1. Мотивация сердца

ПОЧЕМУ МЫ МОЛИМСЯ

Сегодня утром, чуть позже 6 часов, я вошел в Международный Дом Молитвы в Канзас-Сити (штат Миссури) и очутился в такой реальности, которая длится каждый день двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, начиная с 19 сентября 1999 года. Команда из пяти молодых человек, каждому из которых чуть больше двадцати, служила Господу в молитвенной комнате, воспевая Ему хорошо известные песни прославления, сочиняя спонтанные песни прямо из Писания, переплетая их короткими молитвами с использованием фраз из песен. Эти молодые люди служили в месте близости с Господом и выражали стремление своих душ познать Бога и быть познанными Им.

Эти юноши и девушки являются частью поднимающейся команды ходатайствующих миссионеров, которые посвящают свою жизнь делу молитвы. Они провозглашают цели Бога для городов и стран земли, а также ищут понимания и согласия с Его намерениями для оставшихся лет человеческой истории. В течение сегодняшнего дня, как и в любой другой день, через эту молитвенную комнату пройдет несколько сотен человек, которые примут участие в приключении ходатайства. Многие из тех, кто придут, будут из штата Дома Молитвы, как отдельные люди, так и целые семьи, которые благодаря финансовой поддержке извне могут посвятить себя жизни ходатайственного поклонения. Другие люди приедут из всего региона Канзас-Сити, из других городов и даже стран, чтобы присоединиться к этой молитве, которая длится день и ночь.

Этот вид молитвы является такой моделью ходатайственного поклонения, которое называется «Гусли и чаши», и это всего лишь одно из выражений зарождающегося молитвенного движения, которое поднимается по всей земле. Беспрецедентным образом Дух Божий повсюду возгревает сердца христиан, чтобы искать Его присутствия в молитве. Состоя в команде Дома Молитвы и имея привилегию ездить по всей стране и по всему миру с призывом к верующим проводить жизнь в глубокой близости с Богом в молитве, я все больше осознаю глобальность поиска Бога, что Он ищет истинных поклонников, которые будут искать Его лица и Его воли для этой земли.

Многие знают тот чудесный труд молитвы, который осуществляется в таких местах, как Сеул (Корея), где десятки тысяч людей ежедневно молятся на Молитвенной Горе, и который связан со служением пастора Пола Йонги Чо. Но гораздо меньше людей знают о том, что подобное стремление искать лица Господня распространяется среди верующих всего мира, и что Бог затрагивает сердца верующих повсюду с тем, чтобы они взывали к Его имени до тех пор, пока Он не вмешается напрямую в события и дела людей на земле.

Джон Петерсен, мой друг, который вошел в пасторскую команду Христианского Общения Метро в Канзас-Сити весной 2000 года, на протяжении многих лет уделял много внимания построению взаимоотношений среди пасторов в различных городах Северной Америки. Джон поделился со мной очень интересной информацией относительно молитвы в Соединенных Штатах. В нашей стране насчитывается около 6000 городов с населением более 15 000 человек. В 1993 году только в некоторых из них были группы пасторов, которые организовывали особые молитвы за те города, в которых они служат. Но к 2000 году уже более 90% этих городов имели межденоминационные группы пасторов, собиравшихся регулярно для молитвы за свои города.[1]

Действительно, группы ходатаев собираются по всему миру. Некоторые из них объединены в организации, такие как Ходатаи за Америку, Международное Общение Ходатаев, Американский Национальный Молитвенный Комитет и другие.[2] Менее организационно выстроенные ходатайственные группы возникают повсюду, так как Бог движется в сердцах Своих людей, чтобы они молились горячо и ревностно. Весной 2000 года из церкви Христианского Общения Метро в Канзас-Сити была послана команда для встречи с верующими в Непале и укрепления там церкви. Лидеры команды из Канзас-Сити спросили непальских верующих о том, что говорит им Дух Святой относительно того акцента, который Он делает в Своем действии на сегодняшний день. Ответ был таким, что, по их мнению, центральное место в Божьем сердце занимает ходатайственная молитва, что Господь будет двигаться по земле, чтобы принести пробуждение.

За последние полтора года я лично побывал на Кипре, в Индии, Израиле, Эквадоре, Кении, Англии, Канаде и во многих городах Соединенных Штатов, и во всех этих местах я был свидетелем того, что там возгревается молитва.

