6. Мы есть тело

Светятся ли они в темноте?

Засиживались ли вы когда-либо в кафе очень долго? Я имею в виду действительно долго, так чтобы даже работники кафе начинали периодически на вас поглядывать. Недавно со мной это произошло. Это было в городе Чаттануга, штат Теннесси. Я ожидал вылета своего рейса, пользуясь благами бесплатного Wi-Fi. В конечном итоге официанты спросили меня, собираюсь ли я провести весь день в их заведении. Должно быть, мне следовало заказать еще что-нибудь из выпечки или других блюд, чтобы успокоить их. В результате мы договорились, и я смог находиться там еще какое-то время.

Идея «находиться рядом с кем-то», которую также можно выразить словом «пребывание», является первым и самым важным этапом в ученичестве. Само по себе ученичество невозможно без учителя и того, кого учат. Улавливаете ли вы эту мысль? Надеюсь, это звучит не как простое красивое предложение, но как основной принцип. Чтобы присутствовать, ты должен находиться в этом месте. Эти слова напоминают мне совет, который однажды дал мне отец: «Нет ничего успешнее, чем успех». Поначалу я думал, что это довольно глупое и бессмысленное высказывание. Но чем больше я размышлял над ним, тем больше понимал, что такого рода «прописные истины» как раз и являются истиной. Но мы, к сожалению, не применяем их в своей жизни.

Теперь, с появлением интернета и социальных сетей мы можем присутствовать, физически не «присутствуя». Мы можем быть «близко», находясь вообще на другом континенте. Эти новшества имеют свои положительные и отрицательные аспекты, но в каком-то смысле они поменяли наше представление о близости. Под близостью я понимаю

то, как близко ты находишься к кому-то физически. Близость иногда путают с интимностью.

Давайте проведем черту между этими понятиями. Находиться рядом — это близость, наличие тесных отношений — интимность. Надеюсь, вам понятно отличие? Подобные отношения формируют образ Бога «в» нас. Евангелие от Иоанна 17:20, 21:

«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».

Значение этого самого предлога «в», который употребляется в этом отрывке, как раз и заключается в понятии «присутствие», или «пребывание». Пребывать с кем-либо означает быть с ним рядом и физически, и на уровне отношений. Обычно мы используем в своей речи слово «близость», ведь оно более осязаемо, нежели «интимность». Тем не менее, переживая интимность, вы ее чувствуете! Неосязаемое становится осязаемым, когда мы начинаем чувствовать близость к тому, за кем идем. Быть ведомым кем-то означает иметь с ним тесные взаимоотношения, осознавать это и следовать за ним.

Не раздражает ли вас, когда вы спрашиваете семейного человека, как он понял, что тот, с кем он дружил или встречался, это тот самый человек, а он зачастую отвечает подобными фразами: «О, когда это будет она, ты точно это поймешь, ты просто это почувствуешь». СПАСИБО, ОЧЕНЬ ПОМОГЛО! Но это на самом деле так. То же самое можно сказать о наших отношениях с Иисусом, когда Он будет «в» нас.

Если вам интересно узнать серьезное богословское определение того, о чем я говорю, есть греческое слово «перикорисис». Оно буквально означает «взаимное пребывание». Другими словами, ты во мне и я в тебе. А в случае Христа и Бога Отца получается, что Он в Нем и Он в Нем, а мы все в Них. Факт того, что нам было предложено стать частью этих отношений, показывает саму природу Божьей благодати по отношению к нам — абсолютную, безусловную и откровенную любовь.

Это самое пребывание одного «в» другом, ведет нас к тому самому ученичеству. Слово «ученичество» не такое уж простое. Мы все помним учеников-апостолов, но что означает иметь ученические отношения с Христом? Слово «ученик» дословно означает быть учащимся. Ученик — это тот, кто постоянно внимает словам учителя. Любое призвание к следованию, к соблюдению чего-либо, имеет аспект отношений «учитель — ученик».

