Глава 11 Наконец, свободен!

Читая о жизни великих людей, я пришел к выводу, что самая главная победа, которую им удалось одержать в жизни, была победа над самим собой, а важной частью этой победы стала самодисциплина.

Гарри Трумен

«Свободен! Наконец, свободен! Слава Богу, я свободен!»

Самый выдающийся борец за гражданские права Америки, Мартин Лютер Кинг-младший, всколыхнул миллионы американцев 60-х годов, когда произнес эти знаменитые слова по радио и телевидению. Подобно Нельсону Манделе в Южной Африке, Ганди в Индии и многим другим, менее известным борцам за гражданские права и свободы, д-р Кинг посвятил всю свою жизнь тому, чтобы эти гражданские права и свободы стали реальностью для обездоленных слоев населения. Но какими бы огромными ни были заслуги этих людей перед человечеством, им так и не удалось сделать по-настоящему свободными своих соотечественников, потому что свобода — это состояние ума. Вы можете получить освобождение от людей, но только знание истины сделает вас свободным человеком.

К сожалению, на сегодняшний день миллионы, к которым был обращен пламенный призыв этих великих людей, по-прежнему остаются узниками в своем разуме.

Истинная свободапредмет человеческого мышления, а не человеческого закона. Истинная свобода требует от человека больше труда, чем рабство, потому что накладывает на него больше обязательств, чем рабство.

Суть свободы

Свобода — это познание истины о самом себе. Истина несет в себе свободу. Обладая истинной свободой, вы сможете стать тем, для чего были рождены; вы сможете трудиться, не нарушая законов жизни. В рабстве действует другой закон, который приводится в действие с помощью плетки. Входя в свободу, вы должны подчиниться ее внутренним законам и строго следовать им. Свобода — это самодисциплина.

Если бы вы были моим рабом, подобно тем, которые гнули спину на хлопковых плантациях девятнадцатого столетия, я бы, пользуясь своим правом хозяина, повесил для рабов на стене барака десять правил, которым вы должны были бы неукоснительно следовать каждый день. Вставая рано утром, вы бы уже знали, что должны делать в течение целого дня. О том, чтобы самому спланировать свой день, вы не смели бы даже подумать. Начиная с момента вашего пробуждения и до отхода ко сну, каждое ваше движение было бы рассчитано вплоть до минуты… мною.

Но, если бы однажды я решил отпустить вас на волю, вам пришлось бы самому устраивать свой дом и у вас уже не было бы моих десяти правил, которые вам нужно было бы соблюдать каждый день. Вдруг вы оказались бы выброшенным в огромный чуждый вам мир, где вам пришлось бы каждый день принимать сотни разных решений и не один раз стоять перед необходимостью выбора. Вам пришлось бы жить самостоятельно. И никто уже не стал бы наблюдать за вами и вашими поступками. Запомните, что дисциплина — это умение запомнить все, что вам надо сделать в определенный отрезок времени.

Вот в чем заключается жизнь в свободе. Вам самому придется выбирать законы, по которым жить и потом отвечать за свои решения. Свобода предполагает ответственность за собственную жизнь. Это планирование собственной судьбы и принятие самостоятельных решений. А теперь давайте подробнее рассмотрим некоторые принципы свободы.

1. Живя в свободе, вы сами себе хозяин. Вы решаете: работать вам на другого или нет

В свободе вам не на кого пенять за свои ошибки и неудачи, кроме самого себя. Но, если вы, будучи свободным в третьем поколении, продолжаете обвинять всех и все за свои проблемы, вы так же далеки от настоящей свободы, как и ваши предки, в прошлом работавшие на хлопковых плантациях. Не случайно апостол Иаков пишет: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иакова 2:12). Закон, дающий свободу, говорит Иаков, — это Божий закон свободного выбора. Иаков учит нас познавать и жить в Божьей истине, которая в состоянии изменить наш разум и поведение. Свободапредмет человеческого разума.