В то время как я нахожусь этим утром в Международном Доме Молитвы, один молодой человек молится именно об этом: чтобы Господь поднял ходатаев по всей земле, чтобы они поклонялись Богу и искали Его лица относительно Его непосредственного вмешательства в историю человечества. Именно на фоне этих возникающих реалий и появляется необходимость в данной книге. Ее цель не просто в том, чтобы мы молились, но чтобы наши молитвы совершались в контексте близости с Иисусом, Чье сердце горит страстью по людям. Мы желаем прикоснуться к Его сердцу. По мере нашего роста в понимании Его желания и воли мы будем открывать в себе всевозрастающую силу, чтобы молиться с таким же дерзновением, верой и упованием, которых требует то время, в которое мы живем.

ПОЧЕМУ МЫ МОЛИМСЯ?

Первый вопрос, который у меня возникает при этом, – это: «Почему?», почему люди взывают к имени Господа, как никогда раньше? Что побуждает человеческие сердца обращаться к Господу в беспрецедентном количестве, тратить время и энергию, чтобы искать Его?

В Иезекииле 22:30 повествуется о том, как Господь Бог называет через пророка грехи Израильского народа и говорит о его отпадении. Он намеревается совершить суды на земле, и болью Его сердца является то, что никто не «становится в пролом», чтобы заступиться перед Господом за землю. Хотя Бог никого не находит в то время, и на землю приходит суд, это является пророческой картиной, которая позднее нашла свое завершение в том, что совершил Иисус Христос на земле, – единственный Человек, Который может эффективно стоять перед Богом за народ земли.

Такая позиция, когда кто-то становится перед Господом Богом за других людей, и является сутью ходатайства. Это выражается в непрекращающемся труде Иисуса, который осуществляется прямо сейчас, когда Он находится в присутствии Божьем.[3] Дух Божий призывает нас, Его народ, Его Невесту присоединиться к Иисусу Христу в этом деле ходатайства. Мы приглашены в качестве Его партнеров стоять на священническом служении, чтобы приносить народы перед престолом Божьим для того, чтобы Он мог вместо Своего гнева излить на людей Свою милость.

Так как это является реальностью, нам жизненно необходимо иметь ясное представление о том месте, которое занимает ходатайственная молитва в сердце Бога, чтобы мы, Его народ, могли исполнить свое предназначение максимально эффективно и с радостью. Перед тем как нам это сделать, мы должны избавиться от ложных представлений о молитве и рассмотреть некоторые распространенные, но ошибочные, взгляды относительно ходатайства.

ОШИБОЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХОДАТАЙСТВЕННОЙ МОЛИТВЕ

Как и большинство христиан, я всегда знал, что молитва является важной частью моей жизни как последователя Иисуса. Была лишь одна проблема: я не любил молиться. Я не наслаждался молитвой ни во время общих молитвенных собраний, ни в моей почти несуществующей личной молитвенной жизни. Хотя мое сердце зажигалось свидетельствами других людей о молитве, тем не менее почти всегда моей мотивацией было состояние вины, стыда и религиозного давления.

Как только я узнавал о людях, которые отдавали себя молитве экстраординарно, я начинал колебаться между тем, чтобы смотреть на этих людей как на героев и тем, чтобы впадать в самоосуждение и отчаяние. Так как мне на самом деле не доставляло никакого удовольствия находиться в депрессии, я попросту выбрасывал все это из своей головы и занимался делами служения. Когда я все же молился, я старался фокусировать свое внимание только на том, что мне нужно было от Бога, будь то мои личные нужды или нужды служения, которым я занимался.

Я подозреваю, что многие верующие находятся в такой же ситуации. Мы знаем, что нам следует молиться, но нам это не нравится, и фактом для американцев XXI-го века является то, что мы не будем долго заниматься тем, что не доставляет нам никакого удовольствия, не приносит никакой выгоды или не окупается сразу. Чтобы разобраться с этой дилеммой, я хочу представить вашему вниманию некоторые мысли о том, чем ходатайственная молитва не является, чтобы впоследствии мы смогли посмотреть более ясным взглядом на то, чем она является.

Молитва как христианская обязанность

Возможно, самым распространенным ложным взглядом на молитву, с которым сталкиваются верующие, является убеждение в том, что молитва – это наша обязанность. Каким-то образом мы приняли в свой разум и сердце мысль о том, что Бог является неким религиозным существом, которое, к несчастью, является к тому же и Всемогущим Господом Вселенной. Поэтому, хотя на самом деле нам не нравится разговаривать с Ним, мы все равно вынуждены это делать. Мы до конца не понимаем, почему Бог хочет, чтобы мы умоляли Его о нашем обеспечении. Наша душа подсказывает нам, что поскольку Он находится далеко от нас и не очень-то в нас заинтересован, Его нужно уговаривать дать нам то, в чем мы нуждаемся.

