7. У ног Иисуса в песнопении: Воскресение

История

Марфа нежно уговаривала мать Иисуса прийти на субботу к ней домой. — Я знаю, что ваша семья в Вифлееме, Мария, но туда идти гораздо дальше. А когда суббота закончится, мы сможем вернуться, чтобы вместе умастить Его тело.

Заметив стоящего рядом Иоанна (все они слышали, как умирающий Иисус поручил молодому апостолу заботиться о Своей матери), Марфа добавила:

— Конечно же, Иоанн, мы всегда рады тебя видеть. Она также пригласила Марию, жену Клеопы:

— Лазарь остается в Иерусалиме с остальными учениками, поэтому у нас много свободного места.

Жена Клеопы поблагодарила Марфу, но отказалась.

— Мой муж опасается, что Каиафа попытается арестовать всех последователей Иисуса. Он думает, что будет безопаснее, если я вернусь в Эммаус. Но я приду, чтобы помочь вам, когда вы пойдете к гробнице в первый день.

При наступлении сумерек маленькая группа плачущих вошла в Вифанию и обнаружила, что небольшой городок не смог избежать последствий землетрясения. Они заметили, что старая стена у дороги была разрушена, и увидели несколько накренившихся амбаров. Когда они дошли до дома Марфы, то с благодарностью отметили, что он не претерпел сильных повреждений. Женщины с Иоанном подождали на улице, пока Марфа зашла внутрь, чтобы зажечь лампу.

Самая молодая Мария начала плакать. Затем, будто во сне, заговорила мать Иисуса:

— Весенний воздух сегодня ночью такой чистый и мягкий. Он совсем не такой, каким был днем! Я отчетливо помню такую же ночь более тридцати четырех лет тому назад, когда ангел Господень пришел и сказал мне, что я буду Его матерью.

Мария Магдалина, продолжая всхлипывать, села и устремила внимательный, изучающий взгляд на лицо этой особенной женщины, освещенное светом пасхальной луны.

Мать Иисуса продолжила:

— Теперь я знаю, что имел в виду пророк Симеон. Когда Иисус был младенцем, Симеон предсказал, что меч пронзит мою душу. Он говорил именно об этом дне.

Марфа появилась в дверном проеме, и все вошли в ее дом. Трепещущий свет, струящийся из глиняной лампы, танцевал по стенам и потолку, в то время как небольшая шокированная группа несколько часов сидела в тишине, глядя на маленькое пламя. Мария была благодарна своей сестре за то, что она пригласила всех сюда. Пребывание рядом с теми, кто больше всего любил Его, согревало ее сердце. Она безмолвно сидела, уставившись в одну точку, загипнотизированная маленьким огоньком. Вернуться к реальности ей помог ночной мотылек, который упал с опаленными крыльями, обожженный лампой.

В опустошительной скорби этого дня Марфа забыла добавить в лампу масла, и, по мере того, как они смотрели на светильник, маленькое пламя из–за отсутствия горючего медленно угасало. Один за другим скорбящие располагались в разных углах жилища, чтобы отдохнуть перед рассветом. Время от времени посреди ночи кто–нибудь издавал непроизвольный стон или рыдание, когда ужасная реальность событий прошедшего дня всплывала в сознании.

Мария лежала на своем обычном месте, на кушетке около кухни. Несколькими днями ранее Лазарь снова занес в дом с крыши над кухней летнюю черепицу. Поэтому она могла смотреть вверх и видеть звезды. Они были такие ясные и красивые. Почему в мире так много страданий и смерти? В своем сердце она молилась: «Отец, я не понимаю, зачем все это случилось, но я верю, что Ты добр, потому что Иисус говорил, что Он такой же, как Ты. Я по–прежнему буду Тебе доверять. Но, пожалуйста, помоги мне понять. Как я могу жить без Него?» Каким–то образом после общения с Отцом Мария почувствовала знакомый мир, и в конце концов, совершенно измученная, она погрузилась в сон.

