7. Начавши в Духе

Слова, с которыми я хочу обратиться к вам, написаны в послании к Галатам 3:3; давайте также прочитаем второй стих: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны?» И затем идет мой отрывок: «Начавши духом, теперь оканчиваете плотью?»

Когда мы думаем о быстроте нашего духовного роста, о глубине и силе нашей духовной жизни, мы видим что-то слабенькое, неправильное и грешное; и замечательно, когда мы приходим к Богу с исповеданием: «О Боже, моя духовная жизнь не такая, какой она должна быть!»

Когда мы смотрим на церковь, мы видим столько признаков слабости и греха, и падений, и недостатков, что мы вынуждены спросить: Почему же это все происходит? Нужно ли церкви Христовой жить в таком низком положении? И возможно ли, чтоб народ Божий всегда жил в радости и силе Божьей?

Каждое верующее сердце должно сказать: Это возможно.

И затем встает важный вопрос: Почему это происходит, почему церковь Христова в целом такая слабая, и большинство христиан не пользуются своими привилегиями? Должна быть на это причина. Разве не дал нам Бог Христа, Своего Всемогущего Сына, чтоб Он охранял каждого верующего, чтоб Он был постоянной реальностью и чтоб Он разделил и показывал нам то, что мы все имеем во Христе? Бог дал Своего Сына и Своего Духа. Почему же верующие не пользуются своими привилегиями?

Очень важный ответ на этот вопрос мы находим больше, чем в одном послании. Есть послания, такие как 1Фес., где Павел пишет христианам, говоря: «Я хочу, чтоб вы возрастали, преуспевая в этом». Они были молоды, и им еще многого не доставало в вере, но их состояние было настолько хорошим, чтоб приносило Павлу радость, и он снова и снова пишет им: «Я молюсь, чтоб вы возрастали более и более; я пишу вам, чтоб вы более и более преуспевали». Но в некоторых посланиях он говорит с другой интонацией, особенно в послании к Коринфянам и Галатам, и он им разными способами говорит и показывает причину того, почему они не живут так, как должны жить христиане; они находились под властью плоти. Отрывок, который я вам здесь предлагаю, является таким примером. Он напоминает им, что через наставление в вере они получили Духа Святого. Он проповедовал им Христа; они приняли Христа и получили Святого Духа в силе. Но что же произошло? Начавши в Духе, они начали пытаться совершать работу Духа, которую Он производил в них, своими собственными усилиями. Мы находим то же самое в послании к Коринфянам.

И теперь мы подходим к очень важному открытию того, в чем же самая большая нужда Церкви Христовой. Бог призвал Церковь Христову жить в силе Духа Святого, а Церковь в своем большинстве живет в силе человеческой плоти, желаний, энергии и усилий, которые далеки от Духа Божия. Я не сомневаюсь, что это касается многих верующих; и если Бог будет использовать меня для того, чтоб сказать вам Свое послание, я думаю, оно будет следующим: «Если Церковь возвратится к пониманию того, что ее сила и помощь в Духе Святом, и если Церковь отдаст все и будет ожидать того, что Бог наполнит ее Духом, тогда дни красоты и радости возвратятся, и мы увидим свалу Божию, обитающую среди нас». Это мои слова каждому верующему: «Ничто не поможет вам, пока вы не поймете, что каждый день должны жить в силе Духа Святого».

Бог хочет, чтоб вы были живым сосудом, в который бы изливалась сила Духа Святого каждый час и каждое мгновение вашей жизни, и Бог сделает вас способным на это.

А теперь давайте посмотрим на те простые, но очень важные мысли, которым нас учит послание к Галатам. Оно показывает нам, что (1) начало христианской жизни в получении Духа Святого. Оно показывает нам (2) опасность того, что мы можем забыть, что мы должны жить по Духу, а не по плоти. Оно показывает нам (3) плоды и результаты попыток достижения совершенства во плоти. И затем оно показывает нам (4) выход из этого состояния.