Свобода заключается в умении быть ответственным за свою собственную жизнь

Если человек рассматривает свободу как божественную категорию, тогда он будет почитать законы той страны, которые согласуются с Божьими законами. Человеческие законы не рассчитаны на то, чтобы оставаться постоянно неизменными. Законодательство той или иной страны состоит из регулирующих законов и норм, позволяющих людям жить в обществе и быть продуктивными. «Если вы не нарушаете закон, — гласит законодательство, — мы позволим вам жить на свободе, вне тюремных стен, и делать то, что вы хотите делать, но в рамках закона».

В Первом послании к Тимофею апостол Павел пишет:

А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

1 Тимофею 1:8-11

Павел говорит, что закон нужен для тех, кто поступает безответственно. Чем менее ответственным человеком вы являетесь, тем больше законов для вас потребуется. И наоборот. Чем более ответственным человеком вы являетесь, тем меньше законов нужно для вас, потому что законы пишутся не для того, чтобы не дать вам нарушать их требования, а чтобы сделать вас, живущего в личной свободе, продуктивным гражданином общества.

Божьи законы нацелены на то, чтобы привести всех людей к свободе. Вы думаете, Самому Богу было приятно устанавливать такие законы, как: «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай жены ближнего твоего»? Я думаю, что Он ненавидит эти законы. Но Ему пришлось ввести их, потому что Адам нарушил Его наставление и украл запретный плод с запретного дерева. Наше общество настолько коррумпировано, что не в состоянии свободно держать на полке магазина консервную банку с тунцом. Если ее не охранять, то кто-нибудь обязательно ее стащит. Стоит вам оставить свой радиоприемник на скамейке без присмотра, вернувшись, вы его там уже не найдете. Почему? Потому что люди, в большинстве своем, не умеют распоряжаться данной им свободой. Вот и пришлось Богу установить закон.

Самоконтроль о самодисциплина — неотъемлемые составляющие настоящей свободы

Сегодня молодые люди нарушают закон, потому что они безответственны. Вот почему людям нужен закон, а не переговоры, дискуссии или компромиссы. Мы не умеем пользоваться свободой. И, несмотря на это, во многих странах общество узаконило правонарушения, совершенные несовершеннолетними, освободив их от наказания законом и родителями.

Бог знает, что Адамовы потомки не в состоянии удержать свои руки от пяти тысяч долларов, лежащих на прилавке. Он знает, что для нас повсюду нужно расставить предупреждающие знаки «Не трогать», чтобы уберечь от тюрьмы. К великому сожалению, христиане не являются исключением. И вы об этом знаете, правда? Если вы считаете, что рожденные свыше, исполненные Духа христиане не нарушают десять заповедей каждый день, то вы просто не в курсе, что сегодня происходит в христианском мире.

Бог дал Церкви дар Духа Святого и Свое убедительное Слово, которое может помочь нам соблюдать десять заповедей. Павел пишет:

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

Римлянам 8:3,4

Но если мы, христиане, будем пренебрегать Божьим советом, делающим нашу жизнь безопасной и удобной, то не успеем заметить, как, наравне с необращенными, начнем нарушать Божьи предупредительные знаки «Не трогать».

Вы бы удивились, если бы узнали, сколько христиан воруют на работе канцелярские принадлежности только потому, что «так делают все». Они, как и нехристиане, считают, что «имеют право так делать», в то время, как их действия являются нарушением закона. Процент разводов в церкви так же велик, как и в миру. Есть христиане, которые употребляют алкоголь и наркотики в процессе хождения в пустыне.

Бог желает, чтобы все люди жили в свободе, над законом, следуя высшим принципам. Вот почему Иисус пришел ко всем людям, чтобы спасти всех. Истинная свобода нуждается в законе, потому что свобода вне закона — это анархия. Истинная свобода действует в соответствии с духовными законами, основанными на Божьих принципах. Следовательно, самоконтроль и самодисциплина являются неотъемлемыми элементами истинной свободы, потому что дисциплинаэто закон, который мы добровольно налагаем на себя. Это и есть свобода.

Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Галатам 5:1

Свобода, которую принес нам наш освободитель, Иисус, не имеет ничего общего с внешними законами. Свобода говорит: «Воровство не мой принцип жизни». Если я увижу свободно лежащие деньги, неважно сколько — десять центов или десять тысяч долларов, — важным для меня является принцип, один и тот же и для десяти центов, и для десяти тысяч долларов: я не должен красть, потому что это плохо. Истинная свобода не имеет ничего общего с той, которую дает вам соблюдение человеческих законов. Некоторые заключенные, обретшие Христову свободу в тюремной церкви, в действительности, являются более свободными, чем их охранники, которые каждый день входят и выходят из ворот тюрьмы как свободные граждане.

Истинная свобода приходит к вам тогда, когда вы принимаете ответственное решение перейти Иордан и начать жить по слову Божьему. Иисус провозгласил нас свободными людьми, открыв двери наших духовных темниц, но наша обязанность — встать и выйти за тюремные ворота и стать свободными людьми. Но все дело в том, что такое решение должно быть принято нами в нашем разуме. Итак, коренное отличие свободы от рабства заключается в том, что свобода требует от человека быть ответственным за принятие решений по всем жизненным вопросам и за возможные последствия этих решений.

2. Свобода требует более напряженного труда, чем рабство

Второе важное отличие свободы от рабства состоит в том, что свободный человек обязан трудиться больше, чем раб. На первый взгляд такое утверждение не имеет смысла. Правда? Фараон жестоко притеснял израильтян. Он заставлял их тяжело работать, рано вставать и поздно ложиться. Их били плетьми, если они работали медленно. Их пинали ногами, били, на них плевали, когда они пытались протестовать. Рабский труд тяжелый, изнуряющий.

И все же свобода требует, чтобы человек работал еще больше. Почему? Если вы недостаточно трудолюбивы, вам не стать по-настоящему свободным человеком. Стараясь познать волю Бога во время ваших блужданий по пустыне, вам придется приготовиться к тому, что Бог будет испытывать данные вам дары и таланты с тем, чтобы потом отправить вас в обещанную землю служить этими дарами ее обитателям. Вы должны будете воевать за эту землю, а для этого вам придется ТРУДИТЬСЯ. В Ханаане чудес не ждите. Их не будет. По ту сторону Иордана вы будете поститься и молиться, чтобы стать частью этих чудес. Вам придется доить коров и чистить ульи, чтобы пить молоко и есть мед. Господь даст вам кошелек, но наполнить его вы должны будете сами. Вам придется очень тяжело работать и, быть может, даже терпеть неудачи, пока вы не преуспеете в своих делах. И вот тогда вы поймете важность и необходимость правильного менеджмента.

Я никогда не забуду место из Писания, которое много лет назад изменило всю мою жизнь. Вы сможете найти его в книге Притч 28:19:

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.

Когда я впервые прочитал этот стих, я испугался. Но потом понял, что, если мы, как единый народ, не овладеем своей территорией, другой придет и сделает это вместо нас. Если мы, Церковь, не возьмем на себя ответственность за собственное избавление и свободу, то вскоре окажемся медленно плывущими обратно в Египет.

Церковь вступила в новую эпоху, эпоху личной ответственности. Бог уже не дает нам манны небесной. Он хочет, чтобы мы закатали рукава и сами стали усердно трудиться. Лучше будет, если мы начнем учиться выращивать хлеб и рыть колодцы, потому что Он закроет Свои божественные источники бесплатного хлеба и воды. Лучше будет, если мы начнем учиться шить собственную одежду, потому что одежда, которую Он давал нам, скоро обветшает.

Бог прозывает Иисусов Навиных в каждом народе, нации, сообществе жить в свободе, учиться быть хорошими менеджерами собственных судеб,

Религиозные игры — это напрасно потраченное время. Дни лукавы, и Богу нужны Навины, которые смогут управлять и наполнять землю, пока часы нашей планеты не покажут конец времени. У нас слишком мало времени, чтобы продолжать забавляться игрушками Египта. Из пустыни Бог ведет нас прямо в землю свободы и личной ответственности. Мы должны учиться, чтобы

иметь образование, исполняться мудростью и верой, чтобы трудиться рука об руку с Богом, иначе мы опять можем оказаться в Египте, в то время как другие, желающие учиться, придут и завоюют нашу землю.

