2. Чарльз Расселл, основатель и первый президент Общества Сторожевой Башни

Ранний период жизни и дружба со вторыми адвентистами

На оборотной стороне обложки русского издания журнала «Сторожевая башня» от 15 февраля 1997 года написано, что первым президентом Общества Сторожевой Башни был Чарльз Тейз Расселл. Другие источники повествуют, что он родился в 1852 году в христианской семье строгих пресвитериан. В юношеские годы Чарльз Расселл интересовался вопросами веры и спасения; однако, когда ему исполнилось 17 лет, он отошёл от христианства и стал считать себя скептиком. Ему особенно не нравилось учение об аде и кальвинистская доктрина предопределения. Годы его молодости совпали с годами деятельности основательницы церкви адвентистов седьмого дня Елены Уайт и вторых адвентистов. Толкование пророчеств Библии и попытки определить год Второго Пришествия Христа были в те времена излюбленным занятием многих людей.

Когда в 1870 году Чарльз Расселл встретился с вторыми адвентистами, он услышал от них, что через исследование Библии можно определить время Второго Пришествия Христа. Это так повлияло на юного Чарльза, что он начал усердно изучать Библию с таким намерением. В том же году он организовал свою группу для изучения Библии, которая затем назвала его своим «пастором». Несомненно, Расселл был знаком со всеми идеями адвентистов. Продолжая связи с ними, он дружил с проповедником Джоржем Сторрсом, защитником миллеризма и основателем адвентистского «Союза Жизнь и Пришествие». Исследователи культов Джордж Мэйтер и Ларри Николе говорят так о последующих пяти годах жизни Расселла:

В течение следующих пяти лет (1870-1875) Расселл собирал небольшую группу учеников для изучения Библии, которая собиралась регулярно.

Вначале Расселл соглашался с адвентистами и был убеждён, что на самом деле Господь придёт в 1873-1874 г.г. Однако адвентисты снова оказались неправы, когда 1874 год пришел и прошёл без видимого возвращения Христа.

Выход из затруднительного положения

Как и в случае с первыми адвентистами, Расселлу и вторым адвентистам нужен был выход из затруднительного положения. Расселл нашел его в январе 1876 года, в журнале «Вестник Утра» (Herald of the Morning).

Экземпляр его он получил от редактора журнала, Нельсона Барбоура, который подобно Джоржу Сторрсу был вторым адвентистом.

Через тридцать лет, 15 июля 1906 года, в собственном журнале «Сторожевая башня» Расселл написал о том, как он отреагировал на идею Барбоура, предложенную в 1876 году «Вестником Утра»:

… я узнал из его содержания, что глаза редактора начали открываться на темы, которые некоторые годы так сильно радовали наши сердца здесь, в Аллегени. Что цель возвращения нашего Господа не в том, чтобы разрушить, но благословить все племена земные и что Его Пришествие будет подобно вору и не в плоти, но в духовной личности, невидимой для людей.

Я обрадовался, узнав, что и другие приходят к подобному передовому понятию. Однако был изумлён, обнаружив осторожно высказанное заявление о том, что редактор верит, согласно пророческим указаниям, что Господь уже присутствует в мире (незаметно и невидимо), и что время для жатвы уже пришло, и что это мнение правдиво на основе пророчеств, которые лишь несколько месяцев тому назад казались неисполненными.

Я немедленно написал г-ну Барбоуру, известив его о моём согласии с другими пунктами (толкования) и о желании узнать, почему и на каких данных Писания он считает, что присутствие Христа и жатва Евангельского века начались с осени 1874 года. Ответ показал, что моё предположение было правильно, а именно, что аргументы, относящиеся ко времени, хронологии и т.п., были теми же самыми, которыми пользовались вторые адвентисты в 1873 году. (Этот ответ также) объяснил, что г-н Барбоур и его сотрудник, г-н Дж. Х. Патон из Мичигана, были обычными адвентистами до того времени, и что когда 1874 год прошёл, а мир не сгорел в огне, и Христос не явился во плоти, они были на некоторое время ошеломлены. Проверив пророчества, касающиеся времени, которое, казалось, прошло без исполнения, и не заметив никакой ошибки, они начали сомневаться, правильно ли время (т.е. 1874 год, Н. П.), и не ошибочны ли их ожидания.