Получение Духа Святого

Прежде всего, Павел говорит: «Начавши Духом». Помните, что апостол проповедовал не только оправдание по вере, но он проповедовал кое-что еще. Он проповедовал следующее — и послание наполнено этим — оправданный человек не может жить иначе, как только Духом Святым, и поэтому Бог запечатлевает каждого оправданного человека Духом Святым. И апостол говорит им несколько раз: «Как вы получили Духа Святого? Через наставление в законе или наставление в вере?»

Он мог бы указать на великое пробуждение под действием его учения. Была провозглашена сила Божия, и Галаты должны были признать: «Да, мы приняли Духа Святого: приняв Христа верой, и верой приняв Духа Святого».

Однако многие христиане не знают, что когда они уверовали, они получили Духа Святого. Многие христиане просто говорят: «Я получил прощение, и я получил мир». Но если бы вы спросили их: «Получили ли вы Духа Святого?», многие начнут колебаться и, если скажут ДА, то с большим колебанием; и они скажут вам, что они даже не уверены, что знают, что значит ходить в силе Духа Святого. Давайте попробуем держаться следующей истины: Начало истинной христианской жизни в принятии Святого Духа. И обязанность каждого служителя-христианина — напоминать людям о том, что они приняли Духа Святого и должны жить под Его водительством и под Его властью.

Если Галаты, приняв Духа Святого в силе, находились под искушением делать по плоти то, что было начато в Духе, то в какой опасности находятся те христиане, которые не знают, что они получили Духа Святого, или те, кто знают это как что-то связанное с верой, но никогда об этом не думают и не прославляют Бога за это!

Пренебрежение Духом Святым

Теперь давайте посмотрим на великую опасность.

Вы все знаете, что значит переводить стрелки на железной дороге. Локомотив с вагонами может ехать в определенном направлении, и стрелки в определенном месте могут быть неправильно открыты или закрыты, и незаметно они переведены вправо или влево. И если это происходит, например, темной ночью, поезд поворачивает в неправильном направлении, и люди могут не подозревать об этом в течение какого-то времени.

Таким же образом Бог дает христианам Духа Святого с тем, чтоб каждый день их жизни были наполнены силой Духа. Человек не может жить богоугодной жизнью без силы Духа Святого. Он может жить правильной, последовательной жизнью, как люди это называют, безупречной жизнью, жизнью исполненной добродетелью и прилежного служения; но жить жизнью, угодной Богу, наслаждаясь Божьим спасением и Божьей любовью, жить и ходить в силе новой жизни — он не может до тех пор, пока не будет водим Духом Святым каждый день и каждый час.

Но послушайте, в чем опасность. Галаты получили Духа Святого, но то, что было начато Духом, они дальше пытались совершить по плоти. Как? Они снова попали под влияние Иудейских учителей, которые говорили им, что нужно обрезаться. Они начали искать религию во внешних обрядах. И Павел называет учителей, который заставляли их обрезаться, «желающие хвалиться по плоти».

Вы, наверное, слышали выражение «религиозная плоть». Что это значит? Это выражение употребляется, чтоб разъяснить следующую мысль: Моя человеческая природа, моя человеческая воля и моя человеческие усилия могут быть очень активно вовлечены в религию, и после обращения, и после принятия Духа Святого, я могу начать пытаться своими силами служить Богу.

Я могу быть очень прилежным и очень много делать, но все же это больше работа человеческой плоти, чем Духа Божьего. Какая удивительная мысль — человек может, даже не заметив, быть переведен с направления Духа Святого на направление плоти; он может быть очень прилежным и очень многим жертвовать, но делать это силой человеческой воли! Замечательная просьба, с которой мы можем обратиться к Богу для нашей самопроверки, это чтоб Он показал нам, живем ли мы религиозной жизнью силой плоти или силой Духа Святого. Человек может быть проповедником, он может быть очень старательным в служении, он может быть христианским служителем, и другие могут говорить, что он многим жертвует, и все-таки вы чувствуете, что чего-то не хватает. Вы чувствуете, что он не духовный человек; в его жизни нет духовности. Как много христиан, о которых никогда не скажешь: «Какой он духовный!» О! В этом слабость Церкви Христовой. Все это заключается в одном слове — плоть.

