8. Пророческая цепь из семи блаженств книги Откровение

ПЕРВОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр. 1:3)

3. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко.

Давайте представим себе церковь дней Иоанна и объективно ответим на вопрос: действительно ли христиане того времени могли ощутить всю полноту блаженства, заложенного в книгу Откровение? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте попытаемся поставить себя на место члена церкви города, например, Филадельфии. Вот мы получили от Иоанна, по всей видимости, уже кем-то вручную откопированное это послание, а может сначала оригинал передавали из церкви в церковь. Ну, первая глава (хотя в то время текст не был еще разбит ни на главы, ни на стихи) нас как-то еще оживила. Мы прочитали о любимом Иисусе Христе, явившемся Иоанну на Патмосе в видении; нам приятно было получить приветствие от трех личностей Божества. Но вот мы, начиная со второй главы, читаем что-то малопонятное о соседствующих церквах. И вдруг мы с трепетным волнением обнаруживаем послание Ангелу также и нашей Филадельфийской церкви. Мы начинаем с интересом читать его. Но всё ли нам понятно? Какой-то ключ, какая-то дверь, которую никто не может ни отворить, ни затворить, кроме таинственного Святого и Истинного, хотя о Последнем мы догадываемся, что это, по-видимому, Иисус Христос. Но что это за сатанинское сборище, о котором здесь говорится? Возможно, это некоторые из членов нашей общины, но кто именно? А вот обещание сохранить нас от какой-то годины искушения,- это нас ободряет, хотя остается загадкой: что это, где и когда это искушение будет, и каким образом мы будем от него сохранены?

Мы читаем дальше: кони…звери…загадочное число зверя…три ангела, летящие посредине неба и возвещающие о каком-то суде, о падении Вавилона, который нас вообще не интересует, ведь его уже давно попрала Мидо-Персия. Вы, находясь в роли христианина первого века, вполне всё уразумели? Вы ощутили бы полноту блаженства от того, что вам не вполне понятно?

А христиане последующих столетий, например, средних веков. Неужели они всё понимали в этой пророческой книге? Мне кажется, вряд ли. Хотя некоторые детали они и пытались как-то прокомментировать, например, зверь с таинственным числом «666» — это, по их понятиям, был никто иной, как Нерон. Уж больно он «достал» первых христиан; и «зверя», страшней чем он, — они не видели.

Мы вполне можем понять сегодня наших современников – христиан, которые отказались от книги Откровение и заявили, что она — закрытая книга, лишь по одной причине, что им в этой книге ничего не понятно. А непонятно потому, что они либо не хотят признать себя в негативных героях этой книги, либо они «законсервировались» на каком-то этапе реформации и успокоились на достигнутом, в то время как истинная церковь пошла дальше.

Книга Даниила была планомерно запечатана до последнего времени (см. Дан. 12:4). Но вот наступил момент, когда адвентисты – миллериты ощутили блаженство, распознав пророчество Даниила, в частности 2300 вечеров и утр и 70 седмин и их взаимосвязь. И теперь истолкование книги предстало перед ними в истинном значении, в том, какое и было заложено в нее небом (за исключением одного: они считали, что святилище – это наша Земля, которая и должна была очиститься огнем). Их взор был направлен теперь на небо к Богу и на ожидание скорого Пришествия Христа.

О книге Откровение нельзя сказать, что она тоже была запечатана (см. Откр. 22:10), но, тем не менее, потенциал этой книги до определенного времени исчерпан не был. Но вот наступил 1844 год, 22 октября. Ожидающие Пришествия Христа испытали великое разочарование. Но искренние адвентисты в молитвенном духе предстали перед Богом; и Господь не оставил Свой народ в недоумении. Он раскрыл им всю истину, попранную папством; было снято покрывало также и с книги Откровение, и зазвучала трехангельская весть с еще большей силой в осознанном, истинном ее понимании.

Не радостная ли это весть?! Не это ли то самое блаженство, о котором мы читаем в Откровении 1:3?! Да, действительно теперь эта книга доставила истинное, полнообъемное блаженство искренним верующим. Вот теперь вполне можно заявить:

3. Блажен читающий, слушающие и исполняющие слова книги сей, ибо [воистину] время близко (Откр 1:3).

Итак, если 1843 год (до 1844 года, октября месяца) определил место в истории единственному блаженству книги Даниила (12:12), то 1844 год (после 22 окт.) дал начало первому блаженству книги Откровение (см.1:3). И, таким образом, первое блаженство книги Откровение подхватило эстафету у блаженства Даниила, и хронологическое колесо блаженств Откровения завертелось. И воистину мы блаженны тем, что нам выпало жить в эпоху апокалиптических блаженств.

Конец этого периода блаженства мы определим после того, когда рассмотрим второе блаженство.

ВТОРОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр. 14:13).

13. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14:13).

