3. Песня жениха

ПАРАДИГМА НЕВЕСТЫ – 2

Будучи христианином, росшим в суровом индивидуализме американской культуры, мне было довольно легко смотреть на Бога как на Всемогущего, Всезнающего и Всевидящего. Я мог представлять Иисуса как Сына Божьего, живое Слово, мужественного Человека, Который шагает по земле, имея цель и посвящение, силу и сострадание, полный решимости исполнить волю Отца. Я даже мог понять теологию об Иисусе, небесном Женихе, страстью Которого является искупление народа под названием Невеста Христова.

И все же, как и большинство мужчин, мне с трудом удавалось смотреть на Иисуса как на Жениха, питающего ко мне такую сильную страсть, о котором говорили другие. Повторяя слова многих мужчин в качестве реакции на послание о влюбленном сердце Бога, я просто не мог представить себя в белом платье!

Тогда я начал уделять время изучению этой темы в Писании и увидел, что в Своих личных встречах с такими людьми, как я, мужчинами и женщинами, Иисус был реальным исполнением пророческих образов, представленных в Ветхом Завете. Как только я начал поклоняться Господу в контексте этого понимания, я начал переживать на себе Его близкое прикосновение. Я начал понимать, что означает быть любимым лично, глубоко и романтично Возлюбленным моей души. До меня начал доходить смысл слов К. С. Льюиса: «Бог является мужской половиной, для Которого все мы – женская половина». Я начал ощущать неописуемую радость от того, что Господь прикасается ко мне лично чисто из любви и нежных чувств ко мне.

Я знал и раньше Его прикосновение исцеления, обличения и прощения, наделения силой для служения, сострадания к другим людям, но я никогда не знал нежного прикосновения Его Духа к моему сердцу – такого прикосновения, которое предназначалось для меня лично, в близких и романтических отношениях. Я вам скажу, познание такого прикосновения является тем переживанием, которое переворачивает всю жизнь!

Будучи сам в процессе возрастания, я и далее хочу открывать это библейское понимание, чтобы все мы, современные верующие, с большей готовностью могли постичь мысль о том, что Иисус любит нас именно так – лично и по-настоящему.

По моему убеждению, нет более лучшего для рассмотрения места, чем Песня Песней Соломона – такая книга в Библии, которая начинается со смелого утверждения о том, что это «Песня всех песен». Это удивительное заявление, требующее того, чтобы мы рассмотрели ее в сравнении с любой другой песней, когда-либо сочиненной на небе или на земле, и пришли к заключению, что эта Песня является кульминационным выражением искусства написания песен в истории всей Вселенной. Песня всех песен! Само по себе это заявление ставит нас перед истиной, что то, что горит в сердце Бога, – это романтическая реальность, что основанием любой музыки во вселенной является романтическая любовь, и что через эту реальность Бог сообщает нам о Своей страсти.

Восемь описаний Жениха

В этой главе мы рассмотрим несколько иллюстраций, изображающих царя-жениха в Песне Соломона, которые воплотились в Личности Иисуса, засвидетельствованные Евангелиями Нового Завета. Я хочу обратить ваше особое внимание на восемь таких образов,[55] и я молюсь о том, чтобы по мере размышления над ними ваше сердце было вдохновлено для более глубокого познания Бога в месте близости с Ним.

Приглашающий Пастырь

Та сторона характера Иисуса, которую я называю «Приглашающий Пастырь», изображена в пророческой картине приглашения царя (образ Иисуса), обращенном к девушке-пастушке по имени Суламита (образ Невесты Христовой) в первой главе этой аллегории. Молодая девушка начинает эту песню с потрясающего выражения своего желания: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина». Совершенно справедливо с самого начала уяснить для себя то, что образы данной истории являются символическими. Наше толкование аллегорично; эта история повествует о взаимоотношениях Иисуса с Церковью. Таким образом, «лобзания (поцелуи) Его уст» не являются выражением сексуальности между Христом и Его народом, но представляют собой прикосновение Слова Божьего к человеческому сердцу силой Духа Святого.[56] Когда Его Слово проникает через эмоциональные и теологические барьеры, существующие вокруг нашего сердца, и касается нас реальной истиной Своей любви, этот поцелуй лучше любого другого, – это такой восторг, предназначенный для нашего наслаждения, что все человеческие поцелуи по сравнению с ним являются лишь слабым отблеском.

Когда Суламита говорит о царе, она задает вопросы о его пребывании (ст. 6), пытаясь выяснить, где находится то место, где она могла бы насладиться его красотой. Она решила, что ей незачем оставаться под покровом в его присутствии. Для чего ей удерживаться от близости, если он именно для этого и находится здесь? В ответе царя мы видим облик Приглашающего Пастыря:

Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских.

— Песня Песней 1:7

В своем предложении царь приглашает Суламиту присоединиться ко многим святым всех времен, которые стремились к близости с Иисусом экстравагантным образом. Мы, современные евангельские протестанты, должны принять тот факт, что во всей человеческой истории бесчисленное количество людей ощутило на себе такую реальность, которой жаждут наши сердца. В этой реальности они обрели удовлетворение всех человеческих желаний. Приглашение царя, обращенное к Суламите, относится и ко мне, чтобы присоединиться к процессии тех людей, которые искали Его самозабвенно и страстно, и моим ответом на это приглашение, конечно же, является «ДА!»

Пророческое Слово воплощается в Личности Иисуса, когда Он, олицетворенный Жених, все так же приглашает реальных людей прийти и присоединиться к Нему в этих взаимоотношениях. В Иоанна 1:35-39 говорится о том, как Иоанн Креститель и два его ученика встречаются на следующий день после крещения Иисуса. Иоанн провозглашает, что это Тот, Которого он ждал. Ученики видят Иисуса, проходящего мимо, и идут за Ним. Он замечает их, поворачивается к ним и спрашивает, чего они хотят. В их ответе слышится отклик сердца Суламиты, облеченный в голоса реальных людей первого столетия, и к тому же мужчин: «Учитель, – где живешь?»

