет выглядеть так: YHWH. Так как на еврейском письме не ставились гласные буквы, текст состоял только лишь из согласных, то сегодня трудно узнать, как оно вообще произносилось. Можно подставить вот так гласные буквы: YaHWeH. У нас получится Яхве. Можно подставить вот таким образом: YeHoWaH. Тогда получится Иегова. Как это имя звучало в оригинале в те древние времена, трудно сказать, потому что это имя было настолько свято, что его старались лишний раз не произносить. Один раз в году первосвященник произносил его в Святом святых во время жертвоприношения в праздник Йом Кипур — День искупления. Позже было запрещено произносить это имя и в богослужениях. Согласно одному из преданий, этот запрет возник после смерти первосвященника Симона Праведного (III веке до н. э.).

По-русски больше принято этот тетраграмматон произносить как Иег`ова. Что означает это имя? Сущий, Самосуществующий, Имеющий жизнь в самом Себе. Адвентисты первого поколения считали, что это имя относится только к Вечному и Единому Богу Отцу.

Изучая все тексты Священного Писания, связанные с Иисусом Христом, мы сталкиваемся с такими выражениями, относящимися к Нему, как «Ангел». Что это означает? Мы знаем из Священного Писания, что ангелов создал Бог, и слово «ангел» означает «вестник». Однако в некоторых местах Ветхого Завета показано, что у Бога есть особый Ангел, Который говорит и действует так, как будто Он Сам есть Господь. В свете всей Библии, а также контекста, можно сказать, что этим Ангелом Господним является Сын Божий — Иисус Христос. Адвентисты с самого начала разделяли такую точку зрения, но не придавали особого значения тем стихам, в которых упоминалось об Ангеле Господнем как о равном Богу. Давайте рассмотрим эти тексты:

В 16-й главе книги Бытие говорится о явлении Ангела Господня Агари, служанке Сары. Давайте проанализируем этот текст:

«И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. …Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. …И нарекла Агарь Господа יהוה (YHWH), Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня» (Быт. 16:7-11,13).

Мы видим, что Агарь называет Ангела Господня – Богом. «Но обождите, — возразит кто-нибудь, — да, что там Агарь, стоит ли обращать внимание на слова какой-то служанки?! Ей все, что неестественно, — кажется уже Богом». Да, это может показаться действительно так. Но давайте подойдем с другой стороны к этому вопросу. Как вы думаете, допустил бы сотворенный ангел такое обращение к себе, как к Богу? Ни в коем случае. Здесь два выхода, либо это был обычный ангел, и он поступил богохульно, молча принимая по отношению к себе имя Бога, либо это был Тот, Кто «не почитал хищением быть равным Богу» (Фил. 2:6).

А Моисей, записывавший этот случай, как вы думаете, мог бы такие богохульные слова, которые по неведению Агарь вдруг приписала сотворенному ангелу, — пропустить и без всякого зазрения совести записать в книгу Бытие? Нет. И о чем же всё это говорит? О том, что ни Агарь, ни Моисей не ошиблись. Этим Ангелом Господним действительно был Иисус Христос. Но Иисусом Христом Он тогда не назывался. Это мы, зная Его как Иисуса Христа, условно называем так, чтобы было ясно, о ком идет речь. Для древних это был יהוה YHWH – Яхве или Иегова.

Второй текст:

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:1-6).

Этот текст красноречиво свидетельствует о божественности Иисуса Христа и о Его равенстве Богу. Обратите внимание на второй стих. Кто является Моисею в пламени горящего куста? Ангел Господень. А кто этот Ангел Господень? Единородный Сын. В 4 и 5 стихах Сын Божий назван Господом и Богом. А в 6 стихе уже сам Иисус Христос говорит о Себе, что Он является Богом Авраама, Исаака и Иакова, чем, фактически, — заявляет, что Ему поклонялись как Богу все патриархи.

Если читать следующие тексты, — можно увидеть еще большее тождество. Цитирую:

«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [יהוה YHWH –Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование обо Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15).

Вот в этих двух текстах, связанных с Агарью и Моисеем, вы не заметили интересную и важную закономерность? Вот смотрите, начинается описание со слов, связанных с Ангелом Господним: «И нашел на нее Ангел Господень…»; «Ангел Господень сказал ей…»; «И явился ему (Моисею) Ангел Господень…». Это первый момент встречи человека со сверхчеловеческим Существом, с Божеством, с Иисусом Христом. А как же еще иначе Он мог явиться человеку? Во всей Своей славе что ли? Христос являлся в таком виде, чтобы не ослепить человека всей Своей славой. Он предпочитал являться человеку в виде Ангела Господня или вообще в виде обычного человека. И самое первое впечатление человека было, что это Ангел Господень. Но в разговоре с этим Ангелом, тот, кому Он явился, приходил к явному выводу, что здесь Некто больший, нежели просто Ангел. И Сам Христос никогда не говорил о Себе: «Ну, вот, Агарь или Моисей, Я Ангел пришел к тебе. К этому выводу обычно приходили люди при встрече с Ним. А когда Христос начинал общаться с человеком, последний бесспорно делал вывод, что это — Божество. Агарь воскликнула: «Ты Бог видящий меня». Моисей после небольшого общения с Ангелом Господним уже мог сказать, и так он и написал: «Бог сказал Моисею…». Да и сам Христос, Которого при встрече посчитали за Ангела Господня, заявлял о Себе, что Он Сущий (YHWH).

