2. Непорочный человек

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла (1:1).

Первый ключ к пониманию этой книги

Книга Иова никогда не откроется вам, пока вы не примете это фундаментальное послание без вопросов: Иов был благочестивым непорочным человеком, который не сделал ничего греховного, чтобы заслужить то бедствие, которое поразило его. Пока вы ищете, что Иов мог сделать неправильно, чтобы так страдать, вы никогда не откроете тайну этой книги. Последовательное свидетельство Бога и в первой, и в последних главах говорит о том, что Иов был праведным человеком, который хранил свою богобоязненность во время величайшего испытания в своей жизни.

Одна из распространенных ошибок, которую делают многие исследователи, — это поиск в жизни Иова причины такого опустошения. Например, я слышал, как люди говорят, что это бедствие пришло на него из-за страха. Они основываются на утверждении Иова: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (3:25). Есть доля истины в том, что мы привязываем себя к тому, чего мы боимся, но это не то, что происходит с Иовом. Он боялся судьбы, которая постигнет его детей. Он знал, что через его жертвоприношение Бог простит его детей, но он боялся, что они все же могут пожать последствия своего компромисса и беспечности. Их смерть теперь, казалось, подтверждает обоснованность его слез. Он боялся не за себя, но скорее у него был благочестивый страх за благосостояние своих детей, это чувствует любой честный родитель. Это был здоровый страх, не тот, уводящий в сторону страх, который вверг Иова в испытание.

Бедствие Иова не было результатом страха, неверия или гордости в его жизни. Бедствие было результатом его благочестия.

Эта книга очень ясно документирует непорочность Иова. Бог Сам свидетельствует о честности Иова:

• 1:8: И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

• 2:3: И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

В этом последнем стихе Бог Сам заявляет, что не было никакой причины для несчастья Иова.

Дух Святой дальше свидетельствует о благочестивом состоянии Иова в двух других местах Писания. В книге пророка Иезекииля (14:14) Иов поставлен в ту же духовную категорию, что и Ной, и Даниил: «и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог». И Иаков (5:11) ссылается на Иова как на благочестивый пример терпения. Так что Дух Святой использует двух других свидетелей, Иезекииля и Иакова (потому что «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово»), чтобы подтвердить благочестие Иова.

Иов страдал не потому, что он сделал что-то неправильное, но потому, что он делал правильное. Если бы не его праведность, Бог никогда не хвалился бы им перед сатаной (см. 1:8). Именно необычная святость Иова навлекла на него тяжкие испытания.

Эта книга служит примером, чтобы показать нам, как Бог использует болезненные обстоятельства в жизни Своих избранных, удостоившихся духовного продвижения вперед за послушание и непорочность, для того чтобы привести их на более высокий уровень духовной реальности. Иов — это один из великих людей в истории, на которых ссылается Послание к Евреям (12:23), когда говорит о «духах праведников, достигших совершенства». Иов был лишь человеком, чья вера и любовь были совершенными посредством страдания.

Непорочность

Когда говорится, что Иов был непорочен, это не значит, что он был безгрешен. Все мы не без греха (см. 1 Иоан. 1:8). Быть непорочным — значит прожить свою жизнь среди других так, чтобы нас не могли обвинить в очевидном грехе (см. 1 Тим. 3:2, 6:14). Даже те, кто непорочен в глазах людей, имеют внутренние недостатки, которые видит Бог. Эти скрытые грехи сердца называются злом, и Иов осознает, что у него это тоже есть (см.

10:6,14). Поэтому, когда он защищает свою непорочность, он не говорит о безгрешности, он просто говорит, что нет большого греха в его жизни, который был бы причиной его бедствия.

Иногда мы переживаем боль из-за греховности, ошибок, слабостей или недостатков в нашей жизни. Но Иов — это убедительный пример того, что народ Божий может сильно страдать, даже не сделав ничего плохого.

Это должно быть принято без дискуссий или спора: Иов не сделал ничего греховного, чтобы навлечь на себя несчастье. Чем больше я изучаю эту книгу, тем выше моя оценка Иова. Он был одним из самых благочестивых людей во всей истории человечества.

Иов — это угодный Богу человек. Я должен возразить всякому истолкованию, которое пытается поставить какого-либо другого человека выше Иова по уровню духовности. Некоторые считают, что Елиуй был послан Богом, чтобы упрекать Иова или чтобы приготовить Иова к откровению о Боге. Я не согласен.

Эта книга о невероятно благочестивом человеке, который окружен собаками: «тучные Васанские» бегут на него и травят его (Пс. 21:13). Никогда потом Писание не упоминает о Елифазе, Елиуе или ком-нибудь из них. Но какая честь оказана Иову в Писании! Иаков свидетельствует о нем: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). В контексте Иаков называет Иова пророком. Иов — этотот человек, другие не могут сравниться с Иовом в благочестии.

Послание этой книги начинает открываться нам, когда мы понимаем, что самое ужасное бедствие выпало на долю самого праведного человека на земле. В этом смысле и во многих других Иов — это ясный пророческий тип Самого Христа.

Нужда в исправлении

Божье мнение об Иове в конце книги кажется противоречивым.

• …Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? (38:2).

• И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (42:7).

Итак, что из этого, Господь? Иов омрачил Провидение словами без смысла или он говорил о Тебе верно? Ответ заключен в том, к кому Бог обращается. Бог говорит об Иове другим, Бог защищает его как преданного слугу, который пришел к пониманию великих тайн благочестия.

Да, Иов нуждался в исправлении. Мы все нуждаемся в этом. Никто из нас никогда не станет достаточно зрелым, чтобы не нуждаться в исправлении. Но Бог допустил бедствия Иова не потому, что нужно было сделать ему замечание — Он допустил их, потому что приготовил особенно чудесную высоту духовного лидерства в судьбе Иова. Книга Иова обращена непосредственно к тем святым, которые хранили свои сердца в чистоте перед Богом, но даже после этого столкнулись с необъяснимой травлей и кризисом.

Пройдите со мной, пожалуйста, через эту короткую книгу. Я буду настолько краток, насколько это возможно, и покажу, как Иов служит примером жизни верующего — примером того, как Бог вводит нас в новые области духовного роста. Но сначала давайте удостоверимся, что мы смотрим на эту книгу с правильной позиции.