Вы слышите вибрирующее звучание желания их сердца? «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? Где отдыхаешь в полдень?» Это невероятно, но факт: в определенный день в истории, приблизительно в четыре часа дня Вечное Слово, ставшее плотью – Бог-Жених, Который с прошлых веков стремился иметь близкие взаимоотношения с людьми, – посмотрел на этих двух мужчин из плоти и крови, подобных мне, и сказал, как сказал бы Жених: «Пойдите и увидите». Итак, они пошли за Ним, и их жизнь изменилась навсегда.

Когда я пишу эти строки в Доме Молитвы в Канзас-Сити, группа прославления поет из Псалма 26:4 о том, что подобно царю Давиду я не желаю ничего другого, а только провести свою жизнь в созерцании красоты Господней.

Я буду приближаться к Тебе, Иисус! Ты моя жизнь и моя радость! Благодарю Тебя за то, что приглашаешь меня пойти и посмотреть. Мое сердце горит желанием еще больше знать Тебя, я хочу найти Тебя и услышать твой голос. Поцелуй меня еще раз, Господь, лобзанием Твоих уст, и дай мне познать истину о Твоей любви ко мне.

Страстный Обожатель

Когда я смотрю на свою собственную жизнь перед Господом, я осознаю, что одним из моих глубочайших желаний является то, чтобы быть горячо любимым и желанным, а также радовать сердце другого. Если это реально до чудесной степени на уровне человеческих взаимоотношений, то глубоко внутри нас мы ощущаем, что были сотворены любить Кого-то и быть любимым Кем-то бесконечно. Мы знаем, что внутри нас содержится нечто, что не будет удовлетворено до тех пор, пока мы не сможем высвободить свою любовь в жгучем стремлении, которое наполнит смыслом и страстью все то, что мы делаем. Осознание этого желания причиняет боль человеческой душе, которую невозможно успокоить ничем, кроме как прикосновением безграничного Возлюбленного и нашим откликом – пламенного посвящения Ему. Только Он может проникнуть в такую глубину, только Он может так любить, только Он может вызвать такой отклик.

Такова реальность чрезвычайно прекрасной встречи Суламиты с царем в конце главы 1 и в начале главы 2 Песни Песней. В стихе 11 главы 1, получив приглашение к близости, где Суламита могла познать сердце царя, она начинает выражать романтическую проникновенность своего сердца, говоря, что ее аромат привлекает его внимание, когда он сидит за столом трапезы. Она предается той страсти, которая горит в ее сердце, и находит ей поэтическое выражение:

Мирровый пучок – возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает.

Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских.

— Песня Песней 1:12-13

Царь отвечает, облекая в слова именно то, что ей так хочется услышать, и его пламенные речи разжигают в ее сердце такую страсть, какую она не знала раньше:

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна, глаза твои голубиные!

— Песня Песней 1:14

Считаться прекрасной самим царем! В его словах содержится сила жизни и смерти. И он называет ее прекрасной! Сила этих слов захватывает ее душу, глубоко проникая в тайные уголки ее сердца, уголки беззащитности и страха, которые еще не были полностью исцелены. Она еще не представляет собой зрелую невесту, которая позже проявится в Песне Песней. Она все еще незрелая девушка, которая знает, что в ней есть слабости, и которой доставляет боль осознание своей склонности к неверности и греху.

Его слова начинают менять это. Он говорит о ней как о той, у которой «голубиные глаза». Для нас это звучит поэтично, но не будет иметь большого смысла, пока мы не узнаем, что голубь обладает способностью фокусировать свой взгляд только на одной вещи. Он видит только что-то одно. И когда царь произносит эти слова в адрес Суламиты, он провозглашает тем самым, что в его глазах она уже достигла безраздельной страстности любви, которой жаждет ее сердце. Он видит ее прекрасной и верной, и все это в начале их взаимоотношений. Как такое может быть?

В своей мудрости и предвидении царь смотрит на Суламиту как на ту, какой она станет тогда, когда его любовь к ней завершит свой труд, и он смотрит на нее с этой перспективы уже с самого начала. Он знает, что сила ее истинного тождества и динамика его любви преобразят ее, и это настолько же необратимо, как восход солнца по утрам. В месте близких взаимоотношений он может говорить эти слова так, чтобы ее сердце услышало их и поверило в них. Итак, он приглашает ее в место близости и любви – в дом пира[57] – и там осыпает ее словами своей глубочайшей любви.

Эта восхитительная и прекрасная картина языка любви между двумя возлюбленными нашла свое выражение в жизни Иисуса, на этот раз записанная для нас в Евангелии от Матфея. Но в новозаветной иллюстрации сердце Иисуса наполнено переживанием и скорбью. В Матфея 23:37-39 описан плач Иисуса об Иерусалиме из-за того, что этот город, являясь образом Невесты Христовой,[58] отверг Его приглашение к близости и вместо этого продолжил историческую практику убийства всех тех, кто приходил во Имя Его, чтобы привлечь его на Свою сторону. Чувства, переполнявшие сердце Иисуса, очевидны:

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

— Матфея 23:37

Здесь Иисус свидетельствует о страсти, горящей в сердце Бога, той же страсти, которая побуждала Его говорить слова любви в жизнь Его темной, но красивой Невесте из Песни Песней. Он стремится собрать Свой народ в Дом Вина (больше об этом в 5-й Главе) и воспламенить наши эмоции, чтобы мы ощутили себя желанными и любимыми, причем Он видит нас горячими и неразделенными, желающими только одного. Он сильно желает говорить к нашим сердцам о том, какими Он нас видит, о восхищении, которое Он питает к нам, о той уверенности, какую имеет Он в силе Своей любви, чтобы исполнить все то, что Он обещал.

