10. Первый столп веры Сторожевой Башни

Вера в то, что Руководящая Корпорация Общества Сторожевой Башни, находящаяся в районе Бруклин г. Нью-Йорк, США, обладает абсолютным теократическим авторитетом в учении и практике для всех свидетелей Иеговы.

Авторитет и власть в Обществе Сторожевой Башни

Свидетели Иеговы говорят, что в их учении самый высший авторитет — Библия, состоящая из 66 книг Ветхого и Нового Заветов. На самом же деле, для них высший авторитет — это группа главных руководителей Библейского и Трактатного Общества Сторожевой Башни в Нью-Йорке, включающего Общество с таким же названием в американском штате Пенсильвания и в других странах мира. Эта группа уподобляет себя 12-ти апостолам Христа и в разные периоды истории Общества состояла из разного количества человек, но не больше 18-ти. В книге «Ты можешь вечно жить в раю на земле» о них сказано:

У членов этой Руководящей Корпорации, как у апостолов и старших мужчин в Иерусалиме, есть многолетний опыт в служении Богу.

Эта группа лидеров называется по-английски двумя словами: Governing Body, которые можно перевести, как Орган Правления. В русскоязычной литературе культа они переведены словами «Руководящая Корпорация».

Во главе Руководящей Корпорации и всего Общества стоит пожизненно избираемый президент. В настоящее время это Милтон Дж. Хеншель. В руках Хеншеля и его коллег сосредоточена вся духовная, административная и материальная власть организации. Естественно, для того чтобы удерживать такую власть в руках, её надо чем-то оправдывать.

Теория о «верном и благоразумном рабе»

С этой целью руководители Сторожевой Башни создали особую для себя доктрину, которая якобы была провозглашена Христом и записана в Матф. 24:45-47. Как мы увидим в заключение, она основана на неправильном толковании данного места Св. Писания и называется доктриной о «вер-ном и благоразумном рабе», которого «господин его поставил над слугами своими, чтобы подавать им пищу во время».

Согласно толкованию Сторожевой Башни, слово «раб» означает особый класс свидетелей Иеговы, во главе которого находятся лидеры Общества; «слуги» — это все остальные члены, а «подаваемая пища» — это духовное учение, которое преподают лидеры. Этот класс состоит из 144 тысяч «избранных» свидетелей Иеговы, из которых на земле осталось немного меньше девяти тысяч человек. Но и эти, оставшиеся на земле «избранные», не имеют никакой власти. Вся власть и все права находятся в руках Руководящей Корпорации, которая состоит из 12 человек.

Исследователи культов единогласно свидетельствуют, что один из отличительных признаков культов — это тоталитарная власть их вождей над остальными членами. Для руководства культом, как правило, используется строгая иерархическая система. В книге «Апокалипсис задержан» бывший иеговист Джеймс Пентон показывает, что Общество Сторожевой Башни обладает иерархической системой правления. Названия его различных степеней отличаются от названий католических иерархов, однако организация правления в Обществе Сторожевой Башни, в основном, подобна иерархической структуре Римо-католической церкви. Пентон дает следующее сравнение между иерархиями:

Папа Римский — Президент Общества Сторожевой Башни

Коллегия кардиналов — Руководящая Корпорация

Папская курия — Структура комитетов

Ватикан — Бруклинский Вефиль

Архиепископы — Областные надзиратели

Епископы — Окружные надзиратели

Священники — Старейшины

Дьяконы — Служебные помощники

Обычные ордены — Пионеры

Католические миряне — Рядовые свидетели Иеговы Суммируя комментарий на тему системы правления в Обществе Сторожевой Башни, Джеймс Пентон говорит:

В виду того, что свидетели Иеговы в течении такого долгого времени и с таким неистовством считали римокатолическую церковь своим главным религиозным противником, неудивительно, что их пристальное внимание к ней заставило несознательно скопировать многое из ее организационной структуры, практики и традиционного мировоззрения. Говоря простым языком, отношение свидетелей Иеговы к католической иерархии можно точно суммировать названием «параноидальный стиль», придуманным известным американским историком Ричардом Хофстадлером, который также сказал: «Фундаментальный парадокс параноидального стиля — это подражание врагу».

Система правления Общества Сторожевой Башни жесткая и тоталитарная. Говоря о системе правления, необходимо подчеркнуть, что хотя Сторожевая Башня и подобна Римо-католической церкви в иерархической структуре, однако она намного более жесткая и тоталитарная. Как мы сказали выше, Сторожевая Башня учит, что её президент, орган правления и шесть комитетов, кроме того что принадлежат к главному классу иеговистов, — также верный и благоразумный раб. Поэтому президент и Руководящая Корпорация имеют верховный авторитет и всю власть. В виду того, что согласно Матф. 24, 45-47 раб дает пищу слугам, они настаивают, что толковать Библию могут только руководители Сторожевой Башни. Остальные свидетели Иеговы должны беспрекословно принимать их толкования.

Поэтому видно, что хотя свидетели Иеговы говорят и даже думают, что для них высший авторитет — Библия, в действительности это не так.

Высший авторитет для всех них — это руководители Общества Сторожевой Башни. Все иеговисты должны полностью повиноваться президенту и Руководящей Корпорации как в толковании всех Библейских стихов, так и в их практическом применении. В этом отношении все последующие руководители Сторожевой Башни идут по следам её основателя, Чарльза Расселла. Как мы видели в исторической части нашей книги, он написал шесть томов «Изучения Писаний». На данном этапе нашего изучения культа уместно опять процитировать то, что Расселл написал о своих писаниях:

Шесть томов моей книги «Изучение Писаний» — это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами. Ее можно назвать Тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия… Люди не способны понять намерения Бога без моей книги. Даже если человек читал «Изучение Писаний» в течение 10 лет и научился понимать Библию должным образом, но если он отложит мою книгу и попытается читать только Библию, опыт показывает: через 2 года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только «Изучение Писаний» и те ссылки, которые там даны, то, даже не открывая Библии, он будет в свете через два года, потому что будет видеть свет Писания.

Хотя многое из того, что он написал, современные лидеры свидетелей Иеговы не принимают и от рядовых членов скрывают, однако, тон для их подхода о том, кто имеет исключительное право толковать Библию, и как следует её понимать, задал всем последующим лидерам Чарльз Расселл.

