15. Божественная нежность

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученикиЕго на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

Иисус говорит Ей: чтоМне и Тебе, Жено? ещене пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменныхводоносов, стоявших [по обычаю]очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говоритему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее;а ты хорошее виносберег доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики

Его.

Всякий человек подает сперва хорошеевино, а когда напьются, тогда худшее;а ты хорошее вино сберег доселе.

Иоанна 2:10

Иоанна 2:1-11

Давай представим, что ты ангел. (Для многих это может оказаться затруднительным,но все-таки попробуй сделатьусилие.)

Ты — ангел, а Мессия еще не родился. Бог еще не пришел на землю, но уже собирается, а вместе с Ним и ты. Тебе предстоит особое задание. Такоевыпадает только раз за всю вечность. Ты должен будешьвыступить на очень важном специальном совещании. Большая честь,не так ли?

Председательствует архангел Михаил.

— Давайте для начала определимся с первым чудом,- произносит он. — Первое чудо чрезвычайно важно. Оно по сути является декларацией о намерениях. Демонстрацией сил. С этим нужно быть очень осторожным.

— Оно должнобыть мощным, — высказывается кто-то.

— Убедительным.

— Незабываемым.

— В этом между нами полное согласие, — заявляетМихаил. — Первое чудо Бога на земле должно быть по-настоящему взрывным. Какие еще идеи?

Творческая энергия ангеловне заставляет долго ждать.

— Пусть воскреситчеловека из мертвых.

— Или лучше целое кладбище!

— Да, пусть опустошитэто место!

— А что если накормитьвсех голодных?

— Нет, слишкомпросто. А вот если получится ликвидировать все болезни на земле…

— Точно! Вот это идея!

— Я знаю, что надо делать, — вдруг говоришь ты, и все ангелы устремляют взгляды в твою сторону.- Нужно избавить людей от всякого зла. Одним взмахом, одним жестом- хоп! — и все плохое исчезло и осталось толькохорошее.

Ангелы умолкают в задумчивости.

— Что ж, неплохо,- произносит один.

— Отлично придумано, — вторитему другой.

— Действительно,давайте сразу же расставимвсе точки над I Раз и навсегда, — соглашается Михаил.- Итак, договорились. Первым же чудом Он удаляет с земли все зло!

Ангелы одобрительно хлопают крыльями,а ты довольноулыбаешься. (Думаешь,что, может быть, даже получишь повышение.)

— Теперь давайте перейдемко второму чуду…

Звучитнеправдоподобно, не так ли? Хотя, вероятно, в этой истории и могут быть какие-то зерна истины.

Одно из этих зерен — то, что у Иисусабезусловно был план. Об этом свидетельствуютнекоторые произнесенные Им фразы.

«Мое время еще не исполнилось» (Ин. 7:8).

«Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин.; 12:23).

«Время Мое близко» (Мф. 26:18).

«Пришел час: вот, предаетсяСын Человеческий в руки грешников» (Мк. 14:41).

«Иисус возвел очи Свои на небо исказал: Отче! пришел час, прославь Сына Своего…» (Ин. 17:1).

Посмотри внимательнее на эти слова: «Время Мое еще не исполнилось».

«Пришелчас». «Время близко».О чем свидетельствуют все эти фразы? О наличии расписания. О существовании заранее определенного хода событий. Миссия Христа была спланирована.Я лично сомневаюсь, что былокакое-то совещание под председательством Михаила,но не сомневаюсь, что был план.

Есть и еще один кусочек правды в моем сценарии. Существовал не только план служения Христа на земле, было и первоечудо. Так ведь?

Сюжет довольно прост.Иисус с учениками оказались на свадьбе.И у хозяина кончилось вино. Магазины уже закрыты, а Иисус после уговоров матери превращает шесть кувшинов с водой в шесть кувшиновс вином.

Вот и все. Такой вот первый удар. Вроде бы не очень-тои мощный. Не сравнишь с воскрешением мертвого или исцелением хромого.

Но может, есть в этом чуде нечто большее, чем нам поначалу кажется?

Свадьба во времена Христа была не таким уж незначительным событием. Обычно она начиналась со специальной церемонии в синагоге,проводимой с заходом солнца. Потом люди покидали синагогу, и длиннаяпроцессия со свечами шла по всему городу. Так они и ходили по улицам до самого рассвета.Пара новобрачныхдолжна была пройтимимо как можно большего количества домов, чтобы как можно больше людей пожелали паре счастливой семейнойжизни.

