5. Семь «я» Иоанна и обширный пролог

В девятом тексте первой главы Откровения Иоанн раскрывает себя с семи сторон. Каждая сторона подчинена главному члену предложения, подлежащему «я». Хотя Иоанн скромно один раз говорит: «я», но в остальных случаях оно лишь подразумевается. Мы можем каждую из этих сторон увидеть полно объёмно, если подлежащее «я» поставим с каждым подчиненным ему словом и с дополнением по отдельности. Вот что мы получим:

Я Иоанн.

Я брат ваш.

Я соучастник в скорби.

Я соучастник в царствии.

Я соучастник в терпении Иисуса Христа.

Я был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие.

Я был на острове, называемом Патмос, за свидетельство Иисуса Христа.

Давайте кратко рассмотрим каждую из семи сторон:

1 – сторона. «Я Иоанн».

Людей с именем Иоанн в то время было немало; как в России — Иван; у англичан – Джон, а у немцев – Иоганн. Было время, когда Иоанн не был еще столь популярен и, чтобы отделить его от других Иоаннов, надо было называть его, как и его брата, «сын Зеведеев», да и пришлось дать ему еще прозвище или что-то вроде нашей фамилии – «Громов» (см. Мф. 4:31; Мк. 3:17). Сегодня это звучало бы на русском языке так: «Иван Зеведеевич Громов». Но к концу века он настолько вошел в известность, что стоило ему только написать: «Я Иоанн», — этого было вполне достаточно, чтобы понять, кто автор этих слов. Но заметьте, несмотря на то, что Иоанн был знаком всему христианскому миру, как он скромно отзывается о себе: «Я Иоанн». Он совершенно не претендует на то, что ему присвоили сегодня: «Святой Иоанн богослов».

2 – ая сторона. «Я брат ваш».

Скромно…уравнивающе…Иоанн не выпячивает себя из числа остальных братьев. Он не говорит о себе: «Я Иоанн, старший брат». А ведь Иоанн мог бы на это претендовать, он же единственный остался в живых из числа 12-ти апостолов. Да и по возрасту, он был не из молодых. Но он, тем не менее, пишет о себе просто и скромно: «Брат ваш». Есть чему у него научиться? Я думаю, да. Не обязательно при каждом удобном случае заострять внимание на своем звании и выпячивать свое положение в церкви или подчеркивать свою богословскую степень.

3-5 стороны. «Я соучастник в скорби, в царствии и в терпении Иисуса Христа.

Царствие, о котором здесь идет речь, это царствие благодати. Иоанн поставил его, возможно не случайно, между скорбью и терпением. Царствие Божие, — это дух неба на земле, и оно дает терпение в скорбях. Мы часто говорим: «Мое терпение лопнуло». Но «терпение Иисуса Христа», о котором здесь пишет Иоанн, можно вполне назвать «долготерпением». И нам дан совет: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22 ст. 2 ч.). Истинное пребывание в царствии благодати не освобождает от скорби, но дает терпение Иисуса Христа; и блажен тот, кто ухватится за него, словно за безопасный якорь.

6-7 – стороны. «Я был на Патмосе за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа».

Благо пострадать за Христа, за Его свидетельство и за Слово Божие, нежели как вор, грабитель или другой какой-либо преступник гражданского закона.

Если первые три стиха являются прологом (предисловием) к этой книге, то семь других стихов (4-10 ст. 1ч.) являются также прологом, но только более обширным. Оба пролога не являются самим видением. Это впечатление Иоанна, оставшееся после видения. И он делится им, прежде чем ознакомить читателя непосредственно с самим видением. Семью первыми словами десятого стиха: «Я был в духе в день воскресный», — Иоанн заканчивает обширный пролог. Всё, что происходило дальше, не происходило на самом деле. После слов: «Я был в духе…», — следует описание того, что происходило в видении. На самом деле никакой громкий голос на Патмосе позади Иоанна не звучал. Иисус Христос не устраивал на острове театральное представление. Он не наряжался в символические одежды, да и меча в рот не брал и, поставив семь светильников, не расхаживался среди них, держа в руках семь звезд. Нет, и еще раз повторяю, нет. Это всё происходило не в реальности, а в видении.

Вас не удивляет, что в нашей Библии, в Синодальном переводе, в отличие от всех других переводов, да и в отличие от самого оригинала, вместо: «…в день Господень…» стоит: «…в день воскресный»? Дело в том, что влияние измененной субботы на воскресенье настолько вжилось в умах людей, в том числе и у переводчиков Синодальной Библии, что конкретизируя, каким днем недели является день Господень, они, совершенно не замечая того, допустили доктринальную ошибку. Днем Господним является не воскресенье (1 – ый день недели), а суббота. Вот тексты из Ветхого и Нового Заветов, подтверждающих эту мысль:

«И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня» (Исх. 16:23 1ч.).

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним» (Ис. 58:13).

Вне поля зрения осталось и заявление самого Иисуса Христа:

«Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк. 2:27-28).

Итак, день Господень, это не воскресенье, а суббота. Но может кто-то хочет показать Библейский текст, что воскресенье все-таки является днем Господним, — пожалуйста, попытайтесь это сделать.

Ну, даже если и допустить, что Иоанн видел видение в первый день недели (в то время еще не называли его воскресеньем), ну, и что?! А если бы ему видение было дано во вторник или в четверг? Тогда что? А разве пророки древности и Э. Уайт видели видения только по субботам? А в другие дни Господь не мог им явиться? А если и являлся, то от этого суббота потеряла что ли своё значение? А день видения разве становился после этого святым днем? Да, первое видение (1 гл.10 ст.2ч. – 3 гл.22ст.) Иоанн получил в день Господень (в субботу). А остальные видения Откровения? Они могли иметь место и в другие дни. Я думаю, не обязательно считать, что Иоанн видел все видения непременно в одно непрерывное время. Слишком обширный и трудный материал этой книги для одного видения. Такого не было ни с одним пророком, чтобы он написал книгу на базе данных одного видения (сравни хотя бы с книгой Даниила).

В словах: «После сего…» (4:1) вполне может просматриваться неопределенный, возможно, не слишком продолжительный промежуток времени между видениями.

РЕЗЮМЕ К 5 –ой главе

1 – мысль. Иоанн говорит о себе скромно, не выпячивая себя из числа остальных братьев. Он пишет о себе просто и скромно: «Брат ваш».

2 – мысль. Царствие стоит между скорбью и терпением. Царствие Божие, — это дух неба на земле, и оно дает терпение в скорбях.

3 – мысль. Семью первыми словами десятого стиха: «Я был в духе в день Господень (ориг.), — Иоанн заканчивает обширный пролог. Всё, что мы читаем дальше, не происходило на самом деле. После слов: «Я был в духе…», — следует описание того, что происходило в видении. На самом деле никакой громкий голос позади Иоанна не звучал, никто его не трогал за плечо. Иисус не устраивал на острове театральное представление. Он не наряжался в символические одежды, меча не брал в рот и, поставив семь светильников, не расхаживался среди них, держа в руках семь звезд. Всё это происходило не наяву, а в видении.

Вот таковы три резюмирующие мысли из этой темы.

Итак, Христос является Словом. Он всё во всем. Живет ли Он во мне и в вас, дорогие друзья? Иоанн жил мечтой о встрече с Христом; и они, хоть и в видении, но встретились. И мы не лишены этой возможности, и притом мы имеем, куда большее преимущество, — встретить Его реально, ибо Он скоро грядет и не умедлит!

Да благословит нас Господь в этом стремлении и ожидании!