Я вспоминаю небольшой стишок, написанный моим другом много лет назад. Он называется «Формальность» и является метким описанием молитвы как обязанности. Он звучит так:

Сложил я руки для молитвы,

Что делать велено четыре раза в день.

С друзьями нахожусь я в мыслях,

А Богу оставляю мою лишь тень.[4]

На самом деле подобное обязательное занятие совершенно противоположно тому, что содержится в Божьем сердце для Своего народа в месте молитвы. Через пророка Исаию нам сказано, что в конце веков даже чуждые Божьих заветов будут приведены в место радостной молитвы. Посмотрите на следующие слова:

И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.

— Исаия 56:6-7

Обратите внимание на следующее: молитва будет инициирована Богом. Она будет сосредоточена вокруг того, чтобы любить имя Господа и испытывать радость в доме молитвы. То есть это будет такое служение, в котором примут участие все народы земли. Религиозная обязанность не является мотивацией для ходатайственной молитвы.

Молитва как средство изменения вещей

Пожалуй, самый распространенный взгляд на молитву на сегодняшний день, заключается в том, что это Божий путь изменения вещей. Хотя в этом утверждении и содержится истина, само по себе это неадекватное понимание молитвы. Так как мы будем разбирать эту тему более полно в Главе 4, здесь я только кратко остановлюсь на этом моменте. На мой взгляд, подавляющая часть ходатайственных молитв сегодня стимулируется восприятием того, что в мире очень много проблем и нарастает кризис, и Бога необходимо убедить через усердную и даже мучительную молитву в том, что Он должен протянуть Свою руку и внести коррективы. Показателем эффективности молитвы, таким образом, является то, до какой степени изменяются внешние обстоятельства вокруг нас, будь то личные ситуации или положение в мире, включая конфликты в горячих точках земли.

В поддержку желания увидеть вмешательство Божье в личную и общественную жизнь, за последнее время много внимания было уделено выявлению того греха, который является корнем проблем определенных географических территорий. Процесс «духовной картографии» много дает для понимания тех «унаследованных грехов», которые переходили из поколения в поколение и осквернили город или регион. Как только имеется такая информация, ходатаи прилагают усилия к тому, чтобы определить те духовные начальства и власти, которые оказывают свое влияние в данном регионе. Затем ходатаи каются за грехи своих предков, в которых они были виновны, чтобы высвободить восстановление.

Различные виды «пророческих действий» часто являются составной частью практики духовной картографии, такие как высыпание соли в реку, протекающую через город, или хождение маршем вокруг определенных мест или географических местностей с такими музыкальными инструментами, как шофары (бараньи рога) и бубны.[5] В некоторых случаях ходатаи обращаются непосредственно к бесовским начальствам и властям, которые владеют определенными городами или регионами, хотя за последние годы подобная практика стала более редкой. Джон Пол Джексон в своей книге под названием «Напрасные жертвы духовной войны»[6] показал, что такие действия могут причинить много вреда тем, кто вовлекается в подобную деятельность.

Подобная молитва оказала заметное и существенное влияние на города по всему миру. Джордж Отис младший, известный исследователь церковного роста и пробуждения, выпустил две видеокассеты под названием «Трансформация»,[7] которые предоставляют объективные и наглядные свидетельства того влияния, которое произвела общегородская молитва, основанная на этой методологии.

И все же подобный вид молитвы содержит в себе опасность того, что постоянный фокус на грехах и духовных силах тьмы, стоящих за проблемами определенной географической области, может оказать негативное влияние на ходатаев. Во многих местах возникло чувство всеобщей усталости и даже отчаяния, которое охватило многих молитвенных воинов, и я убежден, что по большей части это может происходить из-за фиксирования своего внимания на негативных вещах. Когда центром молитвы постоянно становится что-то плохое и отрицательное в данном регионе, мы склонны развить такой взгляд на вещи, что будем видеть только негатив и можем потерять восприятие прекрасного.

Мы были сотворены таким образом, чтобы уподобляться тому, на что мы смотрим, и Бог желает, чтобы мы созерцали красоту Его Сына, Иисуса Христа, и в процессе этого становились подобными Ему. Затем, в контексте глубокой близости с Иисусом, наполненные Его Духом сострадательной силы, мы начнем сопровождать Его в то время, когда Он посещает города земли и приносит восстановление всему согласно воле Отца, от человека к человеку.

