Интересная тема у нас сегодня. Интересный вопрос, о котором часто спрашивают, но не всегда правильно понимают. Откроем Ветхий завет. Здесь так много поучительного, важного. Есть чему поучиться в этих законах данных Богом Израилю. Книга Левит 25 глава.

«Когда придёте в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. Шесть лет засевай поле твоё и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня. Поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай. Да будет этот год покоя земли» Может быть, это главы, которые мы проходим, не особо останавливаясь на них. Но иногда нам задают вопросы, думаю, что и вам задавали – как это понять, оно сейчас действует или нет, нужно это делать или не нужно. Особенно когда наступит время весны, люди собираются на свои дачи, люди спрашивают – как это понять, там, в Библии есть что-то о субботнем годе, что это значит? И иногда находят ответы, например, говорят – наверное, это то, что мы называем «паром». Оставляем землю под пар, т. к. земля истощает свои силы, чтобы она после определенного перерыва она набрала силы, когда посадим, соберём хороший урожай. Может быть это тот случай? Но, вы знаете, в этой главе написано, что это не тот случай. Потому, что… 20 стих… «Если скажете – что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших, Господь говорит – Я пошлю благословение Моё на вас в шестой год, и он принесёт произведения на три года. Это не тот случай. Потому, что Бог говорит – в шестой год ваша земля не то, что истощит свои силы, в шестой год вы соберёте урожая в три раза больше. Это не тот случай. Бог в этой главе заботится не о земле, которая истощила свои силы и ей нужно дать отдых. Этим законом Бог, что-то другое хотел сказать.

Если мы читаем всю эту главу, мы обнаруживаем, что этот закон, в конце концов, выливается в то, что в юбилейный год, было шесть лет, седьмой субботний год, шесть лет седьмой субботний год. Пятидесятый год подходит, опять ничего не засеивай и не собирай урожай, потому, что это год уже не субботний, это юбилейный год. Вот почему Бог говорит — в шестой год у вас на три года будет запас. А там два года подряд – сорок девятый это седьмой год – субботний, а пятидесятый год – юбилейный – два года уже ничего не делали с землёй. Что в этот юбилейный год происходило? Это большой праздник в Израиле. В юбилейный год, если были рабы – а рабы были – всех их отпускали на свободу. Многие тоже спрашивают – что это за Бог у вас, Который ничего не говорит о рабстве. В Ветхом завете, как будто Он поощряет это, но раз мы говорим о юбилейном годе, как раз тут можно и увидеть, что это за рабство было в Израильском народе, потому, что Бог такие законы дал Израилю, удивительные законы. Удивительные, если мы их рассматриваем. Если мы проходим мимо, то ничего удивительного не находим.

Дело в том, что юбилейный год, как раз был годом, когда если человек терял свою землю, в ходе того, что он не мог правильно управлять своей землёй. Когда человек становится бедным? Когда не может правильно и хорошо управлять тем богатством, которое ему доверено. Но Бог предусмотрел это и говорит – вот, в той земле, в которую вы пойдёте, если кто-то обеднеет из вас, что делать, пусть работает на другого, как-то нужно жить. Но так не будет постоянно. До юбилея. Хорошо было тому, кто обеднел за год до юбилея. Всё возвращалось, просто так возвращалось. Он продавал, он отдавал для того, чтобы существовать. Не везло тому, кто сразу после юбилея обанкротился. И ещё. Этот юбилейный год предусматривал, что если кто-то ещё не обеднел до такой степени, что стал рабом, а просто поле потерял, своё имущество потерял, всё возвращалось ему. Бог позаботился о том, чтобы в Израиле не было бедных, в Израиле не было рабов. За одним небольшим исключением. Если у Израильтянина был раб из иностранцев, он оставался рабом. Знаете почему? Представьте себе, что такое рабство в Израиле. Раб в Израиле! Он шест дней работает, а в седьмой день? Он наравне со своим господином! Они празднуют субботу, потому, что четвёртая заповедь, о чём говорит? «Ни ты, ни сын твой, ни раб твой, ни рабыня твоя…» Даже ослом быть у еврея, лучше, чем у язычника. Вы понимаете, что Бог такие законы создал, дал Израилю, что рабство в Израиле это свобода, по сравнению с жизнью в языческой стране. Вот почему когда наступал юбилейный год – что значит, отпустить язычника домой к себе, так это в рабство. Очень гуманные были законы, которые Бог дал Израилю.