Они настаивают, что читать Библию без их комментариев опасно, но читать комментарии, не читая Библии, нисколько не повредит, а наоборот будет полезно. Вожди культа в наше время высказываются не так смело, как когда-то Чарльз Расселл, потому что было бы слишком явно, что они ставят себя выше Слова Божьего. Однако всё, что они говорят по данному вопросу, показывает, что они именно так о себе думают. Слову Божьему как таковому они не доверяют. Поэтому их последователи должны всецело доверяться «верному и благоразумному рабу». Вот выдержки из нескольких изданий журналов «Сторожевая башня», «Пробудитесь» и книги «Квалифицированные быть служителями»:

Бог не устроил так, чтобы (Его) Слово говорило независимо или само собой высвечивало жизнедающие истины. (Но) через свою организацию Бог подает этот свет. Избегай независимого мышления… сомневающегося в совете, который дает Божья видимая организация. Борись против независимого мышления. Мы должны искать зависимого изучения Библии, вместо того, чтобы искать независимого изучения Библии. Невозможно правильно читать Библию, не имея в виду видимую организацию Иеговы. Если у нас есть любовь к Иегове и к организации его народа, мы не будем подозрительны, но, как Библия говорит, будем «всему верить», что приносит журнал «Сторожевая башня». Он не дает своего святого духа, понимания и наслаждения его Слова без своей видимой организации. Бог Иегова также предоставил свою видимую организацию, своего верного и благоразумного раба, состоящего из духовно помазанных для того, чтобы помогать христианам во всех народах помнить и правильно применять Библию к своей жизни. Если мы не соприкасаемся с этим каналом связи, который употребляет Бог, мы не будем прогрессировать на пути к жизни, сколько бы мы ни читали Библию. Таким образом, в современных проблемах мы просвещаемся Божьими ответами, которые открывают, где мы находимся в потоке времени и как мы можем успешно планировать для будущего. Это ответы приходят к нам через канал класса верного и благоразумного раба, который использует Общество Сторожевой Башни, как свое издательское агенство.

Невероятно, чтобы кто-то, просто читая Библию, мог увидеть свет без использования преимущества божественно приготовленной помощи. По этой причине Иегова Бог предоставил верного и благоразумного раба, предсказанного в Ев. Матфея 24:45-47. Сегодня этот раб представлен в лице Руководящей Корпорации свидетелей Иеговы.

И действительно, если раб представлен в лице Руководящей Корпорации, тогда он имеет полную власть распоряжаться в доктринальном, административном, материальном и дисциплинарном смысле.

Централизованное издательство литературы

Свидетели Иеговы распространяют бесчисленное количество номеров журналов «Сторожевая башня» и «Пробудитесь», трактатов и книг. Если читатель этого не заметил, то может проверить следующий факт, что за редчайшим исключением среди них нет ни одного журнала, трактата или книги, которые не были бы изданы централизованным Обществом. Все они издаются под контролем небольшого издательского комитета, подотчетного Руководящей Корпорации. Как мы писали в исторической части книги, имена и фамилии авторов статей и книги не печатаются в литературе Сторожевой Башни от начала правления третьего президента, Натана Кнорра, с 1942 года. До этого они печатались, но это были имена первых президентов Чарльза Расселла, Джозефа Рутерфорда и ближайших их коллег, которые писали статьи и книги для Общества Сторожевой Башни.

Лидерам культа нежелательно и опасно, чтобы их последователи самостоятельно писали и издавали статьи, журналы и книги даже в духе учения своей организации. Никакая местная община или группа областных общин иеговистов не издает своего журнала. Вся литература пишется и редактируется центром в Бруклине. Исключения из данного правила бывают очень редки и только в тех случаях, когда содержание издаваемого материала особенно нужно для Сторожевой Башни. Верный и благоразумный раб ревниво охраняет свой статус и свои привилегии

Хотя история свидетелей Иеговы показывает, что руководство Сторожевой Башни не раз меняло отдельные пункты своего учения, тем не менее, остальные иеговисты должны были строго придерживаться тех толкований, которые после отменялись. Публикации на всех других языках, кроме английского, — это переводы материалов, написанных первоначально по-английски в Бруклинском штабе.

В сравнении с таким положением, рядовые католики, например, имеют право писать и издавать религиозные книги и журналы в духе своего вероисповедания и обсуждать в них доктринальные вопросы. Бывает и то, что они критикуют своих иерархов или не соглашаются с некоторыми понятиями своей конфессии. Католическая церковь хотя и иерархична, но позволяет своим членам намного больше свободы, чем Сторожевая Башня.

Православные верующие ещё более свободны в иерархическом и практическом отношении. Но самые свободные в религиозной жизни — это верующие протестантских конфессий, в частности евангельские христиане-баптисты. У них любой верующий, любая группа, церковь, миссия, богословский институт, районное и областное объединение церквей может издавать духовную литературу по своему усмотрению. Принятие или непринятие публикаций не зависит от решения главного руководителя конфессии или центрального органа правления, но от их соответствия доктринальным учениями всей конфессии.

Вопрос прав местных общин

Что касается дисциплины и других вопросов, то поместные евангельские общины также самые свободные. Они могут самостоятельно отлучать и принимать членов. Они могут состоять или не состоять в членах союза или объединения церквей своей деноминации. Если они состоят в объединении, то их представители имеют право избирать руководителей своих союзов и объединений путем открытого или закрытого голосования. Поместные евангельские церкви или общины могут избирать для служения пресвитеров, отстранять их путем открытого или закрытого голосования членов общины и приглашать на их место новых служителей.

В церквях бывают служители диктаторского уклона. Такие руководители господствуют в церквях и вытесняют членов, которые не согласны с их диктаторским подходом. Подобное случалось и в апостольское время (1 Пет. 5:3; 3 Иоан. 9.10). Такое положение может создаться в общине или в объединении, состоящем из податливых и мягких по характеру членов.

Однако в союзах евангельских церквей эти ситуации балансируются существованием пресвитерских областных советов, их руководителей и вообще руководителей объединений или союзов, которые, хотя и занимают ответственные места, но сами подотчетны как пресвитерским советам, так и делегатам церквей, которые их избирают.

Важно помнить, что в объединениях и союзах свободных евангельских церквей их главные руководители и старшие пресвитеры избираются на определенный срок, а потом либо переизбираются, либо на их место избираются новые ответственные служители. Занимая ответственное положение, они следят за состоянием церквей и, когда необходимо, противодействуют уклонам в ложные учения и диктаторским методам других руководителей. Однако они сами подотчетны тем, кто избрал их на ответственное служение.

