6. Начало мудрости

Мы живем по закону сеяния и жатвы, который так же верен и неизбежен, какболезнь и смерть.

Страх

Местом зарождения мудрости является очень странноеместо. Отцом же ее являетсястрах. Многие христиане — даже многие служители — не желают говорить о страхе. Люди, ищущие удовольствия, будут плохо покупать такой товар. Многочисленные толкователи пытаются убедить нас, что библейское понятие «страх» означает всего лишь уважение к Богу, а ненастроящий страх. Их Бог похож на фигурку,вырезанную из бумаги иимеющую всего два измерения. Если бы наши действия не влекли за собой последствий, или если бы эти последствия никогда небыли болезненными или постоянными, тогда было бы глупоиметь какой-то страх. Но наши действияи реакции на самом деле влекут за собой пожинание мучительных результатов — как в этой жизни, так и в вечности. Мы живем по закону сеяния и жатвы, который так же верен и неизбежен, как болезнь и смерть. Можно на время оттянуть приход дня жатвы, но он всегда наступает с неизбежностью, которую ему назначил Небесный Законодатель. Если бы женщины не бросались накровать и не рыдали горько, оплакивая потерю своего любимого и наступившее одиночество, если бы дети никогда не проклинали своих родителей, если бы никто никогда не испытывалстыда и сожаления, тогда было бы глупо иметь страх, и любой, кто говорил бы о его пользе,был бы врагом человечества.Но если наши решения могут привести нас к плачевным результатам,то тогда страх является самым здоровымсдерживающим средством, которое толькоможет быть. Это — начало мудрости. Жизнь безстраха — рай для глупцов. Как физическая боль являетсяспасением для тела, так же страх сберегает души. Христианская жизнь без страха — это религиозная жизньбез присутствия живого Бога.

«Началомудрости — страх Господень» (Пс. 110:10)

«Началомудрости — страх Господень» (Прит. 9:10)

«Началомудрости — страх Господень» (Прит.1:7)

Все, что Бог говориттрижды, достойно внимания. Берегитесь! Много из того, что

вы прочтете в этой книге, было написано с целью вселить в вас страх Господень. Я думаю, что если мне удастся призвать молодых жен к тому, чтобы они знали о том, чтосуществуют последствия любых ихдействий, то они повернутся к Богу сейчас и начнутсеять в дух, ане в плоть. Огромное количество писем было написано мне на эту тему, и,используя реальныежизненные примеры, я собираюсь серьезно предупредить вас о том, кудавас заведут неправильные принимаемые решения.

Старые разочарования

Когда женщина состаривается и понимает,чтоу нее нет мужчины,который любил и

лелеял бы ее, это на самомделе очень печально, потому что она невыполнила задачу, для которой она была сотворена — быть соответственной помощницей мужчине.

Каждый год мы получаем тысячи писем,большинство которых написаноозлобленными, «духовными» женщинами среднего возраста, которые разочарованы своими «недуховными»мужьями и хотят, чтобы кто-то стал на их сторону и противостал их«обидчикам». Нам также пишут и молодые жены, которые только начинаютпрактиковать свою обиду и упражняться в своем неудовлетворении.На протяжении нескольких лет я пыталась написать книгу, в которой обсуждались бы многие проблемы тех тысяч писем, которые мы получаем. Как правило, пытаться отвечать женщинам в возрасте совершенно бесполезно. Намного легченаправить на правильный путь человека, который заблудился и не знает,куда ему идти, чем пытаться остановить кого-то, кто уже на полной скорости катится вниз по наклонной плоскости. Наконец, я поняла всю мудрость повеления «…чтобы старицы вразумляли молодых любить мужей, любить детей…»(Тит. 2:3-4). Я увидела,что мои советы нужно адресовать молодым женам, которые все еще пытаются найти свой путь в жизни. Пока они еще молоды,их нужно предупредить, и им нужна инструкция, которая помогла бы предотвратить их превращение в озлобленных, сумасшедших пожилых женщин. Женщина, которая на самом деле знает Бога, знает, что настоящей духовностью является исполнение написанного Божьего слова, а не культивирование своей «духовной» чувственности.