Причина, по которой понятие «ученичество» стало таким сложным для нас, заключается в том, что мы пытаемся воспринимать его в контексте того времени, в котором мы живем. Мы хотим увидеть процесс, в котором человек будет двигаться по определенному предписанному учебному плану, и ожидаем, что в конце получим готовый товарный продукт. Но у такого образа мышления есть одна проблема: ЛЮДИ — ЭТО НЕ ПРОДУКТЫ! Несмотря на процесс, люди есть люди, и отношения строят именно они! Ученичество — это прежде всего отношения, которые способствуют любому виду роста или развития, которых мы надеемся достичь в нашей духовной жизни.

Во времена Христа для раввина не было чем-то необычным собрать группу людей, которые постоянно ходили с ним и слушали его слова. В процессе слушания их жизнь начинала отражать учение их учителя, и это в общем и целом происходило посредством отношений, основанных на следовании, учении и размышлении над словами учителя. Все эти аспекты должны быть реализованы в нас, чтобы нам истинно пребывать «в» Христе. Обучение без пребывания — это все равно что изучать какое-то пособие и не применять его в жизни. Следование без внимательного слушания похоже на слепое хождение в определенном направлении. Но, если мы постараемся придерживаться всех этих аспектов, в нашей жизни произойдет что-то прекрасное.

Предполагать то, что мы можем учиться (что является первой задачей ученика) без следования (вторая задача ученика), означает упустить одну из главных идей, лежащих в основе обучения, следования и в конечном счете роста «во» Христе.

Когда мы уже перешли на стадию тесных отношений с Христом в нашей духовной жизни (другими словами, когда жизнь Христа стала чем-то большим, чем просто услышанной историей), церковь превращается из общества потребителей в настоящее сообщество Христа, и благодать Божья отражается в наших отношениях внутри и вне Церкви. Становясь частью Тела Христова, мы находим свое место, открывая наши духовные дары и активно служа в нашей местной общине, в сообществе Христа.

Но, возможно, я ускоряю события. Прежде всего нам необходимо убедиться в том, что Бог всегда хотел быть ближе к нам. С самого начала, в Едемском саду Бог проводил с человеком время в «прохладе дня». Но, когда мы разрушили наши отношения с Ним простым недоверием Ему, мы отделили себя от Бога, и с тех пор Он пытается вернуть былую связь с нами.

Взгляните на картину, описанную в книге Бытие 3:8, 9. Это случилось после того, когда Адам с Евой согрешили. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».

Несмотря на то, что Бог уже знал об этом грехе, у Него все еще оставалось глубокое желание общаться со Своими детьми. Впервые Божья благодать проявилась в том, что Он вернулся в сад даже после того, как они не доверились Ему и ослушались Его повеления. Второе проявление благодати мы видим, когда Бог милостиво спрашивает: «Где ты»? (См. Быт. 3:9).

На самом деле Он мог и не делать этого, ведь Он Бог. Он знал, где они прятались. Но по причине греха им было стыдно показаться перед Ним нагими. Единственное, что изменилось, это их отношение. Когда Господь возвращается в сад, Он дает им несколько шансов исправить то, что они сделали неправильно. Мы постоянно ведем себя, как Адам и Ева, прячась от Бога, чтобы Он не видел нашу наготу, хотя, по сути, Он и создал нашу наготу! Нам нечего прятать от Бога. Когда мы соглашаемся и желаем, чтобы Он пребывал в нас, мы начинаем четко осознавать нашу наготу. Писание говорит, что они были наги и «убоялись». Другими словами говоря, им было стыдно, как никогда раньше.

Когда Христос начинает наполнять нашу жизнь, нам все больше и больше открывается позор, который мы несем с собой каждый день, и нам становится неуютно с ним жить. Это очень хорошо. Этот стыд, который мы носим с собой, всегда разделяет нас с Богом. И все же, та жертва, которую Христос принес ради нас на кресте, дает нам основание для преодоления этого стыда и обретения радости ученичества.