Как служители Христовы они должны заботиться о благосостоянии церквей и развивать дело Божье, не нарушая прав церквей (2 Кор. 11:28; 2 Кор.10:8; 1 Кор. 9:12). Они обязаны знать, что происходит в церквях (1 Кор. 1:11; 2 Фес. 3:11, Фил. 1:27), заботиться об их нуждах и принимать участие в решении их проблем (2 Кор. 13:1; 1 Кор. 5:3; 1 Кор. 16:12; 2 Кор. 8:13-18; 2 Кор. 12:18; Фил. 2:19; 1 Тим. 1:3; Тит. 1:5).

Если бы кто-то сказал, что такая забота и участие нужны были только в апостольские времена, а теперь нет необходимости, то следует сказать, что если бы в наше время церкви были более духовными и совершенными, то, возможно, и не нужно было бы такой заботы. Но, если в наше время и церкви, и их члены менее духовны, чем во времена Нового Завета, то, на каком основании можно говорить, что они не нуждаются в заботе и помощи? Мы знаем из Нового Завета, что при конце жизни Ап. Павла у него были такие помощники в служении, как Тимофей, Тит, Епафродит и другие (1 Тим. 1:3-4; Тит. 1:5; Фил. 2:19-20, 25). Они заботились о церквях, для того чтобы узнать, какое у них положение, и где нужно помочь навести порядок (1 Тим. 1:3; Тит. 1:5). Апостол Иоанн тоже проявлял соответствующую заботу и беспокойство (3 Иоан. 9-10).

Говоря о заботе и дисциплинарных мероприятиях, мы не имеем в виду иерархическую доктрину апостольского преемства. Наша цель — показать, что Новый Завет оправдывает необходимость разумного управления и заботы. В евангельском христианстве наших дней есть естественная необходимость, чтобы они практиковались. Однако существует огромная разница между диктаторством лидеров Сторожевой Башни и ответственным служением руководства Объединений или Союзов евангельских церквей и их старших пресвитеров.

В контрасте с этим, главные лидеры Общества Сторожевой Башни не избираются делегатами местных общин. Они говорят, что принадлежат к классу верного и благоразумного раба и поэтому не только не избираются низшим классом, но даже голосованием свидетелей Иеговы высшего класса, о котором мы скажем дальше. Высший орган правления этой организации, состоит из привилегированных членов этого класса и выбирает из числа самих себя нового президента после смерти прежнего. Затем президент с членами органа правления назначает всех остальных от верха к низу, как пишется в журнале:

Старейшины и диаконы, известные сейчас, как служебные помощники, должны назначаться верным и благоразумным рабом через Руководящую Корпорацию.

Диктаторство лидеров Сторожевой Башни распространяется абсолютно и беспрекословно на всех свидетелей Иеговы в мире. В сравнении с таким положением у иеговистов, в евангельском христианстве могут быть не только отдельные, независимые друг от друга союзы церквей одной и той же деноминации в одних и тех же странах, но существуют также поместные общины, которые вообще не входят в союзы или объединения своей конфессии. Хотя автор считает, что это не отражает положение, которое существовало во времена апостолов, однако факт таков, что в сравнении с организацией Сторожевой Башни и иерархическими структурами традиционных церквей, евангельские церкви имеют намного больше свободы.

Временное изменение в теории о «верном и благоразумном рабе»

Как мы сказали, диктаторство Сторожевой Башни основывается на неправильном применении стихов 45-47 в 24 главе Евангелия от Матфея.

То, что ее лидеры меняли толкование этого места Св. Писания, не изменяет сути дела. История этой доктрины такова: Вскоре после начала движения, когда первый президент Чарльз Расселл руководил Обществом, он и его последователи считали, что «верным и благоразумным рабом» были все последователи общества. Такое толкование Матф. 24:45-47 было объявлено в журнале «Сторожевая башня» в ноябре 1881 года. Почти сто лет спустя «Ежегодник» культа, вышедший в Англии в 1975 году, подтвердил это в следующем признании: «Намного ранее, в 1881году… существовало понятие, что «рабом», которого употреблял Бог для подачи духовной пищи, был класс (т.е. особый класс особо избранных, которые отличались от всех остальных людей в Обществе Сторожевой Башни).

Потом это толкование перестало нравиться близким сотрудникам Расселла. По-видимому, он и его друзья беспокоились о том, чтобы другие члены Общества не пожелали воспользоваться правом подавать «духовную пищу» независимо от основателя и первого президента этого движения. Поэтому его близкие сотрудники и, возможно, он сам, начали теоретизировать, что «верный и благоразумный раб» — это одна личность, т.е. Чарльз Расселл. Соответственно этому, доклад для конвенции Общества Сторожевой Башни в 1909 году содержал следующее заявление:

Наша благодарность выражается брату Расселлу за то, что он более кого-либо из живущих — причина веры, что Господь уже пришел, что Он — Главный Жнец этой Жатвы, что Он возглавляет этот труд уже около тридцати лет, что Он поставил брата Расселла во главе этого труда, что Библейское и Трактатное Общество Сторожевой Башни — это канал, угодный Ему для употребления в деле распространения вести о жатве, «пищи во время», и что мы желаем быть в полной гармонии с Ним и с каналом, которым Он пользуется, и хотим кооперировать всяким возможным способом. Мы надеемся, что это настолько сильно запечатлено в наших умах, что мы никогда не забудем факта: что если кто воспротивится Господу тем, что воспротивится Каналу и Рабу, которому Господь поручил совершать Его труд, (тот) будет лишён такого благоволения (и) Духа Господня, что (у него) свет станет тьмой, и он скоро окажется за бортом.

Следует признать, конечно с сожалением, что без Расселла не было бы Сторожевой Башни и современных свидетелей Иеговы. Но это не меняет сути дела, что Расселл не был верным и благоразумным рабом Бога, а самозванцем и лжеучителем. Он провозглашал доктрину «присутствия» Христа с 1874 года, во что даже его современные последователи не верят.

Вера его последователей в 1909 году в то, «что Господь уже пришёл», была ложной верой. Самозванство Расселла показывается в журнале «Сторожевая башня» за 1 декабря 1916 г., где сказано:

Тысячи читателей книг пастора Расселла верят, что он исполнил роль верного и благоразумного раба, и что его великий труд заключался в том, чтобы дать домостроительству веры пищу во время. Скромность и смирение не позволяли ему открыто применять к себе этот титул, однако он признавал себя таковым в частных беседах.