От учения о пришествии к теории о присутствии

Однако, их ошеломлению и сомнению, по словам Расселла, не суждено было долго существовать. Он дальше пишет, что один из читателей «Вестника Утра», владевший греческо-английским подстрочником Нового Завета, обратил внимание, что слово пришествие в Матф. 24:27, 37 и 39 было альтернативно передано в подстрочном замечании словом присутствие. Это «открытие» стало ключом для решения проблемы. Барбоур и его друг Патон пришли к убеждению, что так как в их подсчёте о том, что Христос должен был придти в 1874-м году, нет ошибки, то на основе слова присутствие следует считать, что Он действительно пришёл, и это произошло незаметно и невидимо. Следуя данному толкованию, Расселл продолжил эту тему в «Сторожевой башне».

Они были проведены через пророческое время к правильным взглядам относительно цели и образа возвращения Господа. Я же, в противоположность им, сначала пришел к правильным взглядам относительно цели и образа возвращения нашего Господа, а потом к исследованию времени этих событий, указанных в Слове Божьем. Таким образом, Бог часто ведёт Своих детей с разных начальных точек истины, но там, где сердце стремится и доверяет, результатом должно быть привлечение всех к единству.

Расселл и его единомышленники считали, что в связи со Вторым Пришествием Христа в мир есть три фактора, которые они понимали по-своему. Этими факторами были: цель, образ и время Его явления. Целью, по их мнению, была жатва, т.е. обращение к вере людей; образом было Его незаметное, невидимое пришествие, а время — 1874 год. В основу для определения этого года они взяли два исчисления. Во-первых, идею некоторых адвентистов, что 6000 лет от сотворения мира исполнились в 1873 году. И, во-вторых, толкование, что 1335 дней (пророческих лет, Н.П.) Дан. 12:12 начались в 539 году Р.Х., когда папство стало доминировать в христианстве, и закончились в 1874 году. Так как Даниил называет блаженными тех, кто будет ожидать и достигнет 1335 дней (лет), это блаженство, по мнению Расселла и Барбоура, относится к тем, кто, будучи верующим, дождется прихода Христа в 1874 г. Поэтому они считали, что Христос невидимым образом пришёл именно в 1874 г. По причине этого толкования Расселл написал трактат «Цель и образ возвращения нашего Господа» и отпечатал 50 тысяч экземпляров для раздачи людям.

Схема пророческих событий по Расселлу

1813 год до Р.Х. — Начало существования израильтян как народа, когда умер патриарх Иаков

606 год до Р.Х. — Разрушение Иерусалима Навуходоносором и начало времен и язычников.

454 год до Р.Х. — Повеление восстановить стены Иерусалима. Этот же год — начало 2300 дней (пророческих лет, Н.П.) Дан. 8:14 и 70-ти седьмин Дан. 9:24.

24 год Р.Х. — крещение и помазание Иисуса Христа.

33 год Р.Х. — смерть Христа.

36 год Р.Х. — конец 70-ти седьмин Дан. 9:24 и начало проповеди христианства язычникам.

539 год Р.Х. — Начало доминирования христианства папами римскими, а также начало 1260 дней (Дан. 12:7), т.е. времени, времён и полувремени, начало 1290 дней (Дан. 12:11) и начало 1335 дней (Дан. 12:13).

1799 год Р.Х. — конец 1260 дней Даниила 12:7 и унижение Наполеоном достоинства папства.

1828 год Р.Х. — конец 1290 дней (Дан.12:11) и начало адвентистского движения Вильяма Миллера.

1846 год Р.Х. — Конец 2300 дней Дан. 8:14 и «очищение святилища» посредством выявления ложных доктрин Джоржем Сторрсом, как например, доктрина о бессмертии души и т.д.

