16. Свидетельство бывшего иеговиста

Свидетельства об обращении к спасительной вере в Христа всегда назидательны и важны. Особенно, когда люди освобождаются от крепких сетей ложных учений и находят истинную свободу во Христе. Поэтому, в заключение нашей книги, мы желаем привести свидетельство бывшего последователя Общества Сторожевой Башни, который в молодости воспринял учение этой организации, ревностно распространял его, а потом по Божьей милости освободился и стал евангельским верующим. Это свидетельство испанца Сезара Видаля Мансанареса; описано оно им в книге «Воспоминания свидетеля Иеговы». В целях нашего труда нет необходимости писать все подробности, иначе пришлось бы перепечатывать почти всю книгу. Но мы постараемся передать его свидетельство так, чтобы было понятно, как он попал в плен учения Сторожевой Башни, и как был освобожден из него.

Как он стал членом культа свидетелей Иеговы

Сезар Мансанарес был студентом католического колледжа Св. Антония в Испании, когда в первый раз услышал от преподавателя религии, священника Сантоса, о свидетелях Иеговы. Это было за пару лет до 1975 года, когда иеговисты ожидали Армагеддон и наступления Тысячелетнего Царства. Сезар не представлял, кто такие свидетели Иеговы, и подумал, что это, вероятно, какая-то политическая группировка. Поэтому он попросил священника в личной беседе объяснить более подробно. То, что он услышал от Сантоса, показалось ему удовлетворительным. Сезар подумал, что с помощью данных ему сведений он сможет доказать любому свидетелю Иеговы неправильность его позиции. Однако это оказалось грубейшей ошибкой. Кроме того, чтобы сделать о них рекламу, священник:

…представил их неточно, тенденциозно и без опоры на Библейское учение. Свидетели Иеговы могут разрушить такие представления за несколько минут и убедить своего слушателя, что их несправедливо оклеветали враги истинного Бога.

Наконец, отец Сантос приуменьшил значение, не предоставив нам ни малейшей возможности вести с ними беседу, опираясь на Библию. Свидетели Иеговы, как и любая другая секта, достаточно опасны, чтобы ими пренебрегать. Если кто-либо не знает Слова Божия, они могут смутить его с первой же встречи. Отец Сантос не доставил нам такого знания, и, действуя таким образом, он косвенно отправил нас на битву с противником, которого мы считали слабейшим, тогда как были полностью безоружны пред ним. Вскоре мне предстояло узнать, как дорого мне обойдется эта ошибка.

Через месяца три после разговора со священником о свидетелях Иеговы они постучали в дверь дома родителей Сезара Мансанареса. После того как мать открыла дверь и обменялась с ними несколькими словами, два молодых приверженца культа были готовы идти дальше, но к ним проявил интерес Сезар. Мать ушла, а он продолжил разговор, который длился два часа.

Темами беседы были такие: правильно ли учение о Святой Троице; Бог ли Христос; можно ли делать переливание крови; когда наступит конец света; и достоверна ли Библия. В конце беседы представлению, которое создалось у Сезара о свидетелях Иеговы после его разговора с Сантосом, был нанесен значительный удар.

Однако этим дело не кончилось. Представители культа пришли снова через неделю. На этот раз беседа началась с их тогдашнего учения, что «конец» света должен наступить в 1975 году. На вопрос, в каком месяце наступит конец, один из иеговистов ответил, что это, несомненно, будет осенью, потому что Адам был сотворен осенью. А дня и часа никто не знает. «В конце концов, и Сын, Который менее Отца, не знает ни дня, ни часа. Мы также этого не знаем» — заявил один из них. Уверенность свидетелей Иеговы в то время относилась, в общем, к осени 1975 года, а не к точному дню или часу, когда это должно было произойти. На молодого Сезара Мансанареса эта уверенность произвела большое впечатление.

Посещения свидетелей Иеговы продолжались. Тем временем Сезар продолжал учиться в колледже, и его интересовало, смогут ли его священникипреподаватели ответить на вопросы об учении свидетелей Иеговы. Две попытки получить ответ от священников не дали удовлетворительных результатов. По сути, священники отмахивались, советуя «забыть эти глу-пости». Такое отношение побудило Сезара ещё больше расположиться к свидетелям Иеговы. Он ещё усерднее стал прислушиваться к их ответам и читать их литературу.

