Глава 6. Люди пустыни

Мы видим вещи не такими, какие они есть, а такими,

какими мы хотим их видеть

С освобождением пришел конец четырехсотлетнему рабству детей Израилевых, но сформированное под ударами плети мышление последовало за ними до Чермного моря.

Могу себе представить, как выглядело сорокалетнее блуждание евреев по Синайской пустыне с точки зрения Бога. Перед моим мысленным взором встает картина бескрайней пустыни, какой я увидел ее из иллюминатора самолета, когда летел в Каир.

То же самое палящее солнце, которое чувствовали мы с Руфью, идя по пустыне, жгло спину Моисея, ведшего свой народ к земле их мечты. Бесконечным потоком растянулись по пустыне дети Израилевы. Они видели тот же песок и те же лишенные растительности холмы. Может быть, они взбирались на те же холмы, что и мы с Руфью.

Книги Исход, Левит и Числа дополнили картины, которые рисовало мое воображение, рассказами о реальных событиях, произошедших три с половиной тысячи лет назад. Потерпевшее неудачу в своей попытке достичь свободы, старшее поколение рабов из экспедиции Моисея навсегда осталось лежать в песках Синая. Но оставались их дети, которым посчастливилось перебраться на другой берег Иордана. В этой главе мы проанализируем поведение обеих групп израильтян — родителей и их детей. Истины, которым учит опыт родителей, особенно ценны для нас. Они показывают нам, сколько опасностей таит в себе бунтарское мышление бывших рабов. Не менее важен для нас и опыт детей. Уроки, которые мы можем извлечь, помогут нам освободиться от наших зависимостей.

Исход евреев из Египта имеет поразительное сходство с современным процессом развития отдельных людей, общин и целых наций. Давайте и мы побродим вместе с сынами Израилевыми по Синайской пустыне.

Ответственный образ жизни

начинается с обетования

Первый урок пустыни учит: Божий призыв к ответственному образу жизни начинается с обетования. Задолго до того, как Израиль перебрался в Египет, где его опекал и охранял Иосиф, один из сыновей Иакова (Израиля), семейному патриарху Аврааму было дано удивительное обетование:

И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… и благословятся в тебе все племена земные.

Бытие 12:2,3

Поскольку в земле Израиля был голод, Иосиф (еще мальчиком проданный в рабство в Египет, а впоследствии, благодаря своим выдающимся управленческим способностям, назначенный фараоном премьер-министром) забрал своего отца Израиля и все его многочисленное семейство в Египет, где евреи стали жить в сытости и благополучии. После смерти фараона и Иосифа, новый правитель Египта превратил всех евреев в рабов. Но Бог не забыл своего обещания Аврааму.

Сегодня Бог относится к людям точно так же, как относился к сынам Израилевым тысячи лет назад. Давайте рассмотрим два принципа, лежащих в основе Божьего обещания.

Бог сначала дает обетование,

а затем исполняет его, создавая видение

Логично, неправда ли? Разве можно обещать то, что вы уже имеете? Итак, первый важный момент, который вам надо усвоить, заключается в том, что Бог всегда начинает с конечного результата. Он дает вам видение свободы, пока вы еще в рабстве. А затем работает над успешным осуществлением этого видения — достижения истинной свободы. Но, прежде всего, Он хочет, чтобы вы поверили в реальность этого видения.

Процесс избавления Израиля от рабства начался с обетования, данного Богом Аврааму, в результате чего родилась еврейская нация. Когда пришло время избавления сынов Израиля от рабства, Бог обновил Свое обещание, но на этот раз обет был заключен с Моисеем на горе Синай. Обращаясь к Моисею, стоящему у неопалимой купины без обуви, Бог сказал: «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед…» (Исход 3:8).

Божественное обещание сильнее, чем любое ваше испытание

ЭТО было своего рода обещание. Бог описал Моисею землю, обещанную Аврааму. Все в этой земле прекрасно и совершенно. Она просторна и хороша, и в ней много молока и меда. Видение — это обетование совершенного будущего, которое Бог обещает дать всему человечеству и каждой нации в отдельности.

У каждого мужчины, женщины, ребенка теперь есть надежда на лучшую жизнь и Царство Небесное уже здесь на земле. Каждый человек создан во исполнение этого обетования. Вы являетесь продуктом этого обетования. А сейчас обратите внимание на второй принцип Божьего обещания человеку.

Бог дает обещание, когда вы еще в рабстве

Он открывает вам Свою Добрую Весть, когда вы находитесь в самом эпицентре испытаний. Он говорит вам о свободе, когда вы все еще находитесь в рабстве. Он рассказывает вам о Своих высотах, когда вы лежите на дне. Зачем? Потому что Его обетования всегда нацелены на будущее. Они несут вам надежду. В этом заключается смысл надежды. Обетование рождает видение. Обетования рождают веру.

Избавление всегда приходит сверхъестественным способом

БОГ пообещал Аврааму сделать его отцом великой нации, но когда пришло время исполнения обетования, израильтяне находились на самом дне человеческого существования. Тогда Бог поднимает Моисея, который принял призыв пойти и освободить евреев. Божественное обетование сильнее, чем ваши испытания. Бог пообещал дать Своему народу свободу. Он рассказал им о молоке и меде еще тогда, когда они ели лук и чеснок. Но Он не рассказал им о тех испытаниях, через которые им придется пройти, чтобы стать свободными людьми.

Три этапа свободы на пути к ответственности

Сегодняшние мужчины и женщины должны пройти через те же три этапа процесса освобождения, которые прошел еврейский народ под предводительством Моисея.

Дорога к пониманию ответственности тянется через весь мир к Чермному морю, а оттуда идет к Синайской пустыне, затем пересекает реку Иордан и заканчивается в земле обетованной.