Давайте посмотрим, в связи с какими событиями высказано это блаженство. Текст после блаженства, 14 – й, повествует момент 2 – го Пришествия Христа.

14. И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому, на голове его золотой венец, и в руке его острый серп (Откр. 14:14).

О чем это говорит? О том, что блаженство относится к событиям, разворачивающимся до Пришествия.

С первых стихов 14 – й главы на арену выходят 144000 искупленных. С 6 – го стиха начинается описание обстановки, в связи с которой формируется эта особая группа. Это возвещение трехангельской вести. Но мы видим здесь, что формирование 144000 происходит не с началом проповеди трех ангелов, а с ее кульминацией, когда страсти накаляются в связи с навязыванием поклониться зверю, и образу его, и принятием начертания. На момент накала страстей мы читаем призыв иметь терпение при соблюдении заповедей Божиих и, укрепляющую святых, веру в Иисуса (см. Откр. 14:12). Этот текст стоит как раз непосредственно перед высказанным блаженством. Это то время, когда мир делится на два класса, которые будут жить на земле в момент Пришествия Христа.

Первый класс — Это «те, кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою» (14:9). И вот его судьба: «Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем» (14:10).

Второй класс — Это те, кто внял призыву: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод» (14:7); и которые сами несли эту весть, «живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу» (14:6), несмотря на то, что для этого нужно было иметь «терпение и веру в Иисуса» (14:12).

Но этот класс верных Богу также будет разделен ещё на два класса:

Первый класс верных — это «144000, у которых имя Отца Его (Агнца) написано на челах» (14:1). «Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» (14:4). Они прошли великую скорбь, но, имея терпение в соблюдении заповедей и веру в Иисуса, вышли победителями в этом последнем великом кризисе; и только они, победив зверя и его образ силой Агнца, могли «петь новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме 144000, искупленных от земли» (14:3).

Второй класс верных: но не все из спасенных смогут выдержать это испытание. Бог знает каждого: и его внутреннее духовное состояние, и его физические возможности; и для таковых спасенных Он и дал это утешительное обетование: «блаженны мертвые, умирающие в Господе» (14:13).

Если говорится здесь о том, что верные дети Божии будут еще умирать, а ведь смерть верных является семенем для спасения других, значит время благодати еще не окончено. Люди еще определяются: принять ли им начертание зверя или быть верными Богу в соблюдении Его заповедей. Но с другой стороны, если для соблюдения заповедей нужно крепкое терпение, и соблюдающие заповеди будут убиваемы, значит, события, вокруг которых разворачивается данное блаженство, происходит во время действия принудительного воскресного закона.

В связи с этим возникает четыре вопроса:

1 – вопрос:

В чем заключается блаженство умирающих в Господе?

2 – вопрос:

Что означает выражение: «И дела их идут вслед за ними»?

И точку мы поставим тогда, когда ответим более обстоятельно на

3 и 4 вопросы:

Где начало этого периода, начинающегося словом «отныне»? и Какое событие положит конец этому периоду блаженства?

Давайте теперь рассмотрим и эти вопросы.

1- вопрос.В чем заключается блаженство умирающих в Господе?

Что-то парадоксальное мы видим в этом блаженстве. Не так ли? Умирающие и даже мертвые, и вдруг они — блаженны. Не знаю, как вы, но мне почему-то не хочется умирать. Я хочу жить. А вы? Одна девочка выразила в стихотворной форме своё желание:

Я жить хочу — не умереть;

Хочу не плакать я, а петь.

А вот здесь об умирающих сказано, что они блаженны. Почему? Приведу выдержку из Духа пророческого, описывающую события тех дней; и потом мы сделаем вывод: действительно ли в то время блаженней будет умирать, нежели жить или нет:

«Даже самое яркое воображение не может нарисовать картину того времени. В это время испытания каждая душа должна будет отвечать только за себя перед Богом. Так как изданный различными христианскими правителями указ против соблюдающих заповеди Божии лишит их государственной защиты и отдаст их в руки произвольной толпы, народ Божий будет вынужден бежать из городов и селений и, объединяясь в небольшие группки, будут жить в самых уединенных и пустынных местах…. Многие будут отданы в условия самого вопиющего и жестокого рабства. Возлюбленные Божии переживают тяжелые дни, они закованы в цепи, осуждены на смерть в отвратительных подземельях» [1]

Смогут ли все, желающие остаться верными Богу, пройти до конца это огненное испытание, хотя бы даже в физическом плане, не говоря уже о душевных муках? Ведь будут там, возможно, и девяностолетние старушки, и парализованные старички, и дети, для которых отвратительные подземелья и металлические оковы были бы гораздо тяжелей перенести, нежели смерть; и любящая рука Божия на короткое время успокоит их от трудов; временная смерть освободит их от тяжких испытаний.

2 – вопрос.Что означает выражение: «И дела их идут вслед за ними»?