Те, кто в течение всей человеческой истории испытал на себе такую «полноту», такое излияние любви Господа, свидетельствуют о том, что ничто другое уже не имеет значения, когда наши сердца наполняет прикосновение любви Христа. Вот почему апостол Павел мог уверенно почитать за сор все остальные важные вещи в жизни по сравнению с удовольствием от познания Иисуса.[59] Вот почему Стефан торжествовал перед лицом смерти, так как видел славу Господа, своего Жениха, стоявшего по правую руку Бога Отца и приветствовавшего его в вечности.[60] Благодаря этой реальности мученики во все времена с радостью отдавали свои жизни ради лучшего воскресения – того, в котором они полностью сообразуются с жизнью Возлюбленного.[61] Иисус выполняет Свое обещание и призывает тебя и меня в это место.

Иисус, я принимаю Твое приглашение в место близости в молитве. Я жажду услышать Твой голос, говорящий мне истину о том, кто я такой, и как Ты любишь меня. Я жажду пребывать в месте подтверждения, которое исходит из Твоего сердца и дает мне свободу любить Тебя в ответ и жить в красоте Твоей святости. Влеки меня, Господь, и я последую за Тобой.

Лидер, бросающий вызов

В жизни каждого верующего наступает такое время, которое часто бывает весьма озадачивающим. Это такое время, когда Дух Святой начинает открывать нам то, что Возлюбленный нашей души и Царь Вселенной – это одна и та же Личность. Нас охватывает чувство благоговейного страха и удивления, что приятно и восхитительно с одной стороны, и очень страшно с другой, так как мы начинаем видеть то, что подразумевается под близостью с этим Человеком, Иисусом Христом.

28. Максимальная вершина

Вот в чем вопрос, не так ли? Какая-то часть нас хочет испытать волнующую любовь. Но в то же время мы желаем знать, что идти туда безопасно, особенно что касается любовного приключенческого романа, который часто оказывается небезопасным.

Ответ м-ра Бобра отражает мудрость веков, в нем слышится понимание того, кто ходил с Господом долгие годы: «Опасен? Никто ничего не говорил об опасности. Но он добрый! Он царь, говорю я вам!» Благодаря реальности Божьей доброты мы можем иметь уверенность, приближаясь к Нему и сознавая, что, куда бы Он ни повел нас, мы будем в полной безопасности. Мы начинаем быть уверенными в том, что с чем бы мы ни столкнулись, наше вечное благоденствие является уже решенным вопросом.

К удивлению Суламиты ее возлюбленный появляется однажды в совершенно неожиданном виде. Вот как она описывает его приход:

Голос возлюбленного моего! Вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам.

— Песня Песней 2:8

В этих восхитительных фразах мы узнаем о суверенной власти Царя над всеми преградами в жизни: над горами и холмами, которые кажутся нам непреодолимыми препятствиями на пути к жизни верной и безраздельной ревности по Господу. Ее реакция на действие царя исполнена изумления и восхищения, и здесь мы видим первые признаки наслаждения тем, что он делает:

Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.

— Песня Песней 2:9

И тут, хотя ее настроение меняется, так как царь приближается к Суламите, открывая для нее свою суверенную власть над трудностями, он приглашает ее присоединиться к нему в веселом танце победы над кажущимися непреодолимыми реалиями ее жизни:

Возлюбленный мой начал говорить мне:

Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; Цветы показались на земле; время пения настало, И голос горлицы слышен в стране нашей; Смоковницы распустили свои почки,

И виноградные лозы, расцветая, издают благовоние.

Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой,

Потому что голос твой сладок и лице твое приятно.

— Песня Песней 2:10-14

В наших подобных взаимоотношениях с Иисусом мы должны будем столкнуться с очень важным вопросом: позволим ли мы Ему провести нас мимо того, что постоянно одерживало над нами верх в наших попытках быть верными в следовании за Ним? Но чудесный акцент в этих стихах явно сделан на величии Царя, на Его красоте и силе и на Его способности взять Суламиту с Собой, когда Он скачет и танцует по горам ее жизни. Он влечет ее за Собой, напоминая ей о том, что она скрыта в расщелине скалы – иллюстрация пронзенного бока Христа на кресте.[62] Она находится в безопасности только в контексте Его жертвы и искупительной силы, и Его голос зовет ее пойти и следовать за Ним.

Но она не может этого сделать. Ее страхи еще слишком сильны, и в первой кризисной ситуации Песни Песней Суламита отклоняет Его приглашение:

Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор.

— Песня Песней 2:17

«Возвратись, будь подобен серне или молодому оленю…» По сути Суламита говорит следующее: «Иди, мой Друг, и делай то, что Ты делаешь. Я не могу идти с Тобой, но я буду восхищаться Твоей силой и величием». Это первый кризис веры и первый момент, когда Суламита должна взглянуть в лицо своей неспособности жить той жизнью, к которой она стремится. Восстановление придет позже, но сейчас она переживает время поражения.

Я верю, что мощная история из Евангелия от Матфея напрямую относится к этой пророческой сцене. В главе 14 ученики пытаются ночью переплыть Галилейское море во время страшной бури, а Иисус идет им навстречу прямо по воде. Посмотрите, какую силу содержит в себе этот текст:

И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде! Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи, спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный, зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

— Матфея 14:26-33

В потрясающем воплощении этой аллегории Иисус, настоящий Человек из плоти и крови, идет по поверхности бушующего моря. И даже более того, Он предлагает Петру выйти из лодки и присоединиться к Нему. Как бы я хотел передать то ощущение восторга, которое наполняет меня при написании этих строк. Мы так часто читали эту историю и толковали ее (совершенно уместно) в духовном смысле, но это происходило на самом деле! Иисус действительно был там, танцуя на волнах. Это было невозможно, но это происходило на самом деле! И затем Петр действительно сказал, и это произошло во времени и пространстве, в четвертую стражу ночи (между 3 часами ночи и 6 часами утра): «Позови меня пойти к Тебе, если это действительно Ты!»

Меня всегда удивляло, почему в подобных историях упоминается время суток. Это кажется случайным, но я верю, что тем самым Бог сообщает нам, что эти невероятные случаи имели место в реальном времени, во время реальной бури реальной ночи с реальной водой и реальной возможностью бедствия. Это не сказка – под водой не было камней, на которых Он мог стоять, и это не было компьютерным спецэффектом. Это происходило в реальной жизни!