Итак, первый этап освобождения — это рабство, или Египет. Второй — охватывает период, проведенный израильтянами в пустыне, и третий этап — переход через Иордан в землю, обещанную Богом. Эти этапы обретения истинной свободы обязательны для каждой нации, большой или маленькой; для каждого человека, молодого или старого. Как я уже отмечал в предыдущих главах, если вы не сбросите с себя груз прошлого, вам суждено навсегда остаться в пустыне. Истинная свобода — это всегда работа ума и сердца.

Египетский этап

Египетский этап — это рабство. Израиль оставался в египетском рабстве более четырех сотен лет. Десять поколений израильтян терпели подавление и угнетение. Ими распоряжались как собственностью. В Исходе 1:11-14 описывается жизнь сынов Израилевых в рабстве:

И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Непосильный труд, издевательства и унижения заставили евреев возопить о свободе: «…И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы вос- шел к Богу» (Исход 2:23). И Бог услышал их вопль (стихи 24,25):

И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.

И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.

Бог воспитал освободителя в самом сердце Египта — во дворце фараона. Найденный дочерью фараона в корзинке, плывущей по водам Нила, и воспитанный ею как ее собственный сын, Моисей должен был стать избавителем Израиля от многовекового рабства. Призванный из степей Мадиамских в возрасте восьмидесяти лет, Моисей сверхъестественным образом был использован Богом как предшественник Иисуса Христа, чтобы показать всем людям, что все их попытки обрести спасение естественным путем обречены на неудачу. Моисей попытался освободить израильский народ с помощью своей собственной стратегии, убив египтянина. Но эта попытка закончилась тем, что ему пришлось спасать свою собственную жизнь бегством из Египта.

Опыт Синайской пустыни говорит о сверхъестественном Божьем обеспечении

Когда Моисей или его брат Аарон поднимали пастуший посох, Бог превращал его в инструмент освобождения. Страшные казни, целью которых было показать всем людям чудесную силу Бога, обрушились на Египет. Но и после того, как сыны Израилевы вышли из Египта и отправились в путь к земле обетованной, сверхъестественные чудеса продолжали сопровождать их на протяжении всего путешествия по пустыне: Чермное море расступилось перед ними; с неба сыпалась манна; огненный столб освещал их путь ночью, а днем облако дарило прохладу; камни давали воду; одежда израильтян оставалась новой и чистой. Все эти великие Божьи чудеса стали олицетворением будущего спасения во Христе, которое мы имеем сегодня. Человечество спасено чудесной Божьей благодатью, а не религиозными делами людей. Освобождение — всегда чудо.

Живя среди людей, Иисус доказал реальность Божьей любви и благодати с помощью многочисленных чудес, которые Бог творил через Него. Он ходил по воде, исцелял больных, наполнял рыбацкие сети рыбой, кормил множество людей, усмирял бушующее море и поднимал мертвых Своим словом. Потом Он пролил Свою кровь, умер и воскрес снова, чтобы спасти нас, не спрашивая нашего на то позволения. Человечество не может само себя спасти. А Иисус может. От нас требуется только принять Его, и тогда Он спасет нас. Мы не можем умереть ради самих себя, и нет такого доброго дела, которым мы можем «заработать» себе спасение. Иисус сделал все, что должен был сделать, чтобы освободить нас от греха (от Египта).

Стоило только Моисею поднять жезл, как Бог начинал творить сверхъестественные чудеса и знамения, обрушивая на Египет беды, которые, в конце концов, ослабили грозного правителя и вывели сынов Израилевых из их глиняных курятников в Синайскую пустыню. Освобождение израильтян не произошло в результате естественных причин. Оно было сверхъестественным.

Используя сверхъестественный способ, Бог выводит пленников из рабства. Он посылает Святого Духа для подтверждения того, что Он реален. Изменяя наши сердца, Он создает в нашем внутреннем человеке новое творение. Апостол Павел пишет:

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

2 Коринфянам 5:17

Только Богу под силу такое чудо. Затем Он ведет нас к следующей стадии освобождения, разделяя перед нами воды нашего Чермного моря.

Этап Чермного моря

Второй этап ведет к Чермному морю, за которым всегда начинается пустыня. Помните: Бог не повел израильтян из Египта прямо в Ханаан. Сначала Он хотел, чтобы они освободили свой разум от влияния «Египта».

Именно в Египте Бог положил начало Своим чудесам избавления. Израиль оставался в безопасности в то время, как вокруг от неслыханных бед погибали египтяне: вода в реках превратилась в кровь; полчища жаб покрыли всю землю египетскую; мошки поразили людей и собак; погибала земля египетская от песьих мух; скот египетский вымер от моровой язвы; нарывы поразили египтян; сильный град и огонь уничтожил их посевы; густая, осязаемая тьма окутывала всю землю египетскую в течение трех дней. Но только в Синае Бог начал творить чудеса обеспечения. Синайская стадия характеризуется чудесным Божьим обеспечением.

Многие рассматривают этот период в истории Израиля как время потерь, разочарований *и несбывшихся мечтаний. По сути, для взрослых израильтян, чье мышление было отравлено долгими годами рабства, это так и было. Но именно там, в пустыне, Бог утешал и в избытке снабжал сынов Израилевых всем необходимым. Если сравнить наши первые годы хождения в вере, то мы так же питаемся сверхъестественной Божьей манной. В этот период Он всем нас обеспечивает, ничего не требуя взамен. Этот же принцип справедлив и для целых народов, наций. Когда Бог создает новую нацию, Он дарит ей период благодати и процветания, чтобы она могла учиться и готовиться принять на себя всю ответственность, которую предполагает свобода.

Сначала Бог забирает нас из Египта с помощью Своей божественной силы, способной разделить воды Чермного моря:

И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.

Исход 14:21,22

Избавив от поработителя, Он ведет нас в пустыню, где каждый день обеспечивает небесным хлебом и отвечает на все наши нужды.

И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба…

Исход 16:4

Если мы честны в нашем стремлении познать Бога, нуждаемся в Его сверхъестественной силе, то Он высечет для нас воду из камня, где по естественным законам ее быть не должно.