Этот позор просто улетучивается по мере того, как мы все больше и больше вовлекаемся в учение и следование за Иисусом. Когда мы начинаем больше пребывать «в» Нем, мы становимся учениками Писания, возможно, самого ясного откровения Иисус Христа, оставленного нам. Когда мы осознаем Его сострадание к нам, в нас появляется страстное желание стать живыми руками Христа в этом мире. Мы также начинаем понимать, что самый лучший способ рассказать миру об Иисусе — это не просто не грешить, но становиться живыми агентами Царства Небесного здесь, на земле. Ту жизнь, в которой так мало времени на других, мы заменяем на ту, которая поглощена желанием страстной любви, чтобы своими поступками по отношению к людям показывать им настоящего Христа. Мы призваны любить безрассудно и быть слишком занятыми служением Христа в этом мире, чтобы не попасть под осуждение тех, кто не верит в то, что мы делаем.

Мы проявляем любовь к ним, потому что сначала Христос нас полюбил и подарил нам Свою благодать, и не после того, как мы поняли, что нуждаемся в ней, а задолго до того.

Чтобы погрузиться в жизнь ученичества, необходимо в первую очередь услышать призыв Христа. Так же, как Он призвал учеников в Евангелии от Матфея 4:19 и в Евангелии от Марка 1:17, Он призывает нас «следовать за Ним». Когда мы услышим и отзовемся на Его призыв, тогда сразу же вовлечемся в жизнь ученичества со Христом. Мы становимся теми людьми, которые оставляют все, что они знают, чтобы идти туда, куда Он ведет нас. Это на самом деле страшно. Это нелегко и это неудобно. Иисус говорит об ученичестве как об очень трудном пути.

Читая, что кто-то хочет следовать за Иисусом, мы видим, что Иисус довольно ярко описывает им реальность того, что их ожидает. Вспомните Его фразу: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда…» (Мф. 8:20). Путь следования — это не тот легкий путь, который ведет к популярности, знаменитости или богатству. Первое, что мы должны сделать после того, как последовали за Христом, это понять, что сейчас мы похожи на Него, странники в чужой стране — бездомные, без единого гроша и ожидающие воли Того, за Кем следуем.

Очень редко кто-либо стремится к бездомности. Вряд ли ктото решится изменить свою жизнь так, чтобы быть полностью отверженным обществом.

За все свое время работы с бездомными посредством служения в благотворительных магазинах в Южной Калифорнии я ни разу не слышал ни от кого из них подобных высказываний: «Я так рад, что Господь привел меня к такому состоянию — положению бездомного человека». Мы обычно считаем, что бездомность, это что-то ужасно неправильное, и в контексте нашего времени это так и есть.

Но, возможно, самая глубокая идея следования за Христом — это понимать, что больше в этом мире для вас не существует границ или стен. Вы идете туда, куда призывает вас Евангелие, будь то на другой континент или просто за угол вашего дома. Это может быть путь даже внутри вашего дома или сообщение в Интернете. Мир становится самым настоящим садом, в котором разрастается Евангелие Иисуса Христа и жизнь «в» Нем. Мы призваны и приготовлены для этой особенной миссии Христа для нас. Он никогда не призывает кого-либо без того, чтобы подготовить его, и это БЛАГАЯ ВЕСТЬ для нас! Он призывает и постоянно готовит нас. Он никогда не оставляет нас наедине с той миссией, которую Он нам дал, потому что Он «в» нас и мы «в» Нем.

Давайте прервемся немного и взглянем на то, что означает «Иисус “в” нас»:

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:16-21).