Иисусу нравится просьба Петра, и Он реагирует на нее без колебаний: «Иди!». Представьте себе, какой крик вырвался из сердца Петра: «О, НЕТ! Он говорит на полном серьезе!» Мы с трудом можем вообразить эту картину. Но он все-таки решается. Он решился, хоть только и на мгновение, потанцевать на своих страхах, и сердце Жениха пришло в восторг. Хотя Петр и отвел свой взгляд от Иисуса, хотя он и начал тонуть, Господь был там, и в этом было все дело! Когда Царь приглашает нас пойти, мы можем положиться на Его силу спасти нас. Последующие слова о «маловерии» являются не столько обличением, сколько полным любви игривым замечанием Жениха-Отца, Чье сердце приходит в абсолютный восторг от готовности Его друга-дитя решиться довериться Ему. Ни в коем случае не критикуя Петра, я верю, Иисус говорит: «О, Петр! Если бы ты только знал, что это возможно! Доверься Мне, и Я проведу тебя через такие места и события, о которых ты даже и не мечтал, потому что со Мной все возможно!»

О, Суверенный Царь! О, Величественный Господь всего! Я очень хочу отважиться побежать с Тобой! Я очень хочу иметь смелость сделать прыжок веры и испытать радость победоносного танца на бушующих волнах, на вершинах гор и холмов моих страхов. Позови меня еще раз, Господь! Не оставляй меня! Рано или поздно я буду уповать на Тебя.

Прославленный Жених

Когда мы смотрим в глаза нашим страхам, часто появляется ощущение беспокойства и неуверенности, которое коренится в боязни того, что Бог будет измерять нас по нашим меркам, а не по Своим, и что Он сочтет нас недостойными Его проявления любви. Тогда как подобные переживания могут по праву сопровождаться истинным обличением и покаянием, слишком часто это всего лишь повторяющиеся обвинения врага и наших собственных мыслей, когда мы осуждаем самих себя, имея ложное мнение о том, что и Бог тоже так делает.

Что нам практически невозможно понять (действительно здесь необходимо служение Духа Святого!),[63] так это то, что Его оценка основывается на совершенно иной информации, отличной от той, что мы видим и думаем. Он смотрит на Невесту, которая полностью усовершенствовалась, и чья жизнь сокрыта в жизни Его Сына по правую руку Отца,[64] и которая теперь может с полной уверенностью принять тот характер, который ей уже был дарован. Подобно дитю, возрастающему в своей идентичности, мы получаем удостоверение через свое наследие и становимся теми, кем являемся.

После колебаний Суламиты последовать за Царем, она переживает подобное беспокойство и волнение, что она потеряла Того, Кого желает ее сердце:

На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его.

Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его.

— Песня Песней 3:1-2

Когда рождалась моя собственная страсть по близости с Иисусом, я переживал подобный кризис. Моя душа пробудилась к Его ухаживаниям. И я начал просить Духа Святого усилить мое желание присутствия Господа. Это продолжалось несколько дней, пока одним ранним утром я не пережил глубокую и могущественную встречу с Духом Божьим. Все происходило так, как будто Он решил буквально ответить мне на мою просьбу о более сильном желании.

28. Максимальная вершина

Идти туда было очень страшно. Я просто не мог вынести мысли о том, чтобы взглянуть в лицо всему «этому», поэтому я сделал то, что сделала Суламита и что сделал Петр. Я смотрел на горы трудностей, а не на силу Царя. И сказал: «Ты иди. Я присоединюсь к Тебе в другое время». После этого решения наступили такие дни, когда Его присутствие удалилось (или это я струсил и ушел?), и я нигде не мог найти этот сладкий голос.

Вначале я даже не решался искать Его присутствия, так как еще слишком свежи были воспоминания о пережитом мной ужасе. Но с течением времени я начал скучать по Нему, и только спустя несколько месяцев после долгой «ночи», когда я не ощущал Его близости, я услышал Его тихий внутренний голос, снова приглашающий меня сделать шаг вперед. На этот раз не было никаких колебаний – просто я настолько соскучился по Нему, что был не в силах снова сказать Ему «нет». Именно эта реальность приводит нас в движение, не так ли? Мы скучаем по Нему, и наши сердца знают, что в конце концов нас удовлетворит только Его присутствие. Поэтому, подобно Суламите, мы «проглатываем» свой страх и делаем снова шаг навстречу Ему.

Она бродит по улицам города, проходя мимо стражей, расспрашивая их о царе, ища его до тех пор, пока внезапно не находит того, кого любит! Она прилепляется к нему, не желая отпускать его; она бредет за ним до тех пор, пока он не обещает ей прийти к ней домой и увидеться с ней там.[65] Суламита начинает осознавать, что та любовь, которую она испытывает, является очень сильной, и что с ней ничто не может сравниться. Я могу представить, как она идет к себе домой, чтобы дожидаться его прихода.

И он таки появился! Следующее, что осознает Суламита, – это то, что к ее дому подъехал царский кортеж. Она понимает, что царь идет, и он хочет забрать ее! Посмотрим на текст:

Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?

Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать его в день бракосочетания его, в день, радостный для сердца его.

— Песня Песней 3:6,11

Царь грядет, и у него брачные намерения! У него на голове венец, и он полностью приготовлен. Внезапно все страхи улетучиваются. Ее неверность оказывается далеким воспоминанием, и ее захватывает потрясающее осознание того, что она находится в самой середине его сердца. Она является центром в «день, радостный для сердца его».

Очевидно, что логическим воплощением этой картины в Новом Завете будет время триумфального возвращения Иисуса за Своей Невестой в конце веков, и это действительно произойдет в полноте времен. Но я верю, что прежде должно прийти совершенно другое понимание. Картина окончательного триумфа является последней частью этого уравнения, а вначале идет мрачная реальность, шокирующий поворот событий.

