11. Яркий свет темной ночью

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих[ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда,при которой было пять крытыхходов. В них лежало великое множество больных,слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господеньпо временам сходил в купальнюи возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды,тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать

восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню,когда возмутится вода; когда же я прихожу, другойуже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постельсвою и пошел.

Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорилиисцеленному: сегодня суббота;не должно тебе брать постели.

Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал:возьми постель твою и ходи. Его спросили:кто Тот Человек,Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылсяв народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретилего в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилосьс тобою чего хуже. Человексей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу. Иисус же говорилим: Отец Мой донынеделает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не тольконарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время,говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имеючеловека, который опустил бы меня в купальню.

Иоанна 5:6, 7

Иоанна 5:1-18

Долгое время этот случай казался мне довольно бессмысленным. Я с трудом мог себе его представить. История о человеке,у которого с трудомхватило веры, чтобы выстоять,а Иисус отнессяк нему, как если бы тот положилна алтарь своего сына. Мученики веры и апостолы заслуживали такой чести, но уж точно не этот попрошайка, который ис Иисусом-то знаком раньше не был. Вот такя думал.

Долгое время я считал, что Иисус здесь какой-то уж слишкомдобрый. А сама история казалась весьмастранной. Слишком уж хороша, чтобы быть правдой. Но потом я кое-что понял. Это не просто рассказ об одном инвалиде из Иерусалима. Он о тебе и обо мне. И у человекаэтого есть имя. Твое имя. И у него есть лицо. Мое лицо. И проблемыу него совсем как наши.

Иисус встретил этого парня рядом с купальнейк северу от иерусалимского храма. Бассейн там был 360 футовдлиной, 130 — ширинойи 75 — глубиной. Колоннада с пятью факеламиподнималась над водой. Памятникбогатству и преуспеванию. Но резидентами здесь были люди главным образом больныеи убогие.

Называлось это места Вифезда. А можно было назвать Центральный парк, ресторан«Метрополь», торговый центр «Атриум». Сборищебездомных среди наглой роскоши городского центра. Можно представить себе самых разных измученных жизнью людей.

Подземный источник время от времени производил в той купальне фонтан пузырей.Народ же думал, что пузырение — результатвзмаха ангельских крыльев. И еще они верили, что первый, кто окажетсяв бассейне после чудесноговозмущения воды, исцелится. Случались ли чудеса? Я не знаю. Но знаю, что толпы инвалидов пытались попробовать.

Представь себе поле битвы с разбросанными по нему телами, и ты поймешь, как выгляделаВифезда. Вообразидом престарелых, где для пациентов недостаточно места, а среди персонала не хватаетрабочих рук. Вспомни,как выглядят сироты в Бангладеш и бездомные в Дели, и ты увидишь то, что виделижители Иерусалима, проходя мимо Вифезды. А что они слышали? Непрекращающиеся стоны. Свидетелями чего оказывались? Сплошной безликой нужды. А что делали? Просто проходили мимо, стараясь не замечать.

Все, кроме Иисуса. Он появился в Иерусалиме на праздник.Один. Не собирался учить учеников и проповедовать толпам. Но люди нуждались в Нем, и вот Он пришел.

Можешьпредставить: Иисус ходит средистраждущих?

О чем Он думает?Когда прокаженный касается Его голени,как Он реагирует? Когда слепой ребенокспотыкается на Его глазах, пытается ли Он поймать его? Когда обезображенная рука тянетсяза милостыней, дает ли Он?

Не важно, о каком фонтане речь — Вифезда или у Большоготеатра. Важно, что чувствует Бог, когдалюдям больно.

Эту историю уже следовало бы рассказать, если бы мы лишь узнали, как Он вел себя среди этих людей. Достаточно даже было бы просто сообщить, что Иисус был там. Это ведь совсемне обязательный пункт программы посещенияИерусалима. Были же в городе толпы почище этой. И занятие поприятнее бы нашлось. К тому же это ведь Пасха. Радостный праздникв святом городе.Люди приходят за многие километры, чтобывстретиться с Богомв Храме.

Мало кто из них знает,что Бог в это время бродит среди убогих. Ходит медленно, ступаетосторожно в окружении слепых и нищих.

Мало кто понимает,что молодой сильный плотник, наблюдающий этот «пейзаж в лохмотьях», и есть Бог. Исайя пишет, что Бог страдал вместесо Своим народом. Но в этот день Иисус, должно быть, пережил одно из самых сильныхстраданий.

Проходя по купальне,Он, вероятно, вздыхал там так часто и так тяжко,как никогда раньше. Почти так же, как надо мной и тобой. Помнишь, я ведь предупредил, что эта история о нас с тобой, а наши физиономии я обнаружил в Библии? Вот они — пробелымежду буквами пятогостиха: «Тут был человек, находившийся в болезни тридцатьвосемь лет».