Молитва о расширении наших пределов

Когда я пишу эти строки в мае 2001 года, бестселлером во всех списках книг является маленькая, состоящая из 96 страниц, книжица Брюса Вилкинсона под названием «Молитва Иависа».[8] Она представляет собой размышления о двух стихах, записанных в качестве исторического упоминания о человеке по имени Иавис, история жизни которого передана в 1 Паралипоменон 4:9-10. Вне всяких сомнений, Иавис был рожден в нелегких условиях. Его «история» втиснута посреди генеалогий Летописи, и первое, что выделяет его, – это то, что имя ему дала его мать. Это говорит о том, что она, возможно, была матерью-одиночкой, то ли овдовевшей еще до его рождения, то ли вообще не состоявшей в браке. В восточной культуре тех дней подобная ситуация была одна из самых худших.

Имя «Иавис» означает «причинять боль». Вот вам и наследие! Отмеченный болью, Иавис является тем, о котором библейский текст говорит как о том, кто был «знаменитее своих братьев», потому что он воззвал к Богу, чтобы Тот распространил пределы его жизни, чтобы он был благословен и не причинял боль другим людям.

Красота этой молитвы состоит в том, что она начинает касаться желания Божьего сердца благословлять Своих детей, в особенности тех, которые осознают, что их жизнь разбита и сломана. Подобное страстное желание в сердце Бога, чтобы Его народ благоденствовал, является правильным мотивом для молитвы, и я лично был благословлен и вдохновлен этой молитвой. Есть такие люди, которые ежедневно молятся о моей жизни молитвой Иависа, и я чрезвычайно благодарен им за это. Я хочу рассмотреть это глубокое желание в сердце Бога благословлять Своих детей более подробно на последующих страницах.

И все же молитва Иависа может быстро превратиться в обновленную версию теологии «благослови меня», которая за последние годы выродилась в эгоизм, где Бог представляется неким небесным Санта Клаусом. Хорошей новостью относительно этой маленькой молитвы является то, что благодаря ей сегодня молятся миллионы. Опасность заключается в том, чтобы оставаться зацикленным на своем личном благословении вместо того, чтобы фокусировать свои глаза на славе и величии Личности Иисуса, в то время как мы доверяем себя Его щедрой заботе и обеспечению. Опять же, центром молитвы в таком случае становится изменение наших обстоятельств, а не восхищение наших сердец красотой и величием Бога.

Желание Божьего сердца состоит в том, чтобы иметь взаимоотношения любовной близости с людьми. Мы должны четко осознавать свою роль в этих взаимоотношениях по мере того, как мы продолжаем исследовать вопрос о том, почему мы молимся.

ПОСМОТРИ НА КОНЕЦ, ЧТОБЫ НАЙТИ НАЧАЛО

Место, с которого мы должны начать, находится в конце. Нам необходимо увидеть, куда направляется все то, что мы называем человеческой историей, чтобы получить точную картину Божьих намерений в том, как Он проводит нас через жизненные обстоятельства. Посмотрите на эти изумительные слова:

И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: вот, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

— Откровение 21:2-4

Кульминацией человеческой истории является брачная церемония! Окончательное состояние народа Божьего, когда будет удалено всякое зло, когда прикосновение Самого Господа разберется со всякой болью и вытрет всякую слезу, – это Невеста, украшенная для своего Мужа! Это такая реальность, которую Бог хранил в Своем сердце от начала времен. Так как это всегда было целью Бога, мы можем толковать все Его взаимоотношения с людьми в свете этого восхитительного факта. Моей целью в следующих двух главах является то, чтобы наглядно продемонстрировать из Писания, что аналогия Невесты действительно является одной из центральных тем (если не самой центральной) Божьего откровения нам, что дает нам толковательный ключ для понимания Его взаимоотношений с нами.

Как только мы начинаем видеть, что это действительно так, и начинаем истолковывать реалии Писания – историю Израиля, пришествие Христа, Его жизнь, смерть и воскресение, Его разбирательство с нами в наших попытках жить жизнью веры – с точки зрения Его сердца как вечного Жениха, мы начинаем понимать разворачивающуюся реальность нашей жизни совершенно по-другому. Он всегда относился к нам с этой перспективы.

Подготовка Невесты

В послании Павла к Ефесянам есть такой отрывок, который всегда был для меня одним из самых любимых. Обратите внимание на силу этих слов, которые говорят нам о Божьем решении любить нас и вести нас к Себе, которое Он принял еще до основания мира:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей.

— Ефесянам 1:3-5

Это сильные слова, и они служат для того, чтобы утвердить наши сердца в познании любви Отца к нам. Это слова исцеления и ободрения, так как они провозглашают нам истину о том, что мы дороги и драгоценны для нашего Небесного Отца. В Своем тождестве в качестве нашего Отца Бог усыновил нас, чтобы мы стали Его «сынами».[9] Но наше понимание данного отрывка будет полным лишь тогда, когда мы начнем постигать, что «благоволение Его воли» выходит за пределы Его желания просто иметь большую семью, состоящую из детей, каждый из которых преобразован в образ Иисуса.