ПРИМЕР: Одного преступника – рецидивиста некто спросил: «Ну, как дела, приятель»? На что он ответил: «Да, какие тут дела (это было на зоне)? Это делишки, а «ДЕЛА» у прокурора»!

«Дела их идут вслед за ними», — читаем мы о тех, кто в блаженном и умиротворенном состоянии умер в Господе, получив тем самым избавление от великого испытания последнего времени.

Мы читаем еще одно место Священного Писания:

12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни, и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр. 20:12).

Насколько нам известно, с 1844 года начался суд на небе. Он начался с мертвых. Представьте себе картину суда: вот рассматривается дело Авеля, Адама, Сифа и т.д…. До какого-то момента впереди был целый список людей, дела которых предстояло рассмотреть на небесном суде, и, по мере продвижения вперед в рассмотрении дел, этот список становится всё короче и короче. Но наступит же когда-то момент, когда дела всех мертвых прошлых времен будут уже рассмотрены. Но запечатление 144000 еще идет, время благодати еще не закрыто, еще дети Божии умирают, кровью запечатлевая верность своему Творцу и Спасителю и Его истине, или просто спокойно умирают на своей постели. И как только они умрут, — их дела сразу же пойдут вслед за их смертью на суд для рассмотрения, так как дела всех умерших ранее уже рассмотрены, и «очереди» там нет. Всё это естественный процесс будущего. И лишь когда Бог поставит предел смерти и скажет: «Довольно!» — суд перейдет на живых; вот тогда-то и будет произнесено:

11. Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще.

12. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22:11-12).

3 – вопрос.Где начало этого периода, начинающегося словом: «отныне»?

Многие считают, что этот период блаженства начинается с 1844 года. Но при внимательной экзегезе здесь это не прослеживается. Чем же смерть умерших от 1844 года отличается от смерти людей всех предыдущих веков?! Разве тем, что умершие в период провозглашения трехангельской вести будут воскрешены не в общее, а в частичное воскресение?! Да, это преимущество перед теми, кто воскреснет в общее воскресение. Но текст не говорит о блаженстве в момент воскресения и после него, он говорит: «Отныне блаженны мертвые…». Заметьте: не воскресшие в частичное воскресение (для них определено другое блаженство), а «блаженны мертвые, умирающие в Господе».

И в чем же заключается их блаженство? Они успокоились от трудов своих (см. 1 — вопрос данной темы).

Так, с какого же времени тогда определен период этого второго блаженства, если не с 1844 года?

«Отныне» — от издания указа о воскресном дне. Это то время, с которого начнется особое испытание соблюдающих заповеди Божии, потому что на карту будет поставлен вопрос: суббота или воскресенье, начертание зверя или печать Божия.

4 – вопрос.Какое событие положит конец этому периоду блаженства?

Конец этого периода будет связан с закрытием двери благодати и началом суда над живыми. Вы заметили, что блаженства Откровения не облекаются в цифровые схемы?! Это так гармонично увязывается с констатацией Эллен Уайт, что после 1844 года не будет определенного пророческого времени. Слово Божие не отводит этим блаженствам какие-то временнЫе рамки, не облекает их в определенные годы или дни, и мы, поэтому, можем определить лишь событие, в связи с которым то или иное блаженство выходит на арену последнего времени.

Не забыли ли вы, что конец первого периода блаженства мы не выявили? Мы решили определить его после того, как рассмотрим второе блаженство. Теперь мы уже выявили начало второго блаженства — это указ о воскресном дне. Этот момент определяет и конец первого периода блаженства. Давайте выдвинем аргумент, подтверждающий эту констатацию. В тексте с первым блаженством мы обнаруживаем три мысли:

1- мысль — Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего.

2- мысль — Блажен соблюдающий написанное в нем.

3– мысль — Ибо время близко.

Скажите, когда ученик заходит в экзаменационный кабинет, у него есть еще время читать и изучать учебник? Уже поздно. Настал момент сдачи экзамена. Для народа Божьего настанет период сдачи экзамена. Это последний рывок в провозглашении трехангельской вести и притом в экстремальных условиях. И если мы сейчас не открываем Библию, — естественно, и Откровение, — не читаем, не изучаем и не исполняем то, что в ней написано, то тогда будет уже поздно. «Только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе» [2]

И хотя соблюдать написанное в этой книге мы будем всегда и в будущем, но третья мысль в этом тексте «ибо время близко» кладет предел этому периоду блаженства. «Ибо время близко», — это предупреждение о том, что скоро прозвонит звонок начала экзамена или, говоря реальным языком, будет издан указ о принудительном соблюдении ложной субботы, то есть, воскресенья; и тогда читать будет уже некогда, — только проповедовать. Проповедовать то, чему мы сегодня в благоприятное время научимся. Но это не снимает с повестки дня возвещение трехангельской вести сегодня. Всё, что не успеем мы сделать в благоприятное время — придется делать в трудное.