Вот, Я стану пред тобою там на скале в Хори- ве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ…

Исход 17:6

Бог будет давать нам то, в чем мы нуждаемся, включая еду, одежду и кров над головой.

Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла вот уже сорок лет.

Второзаконие 8:4

Пока мы младенцы в вере, Бог продлевает Свою благодать. Несмотря на то, что Израиль поносил Бога, роптал против Моисея, желая вернуться обратно в Египет, Бог продолжал заботиться о нем, сверхъестественно обеспечивая едой, водой и одеждой.

Бог будет готовить вас к получению обетования, а пустыня — к земле Ханаанской

Вот почему чудеса будут сопровождать ваше хождение по пустыне. Израильтяне могли бы блуждать вокруг земли Ханаанской, находящейся от них всего лишь в чуть больше месяца пути, сколько угодно, потому что все их нужды были удовлетворены. Пустыня — именно то место, где совершается спасение.

Этот принцип спасения и искупления действует в жизни как отдельного человека, так и целой нации. Сразу же после искупления от рабства греха, вас ожидает много чудес в вашей жизни, служении, церкви, бизнесе. Многие освобожденные люди переживают период внезапного успеха во всех своих начинаниях. Первые три месяца они испытывают удивительный подъем и восторг. Им начинает казаться, что миллионы долларов потекут в их карманы. Но этот период скоро заканчивается, внезапно источник Божьего обеспечения пересыхает, и, если они не стали зрелыми в познании Божьих истин, их ожидает много разочарований на жизненном пути, в служении, бизнесе.

Вы помните день, когда впервые получили спасение? Вам хотелось идти и спасать весь мир. Правда? Вы только что пережили удивительные, волнующие минуты. О чем бы вы ни помолились — Бог давал вам. Вы просили тюбик зубной пасты — и получали его. Но вот прошло несколько лет со дня вашего спасения, и вам кажется, что Бог не только забыл о ваших зубах, но вообще не помнит о вас.

Идя через Божью пустыню, вы всегда получите все, в чем нуждаетесь. Он даст вам все необходимое и будет заботиться о вас. Привыкнув к Божьему обеспечению, новообращенные начинают смотреть на Бога как на Деда Мороза. Именно так и смотрели на Него дети Израилевы.

Бог становится вашим спонсором, который не требует от вас отчета о том, как вы распорядились Его дарами, несмотря на ваши старые грехи, которые тянутся за вами из темных дней Египта. Бог будет питать вас, несмотря на ваш ропот. Он будет благословлять вас, несмотря на то, что вы грешите. Бог будет снабжать вас всем необходимым. Он будет заботиться о вас, несмотря на то, что вы ругаете Его. Даже если вы злословите, завидуете, совершаете неблаговидные поступки, Он будет кормить вас и заботиться о вас. Почему? Потому что Он верен Своему слову, потому что Он хочет показать вам Свой характер и Свою любовь. Но самое главное заключается в том, что Он дает вам время и шанс обновить свой разум и избавиться от духа рабства.

Вы грешили, а Бог благословлял вас. Вы жаловались, протестовали, громко кричали, а Бог благословлял вас. Почему? Посмотрите внимательно вокруг себя. Видите полынь и зыбучие пески? Да, видите, потому что вы в пустыне. Вы все еще ребенок, который растет. Возможно, ваше спасение длилось недолго, но Бог благословляет вас, продолжающего грешить. Вы Его малое дитя, и, несмотря на вашу неверность, Он продолжает благословлять вас.

Люди пустыни были избавлены от рабства, но не стали свободными. Пустыня — это место подготовки к свободе. Но настанет день, когда чудеса прекратятся, и вы, по вере, закатав рукава, должны будете совершать свое спасение как партнер завета с Богом.

Неважно, что вы думаете о Божьих планах относительно вашей жизни, Он будет давать вам много хорошего, что пообещал, будет изменять вас до тех пор, пока вы не будете соответствовать тому поручению, которое Он приготовил для вас. Вот для чего нужна пустыня. Это место вашего испытания. Бог будет готовить вас для получения обетования свободы, а пустынядля Ханаана.

Бог не доверяет тем, кого недавно освободил, — особенно тем, кто по-прежнему ленив и духовно безответственен. Они плохо знают Библию (если знают ее вообще) и,          следовательно, не могут управлять своей жизнью. Они не умеют мыслить творчески и мотивировать свое поведение. Такие люди не в состоянии справиться с духовным гнетом, жизненными трудностями и требованиями свободы. Им необходим кто-то, кто мог бы заботиться о них, решать их проблемы, поэтому Бог не может позволить такому духу войти в Ханаан. Вот, как Бог объясняет Моисею Свое решение сначала провести израильтян через пустыню:

…чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.

Исход 13:17

Стих 18 говорит: «И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской».

Некоторые просят Бога вести их сразу в то место, которое Он показал им в Своем обетовании. Например, вы хотите начать свой бизнес немедленно, не откладывая ни на один день. Вы считаете, что вам нужно начать обучение в школе прямо сейчас. Вы хотите получить служение незамедлительно. Наверное, Бог вас предупреждал, что не может доверить вам бизнес, обучение в школе, служение, потому что вы еще не научились управлять своей собственной жизнью так, как надо, поэтому Он будет держать вас в пустыне до тех пор, пока вы не подрастете и не станете мудрыми управителями.

Помните, о чем мы говорили раньше: Богу нужны хорошие менеджеры собственной жизни. Именно в пустыне Бог может продемонстрировать вам Свою любовь. В тот день, когда вы перейдете Иордан, Он даст вам дар управителя, и те, кто научится управлять, преуспеют во всем. Вот принцип: обетование требует подготовки.

Сегодня многие служат не там, где этого хочет Бог. Они не проходили обучение в Синайской пустыне, а просто купили себе удостоверение об окончании курса менеджмента, поэтому от них так много проблем в церкви: они постоянно ошибаются, падают, портят все дела, которые им поручают. Они присваивают себе титулы, на которые не имеют права, потому что не сдали Божий экзамен в пустыне.

