25. Святой Дух и молитва

«И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна»

(Ин. 16:23, 24)

«В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Отец Сам любит вас…»

(Ин. 16:26, 27)

«Молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божьей»

(Иуда 20-21)

Слова Иоанна (1Ин. 2:12-14) к детям, юношам и отцам подразумевают, что в христианской жизни существуют три этапа духовного роста. Первый этап, когда рожденный свыше младенец полон уверенности и радости прощения. Второй — переходный этап борьбы и роста в познании и силе — сравнивается с юношами, которые укрепляются на пути. Слово Божье совершает в них свою работу, давая им победу над лукавым. Завершающий этап зрелости и возмужания подобен отцам, имеющим глубокое познание и общение с Безначальным.

В христианском учении о молитве явно прослеживаются три схожих этапа молитвенной жизни. Нагорная проповедь описывает начальный этап. Все Его учение заключено в одном слове: Отец. Помолитесь вашему Отцу; ваш Отец видит, слышит, знает и воздаст. Насколько Он превосходнее любого земного отца! Просто будьте подобны малым детям и доверяйте Ему. Затем наступает этап, подобный переходному, этап борьбы и победы. К этому могут относиться слова: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». «Бог ли не защитит… вопиющих к Нему день и ночь?» И наконец, в прощальных словах Христа раскрывается более высокий уровень. Дети стали мужами. Они теперь друзья Учителя, от которых у Него нет секретов и кому Он говорит: «Все, что слышал от Отца, Я передал вам». В Своем часто повторяемом «чего ни» Он вручает им ключи Царства. Теперь наступило время, чтобы сила молитвы во имя Его нашла подтверждение.

Контраст между этим завершающим и подготовительными этапами наиболее отчетливо виден в словах «Доныне вы ничего не просили во имя Мое» и «В тот день будете просить во имя Мое». В тот день означает день излияния Святого Духа. Великий труд, что Христос должен был совершить на кресте — явить могучую силу и полную победу в Своем воскресении и вознесении — позволил бы силе Божьей, как никогда ранее, сойти с небес и жить в людях. Дух прославленного Иисуса должен был прийти и стать жизнью Его учеников. И неизвестная до того времени сила в молитве должна была быть одним из признаков этого нового чудесного потока Духа. Молитва во имя Иисуса — прошение и получение всего просимого — должна была стать свидетельством реальности обитания Духа.

Сошествие Святого Духа действительно открыло новую эпоху в мире молитвы. Чтобы понять это, мы должны вспомнить, кто Он, в чем заключается Его труд и почему так важно, что Он не был дан до тех пор, пока Иисус не был прославлен. Бог существует в Духе, потому что Он Дух. В Духе Сын был рожден от Отца, потому что в общении Духа Отец и Сын одно. Прерогатива Отца — вечно и неизменно давать Сыну. Право и благословение Сына — вечно просить и получать. Через Духа поддерживается это общение жизни и любви. Это было истинным от вечности. Это истинно и теперь, когда Сын как Посредник жив, чтобы молиться. Великий труд примирения Бога с человеком, начатый Иисусом на земле, теперь исполняется Им на небе. Чтобы совершить это, Он понес в Себе Самом конфликт между Божьей праведностью и человеческим грехом. На кресте Он в Своем теле завершил борьбу раз и навсегда. Затем Он вознесся на небо. И теперь, с неба, Он продолжает дело обретенного им избавления в каждом члене Своего тела и являет в каждом из них Свою победу. И поэтому Он живет, чтобы молиться. В Своем непрерывном ходатайстве Он связан в живом общении с непрерывной молитвой Своих искупленных. Или скорее, именно Его непрерывное ходатайство, проявляющееся в их молитвах, дает им силу, которой они никогда раньше не имели. Он делает это через Святого Духа. Дух прославленного Иисуса не был и не мог быть явлен, пока Иисус не был прославлен (Ин. 7:39).

Этот дар Отца представлял собой нечто новое, совершенно отличное от того, что знали ветхозаветные святые. Действие, произведенное на небе Кровью Христа, когда Он вошел за завесу, было абсолютно новым.

Искупление человеческой природы и ее приобщение к силе воскресения и к славе Иисуса было яркой реальностью. Принятие нашего человеческого естества через Христа в жизнь триединого Бога было событием такого непостижимого значения, что Святой Дух действительно уже больше не был только тем, чем Он был во времена Ветхого Завета.

Написано, что «еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). И это было истиной: Святой Дух пришел от Христовой превознесенной человеческой природы, чтобы свидетельствовать нашим сердцам о том, что совершил Христос. Так же, как Иисус, пришедши на землю человеком, вернулся на небо с силой, которой у Него прежде не было, так Святой Дух пришел к нам с новой жизнью, которой Он прежде не имел. Он пришел к нам с этой новой жизнью как Дух прославленного Иисуса. Во времена Ветхого Завета Его призывали как Духа Божьего. В Пятидесятницу Он сошел как Дух прославленного Иисуса, низведя с небес и передав нам полноту плода и силы совершенного искупления. Продолжающееся Христово ходатайство сохраняет постоянную действенность Его искупления. Святой Дух, сошедший от Христа к нам, вовлекает нас в великий поток Его постоянно возносящихся молитв. Дух молится за нас без слов в глубине сердца, где порой даже мысли бесформенны. Он принимает нас в удивительный поток жизни Триединого Бога. Через Духа молитвы Христа становятся нашими, и наши молитвы — Его. Мы просим, чего пожелаем, и нам дается. Тогда мы видим на практике: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое… В тот день будете просить во имя Мое».