Итак, период первого блаженства Откровения: От 1844 года до указа о воскресном дне. Второй период блаженства: от указа о воскресном дне до закрытия благодатного времени (после закрытия благодати смерти праведников не будет).

ТРЕТЬЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр.16:15).

15. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели наготы его (Откр.16:15).

Какова историческая обстановка этого блаженства? Давайте рассмотрим его в контексте. Контекстом этого блаженства являются 15-ая и 16-ая главы, которые рисуют картину событий, происходящих уже после закрытия двери благодатного времени. Во все времена границей времени благодати была смерть. Но настанет день, когда такой границей станет окончание служения Христа в небесном святилище, хотя люди будут продолжать еще жить. После окончания благодатного времени, фактически, останется два класса людей, в отличие от всех времен, когда был еще и третий класс неопределившихся. О судьбе первого мы с трепетным волнением читаем:

2. И увидел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

3. И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца (Откр. 15:2-3).

Судьба второго класса (пока на данный момент) такова:

«И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр.16:1).

Итак, после закрытия благодати язвы, одна за другой, начнут изливаться на землю. И вот в судах шестой язвы мы находим ободряющий возглас: «Се, иду как тать» (16:15 1 часть), и тут же призыв с блаженством: «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (16:15 2 часть).

Я вижу здесь семь ключевых моментов:

1 — момент. Это блаженство начинается с закрытия благодатного времени, когда 144000 уже сформированы. Они запечатлены, чтобы живыми встречать Христа, потому что нет смысла уже им умирать, ведь кровь праведника при защите принципов Божьего Закона является семенем для обращения людей к истине, а все уже определились и заняли определенную позицию; а праведные, которых Бог счел нужным, чтобы они умерли – ушли на покой до славного скорого Пришествия Христа.

2 – момент. Возьмем текст: 15:6 (1 часть).

И вышли из храма семь Ангелов (Откр. 15:6 1 часть).

Это немаловажный фактор закрывшейся двери благодати. После судебного следствия Ангелы, которые присутствовали на его заседании, вышли из зала суда, значит, суд уже окончен.

3 – момент. Обратимся к следующим полутора стихам: 6 (2 часть) – 7 ст.

6 ст. (2 ч.) Облеченные в чистую и светлую одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

7. И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков (Откр.15:6 (2 ч.) — 7 ст.).

Какая противоположность! Чистые, светлые одежды с одной стороны, и с другой стороны, в руках чаши гнева. Мне это напоминает хирурга, одетого в чистый белый халат; руки стерилизованы и в руках острый скальпель. Он готов ампутировать зараженное место, чтобы спасти от смерти человека. Мы читаем:

«Для нашего милосердного Бога работа наказания — это “необычное дело”. Страшными делами, совершёнными в Своей праведности, Он восстановит авторитет Своего попранного Закона» [3] Для спасения человечества немало мер было предпринято Богом: и жертва Сына, и возвещение последней трехангельской вести, и время благодати, продленное до предела; а что остается делать Ему с «гангреной» человечества, которую невозможно было вылечить? Только «ампутировать», но прежде надо всем доказать, что эта «гангрена» уже неизлечима.

Теперь заметьте, — в атрибут ангелов входили не только чаши гнева, но они были опоясаны по персям (по груди) золотыми поясами. Выйдя из зала суда, для одних людей у них были приготовлены чаши гнева, а другая группа (запечатленные 144000) была в их сердцах (в области груди, где они были опоясаны золотыми поясами). Ангелы вышли, чтобы излить язвы на людей, на всех, кроме этих, запечатленных печатью Божией. Это так созвучно с пророчеством Иезекииля:

4. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих обо всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак.

5. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте…

6. …но не троньте ни одного человека, на котором знак…. (Иез.9:4-6).

Мы читаем, что произошло после того, как первый ангел вылил чашу свою на землю:

«И сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр.16:2).

4 — момент. Нам интересно узнать: для чего Бог подвергает людей столь великим страданиям, ведь покаяния уже не будет в то время?

Да, цель семи язв — не покаяние, а, во-первых, привести людей к сознанию того, что они боролись против Бога; во-вторых, эти бедствия покажут всей Вселенной, кто верен Богу, а кто — нет; и в-третьих, обстановка семи язв, а для 144000 это «бедственное время Иакова» (Иер. 30:7), ещё больше усовершенствует характер святых (см. Откр. 22:11), и они в это время еще больше будут полагаться на Бога. Опыт показал, что с нами происходит, когда мы живем в спокойной обстановке. Мы, зачастую, духовно спим.

Одну сестру как-то спросили (это было в прошлом веке, в период застоя):

-Сестра, как твои дела?

На что она ответила:

-Плохо!

-А почему же плохо?

-Да, потому что закончились гонения.

