6. Третий президент Натан Кнорр и расширение деятельности по всему миру

Через пять дней после смерти Джозефа Рутерфорда, 13 января 1942 года, третьим президентом Сторожевой Башни стал Натан Гомер Кнорр. В его случае не было борьбы за главенство в Обществе по причине того, что система организации была четко налажена, и Натан Кнорр уже был её вице-президентом. Он родился в 1905 году. Его родители были голландского происхождения и были членами Реформированной церкви. В возрасте 16-ти лет Кнорр познакомился с исследователями Библии, а через год, в 1922 году, принял крещение и стал активным разносчиком литературы Сторожевой Башни. Год спустя он был приглашён на работу в Бруклинский центр Сторожевой Башни, называемый Вефиль, где прожил всю свою дальнейшую жизнь. В 1932 году его назначили главой отдела издательства Сторожевой Башни. Затем, через два года он стал одним из директоров Общества, а в 1942 году его вице-президентом.

При жизни второго президента, Джозефа Рутерфорда, Натан Кнорр был во всём ему послушен и, естественно, не мог проявить себя полностью при его жизни. Однако, когда Рутерфорд умер, дальнейшая жизнь Кнорра показала, что он был способным администратором, преданным делу Общества. Джеймс Пентон говорит о нём, что он был деловым человеком, способным быть также жестким по отношению к тем, кто ему не нравился. Однако, в сравнении с первыми двумя президентами, он был более уравновешенного характера и вёл нормальную семейную жизнь.

С самого начала правления Кнорр дал понять, что он против возвышения какой-либо одной личности в организации. По крайней мере, он был более склонен к сотрудничеству с коллегами и к принятию совместных решений, чем бывшие президенты. Кнорр ввёл новый обычай при издательстве книг и журналов в Обществе. До 1942 года литература Общества, как всякая другая, издавалась с именами и фамилиями написавших их авторов. Однако в этом году Общество стало их издавать анонимно.

Все письма, посылаемые от имени организации, стали посылаться без подписей тех, кто писал или отвечал. На место подписи стал ставиться офи-циальный штемпель Библейского и Трактатного Общества Сторожевой Башни. Этот обычай существует до сих пор. Ни одна книга, статья журнала или письмо Общества не имеет фамилии или подписи автора. В оправдание этого свидетели Иеговы говорят, что это делается для того, чтобы хвала во всём принадлежала Богу, а не людям. Однако Джеймс Пентон пишет об этом следующее:

Конечно, возможно, была другая причина, почему Кнорр хотел развить культ деперсонализации. Так как он не мог делать (литературного, Н.П.) расследования и писать главные труды Общества, он знал, что не достигнет успеха, которого достигли Расселл и Рутерфорд, как писатели. Поэтому Натан Кнорр, возможно, очень хотел спрятать свою неспособность тем, что установил порядок издавать всю литературу Сторожевой Башни анонимно.

На протяжении президенства Кнорра Общество имело двух вице-президентов. С 1942 года по 1949-й вице-президентом был Гейден Купер Ковингтон. Он был адвокатом, успешно защищавший свидетелей Иеговы в судебных процессах в Америке с 1939-го года по 1955-й. Ковингтон был человеком парадоксального склада ума. В защитах единоверцев и Общества на судах он аргументировал на основе необходимости свободы совести и религиозного убеждения для каждого человека, а во время заседаний правления Сторожевой Башни настаивал на введение авторитарных идей самого крайнего образа. На этой почве у него и президента Кнорра часто возникали большие разногласия и споры. Это привело их к состоянию вражды. Наконец, в начале 60-х годов нервное напряжение и перегрузка в работе привела Ковингтона к злоупотреблению алкоголем. Он вынужден был уехать из Нью-Йорка, и был исключён из членов Общества. Однако со временем он поправился и был восстановлен. Он умер свидетелем Иеговы в 1979 году.