Я живу уже достаточно долго, чтобы видеть этот процесс развала, который повторяется в жизни многих женщин — слишкоммногих. Я видела, как это зарождается в молодых девушках и, в конечном итоге, приводит их к несчастному концу. Я боюсь за тех женщин, которыевсе еще находятся на этомпути, потому что Богдо последнего верен в Своем слове, и, если женщина бесчестит Его план для брака, четко записанный в Библии, ОнСам будет противостоять ей до тех пор, пока грех не съестее душу и неразрушит ее здоровье. Последствия греха всегда жестоки и дорого обходятся, вне зависимости от того, грех лиэто прелюбодеяния или грех невыполнения своего призвания как помощницы.

Общийже ущерб, который понесут дети и члены семьи, просто ужасен.

Ни одна женщина,если она не была послушной Богу в указании бытьпомощницей, никогда не была счастлива и удовлетворена.Читая приведенный ниже пример, вы, возможно,вспомните одну вашу «старую знакомую», которой уже идет четвертый десяток, и у которой есть некоторые «эмоциональные проблемы».Ее отговоркой может быть менопауза, но вы знаете, что настоящей причиной такого ее поведения является обида и неудовлетворение.Гормональные изменения не меняют женскую душу; они просто разрушают тщательно выстроенную стену, скрывающуюсодержимое ее души и сердца.

Сумасшедшая

Я никогда незабуду, что случилось несколько лет назад. В наш регион переехала одна пара средних лет с несколькими детьми. Они хотели найти себе хорошегодушепопечителя. Жене не понравился тот уровень душепопечительства, который был в церкви, где они с мужем встретились и поженились. Она думала, что, благодаря переезду в нашу общину, где так много «духовных мужчин», ее муж мог бы получить «помощь». Она хотела, чтобы мой муж «дисциплинировал» ее мужа и стал его «ментором».

На протяжении многих лет до их брака, ее муж был весьма успешным и богатымбизнесменом, однако после того, как они поженились, она выказала свое неодобрение тем,

что он принимает участие всфере бизнеса. Также ей не понравилась местность, гдеонижили. Она считала, что он должен «жить верой», что означало, что он должен был не работать и сидеть дома со своей постоянно увеличивающейся семьей.Он был «Мистер Постоянный» — приятный, даже очень приятный большой плюшевый медведь,всегда дружелюбный и готовый улыбнуться. Ей же были «сказаны слова от Господа». По ее словам, ее духовные пристрастия и приверженности были глубокими, и он также был убежден в этом. Он был запуган, потому что чувствовалсвою вину от прошлых грехов, которые она не хотела ему прощать, и пребывал в состоянии некого благоговения перед ее чрезвычайной духовностью.

За несколько лет до того, как они переехали в нашу местность,по причине того, что он хотел сделать ее счастливой и потому что онбыл поражен ее «близостью с Господом», он переместил и изменил свой бизнес так, как «Бог ее направил». Однако принятые меры преуспеванияне принесли. Недостаток успеха в таком возрасте пошатнул его, и онпотерял всю свою смелость. Он видел, что становится старше, что у него много детей, которых нужно обучать на дому, ипонимал, что неудачные решения в бизнесе уже не изменить. Его разочарование и неуверенность были истолкованы ею как доказательство недостатка веры. Она пыталась «побуждать» его идти «тропой веры», иметь жизнь чудесного избавления и, может быть, полноценного христианского служения. От этого он стал ещеболее неуверенным и отчаялся совершенно. В результате пострадало их брачное ложе. У них были проблемы, они оба об этом знали и обращались к душепопечителям за их решением.Они также читали нашу литературу и решили, что наша община станет их спасением; и вот — бац! — ониприехали.

Ни мне, ни моему мужу не понадобилось много времени, чтобы увидеть источник их проблем. Как мы узнали позже,оказалось, что она посчитала, что мы были в сговоре с душепопечителямииз их прежней церкви. Она не была помощницей своему мужу, она была его совестью. Она манипулировалаим при помощи своей «глубокой» духовной интуиции. Свое отношение к мужу она описывала как «побуждение следовать горним путем».

Мы поделились с ней Божьим словом,объяснив, что ее непослушание и непочитание мужа являлись грехом.Она была шокирована тем, что мы подумали, что она не подчиняется мужу. Она была очень верна чтению и исследованию Слова Божьего и любила «делиться» им с другими женщинами.