Может, ты бы не хотел, чтобы тебя описывалитаким образом. Ты бы, наверное, пожелал обнаружить себя в историипро подвиги Давида и посвящение Марии. Я бы тоже предпочелтакой вариант. Но преждечем мы окажемсясреди героев, стоит представить себя среди паралитиков. У инвалидовнет выбора. Они не могут ходить. Не могут работать.Не могут позаботиться даже о самих себе. Не могут спрыгнуть в воду, чтобы оказаться там в момент, когда ангел возмутит воду.

Ты, вероятно, держишьэту книгу в сильных руках и читаешь здоровыми глазами. И не можешь вообразить, что может быть общегоу тебя и инвалида с сорокалетним стажем. Как он может быть тобой? Какая между вами связь?

Все просто.Ситуация отчаянияи надежда на спасение. Какая такая ситуация?

Она описана в Послании к Евреям (12:14): «Без святостиникто не увидит Господа».

Таково наше положение: чтобы увидетьБога, мы должны быть святы. Вечность требует совершенства. Мы хотели бы, чтобы все было иначе. И мы ведем себя,

будто все не так уж серьезно.Мы-то думаем, что Бога узрят «прилежные». Те, кто постарается. Мы ведем себя так, будто сами по себе весьма хорошии никогда не совершали ничегоплохого, и будто этого достаточно для получения пропускав рай.

Нам, может, так и кажется. Но не Богу. Он установил Свой стандарт. И он весьма высок.«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф. 5:48).

В Божьем плане Бог Сам есть мерило совершенства. И поэтомуне стоит сравнивать себя с другими,они такие же бедолаги, как и мы с тобой.Надо-то быть как Он. Все другие вариантыне проходят.

Поэтому я и сказал, что мы с тобой, как те инвалиды. Парализованы. Пойманы в ловушку.Застряли. И никакне можем найти выход из отчаяннойситуации.

Мы с тобой также лежим на земле. Изранены и измучены. И что касается исцеления нашего духовного состояния, шансов нет никаких.С таким же успехом мы могли бы пытаться дотянуться до Луны. У нас нет возможностей исцелиться. И наша единственная надежда, что Бог совершитдля нас то же, что и для того человека в Вифезде. Выйдет из Храма и спуститсяк больным и безнадежным.

Что Он, в общем-то, и сделал.

Читай внимательно и медленно, что совершилдля тебя Господь:«И вас, которыебыли мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживилвместе с Ним, простив нам все грехи, истребивучением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;отняв силы у начальстви властей, властно подвергих позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:13-15).

Посмотри еще раз на эту цитату и ответь на вопрос: кто делает всю работу?Ты или Бог? Ктопроявляет активность? Кто совершает спасение? Кто здесь полон сил? А кто парализован?

Давай уберем несколькослов и посмотрим, что получится. «И вас, которые были мертвыво грехах… рукописание … было против нас…»

У инвалида-то даже больше надежды. По крайней мере он еще жив. А мы мертвые, если, как пишет Павел, пребываем вне Христа. Духовномертвые. Трупы. Просто безжизненные тела. А на что способенмертвый? Не на многое.А что может Бог сделать с мертвым?

Он оживил тебя. Простил тебя.

Отменил долг.

Уничтожил записи грехов. Победил духовныхправителей. Одержалпобеду.

И продемонстрировал ее всем.

Опять вопрос: так кто проявляет активность? Мы с тобой или Бог? Кто попался и кто приходитна помощь?

Каждому поколению Бог бросаетспасательный жилет.

Вспомни Иону в брюхе у кита — в окружениижелудочных соков и в клубке водорослей. Бог держалтам его три дня. И все это времяИона обдумывал свое решение. И все три дня он приходил к одному выводу: выхода нет. Оттуда, где он сидит (или плывет), есть только два выхода, и ни один из них не манит пророка.Как

проповедник он провалился. Превратился в беженца. В лучшем случае он лицемер, в худшем — предатель. Единственное, чего ему всегда не доставало, а теперь в избытке, — это кишки.

И вот Иона делаетединственное, что ему остается- молится. Он ни слова не говорит о своих заслугах,но весьма много о заслугах Божьих. И еще до того, как он успевает произнести «Аминь», желудоксокращается, рыба рыгает, и Иона приземляется лицом в песчаныйпляж.

Посмотри на Даниилав львином рву. У него перспективы не многим лучше, чем у Ионы. Иону уже проглотили, а Даниила толькособираются. Он лежит на спине, а львиные морды так близко,что чувствуется их дыхание.Вот самый крупный уже положил лапу на грудь и нагнулся, чтобыоторвать первый кусок, но… ничегоне произошло.Вместо сладкого чавканьяслышится глухой удар. Даниил поднимает взгляд и видит другого льва, копошащегося у его живота. Из пасти слышен рык, но открыть ее он не может.