С этой главой тесно связана ещё одна глава. В книге Чисел, 35 глава. А там речь идёт о городах убежищах. Интересно была построена не только система законов, которые регулировали отношения в сельском хозяйстве, с землёй. Интересно как правовая система в Израиле работала. Были тюрьмы? Были. Города — убежища назывались. Тюрьма. Хорошо было тому, кто случайно убил человека и бежал в город – убежище, а на следующий год умирал великий первосвященник. Амнистия, сразу же. Я не знаю, что чувствовали те, кто бежали в города – убежища, как им там жилось, но знаете, где они жили? Это были города левитов, священнослужителей. Левиты жили в особых городах, и часть городов убежищ это были города, где жили только священнослужители и убийцы. Бог так построил всю эту систему тюрем, что это была исправительная колония. Убийцы стазу же попадали в среду самых духовных людей. По крайней мере, так должно было быть.

Бог такие дал законы, чтобы этот народ был особым народом. Между прочим, Бог дал нам такие законы, чтобы мы, Адвентисты, были особым народом. Вы знаете, что те принципы, те истины, которые мы с вами исповедуем, если их действительно исповедуем, мы не можем не совершать миссионерскую работу, и притом естественно. Идёт ребёнок в школу. Мы его учим дома, если конечно учим, что суббота это особый день. Он начнёт проповедовать, ещё неделя не закончится. Эти законы, которые Бог дал нам, они ставят нас в такое положение, что-либо мы будем проповедовать открыто, то, во что верим, либо начнём лукавить лицемерить, прятаться, теряться в толпе. Бог так хотел бы, чтобы мы с вами не затерялись в толпе. Чтобы мы были личностями, чтобы мы были сильными, смелыми, чтобы мы прямо людям в глаза смотрели, не боялись. К нам подходят и спрашивают – а что вам ещё нельзя. И мы добросовестно отвечаем – нам ещё то нельзя, это нельзя… Не нужно отвечать на такие вопросы. Нам всё можно. А вам что нельзя? Вам же тоже всё можно! Но вы-то не всё делаете, что можно. И мы не всё делаем. От чего зависит?

Не надо этого бояться, потому, что Бог дал нам эти законы не просто так, неспроста. Он поместил нас в этом мире, каждого в своём месте, чтобы мы были светом, и чтобы люди нас спрашивали – а что это с тобой. И я объясняю, что этот со мной. У моего Бога такой порядок! У моего Бога такие законы! Израилю просто надо было быть Израилем. И соблюдать те законы, которые Бог дал, и Бог сказал, что вы будете благословением для окружающих народов, если будете эти законы соблюдать. Нет ничего более простого. Только повинуйся и живи. И ты увидишь многие преимущества. Многие придут, говорит пророк, и ухватятся за еврея и скажут — мы с тобой. И так бывало с теми людьми, которые были твёрды и повиновались Божьим законам. Но вернёмся к городам — убежищам. Убийца бежал в город- убежище, представьте себе, о чём он думал. Всё о чём он думал, о свободе. И что он знал? Наступит свобода. По крайней мере, две возможности свободы было у Израиля. Либо юбилей. Либо смерть великого первосвященника. Какая проповедь! Чтобы я был свободен, должен умереть великий первосвященник, и тогда наступит свобода для меня

Эти законы так актуальны сегодня. Сегодня люди думают о том, как выжить. Ну а чтобы выжить люди планируют, как заработать. А чтобы заработать, они стараются заработать как можно больше. И вот, как бы заработать быстро и много. Божьи законы как раз рубили на корню такое желание, заработать быстро и много. Не потому, чтобы Бог не хотел бы нам дать быстро и много сразу, но потому, что Он знал, что это прямая дорога к рабству. Вы видели людей вокруг себя, которые ждут, долго ждут, долго готовятся, нигде не работают, готовят документы к выезду, туда где больше заработать можно. Они не работают, но они всю жизнь мечтают – вот когда-то я наконец то ка-ак заработаю, и потом можно уже не работать до конца дней моих. Это прямая дорога к рабству.

Израильский народ это притча, это иллюстрация. Почему они были рабами и когда они перестали быть рабами? Рабами они были в Египте. Рабство их заключалось в том, что у них не было ни выходных, ни юбилейных годов, ни субботних годов, еврей работал, работал, работал… он даже умыться не успевал и просто падал. И утором, первые лучи солнца будили его, чтобы вновь отправиться на работу. Попробуй только спину разогни. Спина тут же чувствовала – работать! И Бог выводит их из этого рабства, но вы думаете, они перестали быть рабами? Дело в том, что сделать человека свободным легко. А вот научить его жить нормально, чтобы он опять рабом не стал, вот это сложнее. Есть много людей, которые считаются свободными, но они рабы. Они ничего не имеют. Бог вывел Израильтян из Египта, но они оставались рабами. Он вывел их из Египта, а Египет из голов не вывел. Каждый вечер Израильтяне вспоминают Египет, как там им было хорошо. Хорошо? Они забыли, как им было там. Они были рабами.