Уровень ответственности в Ханаане намного выше

Конечно, если вы рождены свыше от Божьего Святого Духа, вы попадете на небеса. А я и не утверждаю, что вы пойдете в ад. Если вы умрете в пустыне, ангелы заберут вашу душу в рай. Я говорю о том, что, если вы не научитесь нести на своих плечах бремя свободы в это новое время личной ответственности, вы так и останетесь невежественным и угнетаемым, в то время как другие Навины придут и отберут у вас землю, текущую молоком и медом.

Бог призывает Иисусов Навиных в каждом народе, нации, сообществе жить в свободе, учиться быть хорошими менеджерами собственных судеб, продуктивно трудиться. В свободе вам придется больше трудиться, потому что у вас будет внутренняя потребность трудиться. Вам не нужно будет, чтобы вас будили окриком: «Вставай, раб!» Вас не нужно будет плетью гнать на работу. В свободе вы будете вставать сами. Вы не сможете закопать свой талант и требовать от государства обеспечения. Вы выйдете из дому и пойдете на работу, и будете работать, пока не наступит перерыв на обед, а ровно через час вы вернетесь на свое рабочее место и будете продолжать работать до пяти (иногда и позже). Вы не будете отлынивать от своих обязанностей, стараться улизнуть с работы пораньше. Если вам нужно будет поработать сверхурочно, вам, может быть, заплатят, а если вы являетесь хозяином собственного бизнеса, тогда не жалуйтесь, что вам приходится перерабатывать рабочие часы. Свобода — тяжелый труд.

Мне навсегда запомнился мой первый день занятий в университете. Я думал, что умру от страха. Мое детство и юность прошли на Багамах в условиях британской социально-политической системы, которая предоставляла все в готовом виде. В то утро я сидел в университетской аудитории, когда вошел профессор и сказал: «Прочтите главы с первой по пятую. Да благословит вас всех Господь, а утром сдадите мне свои сочинения». Потом он повернулся и быстрым шагом вышел из аудитории.

Я смотрел ему вслед и с ужасом думал: «Эй, постойте, куда же вы уходите? А как же я без учителя? » Я побежал за ним, держа в руке толстую книгу по истории. Догнав его в коридоре, я выпалил: «Простите, сэр, вы только что дали нам задание. Разве вы не будете нас обучать? »

«Вы откуда?» — спросил он меня вместо ответа.

По тону его голоса я понял, что сейчас он меня как следует отчитает.

«Я приехал с Багам», — ответил я робко.

«О, это прекрасное место, — сказал профессор, — вы поступили в колледж, и здесь вы должны учиться сами».

От этих его слов все мое тело сжалось, словно от спазм. Я поднял большую книгу перед собой и спросил: «Как? Я должен сам изучить эту огромную книгу?»

«Да, — кратко ответил он. — Моя обязанность, молодой человек, только указать вам на источник, который вы должны изучить».

«Только указать?! Только указать?!» — повторял я про себя, чувствуя беспомощность и жалость к самому себе.

Подавив в себе эти чувства, я решил со всей ответственностью и без промедления взяться за организацию собственного обучения. Я составил график утренних пробежек, занятий и чтения нужной мне учебной литературы. Я перестал смотреть телевизор, не ходил с другими студентами кушать пиццу. Вдруг ко мне пришло понимание, что теперь я должен сам планировать свое время, определять жизненные приоритеты, принимать решения и следовать им. А для этого я должен воспитывать в себе чувство самодисциплины и сознание высокой ответственности за все, что я делаю. Так я учился ходить в свободе, постигая ее законы и принципы.