1873 год Р.Х. — Исполнение 6000 лет от создания человека.

1874 год Р.Х. — Конец 1335 дней Даниила 12:13, начало невидимого присутствия Христа и начало «жатвы».

1878 год Р.Х. — «пришествие царя (Христа) в силе» и воскрешение святых, спящих смертным сном.

1881 год Р.Х. — конец всеобщего призыва малому стаду 144 тысяч святых и падение Вавилона Великого (конец ложного религиозного влияния на Церковь).

1914 год Р.Х. — конец времен и язычников и «времени Скорби», ведущей к Армагеддону, очищение земли и восстановление евреев в Палестине.

1918 год Р.Х. — Начало анархии во всём мире, начало разорения Вавилона Великого (христианства) социалистическими и анархическими элементами общества и вознесение остатка из 144 тысяч в небесную славу.

1920 год Р.Х. — Падение на христианство Божьего «огня» с неба.

1921 год Р.Х. — сообщество верующих, которым должно быть на небе, будет взято и прославлено. Так закончится небесное воскресение.

1925 год Р.Х. — конец всемирной анархии и полное восстановление земного Израиля.

1931 год Р.Х. — Время полного установления Божьего Царства на земле.

1980 год Р.Х. — предполагаемое восстановление всего земного Израиля через воскресение из мёртвых.

2875 год Р.Х. — восстановление полного земного совершенства.

2914 год Р.Х. — возвращение управления землёй человечеством.

После того как Чарльз Расселл сошёлся в идеях с Барбоуром, они совместно издали в 1877 году книгу под названием «Три мира и план искупления». В ней они утверждали, что Христос действительно невидимым образом присутствует на земле с 1874 года, и что последующие 40 лет будут периодом жатвы. В 1914 году кончатся времена язычников и произойдет Армагеддонская битва, после которой наступит Тысячелетнее Царство. Расселл и Барбоур настаивали, что греческое слово парусия в Матф. 24:3, 27, 37 и 39 нужно переводить не словом пришествие, а присутствие.

Заявление Расселла о том, что Бог привёл его и его друзей к правильному пониманию истины, было недостоверно. Интересно заметить, что между первыми и вторыми адвентистами вместе с Расселлом есть, по крайней мере, одна очень заметная параллель. Как первым, так и вторым адвентистам пришлось искать выход, когда их предсказания о видимом пришествии Христа на землю оказались неверными. Первые адвентисты нашли выход в небесных видениях, якобы повествующих, что Христос вошёл в Святое Святых на небе, а вторые — в толковании, что Его пришествие следует понимать, не как видимое земное явление, а как невидимое с целью «сбора урожая».

В связи с этим следует заметить, что когда предсказания видимых пришествий не исполнялись, люди сразу узнавали, что с данной теорией что-то неладно, а когда им предлагались идеи о том, что произошло на небе или случилось невидимо на земле, они не могли опровергнуть эти версии.

Поэтому многие продолжали следовать за руководителями как первых адвентистов, так и вторых вместе с Расселлом. Рэймонд Франц, бывший свидетель Иеговы и племянник Фредерика Франца, президента Сторожевой Башни с 1977 по 1992, в своей книге «Кризис совести» написал, что согласие со всеми этими вещами, которые считались невидимыми, всецело зависело от веры человека в предлагаемые толкования.

Разрыв с адвентистами и самостоятельная деятельность

В 1878 году Расселл перестал сотрудничать с Барбоуром. Причиной для этого послужила новая теория Расселла, с которой не согласился Барбоур. Джеймс Пентон в книге «Апокалипсис задержан» пишет об этом:

Расселл разработал объяснение, что умирающие в Господе с 1878 года будут немедленно воскресать небесным воскресением вместо того, чтобы почивать в своих гробах; поэтому он считал, что 1878 год — это особый год. Но Барбоур отказался принять такое решение и начал разработку новой обширной программы для определения даты (пришествия Христа, Н.П.). Вдобавок к этому, он вошёл в конфликт с Расселлом и Патоном по вопросу значения искупления.

