8. Четвертый и пятый президенты Общества Сторожевой Башни

Фредерик Франц

После смерти Кнорра в 1977 году руководство организации принял Фредерик Франц, имя которого мы уже неоднократно упоминали. Он был четвертым президентом Общества Сторожевой Башни. Он никогда не был женат. С момента крещения в 1914 году до конца жизни он был главным теоретиком учения и защитником Сторожевой Башни. Франц лично знал основателя культа, Чарльза Расселла. В течении своей долгой жизни он видел все перемены и все провалы, которые происходили в учении и практике Общества.

На долю Фредерика Франца выпал период кризиса в результате несбывшегося ожидания Армагеддона в 1975 году и Тысячелетнего Царства сразу после него. Несмотря на его новоиспеченную теорию о том, что между сотворением Адама и Евы был неизвестный промежуток времени, и поэтому Армагеддон не случился в 1975 году, многие свидетели Иеговы не поверили в эту новую теорию и, разочаровавшись, оставили культ.

Интересно то, что даже племянник Франца, по имени Рэймонд Франц, который был членом Руководящей Корпорации Общества Сторожевой Башни, оставил культ в 1981 году. Он написал книгу под названием «Кризис совести». В ней он описывает, как вожди произвольно меняли пункты своего учения.

Как бы то ни было, ошибка вождей свидетелей Иеговы относительно 1975 года не принесла большого урона для их организации. Опыт показывает, что неудачные предсказания не обязательно вредны для культов. Их лидеры обычно находят какие-то «объяснения» или полагаются на «новые откровения свыше» для того, чтобы выйти из положения. А последователи в большинстве своем эти «откровения» принимают. Постепенно всё становится на прежнее место и, несмотря на провалы, которые должны были бы послужить к развалу культа, он продолжает существовать и расти.

А.Х. Макмиллан в книге «Марш веры», изданной Обществом Сторожевой Башни в 1957 году, возвышает Фредерика Франца как человека, который обладал большими умственными способностями. Макмиллан написал, что Франц с почетом окончил Цинцинатский университет в США.

Для продолжения учения в Оксфордском или Кембриджском университетах ему была предложена известная в англоязычном мире стипендия Родеса. Он знал португальский и немецкий языки и понимал французский. В его образование включались еврейский и греческий языки, а также сирийский и латинский.

Однако это оказалось далеким от истины. По архивным данным университета, Франц в нем учился, но не окончил. Да и вообще в Цинцинатском университете не преподавались еврейский и сирийский языки. А что касается латинского, Фредерик Франц прослушал только 15 лекций. Эти сведения дает бывший иеговист Пол Близард, который лично знал Фредерика Франца, А.Х. Макмиллана и третьего президента Натана Кнорра. Близард пишет: «Франц никогда не возражал против неверных данных в книге «Марш веры». Естественно, он знал, что Макмиллан писал о нем неправду, так как сам дал ему такие сведения. Однако Фредерик Франц был вынужден признать в 1987 году, что «Марш веры» не дает о нем правильных сведений, после того как стали известны архивные сведения Цинцинатского университета. Фредерик Франц умер в Бруклинской резиденции 22 декабря 1992 года в возрасте 99 лет.

Милтон Хеншель

После смерти Франца руководство Общества Сторожевой Башни 30 декабря 1992 года назначило Милтона Хеншеля следующим президентом.

Этому пятому президенту в момент его назначения на главный пост было 72 года. Теперь, в год издания этой книги ему уже за 80. Согласно Рэймонду Францу, число лидеров Сторожевой Башни в 1997 году сократилось по причине смерти членов правления. За исключением одного, которому в том году было 56 лет, всем остальным перевалило за 70. Одному было 92 года. Однако, 2-го октября 1999 года Общество сделало объявление, что в число членов правления культа было назначено четыре новых человека. Сколько лет каждому из них не сказано. Во всяком случае, Руководящая Корпорация состоит теперь из 13 человек. В основном, они представляют собой людей старше 70 лет.

На последние четыре года четвертого президента, Фредерика Франца, выпало время значительных политических перемен в бывшем Советском Союзе и Восточной Европе. Это позволило свидетелям Иеговы широкомасштабно расширить деятельность во всех странах СНГ и значительно возрасти численно. В Российской империи свидетели Иеговы появились с 1887 года. Одним из первых был Симеон Козлицкий, которого власти сослали в Сибирь в 1891 году. В годы советской власти до Второй мировой войны они преследовались, как и все остальные. Однако они могли действовать в Западной Белоруссии, Буковине и Бессарабии, которые до 1939 года не входили в состав Советского Союза. После того как эти территории стали частью СССР, много свидетелей Иеговы оказалось внутри Союза и, несмотря на давление со стороны властей, они привлекали новых членов в свой состав. В 1956 году в СССР насчитывалось около 17 тысяч членов организации свидетелей Иеговы.