Переезд в нашу местность отнял их последние сбережения, и вскоре у них ничего не осталось. Когда же ониполучили немного денег, онанастояла на том, чтобы отдать их в качестведесятины в церковь — в надежде, что Бог вернет их средства многократно. Мыснова и снова предупреждалиее об опасности неуважения мужа и узурпации его власти. Онапросто не могла поверить в то, что Бог примет ее, духовную женщину,если она молча встанет и последует за этим «грешным» мужчиной.

Самым главныммотивом ее жизни была ее собственная«глубокая» духовность. Она чувствовала, что ее вел «Дух», и что все, чтосказал Бог в отношенииженщин и их позиции вцепи командования, к ней не имело отношения, что она была исключением.

Далее, она читала книги и брошюры и слушала проповеди, которые разъясняли стихи, ограничивающие роль женщины в семье и в церкви. Они говорили что-то вроде: «В оригиналеэто греческое слово означает…На самом деле здесь имеется в виду…

Понимаете, Павел говорил это, принимая во внимание культурные особенности того времени… Конечно, Бог не мог заповедать женщине, чтобы она… ВоХристе нет ни

мужеского пола, ни женского… Разве не существовали женщины-пророчицы?»

Она была совершенно обманута, думая, что ее женская интуиция и чувственность были духовностью. Она даже не имелапредставления о том, что находилась в состоянии бунта против Бога. Царь израильский Саул вознес Богу жертвы, но он сделал это, не взирая на четко открытую ему волю Бога. Он думал, что цель оправдывает средства.Его намерением было прославить Бога, но Бог сказал, что егорелигиозное служение было противлением, подобным волшебству (1Цар.15:23). Когда женщинапытается жить для Бога, нарушаяпри этом Его слово, ее «духовность» равна волшебству, потому что она пытается найти «божественную» волю вопреки понятным словам Господа. Бог называет такую женщину«Иезавелью».

Все это было ясно нам с мужем; мы знали, что грех приведет ее к разрушению всего. Он ужестал причиной того, чтоее некогда сильный, предприимчивый муж превратился в забитого и жалкого человека. Долгие годы ядовитое жало ее души уязвляло ее разум.

Однажды вечером, после особенно сильного богослужения, пока все общались, я увидела, как она приближается к моему мужу, будучи чрезмерновозбуждена. На случай, если я ему понадоблюсь, я начала пробираться сквозь толпу по направлению к мужу. Когда я приблизилась к ним почти вплотную, я увидела, что она начала резко размахивать руками и кричать, что ее муж прелюбодействовал с Мерилин Монро (которая на тот момент была мертвауже лет 50 или около того). Она кричала, что ей было видение от Господа,которое разъяснило все ее проблемы. Когда я подошла к ней, она начала перечислять некоторых молодых мам с грудными детьми из нашей церкви и утверждать, что они были сексуальными партнершами ее мужа, и что все эти дети — его. Мой муж огляделся по сторонам, приведенный в ужас такими грязными обвинениями,которые, как мы знали, были порождением ее больного воображения. Ее выкрики становились все громче. Чтобы перекрытьих, мой муж начал петь так громко, как только мог: «Что вину мне может смыть? О ничто, лишь кровь Иисуса!» Я поддержала его и начала петь вместе с ним.

Удивленные присутствующие автоматически стали вторить нам. Я взяла ее под руку и силой повела к выходу — женщину, котораятеперь уже совершенно сошла с ума. Бог посетилее безумием. Он делает иногда страшные вещи наподобие этого.Он не просто позволилэтому случиться, Он сам столкнулее с обрыва в пропасть. Начало мудрости — страх Господень. У нее не было страха Господня. А ей следовало бы его иметь. Эта женщина верила, что сможет заставить своего мужа подчинитьсяпотому, что она была

«духовнопомазана». Она не считалась с Богом.Женщина, которая думает, что может идтисвоим путем, потому что верит, что она духовно одаренная,не имеет страха перед Всемогущим Богом. «Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет»(Прит. 22:8). «Не обманывайтесь:Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и

пожнет» (Гал. 6:7). Бог не остался поруганным. Вся семья до сих пор пожинает то, что она посеяла.Жену, не имеющую страха Господня, может отнести течением так далекоот реальности, что ей потребуются успокаивающие лекарства для поддержания видимости здравия ее рассудка.

Практика доводит«ужасное» до ужасного совершенства

Многие женщины к моменту достижения своего сорокового года рождения находятся на краю умственной нестабильности. Они провели некоторое количество лет своей жизни в раздражении на своих мужей, ежедневно ощущая обиду и отвечая им холодностью и горечью. Вместо того, чтобы практиковаться в благодарности и веселье, они практикуют

выражение своей обиды. Так же, как практика помогает пианисту находить нужные клавиши без усилий или мыслей об этом, так и женщина,практикующая недовольство, без раздумий находит нужные ноты горечи, как только ее цепь замкнулась.Практика, постоянная практика, доводящая до совершенства ее недовольство и разочарование.

Она практикует свою горечь до тех пор, пока это не получается естесственно, а она даже может этого не заметить.Обычно она защищает себя как человек, который встает на борьбу со злом и гордостью.Она «будет делать все, что нужно, даже если этого никто другойделать не станет».

С течениемвремени ее раздражительность и резкие перемены настроениябудут учащаться, и онапоймет, что уже не в состоянии контролировать свою нервозность. В один из таких дней ее «нервы» взорвутся, и она потеряет самоконтроль, крича как сумасшедшая и обзывая своих любимых и близкихлюдей ужасными словами. Послеонаскажет, что это былпросто «тяжелый день», и что «гормоны шалили», но члены ее семьи молча подумают про себя, так ли этона самом деле. В семье научатся терпетьее случающиеся вспышки гнева, а онавсе будет продолжать практиковаться. После визита кврачу она станет тише и спокойнее… «больше похожей на прежнюю себя». Доктор сменил ей лекарство.

«Мама теперь дольше спит».

«Тсс! Не разбудите маму, у нее сегодняплохое настроение».

Такая нервная женщина ожидает, что еесемья будет старатьсяугодить ей, и оскорбляется, если все ведут себя так,как будто ничегоне происходит. Господь посещает ее душу ужаснойболезнью под названием

«безумие». Сперва она просто злится на своего мужа. Годы проходят,и она начинает злиться на членовсемьи. Время идет, и она уже злится на церковь.Потом она злится на почтальона и на официантку. Практика, постояннаяпрактика, доводящая до совершенства ее безумие.Злоба, все время злоба. Сумасшествие.

«Поразит тебя Господь сумасшествием,слепотою и оцепенением сердца»

(Втор.28:28).

«Начало слов его из устего — глупость, а конец речи из устего – безумие»

(Еккл.10:13).

«За то, что ты не служилГосподу, Богу твоему, свеселиеми радостью сердца, при изобилии всего,будешь служить врагу твоему,которого пошлетна тебя Господь, в голоде,и жажде, и наготеи во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор.28:47-

48).

Время поразмышлять

Покой является плодом Духа. Покой — этоощутимое присутствие ненапряженного, уверенного внутреннего состояния, который имеет человек,у которого все в порядке (даже если у него и не все в порядке). Если вы — дитя Живого Бога, то самые близкие к вам люди знают о томпокое, который можно найти ввашем присутствии. Этот плод Духа не совместим с няпряженностью, стрессом, нервозностью, натянутостью или горечью.

«Плод же духа: любовь, радость, мир,долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость,воздержание. На таковых нет закона» (Гал.5:22-23).

Мудрость – подарок; однако, чтобы ее получить, нужно попросить. И она дается нам Богом просто и без упреков.

В Притчах 9:10 ясно записано, что «начало мудрости — страх Господень».

Заведите себе новую привычку

Когда вы чувствуете, что вы начинаете раздражаться или критиковать,остановитесь, глубоко вдохните и тихонько попросите Бога дать вам мудрости. Потом подумайте о чем- нибудь из своего «списка благодарностей».

Принимайте слова Бога всерьез

Узнайте значение слова «позорный».Научитесь ненавидеть саму идею того, чтобы вы были когда-либо виновны в чем-то подобном. Каждый раз, когда вы выказываете раздражение и обвиняете других, помните, что из-за вас трясется земля, потому что вы становитесь позорной замужней женщиной.

«От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда онделается царем; глупого,когда он досыта ест хлеб; позорнуюженщину, когда она выходитзамуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей» (Прит.30:21-23).

Найдите в Синодальном переводе все слова, говорящие о страхе Господнем. Сколько раз они встречаются? Как вы думаете, чему хочет научить нас Бог? Насколько по-другому вы реагировали бы на свои ежедневные проблемы, если бы имели настоящий страх Господень, если бы боялись Его закона сеяния и жатвы?