Несмотря на то, что некоторые пункты их учения казались странными, он, под руководством новых друзей, начал изучать книгу «Истина, которая приводит в жизнь вечную». А этот шаг, наконец, привел его к принятию учения Общества Сторожевой Башни. Сезар Мансанарес так говорит о методе привлечения людей в этот культ:

Лично я считаю, что их литература для них — основной метод приобретения новых членов. Это не изучение Библии, как они утверждают, но, скорее, изучение какой-либо из книг. Хотя они порой и выражают готовность «изучать Библию по темам», их терпение всегда ограничено; рано или поздно они начинают пытаться заставить своего подопечного перейти к изучению их собственной литературы, угрожая в противном случае прекратить свои посещения, тогда как конец так близок. В двух случаях из трех такая тактика приносит успех, как это было и со мной. В третьем случае человек распознает наглый шантаж и прекращает отношения.

Несомненно, что попав в сети их литературы, очень трудно бывает снова вырваться на свободу, и некоторым это никогда не удается.

В дальнейшем, присоединение к культу иеговистов и активное участие в хождении от дома к другому с целью распространения их учения произошли без проблем. Сезар делал всё, что ожидалось от усердного свидетеля Иеговы. Его родители и члены семьи, хотя не соглашались с его новыми убеждениями, однако особенно не притесняли его за это. Сезар описывает, как, несмотря на много занятий в школе и подготовку к учебе в университете, он ходил от дома к дому по двадцать-тридцать часов в неделю с литературой культа, а иногда и больше. Он описывает также, как Сторожевая Башня получает хорошую прибыль в связи с тем, что рядовые иеговисты должны покупать журналы и книги, независимо от того, смогут они продать литературу внешним людям, или просто раздадут.

Интересно, что несмотря на очевидность несостоявшегося предсказания о конце света осенью 1975 года, Сезар не оставил культ. Летом того года, с 7 по 10 августа, он присутствовал на первой национальной ассамблее свидетелей Иеговы в Испании, которая состоялась во Дворце спорта в Барселоне. Руководители культа провозглашали близкий конец света и побуждали своих последователей гордиться тем, что только они возвещают истину. Сезар пишет:

Эта типичная гордыня считать себя единственно истинной религией оставалась в целости, но вместо угрозы инквизиции или преследований, которым подверглись в Испании религиозные диссиденты, налицо была угроза того, что скоро Бог Иегова повергнет в Армагеддоне всех тех, кто не принадлежит к организации свидетелей Иеговы.

Я признаю, что испытывал эту гордыню. Быть «свидетелем Иеговы» порождало во мне чувство превосходства. Всего лишь через несколько месяцев (ибо осень 1975 была недалеко) Бог разрушит существующий порядок, и в то время как большая часть человечества будет уничтожена, я вместе с другими «свидетелями Иеговы» перейду в новый порядок. В то время как все человечество погрязло во грехе, мы шли от дверей к дверям, чтобы возвестить людям об участи, которая их ожидала. Пока тем летом люди шли на пляжи, мы собирались, ожидая этого нового порядка, который вознаградит все наши жертвы. Даже и эта ассамблея была жертвой. Все ее участники были добровольцы, не получавшие никакого вознаграждения от «свидетелей Иеговы».

Мы ели, стоя, ибо Сторожевая Башня не собиралась тратить ни одного цента на покупку стульев. Мы принимали пищу прямо в зале собраний, чтобы не прерывать проповедей Царства. Мы плохо спали и были вынуждены приходить пораньше, чтобы найти сидячие места. Мы приехали сюда, заплатив обычную цену, в ужасном поезде, нанятом Сторожевой Башней для ассамблеи, но мы делали все это с удовольствием.

Таковы были чувства рядовых свидетелей Иеговы. Вожди культа намеренно ввели их в возбужденное состояние. В то же самое время они готовились к тому, чтобы не потерять лицо, если предсказанное событие не исполнится. Сезар продолжает:

По мере приближения осени 1975 года энтузиазм большинства «свидетелей Иеговы» возрастал в предвкушении тысячелетнего царства. Казалось, что оно находится уже на расстоянии протянутой руки. И, однако, начиная с этой самой ассамблеи, с кафедр Залов Царства начали говорить, что если даже в 1975 году конец не наступит и ничего не произойдет, то беспокоиться и огорчаться нечего. В конечном счете, нужно хранить верность организации свидетелей Иеговы, и это самое главное. Само собой разумеется, что осень наступила и прошла, как и весь 1975 год, но конец так и не состоялся.