Вторым вице-президентом был Фредерик Вильям Франц с 1949 года по 1977 год, когда умер Кнорр. Затем он занял положение четвёртого президента Сторожевой Башни. О его важной роли в учении и практике Общества Сторожевой Башни мы скажем в главе, посвящённой его президентству. Теперь же достаточно сказать, что Фредерика Франца можно рассматривать как главного идеолога Сторожевой Башни как во время правления Кнорра, так и в период его собственного правления.

Не имея способностей писать или заниматься учением, Натан Кнорр всецело посвятил себя организационным делам Общества Сторожевой Башни. Притом он стал президентом, будучи сравнительном молодым, в возрасте 37 лет, и занимал это положение 35 лет. В результате его деятельности количество свидетелей Иеговы в мире возросло от 108 тысяч до почти 2 млн. 250 тысяч. Кнор умер в 1977 году. В том году по всему миру число присутствовавших на Вечере Воспоминания у свидетелей Иеговы, было свыше 5 миллионов 100 тысяч человек. Так распространилось при нём влияние Сторожевой Башни в мире.

Главной задачей для себя Кнорр поставил улучшение проповеднической деятельности свидетелей Иеговы. С этой целью он восстановил систему зональных и региональных служителей, которые после стали называться окружными служителями (надзирателями) и районными служителями (надзирателями). Под руководством Кнорра в каждом местном собрании были организованы «теократические школы служения». Вдобавок к этому, Кнорр основал Галаадскую миссионерскую школу в городе Нью-Йорк для подготовки профессиональных миссионеров. Вместе с этими мероприятиями, имевшими цель постоянной и более эффективной работы, Кнорр постарался смягчить подход к внешним людям со стороны своих миссионеров и последователей свидетелей Иеговы. По крайней мере, в отношении внешних людей, которым они «свидетельствовали» о Царстве, они перестали резко осуждать их религии и более уважительно подходить к людям. Такой подход стал приводить к лучшим результатам в их деятельности.

Джеймс Пентон пишет, что благодаря гонениям, которые пережили свидетели Иеговы в Европе во время гитлеровского нацизма и послевоенных политических условий в таких странах, как Западная Германия, Италия, Чехословакия, Польша и Венгрия Общество Сторожевой Башни имело большой успех.

В Советском Союзе в послевоенные годы также начало распространяться движение иеговистов, несмотря на усиленные репрессии против них. Согласно Пентону, два фактора способствовали этому: во-первых, проповедь возвратившихся из немецкого плена многих советских солдат, которые приняли учение Сторожевой Башни в концлагерях, и, во-вторых, присутствие свидетелей Иеговы в областях, которые до войны принадле-жали Польше, Чехословакии и Румынии, а после войны были присоединены к Советскому Союзу. Оказавшись в Советском Союзе, свидетели Иеговы тех областей начали распространять своё учение среди населения.

Важная часть деятельности Общества Сторожевой Башни — это регулярное проведение многолюдных конгрессов. Как мы говорили выше, это происходило с успехом для свидетелей Иеговы в 20-х и 30-х годах в Америке. Затем, в 40-х и 50-х годах, впервые за два десятилетия президенства Кнорра, значение и влияние конгрессов в Америке значительно увеличилось.

Первый конгресс в послевоенное время состоялся в городе Кливленде, штат Огайо, на котором присутствовало свыше 80 тысяч человек.

Однако три последующие, состоявшиеся в городе Нью-Йорке в 1950-м, 1953 и 1958 годах, превзошли ожидания Сторожевой Башни. На первом из них присутствовало почти 124 тысячи человек, на втором 215 тысяч человек и на третьем почти 254 тысячи людей.

На последнем конгрессе в Нью-Йорке присутствовали делегаты из 123 стран и океанских островов. На всех этих конгрессах выступал Натан Кнорр и его близкие друзья с проповедью «Евангелия» о грядущем Царстве и вечной жизни на земле для новообращённых с 1935 года. Они совершали крещения и в своих проповедях, как правило, осуждали все традиционные, протестантские и евангельские церкви. Джеймс Пентон написал следующее о конгрессе в Нью-Йорке в 1958 году:

С 27 июля по 3 августа тысячи и тысячи делегатов из 123 стран и морских островов присутствовали на сессиях, выслушивая одну речь за другой, произносимые лидерами общества. Затем, в среду 30 июля в общем 7123 мужчин и женщин были крещены в купальном месте Океанского пляжа в холодных водах Лонгайленда. Некоторые из крестителей замерзли от холодной воды и были вымучены, крестив своих новых братьев. Но общество могло похвалиться тем, что (в тот день, Н.П.)было крещено на 4136 человек больше, чем в день Пятидесятницы. Затем, в следующую среду вице-президент общества Фред Франц прочитал декларацию, которая была после чтения принята 194 418 присутствовавшими мужчинами, женщинами и детьми, провозглашающую, что самый предосудительный класс людей на земле сегодня — это священнослужители христианства.

В виду того, что очень трудно проводить многочисленные конгрессы, это был последний всемирный конгресс свидетелей Иеговы с таким количеством людей в одном месте. После этого Сторожевая Башня проводила ежегодные конгрессы меньшего размера у себя в Америке и в других странах. Одним из больших конгрессов вне Америки был конгресс свидетелей в городе Нюрнберге, Германия, в 1955 году. На нём в заключительное воскресенье было 107 423 человек, которые слушали выступление президента Натана Кнорра.

Важно также обратить внимание на установление крайне жестокого дисциплинарного порядка в организации свидетелей Иеговы во время президенства Натана Кнорра. Как мы видели выше, в 1938 году бывший президент Рутерфорд установил порядок, в котором местные собрания могли назначить несколько кандидатур на пост своего руководителя, а зональный служитель от имени Сторожевой Башни принимал решение, кто им становился. Натан Кнорр аннулировал и это малое право местного собрания. Он ввёл порядок, чтобы в каждом местном собрании существовал «комитет общины», состоявший их трех представителей. Такие комитеты вместе с окружными надзирателями Общества Сторожевой Башни обрели право предлагать Сторожевой Башне кандидатов на пост руководителей местных общин. Решение, кто станет старейшиной, стало всецело зависеть от центра. Таким образом, местные общины потеряли все права.

Однако этим дело не окончилось. Комитеты общин вместе с окружным служителем обрели также статус «судебных комитетов» с абсолютным правом решения дисциплинарных вопросов под руководством Центра, тогда как во времена первых двух президентов право решать вопросы дисциплины принадлежало местным общинам. Так что в первые годы правления Натана Кнорра это право было аннулировано. «Судебные комитеты» стали всё во всём. Джеймс Пентон на эту тему пишет:

«Сторожевая башня» провозгласила 15 мая 1944 года: «Тот, которому нанесена обида, может сказать «церкви». Согласно теократическому порядку это не будет значить, что он должен сказать собранию, на котором будут присутствовать все члены, но сказать тем, кто поставлен, чтобы заботиться о собрании, и кто представляет его «в особых служебных обязанностях».

Это значит, что Общество Сторожевой Башни в действительности установило класс священнослужителей и церковных судей, которые согласно словарю и юридическому смыслу этого слова стали инквизицией, несмотря на противоположные заявления, что такого класса у него нет. Они предназначены исполнять «роль судьи, присяжных и обвинителя».

Из этих данных видно, что в организации свидетелей Иеговы дисциплинарное право находится не в руках членов местного собрания, а в руках трех-четырёх послушных Центру людей, имеющих полное право отлучить человека от Общества без возражения со стороны остальных членов местной общины.

Англоязычные руководители свидетелей Иеговы изобрели новый термин disfеllowship для обозначения самой высшей формы наказания. Этот термин состоит из приставки dis (от) и слова fellowship (общение). В английских словарях такого слова вообще нет. Его можно выразить, как «отобщение», хотя в русском языке такого слова тоже нет. Оно существует только у англоязычных свидетелей Иеговы и имеет специфическое в их обиходе значение.