Бог никогда не поручит вам дело без подготовки, поэтому в земле обетованной так много спотыкающихся младенцев, делающих вид, что успешно играют какую- то роль, получают за это деньги и живут, как грешники. Бог хочет благословить нас тем, что обещал, но сначала нужно пройти обязательное обучение в пустыне, которое даст нам право войти в Ханаан (в свободу).

Проверка пустыней

Обращаясь к Богу с просьбой исполнить данное вам обетование, вы этой молитвой просите Его принять вас в школу Синайской пустыни. Непроизнесенная, но подразумеваемая часть вашей молитвы, означает: «Научи меня». Прося что-то значительное, большое, вы даете Ему понять, что готовы к тяжелым испытаниям, страданиям, суровым условиям жизни в пустыне. Эти трудности будут подготавливать вас к ответу, который Бог уже приготовил для вас. Но если вы попытаетесь обойтись без обучения в Божьей школе мужества, вам суждено превратиться в «гигантскую жертву», потому что Ханаан склонится только перед зрелыми мужами Божьими (Числа, глава 14). Ханаан (свобода) требует сильного характера, а для его воспитания необходимо время, испытания и дисциплина.

Будущие пилигримы пустыни, не просите, если не уверены, что выстоите, когда Бог начнет вас готовить к тому, о чем просите. Ограничьте свою молитву словами «да будет на все воля Твоя, Господи», так как Он знает, в чем состоит Его воля для вас на это время, но если все же будете просить о том, чему не соответствуете, Он вам откажет. Однако, хочу предупредить вас, что Бог может начать испытывать вас, насколько серьезны вы в своем желании. Эти испытания могут оказаться настолько суровыми, что вы не выдержите и взмолитесь, чтобы Он забыл о том, о чем вы Его недавно с таким жаром просили. Что бы Бог ни пообещал вам, Он будет вас к этому готовить.

Я думаю, что, несмотря на просьбу Бога, наверное, отказался бы взяться за те аспекты служения, для которых не прошел соответствующей подготовки. В настоящее время я возглавляю одну из христианских организаций при Организации Объединенных Наций. Если бы Бог предложил мне взяться за это дело без специальной подготовки, я бы отказался, потому что, наверняка, опозорил бы Его и потерял доверие всего мира. Мы выступаем по международному телевидению, получаем много приглашений выступить с проповедями, но этого всего не было бы, если бы я просто «купил» себе диплом об окончании пустыни, а не прошел бы ее от начала и до конца. Прежде, чем Бог открыл мне врата успеха и процветания, я должен был испытать свои таланты во время блужданий. Этот принцип справедлив и для вас.

Мы знаем, что путешествие из Египта в Ханаан заняло бы чуть больше месяца. После ухода с горы Синай, где Бог призвал Израиль стать народом священников и дал Моисею Закон, израильтяне «кружили по пустыне сорок лет вместо сорока дней и, наконец, добрались до Кадес-Варни, откуда была послана группа соглядатаев в землю обетованную. Но оказалось, что десять из двенадцати не были готовы выполнить это задание. Они вернулись с плохой вестью:

А те, которые ходили с ним (Халевом), говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.

Числа 13:32

Их слова так сильно повлияли на всех остальных израильтян, что они собрались вместе и решили: «…поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Числа 14:4).

Десять неподготовленных мужей израильских отодвинули день перехода через Иордан на долгих сорок лет. Им и тем, кто им поверил, суждено было умереть в пустыне, и только их дети ступили на землю обетованную.

Библия учит нас, что взрослые израильтяне оказались плохими учениками, не сумевшими окончить подготовительный курс и сдать экзамен на зрелость, и поэтому снова и снова Бог возвращал их обратно проходить те же уроки.

Многие из нас прошли через такое. Мы терпим неудачи. Мы боимся ответственности. Мы стараемся уйти от обязанностей. Мы торопимся поскорее окончить обучение в пустыне, но все заканчивается тем, что снова и снова мы вынуждены возвращаться к началу нашего пути. Мы ходим кругами в надежде на Бога, продолжая жить в пораженческом бунте.

Мы пытаемся избежать испытаний, но Бог не позволит нам войти в землю обетованную, если мы не выучим положенные уроки. Почему? Потому что Богу нужны зрелые служители. Уроки пустыни учат нас жить в свободе.

Мы не будем допущены в Ханаан до тех пор, пока Бог не убедится, что мы постигли все, чему Он учил нас в Синайской пустыне. Я знаю, что это утверждение противоречит некоторым религиозным учениям, но я убежден, что путь к свободе лежит через страдания и испытания. Бог будет проводить вас через пустыню, чтобы закалить и сделать зрелыми мужьями Божьими. У нас нет другого выхода: нужно крепко запомнить все Его уроки.

Тяжкое бремя свободы: обучение в пустыне

Именно в пустыне Бог обеспечивает вас всем необходимым и поддерживает ваши силы, чтобы вы могли научиться жить и действовать в свободе. Свобода — это трудный экзамен, к которому надо готовиться. Весь подготовительный период Он будет одаривать вас Своими благословениями, несмотря на вашу незрелость и нестабильность. Однако, благословения не будут постоянными.

Когда вы подойдете к Иордану, в Божьем обеспечении произойдут некоторые изменения. Бог потребует от вас своего рода подтверждения, что вы тверды в вашем решении. Он захочет, чтобы вы показали Ему то дело, за исполнение которого вы готовы взять на себя личную ответственность. Он будет требовать от вас показать, как глубоко вы понимаете, что такое ответственность. По сути, цель пустыни — подготовить вас к Ханаану, потому что избавление от рабства еще не свобода. Оно только подготавливает вас к ней. Бог предупредит вас: «Или ты умрешь здесь, или изменишься, прежде чем идти через Иордан. Начинай изменяться сейчас, иначе умрешь в пустыне».