Если мы продолжим читать послание к Ефесянам, мы придем к пониманию того, что «благоволение»Божьей воли для нас совершается тогда, когда Иисус, Который является Богом в качестве Сына, принимает нас из руки Отца и делает из нас Свою Невесту! Посмотрите на следующие строки:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна…

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви.

— Ефесянам 5:25-27, 31-32

Весь смысл того, что мы были избраны от начала времен, заключается в том, чтобы было удовлетворено пылающее сердце Иисуса! Мы были искуплены и усыновлены с определенной целью, и эта цель состояла в том, чтобы Иисус мог представить нас Себе в качестве Своей совершенной пары, омытой в Его крови, наполненной славной красотой и полностью ставшей как Он. Мы были сотворены и искуплены для романа, и благодаря этому факту у нас сегодня есть надежда на то, что наше глубочайшее желание иметь близость и значимость будет восполнено через общение с Иисусом.

Тот огонь, который горел в сердце Бога от начала начал, является страстью иметь партнера для Своего Сына! Мы были избраны быть святыми и непорочными во Христе еще до сотворения миров, чтобы мы могли стать подходящей для Него Невестой, партнером, подобным Ему. Благоволение воли Бога Отца состояло в том, чтобы иметь такие взаимоотношения с людьми, чтобы Он мог питать нас совершенной любовью и готовить нас к воссоединению с Его Сыном Иисусом в романе всех веков.

Мысль о Боге как о нашем Отце и нашем Женихе представляется несколько трудной для нас – тех, кто подходит к Писанию с западным менталитетом, и может звучать даже нелепой. Но в библейском повествовании мы имеем две яркие пророческие картины такой реальности в истории о Руфи и Воозе, а также в описании Божьих взаимоотношений с Израилем в Иезекииле 16.[10] Эти два отрывка говорят о первоначальном Отцовском покровительстве и заботе, что подобно отношениям при усыновлении или удочерении. В обоих случаях – и это вовсе не является нелепым – взаимоотношения принимают романтический характер, и образ Отца переходит в образ Жениха. C этого момента и далее любой разрыв в отношениях между двумя сторонами может рассматриваться только как неверность.

Есть еще один отрывок в Библии, который последние несколько лет постоянно касался моего сердца. Он находится в Притчах 8:30-31 и говорит об эмоциональной динамике взаимоотношений, характеризующих Триединого Бога в период сотворения мира. В этом отрывке сказано:

Тогда я была при Нем великим зодчим, и была Его радостью всякий день, веселясь пред Ним всегда, веселясь на обитаемой части земли Его, и радость моя была с сынами человеческими.

— Притчи 8:30-31 (NKJV)

Это утверждение сделано «великим зодчим» во время сотворения миров. Мы знаем из Иоанна 1:3, что Сам Иисус был Великим Зодчим, сотворившим все существующее с помощью слова. Я хочу отметить здесь то, что процесс сотворения был осуществлен в контексте радостных взаимоотношений между Отцом и Сыном. Иисус был и является постоянной радостью Отца,[11] и выражение радости Сына перед Отцом есть постоянное «веселье». Это богатое слово, содержащее в себе все эмоциональные оттенки смеха, пения, танца, подпрыгиваний, кружения – и даже юмора![12]

Этот отрывок делает еще более изумительным и тот факт, что в стихе 31 говорится, что центром радости и веселья Сына являются люди – сыны человеческие! В сердце второй Личности Троицы находилась такая пылкая, горячая любовь, что Он танцевал, кружился, пел и шутил с Отцом, когда творил миры и создавал нас как Свое особое сокровище (я верю всем своим сердцем, что некоторые представители Божьего творения – как, например, утконос – являют собой ни что иное, как проявление Божьего чувства юмора!). Бог радовался о тебе от начала, так как знал, каким будет конец – Невеста, ставшая совершенной для Его Сына.

У Бога никогда не было такого отношения к нам, которое выражалось бы в виде жалости, раздражения или недовольства. Он никогда не реагировал ни на отчаяние, ни на дела (заслуги или достижения) людей. Его отношением к нам всегда было отношение радостного Отца, готовящего совершенного партнера для Своего совершенного Сына. От вечности Сын представлял Собой влюбленного Жениха, плененного красотой того творения, которое было сотворено специально для того, чтобы стать Его парой. Гарантия силы Божьей является залогом того, что в конце всего мы все будем такими, какими Он хотел нас видеть.