Гонения плохи только для нашей изнеженной и избалованной плоти, ведь плоть глупа (как сказал Поль Брэгг); это она ищет уюта и комфорта, а для духовной жизни это — благословение. 144000, помимо силы Божией, действующей на них и укрепляющей их, благодаря также и этим экстремальным обстоятельствам, проживут без греха, оставаясь при этом без Ходатая.

5 — момент. Возьмем стихи, предшествующие блаженству, и стих, стоящий сразу после блаженства. Они говорят о том, что бесовские духи, вышедшие из уст дракона, зверя и лжепророка, творят знамения; и выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон (см. Откр. 16:13,14,16).

Заметьте, в шестой язве не происходит ещё сама битва Армагеддон. Здесь происходит только собирание и подготовка к этой решающей битве, а сама битва произойдет только в седьмой язве, а верней, в седьмой язве произойдет только прелюдия, а окончательная и решающая битва произойдет после Третьего Пришествия Христа (после 1000 – летнего царства).

6 — момент. А вот слова с предупреждением, стоящие непосредственно перед блаженством:

«Се, иду как тать» (Откр 16:15 ст. 1 ч.).

Обратите внимание, день Пришествия на это время ещё не настал. Но эти слова являются ободряющим напоминанием, что «вот-вот Я гряду»!

Пришествие вора, в большинстве случаев, происходит неожиданно и внезапно. На тот момент всё ещё никто не знает ни дня, ни часа Пришествия Христа. Но, тем не менее, час Его Пришествия будет тогда действительно очень близок.

7 — момент. И вот, наконец, сам текст с блаженством:

15. Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его (Откр.16:15).

Самая главная предпосылка блаженства 144000 на тот момент — это то, что они не ходят нагими и не видна срамота их прошлой греховной жизни. Заметьте при этом, им не предлагается приобрести белую одежду. Одежда белая предлагалась людям еще до закрытия благодатного времени. Это нам сегодня предлагается белая одежда праведности Христа, но в то время 144000 уже одеты в белые одежды. Спаситель покрыл их наготу греховной срамоты Своей праведностью; и призыв звучит: «Бодрствуйте и храните эту белую одежду». Это говорит о том, что они её ни в коем случае не должны потерять, так как в то время они будут жить без Посредника.

Итак, начало этого периода блаженства — закрытие благодатного времени. А конец мы узнаем, рассмотрев следующее блаженство.

ЧЕТВЕРТОЕ БЛАЖЕНСТВО (19:9).

9. Блаженны званные на брачную вечерю Агнца (Откр.19:9).

Давайте посмотрим общую обстановку, в связи с чем высказаны эти слова; и мы увидим: на какое время и кому принадлежит это блаженство. Со слов: «После сего я увидел иного Ангела…» (18:1) начинается новая хронология событий последнего времени. Слава иного Ангела, от которой осветилась земля, это последнее предостережение, обращенное к жителям земли. Это последний зов на брачную вечерю Агнца. Эта весть будет звучать до конца благодатного времени (см.18:1-4).

Со слова «ибо (18:5) раскрывается причина гибели блудницы — «грехи её дошли до неба». Как говорят сегодня: «Он или они меня уже достали!» Как грехи допотопного мира «достали» Бога, Он не мог больше смотреть на их беззаконие. Как мерзость Содома превысила все меры долготерпения Божия, так и грехи Вавилона — великой блудницы — «дошли до неба»; поэтому ее постигнет справедливое возмездие (см.18:5-24).

19 глава, — это та глава, в которой мы читаем о четвертом блаженстве (см. 9 стих), и она повествует песнь искупленных после падения Вавилона — великой блудницы (см. 1-3 и 6-8 ст.). И в этой же главе после блаженства раскрывается торжественная сцена Второго Пришествия Христа (см. 11-21 ст.).

Заметьте, блаженство стоит между: с одной стороны, песни двух групп людей (1 – группа — 1-3 ст. и 2 – группа — 6-8 ст.) и Пришествием Христа (11-21 ст.); 9 стих с блаженством стоит между этими событиями. Эта последовательность говорит о том, что к моменту описания блаженства час Пришествия Христа ещё не наступил. Он только вот-вот грядет, и общее воскресение праведников совершится с Его приходом. Описание их воскресения мы находим лишь в 20 главе 4 стихе. Значит блаженство, о котором здесь идет речь, относится к людям, живущим до общего воскресения.

Что нас смущает в этом описании? То, что эти группы людей якобы уже на небе, в то время как Пришествия Христа еще не было. Но на небе ли они уже к этому времени, или это сценарий видения происходит на небе? А это совершенно разные вещи. Здесь фактически сценарий происходит на небе, но сюжет сценария взят из событий, происходящих и на земле и на небе (об этом мы ещё поговорим). Это не что-то новое в Библейских Откровениях. Вот, например, текст: Откр.11:12:

«И услышали они (два свидетеля Божиих — Ветхий и Новый Заветы) с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11:12).

