7. Безумные предчувствия и большие надежды

[Иисус] пошел с ним.

За Ним следоваломножество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, — услышавоб Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила:если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк уней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вьпила из Него сила, обратился в народе и сказал:кто прикоснулся к Моей одежде?

Ученики сказали Ему: Ты видишь,что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщинав страхе и трепете,зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире ибудь здорова от болезни твоей.

Дщерь! Вера твоя спасла тебя.

Марка 5:34

Марка 5:24-34

Настольные часы для восьмилетнего ребенка в качествеподарка на Рождество не такое уж событие.Но я все-таки сказал спасибо,унес их в свою комнатуи поставилна тумбочку.

Это были «Bulova»с квадратным циферблатом. Там не было электронного табло

— обычные механические стрелки. Аппарат не умел проигрывать кассетыили CD. Спустя многие годы часы этой фирмы мало изменились. Ну разве что слегка помягче стал бой, раздающийся в тишине комнаты.

Сегодня можно купить часы и с шумом дождя в качествезвука таймера, зовущего ко сну, и с голосом твоеймамы, пробуждающей тебя утром. Но у тех часов ничего подобного не было. От боя будильника звонким лаем заходились собаки по всей округе. И никаких элегантных кнопочек для выключения сигнала. Просто хватаешь его и запускаешь куда-нибудь в угол комнаты. Модель времен неандертальцев. Сегодня, в век цифровых часов и музыкальных будильников, на какой-нибудь распродажена блошином рынке за такое старьевыручишь разве что центов пятьдесят.

Но я с течением времени очень сильно привязался к этим часам.Не так уж часто люди испытывают теплые чувства к какой-нибудь механической технике. Но со мной это произошло. И не потому что они как-то особенноточно показывали время. Наоборот,всегда немного отставали.И звонок я бы не назвал особо мелодичным, к тому же чаще всего будильника я вообще не слышал. Я полюбил эти часы за их цвет.

В темноте они светились.

В течение всего дня впитывали в себя солнечные лучи. Поглощали солнце. Стрелочки тикали,шли часы, летелиминуты. И вот наступаланочь, и часики были готовы к своей миссии.Когда я гасил свет перед сном, они вспыхивали и начинали излучать красивоесияние. Не такое уж сильное.Но когда весь мир вокругтебя — сплошная тьма, то и небольшойпроблеск кажется морем света.

Нечто подобноеслучилось с одной женщиной, встретившей Иисуса.

Мы не знаем ее имени, но знаем ее историю. Весь ее мир был как полуночная тьма. Ходишь на ощупь и надеешься на чью-нибудь помощь. Прочитайте эти стихи из Библии и постарайтесь понять, что я имею в виду.

За Нимследовало множество народа, итеснили Его. Одна женщина,которая страдала кровотечением двенадцать лет, многопотерпела от многих врачей, истощила все,что было у ней, и не получиланикакой пользы, но пришла еще в худшее состояние (Мк. 5:24-26).

Она была «поломанной тростью». Двенадцать лет кровотечения. «Страдала».

«Истощила все, что было у ней».А стало еще хуже.

Хроническое расстройство менструального цикла. Постоянное выделение крови.Такое было бы нелегкодля любой женщины в любую эпоху. Но для евреев хуже и придуматьнельзя. Это значит,что ни одна из сфер ее жизни не была не затронута ее болезнью.

Сексуальная… Она не имела права прикасаться к мужу.

Материнская… Она не могла выноситьребенка.

Духовная… Она не имела права войти в храм.

Да даже и дома… все,к чему она прикасалась, считалось нечистым. Ни посуду помыть, ни пол подмести.

Она была истощена физически и фактически изгнанаиз общественной жизни.

Она искала помощи «от многих врачей» (Мк. 5:26). Талмуд предлагает не менее одиннадцати проклятий человекув таком состоянии. Вне всякого сомнения,что все их она выслушалаи не раз. Некоторые происходили из закона,другие же и вовсе представляли собой чистое суеверие.Например, нужно было носитьпри себе золу от страусиного яйца, завернутую в льняную ткань.

