I. Свидетели Иеговы в свете истории

1. Адвентистская основа в происхождении

Эсхатологические спекуляции в прошлом столетии

В начале происхождения этой организации последователи Сторожевой Башни не назывались свидетелями Иеговы. Они имели название «Международные Исследователи Библии». В книге «Культы и мировые религии», автор данного труда называет свидетелей Иеговы культом эсхатологическим и антитринитарным (т.е. относящимся к последним событиям в мире и несогласным с учением о Божественной Святой Троице). Действительно, ярко выраженная характерная особенность Сторожевой Башни — это её взаимосвязь как в происхождении, так и во всей истории, с произвольными и умозрительными толкованиями Библейских пророчеств о Втором Пришествии Христа и Царстве Божьем.

Историю Общества Сторожевой Башни нельзя отделить от теорий её основателя и последующих вождей относительно пророческих периодов времени и эсхатологических событий. По этой причине наш обзор истории данной организации по необходимости будет связан с разбором эсхатологических теорий её вождей. Даже если бы при обзоре истории данного культа мы не указывали прямо на недостоверность и противоречивость его теорий, нам всё равно стало бы ясно, что Сторожевая Башня дискредитировала себя тем, что было в её истории и что происходит в настоящее время. Поэтому недаром фактическая и всесторонняя история этого движения замалчивается от сегодняшних последователей организации. Вместо этого им предлагается история с недостаточными данными и уклончивыми объяснениями тех бывших теорий и событий, которые нельзя обойти.

Вильям Миллер и адвентизм первой половины 19-го века

То, что в основе происхождения этой организации лежит возникшее в Америке в начале 19-го века движение адвентизма, — несомненно. Слово адвентизм происходит от английского слова «advent», означающего «при-бытие, приход или пришествие». Среди англоязычних христиан оно употребляется для обозначения грядущего Второго Пришествия Христа. Эта доктрина, как знают верующие, — важная часть учения Нового Завета.

Христос вознёсся на небеса после Своего воскресения, однако Он неоднократно говорил о том, что придёт в этот мир опять в силе и славе небесной (Матф. 24 и 25; Марк 13; Лук. 21). Во время Его вознесения Божии ангелы подтвердили это обещание апостолам (Деян. 1:10-11). Поэтому апостолы проповедовали людям о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа (Иак. 5:8-9; 2 Пет. 3; 2 Феc. 1:7-10; Отк. 22:12, 20).

Однако важно заметить, что в связи со Вторым Пришествием Христа, было неоднократно сказано, что людям не дано знать, когда именно оно будет. Нам даны лишь признаки и предупреждения. Пришествие Спасителя, согласно Новому Завету, будет неожиданным как для верующих, так и для неверующих (Матф. 24:36, 42-44; 1 Феc. 5:1-30). Верующие должны быть всегда готовы к Его Пришествию (Матф. 24:44; 25:13; 1 Феc. 5:4-6).

Христос сказал ученикам, и мы должны принять, что Он имел в виду не только апостолов, но и всех нас: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24:36). А после Своего воскресения, перед тем как вознестись на небо, Он еще тверже предупредил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1:7).

Несмотря на это, в истории церкви неоднократно бывали случаи, когда люди в том или ином виде пытались предсказать год и время Второго Пришествия Христа и установления Его видимого Царства. Этим до настоящего времени занимаются многие еретики и, к сожалению, некоторые верующие христиане. Одним из таких верующих был американский проповедник Вильям Миллер, баптист, живший в Америке в первой половине 19-го века. Он сделал попытку предсказать дату Второго Пришествия Христа и потерпел неудачу. Поэтому движение адвентизма — это проявление крайности в толковании Библейского учения о Втором Пришествии Христа, а также нарушение предупреждения Спасителя не заниматься этим.

Этот первоначальный адвентизм не имел ничего общего с соблюдением субботы и требованием соблюдения Ветхозаветного закона, как практикуется сегодня в церкви адвентистов седьмого дня.

Между прочим, ради справедливости следует сказать, что в данном случае нет оснований обвинять евангельских христиан-баптистов в связи с крайним и неоправданным учением Миллера. Как христианская конфессия баптисты никогда не учили и не учат, что на основе Священного Писания можно или нужно устанавливать дату Второго Пришествия Христа.

То, что один из них попробовал это сделать, не говорит о том, что баптисты должны отвечать за него. Если посмотреть внимательно, то среди других конфессий также бывали люди, которые проявляли подобные крайности. В тех случаях, конечно, их крайности не достигли широкой известности, как произошло в случае с Миллером. Однако, никто не говорит, что конфессии, к которым они принадлежали, виновны лишь по причине принадлежности к ним таких людей. Как конфессия баптисты никогда не верили и не считали оправданным такой подход к Священному Писанию, какой был у Миллера.

Основываясь на толковании некоторых пророчеств Дан. 8:13-14, Миллер начал в 1831 году публично заявлять, что Христос придёт опять на землю «приблизительно в 1843 году». Многие поверили Миллеру и начали ревностно распространять его учение. Таким образом, в Америке основалось новое движение, получившее название адвентизма.