Часто пророческие образы Христа в Ветхом Завете основывались на неполном понимании Его страданий, которые имеют отношение к искуплению Его народа. У святых в древности не было трудностей в том, чтобы представить себе победоносного Мессию, но страдающий Христос – это что-то совершенно другое. В образ венценосного Царя, грядущего с радостью и победой, вплетается распятие и смерть Иисуса. Эти элементы могущественным образом присутствуют в тексте Песни Песней в главе 3 в стихах 6-11. Прежде всего, жениха сопровождают воины на его пути к невесте, как и Иисуса на пути к кресту. Его сопровождает царственный престол, как и Иисус нес тот крест, который поднимет Его в триумфе и который увидят все. Женщины выходят, чтобы посмотреть на него, и в самой ошеломляющей из всех картин его мать одевает на него Венец в день радости его сердца.

28. Максимальная вершина

Мы думаем, что из-за своих мелких падений и непостоянства мы прерываем процесс нашего искупления и разочаровываем Господа так сильно, что Он больше не стремится к нам. Наши недостатки реальны, и они не останутся без последствий. Но здесь происходит еще нечто более сильное. Иисус отходит от нас на какое-то время не для того, чтобы оставить нас, но чтобы совершилось такое действие, которое приведет к высвобождению силы, необходимой для нас, чтобы следовать за Ним вечно. Через Свои страдания Он приносит вечное искупление, а через Его воскресение и вознесение нам дается Дух Святой. Мы на самом деле станем такими, как Он и обещал, поэтому смерть и радость едины. Терновый венец и венец царский – это одно и то же. Благодаря Своему венцу страданий Иисус приобретает Невесту, которая станет драгоценной диадемой из Исаии 62:3, и Его страдания являются также всецело и окончательно Его радостью.

О, Иисус! Как мне начать думать об этом? Потрясающее осознание того, что день Твоего сокрушения – это день Твоей восторженной радости, превыше моего понимания. Научи мое сердце, о, Боже. Я хочу знать Тебя, участвовать в Твоих страданиях и силе Твоего воскресения, чтобы мне, наконец, познать, что Ты чувствуешь в Твоем сердце ко мне.

28. Максимальная вершина

В четвертой главе Песни Песней царь начинает укреплять Суламиту самым могущественным и практическим образом. Он говорит прямо в ее сердце о том, что находится в его сердце для нее. Когда мы начинаем понимать поэтический язык этого отрывка (стихи 1-15), он представляется нам самым проникновенным отрывком в Библии. Следующий текст содержит в себе несколько таких мыслей:

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими.

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!

О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста!

О, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!

Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: садовый источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана.

— Песня Песней 4:1,7,10,12,15

Одно дело – рассматривать этот отрывок как поэзию, – мы все читали романтические истории о любви пылко влюбленного мужчины к восхитительной женщине, но совсем другое дело, когда мы начинаем осознавать, что эти строки являются лишь отражением (причем слабым) той любви, которая пылает в сердце Иисуса к Его Невесте. Когда мы начинаем осознавать эту истину, у нас начинает кружиться голова. Я любим страстной любовью. Это не просто история – это моя история! Это сердце Иисуса по отношению ко мне.

Рассмотрим третью строчку сверху, стих 7 в библейском тексте. Свидетельство царя о Суламите состоит в том, что она «вся прекрасна» и что «пятна нет на ней». Вся прекрасна?! Нет пятна?! Минуточку! Как это может быть? Как я могу иметь подобные мысли о себе? Ведь в Ефесянах 5:27 сказано, что Иисус намеревается представить нас Себе «славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного». Вот куда все идет, и поскольку в сердце и разуме Бога мы уже находимся в этом завершенном состоянии, Он может говорить подобное обо мне без всякого преувеличения, так как это является истиной. Вот как все получается. И это всего лишь спустя несколько минут после моего отказа идти с Ним из-за того, что я не доверился Его любви и силе!

Жизнеизменяющая сила этого места Писания коренится в том факте, что Иисус видит нас и обращается к нам сейчас уже так, как Ему известно, оно еще будет. Он видит конец от начала. Другими словами, еще до того как Он начал процесс нашего сотворения, искупления и привлечения нас к себе, Он знал наверняка, что желаемый результат будет достигнут Его Собственной силой. Его десница и крепкая мышца одержали победу.[66] Ревность Господа Саваофа совершает этот труд.[67] И целью всего этого является совершенствование Его народа как Его Невесты!

Таким образом, когда царь обращается к Суламите на языке романтической любви и говорит о ее совершенстве, это не является банальной лестью или доказательством того, что любовь слепа, – его любовь не слепа! Его глаза широко открыты, так как в середине этого отрывка в главе 4 он вновь упоминает о своих страданиях:

Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.

— Песня Песней 4:6

«Гора мирровая» и «холм фимиама» говорят о страданиях Иисуса, и они вновь упоминаются среди Его признаний в любви. Это не глупые заискивания или болтовня подростка, в котором играют гормоны и который старается одурачить ничего не подозревающую девчонку. Это трезвые, истинные оценки Бога с пламенеющим сердцем, Который полностью готов сделать все необходимое, чтобы добиться желаемого. Кстати, так как Он предусмотрел жертвенную сторону этого плана еще до основания мира,[68] Он понимает, что в действительности дело уже завершено. Он видит ее, как она есть! Он видит не в естественной сфере, но в сфере духа, и то, что Он видит, является истиной.

Вот почему Иисус мог обращаться к ученикам так, как Он это делал. Вот почему Он мог смотреть на всю честную компанию рыбаков, сборщиков налогов и воров и называть их апостолами.[69] По этой причине Он мог прощать грехи и исцелять хромоту – Он видел этих людей такими, какими они были в красоте святости, а не в узах зла падшего мира. Один из сынов громовых – Иоанн, возлюбленный апостол – как-то это понял. Эта истина пронзила его сердце, так что он мог говорить о себе во всем своем Евангелии как об «ученике, которого любит Иисус». Мания величия? Нет, это правда! И, видите ли, это действительно правда. Именно так Он видит нас и относится к нам. Когда я начинаю осознавать тот факт, что в Своем обращении в первом столетии Он имел в виду и меня, получающего эту благодать, внутри меня начинает что-то меняться.