Апосле новобрачные не уезжали в свадебное путешествие. Медовый месяц начиналсяу них дома.

Устраивали пир. Несколько дней подрядим дарили подарки,произносили поздравительные речи, поедали их угощенияи — угадай что? — пили их вино. К еде и вину отношениебыло очень серьезным. Хозяин стремился показать свое уважение к гостям, а значит, их тарелкии кубки ни на минуту не должны были опустеть. Если кто-то вдруг оставался без еды или вина, это воспринималось как оскорбление.

Проявление гостеприимства на свадьбе было священным ритуалом. Традиции были настолько сильны,что если они кем-то не соблюдались, оскорбленный мог потребовать судебногоразбирательства.

«Без вина, — говорили раввины, — нет радости». Вино было чрезвычайно важно. Но не для того, чтобы напиться, — пьянствосчиталось бесчестием, — а для демонстрации уважения к гостям. Наличиевина в доме свидетельствовало о том, что для хозяевэтот день — особенный день, а каждыйгость — особенный гость.

Отсутствие вина ставило устроителей праздника в крайне неловкое положение.

Мария, мать Иисуса, однойиз первых заметила,что вино закончилось. Она тут же обратилась к Сыну с этой проблемой:«Вина нет у них» (Ин. 2:3).

Ичто же ответил Иисус? «Милая женщина,почему ты обращаешься ко Мне с этим вопросом? Мой час еще не настал» (Ин. 2:4).

Снова мы видим здесь эти слова:«Мой час». Иисусзнает о каком-то плане. В нем определено времяи место для Его первого чуда.И оно еще не пришло.

В этот моментгде-то на Небесахангельский комитетпо мессианским чудесам облегченно вздохнул.

— Ну вот, я уже думал, что Он сейчас все испортит.

— Я тоже. Можешь себе представить, что будет, если Великий Спасительначнет Свое служение с превращения воды и вино.

— Да уж! Давай Иисус! Скажи им «нет»! Вспомни о плане!

Конечно, Иисус помнит о плане. И поначалу даже, кажется, собирается его придерживаться. Но, поговорив с матерьюи увидев печаль на лицах присутствующих, передумывает. Важность заранееопределенной схемы действий отступает на второйплан по сравнению с нуждами окружающих. Расписание, конечно,важно, но люди важнее.

В итоге Он отказывается от заранее разработанного сценария ради Своих близких. Невероятно. Небесное расписание принесенов жертву ради того, чтобы вывести кого-то из затруднительного положения. Объектом первого чуда Мессии стала не какая-тотрагедия, вселенский голод или моральноепадение, а неожиданный конфуз Его друзей.

Если ты и впрямь возомнилсебя членом комитета ангелов, то тебе, вероятно, не понравится это первое чудо Христа.Ты бы возражалпротив таких спонтанных действий. Здесь все неправильно. Неправильное место. Неправильное время. Неправильное чудо.

— Ты что, Иисус! Совсем забыл наш план? — настаивалбы ты. — Давай, вспомни разработанную стратегию. Все ведь не так должно быть!

Одним словом, я совершенно уверен: комитетским ангелам не понравилась бы такая выходка.

Ноесли ты просто человек,который когда-либо оказывалсяв затруднительной, неприятной для тебя ситуации, ты бы смог понять Христа. А почему? Да потому, что это чудо словно свидетельствует: то, что важнодля нас, важно и для Бога.

Ты, наверное, думал, что это утверждение справедливо, когда дело касается чего-то большого и серьезного. Когда дело доходит до проблем высшей лиги, таких как смерть, болезнь, катастрофа, тогда, конечно, Бог должен вмешаться.

А вот насчет проблемпомельче… Вечно недовольный начальник, спустившее колесо, потерявшийся пес. Разбитаятарелка, задержанный рейс, зубная боль, зависшийкомпьютер. Стоит ли со всем этим обращаться к Богу?

Я в том смысле, что Ему же надо заниматься целой Вселенной. Чтобы все планеты вращалисьна своих местах,чтобы цари и президенты были под присмотром. Что же я буду приставать к Нему со своим вросшимногтем?

Ярад, что ты спросилменя об этом. Давай я тебе объясню,кто ты такой. Или лучше даже провозглашу, кто ты такой.