Для моих детей все обстоит гораздо легче, потому что мы с женой каждый раз напоминаем им: «Дети, время делать уроки». Но когда они вырастут и пойдут учиться дальше, уже некому будет им «напоминать», что и когда делать. Свобода — вещь суровая. Вам придется тяжело трудиться — тяжелее, чем тогда, когда вы находились в рабстве, потому что теперь вы должны учиться не бояться ответственности.

3. Свобода предполагает более высокое сознание личной ответственности, чем рабство

Ошибки, которые вы делали во время хождения в пустыне, уничтожат вас в земле Ханаанской, потому что теперь от вас потребуется вся ответственность, на какую вы только способны.

Истинная свобода уважает свободу других и действует ответственно по отношению к другим

Молодые израильтяне, прошедшие обрезание после перехода реки Иордан, на деле доказали высокий уровень самодисциплины и подготовки, когда молча маршировали вокруг стен Иерихона. Представляете? Ни одного вопроса, ни одного упрека по поводу того, что им приходилось целых семь дней ходить вокруг городских стен. (Вот это дисциплина! А вспомните их родителей, вечно недовольных, постоянно жалующихся.) Наконец, на седьмой день марша все молодые израильтяне по команде Бога закричали, как один человек, и неприступные стены рухнули.

Бог пообещал, что Израиль будет непобедимым, и теперь они увидели, как сбылось Его обещание! Следующей военной целью на их пути был небольшой городок

Гай, но они не знали, что в их стане был человек, ослушавшийся приказа Бога.

И все серебро, и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню.

Иисус Навин 6:18

Одержав удивительную победу над Иерихоном, Израиль посылает своих разведчиков, чтобы определить, сколько потребуется войска, чтобы взять Гай. Атака израильтян закончилась полным поражением: «…они обратились в бегство от жителей Гайских; жители Гайские убили из них до тридцати шести человек…» (Иисус Навин 7:4,5)

Во время блужданий Израиля по пустыне, Бог пообещал ему, что все войны в земле обетованной он выиграет. Он сказал, что Сам будет воевать вместе с ними и что они обязательно завоюют эту землю. Но из-за одного человека по имени Ахан весь народ подвергся наказанию. Один человек нарушил закон. Библия говорит: «Но сыны Израилевы сделали преступление и взяли из заклятого…» (7:1). И хотя имя Ахана в этом стихе выделено особо, его вина пала на весь народ: «…Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля» (7:1).

Потрясенный поражением под Гаем и бегством израильтян, Иисус Навин пал на свое лицо перед Богом, вопрошая: «Почему? В чем причина?» Тогда Бог рассказал ему, что один из израильского стана нарушил Его запрет. Не открывая Иисусу имени нарушителя, Бог велел ему собрать всех сынов Израильских «…по коленам вашим… И обличенного в похищении заклятого пусть сожгут огнем, его и все, что у него, за то, что он преступил завет Господень и сделал беззаконие среди Израиля» (Иисус Навин 7:14,15). Ахан был убит камнями и сожжен, но прежде 36 невинных людей заплатили за его преступление.

Бог не хотел, чтобы, вступив в Ханаан, израильтяне повторили поступок Ахана, поэтому Он уничтожил руками израильтян все то, что имел и чем дорожил Ахан:

…И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни.

Иисус Навин 7:25

Новое столетие, в которое мы вступаем, не сулит нам беззаботных дней нашего духовного детства в пустыне, полных чудес и знамений. В Божьей земле зрелости за Иорданом нам не удастся скрыть наши детские грехи. Бог возлагает на наши плечи тяжелое бремя ответственности, поэтому мы должны быть бдительными по отношению друг к другу.

Не думайте, что это только ветхозаветное требование. Я верю, что мы возвращаемся к дням ранней христианской церкви, о которых повествует нам книга Деяний. Так, например, в пятой главе рассказывается о супружеской чете Анании и Сапфире, сраженных намертво за то, что они утаили часть денег от проданного имения. В одиннадцатом стихе говорится: «И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это».