На такой исход ожиданий свидетели Иеговы прореагировали по-разному. Одни сразу поняли обман и оставили Сторожевую Башню; другие пришли к такому понятию постепенно и тоже покинули её; третьи поддержали официальную версию вождей культа, что Сторожевая Башня никогда официально не провозглашала наступление конца света в 1975 году; а четвертые, в числе которых был Сезар Мансанарес, решили, что сама дата 1975 года не имеет большого значения, потому что рано или поздно придет конец. Последние говорили, что не нужно вредить репутации такой хорошей организации, как Общество Сторожевой Башни. А что касается 1975 года, лучше об этом не вспоминать. Поэтому Сезар Мансанарес без проблем оставался в культе и продолжал деятельность. Однако уже в следующем году Господь впервые показал ему, что он находится на ложном пути.

Неожиданное первое поражение

Когда свидетели Иеговы посещают людей, они обычно чувствуют себя уверенными в том, что если не сразу, то постепенно докажут собеседникам правоту своего учения. Так чувствовал и Сезар Мансанарес, когда он и трое единоверцев-иеговистов отправились на беседу с одной протестанткой и ее пастором в городе Энтревиас в начале 1976 года. Одним из шедших с ним был старейшина общины культа в городе Паломарес.

Как обычно, Сезар и его друзья взяли с собой достаточное количество журналов и книг Общества Сторожевой Башни. Кроме того, Сезар взял с собой Новый Завет на греческом языке, который он начал изучать в университете. Несмотря на предстоящую встречу не просто с кем-то, а с пастором протестантской церкви, они думали, что если даже будут затруднения, их победа — только дело времени.

Но дело оказалось не так. Испробовав все свои приемы в течении первых двадцати минут беседы, Сезар и его коллеги увидели, что им не удалось ввести пастора в замешательство. В результате этого пришедший с ними старейшина встал и с гневом ушел. Он понял, что успеха не будет, и поэтому удалился. Но Сезар и два других иеговиста этого не поняли и остались, думая, что смогут доказать пастору свою правоту.

Дискуссия продолжилась и коснулась темы, кто есть Христос. Как правило свидетели Иеговы считают себя экспертами по этому вопросу и уверены, что могут доказать, что Христос не такой Бог, как Бог Отец.

Поэтому Сезар и его друзья подумали, что теперь-то они загонят пастора в тупик. На их вопрос, Бог ли Христос, пастор ответил утвердительно и пояснил, что это действительно так, потому что по Библии Христос есть Творец вселенной.

Не соглашаясь, Сезар возразил, что Христос творец лишь в косвенном смысле, а не в прямом. На самом же деле Иегова создал мир, только посредством Христа. Однако пастор не принял его возражение, указав, что, согласно Библии, есть только один Творец Бог. Стараясь доказать пастору свою правоту, Сезар привел в пример генерала, воевавшего против города и взявшего его. Этот генерал может заявить, что он взял город. Но, может ли он сказать, что сделал это без участия офицеров и солдат? Так и в вопросе создания вселенной, продолжал настаивать Сезар, она была создана Иеговой, но, конечно, посредством Иисуса Христа.

Заявив это с уверенностью, Сезар решил, что вопрос исчерпан и пастору больше нечего сказать. Но, к его удивлению, пастор продолжил: «Да, аргумент хорош, но знаете ли вы хотя бы одного генерала, который бы утверждал, что он взял город сам, один, без чьей-либо помощи?» Сезар подумал, что в действительности нет такого генерала, который мог бы так сказать. Пока он размышлял об этом и недоумевал, что бы мог обозначать этот вопрос, пастор предложил ему прочитать два стиха из книги пророка Исаии. Первым был 8-ой стих из 45-й главы, где сказано: «Кропите небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастет вместе правда. Я, Господь, творю это». Вторым был стих 13-й из 48-ой главы: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса». (В этом и других стихах Ветхого Завета имя Господь в еврейском оригинале — Иегова, примечание Н.П.) Поэтому, сказал пастор в заключение, если в одном месте Св. Писания сказано, что Иегова создал всё Сам, а в другом, что всё создал Христос, то Христос — это Иегова.

