25. Толкование через любовь

Писание дано нам по одной определенной причине: чтобы мы могли любить Бога всем своим существом и чтобы мы могли возлюбить своего ближнего, как самого себя. Павел выразительно утверждает, что Бог дал нам Писание, чтобы совершенствовать нашу любовь к Нему и друг к другу: «Цель же увещевания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5).

В предшествующем стихе (1 Тим. 1:4) Павел ясно говорит, что Библия была написана не для того, чтобы вызывать философские споры, и не для того, чтобы поддерживать стремление к богословским изысканиям.

Цель Писания — любовь. Библия дана нам для того, чтобы возбудить и совершенствовать нашу любовь. Если время, которое я провожу с Библией, не усиливает мою любовь к Богу, значит, я не понял самой сути. Более того если мои учения и проповеди Божьего Слова не привлекают слушателей к более пылкой любви ко Христу значит, я оскорбляю Писание.

Все в Библии должно восприниматься как нечто более целостно направляющее наши сердца к любви Христовой.

Если есть какой-то отрывок, который вы не понимаете, то посмотрите на него, задав такой вопрос: «Каким образом этот отрывок ведет меня к любви Божьей?» И вы можете изумиться тому, что обнаружите. Единственный способ понять любой отрывок в Библии — смотреть на него как на что-то продвигающее вас к Божьей любви.

Я обнаружил, что некоторые отрывки, которые меня озадачивали, прояснились, как только я посмотрел на них через призму любви. Я называю это «толкованием через любовь». Толкование через любовь анализирует и объясняет отрывки Писания через призму вопроса: «Как я могу увидеть любовь Божью в этих стихах?»

Чтобы понять, что такое толкование через любовь, давайте обратимся к некоторым отрывкам, которые открылись мне по-новому, как только я рассмотрел эти стихи с точки зрения того, каким образом они направляют мое сердце к Божьей любви.

«Да не обратятся»

Я всегда некоторым образом претыкался об ответ Иисуса Его ученикам, когда они спросили Его, почему Он всегда говорил с народом притчами:

«И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк. 4:11, 12).

Я не мог понять, почему Бог умышленно прячет от людей истину и не дает им покаяться. Библия говорит, что Бог хочет, чтобы человек во всем раскаялся. Так зачем же Богу скрывать истину таким образом, что это не дает человеку покаяться?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте привлечем «толкование через любовь» и посмотрим на эти слова через призму любви. Бог нацелен на то, чтобы все люди любили Его Сына, Господа Иисуса. Иисус представил послание Царства таким образом, что людям нужно принимать личное решение по поводу Него — любить Его или нет.

Бога заботил тот факт, что люди могли бы услышать истину, убедиться на уровне разума в том, что нужно покаяться, и на самом деле получить прощение грехов, но не иметь любви к Иисусу Христу. Послание было завуалировано таким образом, чтобы люди не могли покаяться на одном лишь рациональном уровне. Бог рассчитал все так, чтобы покаяние пришло на уровне сердца и любви, а не на уровне головы и мозга.

Брачная одежда

Вот еще один отрывок, который я не понимал:

«И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: „друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?“ Он же молчал. И тогда сказал царь слугам: „связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов“» (Мф.22:10-13).

Мой вопрос был такой: как кто-нибудь может войти на брачный пир Агнца без брачной одежды?

Просмотрев этот отрывок через призму любви, думаю, мы найдем удовлетворительный ответ. Иисус иллюстрирует, как это может выглядеть, если кто-нибудь войдет на небеса, решив покаяться просто на уровне разума, вместо того чтобы возлюбить Христа. Не обретя любви к Агнцу, такой человек не будет одет, как это должно быть, в одежду любви.

Когда его спросили: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?», человек должен был ответить: «Все, что я знаю, — это то, что я люблю Тебя!» Но он не смог этого сказать. Он не любил Царя — он безмолвствовал. Так как он не любил, то был изгнан из Царства.