Братья! То, что нам нужно просить во имя Христа, чтобы наша радость была совершенной, — это крещение Святым Духом. Это больше, чем Дух Божий во время Ветхого Завета. Это больше, чем дух покаяния и возрождения, который ученики имели до Пятидесятницы. Это больше, чем дух с еще не открывшимися вполне Христовыми влиянием и силой. Это Святой Дух, Дух прославленного Иисуса в Его превознесении и силе, пришедший к нам, как Дух вечно живого Иисуса, чтобы открыть в нас Сына и Отца (Ин. 14:16-23). Этот Дух не может быть только Духом нашего молитвенного времени. Он должен быть Духом всей нашей жизни, всего хождения, прославляя в нас Иисуса, открывая полноту Его свершения и делая нас всецело едиными с Ним и подобными Ему. Мы можем молиться во имя Его, потому что на самом деле одно с Ним. Тогда мы сразу имеем доступ к Отцу, о котором Иисус говорил: «И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас» (Ин. 16:26). О! Нам нужно понять и поверить, что единственная нужда Божьего верного народа — это быть исполненными Духом прославленного Христа. Тогда мы сможем «всякою молитвою и прошением молиться во всякое время в Духе» (Духом — синодальный перевод. — Прим. перев.) и «молиться Духом Святым, сохраняя себя в любви Божьей». «В тот день будете просить во имя Мое». И снова мы учимся этому уроку: чего мы можем достичь в молитве, зависит от того, каковы мы сами и какова наша жизнь.

Жизнь во имя Иисуса Христа составляет секрет молитвы во имя Христа; чтобы молиться в Духе, нужно жить в Духе. Пребывание во Христе дает право и силу просить то, что мы хотим. Мера нашего пребывания равноценна нашей силе в молитве. Живущий в нас Дух не всегда молится словами и мыслями, но в дыхании и бытии, которое глубже произносимого. В нас столько истинной молитвы, сколько в нас Христова Духа. Пусть наша жизнь будет наполнена Христом и Его Духом, так чтобы удивительно безграничные обетования, данные нашим молитвам, не казались нам больше чуждыми. «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна… В тот день будете просить во имя Мое… Истинно, истинно говорю вам: чего ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:24, 26, 23).

Господи, научи нас молиться!

О, мой Бог! В святом страхе я склоняюсь пред Тобой, Триединым. И снова я вижу, что тайна молитвы есть тайна Святой Троицы. Я преклоняюсь пред Отцом, Который всегда слышит. Я преклоняюсь пред Сыном, Кто вечно жив, чтобы молиться. И я люблю Святой Дух, Который приходит от Отца и Сына и возводит нас в общение этого благословенного, никогда не прекращающегося прошения и принятия. Я склоняюсь, мой Бог, в благоговейном поклонении пред бесконечной силой, которая через Святого Духа принимает нас и наши молитвы в Твою божественную жизнь и ее общение любви. О, мой Благословенный Иисус! Дай мне усвоить этот урок.

Вечно пребывающий Дух, изливающийся от Тебя и соединяющий нас с Тобой есть Дух молитвы. Научи меня, как мне, подобно пустому, всецело посвященному сосуду, отдаться так, чтобы Дух стал моей жизнью. Научи меня чтить Его и доверять Ему как живой личности, чтобы Он направлял мою жизнь и мою молитву. Научи меня, особенно в молитве, ожидать в святом молчании, давая Ему время совершать неизреченное ходатайство в воздыханиях внутри меня и научи меня, что чрез Него возможно молиться непрестанно и молиться без поражений, потому что Он делает меня причастным никогда не перестающего и никогда не знающего поражения ходатайства, с которым Ты, Иисус, являешься перед Отцом. О, Господь!

Исполни во мне Твое обетование: «В тот день будете просить во имя Мое… Истинно, истинно говорю вам, чего ни попросите от Отца во имя Мое, даст вам!. Аминь.

Примечание автора: Молитва часто сравнивается с дыханием. Мы должны довести до конца это сравнение, чтобы видеть, какое замечательное место занимает Святой Дух. Каждый раз при выдохе мы выдыхаем грязный воздух, от которого, если им дышать, мы скоро бы умерли. И вдыхаем свежий воздух, дающий нам жизнь. В исповеди мы открываем наши грехи и в молитве мы открываем нужды и желания сердца. И мы вдыхаем свежий воздух обетований, любви и жизни Божьей во Христе. Мы делаем это через Святого Духа, Который есть дыхание нашей жизни. Он также дыхание Бога. Отец вдыхает Его в нас, чтобы Ему соединиться с нашей жизнью. Как за каждым выдохом следует новый вдох, так Бог дает нам Свое дыхание и Дух возвращается к Нему, нагруженный желаниями и нуждами сердца. Так, Святой Дух — дыхание жизни Бога и дыхание новой жизни в нас. Когда Бог выдыхает Его, мы принимаем Его в ответ на молитву; когда мы вновь выдыхаем Его, Он возносится к Богу, неся наши прошения. Через Духа Отец и Сын едины, и ходатайство Сына достигает Отца. Он наш Дух молитвы. Истинная молитва — это живое переживание истины Святой Троицы. Дыхание Духа, ходатайство Сына и воля Отца станут едиными в нас.