В этот момент где-то в углу Даниил слышит смешок.Он не знает,что за герой там засел, но он уж точно силен и точно развлекается по полной программе. В руках у него плеть, а на лице совершенно невинное выражение.

Посмотри на Иосифав яме. Известковая дыра, раскалившаяся в знойной пустыне.На входе — крышка. На глазах — шерстяное покрывало. Наверху его братья. Едят и веселятся, словно просто сказали братцу не докучатьи оставить их в покое (в общем-то, именноэто они и делали большуючасть жизни). Собираются бросить младшегоздесь, в яме, оставивна съедение паукам и змеям.

Так же, как и Иона с Даниилом, Иосиф в ловушке. Без иариантов. Выхода нет. Надежды тоже. Но сыновья Иакова оказываются не толькоподлецами, но еще и жадинами. Они решаютпродать его бродячим цыганам,и в итоге Иосиф меняет историю. И пусть дорога во дворец пройдет через темницу,в результате он окажется на троне. А потом предстанет перед своими братьями. Но на этот раз уже они будутпросить его о помощи.И он окажется достаточно мудр, чтобыдать то, что они просят, ане то, что заслуживают.

А вот Варавва. Собрался в последний путь. Услышал свой последний призыв. Казнь уже назначена. Сидя в камере, он раскладывает пасьянс. Смирилсяс тем, что конец близок. Не просито помощи. Не умоляетоб избавлении. Ничего не требует. Решениепринято. Варавва скоро умрет.

Так же как с Ионой, Данииломи Иосифом, с ним, кажется,все кончено. Осталосьтолько оплакать невинную душу. 11о время для плача, так же как в случае с Ионой,Даниилом н Иосифом, не настанет. В камере раздаются шаги тюремного стража. Варавва думает, что ему принеслинаручники п сейчас предложатисполнить последнее желание.Нет. Тюремщик выдаетему гражданскую одежду,и пленник покидает темницу свободным человеком. А все потому,что Некто, Кого он даже никогда не видел,занял его место.

Таковы библейские примеры.Один за другим герои книги оказываются в шаге от смерти. Голова — в сантиметреот плахи, шея — в миллиметреот петли. И в этот момент удар на себя принимает Голгофа.

Ангелы приходят к дверям дома Лота (см. Быт. 19).

Голос из бури говорит к Иову, исцеляя его печаль(см. Иов. 38-42).

Иордан смывает позорНеемана (см. 2 Цар. 5). Ангел приходитв темницу к Петру (см. Деян. 12).

Божья забота тем сильнее, чем меньше у нас собственных сил.

Давай ненадолго вернемся в Вифезду. Хочу, чтобы ты все-таки вкратце услышал разговор между паралитиком и Спасителем. Перед тем как исцелить,Иисус задал вопрос:«Хочешь ли быть здоров?»

«Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека,который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:8).

Он что, жалуется? Пытаетсянайти себе оправдание? Или просто излагает факты? Да Бог его знает. Прежде чем погрузиться в размышления на эту тему, посмотри, что происходитдальше.

«Встань, возьмипостель твою и ходи.И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин.5:8, 9).

Я бы хотел так же. Я бы хотел, чтоб Иисус исполнилСвое слово у меня на глазах. Я бы хотел, чтобы мы зарубилисебе на носу: когда Он что-либо говорит,это происходит. Какого рода паралич сковалтебя? Какое отвратительное упрямство нуждается в исцелении?

Если Иисус говорит:«Встань», давай поднимемся.

Когда Он говорит: «Прощен»,давай сложим бремена.Когда Он говорит, что мы дороги Ему, давай поверим.

Когда Он скажет, что впередився вечность, давай похороним свой страх. Когда скажет,что обеспечит нас, давай прекратимбеспокоиться.

А когда скажет: «Вставай», давай так и сделаем.

Мне нравится историяо рядовом, который пустилсяза убегавшей лошадью Наполеона и в итоге поймал ее. Когда он доставил животное императору, тот поблагодарил его, сказав: «Благодарствую, капитан!»

Одним словом рядовой был повышенпо службе. Император сказал, рядовой поверил. Он пошел к интенданту, выбрал новую форму и надел ее. Затем отправился на капитанские квартиры и занял себе место.Потом посетил кухню и отведал офицерского кушанья.

Император сказал, он поверил. Вот еслибыи нам так же.

Это история о тебе? Вполне может статься. Все элементысовпадают. Заботливый незнакомец пришел в твой проблемный мир и протянул руку помощи. Теперь твоя очередь ответитьЕму.