Аргумент пастора показался Сезару неопровержимым. Но, не желая признать поражение, он перешел к другой излюбленной теме свидетелей Иеговы. Он сказал, что пастор верит в существование только одного Бога, а Библия говорит, что есть много богов. Иисус Христос лишь один из них, как впрочем, и сатана, согласно 2 Кор. 4:4. Но пастора, хорошо знавшего Библию, было невозможно отразить. Он предложил Сезару прочитать стих 6 из 44-ой главы книги прпорока Исаии, где написано: «Так говорит Господь (Иегова), Царь Израиля, и Искупитель его, Господь (Иегова) Саваоф: Я первый и последний, и кроме Меня нет Бога». Затем пастор добавил: «Итак, очевидно, что нет других богов, не так ли?» Однако Сезар не сдавался. Он возразил, что Бог един лишь в абсолютном смысле. Это — Бог с большой буквы. Однако есть множество богов с маленькой буквы, т.е. сотворенные боги. Христос и диавол были когда-то сотворены и поэтому они — боги с маленькой буквы.

Выслушав это, пастор снова задал вопрос, на который Сезар мог только ответить утвердительно, но который вел к ещё худшим последствиям для Сезара и его коллег. На вопрос, считает ли Сезар, что все созданные боги появились после Иеговы (Который не имеет начала), Сезар ответил утвердительно и заявил, что в начале всего Иегова создал Сына, а потом создал другие существа, среди которых некоторые — боги.

Тогда пастор предложил Сезару прочитать 10-й стих 43-й главы книги пророка Исаии, где сказано: «А Мои свидетели, говорит Господь (Иегова), вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет».

Затем пастор добавил: «Видите, что Он (т.е. Иегова) хочет сказать? Не было другого бога ни прежде, ни после. Либо Христос есть единый Бог, либо Он не может быть Богом». Сезар описывает дальше:

И снова аргумент оказался убийственным, возразить против которого было абсолютно нечего. Понемногу я начинал видеть, как Христос и Всевышний растворялись один в другом всё более совершенным образом. Тем же самым образом, как существовал один Творец, Который был Всевышним, будучи Христом, точно так же существовал Бог, Который был Всевышним, будучи Христом. Я стал испытывать глубокое томление, от которого, казалось, задыхался.

Но и это не заставило Сезара сдаться. Вспомнив ещё одно место Св. Писания, он подумал, что ещё есть надежда отразить аргументы пастора.

Ссылаясь на Марк 13:32, он заявил, что Христос не может быть Богом, потому что есть то, чего Он не знает. Если бы Он был Богом, то знал бы день и час Своего Второго Прихода. А раз не знает, то Он не Бог.

Однако и на это пастор смог без труда ответить Сезару, который в тот момент вынул греческий Новый Завет, чтобы проверять ответы пастора с помощью оригинала. Пастор попросил его прочитать Иоан. 16:30, где погречески написано: nun oidamen oti oidaV panta — «Теперь мы знаем, что Ты знаешь все». Это было так неожиданно для Сезара, что он едва не впал в шоковое состояние. Пока Сезар пробовал прийти в себя, пастор предложил ему прочитать ещё Иоан. 21:17, где написаны слова Ап. Петра, сказанные Христу: Kurie, panta su oidaV — «Господи, Ты всё знаешь». В заключение, пастор пояснил, что как Человек Христос мог не знать ни дня, ни часа Своего пришествия, но как Бог Он знал всё. Эти доказательства привели Сезара и его коллег в замешательство.

Но пастор на этом не закончил. Желая показать им ещё больше, Кто есть Иисус Христос, он предложил сравнить два места Св. Писания: Ис. 43:10 из Ветхого Завета и Откр. 22:16 и 13 из Нового Завета. На основании данных стихов, если в Ветхом Завете Бог Иегова говорит о Себе, что Он Первый и Последний, а в Новом Завете то же самое говорит о Себе Иисус Христос, то это значит, что Иисус Христос должен быть Иеговой.