Вначале Миллер и его последователи думали, что Христос придёт в течении двенадцати месяцев, начиная с 21 марта 1843 года. Когда этого не произошло, они получили первый шок разочарования. В результате этого друзья Миллера пересмотрели вопрос и решили, что в подсчёте была сделана небольшая ошибка. Они её «исправили» и сказали, что Пришествие Христа состоится в 1844 году, и конечной датой назначили 22 октября 1844 года. Однако и эта дата оказалась недостоверной. Таким образом, Миллер и его друзья оказались в затруднительном положении. Сам Миллер признал ошибку и оставил движение. Многие из его последователей сделали то же самое. День 22 октября 1844 года известен в Америке, как «день большого разочарования».

Новые объяснения неудавшейся даты и происхождение церкви адвентистов седьмого дня

Однако не все адвентисты поступили так, как Миллер. Некоторые из них занялись новым пересмотром подсчётов Миллера и решили, что пророчество Даниила в отношении 1844 года в основном правильно. Только, по их мнению, произошла ошибка в следующем. Миллер учил, что в 1843 или 1844 году Христос видимым образом придёт во второй раз в наш земной мир, тогда как пророчество Дан. 8:13-14 нужно понимать, как Его невидимый для людей вход 22 октября 1844 года во Святое Святых на небесах, чтобы начать особое служение. Организатором этого толкования был последователь Миллера, Хирам Эдсон, якобы видевший 23 октября 1844 года Христа, вошедшего на небе во Святое Святых и начавшего особое служение. Хирам Эдсон и его друг О. Кросиер, принявший видение Эдсона как достоверное, учили, что Христос был отражением служения Ветхозаветных священников. Со времени Своего вознесения Он совершал служение священника, предлагавшего прощение людям, но 22 октября 1844 года Христос вошёл во Святое Святых, где Его служением стало «уничтожение» грехов умерших верующих. Эта попытка через истолкование примирить «большое разочарование» с Библией получила дальнейшее развитие и, наконец, стала доктриной «следовательского суда». С течением времени, духовным лидером этой группы адвентистов стала Елена Уайт, которую они приняли за пророчицу, потому что она убедила их в достоверности своих особых «небесных видений». По её словам, она связала идеи Эдсона и Кросиера о входе Христа во Святое Святых в 1844 году для нового особого служения со своими видениями небесной скинии и скрижалей Божьего Ветхозаветного закона, в которых особенно подчёркивалась важность четвёртой заповеди закона, т.е. соблюдение субботы, седьмого дня от сотворения мира, согласно первой главы книги Бытие.

В 1863 году в результате деятельности Елены Уайт, спустя девятнадцать лет после «дня разочарования», образовалась церковь адвентистов седьмого дня. Доктрина о «следовательском суде», как говорит сама г-жа Уайт, заключается в том, что в течение 18 столетий после вознесения Христа Его служение: совершалось в первом отделении (небесного, Н.П.) святилища. Кровь Христа ходатайствовала за кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако эти грехи по-прежнему оставались отмеченными в небесных книгах… Как в древности грехи народа верой возлагались на жертву за грех и посредством её крови переносились образно в земное служение, так и в Новом Завете наши грехи верой возлагаются на Христа и переносятся в небесное святилище. И, как в прообразном служении совершалось очищение земного святилища посредством удаления грехов, так и действительное очищение небесного святилища должно произойти посредством удаления, или уничтожения грехов, внесённых туда. Но, прежде этого должны быть исследовательские книги, чтобы решить, кто через прощение грехов и веру в Христа может получить право на спасение. Поэтому очищение святилища включает и работу следственного суда. Эта работа должна быть завершена до того времени, как явится Христос, чтобы искупить Свой народ, ибо когда Он придёт, Он принесёт с Собой возмездие, «чтобы каждому воздать по делам его» (Откр. 22:12).

Теория «следовательского суда» основана на преувеличенном сообразовании Ветхозаветного священства со служением Христа и умаляет совершенство и законченность голгофской жертвы Христа Спасителя для нашего спасения (Евр. 9:28; 10:12-14). Согласно этой теории, простив нам грехи, Христос вначале вносит их в небесное святилище, а лишь после уничтожит их там. А, что касается спасения, то оно зависит от расследования жизни верующего человека после его смерти. Такое предположение не соответствует ясному учению Нового Завета о спасении. Христос уже искупил нас, и Ему не нужно расследовать наши грехи, если Он их уже простил. Как бы то ни было, нашлось достаточно адвентистов, которые приняли достоверность видений Эдсона и Уайт и в результате этого стали называться адвентистами седьмого дня.

Вторые адвентисты и их теории

Другие адвентисты отвергли теорию о невидимом небесном вхождении Христа во Святое Святых 22 октября 1844 года. Они просто решили, что если даты 1843 и 1844 годов оказались ошибочными, это не значит, что нельзя в дальнейшем определить год, когда Христос всё же придёт видимым образом на землю во второй раз. Эти адвентисты продолжали поиски верной даты Второго Пришествия и получили название вторых адвентистов.

Некоторые из них учили, что 6000 лет истории мира от сотворения земли закончатся в 1873 году, а раз так, то в 1874 году Христос придёт видимым образом и установит на земле Своё Царство. Знакомство основоположника Общества Сторожевой Башни со вторыми адвентистами — причина происхождения организации, члены которой называются в наше время свидетелями Иеговы.