6. «Бедный я человек!»

«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим»

Рим.7:24,25

Вы знаете это чудесное место в замечательном послании к Римлянам. Оно находится в конце седьмой главы, как переход к восьмой главе. В первых шестнадцати стихах восьмой главы имя Духа Святого упоминается шестнадцать раз; там вы можете найти описание обетований жизни, которые имеют чада Божии, живя жизнью в силе Духа Святого. Это начинается во втором стихе: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». И затем Павел говорит об огромных привилегиях, которые имеет чадо Божье, водимое Духом Святым. Переход ко всему этому находится в двадцать четвертом стихе седьмой главы:

«Бедный я человек!»

Здесь мы читаем слова человека, чьи силы иссякли. В предыдущих стихах он описывает, как он боролся и сражался своими силами, пытаясь быть послушным святому закону Божьему, и у него ничего не получилось. Но теперь он находит истинный ответ на свой вопрос и восклицает: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим». И теперь об освобождении, которое он нашел.

Я хочу, начиная от этих слов, описать путь, по которому человек может быть выведен из духа рабства в дух свободы. Вы знаете, как ясно сказано: «Ибо дал нам Бог духа не боязни». Нас постоянно предупреждают о том, чтоб мы не попадали снова в рабство — это огромная опасность христианской жизни; и я хочу описать, как человек может выйти из рабства и получить славную свободу чада Божия. И я хочу описать самого человека.

Во-первых, это слова возрожденного человека, во-вторых, бессильного человека, в-третьих, человека несчастного и, в-четвертых, человека, находящегося на границах полной свободы.

Возрожденный человек.

Существенное доказательство возрождения описано с 14 по 23 стихи этой главы: «Уже не я делаю то, но живущий во мне грех»: это слова возрожденного человека, который знает, что его сердце и природа были возрождены, и теперь та сила греха, которая в нем, — это не его. «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием»; т.е. это снова слова возрожденного человека. Он осмеливается сказать, делая грех: «Уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Очень важно понять это.

В первых двух замечательных частях послания Павел говорит об оправдании и освящении. Говоря об оправдании, он закладывает основание учения о грехе, не об отдельном грехе, но во множественном числе, грехах — о понятии в общем. Во второй части пятой главы он начинает говорить о грехе не вообще, а как о силе; просто представьте себе, чтоб мы потеряли, если бы не было второй части седьмой главы послания к Римлянам, если бы Павел упустил в своем учении этот важный вопрос греховности верующих. Мы бы упустили вопрос, на который каждый из нас хочет получить ответ относительно греха в верующих. Какой это вопрос? Воля возрожденного человека обновлена, и он может сказать: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием».

Бессильный человек.

Ошибка многих христиан в том, что они думают, что получить обновленную волю достаточно; но это не так. Возрожденный человек говорит: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». Как часто люди нам говорят, что если мы что-то твердо решим, то обязательно сможем это сделать! Но этот человек твердо решил, как и все люди, но он признается: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».

Но вы спрашиваете: «Как Бог может позволить произнести такие слова возрожденному человеку, с обновленной волей, с сердцем, которое стремится к добру и жаждет всеми силами любить Бога?»

Давайте посмотрим на этот вопрос. Для чего Бог дал нам волю? Была ли у ангелов, отошедших по собственной воле, сила выстоять? Конечно же, нет. Воля творения — это не что иное, как пустой сосуд, через который должна провозгласиться сила Божия. Творение должно искать в Боге все, чем оно должно быть. Вы можете найти это во второй главе послания к Филиппийцам, и здесь также написано, что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему изволению. Человек может сказать: «Бог не производит во мне действие». Но мы знаем, что Бог производит и хотение, и действие. Как же разрешить это противоречие?

Вы найдете в этом отрывке (Рим.7:6-25), что имя Духа Святого, также как и имя Христа, не встречается ни разу. Человек изо всех сил старается исполнить Божий закон. В отличие от Духа Святого и Христа, закон здесь упомянут около 20 раз. В этой главе показан верующий, изо всех сил старающийся исполнить закон Божий своей возрожденной волей. Но не только это; вы можете обнаружить слова типа «я», «мне», «мой» больше 40 раз. Это возрожденное «Я» в своей слабости пытается исполнить закон, не исполнившись Духа. Это то, что испытывает почти каждый верующий. После обращения человек старается изо всех сил, и он падает; но если мы находимся во всей полноте во свете, мы не должны больше падать. Тем более, если мы получили Духа во всей Его полноте во время обращения.