А затем добавлено:

Пастор Расселл держался близко Писания. Он верил, что Христос присутствует (на земле) с 1874 года. Он также признавался в узких кругах, что он — этот верный и благоразумный раб.

Эти цитаты говорят, кем считал себя Расселл. А, что думали на эту тему его главные последователи? Мы можем узнать ответ, прочитав нескольких кратких цитат из разных изданий журнала «Сторожевая башня» до 1917 года и изданной в 1921 году книги «Арфа Божья».

В издании 1 апреля 1895 года мы применили (выражение) «этот раб» ко всем слугам Бога, однако дальнейшее исследование указывает на единого индивидуального раба.

Верный и благоразумный раб — это один человек.

Нет сомнения в том, что пастор Расселл исполнял это служение … и поэтому он был тем благоразумным и верным рабом, который раздавал пищу во время домостроительства веры.

Сторожевая Башня без колебания провозглашает брата Расселла как этого верного и благоразумного раба.

Писание показывает, что от рождения Расселл был избран Господом. Два самых выдающихся вестника (от Бога) были (апостол) Павел и пастор Расселл. Расселл является рабом по Матф. 24:45-47.

Преобладающим большинством голосов Общество (Сторожевой Башни) выразило суть своей воли (т.е. убеждения): «Брат Расселл исполнял служение «того Раба».

Возврат к первоначальному толкованию

Все эти цитаты высоко возносят первого президента Сторожевой Башни.

Можно привести другие выдержки, которые подтверждают, что около тридцати лет Общество Сторожевой Башни признавало верным и благоразумным рабом единую личность, а именно Чарльза Расселла. Такого мнения придерживался до 1927 года и второй президент, Джозеф Рутерфорд. Однако, в конце концов, по внутриполитическим соображениям он решил избавиться от этого учения. Как мы говорили в 4-й главе, Рутерфорд написал в «Сторожевой башне» 1 января 1927 года:

У врага (т.е. у диавола) есть умысел отвратить человека от Бога тем, чтобы внушить уважение к какому-то другому человеку, и поэтому многие попадают в ловушку диавола.

Через месяц он снова заявил прямо, но лживо:

Титул «тот верный и благоразумный раб» не относится к единой индивидуальной личности и не к брату Расселлу. Расселл никогда не претендовал на такой титул для себя.

Ну а в книге «Теократическое пособие для вестников Царства» было прямо сказано, кто такой этот раб:

Что есть канал?… «кто верный и благоразумный раб» в «последние дни» …Факты физического значения случились во исполнение этого пророчества и открывают, что канал света — это Общество Сторожевой Башни.

В настоящее время культ учит, что верный и благоразумный раб — это класс «небесных» свидетелей Иеговы, которых всего 144 тысяч человек.

Согласно этой теории, большинство членов этого класса уже умерли и, воскреснув духовно, царствуют невидимо с Христом. На 1-е января 2001 года их осталось на земле 8661 человек.

Во главе остатка «небесных» на земле стоят бруклинские вожди Общества Сторожевой Башни. Хотя «по теории» наименование «верного и благоразумного раба» относится ко всему классу «небесных», на практике только двенадцать членов Органа Правления во главе с президентом обладают абсолютной властью. Называя себя «рабом», они наоборот господствуют, как мало кто на свете. Как бы то ни было, иногда у Сторожевой Башни проскальзывают сравнительно правдивые сведения. Вот одно из них:

Вначале Расселл учил, что верный и благоразумный раб — это организация; затем преподавалось мнение, что рабом был Расселл. Это вело к поклонению твари. После смерти Расселла Рутерфорд боролся с теми, кто продолжал следовать ему (т.е. следовать Расселлу в том, что он — верный и благоразумный раб).

Но потом её руководители возвращаются снова к обманчивым словам, как например:

Из этого ясно видно, что редактор и издатель (т.е. Чарльз Расселл) «Сионской Сторожевой Башни», отказывался от любого мнения, что он сам как отдельная личность был верным и благоразумным рабом. Он никогда не имел таких претензий… Нельзя с успехом опровергнуть то, что до смерти в 1916 г. он с любовью служил как частица класса «верного и благоразумного раба», раздавая «пищу во время» домочадцам Господним.

Такие изменчивые объяснения лишний раз показывают, что вожди Общества Сторожевой Башни не верны и не благоразумны ни по отношению к Богу, ни по отношению к себе или своим последователям.

То они заявляют, что Расселл признавал себя рабом, то говорят, что этого не было. Если в журналах, которые издавались при его жизни, есть заяв-ления, что он был рабом, то это значит, что он о себе так думал. Если бы он думал иначе, то такие сведения не появлялись бы в его журналах. Издания культа показывают явно, что его лидеры сами противоречат себе.

Поэтому этот столп веры свидетелей Иеговы, по сути, шаткий, хотя большинство из них этого факта не признают. Мы специально даём в нашей книге много цитат из литературы культа, для того чтобы свидетели Иеговы, которые согласятся прочитать эту книгу, смогли сами в этом удостовериться, обратившись к своим старейшинам с просьбой предоставить ксерокопии хотя бы некоторых английских оригиналов, на которые мы указали. Эти публикации хранятся в архивах Общества или в библиотеках местных общин в англоязычных странах. При согласии ответственных лиц культа их можно получить и перевести.

Доктрина о «теократическом правлении»

Попутно с учением о себе, как о верном и благоразумном рабе, лидеры Сторожевой Башни создали доктрину о своём «теократическом» правлении. Отчасти, мы это уже видели в первой части нашей книги. Но, так как «повторение — мать учения», мы рассмотрим более подробно.

Всем нам известны следующие слова греческого происхождения: «аристократия», «демократия», «автократия», «теократия» и т.п. Все они говорят о «кратии», что значит на греческом языке власть или управление.

Слово «демос» по-гречески обозначает народ и в сочетании со словом «кратия» значит правление народа. В наши дни популярно слово демократия, когда признается, что самое лучшее государственное правление — это избранное народом правительство. Узурпация власти каким-то диктатором, автократом (самодержцем) считается трагическим нарушением права народа. Но, как мы заметили, есть также форма правления, обозначаемая словом «теократия», которое тоже состоит из двух греческих слов: «теос» и «кратия». Вместе они обозначают богоправление или боговластие.

На практике теократическая форма государственного правления — это та, в которой сосредоточена власть духовная и власть светская в одно и то же самое время. При таком правлении светская власть подчинена духов-ной и управляется ею. В наше время одним из её примеров был режим Айятолы Хомейни в Иране.