Эти стихи выражают мысль, что есть только один путь, как стать частью Невесты Христа, — вы должны любить Жениха. И мой первоначальный вопрос становится вопросом, который Иисус направил Симону Петру: «Любишь ли ты Меня?» (см. Ин. 21:15-17).

Читатель может пожаловаться: «Боб, ты уже уходишь в область догадок. Ты не можешь доказать, что человек без брачной одежды не любил Христа». Вам не обязательно принимать мой метод толкования этого отрывка, но мне кажется, что в этом есть смысл. Рассматривание этих стихов через призму любви (см. 1 Тим. 1:5) наводит нас на мысль, что этот человек пытался войти в Царство через какой-то другой путь, отличный от любви.

Люди могут рационально расчленять Евангелие. Они могут взвешивать все за и против. Но Бог построил Царство так, что единственный способ, которым люди могут отвечать на Евангелие, — это любовь. Мы уполномочены показывать им крест и затем спрашивать: «Будете ли вы любить этого Иисуса?»

Почему Андрей был исключен?

Меня заинтересовало, почему Иисус избрал Петра, Иакова и Иоанна теми тремя, кто имел радость ощущать самые выдающиеся моменты в служении Иисуса. Например, те трое были единственными, кто видел ярчайшее событие в жизни Иисуса на земле, — я имею в виду преображение Христа на горе. Иаков и Иоанн были братьями, и Иисус их обоих включил в тройку. Но Петр и Андрей тоже были братьями, и все же Иисус включил Петра, но Андрея исключил.

Почему Андрей был исключен? Думаю, ответом является любовь. Иисус учил, что «всякому имеющему дастся и приумножится» (Мф.25:29). Иисус знал, что трое из учеников любили Его больше всего. И именно потому, что они любили, они познали величайшую славу. Их привязанность явилась тем самым качеством, которое определило их самое невероятное переживание. Любовь Иакова к Иисусу засвидетельствована тем фактом, что он был первым из двенадцати, кто принял мученическую смерть (см. Деян.12:2). Должно быть, сердце Иакова было наполнено некой спокойной решимостью и рвением, скрытыми от нас, что побудило иудеев нацелить на него свою вражду. Иаков горел пламенной любовью к Иисусу и был за нее убит. Бог не демонстрирует лицеприятия, но у Него есть избранные — Он сохраняет самые трудные испытания для тех, кто прилежно ищет Его и ходит в преданном послушании.

Иисус сказал: «Всякому имеющему дастся и приумножится» (Мф.25:29). Если у вас есть любовь, то Он наделит вас еще большей любовью. Думаю, это можно увидеть в жизни Андрея. Андрей мог бы оскорбленно кривить лицо: «Во- обще-то это я привел моего брата Симона Петра к Иисусу, а теперь он превзошел меня по важности!» Он мог бы ожесточиться и обидеться. Но вместо этого он охранял свое сердце и усердно следовал за Иисусом. В конце Андрей был вознагражден за свое усердие. Когда Иисус в конце Своего служения открыл будущее Своим ученикам и показал им то, что будет происходить в последние дни, присутствовавших было уже не трое, а четверо! Иисус дал это откровение Петру, Иакову, Иоанну и Андрею (см. Мк. 13:3). Почему теперь Андрей включен? Потому что он отдался любви.

Притча о талантах

И наконец, давайте через призму любви посмотрим на притчу Иисуса о талантах и особенно на того, кому дали один талант, но он его закопал. Иисус рассказывал так:

«Подошел и получивший один талант и сказал: „господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое“» (Мф.25:24, 25).

И в конечном итоге Иисус сказал о нем: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю» (Мф.25:30). Этот человек был исключен из Царства, потому что он не любил. Он боялся, но не любил. Его искаженный взгляд на Господина как на человека жестокого явился доказательством того, что на самом деле он не знал Господина.

Эта притча иллюстрирует истину о том, что любовь исполнена плодов, а страх бесплоден. Страх (такой, как представлен в том, кто закопал талант) приведет нас к тому, что все наши усилия будут напрасны, но любовь (такая, как представлена в тех, кто умножил свои таланты) откроет нам более значительные сферы продуктивности и благословений Царства.