На самом деле, возносились ли два свидетеля на небо на облаке? Ответ один, нет, их территория свидетельства земля. А вот ещё один текст:

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на голове её венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1).

Здесь также образы, а образы надо и понимать образно. Жена (церковь) оставалась и выполняла свою функцию на земле, но знамение явилось на небе. Нечто подобное мы находим и в видениях Эллен Уайт. Почти всегда она была главным действующим лицом в видении. Она ходила, видела, слышала и ощущала. Она была и среди тех, которые переносили страдания (бедственную ночь Иакова) после закрытия благодати и со всеми живыми искупленными, подобно ап. Павлу (см.1фесс 4:17) встретила Христа. Но мы же понимаем и ап. Павла и Э. Уайт, их видения и их роль в этих видениях.

А вот ещё один не менее интересный факт: в книге «Ранние произведения» Эллен Уайт сама дала пояснения на некоторые опубликованные ею видения, которые смущали скептически настроенных верующих. Вот выдержка из этой книги:

«Я также писала, что ”у престола появился сатана, пытавшийся подражать делу Божьему”. Я приведу ещё одно предложение на той же странице: “Я обернулась, чтобы посмотреть на другую группу людей, которые по-прежнему стояли, склонившись перед престолом”. Хотя эти молящиеся люди пребывали на земле в их смертной плоти, мне они были показаны склонившимися перед престолом. Я никогда и мысли не допускала, что эти люди действительно находились в Новом Иерусалиме. Мне и в голову не приходило, что кто-либо из смертных предположил, будто я верю в то, что сатана, в самом деле, был в Новом Иерусалиме. Разве Иоанн не видел на небе большого красного дракона? Конечно, видел. «И другое знамение явилось не небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами» (Откр.12:3). Едва ли такое чудовище может оказаться на небесах! Такое толкование столь же смехотворно, как и то, какое дают моим словам некоторые люди» [4] Так и в Откровении 19:1

«После сего я услышал на небе громкий голос…» (Откр.19:1).

А как еще иначе представить этот эпизод, где участвуют и люди, находящиеся на земле, и небесные обитатели: «24 старца и 4 животных» (4 ст.); да и сам престол находится на небе, от которого исходил голос говорящего (см. 5 ст.)? Как в одной картине представить тех, кто находится в разных местах, но участвует в одном сюжете? Может в этом сценарии престол надо было низвести на землю и 24 – х старцев и животных? А? А не лучше ли людей, которые являются уже предназначенными для жительства на небе, поместить в этом сценарии на небо? И притом заметьте: 24 – х старцев и 4 – х животных Иоанн и слышит и видит. А две группы он не видит на небе, а только слышит громкие голоса, исходящие с неба.

И еще одна деталь: о 24 –х старцах и о 4 – х животных он говорит в утвердительной, реальной форме: «пали и поклонились Богу, сидящему на престоле» (4 ст.). О людях же он пишет, употребляя выражение «как бы». «Громкий голос как бы многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» (1 ст. и 6 ст.). Да и сами сравнения с шумом вод многих, с громом сильным – всё это что-то неестественное и говорит больше о символизме, чем о реальности во всех её деталях.

Все эти факторы свидетельствуют о том, что всё же хронология здесь выдерживается. Описание этих событий не вырвано из времени после 2 – го Пришествия Христа, а всё происходит до Его явления и притом: с одной стороны, оно происходит на небе (небесные обитатели), и с другой — на земле (две группы людей).

Теперь давайте посмотрим, что же это за две группы людей, которые фигурируют здесь и к которым относится провозглашенное блаженство? Давайте рассмотрим 19 – ю главу более внимательно.

«После сего» (1 ст. 1ч.), т.е. после суда над Вавилоном Иоанн вдруг слышит голос какой-то группы людей. Что это за группа? С чего начинается речь этого народа? Их первый возглас: «Аллилуйя». Это еврейское слово «Аллилу» — хвалите и «Йя» — сокращенное Яхве или Иегова. «Хвалите Иегову (Господа) — был их первый возглас. За что они благодарили и хвалили Иегову?

«Спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему!» (Откр. 19:1)

Господь спасает их силой Своей, и за это они воздают Ему честь и славу. Заметьте, в тексте не говорится, что Господь уже спас их и избавил от врага полностью. Слово «спасение» стоит в настоящем и продолжающемся времени. Внешне они ещё подвержены опасности со стороны ополчившихся против них врагов, но их вера в Иисуса — или доверие Иисусу- дает им в`идение полного избавления от врагов в процессе спасения. От чего же или от кого Господь их спасает? Говоря о третьем блаженстве, которое охватывает период первых шести язв, мы увидели, что силы зла консолидировались, чтобы уничтожить народ Божий, который остался в живых. И кажется — он обречен; но Господь вступается за Свой избранный народ и «осудил великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим и взыскал кровь рабов Своих от руки её» (19:2). В седьмой язве, которая соответствует рассматриваемому нами периоду, мы читаем нечто подобное:

«И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр. 16:19).