Не деньги, которые Анания и Сапфира пытались присвоить себе, а их ложь стала причиной смертного приговора. Подобно Ахану, они были истреблены, чтобы их грех не распространился и не заразил других в церковной общине.

Ахан взял и спрятал то, что Бог запретил Израилю трогать. Из-за проступка одного пострадал весь народ. В свободе ваш неправильный поступок обязательно отразится на ком-то другом. Если вы пренебрегаете обязанностями своего служения, если вы даете обещание своим деловым партнерам и не выполняете его, то ваши поступки уже не носят личный характер. Вы не можете сказать: «Сегодня вечером я не приду». В свободе из-за того, что вы не придете, кто-то пострадает. Настоящая свобода не дает вам права поступать, как вам хочется, принимать решения, не считаясь с тем, как это может отразиться на свободе другого человека. Истинная свобода не посягнет на свободу другого человека. Она действует ответственно по отношению к другим.

Если вы знаете кого-то, кто грешит, пойдите к нему лично. Не бойтесь взять на себя ответственность за этого человека. Скажите ему: «Послушай, я беспокоюсь о тебе. Ты живешь неправильно. Я советую тебе перестать грешить, потому что ты причиняешь этим боль своей семье, сотрудникам и церкви». У того, кто воюет с врагом на передовой, нет права на ошибку. Пора держать отчет друг перед другом за то, как мы живем. Пора становиться ответственными перед самими собой и другими.

4. Свобода требует большего контроля, чем рабство

В нашем понимании рабство — это образ жизни, при котором один человек господствует над другим посредством установления над угнетаемым неусыпного контроля. Но оказывается, что свобода требует еще большего контроля.

Есть рабство, от которого вы можете освободить себя. Например, рабство, в котором пребывали сыны Израилевы, но есть также рабство, в которое вы можете загнать себя своими безответственными поступками и решениями. Чтобы защитить себя и других от влияния наших собственных безответственных поступков, этот принцип свободы требует от нас большего внутреннего контроля.

Свобода приходит к нам тогда, когда мы разрешаем Богу вывести нас из       пустыни и ввести в плодотворный труд в земле Ханаанской, когда Он ведет нас от зависимости к ответственности

Великий устроитель церквей, апостол Павел говорит об этом в Первом послании к Коринфянам 6:12: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мной». Я верю, что Господь потребует от нас отчета обо всем, что мы делаем сейчас и сделаем в будущем.

В свободе мы должны научиться такому контролю, который не нужен в рабстве, а именно: самоконтролю. Как никогда раньше, сегодня мы имеем слишком много возможностей быть ленивыми и позволять, чтобы вещи руководили нами. Наша промышленность выпускает слишком много телевизоров и видеомагнитофонов, буквально поработивших наши дома. Кабельные сети и голливудские фильмы, как монстры, пожирают наше время. Развелось слишком много фешенебельных курортов, роскошных пляжей, дорогих отелей, быстроходных машин, которые доставят нас туда без всяких проблем.

Держать в повиновении раба легко, потому что в случае необходимости можно использовать плеть. Рабу можно пригрозить ружьем, затравить его собакой. Вы можете лишить его еды или каких-то других нужных ему вещей.

Но в свободе потребность в контроле еще больше, потому что вам придется контролировать самого себя. Лично от вас зависит: смотреть или не смотреть телевизор. Вам решать: читать или не читать газеты, журналы, дешевую литературу, которая буквально затопила книжный рынок. Никто не может заставить вас делать то или это, кроме вас самих. Контролировать самого себя сложнее, чем позволить это делать другому.

Когда вы свободны, встать рано утром и пойти на работу — ваша обязанность. От вас зависит: остаться вам на работе или уйти. Вам и только вам придется рассчитывать свой семейный бюджет и выбирать: тратить деньги на гамбургеры или лучше заплатить за квартиру. Поверьте мне, все эти решения потребуют от вас немалого самоконтроля.