В данное время мою семью ожидает очень радостное событие, которое вот-вот должно произойти. Наша старшая дочь Элисон этим летом выходит замуж за Бенджамина Альбертса, и мы все в восторге от этой перспективы. Хочу сказать вам, что нет ничего более волнующего для сердца отца, чем видеть, как его дети становятся благочестивыми молодыми людьми и в красоте святой жизни встречают тех, кто станет для них спутниками жизни. Именно это было нашим переживанием за последние несколько лет, когда Бен и Элисон повстречались и стали друзьями, а затем и лучшими друзьями. В конце концов, они осознали, что эта дружба расцвела в истинный роман.

Я помню то октябрьское утро 2000 года, когда Элисон позвонила мне, чтобы сообщить о том, что Бен сделал ей предложение, и у них будет помолвка. В те выходные я находился в другом городе и проповедовал на конференции (кстати, Бен отвез меня в аэропорт, чтобы рассказать мне о своих намерениях), и когда я услышал ее голос в то утро, я знал, что услышу: «Папочка! Бен сделал мне предложение, и у нас будет помолвка!» И в тот момент в моем сердце вспыхнуло поразительное откровение. Я вдруг осознал, что все мои взаимоотношения с Элисон на протяжении 22 лет ее жизни имели цель подготовить ее для встречи с возлюбленным. Моей задачей было то, чтобы наставить ее в свободе, необходимой для того, чтобы быть ему верной и любящей женой, и чтобы через красоту этих взаимоотношений они смогли познать радость близких взаимоотношений с Иисусом как Небесным Женихом.

Размышляя об этом переживании, я более глубоко познал сердце Бога. Он желает, чтобы мы были готовы для окончательной свадебной церемонии, и все Его действия по отношению к нам можно истолковать в свете этого желания, горящего в Его сердце. Когда Элисон была ребенком, я оказывал влияние на ее выбор, дисциплинировал ее, проводил с ней время, – и все это было подготовкой для самого кульминационного момента: брака с ее возлюбленным. Когда она оглядывается назад на наши взаимоотношения с точки зрения невесты, она видит, что все это было для ее блага, так как результат оказался просто замечательным.

Молитва – великий роман

Так как от начала времен в центре Божьего сердца всегда было желание приготовить Невесту для Своего Сына, Он стремился к близким взаимоотношениям со Своим народом. Поэтому Он обращался к нам различными путями с одной-единственной целью: вовлечь нас в диалог о жизни во взаимоотношениях с Ним. Этот диалог называется молитвой, и его главное назначение состоит в том, чтобы мы могли познать сердце Того, Кто любит нас и понимает, кто мы такие и кем мы станем.

Он один знает мою истинное тождество, и Его слова наделяют меня силой жить в этом тождестве. Что может быть более полезным, более целительным, чем слушать Его? Что может быть более благотворным, чем разговаривать с Ним в любовном диалоге? Движимый Своим сердцем любви, Бог влечет нас в место молитвы, где Он может передать нам Свои намерения.

Когда Он проговорил к Аврааму в Бытии 15, сообщая этому ближневосточному кочевнику, что Он, Бог Всемогущий, является самой великой наградой Авраама, Бог обратился к нему как к представителю человеческой расы, тому, кто впоследствии стал известен как отец веры. Это означает, что в Своем разговоре с Авраамом Бог разговаривал с тобой и со мной, и для Него так же естественно общаться с тобой и со мной, как и с Авраамом. Его цель состоит в том, чтобы через молитву-диалог мы могли прийти к пониманию Его намерений и воли для нашей жизни, чтобы мы, подобно Аврааму, познали Его как свою великую награду.

Когда мы слушаем Его, Дух Божий трудится в наших сердцах и убеждает нас в том, что Бог любит нас, и мы действительно являемся Его детьми, призванными по Его изволению.[13] Он говорит нам о Своих планах для нас точно так же, как Он говорил это Иеремии в Ветхом Завете:

Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.

— Иеремия 29:11

Бог знает те планы, которые Он имеет для нас, и Он расположен поговорить с нами о них! Наш Бог является общительным Богом. Его мысли поглощены романом с нами, и Он готовит нас для вечных взаимоотношений радости и счастья с Его Сыном Иисусом Христом, поэтому Ему очень хочется поговорить с нами об этом. Рассмотрите следующее утверждение:

От начала … когда, выражаясь временным понятием, мы еще не существовали, Божий взгляд упал на нас и познал нас … Его взгляд является творящим, производящим, рождающим по Его совершенно свободному волеизъявлению: «Вот кем ты являешься в Моих глазах; вот какое значение ты имеешь; никакая другая истина не может иметь такого значения, как эта – для Меня, для тебя или для кого-либо еще».[14]