И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? …Но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее…

Числа 14:11, 21-23

Бог говорил Моисею, что его народ — люди жестоко- выйные. Они не изменились, поэтому Ему пришлось держать их в пустыне, пока они все не вымерли. Звучит ужасно, неправда ли? Библия говорит, что они умерли, потому что не выдержали экзамена, который открыл бы им путь к Иордану (Иисус Навин 5:4-6).

Жизнь в пустыне готовит нас к жизни в свободе

Умерев в пустыне, вы не сможете испытать все то, что Он приготовил для вас. Да, вы попадете на небо, но ваша жизнь на земле будет сухой и ничтожной, поэтому давайте хорошо учить уроки пустыни, чтобы можно было нести ответственность, которую потребует от нас жизнь в Ханаане. Отсюда следует принцип: внутренние изменения для Бога важнее, чем изменения внешние. Свобода разума важнее, чем физическая свобода.

Подготовка к вступлению в Ханаан

Ханаан — это обещание, мечта, видение, судьба, желание, претворенные в жизнь. Это ваше будущее. У каждого человека, народа, нации есть свой Ханаан. Ханаан это Божье предназначение для вас. По сути, Ханаан представляет волю Бога.

Когда наступит время войти в землю обетованную, Бог потребует от вас сделать некоторые вещи. Первое — вы должны пройти обрезание.

В то время сказал Господь Иисусу: «…сделай себе каменные ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз» (Иисус Навин 5:2).

Обрезание — это одновременно и отличие, и отход. Оно указывает на ваше отличие от других людей, а также отход от старого образа жизни, вступление в новую жизнь. Обрезание означает, что Бог отсечет прежние связи, мысли, воспоминания, оставшиеся от пустыни и Египта. Он не хочет, чтобы вы тащили за собой в новое будущее груз темного прошлого. Вам придется отказаться от привычек, с которыми жили в Египте и блуждали по пустыне. В Послании к Римлянам 2:29 великий апостол Павел объясняет, что новозаветное обрезание означает обрезание сердца, а не плоти, а в Послании к Колоссянам 2:11 он сравнивает обрезание с «…обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым…». Важно отметить, что слово сердце в данном стихе буквально означает «подсознание, состояние ума».

Поскольку Богу не удалось обрезать воспоминания и привычки взбунтовавшихся израильтян, Ему пришлось поднять их детей, чтобы они вошли в землю обетованную. Только полная трансформация мышления поможет отдельному человеку, общине, нации во всей полноте использовать свой творческий потенциал и исполнить свое предназначение. Почему?Потому что исполнение предназначения невозможно без мышления.

Ибо сыны Израилевы сорок лет ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, а вместо них воздвиг сынов их. Сих обрезал Иисус…

Иисус Навин 5:6,7

Ни одному ропщущему еврею, сохранившему в своем сердце воспоминания о Египте, не было позволено войти в землю, обещанную Аврааму. Обещание было дано, но они оказались неготовыми реализовать его. Только не испытавшие рабства сыны Израилевы смогли войти в эту землю. Иисус Навин и Халев стали исключением, потому что понимали ответственность, которая ожидала их по ту сторону Иордана.

Свобода разума важнее, чем фозоческая свобода

Ничто в мире не может оказать более разрушительного действия на Ханаан (свободу), чем мышление египетского раба. Бог хотел дать Израилю новую жизнь, новые отношения, новые привычки. Он все хотел обновить в Своей земле. Того же Он хочет и для вас. Ханаан требует полной трансформации.

Именно в пустыне вы становитесь ближе к Богу, прославляя и благодаря Его за освобождение. Он ожидает, что вы обновитесь разумом своим, чтобы понять и принять условия новой жизни, которую Он приготовил для вас. Именно там, в пустыне, Бог хочет обрезать ваши воспоминания о Египте. Если вы тоскуете по прежней жизни, Он не поведет вас дальше по пути в Его землю, где течет молоко и мед, поэтому вся ответственность за свободу ложится на вас. По сути, врагом Ханаана является Египет. Враг истинной свободырабское мышление.

Бог никогда не позволит вам стать тем, для чего вы родились, пока вы все еще болеете своим прошлым. Вам никогда не дорасти до того, что Бог мечтает подарить вам, если мысли о вашем прошлом преследуют вас, как ночной кошмар, если вы ненавидите все, что с ним связано. Вы должны возненавидеть зло, которое когда-то жило в вас, и отдать ваше прошлое Богу, чтобы Он мог сделать вас такими, какими Он хочет вас видеть. Помните: трансформация мышления важнее, чем трансформация физическая.

Некоторые не могут избавиться от мыслей о своем прошлом; продолжают делать то, что делали когда-то в Египте. Проходя мимо мест, где проводили время со своими старыми дружками, они замедляют ход. Им снова хочется отведать египетской еды.

В вашей жизни ничего не изменится до тех пор, пока не изменится ваш разум. Многим верующим Бог не доверит то, что приготовил для них, если они продолжают мечтать о Египте. Он будет держать их в пустыне 20, 30, 40 лет, пока они не изменятся. Пусть они не пропускают ни одной воскресной проповеди, но обувь их полна песка из Синайской пустыни. Возвращаясь домой, они мысленно осуждают пастора за все то, что он говорил в церкви. Такое поведение типично для тех, кто живет в пустыне.

Израильтяне хотели вернуться в Египет к своим котелкам с мясом, луком и чесноком (Числа 11:5). Привычные запахи мешали им почувствовать вкус молока и меда.

Выйди и отделись

«И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».

2 Коринфянам 6:17,18

Бог будет относиться к вам точно так же, как когда-то к сынам Израильским. Если вы искренне хотите иметь жизнь с избытком, чего желает для вас и Бог, вам придется изменить свой рацион питания. Вам придется выйти из Египта и отделиться. Вам придется изменить свои вкусы.