Таким образом, первая группа из Откр. 19:1-3 — это живые 144000. Они благодарят Бога за избавление. В 3 – м стихе мы читаем, что они вторично восклицают: «Аллилуйя», и тогда живущие на небе двадцать четыре старца и четыре животных, пристально наблюдавшие за переживанием народа Божия на земле, который вдруг получил избавление от готового уничтожить его врага, также пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, и воскликнули: «Аминь! Аллилуйя!» (см. 19:4).

О второй группе мы читаем в 6-7 ст. Но прежде давайте обратим внимание на предпосылку, благодаря чему они появляются на арене.

Смотрим 5 – стих:

«И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» (Откр. 19:5).

Почему этой группе людей дано такое повеление — «хвалите Бога»? Что ли в тот момент, когда первая группа прославляла Бога, они молчали? Они не хотели, что ли хвалить Бога, или им не за что было Его восхвалять? А может их просто не было в живых, они были мертвы в тот момент? А не воскресшие ли это в частичном воскресении праведники именно в этот момент непосредственно перед Пришествием Христа? Не является ли повеление от престола: «хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие», — адекватно повелению: «Восстаньте из праха те, кто умер в период провозглашения трехангельской вести; встаньте и хвалите Бога»? Слова, с которыми обратился говорящий от престола, дают повод прийти именно к этому выводу. Как созвучны эти слова со словами первого ангела:

«Убойтесь Бога и воздайте Ему славу» (Откр. 14:7).

В тексте, который мы изучаем (19:6-8), говорится о том народе, который принял трехангельскую весть, убоялся Бога страхом благоговейного почтения и воздал Ему славу. Это тот народ, кто и сам провозглашал эту весть, но умер, И теперь эти верные воскрешены. Как созвучны также слова из рассматриваемого нами текста (19:5) со словами из седьмой трубы в Откр.11:18, который охватывают период провозглашения трехангельской вести:

«…и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим…» (Откр. 11:18).

Вы заметили? Здесь эти же три выражения:

1). Рабы Его.

2). Боящиеся Его.

3). Малые и великие.

Эти люди жили и проповедовали во время седьмой трубы, а рассматриваемые нами события происходят во время излития седьмой язвы. Я не буду цитировать Библейский текст, повествующий седьмую язву, прочитайте его сами (см. Откр 16:17-21). Давайте посмотрим, что Эллен Уайт пишет в «Великой борьбе», комментируя седьмую язву:

«В полночь Бог явил Свою силу для освобождения. Засияет солнце ослепительным блеском. Чудеса и знамения будут сменять друг друга. Безбожники с ужасом и изумлением смотрят на всё это, между тем как праведники следят за признаками своего избавления с торжествующей радостью. Кажется, что всё в природе изменило своё обычное течение. Реки остановились. Темные тяжелые тучи, надвигаясь, сталкиваются между собой. Посредине разгневанного неба виднеется полоса неописуемой славы; оттуда слышен голос Божий, подобный голосу множества вод, говорящий: “совершилось!” (Откр. 16:17). От этого голоса содрогаются небо и земля. Происходит великое землетрясение, ”какого не было с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Такое великое!” (Откр 16:18). Небо, кажется, разверзается и сжимается. От престола Божьего пробивается сияние славы Божией. Горы качаются, как тростник, колеблемый ветром, и обломки скал разлетаются во все стороны. Слышен как бы рев приближающейся бури. Разъяренное море волнуется. Нарастает гул страшного урагана, напоминающий голос демонов, совершающих свою губительную работу. Вся земля вздымается и опускается как волны морские. Её поверхность трескается, основания ее потрясены. Горные цепи погружаются в море. Обитаемые острова исчезают. В разъяренных волнах исчезают прибрежные города, в своем нечестии подобные Содому. И Вавилон великий «воспомянут перед Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. Огромные каменные градины, каждая «величиной в талант», совершает свое дело истребления (ст. 19,21). Самые высокомерные города земли превращаются в развалины. Великолепные дворцы, на сооружение которых великие мира сего отдали немалое богатство, чтобы прославить свое имя, теперь на их же глазах превращаются в руины. Тюремные стены рушатся, и народ Божий, заключенный в темницы за веру, выходит на свободу (им есть, за что прославить Бога, и они Его прославляют см. Откр 19:1-3 Прим. автора). Могилы открываются, и «многие из спящих в прахе земли, пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12:2). И все, умершие в вере в весть третьего ангела, выходят прославленными из могил, чтобы услышать Божий Завет мира с теми, кто соблюдал Его Закон». [5]

Этим воскресшим, верным Богу людям, также есть, за что прославить Бога, и они Его прославляют (см. Откр. 19:6-7).

