13. Говорит ли Библия о том, что верующие не должны брать деньги в долг?

«Брат Джон, Библия чётко говорит, что мы не должны оставаться должными никому ничем. Означает ли это, что я не имею права брать ссуду?»

Я получил немало писем с подобным вопросом. Основывать своё понимание по какому-либо вопросу только на одном стихе Писания — это ошибочный способ его толковать. Чтобы избежать неверных толкований, нужно рассматривать каждый отдельно взятый стих в его контексте и контексте всей Библии.

«…При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово» (2 Коринфянам 13:1).

Я никогда бы не смог успешно исполнять Божьи повеления, основывай я свои действия лишь на нескольких словах, взятых из одного стиха. Прежде чем принимать любую библейскую доктрину, мы должны быть уверены в том, что в полном объёме понимаем её смысл.

Рассматривайте стихи в их контексте

Многих людей беспокоит утверждение, взятое из Послания к Римлянам: «Не оставайтесь должными никому ничем». Фраза состоит из пяти слов. В этом стихе имеется ещё восемь слов, а в самой главе 14 стихов. Чтобы правильно понять, что хотел сказать апостол этими пятью словами, нужно прочитать весь стих и остальные стихи данной главы. Тогда мы действительно поймём смысл слов «не оставайтесь должными никому ничем». А вот предыдущий стих:

«Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Римлянам 13:7).

Внимательно прочитав 7-й стих, мы обнаружили, что заповедь 8-го стиха о том, что нельзя оставаться должными кому бы то ни было, относится к словам: нужно отдавать должное, будь то подать (налоги) или оброк (пошлины). Эти стихи Писания говорят о нашей необходимости выплачивать все требуемые налоги и пошлины, а не о запрете брать что-то в долг.

Праведники берут взаймы

В книге Псалтырь есть стих, имеющий прямое отношение к нашей теме. Это один из тех стихов, которые часто игнорируются. По каким-то причинам никто не

ссылается на него, говоря об одалживании. Обратите внимание на разницу между отношением к заимодавцу праведника и нечестивого.

«Нечестивые берут взаймы, и не отдают; а праведники возвращают свой долг с лихвой» (Псалом 36:21, перевод «Живая Библия»).

Если в словах, что нам не следует оставаться должными никому ничем, мы видим запрет брать взаймы, то посмотрите, что ещё говорит Божье Слово: «праведники возвращают свой долг». Здесь явно подразумевается, что праведники могут брать в долг.

Что говорится в Библии об одалживании

В Ветхом Завете есть конкретные указания, касающиеся одалживания. Например, там сказано о том, что нельзя ссужать деньги на долгий период. Израильтяне не должны были давать друг другу деньги в рост. Каждые семь лет и каждые пятьдесят лет они должны были аннулировать все долги. Бог дал особые законы о заимствовании волов и мельничных жерновов. Существовали и правила, касавшиеся залога. Они описывали обязательства заимодавца. К примеру, если он брал в залог одежду, то должен был возвращать её каждый вечер, чтобы этот человек не замёрз ночью. Ему нельзя было насовсем забирать мельничный жернов и другие жизненно необходимые орудия земледелия. Если он брал в залог жернов, то должен был возвращать его всякий раз, когда тому человеку необходимо было молоть зерно. Бог знал, что люди будут брать в долг, иначе Он не стал бы рассматривать эту тему в таких подробностях. Нигде в Писании нет запрета брать деньги взаймы.

Всему своё время

Соломон дал нам ценные советы, применимые и к заимствованию денег.

«Всему всякое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное» (Екклесиаст 3:1-2).

Соломон сказал, что наша жизнь — это череда сменяющихся событий и видов деятельности. Например, вы не должны растягивать сроки выплаты за свой дом на целую жизнь. Если при покупке дома вы вынуждены взять деньги в долг, вам следует отвести разумный срок для выплат. Большинство людей поступают неправильно, выплачивая минимальные суммы долга. Бывает и хуже: чтобы отдать долг, перезанимают максимально возможную сумму на максимально долгий период, влезая в новые долги. Покупая всё подряд, от пылесосов до путёвок, они постоянно берут в долг. Скоро они теряют контроль над своими расходами и оказываются в ситуации, описанной в Божьем Слове:

«Должник делается рабом заимодавца» (Притчи 22:7).

Не обременяйте долгами то, что принадлежит Богу

Становясь должником, вы перестаёте принадлежать себе. До тех пор пока вы кому-то должны, вы словно становитесь рабом того человека. Долг не просто сделает вас рабом заимодавца, но и преградит путь Божьим благословениям. Говорит ли Библия, что верующие никогда не должны брать в долг? Нет. Но она предупреждает нас об опасности образа жизни, при котором мы постоянно обременены финансовыми обязательствами.