Что делает жизнь приятной для вас? Спиртные напитки или наркотики? Вы завсегдатай фараоновских диско-клубов и кабачков? Вы втайне мечтаете о внебрачной связи, а, может быть, вам нравится порнография? Может быть, вы мечтаете о молоке и меде в то время, когда едите чеснок и лук? Если это так, то вам придется перейти на диету, потому что исполнение предназначения требует диеты.

В вашей жизни ничего не изменится до тех пор, пока не произойдет изменение в вашем разуме

Изменятся ваши вкусы — изменится и еда, которую вы употребляете. Как вы относитесь к слову Божьему? Испытываете ли вы волнение от познания Божьих истин? Встаете ли вы рано утром и, первым делом, говорите: «Я просто не могу дождаться, чтобы почитать Слово»? Если да, значит, ваши вкусы меняются и пустыня отступает от вас. Ханаан ждет вас за Иорданом, и вы готовы вступить на его землю. Какие книги вы читаете, что за фильмы вы смотрите, какие клубы посещаете, кто ваши друзья? У них ханаанское мышление?

Но если вы с неохотой идете на молитвенное собрание (если нужно, чтобы Святой Дух обличил вас, и ангелы стали у вашей двери) — значит, вы еще не приобрели вкус к Божьим вещам.

Если вы думаете о луке и чесноке, то не сможете управлять молоком и медом. Получится странное сочетание продуктов, если вы едите лук и чеснок и запиваете молоком с медом. В результате ваш желудок возмутится и вас стошнит. Прекратите сочетать несочетаемое. В противном случае, вас будет все время тошнить. Вам нужны новые желания, новая цель!

Бог предпочитает, чтобы вы были либо в Египте, либо в Ханаане. Когда вы попадете в Ханаан, Иисус Христос будет требовать от Своей Церкви полного посвящения: «Знаю твои дела, — говорил Он, обращаясь к церкви в Лаодокии, — ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откровение 3:15,16).

Бога воротит от молока с чесноком, поэтому вам надо решить, где вы собираетесь жить: в Египте или Ханаане; что вы выбираете: рабство или свободу. Бог не желает, чтобы вы тащили за Иордан опыт, приобретенный в рабстве. Он хочет, чтобы вы отсекли все, что подавляло и угнетало вас в Египте, и с мышлением нового свободного человека оказались на противоположном берегу. Запомните: вы не сможете въехать в будущее, смотря в зеркало заднего вида.

Взрослым израильтянам, вышедшим из египетского рабства, так и не суждено было попасть в землю обетованную. Туда попали их дети, рожденные в пустыне и подготовленные Богом к Ханаану, но для этого потребовалось целое поколение, чтобы Он смог очистить их разум от пагубного влияния Египта. Он не допустил родителей в землю обетованную, потому что в них жил дух Египта. Сформированный под влиянием четырехсотлетнего рабства разум взрослых израильтян не поддался реформированию. Как это ни странно звучит, но самое лучшее, что Бог мог сделать, чтобы реализовать Свой план, — это оставить их жить и умереть в пустыне. Запомните, корона на голове не означает, что вы мыслите, как царь. Пустыня — это Божья школа подготовки к Ханаану. Свобода требует подготовки.

Лидерская помощь

Подготавливая вас к переходу через Иордан, Бог даст вам в помощь наставника, который будет руководить вашей учебой. Этот человек будет суров с вами. Он будет заставлять вас расти, потому что его задача — подготовить вас к хождению в свободе. Моисей был наставником израильтян. Именно эта суровость и не позволила ему лично войти в землю обетованную. Когда Моисей жаловался Богу на жестокосердность людей, которых он вел, Бог осудил его самого за то, что он опустился до уровня ропщущих. В сильном гневе на этих непокорных людей Моисей с криком дважды ударил по скале вместо того, чтобы просто обратиться к ней, как повелел Господь:

И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему.

Числа 20:10-12

Цель обучения и подготовки в пустыне не просто информировать учащегося, а трансформировать его мышление. Обновление нашего разума трансформирует нас. Моисей готовил Иисуса Навина закончить ту работу, которую он начал.

Запомните, вы не можете въехать в будущее, глядя в зеркало заднего вида

Бог считает этот подготовительный курс очень важным для верующего. Если вы окажетесь плохим учеником и не закончите Синайскую школу пустыни, Он не позволит вам войти в полноту вашего предназначения в Ханаане.

Ханаанская стадия

Последняя стадия свободы начинается только в пределах обещанной земли. Бог держал сынов Израилевых в пустыне сорок лет из-за их безответственности и нежелания принять Его и поверить Его слову. Однако этого времени оказалось достаточно, чтобы родилось новое поколение. Под руководством Иисуса Навина и Халева молодое поколение израильтян, в возрасте до двадцати лет, вошло в землю обетованную. Свобода — это больше, чем право; это — привилегия. Свободаэто ваше отношение к жизни. Она не может быть гарантирована. Ее нужно заработать. Свобода — это тяжелая ответственность.

Понимание свободы

По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.

Иисус Навин 1:1,2

Моисей избавил народ Израильский от многовекового рабства, а Иисус Навин стал Божьим борцом за свободу. Когда вы будете переходить через Иордан, Бог будет с вами, но когда вы уже окажетесь на том берегу, Он захочет, чтобы вы оставили свои сумки для манны и взялись за меч. Теперь Его требования будут намного жестче, чем те, которые Он предъявлял к вам в пустыне. Его слово к Иисусу Навину относится и к нам: «Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (Иисус Навин 1:5).

Проблема многих верующих заключается в том, что они забывают о Боге. Они не чувствуют Его присутствия, потому что у них нет для Него времени. Мы должны приходить к Нему каждый день, как к нашему Отцу. Он больше, чем любое рабство. Он никогда не покинет нас. Все, что Он обещал, исполнит. Все будет, как и прежде, но Он ожидает, что за Иорданом мы закатаем рукава и сами возьмемся за работу. Его отношение к гражданам земли обетованной будет совершенно -другим, чем к обитателям пустыни.