Ты наследник Бога и сонаследник Христа (см. Рим.8:17). Ты вечное творение, так же как и ангелы (см. Лк. 20:36). Ты священник (см. 1 Пет. 2:5) и сокровище (см. Исх. 19:5). Он избрал тебя еще до сотворения мира (см. Еф. 1:4).

Но кроме того (хотя все эти титулы и определения сами по себе весьма значительны), ты Божье дитя. «Смотрите, какую любовьдал нам Отец,чтобы нам называться и быть детьми Божиими»(1 Ин. 3:1).

Мне нравится эта фраза: не только называться, но и «быть детьми Божьими». Будто бы Иоанн знал заранее, что кто-то из нас обязательно скажет: «Ну, уж только не я. Может быть, мать Тереза.Или Билли Грэм. Это понятно. Но не я». Если ты думаешь именно так, то для тебя Иоанн добавил:

«Называться и быть детьми Божиими».

Поэтому если что-товажно для тебя,это важно и для Бога.

Если у тебя есть дети, то ты понимаешь, о чем я говорю. Представь, ты заметил какую-то царапину на руке своего пятилетнего сына. Ты спрашиваешь, что случилось. Он объясняет, что это просто заноза. Ты продолжаешь:

— Когда ты ее посадил? Он отвечает:

— На прошлойнеделе.

— Почему же ты ничего не сказал?

— Не хотел тебя беспокоить. Я же знаю, что у тебя много дел по дому и всякое такое. Не стал тебе мешать.

— Надо было мешать! Надо было беспокоить! Я же твой отец! А ты мой сын! Это моя работа — помогатьтебе. Мне больно,когда тебе больно!

У меня есть отличный пример, записанный на видео.Моя восьмилетняя дочь Дженна должна была петь на благотворительном вечере. Я согласился остаться с дома с двумя другимидочерьми, а моя жена должна была сниматьконцерт. Вернувшись домой,они и рассказали мне эту историю,и даже показали мне ее на видео.

Дженна забыла слова. Она стояла на сцене перед полным залом и никак не могла вспомнить ни строчкииз песни. А Деналин снималавсе происходящее на

камеру,и я смог увидеть разразившийся кризис глазами моей жены, глазами матери Дженны. Можно сразу понять,что Деналин начинаетнервничать вместе с Дженнойв тот самый момент,когда та забываетслова. Камера начинаетдергаться. А еще я слышу, как голос жены шепчет: «Ну ничего, ничего страшного». Потом она сама начинает напеватьэту песню, чтобы Деналин увиделадвижения ее губ и все вспомнила. Но было уже поздно.Моя дочь попросила прощенияу зрителей, покинула сцену и разревелась.

Вэтот момент мама бросаеткамеру и бежит к Дженне.На пленке я вижу пол концертного зала и слышу словаДеналин: «Ну иди ко мне, моя милая девочка».

Почему она так поступила? Почему все бросилаи побежала к дочери? (Кстати сказать, Дженнабыстро успокоилась, вытерласлезы, два раза повторила песню, а потом снова выступила, и ей долго аплодировали.)

Так вот, зачем Деналин были нужны все эти проблемы?На фоне мирового пробуждения что значат эти моменты смущения, неловкости, стыда? Вы сами знаете ответ. Для восьмилетней девочки такиемгновения невероятно серьезны. А раз это было важно для Дженны, это было важнои для ее мамы.

А ты Божье дитя. Если что-то важно для тебя,важно для Него.

Почему Иисус превратил воду в вино? Чтобы впечатлить толпу? Нет, они даже и не знали, что Он сделал.Чтобы привлечь внимание распорядителя пира? Нет, Он считал, что вниманиядостойны жених и невеста.Тогда почему? Что стало мотивом для совершения чуда?

Его друзья оказались в затруднительном положении. То, что беспокоило их, обеспокоило Его. То, что болит уребенка, болит и у отца.

Поэтому можете уже начинать. РасскажиБогу, что тревожит тебя. Поговорис Ним. Он не отвернется. Не назовет твою просьбуглупостью. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно[нам], искушен во всем,кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получитьмилость и обрестиблагодать для благовременной помощи»(Евр. 4:15, 16, курсивавтора).

Важны ли для Бога мелочинашей жизни? Лучше тебе поверить: Что важно для тебя, важно для Него.