Если вы считаете себя по-настоящему свободным человеком, тогда вам решать: съесть или не съесть еще одну порцию куриного барбекю с рисом и бобами, а потом еще макароны с сыром и закусить кусочками засахаренной гуави (тропический фрукт с желтой или розовой мякотью и твердыми семечками — прим. переводчика) на десерт. Разве в такой момент вам не хотелось бы, чтобы Сам Бог контролировал ваш аппетит? Мне, да. По правде говоря, я ненавижу ходить на званые обеды, где мне приходится призвать на помощь все свое умение владеть собой. Когда я иду вдоль длинных столов, уставленных разной едой, со мной нет никого рядом, кто мог бы остановить меня в то время, как мой желудок требует: «Попробуй творожный пудинг. Возьми вот этот кусочек курицы и риса». Вот тут- то вы начинаете понимать, что такое свобода выбора — продолжать кушать или остановиться, — когда ваш набитый едой желудок умоляет: «Хватит!», а глаза требуют: «Еще». Разве в такой решающий момент вам не хотелось бы, чтобы Бог подсказывал вам, что кушать и когда остановиться? «Достаточно, Мой сын. Больше не ешь». Вот было бы здорово! Тогда вы смогли бы оставаться в такой же форме, как и десять лет назад. Работая на хозяина, вы полностью находитесь под его контролем. Он диктует вам: когда, что и сколько вы имеете права съесть. В рабстве вам не нужен самоконтроль.

В свободе все по-другому. Вот поэтому один из плодов Духа есть самоконтроль (Галатам 5:23). Если вы не в состоянии контролировать сами себя, кто-то другой будет контролировать вас. Дар самоконтроля мы не получаем автоматически. Его нужно долго и терпеливо в себе воспитывать. Божье наставление, данное Иисусу Навину, — постоянно размышлять над Его словом и позволить Святому Духу обрезать память о прошлом рабстве — очень важно и для нас, стремящихся к истинной свободе (Иисус Навин 1:8).

Как видите, в свободе вам потребуется больше контроля над самим собой, чем в рабстве, потому что, когда вы были рабом, ваше пропитание состояло из четвертушки ребрышка и все. А когда у вас жалкая четвертушка ребрышка, вам не потребуется сдерживать свой аппетит.

Нам всем нужно духовно возрастать и становиться зрелыми лидерами, примером для других. Святое Писание учит лидера умению владеть собой. В письме к своему другу и соратнику Титу, апостол Павел пишет, что лидер «…должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан…» (Титу 1:7,8). «И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (1 Тим.3:10).

Умение владеть собой — неотъемлемая характеристика свободы, о которой рабство имеет смутное понимание, если имеет вообще. «Если вы считаете, что так будет хорошо, тогда дерзайте». Такой фразой можно выразить менталитет современного человека, но для человека двадцать первого столетия, готового вступить в Иорданские воды, такое мышление недопустимо. Я знаю, всем нам хотелось бы, чтобы нас «коснулся» святой жезл, подобный тому, который нес с собой Моисей, когда выводил сынов Израилевых из Египта. Тогда наша жизнь была бы полностью под небесной властью. Но так не будет. Свобода приходит к нам тогда, когда мы позволяем Богу вести нас из пустыни в землю плодотворного труда — из зависимости к личной ответственности.

Я надеюсь еще при своей жизни увидеть миллионы зрелых верующих, которые не побоятся вступить в хорошую драку. Я говорю о людях, которые готовы бесстрашно встретить любые препятствия, прекрасно осознавая, чего будет им стоить победа. Я мечтаю увидеть ответственное и трудолюбивое поколение, такое поколение, которое сможет одинаково эффективно справляться как с поражением, так и с большим успехом.

В своей жизни я еще не встречал боксера, который не проиграл хотя бы несколько раундов. Но никто даже не вспомнит о его поражениях, когда он держит высоко над своей головой пояс победителя. Болельщики уже забыли, как в четвертом раунде он, окровавленный и избитый, едва добрался до угла ринга. А менеджер, не переставая, повторял ему: «Ты сможешь… У тебя получится». Измотанный боксер отвечал: «Да ты с ума сошел! Я не вернусь больше на ринг. Я ничего не вижу, и руки мои устали. Иди ты туда, и я посмотрю, как тебе там понравится». Менеджер усердно массажировал мышцы боксера, уверяя его, что тот сможет победить своего противника. Он несколько раз опрыскал его водой и положил легкую повязку на усталые глаза боксера. Продолжая растирать ему плечи, он уговаривал его вернуться и продолжить бой.