Сезар промолчал, не зная, что сказать. Но один из его коллег решил спасти положение. Он уверенно возразил, что если бы Христос был Иеговой для истинных христиан в Новом Завете, то кто-то из них назвал бы его Богом. Но так как никто не назвал Христа Богом, значит Он не Бог. Тогда пастор предложил им прочитать Иоан. 20:28. Сезар открыл греческий Новый Завет и прочитал: apekriqh kai eipen autw, O KurioV mou kai o QeoV mou — то есть, «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой».

После этого Сезару и его коллегам больше ничего не оставалось делать, как, собрав разложенные на столе журналы и книги, бежать из дому.

Сезар не помнит, как это произошло, но помнит, что когда они оказались на улице, он ощутил дуновение свежего воздуха на своих пылающих от смущения щеках. Он не предполагал, что они потерпят поражение от пастора, у которого в руках была одна лишь Библия, в то время как они принесли с собою множество журналов и книг.

Реакция на поражение

Однако победить последователя культа в дискуссии не значит, что он уже приобретен для Христа. Есть много других факторов, которые заставляют его продолжать держаться культа. Подсознательно он чувствует, что с учением культа что-то неладно. Однако он также чувствует, что оставить культ — значит оставить привычный образ жизни, оставить друзей, и, более всего, лишиться общения с родными. Нежелание этого и страх заставляют человека подавлять внутреннее чувство неуверенности и даже более ревностно распространять учение культа.

Приблизительно так было и в случае с Сезаром Мансанаресом. Когда он и его коллеги убежали от пастора, Сезар знал, что они потерпели поражение, но это привело его не к раскаянию, а к ярости «при мысли, что Сторожевая Башня, возможно, не была теократической организацией Бога Иеговы, или же что мы не были еще достаточно искушены, чтобы бороться против таких ангелов диавола, как этот пастор». Сезар решил утвердить свою принадлежность к организации свидетелей Иеговы. Он стал ещё усерднее проповедовать учение культа и более внимательно читать литературу верного и благоразумного раба. Сомнения, которые рождались в глубине его разума по вопросу учения Сторожевой Башни о Личности Иисуса Христа, он приписывал искушениям со стороны диавола. Он даже достал адреса католических священников в Испании, которые печатали в прессе статьи против свидетелей Иеговы, и стал вызывать их на прения. Некоторые из них отозвались. Победив их своими аргументами, Сезар был доволен, и чувство поражения, которое осталось у него после конфронтации с пастором, наконец исчезло.

Ревнуя «об истине», Сезар начал изучать историю Общества Сторожевой Башни. Но вместо вдохновения он обнаружил более тридцати изменений в толкованиях книги Откровения и четырех Евангелий о конце мира за время существования своей организации. Хотя это не поколебало его веру, но заставило искать объяснения у старейшины местной общины. Тем временем, его лучший друг и другие свидетели Иеговы оставили культ в связи с тем, что предсказание вождей о 1975 годе не исполнилось.

Несмотря на это, Сезар продолжал защищать учение и деятельность Сторожевой Башни. Особая возможность представилось ему, когда известный в городе журнал «Белое и черное» опубликовал статью одного католического священника против свидетелей Иеговы. Сезар написал ответ, который был напечатан в одном из последующих номеров. За это он получил похвалу от старейшин общины культа, где состоял членом.

Казалось, что ни всреча с пастором, ни другие случаи не имели эффекта на связь Сезара с организацией свидетелей Иеговы. Однако на самом деле это было не так. Божья истина имеет силу, и Дух Святой действует через посеянное слово Божье. Вскоре в духовной жизни Сезара произошло одно важное событие, которое помогло ему полностью порвать с Обществом Сторожевой Башни. То, как это случилось, — один из примеров действия Слова Божьего на сердце и разум человека.

Продолжая быть ревностным сторонником культа, Сезар проповедовал это учение в университете, где занимался на первом курсе. Но он обнаружил, что студенты вообще сомневались в истинности Библии. Желая убедить их в её достоверности, он начал изучать пророчества Ветхого Завета и доказывать, что многие из них действительно исполнились. Сезар не подозревал, что как раз такое исследование Слова Божьего поможет ему самому полностью убедиться в том, что Иисус Христос есть истинный Бог. Господу было угодно, чтобы Сезар убедился в этом сам исключительно посредством Библии, без участия какого-нибудь искренного христианина.