Бог допускает это падение, чтоб возрожденный человек осознал свою полную беспомощность. Именно во время такой борьбы приходит к нам чувство нашей полной беспомощности. Таким образом, Бог работает с нами. Он позволяет, чтоб возрожденный человек пытался исполнить закон и во время таких попыток понял: «Я возрожденное чадо Божие, но я сам не могу исполнить Его закон». Посмотрите, какие сильные слова используются во всей главе, чтоб описать это состояние: «Я плотян, продан греху»; «В членах моих вижу иной закон, делающий меня пленником»; и в самом конце: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Этот верующий, склонившийся в полном раскаянии, совершенно беспомощен в том, чтоб исполнить закон Божий.

Несчастный человек.

Человек, делающий такое признание, не только возрожденный и бессильный, но и несчастный (бедный). Он совершенно несчастлив и жалок; но что же делает его таким жалким? Дело в том, что Бог дал этому человеку природу, которая любит Его. Он полностью несчастлив, потому что он понимает, что не послушен своему Богу. Он говорит с сокрушенным сердцем: «Это не я делаю, но я нахожусь в ужасной власти греха, который сокрушает меня. Это я, но в то же время, совсем не я: это мое внутреннее «Я», с которым я так плотно связан, и которое так близко к моей природе». Слава Богу, когда человек учится говорить: «Бедный я человек!» из глубины сердца. Он на пути к восьмой главе послания к Римлянам.

Многие говорят, что это исповедание — просто оправдание греха. Они говорят, что таким образом Павел признавал свою слабость и беспомощность, а кто они, что должны пытаться поступать лучше? И таким образом, вопрос святости откладывается. Да научит каждого из нас Бог говорить эти слова в том же духе, в котором они были записаны! Когда мы слышим о грехе, как о том, что ненавидит Бог, содрогаемся ли мы от этого слова? Примут ли те христиане, которые продолжают грешить, эти слова близко к сердцу? Произносили ли вы когда-нибудь эти резкие слова: «Бедный я человек!» И каждый раз, когда вы выходите из себя, склонитесь на колени и осознайте, что Бог никогда не хотел, чтоб Его дети оставались в таком состоянии. Да поможет нам Бог принять эти слова на каждый день и научит нас произносить их каждый раз, когда мы соприкасаемся с нашей гордостью, когда мы говорим колкости, когда мы грешим против Господа Бога и Господа Иисуса Христа, относящегося к нам со смирением, с послушанием и самопожертвованием! Да поможет нам Бог забыть обо всем и воскликнуть: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!»

Почему вы должны говорит это каждый раз, когда вы совершаете грех? Потому что когда человек готов к такому исповеданию, только тогда он может получить освобождение от греха.

И помните, что важно не просто состояние беспомощности и рабства, но важно осознание того, что грех совершен против Бога. Закон делал свою работу, показывал то, что грех есть грех. Но мысль о том, что это постоянно огорчает Бога, была просто невыносимой — именно поэтому был этот крик: «Бедный я человек!» Пока мы пытаемся говорить и искать причины нашей беспомощности и наших падений и пытаемся выяснить, что об этом говорится в Римлянах 7, это принесет нам мало пользы; но когда каждый грех возобновляет чувство нашей несостоятельности, и когда мы чувствуем себя не только полностью беспомощными, но и грешными, тогда мы сможем не только спросить: «Кто избавит меня?», но и воскликнуть: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим».

Почти освобожденный человек.

Человек пытался исполнить чудесный закон Божий. Он полюбил его, плакал о своем грехе, пытался этот грех победить, пытался преодолеть все свои падения, но каждый раз это заканчивалось провалом.

Что он имел в виду, говоря о «теле смерти»? Имел ли он в виду мое тело, когда я умру? Конечно, нет. В восьмой главе мы находим ответ на этот вопрос в следующих словах: «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Здесь говорится о теле смерти, от которого он хочет освободиться.

И теперь он очень близок к освобождению! В 23 стихе 7 главы мы читаем такие слова: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Этот пленник взывает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!» Он чувствует себя ограниченным. Но посмотрите на контраст во 2 стихе 8 главы: «Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Это освобождение через Иисуса Христа нашего Господа; свобода пленному, которую приносит Дух. Можете ли вы удержать в плену человека, освобожденного «законом Духа жизни во Христе Иисусе»?

