3. Толкование книги

«Герменевтика» — это слово, которое студенты, изучающие Библию, используют, чтобы обозначить «науку интерпретации Библии». Каждый раз, когда мы изучаем часть Писания, мы пытаемся понять, что она значит. Принципы герменевтики, примененные должным образом, могут помочь нам раскрыть значение Божьего Слова.

Чтобы понять книгу Иова необходимо правильно воспринимать происходящее в ней. Если мы применяем правильно подобранные принципы герменевтики, мы получим четкое понимание книги. В течение нескольких лет внимательно размышляя над этой книгой, я нашел ключи, которые открыли мне ее понимание. Эти определения герменевтики не были выбраны произвольно или взяты из работ других авторов, но открывались через глубокое отождествление с болью Иова и через преданное стремление к сердцу Бога. Именно эта интерпретация Иова принесла великую надежду и ожидание в мое сердце среди тяжелейшего личного несчастья, и я верю, что она послужит к жизни Божьей для многих других, которым нужно испытать кризис, чтобы понять цели Бога. Я называю эти принципы «герменевтическими линзами». Я воспринимаю эту книгу, опираясь на определенные предпосылки, к принятию которых я пришел после их тщательного изучения.

Если вы смотрите на книгу Иова через деформированные линзы, ваше понимание может быть искажено. Если ваши линзы сфокусированы точно, вы увидите книгу в кристальной ясности. Я вверяю мое герменевтическое понимание вам, чтобы вы рассудили сами, являются ли мои линзы точными.

Мои герменевтические линзы

Я смотрю на книгу Иова через следующие герменевтические определения, которые далее будут обсуждаться детально — это мои «герменевтические линзы»:

1. Иов — это благочестивый и непорочный человек.

2. Его необъяснимые бедствия являются результатом того, что его жизнь угодна Богу.

3. Эта книга является примером духовной войны, которая нанесла на карту территорию недоумения между Божьими суверенными целями, травлей сатаны и человеческими мнениями.

4. Цель этих бедствий — прославить Бога, изменив Иова и приведя его к высшему духовному наследству.

5. Страдания Иова во многих отношениях являются параллелью креста Иисуса.

6. Путь Иова дает пример Божьих деяний в нашей жизни.

7. Эта книга является пророчеством, предсказывающим природу Божьих деяний в приготовлении церкви к сбору урожая последнего времени.

Закон первого упоминания

Один из фундаментальных герменевтических принципов обычно называется «законом первого упоминания». Этот принцип гласит, что если Писание упоминает о чем-то первый раз, это имеет уникальное значение. Когда слово и концепция впервые упоминаются в Библии, это слово или концепция (рассматриваемая в контексте окружающих стихов) дает основание для понимания появления этого слова или концепции во всем остальном Писании. Когда что-то появляется в первый раз в Писании, мудрый студент заметит это особо.

«Закон первого упоминания» имеет особенное значение для книги Иова, потому что есть основания полагать, что это первая письменно зафиксированная книга Библии. И хотя невозможно доказать без сомнений, какая из книг Библии была на самом деле написана первой, многие консервативные ученые согласны, что свидетельства указывают на книгу Иова. Даже многие из еврейских раввинов ставят книгу Иова на первое место по времени среди записанных ветхозаветных текстов, предполагая, что Моисей узнал историю Иова от потомков Иова в Мидии записал историю в течение сорока лет, проведенных в Мидийской пустыне.

Имеются значительные разногласия по вопросу, кому может быть приписано авторство книги — самому ли Иову, или Моисею, или кому-то еще. Но независимо от того, кто был автором книги, есть веские причины верить, что она была первой книгой канона, записанной на бумаге*.

*Некоторые источники согласны с тем, что Книга Иова была первой записанной книгой Библии.

Мэтью Генри склонен приписывать авторство этой книги Елиую, хотя допускает, что Иов и Моисей также являются возможными авторами.

Мэтью Рул считает «очень вероятным», что автором был либо сам Иов, либо Елиуй, либо Моисей.

Кевин Коннер и Кен Малмин в брошюре «Old Testament Survey» соглашаются с тем, что эта книга была, вероятно, написана самим Иовом.