Для Бога ничего не стоит сделать нас свободными. Какой то политический переворот, и вы не знаете, в какой стране завтра проснётесь. Сложнее научить нас жить. Что изменилось на наших улицах с тех пор, как изменился политический статус нашего государства? Чище стали? Что изменилось в нашей работе, с тех пор, как изменилось правление в нашей стране? Качество производимой продукции стало лучше? Что изменилось в нашей жизни? Мы стали называться по-другому. Вывески в кабинетах поменялись, что там ещё изменилось? Многое изменилось? Многие кабинеты вы посещаете — тот же человек сидит, что и сидел. Что-то изменилось? Да, сейчас он ходит в церковь, а раньше носит партийный билет. Что-то, может быть, и изменилось где-то. Но чаще всего вывеска это первое, что изменилось. Знаете, Богу несложно поменять вывеску и назвать нас свободными. Изменится ли наша жизнь? Несложно сейчас объявить новую эру и новую жизнь и перестроить всё в нашей системе. Изменится ли суть? Вот над этим Бог трудился, когда вывел народ Израильский и начал наводить порядок.

Но прежде чем наводить порядок в пространстве, на улицах, необходимо навести порядок во времени. Бог очень хорошо чувствовал эту нашу нужду и потому Он начинает с этого. Всё, о чём Бог говорит Израильтянам, давайте мы научимся планировать наше время. Надо работать и действительно работать. Шесть дней работать. И не просто работать, так полуработать, полуотдыхать. Работать! А потом, когда вы полноценно поработаете, вы будете полноценно отдыхать. Полноценно. И, кажется, Богу показалось этого мало. Он говорит – знаете, что, давайте ещё с землёй наведём порядок. Давайте шесть лет будем работать и пусть земля трудиться, а седьмой год будем отдыхать. «А как мы выживем?» «Что вы переживаете, Я позабочусь, Я же тоже работаю…» Прежде чем навести порядок в пространстве, нужно навести порядок в голове. Ничего не изменится на наших улицах, если не изменится в нашем мышлении. Почему у нас часто неудачи? Часто бывает так, что мы начинаем наш рабочий день, пока раскачаемся – уже надо идти домой. И начинаем скорее навёрстывать упущенное. И потом гордимся – мы работаем и сколько работаем, не покладая рук. У нас даже нет выходных и нет, как мы говорим, ни выходных, ни проходных, ни праздников, – ненормируемый рабочий день. И гордимся этим – чем гордимся?

Многие люди в нашей стране гордятся тем, – в каких мы условиях живём. Часто приезжают иностранцы и удивляются — как вы можете так жить. И пытаются нам, что-то советовать. А мы говорим – попробовали бы вы выжить в этих условиях, вот мы-то живём в каких условиях – что вам там. И не без гордости это произносим. Нечем гордиться. Потому, что есть элементарные вещи, в которых у нас беспорядок. Заметьте, когда Бог вывел этих рабов из Египта, Он начал с элементарных вещей. Иногда мы сами читаем и, даже неудобно как-то читать. Он говорит – вы там туалеты за станом устраивайте… Вы должны следить за чистотой. Такие элементарные вещи, таким нас учит Бог? Оказывается, была нужда. И Бог понимал, что если в мелочах они будут чисты, честны, предельно честны, до мелочей честны. Почему он настолько щепетилен? Потому, что Он понимает, что если будет хоть какая то соринка в нашей голове, будет много мусора в жизни, а это прямая дорога в рабство.

Ветхий завет это такие интересные законы, такие интересные истории, которые, если не обходить их, они научат нас жить. Они уже научили целый народ жить и жить так, что мы до сих пор чувствуем благословения этих законом у этого народа. Вы знаете, что люди гордятся и гордились тем, говоря – вот я учился у музыканта – еврея. Мне вот эту вещь пошил портной – еврей. Мы замечаем особые благословения этого народа, хотя он давно уже забыл свою историю, и многое, что Бог повелел им соблюдать. Но то воспитание, как Бог и обещал, перенеслось в тысячи родов, потому, что те законы, которые Бог нам даёт, Он не просто так нам даёт. Он ожидает, что мы будем честны и послушны Его законам. И всё это Он делает, чтобы мы никогда не были рабами.