Расставшись с Барбоуром, Расселл продолжал проповедовать учение о невидимом присутствии Христа. В 1879 году он начал издавать журнал «Сионская сторожевая башня и вестник Христова присутствия».

Для своих последователей Расселл организовал Международное Общество Исследователей Библии, а позже в 1884 году Библейское и Трактатное Общество Сторожевой Башни, для того чтобы печатать литературу и журнал «Сионская сторожевая башня и вестник Христова присутствия».

Этот журнал выходит до сих пор с сокращённым названием «Сторожевая башня». Название издательского общества остаётся без изменения. Но вместо названия «исследователи Библии», которое вначале применялось к членам Общества Сторожевой Башни, теперь применяется название «свидетели Иеговы».

Хотя Расселл не имел высшего образования, он выпустил шесть томов «Изучения Священного Писания» и перед своей смертью начал писать седьмой том. Кроме того, им написано большое количество брошюр. Их обращение при его жизни достигло около 16-ти миллионов экземпляров на 35-ти языках мира. Почти две тысячи газет еженедельно печатали его проповеди. Эти данные говорят о том, насколько широко распространялись идеи Расселла.

Своё «Изучение Священного Писания» Расселл практически поставил выше Библии. Это видно из того, что он написал на странице 298 журнала «Сторожевая башня» от 15 сентября 1910 года. Приведем выдержки по книге Уолтера Мартина «Царство культов»:

Шесть томов моей книги «ИЗУЧЕНИЕ ПИСАНИЙ» — это практически Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами. Её можно назвать ТЕМАТИЧЕСКОЙ БИБЛИЕЙ. Иными словами, это не просто комментарии к Библии, но сама Библия…

Люди не только неспособны понять намерения Бога без моей книги. Даже, если человек читал «ИЗУЧЕНИЕ ПИСАНИЙ» в течение 10 лет и если он научился понимать Библию должным образом, но если он отложит мою книгу и попытается читать только Библию, то опыт показывает: через 2 года он окажется в полной темноте. С другой стороны, если он станет читать только «ИЗУЧЕНИЕ ПИСАНИЙ» и те ссылки, которые там даны, то даже не открывая Библии, он будет в свете через два года, потому что он будет видеть свет Писания.

Вот такое заявление! Согласно Расселлу, нужно читать не Библию, а его комментарии. Но не прошло и двадцати лет со дня его смерти, как последователи отказались от пророческих схем, столь высоко превозносимых в его книгах. Его книги также были отставлены в сторону. Несмотря на то, что Расселл объявил свои комментарии высшим авторитетом, они оказались недостоверными. Основатели новых странных культов обычно превозносят свои письменные труды, как полученные свыше. Прежде чем пойти дальше, мы желаем привлечь внимание читателей к хронологической и эсхатологической схеме, которую разработал Чарльз Расселл для своих последователей. В ней он принимает один пророческий день за один год. Данная схема, как и последующая, в которую он внёс добавления, не согласуется с современной схемой пророческих событий Сторожевой Башни. (См. на стр. 18-19 «Схему» в изложении Джеймса Пентона).

По вычислениям Расселла, концом мировой системы правления и началом Армагеддона должен был стать 1914 год. А сразу же после этого должно было наступить Божье Тысячелетнее Царство. Этого, конечно, не состоялось, так как Христос предупредил: «Не ваше дело знать времена или сроки» (Деян. 1:7).

