17. Является ли заявление о банкротстве безнравственным или противоречащим Библии поступком?

В наше время, когда наблюдается небывало высокий процент банкротств, всё больше христиан спрашивают меня: «Брат Джон, является ли грехом для христианина заявлять о своём банкротстве? Разве это не безнравственно?» Даю ответ в двух вариантах:

1. Заявление о банкротстве — это небиблейский поступок.

2. Заявление о банкротстве — это библейский поступок.

Небиблейское банкротство

Для начала рассмотрим ситуацию, когда банкротство противоречит заповедям Библии. Всякий раз, когда кто-то признаёт себя банкротом только по причине нежелания оплачивать счета, это, конечно, является небиблейским поступком. Божье Слово велит нам вести себя честно в финансовых делах. Христиане не должны никого обманывать. Павел приводит этот принцип, говоря о качествах церковных лидеров:

«Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тимофею 3:7).

Нам необходимо быть примером и для верующих, и для неверующих. Общество должно быть уверено в нашей честности. Ещё раз повторю: если вы заявляете о своём банкротстве только для того, чтобы уклониться от оплаты счетов, это небиблейское поведение.

История закона о банкротстве

Современный закон о банкротстве не является недавним изобретением человечества. Например, закон о банкротстве, действующий в США, взят из британской юридической системы, а та, в свою очередь, основывает свой закон о банкротстве на принципе, взятом из Священного Писания.

Современный свод законов о банкротстве восходит к 25-й главе книги Левит. Читая эту главу, можно обнаружить два особых установления, которые Бог включил в Моисеев закон.

Закон о прощении в седьмой год

Одним из этих установлений был закон о прощении долгов в седьмой год. Он автоматически аннулировал все долги в конце каждого семилетнего цикла. Все долги — и крупные, и незначительные — в этот год упразднялись навсегда. Бог, дав этот закон, не собирался проявлять несправедливость к кредитору. Всякий здравомыслящий заимодавец не стал бы выдавать заём на срок, превышающий семь лет. Эта практика имела, по меньшей мере, два положительных следствия. Во-первых, люди не брали взаймы на долгий период, во-вторых, решалась проблема невозвращённых долгов. Если кто-то не выплачивал долг в течение семи лет, он автоматически аннулировался. Заметьте, закон этот существовал не для того, чтобы какие-нибудь мошенники могли уклоняться от выплаты долгов. Бог дал это установление по другой причине: из милости по отношению к тем, кто не мог вернуть долг. При этом закон указывал кредитору, как ему следует поступить с должником, в жизни которого произошла непредвиденная трагедия.

Юбилейный год

Ещё одним установлением был юбилейный год, который наступал по прошествии семи семилетних циклов (49-ти лет). Каждый пятидесятый год знаменовался особым празднованием, при этом прощались все долги и отменялись все финансовые обязательства. Прощение было полным, так что даже земельные наделы возвращались своим первоначальным хозяевам.

«В юбилейный год возвратитесь каждый во владение своё» (Левит 25:13).

Христиане должны понимать, что закон о банкротстве — это не искусный легальный манёвр, позволяющий уклониться от оплаты счетов. В том случае, если человек ведёт себя честно и порядочно, этот закон является одной из форм

Божьей благодати, которая распространяется на деловые отношения Его детей. Закон о банкротстве основан на фундаментальной истине, взятой из Писания, и является для нас благом.

Банкротство, соответствующее Писанию

После всего сказанного выше, думаю, вы понимаете, почему я утверждаю, что банкротство в некоторых ситуациях может соответствовать Писанию и нравственным принципам. Наглядным примером может послужить внезапная утрата трудоспособности. Как вы поступите с долгами человека, который попал в серьёзную аварию и теперь он парализован или находится в коме? Он больше не способен зарабатывать себе на жизнь. Он не нарочно устроил аварию, чтобы уклониться от выплаты долгов. Для христианина единственным правильным решением было бы простить ему долги.

А как поступить в том случае, если муж уходит из семьи, оставляя жену и детей? Допустим, он уезжает в другую страну и жена не может найти его или заставить платить алименты. Все счета до его ухода выписывались на её имя. И вот кредиторы и сборщики налогов стучат в её дверь. Единственный выход для неё — это сказать: «Ситуация обернулась неожиданным образом. Я не могу оплатить все эти счета, ведь мне ещё нужно как-то прокормить своих детей». Та же проблема может возникнуть, когда жена бросает мужа. Я слышал о человеке, чья жена накапливала огромные долги на кредитных карточках. Потом она ушла от него, оставив ему кипу неоплаченных счетов. Он, как мог, пытался оплатить счета, но в итоге был вынужден признать себя банкротом.

А как насчёт жертв природных катаклизмов: землетрясения, наводнения или ураганов? Что если новый дом разрушен во время бедствия, а закладная на него остаётся в силе? Подумайте об этом. Иногда могут возникнуть такие обстоятельства, при которых не предвидится улучшение финансового положения. Неужели закон должен требовать от человека платить до тех пор, пока он и его семья не будут ввергнуты в нищету? Если человек не имеет возможности оплатить долг, даже если будет отдавать весь свой заработок вплоть до последней монеты, в этом случае Божье Слово говорит: «Прости ему долг». Поймите меня правильно. Я не говорю о том, что банкротство — это библейский способ уклонения от оплаты долгов. Отнюдь. Мы можем рассматривать его только как проявление милости к тем, кто, оказавшись в непредвиденной тяжёлой ситуации, никогда не сможет возвратить свои долги.

Обращение к заимодавцу

Если вы дали деньги взаймы и вам грозит убыток по причине банкротства вашего должника, проявите к нему сострадание. Видя, что человек попал в бедственное финансовое положение, задумайтесь о том, как поступил бы Господь в подобной ситуации. Вместо того чтобы всеми силами пытаться вернуть всё до последнего гроша, представьте, что может настать такой день, когда вы тоже не сможете вернуть взятое взаймы. Божье Слово даёт обещание, что сострадание, которое вы проявили к другому, когда-нибудь будет проявлено и к вам.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31).

«Что посеет человек, то и пожнёт» (Галатам 6:7).

Я не отстаиваю банкротство, однако думаю, что в определённых ситуациях Бог одобряет такое решение. Банкротство может быть нравственным и безнравственным, библейским и небиблейским, в зависимости от того, чем оно мотивировано.