На следующее утро они оделись по–субботнему. Желая избежать многолюдства, они отправились в маленькую синагогу в Вифании. Там было мало народу — дети до двенадцати лет, поскольку они были еще слишком малы, чтобы идти на праздник, и несколько стариков, которые были уже слишком немощны, чтобы идти в Иерусалим. Все остальные отправились в город на Пасху.

Субботние часы, которые всегда были так насыщенны и благословенны с Иисусом, теперь без Него казались пустыми. Старый раввин встал, чтобы читать что–то из пророков, и решил обратиться к свитку Исайи с того момента, где он остановился на прошлой неделе: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у^огатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления. Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез помазание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис. 53:4-11).

Прежде чем раввин закончил чтение, скорбящие ученики начали переглядываться в изумлении. Взгляд другого говорил каждому о том, что все они думают об одном и том же: «Неужели это Мессианское пророчество говорит об Учителе?» Они вспомнили, что три года тому назад Иоанн Креститель объявил об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Вернувшись домой, Марфа накрыла скромный стол, но никто не притронулся к еде. Когда все собрались вокруг стола, Иоанн сказал: «Теперь я понимаю, что имел в виду Учитель, когда говорил: „Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься»» (Мф. 9:15).

Чуть позже, в эту же субботу после обеда, из города возвратились Лазарь и Фома. Маленькая женская компания засыпала их вопросами.

Эти два ученика представляли собой интересную пару. Лазарь был неисправимым оптимистом, в то время как Фома часто концентрировался именно на негативе.

— Сегодня пасхальное служение в храме прошло в полном смятении, — сказал Фома. — Всем известно, что, когда вчера Учитель испустил дух, тяжелая завеса в храме разорвалась сверху донизу, открыв Святое святых!

Лазарь добавил:

— Священники в храме говорили, что будто бы рука ангела разорвала завесу надвое.

— Да, но первосвященник утверждает, что это произошло в результате вчерашнего землетрясения, — добавил Фома циничным тоном.

Лазарь продолжил:

— Сегодня мы также слышали, что духовные вожди подходили к Пилату и попросили, чтобы сотник и его солдаты охраняли гробницу. Они говорят, будто мы можем задумать украсть тело Господа.

— Они пошли к Пилату в святую субботу? — вступил в разговор наивный Иоанн. — Какие лицемеры! Когда они заставили Пилата осудить Иисуса, то не зашли даже в зал суда, потому что вокруг были люди, а они якобы не хотели осквернять себя.

Марфа нахмурилась еще сильнее:

— Дело не в этом, Иоанн. Мы уже знаем о вероломности этих людей. Вопрос в том, как мы сможем закончить умащать благовониями Его тело, когда гробницу охраняет сотня солдат?

Солнышко село, и, помолившись, группа последователей Иисуса разошлась в разных направлениях. Лазарь и Иоанн вернулись в Иерусалим. Фома, боясь, что оставаться в Иерусалиме слишком опасно, решил побыть вместе со своим двоюродным братом в Вифании. Женщины разошлись по домам друзей, чтобы собрать необходимые масла и ароматы. Никто из них не решил, каким образом они пройдут мимо римских солдат или отвалят массивный камень, но, несмотря на это, они планировали вернуться к гробнице на рассвете и завершить начатое дело, а также еще раз попрощаться со своим Иисусом. Никто из женщин не сомкнул глаз в эту ночь. Шок, пережитый вследствие убийства Иисуса, и тревожные события прошедшего дня не давали им расслабиться, смущали и пугали. По дыханию других женщин Марфа знала, что никто из них не спит. Поэтому за два часа до рассвета она поднялась и зажгла масляную лампу.

— Нам необязательно ждать, мы можем пойти сейчас, — объявила она своим гостям. — Чем раньше мы придем, тем меньше привлечем к себе внимание Его врагов.

Как только глаза Марфы привыкли к свету лампы, она осмотрелась по сторонам:

— Где Мария?