Отобщение именно обозначает отделение бывшего члена от всякого общения с членами местного собрания и вообще со свидетелями Иеговы, где бы они ни были. Это значит, что если у каких-то родителей-иеговистов, случится такое несчастье, что «судебный комитет» отобщит их сына или дочь, то они должны полностью отказаться от всяких контактов с ними. В таких случаях нельзя друг с другом встречаться, разговаривать, звонить по телефону, переписываться и т.д. Джеймс Пентон об этом пишет:

Отобщение стало ужасным орудием. Свидетели, находящиеся на хорошем счету, не должны разговаривать с отобщёнными лицами или даже приветствовать их. В делах бизнеса они должны как можно меньше иметь с ними взаимоотношений. Когда они умирали, нельзя было присутствовать на их похоронах. В полном значении слова они считались навеки погибшими.

Положение отобщённого человека часто бывает ужасным. Он лишается всех самых близких связей. Родные для него по крови братья и сестры, а также все друзья-иеговисты будут избегать его. Его собственные дети будут бояться иметь какую-либо связь с ним. Можно себе представить, что если у сына или дочери родится ребёнок, отобщённый не может приходить к ним в дом, чтобы видеть своего внука или внучку. Они даже не будут разговаривать с ним по телефону.

«Отобщение» может совершаться по причинам, основанным на Библии, как например, прелюбодеяние, воровство, пьянство и т.п., а также по необоснованным причинам. Например, если кто-то из иеговистов пообедает с каким-то бывшим свидетелем Иеговы, то в наказание его могут отобщить. Так случилось в жизни Рэймонда Франца, племянника третьего президента, Фредерика Франца. Рэймонд был отобщён за то, что один раз ел за столом со своим работодателем, бывшим иеговистом, который по собственной инициативе вышел из организации. Конечно, в случае с Рэймондом были уже другие, более важные причины, чем эта. К тому времени он пришёл к убеждению, что некоторые доктрины Сторожевой Башни не основаны на Библии. Поэтому он стал подвергаться репрессиям со стороны лидеров Сторожевой Башни. Однако формально Рэймонд Франц был отлучён за то, что один раз пообедал с бывшим свидетелем Иеговы.

Данная практика отобщения у свидетелей Иеговы поднимает вопрос отлучения провинившихся или отпавших членов церкви согласно дисциплинарным требованиям Нового Завета. Как отлучать, за что, и каким образом следует обращаться с отлучёнными, объясняет и дает примеры Слово Божье. Мы знаем, что во времена апостолов предпринимались меры дисциплины в отношении тех, кто этого заслуживал.

Тема эта не менее важна, чем другие темы в Библии. Она требует отдельного внимания. Поэтому, если начнём теперь полностью разбирать её в этой книге, то отойдём от цели нашей книги. По вопросу дисциплины нужно писать отдельную книгу. Однако, в связи с тем, что мы с этой темой здесь соприкоснулись, автор считает необходимым выразить мнение, что такая жестокая форма дисциплины, как отобщение у свидетелей Иеговы не может быть оправдана на основании Слова Божьего. Если дети не могут встречаться со своими отобщёнными родителями и даже разговаривать с ними по телефону, это чрезвычайно жестоко.

По сути, руководство Общества Сторожевой Башни установило такой жестокий вид наказания, потому что оно боится, чтобы отобщенные, которыми как правило бывают люди, понявшие несостоятельность учения Сторожевой Башни, не повлияли на своих родственников и друзей, остающихся в организации. Часто свидетели Иеговы разочаровываются, когда узнают что-то о прошлом этого Общества. Они начинают самостоятельно изучать и понимать Библию. Таким образом, они имеют что-то серьёзное сказать своим коллегам по вере относительно проблем в учении Общества. Поэтому отобщение в таком виде, как оно практикуется у иеговистов, сокращает возможность влияния отобщённых на остающихся членов.

Это действительно так, говорит Джеймс Пентон, и даже более. Практика отобщения в Обществе Сторожевой Башни не только умаляет возможность влияния отобщённых на членов организации, но, будучи методом устрашения, она сделала так, что остающиеся члены становятся более послушными и ревностными последователями организации.

Отобщение помогает лидерам Сторожевой Башни полностью контролировать как своих служителей, так и рядовых членов организации. Все они знают, какие душевные страдания переносят отобщённые и поэтому, естественно, не хотят, чтобы им пришлось переживать то же самое.