Разумеется, что теория о теократическом правлении Сторожевой Башни не такова, чтобы в нашем веке её лидеры претендовали на государственную власть в Америке или других странах мира. Они этого не делают и не собираются делать. Наоборот, они полностью отказываются от какого-либо участия в политических мероприятиях, хотя они граждане своих стран и имеют паспорта, используемые для путешествий в другие страны.

Как правило, свидетели Иеговы не участвуют в голосованиях за или против кандидатов различных партий. Их доктрина о теократии относится только к власти внутри организации Сторожевой Башни, имеющей последователей во всем мире. В сочетании с теорией о «верном и благоразумном рабе» она относится к 12-ти членам Руководящей Корпорации общества во главе с президентом. Недаром эта группа людей уподобляет себя 12-ти апостолам Христа. Эти люди претендуют на абсолютную доктринальную и организационную власть в отношении всех отделов и участников своего движения.

Как мы говорили в первой части нашей книги, идея теократического правления появилась в годы второго президента общества, Джозефа Рутерфорда. Он же и отчеканил на английском языке выражение «Theocratic Government», которое можно перевести, как «теократическое правление» или «теократическое правительство». В этом проявилось автократическое стремление Рутерфорда подчинить себе все отделы и всех служителей организации себе на основании того, что правление должно быть «от престола вниз», а не «от рядовых вверх».

Как мы видели, во время президентства Джозефа Рутерфорда учение о том, что верным и благоразумным рабом был Чарльз Расселл, было изменено на учение, что этим рабом есть Общество. Это было выгодным шагом для Джозефа Рутерфорда. Если бы рабом оставался покойный Расселл, то Рутерфорд не имел бы авторитета. Но, когда вместо Расселла верным и благоразумным рабом стало Общество, которое находилось под его властью, то авторитет раба оказался в руках Рутерфорда. Поэтому, хотя заслуги первого президента были велики, однако те, кто был недоволен Рутерфордом, должны были принимать его «теократическое» прав-ление. Вдобавок к этому, Рутерфорд имел, конечно же, «новый свет» свыше, для того чтобы уточнять или улучшать несовершенное знание Расселла. На тему света мы далее скажем больше.

На практике и теократическое правление, и изменение в толковании учения о верном и благоразумном рабе, и идея нового света — всё было способом оправдания диктаторства Рутерфорда. В журнале «Утешение», который теперь называется «Пробудитесь», в 1940 году было сделано следующее признание:

В настоящее время теократия администрируется Библейским и Трактатным Обществом Сторожевой Башни, которого судья Рутерфорд есть президент и генеральный управляющий.

Поэтому, в связи с идеей теократии, любое несогласие с Рутерфордом стало обозначать несогласие с Богом. В книге «Апокалипсис замедлен» бывший иеговист Джеймс Пентон пишет, что на основе этой идеи Рутерфод и его единомышленники решили в 1932 году аннулировать систему выборных старейшин в местных общинах культа.

Прямо «в ответ» на вопросы Моррелла, выпуски журнала «Сторожевая башня» от 15 августа и 1 сентября 1932 призвали к устранению выборных старейшин собраний, дойдя даже до утверждения, что служение старейшин явно не соответствует Писанию. В результате, система демократически избираемых старейшин и диаконов, которая существовала более пятидесяти лет, была прекращена. После этого публикации Общества продолжали выражать презрение в адрес бывших избранных старейшин. О них писалось, что они «высокомерны» и «ленивы» и не желают, по крайней мере, в большинстве случаев, принимать участие в проповеди благой вести Христова царства. Но фактически, их главным грехом был отказ преклониться добровольно перед судьёй Джозефом Франклином Рутерфордом.

Если правление должно быть «от престола вниз», а не от «рядовых вверх», и если рабом есть Общество, то всё должно быть так, как решат его лидеры. Поэтому лидеры Сторожевой Башни всегда настаивали и настаивают на полном принятии их переменчивых толкований Библии и на абсолютном повиновении всем директивам из Бруклинского центра.

Подчинение этому верному и благоразумному рабу (включая все публикации Сторожевой Башни) ожидается от каждого свидетеля Иеговы. Это потому, что Общество Сторожевой Башни представляет Божий «единый видимый канал, только через который должно приходить духовное наставление». Поэтому свидетели Иеговы должны «признавать и принимать это назначение верного и благоразумного раба и быть послушными ему.

Иегова излил на них свой дух и поручил им ответственность служить в качестве его единого видимого канала, лишь посредством которого должно поступать духовное наставление. Те, кто признает видимую теократическую организацию Иеговы, должны признавать и принимать это поручение верному и благоразумному рабу и быть послушными ему.

В то время как бруклинские вожди могут менять даты своих предсказаний конца мира, по-разному толковать и применять отдельные стихи Библии и менять директивы, все остальные свидетели Иеговы не имеют права этого делать. Они не имеют также права подвергать сомнению всё, что провозглашается вождями. Они должны безоговорочно принимать всё, что приходит из центра. Поэтому, как мы сказали выше, издательство книг, журналов, брошюр и т.п. вне Общества, за очень редким исключением, не допускается, даже если они написаны в духе учения Сторожевой Башни.

Нарушение данного порядка влечёт жесткую форму дисциплинарного наказания под названием «отобщение», о чем мы уже писали.

«Пророческий статус» Сторожевой Башни

Кроме того, что вожди культа приписали себе статус верного и благоразумного раба и теократических правителей, они приписали себе также статус Божьего пророка. Довольно смело они объявили это в журнале «Сторожевая башня» в 1972 году.

У Него был «пророк», чтобы предупреждать их. Этот «пророк» не был одним человеком, но группой мужчин и женщин. Они были малой группой людей, которые шли по стопам Иисуса Христа и были известны в то время, как «международные исследователи Библии». Сегодня они называются христианскими свидетелями Иеговы. Они продолжают проповедовать предупреждение; к ним присоединились и их поддерживают в порученной им работе сотни тысяч людей, которые с верой прислушались к их вести. Конечно, легко сказать, что эта группа действует, как «пророк» Божий. Другое дело доказать это. Есть единый способ, которым это можно сделать, — это проверить запись. Что она показывает?

Ещё в 1965 году вожди культа писали, каким должно быть испытание тех, кто выдает себя за пророков Божьих. Центральную роль играет исполнение того, что предсказывают пророки. Если предсказания не сбываются, то это значит, что они не от Бога, а от самих людей.

