14. Благодать по-галилейски

После того опять явился Иисус ученикамСвоим при море Тивериадском. Явился же так: были вместеСимон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаилиз Каны Галилейской, и сыновьяЗеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: идуловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли итотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу, но ученики неузнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли уваскакая пища?

Они отвечалиЕму: нет. Он же сказалим: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете.Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыб. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру:этоГосподь. Симон же Петр, услышав, что это Господь,опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросилсяв море. А другие ученики приплылив лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.

Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говоритим: принесите рыбы,которую вы теперьпоймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами,[которых было] сто пятьдесяттри; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Тогда ученик, которого любил Иисус; говоритПетру: это Господь. Симон же Петр, услышав,чтоэто Господь,

опоясался одеждою,- ибо он был наг, — и бросилсяв море.

Иоанна 21:7

Иоанна 21:1-11

Солнце уже отражалось в воде, когда Петр обратил на это внимание. Золотистый раскачивающийся на глади моря круг. Обычно рыбакивсегда первыми замечают заход солнцаза вершины гор. Для них это значит конец рабочегодня.

Но с этим рыбаком все было иначе. Хотя солнечный свет и отражался в воде, на сердцеего лежала невыносимая тьма. Подул ветерок, но он даже не почувствовал. Друзья спали рядом, громко всхрапывая, но и до этогоему не было дела. Сеть,

валявшаяся у ног, была пуста, море поскупилось на свои дары, но Петр обэтом даже не думал.

Мыслями он был далеко от Галилеи.Его разум снова п снова прокручивал в памяти ту ночь агонии в Иерусалиме. Лодка качнулась, и призраки того дня наполнили все пространство вокруг.

Римский воин бряцаеторужием.

Блеснуло лезвиемеча, дернулась от удара голова. Прикосновение к Малху, упрек в адрес Петра.

Солдаты уводятИисуса.

«О чем я тогда думал? — бубнит себе под нос Петр, разглядывая дно лодки. — Почему я убежал?»

Петр действительно убежал. Повернулся спиной к своему лучшемуДругу и дал деру. Мы точно не знаем,где это произошло. Может, даже и сам Петр не помнил. Нашел какую-тодыру, какую-то щель, пустой сарай и спрятался.

До того он храбрился: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33). Но вот и он в числе прочих. Совершил то, чего клятвенно обещал избегать. С головой спряталсяв собственный страх. Так и сидел. Снова иснова слышал эхо собственных слов:«Если и все соблазнятся, я никогда… Все, но не я… никогда… никогда… никогда».Внутри рыбака шла борьба.

Инстинкт самосохранения вступилв тот момент в противоречие с его преданностью Христу. Нет, на какое-то время посвящение Учителю даже возобладало. Петр поднялся, выбралсяиз укрытия, пошел на шум, пока не увидел освещенное факелами судилищево дворе Каиафы. Остановился у костра и грел руки. Здесь есть своя ирония.Ночь была холодной.Огонь горячим. А Петр ни тем, ни другим. Он был теплым. «Петр же следовал издали»,- пишет Лука (Лк. 22:54).

Он был предан Христу… но на расстоянии. Достаточно, чтобы видеть происходящее. Но только так, чтобы не быть замеченным. Однако его все равно заметили. Какие-то люди там, у костра. «Ты тоже был с Ним, — заявили они ему в лицо. — Ты тоже был с Назарянином». И так три раза. И каждый раз Петр все отрицал. И каждый раз Иисус слышалэто.

Пожалуйста, поймите, что главная роль в этой драме отреченияне у Петра, а у Иисуса. Господьзнал сердца Своих учеников.Знал Он и о предстоящем предательстве друга. Трижды повторенные слова Петра — как соль на раны Христа.

Откуда я знаю, что Иисус все предвидел заранее?Это следует из Его действий.

«ТогдаГосподь, обратившись, взглянулна Петра» (Лк. 22:61).Пропел петух и Иисус обернулся. Его глаза искали Петра и нашли. В тот момент там не было ни солдат, ни обвинителей-первосвященников. В тот предрассветный час в Иерусалиме было всего два человека- Иисус и Петр.

Петр никогда не забудет тот взгляд. Хотя лицо Иисуса было все в крови и избито, глаза смотрели твердо и сосредоточенно. Будто резали скальпелем сердце ученика. И пусть в реальности все произошлоза какое-то мгновение, для Петра оно останется в вечности.

Вот и сейчас, сколькоуже дней прошло, а он все еще видит этот пронизывающий взгляд Христа. Он совсем не думал о воскресении. Не вспоминало

пустоймогиле. О поражении смертина кресте. Он думал о глазахИисуса. Он так хорошо их знал. Столько раз ловил Еговзгляд на себе. Вот прямо тут, на озере.