Неожиданный Божий сюрприз

Началось это тогда, когда при изучении пророчеств Сезар обратил внимание на исполнение Ветхозаветых пророчеств о Христе в Новом Завете.

Первое, с которым он столкнулся лицом к лицу, записано в книге пророка Исаии: «Скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь: вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие, Он придет и спасет вас» (Ис. 35: 4).

«Как же это так?» — подумал он, — «Разве пришедший на землю Спаситель не был Иисус? Почему же в этом стихе сказано, что грядущим Спасителем будет Сам Всевышний?» Сезар не знал, как ответить на свои вопросы.

Второе место также находится в книге пророка Исаии: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (т.е. Иегове), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). Об исполнении этого пророче-ства написано в Новом Завете, в Лук. 3:4, где Иоанн Креститель свидетельствует, что сказанное в Ветхом Завете об Иегове относится к Иисусу Христу. Для Сезара, который мыслил логически, становилось понятно, что, приготовляя путь Иисусу, Иоанн готовил его не кому-то иному, как Самому Всевышнему Богу.

Затем и третье пророчество, на которое он обратил внимание, было в книге Исаии: «Вот Господь (т.е. Иегова) Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» (Ис. 40:10-11). Исполнение его записано в Евангелии от Иоанна 10-й главе, где Иисус назвал Себя добрым Пастырем. Сезар увидел, что Иегова Бог Ветхого Завета и Иисус Христос Нового — это один и тот же Пастырь. При мысли, о том, что всё это значит в сравнении с учением Сторожевой Башни о Христе, его охватила глубокая тревога.

И, наконец, четвертое пророчество, которое Сезар обнаружил тоже в книге пророка Исаии, не принесло ему облегчения. Там написано: «Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного.

Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено» (Ис. 45:22-23). Он увидел, что в Ветхом Завете сказано, что всякое колено преклонится перед единым истинным Богом. А в Новом Завете, в Фил. 2:10-11 говорится, что всякое колено преклонится перед Христом и всякий язык признает, что Иисус Христос — Господь. Это были новые, важные открытия для Сезара.

Затем он увидел ещё два пророчества в книге пророка Захарии, которые не меньше подействовали на него. Одно из них записано в главе 2-й, 10-м стихе: «Ликуй и веселись дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь (т.е. Иегова)». Об исполнении его Сезар подумал:

Еще и еще раз Иегова пророчествует, что Он придет поселиться на Сионе, между тем, я знаю, что Тот, Кто пришел поселиться там, был Христос.

Другое находится в 11-й главе, 12-м и 13-м стихах: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь (т.е. Иегова): брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня!» Относительно этого пророчества Сезар сказал себе:

Захария предсказал, что Иегова будет продан за тридцать сребреников! Но ведь это Иисус был продан за такую цену!»

В результате сравнительного изучения пророчеств, Сезар Мансанарес стал бояться того, что он находил в Библии. Если он правильно понял эти пророчества и их исполнение, то получалось ни что иное, как то, что Иисус Христос — это одновременно Всевышний Иегова и пришедший на землю Мессия. О своих дальнейших чувствах и размышлениях Сезар написал так:

Но, если все было именно так, то оставалось еще множество вопросов: почему все это не было высказано более ясно в Новом Завете? Ведь там Иисуса никогда не называют Богом, никогда Ему не поклоняются; напротив, Его настойчиво называют Сыном Божиим, титулом, который как будто бы подчеркивает превосходство Отца над Ним и то, что Он есть существо сотворенное.

Истинным должно было быть одно из двух: либо Иисус был всегда только Сыном Божиим, сотворенным и ограниченным (в этом случае кому-то следовало дать мне удовлетворительные разъяснения видимых противоречий с текстами Ветхого Завета), либо же Иисус есть Всевышний и Мессия, Который Сам исполнил Свои собственные пророчества. Если эта вторая альтернатива окажется правильной, то мои дни среди «свидетелей Иеговы» сочтены, ибо я вовсе не был расположен ставить свое спасение на карту такой организации, которая учит ложным учениям. Но я еще не знал тогда, как определить, какая из этих двух позиций — Библейская. Счастливое обстоятельство помогло мне выбраться из этой трудной ситуации.