Вот что делает Бог, когда мы возвращаемся домой после наших дневных битв усталые, измученные, неуверенные, что нам удастся выстоять до конца. Пока вы послушно стоите в углу, Святой Дух обтирает вас губкой, пропитанной живительной влагой Святого Божьего слова. «Ты вернешься обратно, на ринг жизни, и будешь драться до конца, — ободряет вас Дух. — Тот, Кто в тебе, больше того, кто в мире. Ты все можешь в укрепляющем тебя Иисусе Христе. А теперь иди и борись, чтобы взять землю, приготовленную для тебя!»

Бог будет воевать вместе с нами, пока мы пойдем через горд

Закончились дни, когда мы бегали и прятались. На другом берегу Иордана нам придется воевать, чтобы взять от жизни все, что нам необходимо. Испытания Христа в пустыне могут многому нас научить. Пустыня, куда Иисус отправился после крещения Духом в Иордане, стала местом испытаний для Него. Но Он вышел оттуда победителем в силе Божьего помазания. Начиная с того дня, Он работал в Своем служении, иногда двадцать четыре часа в сутки, выполняя волю Отца. Его Ханаан буквально кишел плодами темной работы дьявола, связавшего человечество смертью. Но Иисус лишил его власти, что призваны делать и мы, где бы мы ни жили — на Гаити, в Африке, Америке или в любой другой стране или на другом континенте.

Чтобы завоевать истинную свободу, нам придется встретиться лицом к лицу и победить амореев, хананеев, иевусеев и всяких других «еев» на пути к земле обетованной, обещанной нам Богом.

Менеджмент!

Имеющие уши могут слышать, как шумят воды Иордана, сбегающие с горы. Мы идем в последних рядах нашего поколения. Бог говорит нам: «Дни пустыни закончены. Приготовьтесь. Попрощайтесь с манной. Легкие пути закрыты, и ваш долгий путь в никуда подошел к концу». Будьте готовы взять ответственность на себя. Готовьтесь к труду. Примите на себя замечательное бремя свободы и живите в полную силу.

Иисус дает Своему народу по всему миру мечи и сумы. Правда, «еевы» продолжают оставаться в земле Ханаанской, и они не собираются сдаваться, но Бог Сам будет воевать вместе с нами, когда мы пойдем через гору.

Какие ресурсы доверил нам Бог? Что вы сделаете завтра, чтобы развивать таланты, данные вам Богом? Легкие чудеса для детей. Давайте идти в двадцать первом столетии как граждане земли обетованной, как сыны и дочери, умудренные в делах Божьих.

Наша жизнь состоит из решений, которые нам приходится принимать каждый день. Менеджмент! Менеджмент! Менеджмент! Время серьезно браться за дело!

Исполните свое предназначение! Возьмите предназначенную вам свободу! Займите твердую позицию в жизни! Станьте ответственными!

Глава 11

Наконец, свободен!

1. Истинная свобода — предмет разума, а не человеческих законов.

2. Быть свободным — значит, взять на себя ответственность за свою жизнь, планировать самому свою судьбу, принимать собственные решения.

3. Чем вы менее ответственный человек, тем больше законов для вас нужно.

«4. Самоконтроль и самодисциплина — неотъемлемые компоненты истинной свободы, потому что это закон, добровольно налагаемый на самого себя. Вот это и есть свобода.

5. Истинная свобода не означает права действовать, не учитывая влияния, которое могут оказать ваши личные решения на чужую свободу. Истинная свобода всегда уважает свободу другого и поступает ответственно по отношению к окружающим.

6. В свободе мы используем такой вид контроля, который не ведом рабству, а именно: самоконтроль.