1. Каким образом учить о крещении Святым Духом

«… Павел, прошед верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» (Деяния 19:1-2)

Этот случай произошёл примерно через двадцать лет после излияния Святого Духа. Во время своего путешествия Павел пришёл в Ефес и обнаружил, что в христианской Церкви были ученики, в опыте и вере которых, по его наблюдениям, чего-то не хватало. Соответственно, он спросил у них: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Они ответили, что даже и не слышали, есть ли Дух Святой. Они были крещены учениками Иоанна Крестителя крещением покаяния, по вере в Того, Который должен был прийти, но они всё ещё не были знакомы с этим великим событием – излиянием Святого Духа – и не знали, какое оно имело значение. Они были родом из местности, куда ещё не проникла проповедь превознесённого Спасителя в полной силе Пятидесятницы.

Павел немедленно взял их под свою опёку и рассказал им полное Евангелие прославленного Господа, Который, приняв Дух от Отца, послал Его в этот мир, чтобы каждый из Его уверовавших учеников мог также принять Его. Когда они услышали эту благую весть и согласились с ней, они были крещены во имя Спасителя, Который крестит Святым Духом. Затем Павел возложил на них руки, помолился, и они получили Святого Духа. Они получили свою долю чуда Пятидесятницы и заговорили на иных языках.

В этих главах я хочу донести до Божьих детей истину о том, что в христианской жизни существует две стороны. С одной стороны мы испытываем начальную деятельность Святого Духа, точно также, как её пережили многие люди в Ветхом Завете, но мы ещё не принимаем Его как пятидесятнического Духа, как личного, пребывающего в нас Гостя. С другой стороны, существует жизнь более изобилующая, в которой известно только что упомянутое пребывание, и оно является частью опыта. Когда христиане начнут в полном объёме понимать разницу между двумя этими состояниями, они найдут для себя Божью волю.

Следовательно, это переживание возможно для каждого верующего, который исповедав греховность и непостоянство, которыми всё ещё отмечены наши жизни, осмелился надеяться на то, что христианская община будет ещё раз восстановлена до своей пятидесятнической силы. Имея в виду это различие, мы хотели бы поразмышлять об уроках, которые преподал нам случай в Ефесе.

Не успокаивайтесь преждевременно

Для того, чтобы наша христианская жизнь была здоровой, нам совершенно необходимо сознательно ощущать, что мы получили Святой Дух для пребывания в нас.

Если бы было иначе, Павел никогда не задал бы вопроса: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» Эти ученики были верующими. Но для них не было достаточно этого состояния. Ученики, которые ходили с Господом Иисусом, тоже были истинными верующими, и всё же Он заповедал им не удовлетворяться до тех пор, пока они не получат от Него Святого Духа. Павел также видел Господа в Его небесной славе, и через это видение обратился. И всё же, даже в его случае, духовная работа, которая совершилась в нём по повелению Господа, не была завершена. Анания должен был пойти к нему и возложить руки для получения Святого Духа. Только тогда он смог стать свидетелем Христа.

Все эти факты учат нас, что существуют два способа, которыми Святой Дух совершает в нас работу. Первый – подготовительное действие, через которое Он воздействует на нас, но ещё не занимает Своё жилище в нас. Через это действие Он ведёт нас к обращению к Господу и вере, постоянно побуждая нас ко всему, что благо и свято. Второй – более высокая и прогрессивная фаза Его деятельности, когда мы принимаем Его как пребывающий дар, как обитающую в нас Личность, взявшую на Себя ответственность за всё наше внутреннее существо. Эта стадия – идеал полноценной христианской жизни.

Каково наше положение?

Есть ученики Христа, которые знают мало (или совсем ничего не знают) об этом осознанном пребывании Святого Духа.

Чрезвычайно важно понять это высказывание. Чем более полно мы будем обличены этой истиной, тем лучше мы поймём состояние Церкви в наши дни и сможем увидеть, какое же на самом деле мы занимаем положение.

