3. Приветствия и встреча

В прошлых главах мы начали вчитываться в первую главу, прочитали несколько первых стихов, чтобы разобраться в важности понимания этой книги; и мы говорили о принципах понимания этой книги, которые зиждутся на хорошем знании текста и контекста всего Священного Писания. Что ж, давайте посмотрим дальше, о чем в этом письме к семи церквам идет речь. Давайте, продолжим применять тот принцип, о котором мы говорили, для того, чтобы разобраться в том, что происходит здесь в книге Откровение.

Каждую субботу на богослужебном собрании нам кто-нибудь передает приветствие от наших братьев и сестер из других городов. Всех нас что-то объединяет. Это кровь Иисуса Христа сделала нас — некогда чужих — близкими, родными.

Иоанн, находясь на Патмосе, естественно, тосковал. Ему было о ком и о чем вспомнить. Вместе с ап. Павлом он немало потрудился в малоазиатских церквах, куда, по причине гонений в Иерусалиме, впоследствии переместился центр христианства. В последние годы перед ссылкой Иоанн был тесно связан с этими церквами. Совместное возвещение Евангелия, общие страдания от внешних притеснителей, да и от лжеучителей, сблизили его не с одним десятком последователей Христа. Теперь представилась возможность передать приветствие, и он спешит написать: «Благодать вам и мир». Это обычное приветствие того времени, которым обменивались первые христиане. Иоанн рад был бы передать привет от братьев и сестер церкви Патмоса, но рядом с ним никого не было, кроме уголовников, политических преступников и надзирателей. Но не беда! Иоанну представилась преимущественная возможность передать приветствие от самого Бога — Отца, больше того, от всех трех Личностей Божества. Вы когда-нибудь такое преимущество имели?

Иоанн прежде всего передает приветствие лично «…от Того, Который есть и был и грядет…» (Откр. 1:4 1ч.), т.е., от Вечносущей первой Личности Божества. Вы вполне можете возразить: «Почему от первой? Разве грядет не вторая Личность — Иисус Христос»? А вы читайте дальше: в 5-6 стихах вы найдете особое приветствие и от Иисуса Христа, но выражение: «есть, был и грядет» в данном тексте относится к Богу — Отцу. Здесь содержится мысль, концентрирующая внимание не на том, что Он грядет, а на том, что Он — Вечносущий, Вечносуществующий. И автор в данном случае, по всей видимости, эту мысль и имел в виду и выразил ее словами: «Который есть, был и будет во всю вечность», но до нас эта мысль дошла уже несогласной с оригиналом.

Подобное выражение мы находим и в 8 стихе этой же первой главы. Здесь еще более очевидна мысль вечного существования Божества. В этом тексте Сущий заявляет о Себе: «Я есмь…» и тут же Иоанн заключает эту мысль расширенным вариантом: «Господь есть и был и грядет, Вседержитель», то есть, Он не только Есмь (Сущий), но и был всегда Им и всю вечность будет таковым.

Третье место, где в Откровении встречается это выражение, это: 4:8:

«И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4:8).

Скажите, в самом ли деле четыре животных ожидают, когда Господь грядет? Нет, они с Ним, и Он с ними; и они прославляют Его святое и вечное имя, имя Того, Кто был, есть и всегда будет. Следует заметить также, что прославление в данном тексте относится не только к первой Личности Божества, но и ко всей святой Троице, о чем и свидетельствует тройное восклицание: свят, свят, свят. А это говорит ещё и о том, что выражение: «Есть, был и будет» в других текстах может относиться к любой из трех Личностей Божества, так как все Они имеют вечную природу; но в тексте 1:4 оно все-таки относится именно к первой Личности.