Самый лучший метод доказательства — это проверка временем и условиями. Библия призывает к такой проверке (1 Иоан. 4:1; Ис. 45:11). Чтобы сдать такой экзамен, нужно иметь стандарт, шкалу условий. Библия сама устанавливает правила для проверки пророчества во Втор. 18:20-22 и 13:1-3. (1) Пророчество должно произноситься во имя Иеговы и по его повелению; (2) оно должно исполниться; (3) оно должно быть в согласии с Божьими заповедями и, таким образом, приводить к правильному богопоклонению.

Вскоре лидеры Сторожевой Башни спохватились, осознав, что такая проверка обнаружит их несостоятельность. Они дали ход назад и начали по-другому объяснять этот вопрос своим последователям в книге «Рассуждение из Писаний», предназначенной для внутреннего употребления.

Свидетели Иеговы не претендуют на то, что они вдохновенные пророки.

Они делали ошибки. Подобно апостолам Иисуса Христа, они иногда имели неправильные ожидания (Лук. 19:11; Деян. 1:6)… Это правда, что свидетели Иеговы делали ошибки в своем понимании того, что будет в определённые периоды времени, но они не делали ошибок в потере веры и прекращении бодрствования по отношению к исполнению целей Иеговы. В своём мышлении они продолжали исполнять данный Иисусом совет: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь наш прийдет» (Матф. 24:42). Вопросы, для которых нужны были поправки понятий, были относительно малы в сравнении с существенными истинами Библии, которые они познали и провозглашали.

Под выражением «малые вопросы» в данном случае подразумеваются все неудавшиеся предсказания, которые не сбылись. Сюда включены также все прошлые ложные верования, как например, вера в пророческий статус большой пирамиды в Гизе и в необходимость содержать в готовности резиденцию Беф-Сарим для скорого прибытия Ветхозаветных мужей веры. Но поскольку данные пункты веры оказались ложными, пирамида вместе с Беф-Саримом были преданы забвению или включены в число «малых вопросов», несмотря на то что вожди культа трубили о них, как о важнейших фактах веры. Когда же они пошли в прах, то главными вопросами стали те, о которых трубят свидетели Иеговы сегодня.

Как бы то ни было, проверка пророческого статуса раба должна, на основании Втор. 18:20-22, постоянно оставаться в силе. А, в соответствии с этим методом, Сторожевая Башня — ложный пророк. Одну из последних перемен, которую сделала Сторожевая Башня и которая ещё раз её дискредитировала, мы рассмотрим ниже. Эта перемена касается 1914 года.

Перевод Библии, сделанный «рабом»

В своей религиозной деятельности основатель Общества Сторожевой Башни и его последователи пользовались известным английским переводом Библии, сделанным в 1611 году в Англии под покровительством короля Иакова. Этот перевод был основным переводом Библии, которым до недавнего времени пользовались все англоязычные протестанты. Многие продолжают пользоваться им и теперь. Но в виду того, что основатель Общества Сторожевой Башни и его преемники составили своё учение путём рационализации, которая не согласуется со Священным Писанием, для свидетелей Иеговы становилось всё труднее и труднее употреблять перевод Библии, который употреблялся евангельскими верующими. В конце концов, вожди культа решили сделать собственный перевод.

В 1950 году вышел их перевод Нового Завета под названием Перевод Нового Мира Греческих Писаний. Затем в 1961 году они издали перевод всей Библии, назвав его Переводом Нового Мира Священных Писаний.

Интересно, что в своём английском переводе Библии Общество Сторожевой Башни не дает двух известных наименований Слова Божьего, как это делается во всех других переводах.

Перевод Нового Мира Священного Писания не называет первую часть Библии Ветхим Заветом, а вторую — Новым Заветом. В нем они обозначены как, соответственно, еврейско-арамейские Писания и христианские греческие Писания. Это, возможно, по причине учения культа, что Христос заключил новый завет только со 144 тысячами небесных свидетелей Иеговы. Большинство из них уже умерли. На земле осталось меньше девяти тысяч небесных свидетелей Иеговы, а ведь теперь в общем есть около шести миллионов последователей культа. Сторожевая Башня учит, что с великим множеством свидетелей Иеговы, кроме небесных Христос не заключал нового завета. Поэтому, если назвать вторую часть Библии Новым Заветом, то нельзя будет ссылаться на него для поучения 98% последователей.

Есть большая необходимость переводить Слово Божье на языки людей, которые не знают ни еврейского, ни арамейского, ни греческого языков, на которых первоначально была написана Библия. Люди должны иметь доступ к Слову Божию на понятном им родном языке. Иначе, как они могут познавать Бога и Его весть спасения и возрастать в духовной жизни. Однако переводить Библию — значит браться за очень ответственное дело.

Суть перевода заключается в том, чтобы насколько можно точнее передать значение оригинального текста Слова Божия на языке людей, которые нуждаются в своём переводе Библии. Естественно, для этого следует хорошо знать оригинальные языки Библии, их культурное и религиозное значение, когда писались отдельные книги Священного Писания. Кроме того, необходимо хорошо знать культуру и язык людей, для которых делается перевод Библии. Иногда в новом языке нет слов и понятий, с которыми были связаны слова и выражения оригинальных языков Библии. В таком случае нужно искать параллельные понятия, которые могли бы как можно ближе выразить смысл оригинала и т.п. Иначе говоря, чтобы быть переводчиком Библии, нужно быть квалифицированным человеком в области лингвистики, истории и культуры народов библейских времён.

Важно также и то, чтобы при выполнении перевода переводчик или переводчики были строго беспристрастны и не руководствовались собственными конфессиональными убеждениями. Очень легко даже подсознательно сделать перевод какого-то места Писания так, чтобы в переводе на новый язык оно показывало оттенок убеждений переводчика. Поэтому наиболее авторитетные переводы делаются не одним и не несколькими людьми одной и той же конфессии, а большой группой квалифицированных христианских учёных разных конфессий, которые проверяют переводы друг друга и делают критический анализ. После того как перевод сделан и Библия отпечатана, можно узнать фамилии и имена участников перевода, их конфессиональную принадлежность, образование и соответствующую квалификацию для участия в переводе Слова Божия. Все эти данные помечены во вступлении к новому переводу Слова Божия.

Но, что касается Общества Сторожевой Башни, его перевод Библии на английский язык в 1950 и 1961 годах, а впоследствии и на другие языки, заставляет желать лучшего. Согласно Рэймонду Францу, который до «отобщения» был членом Руководящей Корпорации, переводчиками Библии Нового Мира были: его дядя Фредерик Франц, президент Натан Кнорр, а также два сотрудника Общества Альберт Шродер и Джордж Гангас.