Окончательное действие Божье

Из того, что происходило в душе Сезара, можно понять, что Слово Божье, в которое он вникал, независимо от литературы Сторожевой Башни, начало действовать в его сердце и открывать ему истину. А когда Господь начинает, Он продолжает это делать Духом Святым, проливая все больше и больше света ищущей правды душе. Счастливое обстоятельство, о котором говорит Сезар, произошло в связи с его последующим решением как можно лучше знать греческий язык, чтобы изучать Новый Завет на языке оригинала. С этой целью он начал повторять уроки греческого языка, которые он проходил раньше в университете. Поэтому Гос-подь, в итоге, использовал Новый Завет на оригинальном греческом языке, для того чтобы Сезар, наконец, полностью убедился, что Иисус Христос есть истинный Бог, пришедший во плоти. Это помогло Сезару вырваться из когтей культа свидетелей Иеговы. Данное важнейшее событие в его жизни произошло следующим образом: Будучи дома, Сезар однажды решил посвятить время чтению Слова Божия. Когда он открыл греческий Новый Завет, его взору предстал 5-й стих из 9-й главы Послания к Римлянам. Он прочитал: wn oi patereV kai eV wn o CristoV to kata sarka, o wn epi pantwn QeoV euloghtoV eiV touV aiwnaV, amhn — «Их и отцы, от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь».

Сезар сразу почувствовал, как будто электрический заряд прошел сквозь его тело. Его сердце забилось с неимоверной частотой, а лоб и спина покрылись холодным потом. Ему показалось, что он вот-вот рухнет на пол. Кое-как Сезар добрался до дивана и повалился на него. Прочитанное место Св. Писания его поразило. Оказывается, что согласно греческому оригиналу, пришедший на землю Мессия есть «благословенный во веки Бог». Как же он не видел этого раньше во время чтения Слова Божия?

Оправившись от шока, Сезар взял в руки перевод Нового Мира, чтобы проверить, как переводчики Общества Сторожевой Башни перевели Рим. 9:5. К своему изумлению, он увидел, что они изменили смысл греческого оригинала. Первую часть стиха они перевели, как должно, т.е. что Христос произошел по плоти от отцов народа израильского. А то, что согласно Ап. Павлу, Христос есть сущий над всем и благословенный Бог, они перевели так, что будто-бы в этом стихе сущий и благословенный относится к Богу Отцу.

Поняв, что перевод данного стиха был сделан неправильно, Сезар решил проследить греческий Новый Завет с самого начала и узнать, не подверглись ли и другие стихи подобному искажению со стороны переводчиков культа.

Ему не пришлось читать долго, чтобы обнаружить подобное. В Матф. 2:2 он нашел, что по-гречески написано: hlqomen proskunhsai autw т.е. «Мы пришли поклониться Ему». А в переводе Нового Мира эти слова переведены так: «Мы пришли воздать ему почтение». Подобное Сезар обна-ружил в 8-ом стихе этой же главы. Затем, в Матф. 28:9, где написано, что после воскресения Христа ученики «поклонились Ему», в переводе Нового Мира сказано, что они «воздали ему почтение».

Нужно помнить, что Сезар, конечно, сравнивал греческий Новый Завет с переводом Нового Мира на испанском языке, который соответствует английскому переводу Библии Нового Мира. Но в обоих случаях почтение и поклонение — это разные слова, которые Сторожевая Башня использует для перевода одного слова proskunw (проскуно) из греческого оригинала, которое значит «поклоняться».

Сторожевая башня учит, что поклонение относится только к Богу Иегове. Не следует поклоняться никому, кроме Него. Даже Сыну Божьему, Иисусу Христу, нельзя поклоняться, потому что по их мнению Он был сотворён, а значит, Ему можно оказывать лишь почтение, как и другим тварным личностям.

Слово «поклонение», по-гречески proskunw (проскуно), употребляется в Новом Завете как в отношении Бога Отца, так и в отношении Его Сына, Иисуса Христа. Однако, как обнаружил Сезар Мансанарес, переводчики Общества Сторожевой Башни переводят по-разному это слово в своей версии Нового Мира. Там, где proskunw (проскуно) и его разные формы относится к Богу Отцу, они переводят его, как поклонение, а там, где оно относится к Сыну, они переводят, как почтение.