«Истощила все, что было у ней». Добавить финансовое испытаниек физическим страданиям значит присовокупить к телесным мучениям еще и моральное поношение. Один друг, страдавший раком, рассказалмне, что буквальноскрывался от кредиторов, требовавших платежей за непрекращающиеся медицинские процедуры. Финансовые проблемыдействовали на него столь же опустошающе, как и сама боль.

«Не получиланикакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мк. 5:26). Она превратилась в сломанный тростник. Ежедневно просыпалась в теле, которое было никому не нужно. Она была готова произнести свою прощальную молитву.И в день, когда мы встречаемся с ней, уже почти сделала это.

Ктому времени, когда женщинаоказалась рядом с Иисусом,повсюду вокруг были люди. Он шел исцелятьдочь Иаира, самого уважаемого человека в местной общине. Каковы шансы,что Он прервет столь ответственную миссию в доме

важного чиновника ради помощитакой, как она? Очень малы. А каковы шансы, что она вообще выживет,если не воспользуется этим шансом? Еще меньше.Поэтому она решает попробовать.

«Ибо говорила:если хотя к одеждеЕго прикоснусь, то выздоровею» (Мк. 5:28).

Рискованное решение. Чтобы прикоснуться к Нему, пришлось бы прикасаться и к людям в толпе. А если ее кто-нибудь узнает, тогда все, прощайисцеление. Ну а какой еще выбор? Денег нет, влияния никакого, друзей не осталось,выхода не видно. Есть лишь безумное предчувствие, что Иисус может помочь, и огромная надежда,что Он захочет это сделать.

Может быть, это все, что и у тебя осталось. Безумныепредчувствия и великие надежды. Тебе нечего дать. Все болит.Все, что ты можешьпредложить, это и есть твоя боль.

Вероятно, это-то и удерживалотебя от обращения к Богу. Ты предпринял пару шагов по направлению к Нему, но потому увиделтолпу других верующихвокруг. Они выглядели такими правильными, чистыми, аккуратными — просто отличниками веры. Иувидев их, ты потерял из виду Его. Поэтому и отступил назад.

Если это и есть твой случай,тогда заметь, что только один человек в тот день удостоился похвалы за свою веру. И это не какой-то богатый даритель. Не какой-то верный последователь. Не какой-то признанный учитель.А захлебывавшийся стыдом, безденежный изгой, ухватившийся за свою надежду.

И это кстати не такое уж плохое определение веры. Уверенность в том, что Он сможет, и надеждана то, что Он хочет. Звучит очень похоже на библейские слова:

«надобно,чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Не так уж и сложно.Вера — это заключение, что Бог реален и благ. Это не какой-то мистический опыт, не какой-то голос в лесу. Это наш выбор — верить,что Творец всего сущего не сбежал, не бросил Свое творениена произвол судьбы, а все еще посылаетСвой свет сквозь тучи и реагирует на движениялюдских сердец.

Гарантии, конечно, дать никто не может. Она просто надеялась на ответ… Жаждала его… но не знала,получит ли. Она знала лишь, что Иисус рядом и что Он добр. Это и естьвера.

Она ничегообщего не имеет с уверенностью, что Бог исполнитлюбой твой каприз.Это уверенность, что Он сделает все правильно.

«Благословенны нищие, те, кому нечем заплатить, оказавшиеся в ловушке, обездоленные и болезненные, — сказалИисус, — ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:6; перевод мой. — М. Л.).

Божья экономика работает вверх ногами (или, лучшесказать, вниз ногами,а вверх ногами — экономика мира сего). Бог говорит, что чем безнадежнее твои обстоятельства, тем вероятнее твое спасение.Чем больше твои бремена, тем искреннее твои молитвы. Чем темнее комната, тем больше потребность в свете.

И вот мы возвращаемся к моим часам.Пока был день, я не очень ценил способность моих «Ви1оуа» светитьв темноте. Но когда наступала ночь, тут-то и обнаруживалась моя благодарность.

Здоровая женщинаникогда не сможет оценитьсилу прикосновения края одеяний Господа. Но наша героиня была больна, и когда ее проблемаи посвящение встретились, произошло чудо.