Обратите еще внимание на Исх 6:3: «Являлся Я Аврааму, Исааку, и Иакову с именем “Бог Всемогущий”, а с именем Моим Господь, не открывался им». Это тот самый Ангел Господень, Которому поклонялись Авраам, Исаак и Иаков, и это Он же Бог Всемогущий, и Он же Господь (יהוה YHWH). Это Он же, Который явился в наш мир в образе человека, и имя Которому было дано Иисус.

Как вы думаете, Эллен Уайт поддерживала такое толкование или нет? Несомненно. Откройте самую первую главу «Желание Веков», и там вы можете прочитать следующее:

«Горящий куст, в котором Христос явился Моисею, обнаруживал присутствие Бога. Символ, который наглядно изображал Божество, был обыкновенным кустом, ничем не примечательным. В нем пребывал Бог. Бесконечно милостивый, Бог скрыл Свою славу в скромном образе, чтобы Моисей мог смотреть и не погибнуть…Именно Христос сказал Моисею из куста на горе Хорив: “Я есмь Сущий… Так скажи сынам израилевым: Сущий послал Меня к вам” (Исх. 3:14). Это было обетование о спасении Израиля. Поэтому, когда Он явился “в образе человеческом”, Он назвал Себя Сущим (Я есмь). Вифлеемское Дитя, кроткий и смиренный Спаситель и есть Бог, “явившийся во плоти” (1 Тим.3:16)».

Здесь все так очевидно: Тот, Кто предстает перед Моисеем в горящем кусте – есть Всемогущий Бог, и это никто иной, как Иисус! Это слова Эллен Уайт, и они в полной гармонии с Библией! Заметьте, мы, как адвентисты седьмого дня, опираемся не на высказывания Эллен Уайт, а на Библию, но констатируем, что и Эллен Уайт, опираясь на высказывания Библии, пришла к этому же выводу.

Эту мысль мы можем еще продолжить. Если Ангел Господень при встрече с Моисеем сообщает, что это именно Он являлся Аврааму, Исааку и Иакову, значит, должно было остаться свидетельство их встреч, в которых непременно должен был фигурировать именно Ангел Господень.

Находим ли мы подтверждение наших догадок? Несомненно.

Авраам.

Этот Ангел Господень (Христос) являлся людям не только в образе Ангела, но и виде Человека. Вот Авраам видит трех путников. Это были на первый взгляд обычные путники, совершающие свое паломничество. И хотя они были просто людьми, но один из них особо отличался, ну, может быть не столько внешним видом, но в Его речи сразу же Авраам признал Лидера, Он видимо был Спикером и первый вступил в разговор с Авраамом. Из дальнейшего разговора Авраам вполне понял, что перед ним предстали некто большие, чем простые путники, а особенно их Лидер, с которым он вступил в ходатайственный разговор, потому что узнал об их намерении посетить Содом и Гоморру судами.

Дальнейшее описание этого события перед нашим взором более конкретно раскрывает ту Личность, с которой разговаривал Авраам.

Обратим внимание на следующий текст:

«И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? Чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое. Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? Оно чудно» (Суд.13:17-18).

Здесь мы читаем, что Маной (отец Самсона) спрашивает Ангела Господня (считаю, что это Сын Божий) о том, какое у Него имя. Что на это отвечает Ангел Господень? Он уклоняется от ответа, говоря, что Его имя «чудно» (то есть, оно – необычное, не такое, как у других существ). Поэтому мы приходим к следующим выводам:

1 Имя у Сына Божьего было особым, не таким, как у других.

2 Его имя несло какую-то особую информацию, что не позволило огласить его.

И все же какое-то имя у Сына Божьего в Ветхом Завете было. Какое имя Он носил? Мы близко подходим к ответу, когда читаем текст: Исх. 23: 20-21. Здесь Бог Отец наставляет израильский народ следующими словами:

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем».

Обратите внимание, Бог Отец заявляет, что имя Его в Его Ангеле! Ангел Господень – это Божественная Личность. Кроме того, о Нем Отец сказал еще нечто удивительное. Его голоса нужно слушаться и не упорствовать, так как Он может и не простить греха. А кто может прощать грех? Может быть сотворенный ангел? Ни в коем случае. Разве нам теперь не становится ясно, что Ангел Господень имеет все полномочия Своего Отца, имея равенство Ему; и Оба Они – Божественные Личности, и имя у них одно. Сын Божий, Который в Писании часто называется Ангелом Господним, является по природе такой же Личностью Божества, абсолютно такой же, как и Его Отец. Сын Божий – это тоже יהוה YHWH – Яхве (Иегова).