Итак, вот Утешитель, Дух Святой, Который придет к нам. Иисусу нужно было уйти. Несмотря на то, что мы предпочли бы, чтобы Он остался, Его Божественность не позволила бы большинству из нас с Ним общаться лично. Что это означает? Выглядит это так: Иисус пришел в определенное время, в определенное место, к определенной культуре, к определенной религии, к определенной этнической группе, к определенной вере и даже к определенному полу. Он не случайно жил именно тогда. Он пришел, потому что какоелибо из этих обстоятельств было лучше, чем в другое время, и это было лучшее время, чтобы осуществить то, что Он должен был сделать для нас. Из-за того, что Он выбрал именно то место и то время, Ему пришлось уйти, чтобы Его присутствие стало универсальным, а не только для определенного места и времени. Его жизнь дала нам понять, что такое любовь на деле. Но, покинув эту землю, Он всем нам дал доступ к отношениям с Ним и «в» Нем. Оставить нас вместе с Утешителем — это особенный акт благодати. Он оставил нас с Помощником, Который помог бы нам осознать присутствие Христа в нашей жизни каждый день!

Дух Святой играет огромную роль в любом ученичестве. Только через Его побуждение, Его руководство и Его влияние мы склоняемся к тесным отношениям с Иисусом Христом. Задача Духа Святого — постоянно направлять нас к Иисусу Христу: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Когда же придет Утешитель… Он будет свидетельствовать о Мне… и Он, придя, обличит мир о грехе… что не веруют в Меня… Когда же придет Он, Дух истины… не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 14:26; 15:26; 16:8, 9, 13, 14).

Это непрерывная функция Святого Духа. В первую очередь, Дух Святой находится там, где Христос в центре всего, поэтому, если Иисус будет центром нашего ученичества, Дух Святой непременно будет присутствовать с нами. Пока мы не отвергаем Иисуса Христа, Дух Святой будет с нами. Наш «прогресс» в процессе ученичества напрямую зависит от нашей концентрации на Христе. Это сосредоточение на жизни «в» Христе очистит нашу вину, наш стыд, исправит наши греховные мысли и направит наше служение. Это тот двигатель нашей жизни во Христе, о котором мы всегда мечтали.

Замечали ли вы, что маленьких детей всегда привлекают вещи, которые светятся в темноте? Мой ребенок постоянно тащит меня в самую темную комнату, чтобы показать свою новую игрушку, «светящуюся в темноте». От зубов вампиров до эластичного гипса после перелома, они обожают вещи, которые светятся в темноте. Принципом всех этих светящихся в темноте предметов является то, что их нужно заряжать, держа около источника света. Чем дольше их держать у света, тем дольше они будут светиться в темноте. Это чудесная игрушка и, может быть, хорошая метафора.

Но вот чего я никогда не видел — светящуюся в темноте игрушку, которая затмила бы свет своего источника, от которого она питалась. И это похоже на то, что христиане иногда пытаются сделать в своем росте в процессе ученичества. Они хотят затмить свет, не когда они находятся в темноте, а в присутствии самого источника света. Это происходит тогда, когда мы воспринимаем ученичество как цель, а не как средство. Целью является Иисус Христос, и нам нужно стремиться к тесным отношениям, а не просто быть рядом с Ним. Иногда ученичество превращается в желание затмить главный свет, тогда как, в сущности, он должен быть процессом постоянного поиска света с целью светить в темноте.

Но нам необходимо помнить, что даже самая сильно светящаяся в темноте игрушка может на самом деле никогда не светить. Мы всегда должны давать возможность сиять через нас главному источнику света — Иисусу Христу. Мы можем быть христианами, светящими в темноте, только посредством качественных отношений с Иисусом Христом. Мы можем светиться только тогда, когда находимся в присутствии источника света, который заряжает нас. Мы следуем за тем светом. Мы ПРЕСЛЕДУЕМ этот свет, потому что это тот свет, которым мы светим.