Примерами этого служит стих Матф. 4:10, где слово proskunw (проскуно) в версии Нового Мира переведено как поклонение, потому что в этом месте Св. Писания говорится о поклонении Богу Отцу. Как мы уже видели на примере стиха Матф. 28:9, это же слово в версии иеговистов переведено, как почтение, потому что перевести его как поклонение обозначало бы, что Христу можно поклоняться как истинному Богу. Поэтому можно с уверенностью сказать, что переводчики Нового Мира сознательно по-разному переводят с греческого слово proskunw (проскуно). Их цель — согласовать перевод Нового Мира с учением Общества Сторожевой Башни. В результате получается, что учение культа ставится выше учения Библии. На эту тему мы уже говорили в 10-ой главе.

Сезар Мансанарес, который к тому времени уже хорошо знал учение Сторожевой Башни, сразу же понял, почему они так поступили со Словом Божьим. Читая дальше, он дошел до Лук. 1:68, где по-гречески сказано: EuloghtoV KurioV o QeoV tou Israhl, oti epeskeyato kai epoihsen lutrwsin tw law autou — «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и искупил народ Свой». Для него стало ясно, что Кто иначе, как не Господь Бог посетил и искупил Свой народ, когда Иисус пришел на землю.

Затем Сезар нашел в Иоан. 9:38, что когда исцеленный Христом человек поклонился Ему, Христос не возразил против этого. Сезар также увидел, что греческий оригинал Иоан. 8:25 повествует, что Иисус сказал, что Он есть от начала сущий, а это согласуется с Исх. 3:14, где Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».

Здесь уместно вспомнить, что в 12-ой главе нашей книги мы рассматривали важные слова, которые Иисус сказал иудеям о Себе: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58 ), по-гречески Egw eimi (Эго эйми).

Когда бы Авраам ни жил, Иисус есть вечный Я ЕСМЬ. В Евангелии от Иоанна Христос много раз применяет к Себе данное выражение. Греческий оригинал это особенно ярко показывает.

Конфронтация с пастором протестантской церкви в доме одной женщины, изучение исполнения Ветхозаветных пророчеств о Христе в Новом Завете, самостоятельное чтение Нового Завета на оригинальном греческом языке, а также сравнение по Библии оригинально написанных стихов о Христе со сделанным Обществом Сторожевой Башни переводом: всё это привело Сезара к полной уверенности, что Сын Божий Иисус Христос есть истинный Бог.

В результате этого он оставил культ свидетелей Иеговы. Естественно, это не произошло без проблем со стороны старейшин местной общины культа. Они пытались переубедить Сезара, но безуспешно. Когда Бог откроет истину Своего Слова Духом Святым, то никакой человек не сможет переубедить иначе. Сезар уверовал, что Иисус умер за его грехи на кресте. Он покаялся в прежних заблуждениях и принял Христа как своего личного Спасителя. Он стал новым творением во Христе (2 Кор. 5:17).

Покаяние и возрождение в жизни Сезара произошли без помощи какого-то возрожденного евангельского верующего. Дух Святой совершил это посредством Слова Божьего на оригинальном греческом языке. В его слу-чае это было необходимо. Иначе он не смог бы освободиться от ложного учения Сторожевой Башни.

Уверовав во Христа, Сезар не знал, есть ли в мире такие верующие, каким он стал во Христе. Через некоторое время он нашел евангельскую церковь в Испании, где были такие верующие, как он, и присоединился к ней. За своё познание истины Сезар выразил в книге глубокую благодарность всем тем, кого Господь использовал для его спасения. А более всего он воздал славу Самому Господу за то, что Он избавил его душу от лжеучения.

Это свидетельство доказывает, что, в конце концов, свет торжествует над тьмой. И если оно других приведёт к свету, то заслуга будет не этой книги, но Того неоценимого драгоценного Света, Который стал плотью, чтобы умереть за нас, и таким образом дарует нам жизнь вечную.

Апостол Павел во 2-ом Послании к Коринфянам 4:6 прекрасно выразил то, что пережил Сезар Мансанарес: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа«.

Да будет за это Ему вечная слава! Аминь.

Издательство Ирпенской Библейской семинарии