Когда Бог говорит, а мы слушаем, мы приходим в согласие с Его планом для нас и для всего остального человечества. Так как Бог является Возлюбленным, Его стратегия не состоит в том, чтобы просто вторгнуться на землю с сокрушительной силой и властью, но чтобы привлечь к Себе и завоевать Невесту с помощью нежного и мягкого убеждения. Он желает иметь добровольных возлюбленных, которые убедятся в Его благочестивых намерениях. Имея такую уверенность, мы становимся партнерами в осуществлении Его целей – сначала в личном плане, а затем и в искуплении всего человечества и восстановлении сотворенного порядка, и, наконец, в вечном правлении Его умножающимся Царством.[15]

Такое партнерство осуществляется через ходатайственную молитву. Мы начинаем говорить Богу в ответ, что мы согласны с Его планом и Его стратегиями, и не только относительно себя и того, что касается нас, но и относительно любой ситуации, которая не касается нас, но для которой Он дает нам силы молиться. Делая так, мы становимся рядом с Человеком Иисусом Христом перед Богом как наследники Его Царства. Когда мы начинаем соглашаться с Ним, Он начинает высвобождать больше и больше Своего влияния, пока в конце веков все не сообразуется с Его волей и благоволением. Те, кто согласились с Его оценкой реальности, будут стоять рядом с Его Сыном Иисусом Христом, Господом всего сущего, в качестве Его царственной невесты и соправителя.

НАШЕ ХОДАТАЙСТВО НАЧИНАЕТСЯ В ХОДАТАЙСТВЕ ИИСУСА

В первом разделе этой Главы, который называется «Почему мы молимся?», я упомянул отрывок из Иезекииля 22, в котором Бог ищет того, кто бы «стал в пролом» за народ Израильский. Это занятие позиции в проломе, нахождение на месте другого человека, чтобы приносить прошения, играет решающую роль в ходатайстве. И это указывает на тот удивительный факт, что Бог дал людям право выступать перед Ним в качестве представителей человеческой расы и соглашаться с Его планами, высвобождая таким образом эти планы в реальность земной жизни. Стоя перед Богом от имени человечества, мы тем самым получаем право выступать перед людьми от имени Бога и провозглашать над ними Его благословения.[16]

Почему мы удостоены этого привилегированного положения, этой чести? Как может быть, что мы, смело становясь перед Богом и просто слушая и соглашаясь, приводим в действие могущественные силы праведности? Это возможно только благодаря тому, что совершил один Человек – Господь Иисус Христос. Иисус Христос является Великим Первосвященником и Ходатаем, Тем, Кто стоял в проломе за нас и призвал нас, чтобы мы были Его партнерами и стояли в проломе за остальное человечество.

Совершенный Ходатай

Самое значительное и выдающееся ходатайство во всей истории – это дело Иисуса, совершенное на Голгофском кресте. На заре истории человечества первые люди внутренне осознавали, что славное положение правления было их врожденным правом. Они сделали осознанный выбор не согласиться с планом Бога и Его временами и сроками их возвышения на место полной власти в качестве Его брачного партнера (хотя они в то время не могли понять всего того, какие последствия повлечет за собой их решение).

Добиваясь этого положения, но не уповая на Отца в том, что Он даст его им Своим путем и в Свое время, Адам и Ева послушали змея с его завистливыми манипуляциями и решили продвинуться и подняться своими силами. Сделав так, они ввели греховное своеволие в духовную «ДНК» всего человечества, и отчуждение от Бога стало неизбежным результатом.[17] Единственным достаточным выкупом (ценой) для искупления Невесты из греховного порабощения был совершенно послушный Человек, так как у Бога за виновных мог «стоять в проломе» только непорочный Ходатай.[18]

Итак, в невероятном проявлении Своей благости и страсти Сын Самого Бога принял образ человека, став как человек, и тем самым навсегда соединился Своим истинным Божественным естеством с человечеством. Являясь полным выражением Божества в телесном виде,[19] Иисус провел жизнь совершенного человеческого послушания Божьей воле и занял Свое место на кресте, чтобы суды Божьи могли излиться на виновного – на истинного Ходатая. Бог предусмотрел Самого Себя в качестве требуемой жертвы – Агнца. Сделав это через Иисуса, Он восстановил для человеческой расы положение праведности, которое необходимо для взаимоотношений с Богом, а вместе с этим и все обетования и намерения, которые были в Его сердце от начала.[20] Ходатайство свершилось.

Самое потрясающее в этом историческом инциденте – это то, что Бог не только предвидел, но и позаботился обо всем этом до того, как Он начал сам процесс творения. Еще до сотворения мира Бог Отец и Бог Сын пришли к вечному согласию, что Сам Бог в личности Иисуса Христа станет единственным истинным Человеком, Который будет стоять в качестве Ходатая между Отцом и людьми.