Свобода — это ваше отношение; ее нельзя гарантировать — ее нужно заработать

Бог сказал Моисею разделить воды Чермного моря жезлом, а Иисусу Навину велел вести народ через воды Иордана. При Моисее Бог давал хлеб с неба, а при Иисусе Навине велел израильтянам самим возделывать землю и выращивать хлеб. При Моисее Бог высек воду из скалы, чтобы напоить страждущих людей, но те, кто вошел в Ханаан вместе с Иисусом Навином, должны были рыть колодцы сами.

Между Моисеем и Иисусом Навином существовала огромная разница. Моисей был освободителем, а Иисусборцом за свободу. Моисей должен был освободить Израиль от физического рабства, а Иисус Навин должен был ввести их в землю обетованную, а впоследствии — в свободу от рабского мышления.

Бог оставался прежним Богом, но Израиль уже не был прежним, а поднялся на уровень выше. Люди, шедшие за Моисеем, получали чудесную Божью силу; народ, которого вел Иисус Навин, получил наказ стать участником Его чудесной силы.

Когда наступит время войти в свободу, воды моря жизни не расступятся перед вами сами по себе. Будучи студентом колледжа, я молился о деньгах для оплаты за учебу и чудесным образом получал их. Я молился — и Бог кормил и одевал меня, но после того, как я закончил школу, Он сказал: «Иди работать. Не будешь работать, не будешь кушать». Это был тот же самый Бог, Который обеспечивал меня во время учебы, но теперь я был другой. Он поднял меня на другой, более высокий, уровень — уровень понимания своей ответственности.

Как только вы ступили на землю обетованную, Бог уже не будет разделять перед вами воды моря. Вам придется «намочить свои ноги», как мы говорим, что и пришлось сделать Иисусу Навину и его людям. Они пошли через воды Иордана. Им пришлось использовать свою веру. Может быть, кто-то из них говорил: «Я не уверен, что из этого что-то получится, но, если Бог сказал мне войти в воду и идти, я так и сделаю».

Если вы повзрослели, Он сделает вас частью Своего чуда. После смерти Моисея Иисус принял командование людьми. Израиль вступил в новую эпоху. Бог сказал новому лидеру: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иисус Навин 1:8).

Иными словами, Бог говорил следующее: «Моисей освятил тебя в пустыне, а в Ханаане ты должен освятить себя сам. Настало время совершить свое спасение. Ты должен быть ответственным за знание Моего слова. Никто не будет наблюдать за тобой, когда ты прячешься за угол, чтобы согрешить. Никто не станет проверять, ходишь ли ты в церковь. Наступило время стать взрослым. Добро пожаловать в Ханаан. Давай, берись за лопату, кирку и меч. Время брать на себя ответственность за собственную жизнь. Время идти работать».

Ответственностьпредпосылка к свободе. Следовательно, принцип свободы — личная ответственность, потому что свобода требует быть ответственным.

Будь сильным и мужественным

Быть ответственным — наше призвание. Мы должны знать, кто мы, чтобы быть сильными. Первое наставление, которое Бог дал Иисусу Навину, было таким: «Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен…» (Иисус Навин 1:6,7).

Бог хотел, чтобы Иисус знал, что хананеи будут жестоко сопротивляться и что ему потребуется вся сила, которая у него есть, чтобы завоевать эту землю. Моисею Бог не говорил: «Будь сильным!» С этими словами Он обратился к Иисусу Навину. Эта же Божья команда относится и к сегодняшней Церкви. Свобода требует от человека быть сильным и храбрым, потому что свобода требует дисциплины.

Понимание ответственности — предпосылка к свободе

Бог призывает всех верующих не относиться к Церкви, как к модному клубу под названием «Благослови меня». Бог больше не дает нам того, что мы «требуем по праву». Мы уже давно вышли из пустыни чудес под названием «Харизматическое движение». Теперь Бог призывает нас быть сильными. Он говорит, что пришло время закатать рукава и начать работать: копать колодцы, возделывать землю. Немногим удалось перейти Иордан, большинство осталось умирать в пустыне со своими карточками членов клуба «Благослови меня» и ленивым образом жизни. Возьмите ответственность за свою собственную судьбу на себя.

Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь.

Иисус Навин 1:9

Испытать настоящую свободу мы можем только при условии, если поймем, в чем состоит разница между свободой и освобождением; если примем истинность того, что свобода требует как личной, так и коллективной ответственности. Этот принцип действует как для отдельной личности, так и для организаций, общин и наций.

Бог не скрывал от Иисуса Навина, что впереди его ожидают тяжелые испытания, потому что хотел придать ему мужества. То же Бог хочет и для вас. В процессе вашего роста Бог будет показывать вам то, что испугает вас. Он поручит вам то дело, с которым, Он уверен, вы справитесь, хотя ваш разум будет отказываться верить этому. Итак, не бойтесь страха, потому что страх — благодатная почва для храбрости. Храбрость это не отсутствие страха, а свобода прямо смотреть ему в лицо. Страх необходим для храбрости.

Божья храбрость присутствует там, где начинается страх, поэтому Богу нужны люди, которые побегут навстречу жизненным битвам. И тогда Он наполнит нас Своей храбростью и покоем. С Божьей точки зрения, жизненные битвы дают нам возможность испытать наш потенциал.

Сверхъестественно освободив сынов Израилевых из Египта, Бог хранил и обеспечивал Израиль, продолжая творить чудеса и знамения. Опыт пустыни — это сплошные чудеса. Все фараоновы колесницы, преследовавшие Израильтян, утонули в Чермном море. Первое, что увидели израильтяне, когда пересекли Иордан, был Иерихон, который им предстояло завоевать мечом. И они победили. Раньше дети Израилевы были просто наблюдателями Божьих чудес. Они видели, как Бог посылал на Египет разные казни, разделил воды моря, посылал с неба манну. Теперь они стали участниками чуда. Закатав рукава, израильтяне действовали так, как говорил им Господь.