Для младшей сестры ночные часы оказались невыносимыми. Она бесшумно исчезла в темноте. Движимая неизмеримой любовью, невзирая на страх, Мария, отправилась к гробнице одна.

Вокруг все еще было темно, когда остальные женщины пошли в Иерусалим. Прижавшись ближе друг к другу, чтобы не спотыкаться на узкой дороге, они вспоминали дела милосердия, которые творил Христос, слова утешения, которые Он произносил.

Приближаясь к месту Его погребения, они заметили одинокую фигуру, то была Мария, жена Клеопы. Она прошла одиннадцать километров из Эммауса одна, чтобы помочь им. Тихо поприветствовав, жена Клеопы эхом отозвалась на вопрос, мучивший остальных женщин: «Кто откатит нам камень?»

Прежде чем кто–либо успел ответить, блистательно белая вспышка молнии озарила безоблачное, предрассветное небо. Она ударила куда–то неподалеку от сада, где находилась гробница. На какое–то мгновение все осветилось так, словно это был день. Свет ослепил женщин. Земля под ногами затряслась. Мать Иисуса ухватилась за Марфу, чтобы не упасть. Марфа расплескала некоторые масла и благовония, когда растерянные женщины беспомощно падали, сбивая друг друга.

Землетрясение закончилось почти так же быстро, как и началось. Где–то впереди они услышали неистовые крики ужаса на латинском языке. Они удивленно смотрели вслед большой группе мужчин, которые, толкаясь, выбежали на дорогу, ведущую к Иерусалиму. Когда они бежали, некоторые из них шатались и падали, будто пьяные. Слабый отблеск оружия, видневшийся в раннем утреннем свете, указывал на то, что бегущие мужчины были скорее всего римскими солдатами.

Словно вкопанные, женщины стояли и смотрели на это представление.

«Что–то чудесное произошло», — шепнула мать Иисуса. После нескольких мгновений угрожающей тишины женщины безмолвно продолжили свой путь по направлению к гробнице Учителя.

Мария Магдалина мигом добралась до пещеры после вспышки света и землетрясения. Она осторожно вошла в сад и обнаружила, что камень был отвален. Первой мыслью было то, что стражники унесли тело Иисуса. Убитая тем, что может потерять даже останки своего самого дорогого Друга, она бросилась к открытой пещере и осторожно всмотрелась внутрь. Казалось, что место, где лежал Иисус, освещалось каким–то неземным светом. Сама же гробница была пуста; Его тела в ней не было.

Шокированная, Мария, едва дыша, в тишине смотрела на пустой выступ. Затем она отошла от гробницы и осмотрелась по сторонам, растерянная и изумленная.

«Мне нужно найти учеников, — думала она, — они должны знать, что можно сделать». Удрученная, женщина повернулась и, выбрав самый короткий путь, быстро пошла по тропинке, которая вела к Иродовым Воротам, а потом в Иерусалим. Добравшись до дома Иоанна Марка, она встретила Петра и Иоанна. Они не спали, а тихо разговаривали, сидя на крыше. Мария вбежала по ступеням вверх и выдохнула:

— Они унесли Господа из гробницы, и мы не знаем, куда Его положили!

Хотя Мария не хотела напугать их, напряженные ученики подпрыгнули от неожиданности. Петр пришел в себя первым.

— Что ты сказала? — переспросил он.

Мария попыталась перевести дух между словами.

— Я была у гробницы. Его тело исчезло. Камень отвален. Солдат тоже нет!

Иоанн бросил взгляд на Петра.

— Кто мог это сделать? — удивился он.

— Я не знаю, — ответил Петр, — но мы должны пойти и сами все увидеть.

— Разбудить остальных? — спросил Иоанн.

— Нет, — ответил Петр. — Возможно, это западня, придуманная вождями, чтобы схватить оставшихся из нас. Я просто пойду один. Это может быть опасно.