Только благодаря Ветхому Завету мы понимаем, почему Павел так гордился, что он был рабом Бога. Он пишет «раб Бога». Кажется – чем гордиться? Бог не переживал о том, как это называется. Раб это неплохо. Всё зависит от того, кто твой господин, насколько он уважает твою свободу. Рабство у Бога это свобода. Вот почему Христос говорил – «познаете истину» – а что значит истина? А то, о чём мы говорили. Все пункты нашего вероучения, в которые мы свято верим. Это истина. «И истина сделает вас свободными». Что это значит? Если я не буду бояться того, что я верю в Бога Отца, Сына и Духа Святого, и буду об этом говорить всем, если я не буду бояться, что верю в Бога, который уважает мою свободу, и буду говорить об этом всем. И не только говорить, но и так поступать. Если я не буду бояться говорить о моём Боге, что у Него порядок, что у Него строгие и красивые и действенные законы, вы знаете, мы будем свободными.

Мы как-то говорили о том, как нужно входить в кабинеты наших руководителей предприятий, городской администрации. Не стоит смущаться. Не поправляйте галстук или пиджак, не суетитесь. Смело и с улыбкой. Мы имеем на это право. Потому, что мы свободные люди, и Бог заботится о нашей свободе. Мы ничего не украли. Мы ничего преступного не сделали. Даже, несмотря на то, что мы отличаемся от других людей, в нашем подходе к некоторым вопросам, в пище одежде, субботе, мы отличаемся от других людей. Но, будьте смелы. Идите с высоко поднятой головой. Потому что быть рабом Бога живого это быть свободным.

Не бойтесь собираться в тот день, в который Бог сказал и праздновать. Это праздник свободы. Потому, что в этот день Бог объясняет нам, как жить, чтобы жить полноценной жизнью И Христос, когда жил на этой земле, Он сказал: «Я хочу дать вам жизнь и жизнь с избытком» Вы понимаете, что значит эти слова. И у нас есть эта жизнь с избытком. Только нужно её взять. Будет очень обидно погибать, когда у нас всё есть, что нам нужно для жизни только по той причине что мы не воспользовались этой свободой. Читайте Ветхий завет, там ещё много красивых и интересных и действующих законов есть. Я не знаю, нужно ли сейчас оставлять землю в седьмой год для того, чтобы она отдыхала. Если верить, что этот закон заботится о земле, о её благосостоянии, то, наверное, сейчас это свято нужно соблюдать. Но если понимать, что Бог использовать все средства, для того чтобы позаботиться о нашей свободе, то тогда вы сами должны решать, что делать с вашим участком по истечении шести лет. Главное, чтобы вы были свободными.

Два праздника было у Израиля. Первый понятно – юбилей. Ну а второй. Тот которого ожидали многие убийцы – смерть великого первосвященника… Но когда мы подходим к Голгофе, мы всё понимаем. Бог оставил нам эту заповедь для того, чтобы мы увидели цену тех законов, тех постановлений, которые дают нам свободу. Если бы не смерть великого Первосвященника, мы бы никогда не вернулись в свой город, мы бы никогда не получили бы назад свою землю. Мы бы никогда не смогли бы жить без оглядки, что придёт мститель за кровь. Если бы не смерть великого Священника на Голгофе, мы бы никогда не имели надежду на жизнь. Но мы рабы Бога. И лучше оставаться в Израиле рабами, чем возвращаться в языческий мир.

Подведём итог сказанному.

Интересные законы в Израиле. Землю на целый год оставлять без возделывания. Нет, это не тот случай. Потому, что в шестой год собирали на три года урожай.

Если у человека нет порядка в пространстве, надо посмотреть, если у него порядок во времени и в голове. Если у человека нет порядка в работе и в отдыхе, это прямая дорога к рабству. Будешь рабом. Я знаю много случаев, когда люди в погоне за быстрым заработком теряли всё и до сих пор платят проценты. Счётчик включился.

Легко дать свободу, но очень трудно научить, этой свободой правильно пользоваться. И Бог хотел бы в первую очередь научить нас этому. Богу легко было вывести Израильтян из Египта, но очень трудно было вывести Египет из голов Израильтян. Бог не любит менять вывески. Вот почему Он называет рабство рабством, но если мы посмотрим на это рабство внимательно, это далеко не рабство. Он не спешил менять название, структуру, Он пытался суть изменить. И помните, быть рабом Бога это быть свободным. Потому, что у нас такой Бог. И я предлагаю вам склонить головы перед таким Господином в молитве.