Откровение 13:8 говорит нам о том, что Агнец был «заклан от создания мира», установив наше искупление еще до того, как был совершен первый грех![21] От вечности Он занимал наше место – истинный Адам, всецело согласившийся с волей Отца там, где земной Адам этого не сделал, и взяв на Себя справедливый и праведный суд смерти за грех всего человечества. От вечности, задолго до воплощения, Он отдал Себя, чтобы мы могли жить Его жизнью, что и является конечной и наивысшей сутью ходатайства.

Непрекращающееся ходатайство Иисуса

Когда Иисус воскрес, тело, которое вышло из гробницы, отличалось от того тела, которое было погребено. В Своем телесном воскресении Иисус, вечный Жених, высвободил для нас власть стать детьми Божьими,[22] и сейчас Он живет в присутствии Отца, чтобы поддерживать нас в этих взаимоотношениях с помощью Своего непрекращающегося ходатайства.[23] Благодаря силе ходатайства Христа мы уже сейчас занимаем это место власти, исходящей от тесной связи с Ним,[24] в ожидании полной реализации нашего тождества как Невесты, что является всеобщим тождеством всех тех, кто принимает Его приглашение на окончательный брачный пир в конце веков.[25]

Как гнев Божий был излит на совершенного Ходатая, точно так же благоволение Божье сейчас изливается на Жениха, и праведность вменяется еще несовершенной Его Невесте. Он соберет вокруг Себя всех тех, кто откликнется, чтобы, когда придет время, святая и непорочная Невеста была приглашена для царствования с Ним.[26]

Таким образом, Человек Иисус Христос вечно живой все так же стоит на месте ходатайства перед Отцом, чтобы ходатайствовать. При содействии Духа Святого Его постоянная роль в настоящее время состоит в том, чтобы соглашаться с Отцом относительно положения Невесты перед Богом. Он является нашим Адвокатом, защищающим наше дело перед Отцом, нашим праведным Судьей.[27] Через силу Духа мы постоянно преобразовываемся в Его образ,[28] становясь одним целым с Ним, как мужчина и женщина становятся партнерами в контексте близости брачных взаимоотношений.

Партнеры по ходатайству

Сейчас и во всей вечности у нас, как у Его брачного партнера, есть привилегия ходатайствовать так же, как это делает Иисус, стоя в проломе за остальное человечество и соглашаясь с Божьими желаниями. Мы приходим смело и уверенно в Его присутствие, к престолу благодати, так как путь туда открыт для нас истинным Человеком, Иисусом Христом, нашим Женихом.[29] Его милости обновляются для нас каждый день,[30] и Его присутствие дает нам силу ходить в обновленной жизни, которую Он даровал нам через кровь Христа.[31] В этом месте безопасности и близости мы занимаем свое место как Его Невеста и приносим перед Ним нужды окружающих нас людей, провозглашая над ними волю Божью через согласие с Его планами, явленными в Слове Божьем.[32]

В этом процессе мы приходим к всевозрастающему осознанию Его благости и истинности Его путей. Мы начинаем понимать, что сердце Бога за нас, а не против нас, и что Его цели для человечества более чудесны, чем мы можем себе представить.[33] Мы с радостным сердцем входим в согласие с Сыном Божьим относительно того, Кем Он является, Кем является Отец, и кем являемся мы.

Мы являемся объектами Его восторга, центром Его любви, и так как Он говорит об этом к нашим сердцам таким личным и убедительным образом, мы начинаем понимать, что Он может чувствовать то же самое к любому другому человеку, не оставляя никого без внимания. Мы начинаем разделять Его взгляд на наши города и страны, а также на те ситуации, в которых оказываются наши семьи и друзья. Когда мы ощущаем, что Его любовь изливается на нас, мы убеждаемся в том, что Он силен изменить любую ситуацию для любого человека. Когда Его могущественная любовь касается нашего сердца, мы начинаем осознавать, что истинная награда за молитву – это не измененные обстоятельства, а реальность близкой дружбы с Иисусом Христом, Возлюбленным нашей души. В этом месте близости мы получаем свободу влиять на окружающий нас мир познанием Его любви.

По мере того как мы познаем Его сердце, наступает такой момент, когда Он приглашает нас ходить по улицам города вместе с Ним, лично прикасаясь к тем, кто в Нем нуждается – к «тлеющим свечам» или «льну курящемуся» и «тростям надломленным»[34] этого мира, – пока их свет не воссияет ярко, а их головы не поднимутся высоко. Вся сила принадлежит Ему. А нам принадлежит новая идентичность. Методология одна – ходатайство.

И поэтому мы молимся.