Для нас жизненно важно постигнуть, что эти слова сказаны нам в месте личной близости с Женихом с тем, чтобы изменить наше восприятие реальности в сердце. В тайном месте молитвы, когда я служу Ему и вижу красоту Его Личности, что убеждает меня верить Ему, и когда я принимаю Его мягкие прикосновения и нежное служение мне, я действительно начинаю принимать эти слова и соглашаться с ними. Я начинаю признавать Его оценку. Я начинаю стоять в истине Его мнения, так как оно является истиной обо мне, в которую я всегда хотел верить. Я всегда хотел быть любимым таким образом! Я всегда знал – где-то глубоко внутри – что это должно быть именно так. И потрясающая истина такова: все действительно так! Я действительно так любим! Это относится и к тебе. И это все меняет.

О Господь, благодарю Тебя за то, что Ты пострадал за меня по Своей милости, чтобы мне обрести новое тождество: прощение и любвеобилие, целостность и восстановление. Помоги мне понять эту истину. Помоги мне соглашаться с Твоим взглядом и Твоими словами обо мне. Ты говоришь обо мне, что я Твоя Невеста, которая красива и приятна для Тебя прямо сейчас и во веки. Дай мне ощутить жизнепреобразующую силу этой идентичности.

Страдающий Раб

Я помню, как несколько лет назад смотрел одно документальное видео о так называемых образных восприятиях – «линзах» наших убеждений и взглядов, через которые мы воспринимаем реальность. В этом фильме был проведен один интересный эксперимент, чтобы продемонстрировать удивительную способность людей толковать и формулировать переживаемое на своем подсознательном уровне через образное восприятие. Была показана колода карт, по одной карте за раз, в очень быстрой последовательности – каждая карта демонстрировалась одну двадцатую секунды. Большинство карт сравнительно легко было узнать, но несколько штук я просто не мог разглядеть, чтобы распознать.

И в этом был смысл данного эксперимента, так как когда инструктор убавил скорость показа каждой карты, я понял, что я не мог увидеть такие карты, как десятка красных пик или шестерка черных бубен. Как видите, все дело было в том, что пики обычно черного цвета, а бубны – красного, поэтому, когда они были показаны не так, как я ожидал, мой мозг не смог зарегистрировать ту новую реальность, которую он увидел. Так работают шаблоны. Мы видим то, что ожидаем, и мы теряем всякую ориентацию и восприятие, когда видим, слышим или переживаем нечто, выходящее за рамки нашего шаблонного восприятия.

Посреди самой близкой встречи, которая была у царя и его Суламиты, он вводит такое понимание, такую парадигму, которая настолько чужда менталитету невесты, что остается практически незамеченной. Суламита, как и мы, обладает поразительной цензурной способностью подсознательно вычеркивать те представления и взгляды, которые выходят за пределы жизненного опыта или человеческих ожиданий. Часто мы просто не слышим и не видим того, чего не ожидаем услышать или увидеть, и особенно это касается тех вещей, которые нарушают клише нашей теологии.

Понимание, которое привносит царь, заключается в его неминуемых страданиях за свою невесту. Первоначально это понимание звучит в главе 4, стих 6, о чем я уже упоминал в предыдущем разделе. Но все выглядит так, что Суламита настолько захвачена расположением царя, что эта революционная мысль – что царю придется претерпеть страдания, чтобы завоевать любовь девушки-крестьянки – проходит мимо нее. Она слышит его убедительный голос, и у нее просто не остается места для страдания в ее понимании глубокой близости.

Но посреди его нежных ухаживаний, когда она начинает верить его словам, что-то происходит. Суламита настолько захвачена признаниями царя в любви, что делает то, что делают все влюбленные: она открыто поклялась в незыблемом посвящении:

Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его! – Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его.

— Песня Песней 4:16

В этом безграничном исповедании любви и посвящения невеста говорит: «Пусть придет все, что угодно – все, что должно случиться в моей жизни, чтобы царь мог всецело насладиться тем, кто я есть – да будет так!». «Северный ветер» символизирует те трудности, которые очищают ее и готовят ее сердце для зрелой любви. Она приветствует их вместе с «южным ветром» приятных обстоятельств, осознавая, что оба эти элемента должны присутствовать в процессе взросления. Она пробуждается к новому пониманию близости, которое включает в себя преодоление трудностей с целью созревания в любви.

Эта тема еще сильнее подчеркивается в следующем отрывке:

Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот, голос моего возлюбленного, который стучится: «Отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! Потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою»

— Песня Песней 5:2

Когда царь приходит к двери Суламиты, стуча и желая встречи в месте более тесной близости, он говорит, что хочет, чтобы она открыла ему, так как он страдает. Картина, изображающая его голову, «покрытую росою», и его кудри, «покрытые ночною влагою», представляет собой описание страданий Христа в Гефсиманском саду в ту ночь, когда Он был предан.[70]

Царь желает иметь близкого ему партнера в месте страдания, и ее сердце готово. Она одета соответствующим образом, ее ноги больше не запачканы хождением мирскими путями, и она открывает дверь. Предвкушение участия в его страданиях капает с ее пальцев как текучее миро. Но он ушел! Несмотря на ее готовность и желание присоединиться к нему, этот единственный путь он должен пройти один, и лучшее, что она может сделать, – это следовать за ним на расстоянии, смущенная и раненная теми, кто не понимает ее страсти.

Эта пророческая картина была прожита Иисусом и учениками самым драматичным образом. Когда сразу же после вдохновленного Духом заявления Петра об истинном тождестве Иисуса Господь впервые начинает открывать им мысль о страдании, их реакция предсказуема и эмоциональна:

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!

— Матфея 16:21-22

Мысль о страдающем Мессии просто слишком странна для учеников. Мессии существуют для завоевания, а не для страдания! В их сердцах быть с Иисусом означало побеждать, а не умирать. Это был полный переворот их традиционного понимания, и это им не понравилось. Характерным образом Петр озвучивает то, что все остальные чувствуют и думают. Он произносит эти явно противоречащие слова: «Нет, Господи! Да не будет этого!»