Новые обязательства

Анализируя исход Израиля из Египта, Ханаан предстает перед нами как символ свободы и судьбы. Девиз Ханаана —ответственность, потому что свобода требует ответственности. Для Израиля наступила эра новой жизни, когда он расположился лагерем на равнинах Иерихона в пределах земли обетованной, где он ел плоды, которые давала ему эта земля. Тогда же чудесная Божья пища прекратилась.

И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перестала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской.

Иисус Навин 5:11,12

С того дня израильтяне ели то, что давала им земля Ханаанская. Хлеб свободы выпекается в печи ответственности.

Нет больше манны

Призывая Церковь двадцать первого столетия взять на себя бремя ответственности после сорока лет харизматического обновления, Бог ведет нас к тому месту, где не будет манны небесной. Для некоторых она уже прекратилась, и они подумали, что Бог их оставил. Однажды все пошло не так, и они стали спрашивать себя, что они сделали неправильно. Они решили, что это все — работа дьявола, или что Бог прекратил делать чудеса. Но на самом деле это Бог хочет, чтобы они начали расти.

Смелость это не отсутствие страха, а смелость смотреть ему прямо в лицо

Целые церкви пытаются жить в пустыне чудес 50-х годов. Тогда стоило вам только поставить палатку и пригласить людей, как приходил Бог и начинал творить чудеса. Но, в то же самое время, Он учил нас возрастать в истине Своего слова. Некоторые возрастали, другие — нет. Они тоскуют по тем беззаботным дням, когда все, что им нужно было делать, — это появиться на сцене, остальное делал Бог.

Господь хочет, чтобы Его слово звучало четко и ясно. «Я с вами, но манны больше не будет и бесплатной еды тоже. Настало время оставить свои удобные дома и взять на себя ответственность Моих слуг, чтобы Я мог благословить дело ваших рук. Не ждите чудес, а начинайте трудиться сами. Время взрослеть. Зрелость предполагает ответственность».

Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка.

Второзаконие 2:7

Не только прекратилась манна; иссякла чудесная вода, текшая из скалы; не было больше удивительной неизнашивающейся одежды. Все прекратилось, как только израильтяне отведали плода земли обетованной. Теперь они стали партнерами в Божьих чудесах через веру. Теперь им нужно было учиться становиться ответственными хозяевами земли обетованной.

Победы, которых вы ожидаете, придут, но вы должны за них бороться, потому что наступило время личной ответственности

Если вы сейчас блуждаете в пустыне, истины, рассказанные в этой главе, помогут вам. В Ханаане Бог действует по-другому, не так, как Он действовал в пустыне. Это очень важная истина, потому что верующие, которые не понимают этого, считают, что Бог оставил их. Многие остаются в пустыне, потому что не хотят расти. Такое может произойти и с вами. Может быть, вы никак не можете понять, почему Бог прекратил действовать в вашей жизни год назад или много лет назад. Он не покинул вас, а просто ожидает, когда вы начнете действовать. Запомните: чтобы исполнить свое предназначение, нужно действовать.

Вступив на землю Ханаана, израильтяне должны были сразиться с хеттами, аммореями и хананеями, которые жили там. Несмотря на то, что земля была обещана им, израильтяне должны были бороться за нее, чтобы овладеть ею. Бороться придется и вам в Божьей земле, текущей молоком и медом.

Победы, которые вы ожидаете, придут, но вы должны за них бороться, потому что наступило время личной ответственности. Закончились дни, когда вы получали бесплатно манну, одежду, воду. Но это не страшно. Теперь вы можете выкопать колодец, вырастить хлеб, потому что Бог говорит: «Наступило время ответственности». Это время ответственности наступило не только для отдельных людей, но и для целых народов и наций. Национальная независимость не гарантирует свободы; она только предлагает освобождение от империализма. Успешное развитие нации определяется ее трудолюбием и чувством ответственности.

Цена свободы — О-Т-В-Е-Т-С-Т-В-Е-Н-Н-О-С-Т-Ь! Желаете ли вы платить такую цену? Готовы ли вы отложить в сторону инструменты бродячего ремесленника и приступить к Божьей работе? Если да, тогда продолжайте читать эту книгу, потому что дальше вы узнаете, какой интересной и полной может быть жизнь за Иорданом.

Самый несчастный человек в мире — это тот, у которого есть зрение, но нет видения.

Элен Келлер

Глава 6

Люди пустыни

1. Обетование рождает видение. Обещания рождают веру.

2. Божественное обетование сильнее, чем ваше испытание.

3. Пустыня — место подготовки к свободе.

4. Бог будет готовить вас к принятию свободы. Пустыня будет готовить вас к Ханаану.

5. Обетование требует подготовки.

6. Бог никогда не позволит вам управлять делом, к которому Он вас не подготовил.

7. Жизнь в пустыне учит нас жить в свободе.

8. Для Бога внутренняя трансформация важнее, чем внешняя. Свобода разума намного важнее, чем физическая свобода.

9. Ханаан — Божья цель для вашей жизни.

10. Достижение цели требует свободного мышления.

11. Ханаан требует полного обращения.

12. Враг истинной свободы — рабское мышление.

13. Ничего не изменится до тех пор, пока не изменится мышление.

14. Вы не сможете въехать в будущее, глядя в зеркало заднего вида.

15. Корона на голове не означает, что вы мыслите, как король.

16. Свобода требует подготовки.

17. Свобода — это отношение; она не гарантируется, ее надо заработать.

18. Ответственность — предпосылка к свободе.

19. Смелость это не отсутствие страха, а умение смело смотреть ему прямо в лицо.

20. В Ханаане Бог действует по-другому, не так, как Он действует в пустыне.

21. Победы, которых вы ожидаете, придут, но вы за них должны бороться, потому что наступило время ответственности.