Давайте продолжим экзегезу этого замысловатого словосочетания: «Который есть, был и грядет». В книге Откровение встречаются и такие выражения как «Альфа и Омега», «Начало и Конец», «Первый и Последний», которые являются идентичными выражению: «Который есть, был и грядет». Ну, альфа и омега, мы знаем, — это название первой и последней букв греческого алфавита. Так вот, как-то все эти словосочетания направляют наш ум на понятия чего-то очень долгого по протяженности. От первой до самой последней буквы, от начала до самого конца, от первого до самого последнего. Что вынудило Иоанна прибегнуть к столь разнообразным определениям свойства бытия Божества? Да, здесь кроется какая-то тайна. Эти многогранные словосочетания показывают нам примитивизм иврита по отношению к греческому языку. Они безмолвно свидетельствуют о том, что некоторые довольно-таки простые вещи, которые на иврите понятны, а Иоанн должен излагать их на греческом языке; и вот он сталкивается с затруднением. Естественно, Иоанн, этот галилеянин, ему греческий язык не был родным, да и те, к кому были адресованы эти слова, едва ли были весьма грамотными. Мы должны понимать, что христианство было гонимо, и учеными могли быть только те, кто пришел в христианство, будучи уже грамотным. Именно поэтому Иоанн пишет очень простым греческим языком.

Для тех, кто проживает не на Родине, их иностранный язык очень прост, они знают только самые элементарные выражения, которые больше всего они и употребляют. Работал я как-то с молодыми ребятами, им обоим было чуть-чуть за двадцать. Были они узбекской национальности, приезжали к нам в Россию на заработки. И вот, всякий раз, уходя на обед, они говорили: «Ну, мы ушел!» Я, немного подучивая их русскому, исправил: «Не ушел, а ушли». Несколько раз они ошибались, но я им снова и снова напоминал, и это они вскоре усвоили. Но вот как-то на работу пришел только один из них. Когда он уходил на обед, он заявил: «Я ушли». Пришлось ему объяснять, что когда вас двое, то вы ушли, а если ты один, то ты ушел (хотя, если быть еще более точными в русском языке, то правильней будет сказать не «мы ушли», а «мы пошли»).

Но вот как мне трудно было им объяснить вот такое выражение, такую поговорку: Мы с напарником крепили гипсокартон, а эти два парня следом за нами шпаклевали. И мы не успевали, они нас догоняли, и я сказал им, что вы нам уже «наступаете на хвост». О, это было для них каким-то шоком. Какой там хвост у этих русских, на который мы им наступаем?! Полчаса я пытался им объяснить, я немного знаю узбекский язык, и где на узбекском, где на русском языке пытался им объяснить сначала, что такое хвост, они поначалу и этого слова по-русски не знали.

-Ну, вот у барана есть сзади хвост; и вот наступить на него. Они говорят: «А как на него наступить, ведь он короткий» ?! Но все-таки, в конце концов, до них дошло, что такое в нашей работе: «наступать нам на хвост». Когда один из них понял и стал другому на узбекском языке объяснять, что это значит; и я чувствую, что он правильно ему объясняет, ну, наконец-то, думаю, вы поняли, что такое: «Наступать на хвост».

Точно так и Иоанн, он родился в Галилее. Его родной язык был даже не иврит, а галилейско-арамейский. На иврите в то время разговаривали в Иерусалиме. Именно поэтому галилеян считали простолюдинами. На русском тоже есть разные диалекты: есть окающие, а есть и акающие; и их речь сразу же выдает — откуда они.

Встречаются как-то в Москве две женщины с разным говором. Одна из них впопыхах взяла не свой чемодан, и вот другая говорит ей: «А пачаму эт ты взяла мой чамадан»? Другая ей возражает: «А потому што это мои вещи (все через «о»)». Подходит милиционер и говорит на литературном русском языке: «Пройдемте-ка, товарищи, в милицию». Над галилейскими простыми рыбаками и над их неграмотной речью смеялись. И Петр, когда грелся у костра Иерусалимлян, сразу выдал себя своей речью, что он галилеянин.

Откуда Иоанн знает греческий язык, ведь он не заканчивал академию? О том, как Иоанн изучал греческий язык, написано в книге Деяния апостолов, 2 глава: Бог дал им дар языков, в силу которого они смогли изложить и пронести Евангелие в те места, где не говорили ни на иврите, ни на арамейском.

И вот Иоанну предстояло перевести понятие, которое он применяет из Ветхозаветных книг, это понятие надо было изложить на языке понятном народу, которому он служил, грекоговорящему народу. Хотя там были и иудеи тоже, но в диаспоре иудеи плохо владели как ивритом, так и арамейским, точно так, как здесь в России живут евреи, но большинство из них не разговаривает на иврите, их язык – русский; точно также как американские евреи разговаривают на английском, а французские евреи говорят по-французски. Это процесс ассимиляции. Поэтому Иоанну приходится использовать греческий язык, но тут-то и появляется проблема.

