Лицемерие по отношению к Богу

Я хочу показать на примере нескольких мест Писания, как следует реагировать на лицемерие согласно Библии. Сначала давайте рассмотрим эпизод, описанный в 3 главе Евангелия от Матфея с 5 стиха:

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему (к Иоанну) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму.

Такие резкие слова Иоанн употребляет исключительно по отношению к фарисеям, которые внешне демонстрировали образцовую жизнь. Они с педантичной точностью соблюдали ряд законов и постановлений. Он называет их «змеиным отродьем», причем публично, что скорее не будет вписываться в нашем понимании, сформированном в гуманистическом духе. Вокруг стояли сотни жителей окрестных мест. Почему Иоанн обличает публично? В комментарии Библии Скофилда мы читаем следующее: «Они были нравственными, ревностными и воздержанными, но были праведными в своих глазах (Лук. 18:9). Они не сознавали своих грехов и собственных недостатков (Лук. 7:39). Они были злейшими гонителями Иисуса Христа и объектом Его резкого обличения (Матф. 23:1-36; Лук. 11:42-44)».

Мысленно мы готовы осудить фарисеев и саддукеев. Возможно, ты считаешь, что тебя, хорошо известного христианина, обличения фарисеев вовсе не касаются. Но если наши дела не совпадают с состоянием нашего сердца, согласно Писанию, мы попадаем под определение «порождения ехиднины». Фарисеи хотели креститься в воде без исповедания грехов. Они считали себя безгрешными, потому что были убеждены в собственной праведности. Иоанн призывал их совершить достойный плод покаяния. Свое решение они должны были подкрепить делами: «Сотворите же достойный плод покаяния…» или согласно Новому Генфскому Переводу «Принесите плод, который покажет, что вы покаялись серьезно…»

Иоанн увидел, что они пришли креститься к нему, но исповедание их уст не соответствовало намерению их сердца. Поскольку на слова Иоанна откликнулось множество народа, они тоже решили присоединиться к возникшему движению, не желая при этом изменяться.

… и не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам»…

Это не гарантировало им безопасности перед лицом гнева Божьего. Нам надо понять, что одна лишь принадлежность к живой церкви или одно наше христианское воспитание не поможет нам избежать Божьего гнева. Ревностное служение и самоотверженная деятельность не оправдывают внутреннего состояния фарисеев. Духовная проницательность, которую проявил Иоанн, может сохранить нас от плохого влияния, которое оказывают лицемерные люди. Иоанн был абсолютно свободен от страха перед людьми и называл вещи своими именами.

Говоря о саддукеях, это была очень влиятельная группа знатных людей. Они были частью священства и имели большое представительство в синедрионе. Их учение ничем положительным не отличалось, так как они отвергали все сверхъестественное. Но поскольку крещение – это сверхъестественное действие, Иоанн реагировал прямо и без обиняков. Его реакция очень даже может показаться нам бессердечной, оскорбительной или дерзкой, но она единственно правильная.

Мы прежде всего должны решительно и ясно разобраться со своим лицемерием. Если в нашем сердце есть место собственной праведности, мы отвергаем искупление Иисуса на кресте для нас. Так мы показываем, что не нуждаемся в Его искуплении. Тогда происходит так, что Он умер за нас напрасно!

Как часто во время конференции мы отвечаем на призыв, чтобы из эгоистичного побуждения получить благо от Бога, а наше сердце остается безучастным. Мы хотим произвести подобную атмосферу у себя, не думая о том, что за определенные благословения надо платить цену. Нам хочется быть благословенными, но признавать определенные грехи мы не хотим. Возможно, мы исповедуем их своими устами, но совершить «достойный плод покаяния» мы не хотим. Совершить плод покаяния значит измениться в конкретной области жизни и впредь жить не так, как раньше. Это значит, что с плохими привычками мы должны покончить раз и навсегда и отречься от них.

Если у нас нет помазания, которого ищем, мы виним в этом проповедника; если очевидного изменения в нашей жизни не происходит, значит служитель Божий на конференции был духовно слаб; если что-то идет вразрез с нашим пониманием, то в этом виноваты другие, – такую позицию занимали фарисеи, которых жестко обличал Иоанн.