Состояние, о котором я говорю, станет очень понятным нам, когда мы рассмотрим, что же произошло в Самарии. Там проповедовал Филипп, евангелист. Многие уверовали в Иисуса и были крещены во имя Его, что вызвало большую радость в городе. Когда об этих событиях услышали апостолы, они послали туда Петра и Иоанна, которые, придя в Самарию, молились, чтобы эти новообращённые приняли Святого Духа. (см. Деяния 8:16-17). Этот дар отличался от той работы Духа, которая привела самарян к покаянию, вере и радости в Иисусе – Спасителе. Он был более высоким; ибо теперь их сердца наполнил и посвятил с небес Сам прославленный Господь, послав в них Святого Духа в силе Его постоянного пребывания.

Если бы не было этого нового переживания, ученики в Самарии не перестали бы быть христианами, но они остались бы слабыми. Таким образом происходит и в наши дни, когда многие христиане ничего не знают о даре Святого Духа. Хотя жизнь этих христиан отличается благостью и дружелюбием, хотя в ней присутствуют много рвения и стремления, они всё же характеризуются слабостью, претыканиями и разочарованием просто потому, что их жизнь никогда не была в оживотворяющем контакте с силой свыше. Такие души не приняли Святого Духа как пятидесятнический дар, которым можно овладеть, сохранить, и которым можно наполниться.

Можем ли мы искренне поклоняться Господу?

Величайшая работа служения Евангелия состоит в том, чтобы приводить верующих к крещению Святым Духом.

Великая цель Господа Иисуса после того, как Он учил Своих учеников на протяжении трёх лет, состояла в том, чтобы подвести их к ожиданию обетования от Отца и получению Святого Духа, посланного с небес. Это было главной темой проповеди Петра в день Пятидесятницы, когда, призвав тех, кто «умилились сердцем» (англ. – у которых защимило сердце), к покаянию и крещению для прощения грехов, он заверил их, что тогда

же они должны и принять Святого Духа (см. Деяния 2:38).

На это же нацеливал и Павел, когда спросил своих собратьев-христиан, разве они не знают, что каждый из них является храмом Святого Духа. Он напомнил им, что они должны быть исполнены Святым Духом (см. Ефесянам 5:18).

Да, наивысшая нужда в христианской жизни – принять Святого Духа и, когда мы получим Его, постоянно осознавать этот факт и жить в гармонии с ним.

Евангельский служитель должен не просто время от времени проповедовать о Святом Духе, но он также должен направлять свои усилия на то, чтобы объяснять своей общине, что не может быть истинного поклонения без постоянного действия Святого Духа, пребывающего внутри нас.

Для того, чтобы верующие пришли к крещению Святым Духом, им нужно указать, как сильно им не достаёт Его.

Вот, в чём была суть вопроса Павла: «Приняли ли вы Духа Святого, уверовавши?» Только те, которые по-настоящему жаждут, будут с желанием пить воду, и только больные будут искать врача. Подобным же образом, только когда верующие готовы признать ущербный и греховный характер их духовного состояния, проповедь полного благословения Пятидесятницы сможет достичь их сердец.

Многие христиане воображают, что единственное, чего недостаёт в их жизни, это большего рвения или большей силы, и, если они только смогут их получить, они во всей полноте станут такими, какими должны быть. Но такое отношение сводит на нет проповедь о полном спасении. Только тогда, когда они обнаружат своё неправильное положение по отношению к Святому Духу, когда они узнают, что пережили лишь Его подготовительное воздействие, не познав Его в Его пребывающей силе, откроется путь к более высокому уровню отношений с Богом, или, хотя бы, появится желание.

Для того, чтобы это открылось, необходимо, чтобы каждому человеку был задан очень прямой и личный вопрос: «Принял ли ты Духа Святого, уверовавши?» Когда в ответ на этот вопрос человек проявит глубоко прочувствованную и совершенно искреннюю озабоченность, тогда время пробуждения не за горами.