О личной жизни пятого вождя свидетелей Иеговы Милтона Хеншеля мало известно. Причина та, что его деятельность не отличалась чем-то особым. Большинство лет его жизни выпали на годы правления президентов Натана Кнорра и Фредерика Франца. С отходом от Сторожевой Башни Рэймонда Франца, который вместе с ним был много лет членом Руководящей Корпорации, Хеншель хорошо осведомлен. Он знает, как и почему был отлучен Рэймонд Франц, племянник четвертого президента, так как принимал участие в решении этого вопроса. В книге «Кризис совести» Рэймонд Франц описывает весь образ деятельности Руководящей Корпорации и своего членства в ней.

Последний, не совсем болезненный, но все же значительный провал Общества Сторожевой Башни во время президенства Хеньшеля произошел в 1995 году. Он связан с тем, что со времени второго президента Рутерфорда Общество провозглашало доктрину наступления Армагеддона и Тысячелетнего царства при жизни поколения людей, живших в 1914 году. В 1995 году тем, кто родился в 1914 году, было 81 лет. А те, кто мог ясно помнить события того года, были ещё старше. Сам президент Хеншель родился в 1920 году, и в 1995 году ему уже было 75 лет. Так, что доктрина о поколении 1914 года, которое должно увидеть события Арманеддона, становилась всё более неудобной. Поэтому центральное правление культа спокойно и тихо произвело нужную для себя перемену и в этом учении.

В номерах журнала «Пробудитесь» до 22 октября 1995 года включительно Общество Сторожевой Башни помещало объяснение внизу на 4-й странице, для какой цели издается этот журнал. Там было написано, что:

…прежде всего этот журнал укрепляет доверие к Создателю, Который обещал, что ещё при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года, установит спокойный и безопасный мир.

Но с 22 октября 1995 года даётся новая формулировка, которая больше не упоминает поколения 1914 года. Она теперь такова:

Самое же важное то, что этот журнал укрепляет доверие к обещанию Создателя установить мирный и безопасный новый мир, который скоро заменит нынешнюю беззаконную, порочную систему вещей.

Перемена эта значительна. Для людей, мышление которых свободно от плена Общества Сторожевой Башни, она говорит о банкротстве авторитета Руководящей Корпорации. Однако, она не произвела особого эффекта на свидетелей Иеговы. Вожди культа начали преподавать новые уроки, как должно понимать «поколение» людей или «род сей» в Матф. 24:25. Свидетели Иеговы их штудируют и принимают, как новое откровение, данное посредством верного и благоразумного раба, и продолжают активно действовать далее.

Таким маневром лидеры Сторожевой Башни сняли себя с крючка, на который можно сказать, сами себя поймали. Если бы они этого не сделали, то Общество Сторожевой Башни совсем бы развалилось. Но, поступив так, они засыпали свой провал песком, чтобы их последователи могли идти дальше вслед за ними. Воспитанные не думать самостоятельно, свидетели Иеговы та и делают. Они идут за вождями дальше по пути заблуждения. Культ же продолжает расти численно в странах бывшего Советского Союза.

Большинство свидетелей Иеговы не знают и не сознают, что история Общества Сторожевой Башни связана с большими провалами, о которых, надеемся, мы сказали достаточно. Один из способов помочь им выйти из заблуждения может быть предоставление достоверных сведений о всех несбывшихся предсказаниях. Наша молитва и кульминационный эффект этих данных, которые может узнать свидетель Иеговы, помогут ему задуматься и освободиться от заблуждения.

Однажды ученики Христа воскликнули: «Кто же может спастись?» в ответ на Его слова, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Христос им ответил: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Марк 10:25-27).

Следовательно, как бы вожди культа ни запутывали людей в сети своего ложного учения, у Бога есть сила для их освобождения. Наше дело — помогать им в этом деле всеми богоугодными способами. По примеру Ап. Павла будем стараться побеждать Божьим оружием (2 Кор. 10:3-5).

Закончив исторический обзор, мы обратимся к доктринальной части.

Ввиду взаимосвязи между историей и учением Общества Сторожевой Башни, мы будем кое-что повторять при обсуждении отдельных пунктов доктрины свидетелей Иеговы. Это поможет намного лучше понять, что из себя представляет культ Сторожевой Башни и даст больше сведений для помощи как свидетелям Иеговы, так и тем, кто склонен принять их учение.