Неудачи Чарльза Расселла и конец его жизни

Несмотря на успехи Расселла в основании уникального еретического учения, в его жизни были также неудачи. Особенно это относится к его семейной жизни. Расселл и его последователи верили, что он «верный и благоразумный раб» (Матф. 24:45), который подает правильную пищу слугам Божьим (т.е. народу Божьему, Н.П.) в нужное время. В 1879 году он вступил в брак с Марией Ф. Аклей, в глазах которой именно он и был этим «верным и благоразумным рабом». У них не было детей. Она сотрудничала с ним в работе общества по изданию журнала. Однако в 1896 году Мария Аклей начала доказывать, что он злой раб (43-й стих той же главы Ев. Матфея). В 1903 году она подала на развод, обвиняя Расселла в тщеславии, эгоизме, господстве и в том, что он неприлично относился к их приемной дочери и горничной. Следующей проблемой Расселла был эпизод с «чудесной пшеницей» в 1911 году, продажу которой он объявил в своём журнале «Сторожевая башня». Эта пшеница, как он утверждал, должна была давать в пять раз больше урожая, нежели любая другая пшеница. Едкие газетные статьи американских корреспондентов разоблачили попытку неправедно заработать средства для его общества. Суд установил, что «чудесная пшеница» Расселла была не лучше, а хуже обычной пшеницы. Сторожевая Башня понесла урон. Еще одна большая неудача случилась в 1912, году, когда пастор одной баптистской церкви написал против Расселла брошюру под названием «Некоторые факты относительно самозванного «пастора» Чарльза Расселла».

В ответ на это лидер Общества Сторожевой Башни предъявил иск в суд, как за клевету. Однако во время суда Расселл был уличён в клятвопреступлении. Он умышленно дал ложные показании и проиграл дело.

Его предсказание относительно 1914 года оказалось неверным. Первую мировую войну, начавшуюся в 1914 году, Расселл истолковал, как начало Армагеддона. Однако, когда война продолжалась, и не было видно, что она приведет к концу мировые государственные системы, как предсказывал Расселл, он пересмотрел свои ожидания и написал, что данная война не Армагеддон, но приведёт к Армагеддону. В книге «Законченная тайна», которую Расселл начал, но не окончил, он сделал некоторые изменения. Однако модифицированная схема была тоже вымыслом его ума.

Ничего, кроме новых проблем она не принесла его последователям.

Недолго перед смертью, чувствуя необходимость как-нибудь оправдать несостоятельность своей теории относительно 1914 года, Расселл написал в предисловии к новому изданию своей книги «Время близко», что он признает свою ошибку в том, что святые Господни (т.е. его последователи) будут со Христом в славе, когда закончатся времена язычников в 1914 году. Он оправдывался, что это была естественная ошибка, в которую можно было впасть, однако Господь обратил её в благословение для Своего народа.

Идея, что вся Церковь будет принята в славу прежде, чем наступит октябрь 1914 года, действительно произвела весьма стимулирующий и освящающий эффект на тысячи людей. Все они соответственно могут прославить Господа — даже за ошибку. Многие на самом деле могут почувствовать себя благодарными Господу за то, что завершение надежды Церкви не произошло тогда, когда оно ожидалось; мы, как Господний народ, имеем дальнейшие возможности совершенствоваться в святости и в участии с нашим Господом в дальнейшей проповеди Его Вести Его народу.

Иначе говоря, Чарльз Расселл был вынужден признать своё заблуждение, потому что это невозможно было скрыть. Однако, у него не было раскаяния. Он просто отложил Армагеддон на 1918 год. А, оправдываясь, что будто Господь обратил его ошибку в благословение, он совершил ещё одно преступление против Господа.

Расселл умер скоропостижной смертью 31 октября 1916 года, не успев ввести схематические добавления и поправки в вероучение своего Общества. Поэтому его последователи продолжали верить в теорию о том, что 1914 год приведёт к Армагеддону и установлению Царства Божья.

Когда же закончилась Первая мировая война и первоначальные предсказания не сбылись, его последователи оказались в замешательстве.

Данной проблемой после смерти Расселла должен был заняться Джозеф Рутерфорд, новый лидер движения. Под его руководством произошли постепенные, но довольно значительные изменения в схеме. Каковой стала новая схема, и каким образом были сделаны изменения, мы рассмотрим ниже.

Однако 1914 год всё же остался очень значительной датой в учении Сторожевой Башни. До сих пор он — ось, вокруг которой вращается колесо учения современных преемников Расселла.