Дело в том, что имя Бога на еврейском состоит из 4 согласных букв (гласных букв у них не было): י (йод) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה‎. Это так называемый ТЕТРАГРАММАТОН. В русском синодальном переводе это слово переведено просто «Господь». В некоторых переводах оно переведено как «Иегова». Но слова «Иегова» на иврите не существует. Если уже говорить правильно, то этот тетраграмматон должен произноситься как Яхве (хотя и это произношение под сомнением, так как неизвестно, как точно оно произносилось). Это не просто собственное имя. Это имя состоит из двух компонентов: Корень – ה (хей) ו (вав) ה (хей) означает «быть», а приставка י (йод) здесь интересная. Интересна она тем, что обозначает глагол несовершенного вида или незаконченное, продолжающееся действие. Поэтому это имя означает, и правильно, кстати, русские переводчики в синодальной Библии перевели, когда в Исх. 3 глава на вопрос Моисея: «Как имя Твое?» Бог отвечает: «Я есмь Сущий». Русское слово Сущий абсолютно правильно отображает бесконечное бытие. То есть, оно означает: «Тот, Кто постоянно существует». На английском языке, между прочим, интересно это место переведено: «I am that I am» — «Я, Который Я» или «Я есмь Тот, Который есмь». Вообще не понятно, что это означает. В русском переводе здесь правильно подобран такой нестандартный подход: «Я есмь Сущий». Вот это то, что означает этот Тетраграмматон.

Но проблема здесь возникает вот в чем. Греческий, на котором приходилось Иоанну писать, имеет восемь времен глаголов. То есть, иными словами, если русский на своем языке мыслит линейно: настоящее, прошлое и будущее, то греческий язык разделяет время на восемь сегментов:

Ενεστώτας – настоящее время;

Παρακείμενος – перфект;

Παρατατικός – прошедшее несовершенное время;

Αόριστος — прошедшее совершенное время;

Υπερσυντέλικος – плюсквамперфект;

Μέλλοντας Εξακολουθητικός — будущее несовершенное время (простое);

Μέλλοντας Στιγμιαίος – будущее совершённое время (простое);

Μέλλοντας Συντελεσμένος — будущее совершённое время (сложное).

Таким образом, грекоговорящий, читая предложение с применением глагольной формы, сразу же по глаголу должен был определиться с временем: а в каком, собственно говоря, времени из восьми времен? Когда Он был? Но бытие Божие нельзя определить ни одним из этих восьми сегментов времени. Вы понимаете положение Иоанна? Бедный Иоанн должен был на греческий язык вот это как бы легкое и простое понятие, всего лишь четыре буквы еврейского алфавита изложить даже в нескольких стихах. Он показывает Его: и как Альфа и Омега; и как Первый и Последний; и Начало и Конец; и как Тот, Который был, есть и будет. Все эти сравнения предназначены исключительно для того, чтобы носитель греческого языка и читающий на греческом ни в коем случае не вздумал поставить Бога ни в один из этих восьми сегментов времени, а чтобы он понимал, что Бог существует вечно вне времени.

Итак, первое приветствие Иоанн передает церкви от Бога — Отца. Но на этом он не заканчивает свои приветствия. Затем он передает приветствие «от семи духов, находящихся пред престолом Его» (это тот же 4 стих). Речь здесь идет о Святом Духе, деятельность Которого является нам людям во всем разнообразии и полноте. Можем ли мы эту мысль о Духе Святом как-то аргументировать? Только методом сопоставления библейских текстов, говорящих что-либо на эту тему. Итак, начнем это сопоставление. Мы возьмем семь текстов:

1 текст. Откр. 1:4. Это рассматриваемый нами текст. Он раскрывает Духа Святого как «семь духов, находящихся пред престолом Его», пред престолом Того, Который есть, был и будет всегда.

2 текст. Откр. 3:1 «Так говорит имеющий семь духов Божиих…». Этот текст повествует, от кого исходит Дух Святой, Который здесь также назван «семь духов Божиих».

3 текст. В Откр. 4:5 сказано также: «Семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих».

4 текст. Обратимся теперь к Захарии 3:8-9:

«Выслушай же, Иисус, Иерей великий, вот, Я приведу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей».

5 текст. Возьмем Откр. 5:6:

«Агнец, как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных на всю землю».

6 текст. Захарии 4:10:

«Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Заровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют взором всю землю»?

Вы обратили внимание на то, что «семь духов», «семь светильников», «семь очей» и «семь рогов» — одно и то же?!

И наконец, 7 текст, который конкретно отвечает на вопрос, что собой представляют эти семь… Захарии 4:2,4,5,6:

2. «И сказал он (Ангел) мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его;

4. И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой?

5. Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой.

6. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Заровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф».

Итак, Дух Святой из Зах. 4:2, что касается природы Его существования, то это один светильник, а что касается Его функций, то это семь лампад. К тому времени, когда писалась эта книга, церковь была уже в стадии деградации (см. Откр. 2:4-5); и если учесть, что она не в лучшем состоянии и в последнее время (см. Откр. 3:15-19), то для продвижения работы Божией на земле необходим семикратно усиленный Дух Святой. Недаром пророк Исаия в 11 гл. 2 ст., раскрывая источник силы мессианского царя, подобно семицветной радуге, развертывает перед нами полноту благодатных даров, раздаваемых Святым Духом. Вот смотрите: «И почиёт на Нем Дух Господень (1), дух премудрости (2) и разума (3), дух совета (4) и крепости (5), дух ведения (6) и благочестия» (7).

Разве полнота Святого Духа не обещана и нам, живущим в последнее время?! Да, обещана. А вот и текст с обетованием, состоящий из семи слов: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян. 2:17 ст.1 ч.).

И каков результат излития Святого Духа? Ответ здесь же ниже (17-21 ст.). Вот семь глаголов, которые определяют семизначный результат излития Святого Духа:

1 «И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; рабы Мои и рабыни Мои.

2 И юноши ваши будут видеть видения.

3 И старцы ваши сновидениями вразумляемы будут;

4 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь, и курение дыма.

5 Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде, нежели наступит день Господень великий и славный.

И основная цель Божия по отношению к человечеству будет достигнута, если:

(И это уже шестое) Всякий, кто призовет имя Господне.

И наконец, самый главный результат излития Святого Духа:

(Седьмой) Тот спасется»!

Итак, Дух Святой во всем Своем разнообразии, по крайней мере, в семи видах раскрыт в служении людям. Он:

1 Свидетельствует о Христе (Иоан. 15:26).

2 Научает (Лук. 12:12).

3 Утешает (Иоан. 14:26).

4 Животворит (возрождает) (Иоан.6:63).

5 Запечатлевает Ефес. 1:13).

6 Руководит (Рим. 8:14).

7 Ходатайствует (Рим. 8:26).

И поэтому согрешить против Святого Духа мы можем так же, как минимум, семью методами:

1 Отвергая призыв к спасению (см. Деян. 24:25).

2 Отвергая полученный свет (см. Пс. 118:105 Мих. 6:8).

3 Сознательно нарушая Закон Божий (см. Матф. 7:21-23).

4 Разрушая наш организм (см. 1Кор. 3:16-17; 6:19-20).

5 Не исповедуя свои грехи и не прощая ближним (см. Прит. 28:13; Матф. 6:14-15 Иак. 2:13).

6 Выступая против учрежденной Богом церковной организации (см. Числ. 16:1-3, 28-33).

7 Приписывая работу Божию дьяволу (см. Матф. 12:24-32).

Какой сделаем вывод?

Семь духов, семь светильников, семь очей, — это Святой Дух. Он — всё во всём во всех делах восстановления падшего человечества. Вот таков разбор приветствий от двух Личностей Божества во всей их полноте.

Наконец, Иоанн передает приветствие от Иисуса Христа. Христу он отводит особое место. С Ним он знаком лично. Общение с Ним было в самой непосредственной связи. В первом тексте, перечисляя передатчиков, апостол мог бы, по всем правилам ординаты, на первое место поставить Бога — Отца; но нет же, первое место он отвел Христу. «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог». Здесь же приветствие от Иисуса он отодвигает на последнее место. Для чего? Во-первых, он придерживается общепринятой в то время структуры литературного построения, он использует так называемый: «хиазм». «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог; приветствие сначала от Бога Отца и в конце от Иисуса Христа». А во-вторых, по всей видимости, приветствие от Христа он ставит на последнее место еще и для того, чтобы в конце дать о Нем более обширное описание. Обычно самый главный сюрприз мы оставляем на конец. В концерте последний номер отводится, как правило, самой популярной «звезде».