Но вы говорите, разве у возрожденного человек, о котором говорится в 6 главе, нет Духа Иисуса? Да, есть, но он не знает, что может сделать для него Дух Святой.

Бог не работает Своим Духом как какой-то слепой силой природы. Он ведет Свой народ как разумных, мыслящих существ, и поэтому, когда Он хочет дать нам Духа Святого, которого Он обещал, Он приводит нас в состояние, когда мы готовы отвергнуть себя, и к осознанию того, что, пытаясь исполнить закон, мы упали. И когда мы подошли к этому, Он показывает, что в Духе Святом у нас есть сила послушания, сила победы и сила настоящей святости.

Бог производит в нас желание, и Он готов произвести в нас действие, но многие христиане неправильно понимают это. Они думают, что раз в них есть желание, то этого достаточно, и теперь они могут сами это сделать. Но это не так. Новая воля (новые желания) — это постоянный дар, свойство новой природы. Сила делать — это непостоянный дар, но его нужно постоянно получать от Духа Святого. Только тот человек, который осознает свое бессилие как верующего, может быть научен Духом Святым жить святой жизнью. Этот человек находится на грани освобождения; путь готов для славной 8 главы. И теперь я задаю этот серьезный вопрос: Где вы сейчас? О вас ли это сказано: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!» и немного познания силы Духа Святого? Или это о вас: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом! Закон Духа освободил меня от закона греха и смерти»?

То, что делает Дух Святой, дает свободу. «Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете». Именно Дух Святой делает это — третья личность Троицы. Он Тот, Кто, когда сердце широко открыто для принятия Его, входит и правит там и умерщвляет дела плоти, каждый день, каждый час, каждое мгновение.

Я особо хочу подчеркнуть следующее. Помните, дорогой друг, что нам нужно принять решение и начать действовать. В Писании есть два совершенно разных типа христиан. Библия говорит в посланиях к Римлянам, Коринфянам и Галатам о покорности плоти; и такова жизнь десятков тысяч верующих. Недостаток радости Духа Святого, недостаток свободы, которую Он дает, связаны с отдачей плоти. Дух живет в них, но правит ими плоть. Им нужно позволить Духу Святому вести их. Да поможет мне Бог научить каждое чадо Божие осознавать значение того, что вечный Бог отдал Своего дорогого Сына, Иисуса Христа, чтоб Он наблюдал за вами каждый день, и единственное что вам нужно сделать, это довериться Ему; а обязанность Духа Святого сделать вас способными помнить об Иисуса каждое мгновение и доверять Ему! Дух пришел для того, чтоб мы могли поддерживать с Ним непрерывную связь постоянно. Слава Богу за Духа Святого! Мы так привыкли думать о Духе Святом как о роскоши, для особых моментов, для особых служений и людей. Но Дух Святой необходим каждому верующему на каждый день. Слава Богу, что Он у вас есть и что Он помогает вам получить полное освобождение во Христе, давая вам свободу от силы греха.

Кто жаждет иметь силу и свободу Духа Святого? О, брат, преклонись перед Богом с криком отчаяния: «О, Боже, неужели я буду так вечно продолжать грешить? Кто избавит меня, бедного человека, от сего тела смерти?»

Готовы ли вы припасть пред Богом с этим плачем и искать того, чтоб сила Иисуса жила и работала в вас? Готовы ли вы сказать: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим».

Что пользы в том, что мы ходим в церковь или посещаем собрание, изучаем Библию и молимся, но наши жизни не наполнены Духом Святым? Это то, чего хочет Бог; и ничто другое не поможет нам жить жизнью, наполненной силой и миром. Вы знаете, что когда задается вопрос, ожидается получить на него ответ. Но как много христиан довольствуются этим вопросом, останавливаясь на нем: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти!», и никогда не получают ответа. Вместо ответа тишина. Вместо того, чтоб сказать: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим», они постоянно повторяют вопрос без ответа. Если вы хотите пути полного освобождения во Христе и свободы Духа, славной свободы детей Божьих, причтите Римлянам 7 и затем скажите: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим». Не довольствуйтесь постоянными вздохами, но скажите: «Я, бедный человек, благодарю Бога Иисусом Христом. Несмотря на то, что я не вижу всего этого, я буду прославлять Бога».

Это освобождение, это свобода Духа Святого. Царство Божие — это «радость во Святом Духе».