13. Павел как пример молитвы

— 1 Тимофею 1:16

И если Павел не рассматривается как образец молитвы так много, и здесь на него не ссылаются так часто, как в других его достоинствах, то это не потому, что он в этом не является таким же примечательным свидетельством того, что может сделать благодать, а, скорее, потому, что мы сами еще не нуждаемся так сильно в его примере. Изучение Павла как пример молитвы принесет богатое вознаграждение в виде наставления и ободрения. Слова нашего Господа, которые Он использовал, говоря о Павле при его обращении, звучат так: «он теперь молится», могут быть взяты в качестве красной нити всей его жизни. То небесное видение, которое поставило его на колени, с тех пор правило его жизнью. Христос по правую руку Бога, в Котором мы благословлены всеми духовными благословениями, был всем для него. Молиться и ожидать небесной силы в своем труде и на своем поприще, которое должно было прийти прямо с неба по молитве, было простым результатом его веры в Прославленного. В этом также Христос предназначил его быть примером для нас, чтобы мы могли научиться тому, что, как мы признаем и верим в абсолютную небесную сущность Христа и Его даров, а также сверхъестественную природу тех сил, которые трудятся для спасения, так и молитва должна стать естественным побуждением сердца по направлению к единственному источнику нашей жизни. Давайте посмотрим, что мы знаем о Павле.

Молитвенные привычки

Эти отрывки из Писания, взятые вместе, рисуют перед нами образ человека, чьи слова «молитесь непрестанно» были всего лишь выражением его повседневной жизни. У него было такое глубокое чувство недостаточности простого обращения, необходимости благодати и силы небес, приносимой к молодым новообращенным в молитве, нужды в большом количестве непрекращающихся молитв, день и ночь, и уверенности в том, что молитва принесет силу небес, что его жизнь была одной непрестанной молитвой. У него было такое обостренное чувство, что все должно приходить свыше, и такая вера, что это придет в ответ на молитву, что молитва для него не была ни обязаловкой, ни бременем, а естественным обращением сердца к единственному источнику, откуда можно было взять то, что было необходимо для поддержания веры других людей.

Содержание молитв Павла

Насколько важно знать, как часто и усердно молился Павел, настолько же важно знать и то, о чем он молился. Ходатайство – это духовный труд. Наша уверенность в нем будет во многом зависеть от того, просим ли мы согласно воле Божьей. Чем более четко мы будем просить небесных реалий, которые может дать нам только Бог, и в которых мы уверены, что Он их нам даст, тем более прямым и настойчивым будет наше воззвание к одному только Богу. Чем более невозможными являются те вещи, которых мы ищем, тем больше мы будем поворачиваться от всех человеческих дел к молитве и к одному только Богу.

Возьмем две молитвы в Ефесянах, одна из которых говорит о свете, а другая – о силе. В первой (1:15) он молится о том, чтобы Дух премудрости просветил их к познанию их призвания, наследия и той могущественной силы, которая трудится в них. Духовное просвещение и познание было их великой нуждой, которую необходимо было удовлетворить в них с помощью молитвы. Во второй (3:15) он просит, чтобы сила, которая привела их к Христу, и дальше трудилась в них, и они были бы укреплены Божьим могуществом. Таким образом, чтобы это являло живущего в них Иисуса Христа, а также любовь, превосходящую разумение, и полноту Божью. Это были такие реалии, которые могли прийти только непосредственно с неба; и это было именно тем, о чем он просил и чего ожидал. Если мы хотим научиться у Павла искусству ходатайства, то мы не должны просить ничего меньшего для верующих в наши дни.

Посмотрите на молитву в Филиппийцах (1:9-11). Здесь также прежде всего говорится о духовном познании. Затем идет безупречная жизнь, а затем и плодотворная жизнь во славу Божью. То же самое относится и к прекрасной молитве, записанной в Колоссянах (1:9-11). Вначале речь идет о духовном познании и разумении Божьей воли, а затем укрепление всяким могуществом ко всякому терпению и радости.

Просьбы Павла омолитве

Эти просьбы не менее назидательны, чем его собственные молитвы за святых. Они показывают, что он не считает молитву какой-то особой прерогативой апостола и призывает самых скромных и простых верующих востребовать свои права. Они показывают, что он не думает, что только новообращенные или слабые христиане нуждаются в молитве, – он сам, являясь членом тела, зависел от своих братьев и их молитв. После двадцати лет проповеди Евангелия он все еще просит о молитве, чтобы он мог проповедовать так, как должно. Не раз и навсегда, не на какое-то время, но день за днем и непрестанно должна быть взыскана благодать и принесена с неба на землю для его труда. Объединенное, продолжительное ожидание Бога для Павла представлялось единственной надеждой для Церкви. Вместе с Духом Святым в мир вошла небесная жизнь, жизнь Господа на небесах, и ничто кроме нерушимого общения с небом не сможет ее поддерживать. Послушайте, как он просит о молитве, и с каким усердием он это делает (Рим.

Во всех Своих повелениях наш Господь Иисус гораздо чаще говорил Своим ученикам о их молитве, чем об их проповедовании. В Своей прощальной речи Он мало говорил о проповеди, но много о Духе Святом и об их прошении обо всем во имя Его. Если мы хотим вернуться к такой жизни первых апостолов и Павла и на самом деле принимать эту истину ежедневно – моя первостепенная работа, моя единственная сила – это ходатайство, чтобы получать силу Божью для душ, вверенных мне – мы должны иметь смелость исповедовать прошлые грехи и верить в то, что есть избавление. Вначале не будет легко порвать со старыми привычками, противостоять давлению ежедневных обязанностей, которые занимают все наше время, и сделать так, чтобы любой другой призыв был подчинен этому, одобряют его другие или нет. Но те мужи и жены, которые пребудут верными, не только получат награду для себя, но и станут источником благословения для своих братьев. «И будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения».