4. Покаяние Петра

«Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: «прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды». И, выйдя вон, горько заплакал»

Лук.22:61,62.

Это был поворотный момент в жизни Петра. Христос сказал ему: «Ты не можешь теперь за Мною идти». Петр не был в состоянии следовать за Христом, потому что он еще не умер для себя; он не знал себя, и поэтому не мог идти за Христом. Но когда он вышел и горько заплакал, все изменилось. Иисус сказал ему до этого: «Ты некогда, обратившись, утверди братьев Твоих». Это был тот момент, когда Петр обратился от себя к Христу.

Я благодарю Бога за историю Петра. Я не знаю ни одного человека в Библии, который бы утешал меня больше, чем Петр. Когда мы смотрим на его характер, наполненный падениями, и на то, что сделал Христос в нем силой Духа Святого, мы понимаем, что для каждого из нас есть надежда. Но помните, что прежде чем Христос мог наполнить Петра Духом Святым и сделать из него нового человека, ему нужно было выйти и горько заплакать; ему нужно было смириться. Если мы хотим понять это, я думаю, нам нужно посмотреть на четыре пункта. Во-первых, давайте посмотрим на Петра, как на посвященного ученика Христа, во-вторых, посмотрим на него, когда он живет эгоистичной жизнью, в-третьих, на Петра во время покаяния, и затем, на то, что Христос сделал в нем силой Духа Святого.

Петр, посвященный ученик Христа

Христос призвал Петра и сказал ему оставить сети и идти за Ним. Петр сделал это сразу, и после он мог сказать Господу: «Вот, мы оставили все и последовали за тобой».

Петр был человеком полного подчинения; он отдал все, чтоб последовать за Христом. Петр был также человеком, готовым к послушанию. Помните, как Христос сказал ему: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Петр-рыбак знал, что там не было рыбы, потому что они закидывали всю ночь и ничего не поймали; но он сказал: «По слову Твоему закину сеть». Он покорился слову Иисуса. Далее, он был человеком великой веры. Когда он увидел Христа, идущего по водам, он сказал: «Господи! Если это Ты, повели мне прийти к Тебе»; и по голосу Христа он вышел из лодки и пошел по водам.

И Петр был человеком, получающим духовные откровения. Когда Христос спросил учеников: «Вы за кого почитаете Меня?» Петр смог сказать: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». И Христос сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». И Христос говорил, что Петр будет камнем, и он будет иметь ключи Царства Небесного. Петр был великолепным человеком, посвященным учеником Христа, и если б он жил в наше время, все б говорили, что он духовный христианин. Но все-таки сколько «своего» было у Петра!

Петр, живущий эгоистической жизнью.

Помните, что сразу после того, как Христос сказал ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах», Христос начал говорить о Своих страданиях, и Петр осмелился сказать: «Да не будет этого с Тобой!» Тогда Христу пришлось сказать: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое».

Это был Петр с собственной волей, доверяющий своей мудрости и фактически запрещающий Христу идти на смерть. Откуда это? Петр доверял себе и своему пониманию духовных вещей. Позже мы видим, что учеников начинает интересовать, больше, чем один раз, кто будет наибольшим, и Петр был среди них и считал, что у него есть полное право занять первое место. Он искал славы себе больше, чем другие. Жизнь «Я» в Петре занимало большое место. Он оставил свои сети и свою лодку, но не оставил свое «Я».

Когда Христос говорил с ним о Своих страданиях и сказал: «Отойди от Меня, сатана»,- Он продолжил, говоря: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной». Никто не может следовать за Ним, не сделав это. «Я» должно быть полностью отвергнуто. Что это значит? Когда Петр отрекся от Христа, мы читаем, что он три раза сказал: «Не знаю этого человека»; другими словами: «Я не имею ничего общего с Ним; мы с Ним не друзья; Я никак не связан с Ним». Христос сказал Петру, что он должен отвергнуть себя. «Я» должно быть изгнано, и каждое его проявление должно быть проигнорировано. Это основа ученичества; но Петр не понимал это и не мог проявить послушание в этом. И что произошло? Когда подошла последняя ночь, Христос сказал ему: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

Но с самоуверенностью Петр говорит: «Если и все соблазняться о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя».

Петр говорил это искренне, и он действительно был намерен это сделать; но Петр не знал себя. Он не верил, что он был таким плохим, как говорил Иисус.

Мы, возможно, думаем, что нас отделяет от Бога отдельные грехи, но что мы должны делать с нашей греховной природой, с нашим «Я»? Но что мы должны сделать с нашей плотью, которая находиться под властью греха? Нам нужно освобождение от этого. Петр не знал этого, и в своей самоуверенности он пошел дальше и отрекся от Господа.

Обратите внимание, что Иисус употребляет слово отречься два раза. Сначала, Иисус говорит Петру «Отрекись себя»; а затем Он говорит «Отречешься от меня». Одно из двух. У нас нет выбора — мы должны или отречься себя, или отречься Иисуса. Это две силы, которые борются друг с другом — ветхая природа с силой греха и Христос с силой Бога. Что-то одно может руководить нами.

Именно «Я» было причиной появления дьявола. Он был ангелом Божьим, но он хотел возвысить себя. И он стал дьяволом. «Я» было причиной падения человека. Ева захотела чего-то для себя, и таким образом наши прародители попали под ужасную власть греха. Мы, их дети, наследовали ужасную природу греха.

Покаяние Петра

Петр отрекся от Господа трижды, и тогда Иисус взглянул на него; этот взгляд разбил сердце Петра, и он сразу же осознал весь ужас греха, который он совершил, весь ужас падения и его глубина, и Петр «выйдя вон, горько заплакал».

О! Кто может сказать, каким должно было быть это покаяние? Во время последующих часов той ночи и на следующий день, когда он видел распятие и погребение Христа, и на следующий день, в субботу — о, в каком безнадежном отчаянии и стыде он должно быть провел тот день!

«Мой Господь умер, умерла моя надежда, и я отрекся от моего Господа. После благословенного общения в течение трех лет и жизни, наполненной любовью, я отрекся от моего Господа. Боже, будь милостив ко мне!»

Я думаю, мы не можем понять всю глубину унижения, которое чувствовал Петр. Но это был поворотный момент и перемена; в этот первый день недели Петр увидел Христа, и вечером он видел Его вместе со всеми. Позже на озере Галилейском Господь спрашивал его: «Любишь ли ты меня?» до тех пор, пока Петр не опечалился от того, что Господь снова напоминал ему его отречение; и Петр отвечает с грустью, но честно: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Измененный Петр

Теперь Петр был готов к освобождению от своего «Я», и это моя последняя мысль. Вы знаете, что Христос оставил его вместе со всеми ждать; и когда в день Пятидесятницы сошел Дух Святой, Петр стал совершенно другим человеком. Я не хочу, чтоб вы думали только об изменениях в Петре, о том дерзновении, о той силе, о проникновении в Писание, о том благословении, с которыми он проповедовал в тот день. Слава Богу за это! Но было в Петре что-то глубже и лучше. Вся природа Петра изменилась. Когда Христос посмотрел на Петра, работа была начата, и была совершена до конца, когда он был исполнен Святого Духа.

Если вы хотите увидеть это, прочитайте первое послание Петра. Вы знаете причину всех падений Петра. Когда он говорил Христу с жаром: «Ты не можешь страдать; да не будет этого с Тобой» — он не осознавал, что значит пройти через смерть к жизни. Христос говорил: «Отрекись себя», а он вместо этого отрекается от Господа. Когда Христос предупреждает его: «Ты отречешься от меня», он настойчиво повторяет «Никогда», не осознавая, что движет им самим в этом. Но когда я читаю его послание и слышу, как он говорит: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас», тогда я говорю себе, что это не прежний Петр, но это Сам Дух Божий наполняет и говорит через него.

Снова я читаю, как он говорит: «Ибо вы к тому (страдать) призваны, потому что и Христос пострадал». Я понимаю, какие изменения произошли в Петре. Вместо того, чтоб отвергнуть Христа, он получает радость в самоотречении, в распятии «Я» и готов даже идти на смерть. И мы даже читаем в Деяниях, когда он стоял в синедрионе, он с дерзновением сказал: «Справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога», и затем пошел с другими учениками, радуясь, что они могли пострадать за имя Христа.

Вы помните его самопревозношение; но теперь он находит, что для Бога драгоценен «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». И опять он говорит о смирении и покорности друг другу.

Дорогой друг, умоляю тебя, посмотри на полностью измененного Петра — самодовольного, самонадеющегося, самоуверенного Петра, всего во грехах, постоянно попадающего в беду, по глупости и горячности, но теперь исполненного Духа и жизни Христовой. Христос сделал это для него Духом Святым.

А теперь, в чем же моя цель этого краткого описания истории Петра? Это должна быть история каждого верующего, кто действительно является Божьим благословением. Эта история — пророчество того, что может получить каждый от Бога с Небес.

Давайте вкратце посмотрим на те уроки, которые мы можем вынести для себя.

Первый урок — вы можете быть очень искренним, богобоязненным, посвященным верующим, в котором плоть все еще очень сильна.

Это действительно правда. Петр до того, как отрекся от Иисуса, изгонял демонов и исцелял больных; но все-таки плоть имела силу, и в нем было место для плоти. О, возлюбленные, мы должны понять, что пока в нас слишком много нашего «Я», сила Божья не сможет проявляться во всем могуществе, с каким Бог хочет работать. Понимаете ли вы, что великий Бог жаждет удвоить Свои благословения, дать в десять раз больше благословений через нас? Но есть что-то, что препятствует Ему, и это что-то есть наше «Я». Мы говорим о гордости Петра, о его горячности и самоуверенности. И корень всех этих проблем — «Я». Христос сказал: «Отвергни себя», но Петр не понял и не послушался Его; и это была причина всех его падений.

Какая важная мысль, какая необходимая мольба: О Боже, открой нам во всей полноте, что никто не может жить в повиновении у своего «Я»! С теми, кто был христианами в течение многих лет, кто занял хорошее положение, происходило то, что Бог находил их и показывал им на их внутреннюю жизнь, и этому человеку становилось ужасно стыдно, и он падал разбитый перед Богом. О, какую печаль, стыд, боль и мучения испытывает этот человек, пока наконец, он не находит освобождение! Петр вышел и горько заплакал, поэтому даже богобоязненный человек может быть водим плотью.

Второй урок — Сам Господь открывает силу «Я».

Как мог Петр, плотской Петр, самолюбивый Петр, своевольный Петр стать человеком Пятидесятницы и автором посланий? Потому что Христос заботился о нем, наблюдал за ним, Христос учил его и благословлял. Предупреждение, сказанное Иисусом, было частью учения; и в конце всего был взгляд, наполненный любовью. В страданиях Христос не забыл Петра, но оглянулся и посмотрел на него, и Петр «выйдя вон, горько заплакал». И сейчас Христос, который вел Петра к Пятидесятнице, ждет того, чтоб управлять каждым сердцем, готовым покориться Ему.

Но некоторые могут сказать: «А! Но здесь обман; всегда есть «Я» и самоутешение, самоудовлетворение и своеволие; как я могу избавиться от этого?»

Вот мой ответ: только Христос может избавить вас от этого; никто кроме Христа не может дать освобождение от силы «Я». И что Он просит вас сделать? Он просит, чтоб вы смирились перед Ним.