«С неба слышится голос Божий, объявляющий день и час Пришествия Христа и заключающий вечный Завет со Своим народом (Вот только теперь становится известным день и час Пришествия Христа, а до сих пор это событие, хоть и было близко при дверях, но оно («как тать ночью».) Прим. автора). Подобно могущественным раскатам грома, Его слова разносятся по всей земле. Израиль Божий, устремив вверх взоры, вслушивается в каждое слово. Их лица освещены Его славой и сияют, как лицо Моисея, когда тот сошел с горы Синай. Нечестивые не могут смотреть на них. И когда произносится благословение над теми, кто чтил Бога, соблюдая Его святую субботу, раздается громкий победоносный возглас». [6]

Обратите ещё раз внимание на само блаженство (19:9) и на стих ниже, на 10 – й. Когда Иоанн пал к ногам ангела, тот сказал ему: «Смотри, не делай сего; Я – сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (19:10).

Смотрите, кому ангел является сослужителем (в данный момент)? Имеющим свидетельство Иисусово. А что означает выражение: «Свидетельство Иисусово»? Это «Дух пророчества». И о чем это говорит? Это говорит о том, что на данный момент ангел является сослужителем тем, кто имеет свидетельство Иисусово — Дух пророчества, т.е. живым 144000 и воскресшим в частичное воскресение, жившим в период Лаодикийской церкви, имеющей дар «Духа пророческого» в лице Э. Уайт.

11 ст. 19 гл. говорит уже об отверстом небе и о Сидящем на белом коне и Грядущем на землю. А Эллен Уайт, после того, что мы прочитали из Великой Борьбы, сразу же вслед за этим в этой же книге пишет: «Вскоре на Востоке появляется небольшое темное облако величиной в половину человеческой ладони». Но это уже момент того долгожданного Пришествия Христа. Об этом в следующем блаженстве.

Итак, наконец, о периоде. Возвращаемся к третьему блаженству. Мы говорили, что начало этого блаженства — закрытие благодатного времени, а конец мы увидели теперь в этом блаженстве, — это события, предшествующие частичному воскресению.

Период четвертого блаженства, таким образом, охватывает период времени, связанный с частичным воскресением. И воистину, «званные на брачную вечерю Агнца (Откр. 19:9), (начиная с 1844 года) — блаженны. Это с ними Бог заключает завет, как с «истинным остатком духовного Израиля», это им первым будет открыт день и час Пришествия Христа. Вы хотели бы принимать участие в этом блаженстве? Я тоже. А мы не лишены этой возможности. Да благословит нас в этом Господь.

ПЯТОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр. 20:6)

6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власть, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет (Откр. 20:6).

Это чудесное обетование всем тем, кто от Авеля до людей, живших до 1844 года, почил в Господе. Период этого блаженства, естественно, от первого воскресения и продолжится весь срок тысячелетнего царства на небе.

ШЕСТОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр. 22:7).

7. Се, скоро гряду: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. (Откр. 22:7).

СЕДЬМОЕ БЛАЖЕНСТВО (Откр.22:14).

14. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Откр.22:14).

Шестое и седьмое блаженства — эпилоговые. Они оба относятся уже к вечности на обновленной земле. Но они всё же имеют разные оттенки.

Шестое блаженство — новозаветное. Оно напрямую касается искупленных для вечности, живших в период христианской эры. Весть о скором Пришествии — «се, скоро гряду» и параллельные прямые высказывания Иисуса Христа Своим ученикам, такие как: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам» и подобные им, могли соблюдать только христиане.

Седьмое же блаженство относится к искупленным всех веков — от потерянного до возвращенного рая. Недаром в этом блаженстве заостряется внимание на древе жизни, потерянном Адамом; на соблюдении заповедей (Адам же с Евой первые нарушили волю Божию). И вход в город воротами здесь упомянут не зря (Адам потерял своё жилище в раю). Все соблюдающие заповеди Божии — блаженны. Они благодатью Божией спасены для вечности и войдут в город воротами.

Вот все семь блаженств книги Откровение. Мы, живущие в последнее время, имеем уникальнейшее преимущество быть блаженными сразу в шести блаженствах (кроме пятого). Этого преимущества не имело ни одно поколение живущих на земле людей. Ради этого, я думаю, стоит оторваться от земной пустоты и сосредоточиться на том, ради чего мы, как церковь остатка, существуем по воле Божией в это последнее время. Если это желание будет средоточием всей церкви остатка, то, выполняя свою миссию, Господь воистину скоро придет и не умедлит.

1. В.Б. 622.

2. В.Б. 593 – 594.

3. В.Б.627.

4. Э. Уайт «Ранние произведения» 92-93.

5. В.Б. 636-637.

6. В.Б. 639-640.