Ее участиев процессе исцеления было крайне незначительным. Она просто протянула руку из толпы.

«Если толькосмогу прикоснуться».

Важна ведь не форма действия,а действие само по себе. Сам факт, что она что-то сделала.Отказала болезни в праве навсегда поселитьсяв ней и предприняла усилие.

Исцеление начинается, когда мы что-то предпринимаем. Когда мы стремимся вперед. Когда делаемпервый шаг.

Божья помощь рядом и все время доступна,но приходит толькок тем, кто ищет ее. Апатияне приводит ни к каким результатам. Чудо этой истории- потрясающее исцеление. Но истина в том, что совершилось оно благодаря прикосновению. И благодаряэтому незначительному жесту женщина смогла пережить нежную силу Христа.

По сравнению с тем, что творит Господь, наши усилияминимальны. Но необходимы. От нас не требуетсяделать много, но требуетсясделать хотя бы что-то.

Написатьписьмо. Попросить прощения. Позвонитьпастору.

Исповедаться. Позвонитьмаме. Пойти к врачу.

Креститься. Накормитьголодного. Молиться.

Учиться.

Идти вперед.

Сделать что-то, что продемонстрирует наличие веры. Веру без усилийс нашей стороны и верой-то назвать нельзя.Бог отвечает. Он еще ни разу не отверг искренних проявлений веры. Ни разу.

Богу нравитсярадикализм, готовность рискнуть.

Построен ковчег — спасена жизнь.Маршируют солдаты — падаетИерихон. Поднимается жезл — расступается море. Люди делят свой хлеб с обездоленными — тысячи получают пропитание. А если кто-то прикасается к одежде Иисуса — будь то рука женщины с кровотечением в Галилееили молитва нищего попрошайки в Бангладеш, — Иисус останавливается. И отвечает.

Марк мог бы тебе лучшерассказать. Когда она коснулась Христа,случилось нечто, чего еще никогдане было в библейской истории.И евангелист записал эти события.

Во-первых, Иисус исцелилчеловека, Сам не зная о том. Сила явила себя автоматически и моментально. Как если бы Бог Отец устроил в системе замыкание, и божественная природа Христа опередилаЕго человеческую природу.

Нужда вызвала на себя огонь небеснойпомощи. Ни неоновых огней,ни громкоговорителей там, правда,не было. Никакой суматохи. Никаких фанфар. Никакой кутерьмы. И фотовспышек не было тоже.Просто помощь.

Точно так же, как я в своей темной комнате извлекалопределенную пользу из старых часов, погруженный во тьму мир может воспользоваться светомХриста.

А во-вторых, Он назвал ее дочерью. «Дщерь! вера твоя спасла тебя» (Мк. 5:28). Это единственный раз, когда Иисус называет какую-либо женщину дочерью. Представь себе, что она почувствовала. Она и вспомнить-то не могла, когда в последний раз слышала доброе слово.Уже забыла, когда встречала взгляд,не наполненный злобой.

Лев Толстой, великий русский писатель,рассказывал, как однаждышелпо улице и увидел нищего. Граф тут же полез в карман и собирался дать милостыню, но денег у него с собой не оказалось. Толстой повернулся к попрошайке и сказал:«Извини меня, брат мой, но мне нечего тебе дать». Нищий просияли тут же ответил:«Ты дал мне больше, чем я просил. Ты назвал меня братом».

Для тех, кто любим, добрые слова — как легкая закуска. Для тех же, кто жаждет любви, — это великий пир.

Иисус устроилбанкет в честь той женщины.

Если верить христианской традиции, она никогда не забыла сказанного. Согласно легенде, она осталась с Иисусом вплоть до момента, когда Он шел на Голгофу. Говорят даже, что ее звали Вероника, что стояла она у подножия креста,и когда пот и кровь застилали Христуглаза, вытирала Ему лоб.

Он в час великой нужды прикоснулся к ней, и она в час Его боли не оставила Его. Мы не знаем,истинна ли эта история. Но знаем, что так вполнемогло быть. И я не знаю, случалосьли нечто подобное с тобой, но точно знаю, что может.