Христос приглашает нас к жизни «в» Нем и к тесным отношениям с Ним. Это на самом деле чудесный призыв — «следовать» и идти туда, куда Он предлагает. Наш процесс ученичества заключается в том, чтобы следовать, учиться и расти вместе с Иисусом Христом. Он дает нам для этого дары, инструменты и Утешителя, Который помогает нам в этом. Если мы думаем, что ученичество — это одинокая гонка за тем, чтобы стать похожими на Иисуса Христа, то мы ошибаемся. Ученичество — это удивительный процесс поиска Иисуса, следования за Ним и познания Христа, в Христе, через Христа и в общении со Христом. Этот путь никогда не бывает в одиночку, он никогда не бывает неподъемным, он никогда не бывает обременительным, подобно тому как и нести большой алмаз тоже не является бременем. Я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил: «Ох, этот алмаз слишком большой для меня, я не могу нести его, пожалуй, положу его на место». Нет, у нас достаточно крепкие руки, чтобы держать то, что нам дорого, и хорошая новость заключается в том, что Его руки достаточно крепки, чтобы удержать то, что дорого Ему. Так или иначе, мы — алмазы, которые несет Сам Иисус.

Какому чудесному и милосердному Богу мы служим!

Суббота

Скажите своему Небесному Отцу, что вы хотите быть Его слугою. Вознесите Ему славу. Отдайте себя в Его руки. Молитесь, чтобы этот урок укрепил вас и дал вам силы для выполнения Его миссии. Поблагодарите Его за то, что Он объединяет вас с другими служителями в этой миссии.

ВСТУПЛЕНИЕ

Церковь часто описывается как «Тело Христово». Обычно мы думаем, что являемся Его ногами и руками, инструментами для совершения Его миссии. Да, это на самом деле так, через нас Он совершает Свое дело, но быть частью Тела Христова — это намного больше, чем просто инструменты для миссии. Это означает быть общиной людей, которая объединена одной верой и которая встречается вместе для того, чтобы радоваться новой жизни во Христе. Это означает вместе следовать за Иисусом как единое церковное сообщество. На этой неделе мы будем изучать роль церкви как единого тела в нашем ученичестве и увидим, как она может укреплять и поддерживать нас в этом процессе.

ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА

Медитация. Сегодня это вполне известное понятие. Но мы не будем заниматься освобождением нашего разума от всех мыслей и фокусироваться на чем-то абстрактном. Вместо этого мы будем концентрироваться на Библии, наполнять наш разум Богом и Его Словом.

Библейская медитация напрямую связана с первой духовной практикой, которую мы использовали — осознанное чтение Библии. Мы будем сосредоточивать наши мысли на том, что Бог говорит нам именно здесь и сейчас.

Хорошим библейским отрывком для направления нас в этой практике является 3 Царств 19:11–13, где Бог открылся Илии не в пламенном огне, не в большом землетрясении или ветре, но в тихом и спокойном веянии ветра. Не останавливайтесь на очевидном. Попытайтесь найти главную суть того, что Бог хочет сказать через Свое Слово. Поставьте себя на место героев, о которых читаете. Как вы чувствовали бы себя в этой ситуации? Как вы отреагировали бы? Что Бог хочет вам сказать?

Вот несколько шагов, которыми вы можете воспользоваться в вашем процессе медитации на этой неделе:

• Начните с молитвы и попросите, чтобы Дух Святой направлял вас в вашем духовном переживании.

• Прочитайте об историческом контексте того отрывка, который собираетесь изучать.

• Используйте достаточно времени для этой духовной практики.

• Поразмышляйте над тем, что вы прочитали и задайте себе следующие вопросы:

• Что нового вы открыли для себя в этом отрывке?

• Какие чувства вы испытали?

• Как вы можете применить это в вашей жизни?

Помните, что ваш опыт будет уникальным. Нет неправильного способа для получения уроков из Писания. Самое главное — это соприкоснуться со Словом Божьим так, чтобы оно стало для вас живым. Поразмышляйте над Словом Божьим. Подумайте о тех историях, которые вы прочитали в течение этого урока. Откройте ваше сердце и разум, чтобы услышать Его весть для вас. Расскажите Ему о желании вашего сердца. Пригласите Его войти.