А вот еще один очень важный текст:

«И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: из Египта вывел нас Господь? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд. 6:12-14).

Исследуя этот отрывок, мы никак не ошибемся, если скажем, что Ангел Господень – это Сам Господь יהוה YHWH.

В отношении некоторых текстов наши оппоненты, полемизируя с нами, пытаются убедить, что Ангел Господень — не Божественная личность, а личность, которая играет роль представителя Иеговы действующего от Его имени. Но этот отрывок не оставляет никаких шансов на подобное толкование. Давайте снова проанализируем этот текст:

Гедеону является Ангел Господень (Сын Божий) и приветствует его. Гедеон, отвечая на приветствие, высказывает свои сомнения и печали, не подозревая, кто в действительности находится перед ним. Но далее происходит нечто незаурядное: «Господь, (יהוה YHWH) воззрев на него», произносит Гедеону Свои повеления. Но заметьте, что это (речь, взор) исходит от одной и той же личности – Ангела Господня. Понимаете, что это значит? Ангел Господень – Сам Иегова, и Он не является Тем, Кто действует от имени Господа. Именно о Самом Ангеле сказано: «Господь воззрел». Иначе и быть не может. К какому выводу мы тогда приходим? Ангел Господень – это Сын Божий, Который является Господом Яхве (Иеговой) יהוה YHWH, точно таким же, как и Его Отец.

Но неужели существуют две личности с именем יהוה YHWH – Яхве (Иегова)? Да, существуют. Вот что мы читаем об этом:

«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт.19:2). Здесь при наказании этих двух городов еще четче вырисовываются две Личности Божества, и обе Личности названы словом Господь (יהוה YHWH). «Пролил Иегова…огонь от Иеговы». В это время один Иегова был на земле, это тот, Который беседовал с Авраамом, скрывший Свою Божественность, и представший перед ним как простой путник. Он же руководил всем процессом. Другой — Тот, Кто действовал как Источник.

Как вы думаете, кто из двух Личностей Божества приходил в Аврааму? Приходил Иисус Христос.

То же самое мы обнаруживаем и у пророка Захарии 3:1-2:

«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь (יהוה YHWH) сатане: Господь (יהוה YHWH) да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (יהוה YHWH), избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня»?

Давайте проанализируем этот текст: мы читаем, как Ангел Господень названный Господом (יהוה YHWH) запрещает противодействовать сатане именем другого Господа, также названным в Библии (יהוה YHWH) Яхве (Иегова). В обоих случаях использован один и тот же тетраграмматон יהוה YHWH. Кто этот Ангел Господень? Христос. Кто другой? Его Отец. А как комментирует эти слова Эллен Уайт? Аналогично. В своей книге «Пророки и цари» она пишет:

«В пророчестве Захарии ставится на вид обвинительная работа сатаны и работа Христа, оказывающая сопротивление сопернику Его народа».

Для того, чтобы поставить точку после этой мысли в конце этой главы, давайте внимательно проследим еще один последний Библейский текст, который станет резюмирующим элементом наших исследований в этой главе.

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:1-3).

Читая книгу пророка Исаии, мы видим, что Исаия видел на престоле – Всевышнего Бога, (в оригинале – יהוה YHWH), Которому поклонялись Серафимы. Как вы думаете, о ком здесь идет речь, об Отце или об Сыне? А давайте не будем строить свои предположения. На этот вопрос отвечает нам Евангелист Иоанн:

Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем (о Христе).

Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него (во Христа) (Ин.12:41-42).

Вывод к этому тексту: Исаия на престоле видел Сына Божьего, Которому поклонялись Серафимы как Богу.

Вывод ко всей главе: в Ветхом Завете Иисус и Отец названы одинаково — Господом (евр. Яхве или Иегова). Единородный Сын Божий – это Иегова Ветхого завета, как и Его Отец, что свидетельствует о равной природе как Одного, так и Другого. Христос – Сущий, Он не имеет начала, как и Отец.

Именно в этом пункте, к сожалению, заблуждались пионеры адвентизма. И если мы сейчас будем пытаться искать древние высказывания пионеров и строить своё учение и полемизировать на основании их вероубеждений, то это будет означать возвращение к консервации. Этого придерживаются лютеране и другие протестанты, для них авторитет Лютер, для кого-то авторитет Менно Симонс, для кого-то Кальвин. И некоторые Адвентисты сегодня, вместо того, чтобы исследовать Писание, пытаются опереться на ошибки Урия Смита или других богословов раннего периода Адвентизма и заявляют при этом, что раз пионеры адвентизма так понимали, то почему мы не можем сегодня иметь такую же богословскую подоплеку?