По мере того как Иисус успокаивает его и продолжает объяснять сказанное Им, сердца учеников меняются. Они доводят новое понимание до крайности, и опять за всех говорит Петр:

Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.

— Марка 14:31

Долгое время я был убежден в том, что когда Петр говорил эти слова, с его стороны это было всего лишь пустое и гордое возражение, обещание которого он не мог выполнить. Теперь же я верю, что он стоял на месте Суламиты, с его пальцев капало текучее миро, и он кричит из страстной любви своего сердца к Иисусу: «Я пойду с Тобой! Мне все равно, чего бы это мне не стоило!» Другие соглашаются с этим, не будучи в состоянии понять, что эту дорогу Иисус должен пройти один, и что поэтому их самые лучшие попытки последовать за Ним обречены на провал. Посмотрите на Его слова, обращенные к ним:

Затем Иисус сказал им: всем вам придется преткнуться из-за Меня в эту ночь, потому что написано: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада».

28. Максимальная вершина

В Божьем плане ученикам невозможно следовать за Иисусом в этот час. Им придется преткнуться! Он должен Сам пройти этот путь во исполнение пророчеств Ветхого Завета.[71] Но Иисус видит это страстное желание в их сердцах и еще больше любит их за это. Он знает, что они будут испытаны сверх своих сил, чтобы выжить, но в Его жертве будет их сила. Хотя никто из них не сможет пройти этого испытания, их провал не будет фатальным. Через эти переживания ученики как никогда раньше познают безусловную природу любви Жениха. И снова мы призваны видеть, что во взаимоотношениях Иисуса с учениками Он встречается с нами, ибо Его Слово вечно, и оно преодолевает все границы времени и расстояния. Он говорит те же слова и мне, и они готовят меня к моему личному хождению в вере.[72]

Господь, я с трепетом приглашаю северный ветер вновь подуть на мой сад. Более личной безопасности и комфорта я желаю того, чтобы Ты насладился плодами моей жизни, чтобы Ты порадовался тому, что Твой характер сформировался во мне, и чтобы даже во времена испытаний совершенный характер Твоей любви стал более реальным в моем сердце.

Величественный Бог

С нашим западным менталитетом нам трудно совмещать такие мысли и взгляды, которые кажутся нам противоречивыми, по крайней мере, на поверхности. Как-то я прочитал проповедь в книге Нельса Ферре «Экстремальный центр». Честно говоря, я не многое запомнил из содержания этой проповеди, но ее название на многие годы запечатлелось в моем сердце. Одним из главных ключей к христианской жизни является понимание того, что самым радикальным местом для нашего пребывания является центр истины, когда мы полностью посвящены всем ее граням, не превознося одну сторону этой истины над другой. Это трудное место для пребывания, так как мы имеем склонность воспринимать только те доктринальные или практикующие истины, которые подтверждают наши личные убеждения и взгляды.

В нашем хождении с Иисусом мы должны иметь дело с такими трудностями, как страдания, но мы должны также совмещать это с нашим пониманием Иисуса как прославленного, великого и прекрасного Царя Вечности. Именно такая позиция, когда мы стоим на обеих истинах, дает нам твердую надежду, которая нам нужна для того, чтобы достойно встретить реалии нашей жизни в Боге. Мы можем познать моменты славы, а затем не будем выбиты из седла, когда придет период трудностей. И все равно я гораздо больше предпочитаю сферу славы! Это Его слава, красота Его величия, что является центром Его значения как величественного Бога.

В Песне Песней Соломона мы видим чудесную и восхитительную картину возлюбленного Жениха глазами Невесты, влюбленной в Него. Хотя здесь нашей целью не является построчное толкование данного текста,[73] тем не менее, будет хорошо для нас хоть немного рассмотреть красоту Господа, явленную в этом месте Писания:

Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других.

Голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон.

Глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве.

Щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений.

Губы его – лилии, источают текучую мирру.

Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами.

Живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами.

Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях.

Вид его подобен Ливану, величествен, как кедры.

Уста его – сладость, и весь он – любезность.

Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!

— Песня Песней 5:10-16

По моему убеждению, Тело Христово нуждается в восстановленном понимании величественной красоты Человека Иисуса Христа. Обновленный акцент на особом превознесении Иисуса Христа как прославленного и безграничного Господа Вселенной должен занимать центральное место в нашей жизни как Его Невесты, особенно если мы призваны в место молитвы.

Кто-то сказал, что самой пренебрегаемой темой проповедей и учений в Теле Христовом сегодня является Личность Бога. Мы настолько зациклились на своем личном счастье и благополучии, а также заняты решением своих проблем, удовлетворением нужд и погоней за своим видением, что пренебрегли тем, чтобы поставить на первое место красоту и величие Того, Кто делает все это значимым.

В Международном Доме Молитвы в Канзас-Сити двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю наше время и энергия сфокусированы на превозношении славы Господа Иисуса Христа, когда мы говорим и поем об этой славе из текстов Писания. Дело в том, что по мере того как наши сердца все более и более восхищаются Его красотой и страстью, мы все больше и больше убеждаемся, что Он способен сделать то, в чем мы нуждаемся, а также удержать до последнего дня ту победу, которую Он одержал для нас на кресте.

Вот почему Господь Бог призывает нас в четвертой главе Евангелия от Иоанна поклоняться Ему в Духе и истине. Он делает это не потому, что является каким-то эгоцентричным богом, которого должны ублажать маленькие людишки, говоря ему о том, какая он важная персона. Это больше похоже на желание волшебника Изумрудного города, но не на нашего Господа Иисуса Христа. Он желает, чтобы мы сосредоточили свое внимание на Его красоте и говорили Ему об этом день и ночь для нашей собственной пользы и блага, чтобы мы увидели Его силу и славу и стали утвержденными в том, что Он способен сохранить нас. Поклонение и восхищение усиливают наше ощущение Его величия и успокаивают наши сердца в вере и уповании.