Плоть может проявляться разными способами. Она может проявляться в плотской мудрости. Мой разум может быть очень активен в отношении религии. Я могу проповедовать, или писать, или размышлять и наслаждаться тем, что это связано со Словом Божьим и с Его Царством; и в то же время в этом не будет никакой силы Духа Святого. Я боюсь, что если вы посмотрите на проповеди во всей Церкви Христовой и спросите, почему так мало покаяний через Слово, так много труда, но так мало результата для вечности, почему у Слова так мало силы для созидания верующих к святости и освящению — ответом будет то, что сила Духа Святого отсутствует. Но почему же? Причина в том, что плоть и человеческая сила заняли место Духа Святого. Это касалось и Галат, и Коринфян. Вы знаете, что Павел говорил им: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими». И вы обратили внимание на то, как часто в течение всего послания он упрекает и осуждает их за раздоры и разделения.

Недостаток плода Духа Святого.

Третья мысль: какие доказательства или указания не то, что такая церковь как в Галатах, или такой христианин, служат Богу силой плоти — совершает плотью то, что было начато Духом?

Ответ очень прост. Религиозные самоусилия всегда заканчиваются усилиями плоти. Каково было положение Галат? Они пытались оправдаться делами закона. И они спорили и ссорились, «пожирая» друг друга. Подсчитайте фразы, указывающие на их жажду любви, и вы найдете больше двенадцати — зависть, ревность, горечь, ссоры и подобные этим выражения. Прочитайте в четвертой и пятой главах, что он говорит об этом. Вы увидите, как они пытались служить Богу своими силами, и как они оказались полностью неспособными. Сила греха и греховной природы взяла верх, и их положение оказалось самым печальным, какое только можно представить.

Осознание приходит с молчаливой торжественностью. Везде в христианских Церквях даже служители жалуются на недостаток высоких стандартов, честности и благочестия. Я помню, слышал проповедь о моральности в коммерции. И, о, если говорить не только о моральности или аморальности в коммерции, но если мы попадем домой к христианам, и если мы подумаем о той жизни, к которой Бог призвал Своих детей и о том, что Бог дает им способность жить этой жизнью Духом Святым, и если мы подумаем о том, что, несмотря на все это, столько ненависти и колкости, и горечи, и нрава, и если мы подумаем о том, сколько ссор среди членов церквей, и сколько зависти, ревности, обидчивости, гордости, тогда мы будем вынуждены сказать: «Где же следы присутствия Духа Святого?» Нужда, печальная нужда!

Многие говорят обо всем этом так, как будто это естественный результат нашей беспомощности и с этим невозможно хорошо справится. Многие люди называют это грехом и не имеют надежды с этим справиться. Многие люди говорят об этом в церквях, но не надеются, что что-то изменится. Действительно нет никакой перспективы в отношении перемен, пока Церковь Христова не начнет видеть то, что каждый грех в верующем идет от плоти, от нашей плотской жизни во время религиозных мероприятий, от наших попыток своими силами служить Богу. До тех пор, пока мы не научимся исповедоваться, пока мы не начнем видеть то, что каким-то образом необходимо вернуть Дух Божий в Церковь, пока это не произойдет, мы будем падать. С чего начала Церковь в Пятидесятницу? Они начали с Духа. Но как же Церковь следующего века отдалась плоти! Они думали, что смогут сделать Церковь совершенной, трудясь по плоти.

Не думайте, что благодаря тому, что благословенная Реформация восстановила великую доктрину оправдания верой, сила Духа Святого тоже была полностью восстановлена. Если мы верим тому, что Бог будет милостив по отношению к Церкви в последние дни, это произойдет из-за того, что доктрина и истина о Духе Святом будет не только изучаться, но этого будут искать всем сердцем; и это произойдет не только потому, что истину будут искать, но и потому что служители и все собрания склоняться перед Богом в глубоком смирении со словами: «Мы огорчили Духа Святого; мы пытались стать Христианскими Церквами без Духа Святого; мы не пытались стать церковью, наполненной Духом Святым».