Иоанн не мог просто так написать: «Благодать вам и мир от Иисуса Христа», и на этих словах закончить приветствие. Вроде бы и исчерпывающее предложение, но чего-то не хватает. Посредственные приветствия мы слышим каждую субботу. Но, передавая приветствие от особо знакомых нам братьев или сестер, служение с которыми в прошлом тесно переплеталось, мы просто не можем умолчать и не упомянуть несколько теплых слов в их адрес, черпая из воспоминаний то, что на всю жизнь отложилось в памяти от их сердечной теплоты.

Иоанн, передавая приветствие от Иисуса, во-первых, отзывается о Нем, как о Свидетеле Верном, во-вторых, он констатирует, что Христос — Первенец из мертвых, третьим заявлением Иоанна является то, что Иисус – Владыка царей земных. Он не мог удовлетвориться этим перечислением. Его душевные запросы требуют перечислить еще что-то из достоинств Христа. Я не думаю, что Иоанн делал искусственную натяжку до семи, перечисляя достоинства Христа; но, по-видимому, даже не осознавая того, его внутренние подсознательные чувства вели до этой полноты.

Давайте возьмем пока в скобки дополнение из 5 и 6 стихов, и перед нами предстанет хвалебный возглас Иоанна, славословящий Иисуса Христа: «Ему (…) слава и держава во веки веков».

А теперь давайте разберем дополнение, которое мы взяли в скобки, и выявим те четыре заключительные причины, благодаря которым Иисус достоин славы и которые в сумме с первыми тремя констатациями формируют «букет» из семи достоинств Христа, не выявив которые, Иоанн не удовлетворяется в своем приветствии. Итак, Иоанн продолжает:

4).«Возлюбившему нас».

Любовь Христа настолько обширна, что о ней можно писать целые тома книг. Но что более всего достойно внимания, так это то, что Иисус не только заявил о Своей любви, но и на деле это доказал.

5).«Омывшему нас от грехов наших кровью Своею».

Эти слова красной нитью проходят по всему Священному Писанию. Это Евангелие, это Благая весть нам грешным людям. Доказывая делом Свою любовь, Он перенес Голгофские страдания и кровью Своею омыл наши грехи, чтобы оправдать нас, раскаявшихся грешников.

У Иоанна всплывает в памяти, что еще сделал для нас Христос; и он продолжает следующими словами:

6).«Соделавшему нас царями Богу и Отцу Своему».

Иоанн, по всей видимости, вспомнил высказывание Христа: «Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21). Речь здесь идет, скорее всего, о царстве благодати, в котором мы – христиане, как цари сами над собой, черпая силу Божьей благодати, господствуем над своими страстями и вожделениями, порабощая их по воле господствующего над нами Царя всех царей земных.

И наконец, он заканчивает приветствие следующей констатацией:

7).«Соделавшему нас священниками Богу и Отцу Своему».

Хотя последние две констатации в тексте объединены в одно предложение, дабы не повторяться, но смысловая конструкция этого предложения подразумевает именно эти две полные фразы; поэтому при тщательном разборе их лучше разъединить. Заметьте: глагол «соделавшему», относящийся как к шестой, так и к седьмой фразе, стоит не в будущем времени, а в настоящем. Христос в определенном смысле сделал нас уже и царями и священниками. Ап. Петр подтверждает эту мысль:

«Но вы – род избранный, царственное священство…» (1 Петр. 2:9).

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Петр. 2:5).

Христиане в том смысле могут называться священниками Богу и Отцу своему, что они служат Ему, принося в молитве к престолу благодати свои сердца, сокрушенные и смиренные. В этом жертвоприношении должен священнодействовать и священнодействует каждый христианин.

Резюмируя эти семь отзывов Иоанна о Христе в его приветствии от Него, мы не можем не заметить еще один интересный факт. Семь, это три плюс четыре; где три — это число неба, а четыре — это число земли; и когда небесное соединяется с земным, — мы имеем полноту – семь. Вот здесь это еще раз подтвердилось. Заметьте: три первых отзыва относятся сугубо к Иисусу Христу:

1 Свидететель верный.

2 Первенец из мертвых

3 Владыка царей земных.

Четыре последних отзыва связаны уже с нами землянами:

4 «Он возлюбил нас».