Когда поклонение сосредоточено на красоте Господа не ради моего комфорта и позитивных эмоций, но просто от моего восхищения Им, происходит нечто неожиданное. На самом деле, я прихожу к большему ощущению мира и покоя, чем тогда, когда достижение мира и покоя было моей целью. Именно реальность Его красоты сделала апостола Павла способным сказать: «Я знаю, в Кого уверовал, и убежден, что Он способен сохранить то, что я вверил Ему, до дня Его славного возвращения!» (KJV).[74] Познание Христа приводит нас в покой. Суламита знала, что наилучший способ для нее войти в место мира и покоя – это сфокусировать свое внимание на красоте и превосходстве ее царя.

Ученики пережили ту же реальность, когда Иисус явил им Себя в Своей славе прямо в преддверии Своих страданий и смерти:

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

— Марка 9:2-7

Для нас важно увидеть здесь, что Иисус открывает глаза Своим доверенным друзьям – Петру, Иакову и Иоанну – и позволяет им увидеть истину Своего тождества, не скрываемого в служительской одежде воплощения. Они видят Его, как Он есть, и это настолько ошеломляет их, что они не знают, что сказать. Они видят своими реальными глазами и слышат своими реальными ушами, как Моисей и Илия, два главных героя Ветхого Завета, сходят в телесном виде и поклоняются Господу Иисусу Христу, Который, оказывается, является их Другом!

Что должны были понять ученики? Я верю, что одна из причин того, почему ученики были приглашены на событие преображения, состояла в том, чтобы они утвердились в реальности той красоты, которую они должны были ощутить еще здесь, на земле. Откровение о красоте Господа, каковой является Его слава, ставшая видимой для человеческих глаз, предназначено для того, чтобы обрадовать нас. Оно служит якорем для нашей веры и помогает понять радость того, что ожидает нас, когда наша вера станет совершенной.

О, возлюбленные, пусть познание славы Господа наполнит ваши сердца! Это то, что Он обещал в последние дни.[75] Мы, верующие, имеем возможность пить из этого источника раньше времени, чтобы мы могли наполниться радостью и крепко утвердиться на прочнейшем основании Его славной реальности, и чтобы мы могли разделить реальность Его красоты и величия со всеми, кто будет слушать.

Господь Бог Всемогущий, покажи мне Свою славу. Позволь мне увидеть Тебя, хотя мои глаза все еще слишком затуманены своим личным удовлетворением. Прикоснись к ним, Господь Иисус, и сделай так, чтобы я увидел Твою красоту, чтобы я мог торжествовать в Тебе и быть уверенным в истине. Ты достоин всей хвалы, Иисус. Пусть все народы увидят Твою славу, чтобы Агнец мог принять достойную Его Имени награду.

Поглощающий Огонь

Последняя картина откровения об Иисусе в Песне Песней Соломона – это реальность того, что Он является всепоглощающим Огнем Божьим, пылким Возлюбленным, Который поглощает мою душу Своей пламенной любовью. Этот последний портрет нарисован в главе 8 Песни Песней:

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: Ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; Стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.

— Песня Песней 8:6-7

Желание сердца Суламиты выражено здесь в этом до боли прекрасном отрывке: «Запечатли меня, Боже! Выжги мой образ в Своем горящем сердце и выгравируй мое имя на Своей руке, которая была протянута ко мне. Твоя любовь – это пламенеющий огонь, который невозможно угасить, и я так жажду познать его силу в своем собственном сердце».

Это крик нашего сердца, чтобы любить и быть любимыми с таким рвением. Чтобы отдать себя с безграничной страстью, мы должны познать, что есть Некто достойный того, чтобы на Него уповать с таким посвящением. Такой Личностью является Иисус Христос.

И опять мое сердце волнуется от осознания того, что в один реальный день, такой, как сегодня, Человек Иисус Христос шел рядом с двумя учениками, которые пытались разобраться в очень непонятных событиях их жизни, когда они шли по дороге к селению под названием Эммаус.

28. Максимальная вершина

А затем, в милости и благости любящего Бога, Сам Господь приходит к Ним в их боли. Он терпеливо и с любовью говорит им о ветхозаветных текстах и открывает им реальность Своего тождества и того, что произойдет. Он открывает им глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердца, чтобы разуметь. И опять в этой встрече Иисуса с реальными людьми я обнаруживаю истину о том, что и со мной Он встречается точно так же.

Я часто становлюсь на место этих мужей, смущенный и растерянный, не понимая путей и дел Божьих, и тогда Он приходит ко мне, как и к ним, и говорит с моим сердцем об истине Своей жизни, любви и цели. В такие моменты мое сердце воспламеняется, и я начинаю видеть все так, как оно есть на самом деле, и я говорю вместе с моими братьями:

Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

— Луки 24:32

Иисус пришел к этим мужчинам, и Он приходит к тебе и ко мне, потому что Он положил нас как печать на Свое Собственное сердце и потому что огонь Его любви горит ярким пламенем, которое сильнее смерти и могущественнее могилы. Прикосновение к этой реальности оживляет и исцеляет, дает видение и веру, удовлетворяет желания и призывает меня осознать свою судьбу, знать, для чего я был сотворен в первую очередь. Его пламенное прикосновение – это все для меня. Подобно Суламите я жажду Его прикосновения.

Люди сотворены для счастья и страсти, и мы будем искать реалии этого превознесенного места, пока не найдем его. Давайте же поймем, что только в Его присутствии удовлетворяется жажда страсти, и происходит это святым и чудесным образом.

Благодарю Тебя, Иисус, за то, что Ты открываешь Себя в Своем Слове. Благодарю Тебя за то, что Ты зажигаешь мое сердце страстью, чтобы знать Тебя, видеть Твою славу и провозглашать Твое величие всем, кто будет слушать. Я люблю Тебя, мой Господь, и по Твоей благодати я буду следовать за Тобой все мои дни.