О многих из великих святых ранних времен сказано, что они посвящали себя изучению двух книг Библии: книги Иова и Откровение. Это неудивительно, так как они являются первой и последней книгами Библии, между которыми описываются пути Бога. Мы используем выражение «от Бытия до Откровения», но мы могли бы также сказать «от Иова до Откровения», поскольку

книга Бытие описывает события, которые по времени стоят первыми в каноне, многие из нас воспринимали ее как первую записанную книгу Библии. Если вы, впрочем как и я, допускали, что Бытие была первой записанной книгой Библии, я надеюсь, вы позволите убедить себя, что книга Иова, возможно, была написана до того, как Моисей написал Бытие.

Я посвящу остаток этой главы тому, чтобы подтвердить мое убеждение, что книга Иова — это первая книга Библии, потому что я делаю некоторые очень важные заключения, основанные на этой предпосылке. Я верю, что крайне важно для целей Бога, чтобы книга Иова была первой книгой Библии, зафиксированной письменно, поэтому приведу факты, которые подтверждают раннюю дату написания этой книги.

Подтверждение ранней даты написания книги Иова

Вот пять причин, почему я отдаю предпочтение ранней дате написания книги Иова:

1. То, что Иов действует как священник в своей семье, характерно для патриархального периода.

Книга начинается с того, что Иов приносит всесожжения за своих детей. Патриархи Авраам, Исаак и Иаков возводили жертвенники Богу. Но эта практика изменилась в корне на горе Синай, когда Бог дал закон и помазал Аарона в первосвященники над Божьим народом. С этого момента Бог принимал всесожжения только через священничество левитов. Поэтому ясно, что Иов жил до времени Моисея и Аарона — в эру патриархов (это период, когда отец являлся священником в своем доме).

2. В книге Иова не упоминается о Божьих деяниях в народе Израиля.

Иов явно язычник, но даже если бы он жил в ранние дни Израиля, можно было бы ожидать какие-то ссылки на Божьи деяния в народе завета. В этой книге нет указаний на Бога, который разделил Красное море; все в ней говорит о Боге, который создал небеса и землю. Тот факт, что Иов не вспоминает Авраама, Исаака и Иакова говорит о том, что он жил до них.

Если бы книга Иова была написана после Моисея, мы могли бы ожидать некоторый намек в книге, что автор знает о десяти язвах, поразивших Египет, о пересечении Красного моря и о той силе Бога, которая была явлена при освобождении Своего народа из Египта. Тот факт, что автор, кажется, забывает об этих вехах явления Божьей силы, говорит о том, что книга была написана до Моисея, то есть до книги Бытие (которую написал Моисей).

3. Бог называет Иова самым праведным человеком на земле (1:8), что говорит о том, что Авраам и Мелхиседек еще не появились.

Бог свидетельствует сатане, что Иов был абсолютно несравним по духовному положению ни с одним из обитателей земли. Принимая во внимание духовный статус Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, трудно предположить, что Бог так принизил бы их, сравнивая с Иовом, когда говорил: «ибо нет такого, как он, на земле» (1:8). Конечно, вряд ли кто-нибудь возьмется отрицать, что патриархи были во многих отношениях подобны Иову. Поэтому, для того чтобы Бог мог сказать это об Иове, Иов должен был жить до патриархов.

Библия говорит, что Мелхиседек был выше, чем Авраам, потому что Авраам дал десятину Мелхиседеку и Мелхиседек в ответ благословил Авраама. В Послании к Евреям (7:7) говорится, что меньший благословлен большим, тем самым Мелхиседек ставится выше Авраама. Таким образом, Божья оценка праведности Иова ведет к тому, что Иов жил до Мелхиседека и патриархов.

Более того, в течение нескольких столетий до Авраама Писание не упоминает никаких выдающихся святых. Бытие (10:11) не хвалит ни одного человека за благочестие между Ноем и Авраамом, но указывает на растущую порочность людей в этот период времени. Если бы Иов жил в эти мрачные годы, Божьи утверждения в книге Иова (1:8) приобрели бы дополнительный смысл: «ибо нет такого, как он, на земле».

4. Иов, вероятно, жил дольше Авраама, и значит до Авраама.

Для того чтобы обосновать этот четвертый пункт, я должен обратиться к некоторым арифметическим подсчетам, но, пожалуйста, оставайтесь со мною.