Помощь в применении этого благословения

В Деянии Апостолов мы часто читаем о возложении рук и молитве. Даже такой эффективный в благосвествовании Павел – чьё обращение было непосредственным вмешательством Господа – должен был принять Святого Духа через возложение рук и молитву Анании (см. Деяния 9:17).

Это подразумевает, что как среди служителей Евангелия, так и среди верующих в целом должна быть сила Духа, которая делает их каналами веры и ободрения для других. Для того, чтобы слабые получили это благословение, им нужна помощь. Но обладающие им, так же, как и желающие его получить, должны осознать и признаться в своей абсолютной зависимости от Господа, а также ожидать всё только от Господа.

Дар Духа даётся только Самим Богом. Каждое свежее излияние Духа приходит свыше. Очень часто должен происходить личный контакт с Богом. Служитель Духа, которого будет использовать Бог для передачи благословения, также, как и получающий его верующий, должны встречаться с Богом в личном и близком общении. Каждое благое даяние приходит свыше. Вера в эту истину даст нам мужество с уверенностью и радостью ожидать, что получение истинного пятидесятнического благословения реально, и что нам доступна жизнь, находящаяся под постоянным водительством Святого Духа.

Провозглашение и применение благословения крещения Святым Духом восстановит в христианской общине главную пятидесятническую силу.

В день Пятидесятницы говорение на иных языках и пророчества были результатом исполнения Святым Духом. Здесь, в Ефесе, двадцать лет спустя, произошло то же самое чудо, как видимый знак и залог других славных даров Духа. Мы можем полагаться на то, что там, где признаётся Святой Дух и провозглашается возможность исполниться Им, там, где это совершается на практике, благословенная жизнь пятидесятнической общины будет восстановлена во всей своей силе и свежести.

Сегодня всё больше признаётся тот факт, что Церкви не хватает силы. Несмотря на умножение средств благодати, нет ни силы божественного спасения в верующих, ни силы для обращения в проповеди. Мирское состояния и неверие не вызывают конфликта в Церкви.

Эта жалоба оправдана. Если бы она подчёркивалась достаточно сильно, Божьи дети начали бы полагаться на великую истину, о которой учит Божье Слово. Когда в христианской Церкви снова появится вера в полное пятидесятническое благословение, тогда у её членов появится та же сила, что и у первых верующих, и тогда они смогут совершать то же, что и первые христиане.

Церковь нуждается в свидетелях

Нам нужно больше пасторов и учителей, которые проповедуют Иисуса Христа так же, как и Иоанн Креститель – как Того, Кто крестит Духом Святым. Только тот служитель, который сам является свидетелем и живым доказательством служения Духа, будет говорить слова, которые проникнут в самые сердца слушателей и полностью покорят их. Первые ученики получили крещение Духом на коленях молитвы (состояние сердца), и точно так же они молили о крещении других. Также и мы должны сохранять это состояние сердца в молитве, чтобы и сегодня было получено полное благословение. Именно с таким отношением мы должны ожидать полное благословение нашего Бога.

Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Божья воля относительно нас состоит в том, чтобы быть исполненными Святым Духом Божьим и получить полное наслаждение от пятидесятнического благословения. Рассудите о своей жизни и своём труде перед Господом, в свете этого вопроса. А ответить предоставьте Богу.

Не бойтесь исповедать перед вашим Господом, чего вам ещё не хватает. Не удерживайтесь, даже если вы ещё не понимаете полностью, в чём это благословение, и откуда оно приходит. Ранние ученики воззвали к их Господу и ждали с молитвами и прошениями.

Пусть ваше сердце наполнится глубокой убеждённостью в том, что вам не хватает желания получить предложенное Богом благословение. И пусть в нём появится готовность пожертвовать всем ради его получения. Тогда вы можете быть уверенными, что чудо Иерусалима и Самарии, Кесарии и Ефеса повторится вновь. Мы можем, и мы будем исполнены Духом.