Главным переводчиком, по словам Рэймонда Франца, был его дядя, который в молодости два года учил греческий язык в университете города Цинцинати, а потом брал частные уроки еврейского языка. Это совершенно мало для такой важной работы, как перевод Библии. Квалифицированные переводчики обладают значительно большим знанием языков Библии, кроме всех научных степеней, которые они приобрели в течение многих лет.

Невзирая на это, Общество Сторожевой Башни сделало свой английский перевод Библии в 1961 году и на его основе делает переводы на другие языки. Вожди культа скрывают имена переводчиков под предлогом, что не следует воздавать славу человекам, а лишь Богу. Но сведения, которые дал Рэймонд Франц, показывают, что эти переводчики не имели нужного образования и квалификации. Кроме того, будучи членами Руководящей Корпорации, они сделали самый неверный перевод Библии, который когда-либо вообще существовал. Верный и благоразумный раб Сторожевой Башни не интересовался тем, чтобы дать людям чистое Слово Божие (1 Фес. 2:3). Ему нужен был перевод, который оправдывал бы его учение. В этом заключается великая трагедия свидетелей Иеговы. Кроме того, чтобы внедрить в их умы свои идеи посредством журналов и книг, этот «раб» пытается сделать так, чтобы они не освободились от них даже тогда, когда сами пожелают проверить их на основе Библии. Версия Нового Мира будет препятствовать им сделать это.

Когда люди на слово принимают чей-то самозванный авторитет, их ум очень легко засорить ложными идеями. Чтобы освободить таких людей от заблуждений, нужно много молитв и усилий. Даже, когда вы скажете им всё, что нужно и правильно, они будут продолжать чтить авто-ритет своих руководителей и бояться выйти из их послушания. Автор данной книги надеется, что этот труд поможет истинным труженикам Божиим в борьбе за души. Если кто-то из свидетелей Иеговы осмелится прочитать данную книгу, автор надеется, что такой человек сможет увидеть те пагубные сети, в которые он попал, и пожелает выпутаться из них.

Примеры умышленно неправильного перевода

Есть много примеров явного искажения Слова Божия в переводе Библии Общества Сторожевой Башни. Чтобы обсудить многие из них, нужно много времени. По сути, для этой цели нужно написать другую книгу или несколько книг на эту тему. На английском языке есть такие книги, которые можно было бы перевести. Надеемся, что переводы будут. А тем временем, обратим внимание на несколько примеров искажённого английского перевода Библии, сделанного «верным и благоразумным рабом» иеговистов.

Иоанна 8:58 — «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь».

Однако в переводе Библии Сторожевой Башни слова «Я есмь» переведены, как «Я был». Ни одна из древних рукописей Нового Завета не даёт никакой основы, чтобы вместо «есмь» настоящего времени можно было употребить слово «был» прошедшего времени. Во всех рукописях, свитках и фрагментах Нового Завета, которые были найдены во время археологических раскопок, везде по-гречески в данном стихе стоит слово настоящего времени eimi (эйми). Поэтому его никак нельзя перевести словом «был». Иисус Христос намеренно употребил «есмь», чтобы подчеркнуть Своё вечное Божество. Но переводчики культа иеговистов перевели его умышленно не так, как оно стоит в оригинале. Правильный перевод шёл бы вразрез с их учением о Христе. Мы скажем об этом стихе больше в обсуждении третьего столпа веры свидетелей Иеговы.

Матфея 27:50 — «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух».

Однако переводчики Сторожевой Башни перевели этот стих следующим образом: «Иисус снова возопил громким голосом и испустил дыхание», хотя в греческом оригинале находится слово pneuma (пнеума), что значит дух. Вместо слова дух (по-гречески пнеума) они использовали слово дыхание. Причина для этого — отвержение Библейского учения о сознательном существовании духа человека после его смерти. На греческом языке есть другое слово — pnoh (пноэ), — которое означает «дыхание» и переведено так в Деян. 17:25.

Переводчики Сторожевой Башни перевели слово пнеума как «дыхание» в Матф. 27:50, но они не смогли этого сделать в Лук. 23:46, где Библия гласит «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой. И сие сказав, испустил дух». А в версии Нового Мира этот стих дан так: «Иисус, воззвал громким голосом и сказал: «Отче, в Твои руки Я предаю мой дух». Когда он сказал это, он скончался». Хотя и Матф. 27:50, и Лук. 23:46 говорят об одном и том, что случилось в последние минуты земной жизни Иисуса, переводчики культа постарались сделать так, чтобы читатели их версии перевода оставались в заблуждении. В Матф. 27:50 они умышленно перевели греческое слово пнеума (дух), как «дыхание». А в Лук. 23:46 они не могли этого сделать дважды, ведь слово пнеума (дух) употребляется в этом стихе два раза, поэтому заключительные слова «испустил дух» они перевели словом «скончался». Понятно, что переводчики версии Нового Мира пренебрегли ясным текстом оригинала ради учения своей организации.

Евреям 1:6 — «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».

Но в английском переводе Нового Мира вместо «да поклонятся Ему» дано «…да воздадут Ему своё почтение». Между поклонением и почтением есть большая разница. Следует задать вопрос: «Какое греческое слово находится в этом стихе в оригинале и что оно означает: поклонение или почтение?» Мы должны почитать родителей, старших по возрасту, заслуженных людей и т.д., но мы не должны поклонятся им. Поклонение относится лишь к Богу. Оригинальный греческий текст стиха Евр. 1:6 содер-жит слово proskunew (проскунэо), что значит «поклоняться», а не «почитать». Это же слово находится в Иоан. 4:23-24 и употребляется в отношении Бога Отца: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». В греческом Новом Завете слово проскунэо употребляется 64 раза в различных формах и везде в Синодальной Библии оно переведено, как «поклоняться» или «кланяться».

Переводчики Общества Сторожевой Башни умышленно употребили слово «почтение» вместо слова «поклонятся» в своём переводе при передаче стиха Евр. 1:6, который в оригинале ясно говорит, что Ангелы Божии должны поклоняться Христу, а не просто почитать Его. Иначе говоря, они должны поклоняться Сыну таким же образом, как они поклоняются Богу Отцу. А это обозначает, что Сын обладает таким же Божественным естеством, каким обладает Бог Отец. Подобным образом, переводчики Сторожевой Башни неправильно перевели следующие стихи Нового Завета: Матф. 2:2, 8, 11; 14:33; 28:9; Иоан. 9:38.