Он же здесь не первый день. Он все-такирыбак. Он, как и другие, случалось, работал по ночам. Знал, что рыба в прохладе любиткормиться на поверхности, а днем возвращается на глубину.Далеко не первую свою ночь он проводит на Галилейском море. И не первыйраз он ничего не поймал.

Был уже такой случайнесколько лет назад…

Чаще всего по утрам Петр и его компаньоны либо торговалипойманной рыбой, либо чинили сети, а потом шли отдыхать домой с кучей денег и чувством выполненного долга. Но в то утро денег заработать не удалось. И удовлетворения тоже не было. Всю ночь трудились, а похвастаться было нечем, кроме какого-то мелкого вялогопланктона и порванныхсетей.

И что еще хуже, все об этом знали. Каждое утро берег превращался в рынок.

Жители города приходили за свежейрыбой. Но в тот день рыбы не было.

Иисус был как разтам. Учил. Люди так напирали, местастановилось все меньше, потому Петра и попросилипредоставить его лодку в качестветрибуны для выступления. Петр согласился. Может подумал, что хотя бы лодкой принесет людям какую-топользу.

Он тоже слушал, как учил Иисус. Иногда ведь и рыбаку полезно послушать что-нибудь кроме шума волн.Но вот Иисус закончил свою работу с народными массамии обратился к Петру.У Него вдруг обнаружилась причуда. Он тоже решил отправиться на рыбалку. «Когда же перестал учить, сказал Симону:отплыви на глубинуи закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4).

Петр, конечно,начал ворчать. Самое последнее, чем он хотелбы сейчас заняться,это снова отправиться ловить рыбу. Уже и лодка почищена. Сети сушатся. Солнце высоко,да и сам он устал. Самое время пойти домой. К тому же все сейчас не сводят с него глаз. Они уже итакзнают, что сегодняулова не было, а тут еще этот Иисус. Что Он вообщезнает о рыбной ловле?

Ответ был вполне ожидаемым: «Наставник! мы трудилисьвсю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5:5).

Обрати внимание на усталостьавтора этих слов.

«Мытрудились». Снаряжали судно.Тащили сети. Гребли веслами.Закидывали сети при светелуны. Прислушивались к каждому всплескуводы.

«Всю ночь». Ярко-оранжевый закат сменилсяполуночной чернотой, а потом настало золотистое утро. Времятянулось так же долго,как кораблики облаков на фоне луны. Рыбацкие разговорыпостепенно затихли,плечи ныли. Город спал, а они работали. Всю ночь напролет.

«И ничего не поймали».Распорядок ночи изучен до мелочей. Сеть разворачивают, подбрасывают вверх, пока она не раскроется под ночным небом. А потом только ждать. Пусть утонет. Потом тянуть. Затем опять. Забрасываешь и тянешь. Забрасываешь и тянешь. Забрасываешь и тянешь. Каждый такойзаброс — словно молитва.Пустая сеть — неотвеченная молитва.Даже сама сеть, кажется, жалобно вздыхает,когда рыбаки тянут ее на борт.

Так они рыбачилидвенадцать часов.А сейчас Иисус решил еще порыбачить? И не с берега, а на глубине.Петр видит, как его товарищипожимают плечами. Он

видит, что толпа на берегу внимательно смотрит на него. Он не знает, что и делать. Может, Иисус и знает обо всем на свете, но уж о рыбной ловле Он не можетзнать столько, сколькоПетр. Только рыбакипонимают, когдавремя, а когда не время рыбачить. Когда начатьпроцесс и когда закончить.

Здравый смысл подсказывает, что сейчас самое время закончить. Пойти по домам. Обо всем забыть на время и хотя бы немного отдохнуть. Но Иисус говорит:

«Если хочешь,можем попробовать еще разок».

Самые трудные дороги проходят по местампрошлых поражений. Иисус знает это. Вот почему Он вызываетсявыйти в море вместе с Петром. «Первый раз ты был один. А теперьЯ буду с тобой. Попробуй еще раз. Вместе со Мной».

В итоге Петр неохотно, но соглашается. «Но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Смысла,конечно, никакого,но он уже был какое-товремя рядом с этим Назарянином и замечал, что в Его присутствии порой все меняется.Появляется вино на свадьбев Кане. Исцеляется больной ребенок знатного вельможи.

Весла снова опущены в воду и лодка выходит в море. Бросили якорь, сеть опять летит в воду.