5 «Он омыл нас от грехов наших».

6 «Он соделал нас царями Богу».

7 «И Он соделал нас священниками Богу и Отцу Своему».

Вот только теперь Иоанн восклицает: «Аминь». На этом он заканчивает свое обширное приветствие от Иисуса Христа, да и вообще от всей Троицы.

Давайте попробуем пропустить теперь седьмой текст через призму, и перед нами предстанет картина из семи цветов радуги. Мы увидим семь видов живых существ, которые встретятся в тот великий день. Назовем эту тему семибуквенным словом:

В С Т Р Е Ч А (7 стих)

Это тот момент, который ждали люди на протяжении не одного тысячелетия; и наконец-то эта встреча состоится. Не для всех конечно этот момент будет радостным. В словах: «Се, грядет с облаками», — мы видим два представительства.

1. Божество в лице Иисуса Христа.

2. Святые ангелы (см. Деян. 1:9-11).

Остается выявить еще пять представительств от земли, которые встретятся с Тем, Кто грядет с облаками. Иоанн пишет дальше: «И узрит Его всякое око». Кому дано будет увидеть Пришествие Христа?

3. Живые праведники увидят Его? Да.

4. А живые, отвергнувшие Его благодать?

И они узрят Грядущего, хотя это им будет не в радость. О них мы читаем: «…скрылись в пещеры и ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:15-16).

Итак, четыре вида живых существ мы уже нашли. Обнаружим ли ещё три?

5. А мертвые праведники разве не воскреснут? Если Священное Писание верно, то, безусловно, не без них пройдет столь важное событие (см. 1Фесс. 14:16).

Осталось найти всего две разновидности.

6. Текст гласит дальше: «И те, которые пронзили Его».Которые пронзили Его?! Откуда они взялись здесь, ведь это же нечестивцы, и они должны воскреснуть через 1000 лет после Второго Пришествия Христа? Но раз о них здесь говорится, значит, они будут среди тех, чьи «очи узрят Грядущего с облаками», ведь это «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог», и оно верно и истинно. Значит, они воскреснут и, вероятно, незадолго до Пришествия. Через пророка Даниила Бог дает такой намек: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Заметьте: речь здесь идет не о событиях после 1000 – летнего периода, когда должны воскреснуть все нечестивые, и когда они выйдут на широту земли и окружат стан святых и город возлюбленный, и ниспадет на них огонь с неба от Бога и пожрет их (см. Откр. 20:7-9). То есть, не о вечной смерти идет здесь речь, которая ожидает нечестивых, как возмездие за грех, — нет, они воскреснут на «поругание и посрамление». Они будут очевидцами Пришествия Христа во славе. Речь здесь идет, конечно, далеко не только о тех буквально двух-трех воинах римской армии, которые пронзили Его тело гвоздями в руки и ноги, а потом копьем в бок. Речь идет быстрей всего об отличившихся особым образом в великой борьбе между добром и злом, о многих ярых врагах и гонителях Христа и Его церкви. Они станут свидетелями Его славного Пришествия. Основанием для такого вывода являются еще и слова Христа, которые Он объявил первосвященникам и старейшинам, что они будут: «Видеть Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Матф. 26:64).

Давайте прочитаем еще раз этот текст Дан.12:2; он еще больше расширяет эту мысль.

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

Во-первых, «многие…». А многие, это не все, а выборочно.

Во-вторых, «одни для жизни вечной, а другие на вечное поругание и посрамление». О чем это говорит? О том, что в этом особом воскресении будет два класса: праведники и нечестивые. Эллен Уайт говорит об этом так: «В это воскресение будут пробуждены не только враги Христа, но также и те, которые умерли с верой в трехангельскую весть». [1] Это особое воскресение, которое произойдет незадолго до Пришествия Христа. На языке богословия называется оно «частичным воскресением». Частичное воскресение праведников, я думаю, не стоит в данном случае выделять в особую категорию, — они относятся к тем, кто вкусил первую смерть и воскрес от нее, правда, чуть-чуть раньше, чем все остальные праведные, чтобы разделить с Богом всю вечность.

Итак, мы имеем уже шесть видов живых существ:

1) Божество в лице Иисуса Христа.

2) Ангелы непавшие.

3) Праведники живые, не вкусившие смерти.