Евреям 1:8-9 — «А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

А в переводе Нового Мира (на английском языке) эти стихи переведены следующим образом: «Но в отношении к Сыну: «Бог есть Твой Престол навеки, и жезл твоего царствия есть жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Поэтому Бог, Твой Бог, помазал тебя елеем радости более соучастников твоих». Согласно синодальной Библии и всех других переводов, в этих стихах, во-первых, назван Богом Сын Божий Иисус Христос. Во-вторых, сказано, что Бог Его, т.е. Бог Отец помазал Его (снова Бога) елеем радости более соучастников Его. Но переводчики версии Нового Мира исказили оригинальное значение этого места Св. Писания на греческом языке. Они сделали так, что Богом назван только Бог Отец. Это, конечно, они сделали для того, чтобы данные стихи согласовывались с учением их культа.

Матфея 25:46 — «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Перевод Нового Мира предлагает такой перевод: «И пойдут сии в вечную отрезанность, а праведники в жизнь вечную». В греческом оригинале в этом стихе стоит слово kolasiV. Оно не обозначает «отрезанность», как его использовали переводчики версии Нового Мира. Глагол этого слова, kolazw, значит «наказывать», и другой производный глагол этого слова, kolafizw, означает «бить, ударять; преследовать, беспокоить».

Слово koptw (копто) «резать» тоже употребляется в греческом Новом Завете. Оно встречается в стихах Матф. 21:8 и Марк 11:8. В этих местах Св. Писания повествуется о въезде Христа в Иерусалим, когда люди «постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Поэтому греческие глаголы колафцзо и копто имеют разное значение. Так как Сторожевая Башня не верит в вечное наказание непокаявшихся грешников, её переводчики употребили слово «отрезанность», что не отражает оригинальный смысл Слова Божьего в Матф. 25:46.

Когда мы будем обсуждать третий столп веры свидетелей Иеговы, то коснёмся стихов Иоан. 1:1 и Кол. 1:16, которые также неправильно трактуются в версии этого культа. Из представленных выше примеров можно понять, что верный и благоразумный раб свидетелей Иеговы — это не верный и благоразумный раб Бога. Он подаёт своим последователям ту пищу, которую сам основательно портит. За такие дела вожди Общества Сторожевой Башни будут привлечены к ответу на суде Божьем. Тогда они не смогут защитить себя.

Несостоятельность первого столпа веры свидетелей Иеговы

В заключение этого раздела, мы должны показать несостоятельность первого столпа веры свидетелей Иеговы. Данный столп веры культа — ложный по нескольким причинам: Во-первых, теория о том, что верным и благоразумным рабом есть особый класс свидетелей Иеговы, во главе которого стоит Руководящая Корпорация Общества Сторожевой Башни, не подтверждается смыслом стихов Матф. 24:45-47. Вожди культа основывают на них своё теократи-ческое правление. Однако эти стихи говорят не о назначении избранного класса свидетелей Иеговы во главе с Руководящей Корпорацией, а о том, чтобы каждый верующий в Иисуса Христа был готов ко Второму Пришествию Христа. Об этом же свидетельствует вся 24-ая глава.

Иисус предупреждал учеников и вообще всех верующих, что они должны бодрствовать, потому что не знают, когда Он придёт во второй раз.

Чтобы показать, как они должны это делать, Он взял пример из жизни того времени.

Как готов бывает верный и благоразумный раб к встрече со своим господином, так должен быть готов к встрече с Христом всякий христианин, исполняя свои обязанности, которые Христос поручил ему. Если же христианин будет вести себя бесчинно, подобно тому, как ведет себя злой раб, он подвергнется плохой участи.

Давид Рид, бывший иеговист, приводит цитату, подтверждающую, что даже в литературе Сторожевой Башни он нашёл подтверждение этого значения Матф. 24:45-47. В книге культа «Наше грядущее всемирное правительство — Божье Царство» авторы сослались на стихи о верном и благоразумном рабе, чтобы сказать следующее:

Царь Иисус Христос не любит хладнокровное служение, половинчатое внимание. Он не хочет, чтобы в царстве Его были лицемеры. Этот важнейший пункт подтверждён Иисусом Христом в иллюстрациях о «верном и благоразумном рабе» и о «злом рабе», в тех иллюстрациях, которые он привёл сразу после того, как побудил учеников «доказать свою готовность» на все времена (Матф. 24:45-51). Великая награда приготовлена для учеников Христа, которые докажут, что они верные, благоразумные и любящие рабы Его, посвящённые без компромисса Его деятельности в приготовлении обещанного всемирного правительства.

Авторы этих слов нечаянно признали, что стихи Матф. 24:45-51 содержат в себе два наглядных примера: один о верном рабе, а другой о неверном, в назидание всем ученикам Христа. В Марк 13:34-37 мы находим сокращённый вариант этого примера. В этом тексте слова Христа ясно подтверждают, что Он имел в виду не какой-то особый класс избранных, а вообще всех верующих в Него. Иисус сказал: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Марк 13:37).

Во-вторых, идея тоталитарной власти, которую руководители Сторожевой Башни провозгласили посредством учения о «верном и благоразумном рабе», практикуется почти во всех культах только без ссылки на Матф. 24:45-47. Одна из выдающихся характерных особенностей культов — это провозглашение верховного, божественного авторитета основателей и их преемников. Это видно в таких культах, как мормонизм, мунизм, бахаизм, кришнаизм, «белое братство», виссарионизм и т.д. Все они претендуют на то, что их лидеры обладают властью и полным божественным правом вести за собою людей и учить их своим доктринам. Разница между ними и Обществом Сторожевой Башни только одна: те культы в оправдание своих претензий не ссылаются на Матф. 24:45-47, а вожди Сторожевой Башни это делают. Однако, суть их поведения одна: все они практикуют диктаторство по отношению к своим последователям.

В-третьих, все прежние подсчёты и предсказания пророческих событий в мире, которые провозглашали руководители Общества Сторожевой Башни, оказались ложными. Если бы раб свидетелей Иеговы был действительно рабом Божьим, то его предсказания уже давно бы исполнились. Другие доктринальные изменения также показывают, что этот раб кормит людей не Божьей пищей. Вместо хлеба он подаёт камни, вместо рыбы змею и вместо яйца скорпиона (Лук. 11:11-12).