Петр смотрит, как она погружается, и ждет. Ждет, пока она растянется настолько, насколько позволяеттрос. Рыбаки спокойны. Спокоен Петр. Спокоен Иисус. Внезапноверевка дернулась. Сеть полна рыбы настолько, что Петр чуть не вывалился за борт.

«Иоанн, Иаков! — кричит он. — Давайте быстрее!»

Вскоре уже и лодка вся полна рыбы. Настолько, что один борт даже дает солидный крен. Петр, почти по колено в серебристой трепещущей массе, оборачивается, чтобы взглянутьна Иисуса, и ловит Его взгляд на себе.

В тот самый момент он понял, Кто такой Иисус.

Какое странноеместо для встречи с Богом! Рыбацкаялодка на маленьком пресномморе в затерянной на карте стране. Но такие привычкиу Бога, пришедшего спасатьнаш мир. Таким бывает и переживание тех, кто решаетсяпопробовать еще раз — вместе с Ним.

С той рыбалки жизнь Петра уже не была прежней.

Он повернулся спинойк морю и лицом к Мессии.Бросил свою лодку. Думал, никогда больше к ней не вернется.Но вот он опять здесь. Прошелпо кругу. То же море. Та же лодка.Может, даже место для ловлито же самое.

Вот только Петра прежнегонет. Три года общения с Иисусомвсе поменяли в нем. Он столькоувидел. И хромых,которые вдруг начинаютходить. И воскресающих мертвых.А сколько раз он слушал Его слово! Того Петра уже нет. Море Галилейское то же самое, а рыбак другой.

Почему он вернулся?Что заставило его прийти обратнов Галилею после распятия Христав Иерусалиме? Отчаяние?

Многие так думают. Я не согласен. Надежда не так-толегко умирает в человеке, который знал Иисуса. А ведь Петр Его действительно знал. Я думаю, это и заставило его вернуться. Надежда. Странная, почти несбыточная мечта, что здесь, где они впервые увиделись, их встреча можетпроизойти снова.

Итак, Петр снова в лодке. Снова рыбачилвсю ночь. Как и в тот раз, ничегоне поймал. Тяжелые мысли прерванычьим-то криком с берега: «Есть что-нибудь?» Петр

и Иоанн пытаются рассмотреть кричавшего. Должно быть какой-то местныйжитель.

«Нет. Ничего!» — кричатв ответ. «Попробуйте заброситьна другую сторону», — настаивает незнакомец. Рыбаки переглядываются. Хуже-то не будет!Сеть летит в воду. Петр обматывает трос вокруг пояса и ждет.

В общем-то, ждать почти не пришлось.Веревка натянулась до упора, и сеть полна рыбы. Петр пытается сохранить равновесие и осторожно начинает вытаскивать улов. Наклоняется и тянет. Наклоняется и тянет. Так занят работой,что упускаетсмысл случившегося.

А вот Иоанн все сразу же понимает. Дежа вю. Такое с ними однажды уже было. Длинная ночь. Пустая сеть. Призыв забросить еще раз. Рыба, трепыхающаяся на дне лодки. Иоанн поднимает глаза на берег. Еле слышно шепчет: «Это же Он!»

Потом кричитчто есть мочи: «Петр,это же Иисус! Это Господь,Петр!»

Петр отрывается от рыбы и тоже смотрит. Иисус идет. Но это уже не Иисус, учивший их слову. Это Иисус, победивший смерть. Иисус, воссевший царствовать. Иисус, одолевший тьму. Иисус — Бог Неба и Земли. Но Он снова здесь на берегу в Галилее… разводиткостер.

Петр бросается в воду, плывет к берегу, спотыкаясь, выбирается на берег. Дрожа, стоит перед брошенным им Другом.А Иисус уже развелогонь. Они оба помнят, что в последнийраз тоже виделисьу костра во дворе Каиафы.Петр тогда оставилБога, но Бог Сам пришел к нему.

Это одно из редких мгновений, когда Петр молчит.Что здесь скажешь? Слишком святэтот момент для слов.Богприглашает на завтрак друга, который предал Его. Так Петр снова обрел благодать.

Что бы ты сказал в такой момент? Лично ты.

Бы с Богом один на один. Оба знаете,что между вами было. И гордиться, по крайнеймере тебе, совершенно нечем. Как бы ты поступил?

Можешь в качестве примера вспомнитьПетра. Он просто стоял в Божьем присутствии. Стоял под Его взглядом. Стоял молча и ждал. Иногда это все, на что мы способны. Раскаяние сердца так глубоко, что нужных слов не найти. Но и надежда услышать Его столь велика, что уйти невозможно. И мы простостоим.

В трепетеи изумлении. Что Он вернулся.

И предлагает тебе попробовать еще раз. Теперь уже с Ним вместе.