4) Нечестивые живые, не вкусившие смерти.

5) Нечестивые, воскресшие в частичное воскресение (вкусившие смерть).

6) Праведники, воскресшие в частичное и общее воскресение (вкусившие смерть).

А где же седьмая разновидность?

7) Падшие ангелы во главе с сатаной. Этой встречи им не миновать. Кто, как ни сатана, — заказчик убийства Христа?! Кто, как ни он, стоял во главе ярых гонителей церкви Божией?! К падшим ангелам и ко всем нечестивым людям относятся слова: «Возрыдают пред Ним все племена земные».

Вот все семь видов живых существ, которые встретятся в день Пришествия Христа во славе.

РЕЗЮМЕ К 3 – Й ГЛАВЕ

СЕМЬ РЕЗЮМИРУЮЩИХ МЫСЛЕЙ

1 – МЫСЛЬ. Иоанн рад был бы передать привет от братьев и сестер церкви Патмоса, но с ним рядом никого не было, кроме уголовников, политических преступников и надзирателей. Но не беда! Иоанну представилась гораздо преимущественная возможность передать приветствие от всех трех Личностей Божества. Вы когда-нибудь такое преимущество имели?

2 – МЫСЛЬ. «Семь духов, находящихся пред престолом Его», — это Дух Святой. Мы выявили, почему Дух Святой, Который, являясь одной Личностью, представлен нам как 7 духов, 7 очей, 7 светильников. Да, согласно Зах. 4:2, что касается Его функций, то это семь лампад, а что касается Его существования, то это один светильник. Таким образом, деятельность Святого Духа является нам людям во всем своем разнообразии и полноте.

3 – МЫСЛЬ. Дух Святой во всем Своем разнообразии, по крайней мере, в семи видах раскрыт в служении людям: Он свидетельствует о Христе, научает, утешает, животворит (возрождает), запечатлевает, руководит и ходатайствует.

4 – МЫСЛЬ. Пророк Исайя в 11 гл.12 ст., раскрывая источник силы мессианского царя, подобно семицветной радуге, разворачивает перед нами полноту даров, раздаваемых Святым Духом. «И почиет на Нем Дух Господень(1), дух премудрости (2) и разума (3), дух совета (4) и крепости (5), дух ведения (6) и благочестия» (7).

5 – МЫСЛЬ. Полнота Святого Духа обещана и нам, живущим в последнее время; а текст с обетованием состоит из семи слов: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть» (Деян. 2:17).

6 – МЫСЛЬ. Иоанн, передавая особое приветствие от Иисуса Христа,

Во-первых, отзывается о Нем, как о Свидетеле Верном.

Во-вторых, он констатирует, что Христос – Первенец из мертвых.

Третьим заявлением Иоанна является то, что Иисус – Владыка царей земных.

В-четвертых, Иоанн отзывается о Христе: «Возлюбившему нас».

В-пятых, «омывшему нас от грехов наших кровью Своею». Эти семь слов красной нитью проходят по всему Священному Писанию.

В-шестых, у Иоанна всплывает в памяти, что сделал еще для нас Христос, и он продолжает следующим семисловием: «Соделавшему нас царями Богу и Отцу Своему».

И наконец, он заканчивает приветствие семисловной констатацией: «Соделавшему нас священниками Богу и Отцу Своему».

7 – МЫСЛЬ. Момент встречи семи видов живых существ в день Второго Пришествия Христа из Откр. 1:7. Вы не забыли эти семь разновидностей?

1. Божество в лице Иисуса Христа.

2. Ангелы непавшие.

3. Праведники живые, не вкусившие смерти.

4. Нечестивые живые, не вкусившие смерти.

5. Нечестивые, воскресшие в частичное воскресение (вкусившие смерть).

6. Праведные, воскресшие в частичное и общее воскресение (вкусившие смерть).

7. Падшие ангелы во главе с сатаной.

Итак, в какой категории хотели бы вы быть в момент той встречи? Я хочу быть в шестой, а еще лучше – в третьей, но ни в коем случае не хочу попасть в четвертую, и Боже упаси меня от пятой; потому что с седьмой мне не по пути, вторая – мои друзья, а Того, Кто в первой — я жду и рад буду проводить с Ним всю вечность. А вы? Желаю вам удачной встречи с Иисусом Христом!

1. В.Б.637.