До потопа люди жили долго, многие проживали больше 900 лет. После потопа срок жизни людей все более и более укорачивался. Мы не знаем точно, что привело к этому, но глава 11 книги Бытие документирует, как срок человеческой жизни постоянно сокращался.

• Ной жил 950 лет (Быт. 9:29).

• Сим, его сын, жил около 600 лет (Быт. 11:10,11).

• Арфаксад (сын Сима) жил 438 лет (Быт. 11:12,13).

• Фалек (внук Арфаксад а) жил 239 лет (Быт. 11:18,19).

• Авраам жил 175 лет (Быт. 25:7).

• Иаков жил 147 лет (Быт. 47:28).

• Иосиф жил 110 лет (Быт. 50:26).

Поэтому срок жизни человека стал твердым индикатором того, когда жил этот человек во времена древней истории. Например, если бы Иов жил 175 лет или меньше, мы могли бы допустить, что он жил во времена Авраама или после него. Если бы Иов жил дольше 175 лет, было бы разумно допустить, что он жил до Авраама.

Следовательно, вопрос в том, как долго жил Иов. Если бы мы знали это, мы бы поняли, куда по времени поместить его относительно Авраама. Но Библия не говорит в каком возрасте умер Иов. Она говорит нам, что он жил 140 лет после испытания (42:16). Но сколько лет ему было во время испытания? Если бы мы узнали это, то простая арифметика подсказала бы нам время его жизни. Есть несколько моментов, которые помогают нам «догадаться», сколько лет могло быть Иову во времена его личного несчастья.

Прежде всего, основываясь на главе 11 книги Бытие (ст. 12-24) резонно предположить, что у Иова родились дети, когда ему было 30 лет или больше.

Во-вторых, ко времени бедствия дети Иова уже выросли и жили в своих домах, приглашая друг друга на пиры. Так как у него было десять взрослых детей, мы можем определить возраст старшего ребенка Иова в 40 лет или старше. Иов уже имел внуков, значит, его дети должны были быть в зрелом возрасте (см. 19:17).

В-третьих, три друга Иова, которые, очевидно, являются его ровесниками, описаны Елиуем как «старцы» (32:6). Так что Иов был уже «старцем» ко времени своего несчастья, термин, который, очевидно, может быть применен к человеку, которому по крайней мере сто или больше лет.

Но даже если мы консервативны и говорим, что во время испытания Иову было лишь 70 лет, то 70 плюс 140 все же составляют 210 лет. И, повторяю, я думаю, что эта цифра консервативна. В Септуагинте сказано: «И всех лет, которые прожил Иов, было 240».

Итак, если Иов прожил 210 лет или больше, давайте теперь найдем его место в списке людей, продолжительность жизни которых указана в главе 11 книги Бытие. Ясно, что он должен был жить до Авраама.

Теперь перейдем к моему пятому и последнему доводу: почему Иова следует поместить в древние времена:

5. Будучи язычниками, Иов и его друзья получили такой уровень откровения, который обычно не был доступен язычникам после завета Бога с Авраамом, Исааком и Иаковом.

До Авраама Бог открывал Себя на определенном уровне людям всех национальностей. Ной был язычником, как и все остальные на земле, когда Бог пришел к нему. Енох был язычником и ходил с Богом. Мелхиседек был язычником и служил первосвященником перед Богом. Даже Авраам был язычником.

Слово «иудей» происходит от имени Иуда, так звали сына Иакова. Так что в широком смысле иудеи — это потомки Иакова. Но с момента, когда Бог явился Аврааму, Исааку и Иакову, все изменилось. Бог сузил откровение о Себе до сфокусированного луча, и произошли две вещи: израильтяне оказались в невероятно более ярком свете, а язычники опустились в больший мрак.

Но Иов не жил в этой тьме. Бог посетил Иова в тот день, когда язычники еще могли получать откровения от Бога. Это еще раз подтверждает, что Иов жил до Авраама, до времени, когда Бог ограничил Свое откровение потомками Авраама, с которыми был заключен завет.

Это свидетельство убеждает: Иов жил до Авраама. Так как исход из Египта даже не упомянут, представляется, что эта книга была написана до исхода и является первой книгой, положенной на бумагу.

Перейдем вместе со мной к следующей главе, чтобы увидеть значение этой предпосылки.