— Клянусь, я тоже пойду с тобой! — воскликнул Иоанн. Когда мужчины бесшумно спустились вниз по ступеням и пришли к городским воротам, они обнаружили, что римских солдат не было на посту. Как только они прошли ворота, молодой Иоанн бросился бежать, Петр старался не отставать.

Не спрашивая разрешения, Мария решила последовать за ними. Что–то притягивало ее к тому месту, где она последний раз видела своего Иисуса. Она намеревалась разобраться, что случилось с Его телом.

Марфа и остальные женщины вошли в сад и обнаружили, что повсюду были разбросаны римские мечи, шлемы и щиты. Мария, жена Клеопы, сделала испуганный вдох и куда–то указала рукой. Все они вздрогнули, увидев высокого незнакомца, одетого в длинную белую одежду. Он сидел на треснутом камне, который перед этим закрывал вход в гробницу Иисуса. Огромный камень находился достаточно далеко от входа и был разбит, как будто Самсон отбросил его в гневе.

Доброжелательный человек на камне ободряюще улыбнулся испуганным женщинам. Видя их страх, он сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал» (Мф. 28:5, 6). Незнакомец поднял руку и грациозным жестом указал на пещеру в холме: «Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (стих 6).

Высокий вестник мягко соскользнул с камня и подошел к пещере. «Убедитесь сами», — радостно произнес он, приближаясь к гробнице.

Мать Иисуса пристально вгляделась в лицо этого благородного существа. Он улыбнулся, и она узнала в нем ангела Гавриила, который тридцать четыре года тому назад объявил ей о рождении Сына.

Пока сбитые с толку женщины пытались переварить столь необычный поворот событий, мать Иисуса осторожно подошла к входу в гробницу. Остальные робко последовали ее примеру. Хотя и напуганные, они шли шаг за шагом, испытывая новую волну любви к своему Господу. Неземной свет все так же мерцал в гробнице. Внутри они увидели другое существо, которое сидело на выступе, куда в пятницу вечером положили тело Иисуса. Этот незнакомец сказал: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть расияту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:5-7).

Потрясенные женщины попятились назад из высеченной в скале гробницы. Марфа шепотом повторила слова ангела, сначала как вопрос: «Он воскрес? Он воскрес?» Потом произнесла это как факт: «Он воскрес!» Затем Марфа сделала нечто совершенно ей не свойственное. Она отбросила в сторону мешочек с приготовленными благовониями и побежала в сторону Иерусалима так быстро, как только могла. Остальные женщины бросились за ней.

Едва они ступили на узкую тропу, как тут же почти столкнулись с Иоанном, Петром и Марией Магдалиной. Возбужденные, находящиеся чуть ли не в истерике от радости и удивления, женщины все разом попытались рассказать им то, что они увидели и услышали.

Изумление, которое выражали их лица, сказало Петру, что произошло что–то потрясающее. «Пойдите и расскажите остальным в городе, что вы увидели!» — повелел он.

Прежде чем Петр закончил говорить, Иоанн рванулся к гробнице, чтобы самому увидеть, что произошло. Он остановился на поляне и осмотрел брошенные солдатские принадлежности, затем посмотрел на массивный камень. Иоанн подумал: «Какая мощная сила могла отодвинуть его так далеко?» Но вестника, с которым говорили женщины, уже не было.

Запыхавшись, Петр и Мария подбежали к нему.

— Могло ли это случиться из–за землетрясения? — спросил Иоанн.

— Нет! — Петр уверенно покачал головой. — Землетрясение никогда не смогло бы это сделать.

Иоанн подошел к гробнице и заглянул внутрь. Петр же смело, без колебаний зашел туда. Гробница была пуста, за исключением двух аккуратно сложенных погребальных пелен. Дрожащими пальцами Иоанн дотронулся до них.

— Это, должно быть, правда! Петр кивнул.

— Только Иисус нашел бы время для того, чтобы их сложить. Но где Он?

— Я не знаю, — Иоанн нервно посмотрел по сторонам. — Но нам лучше уйти. Солдаты могут вернуться и обвинить нас в том, что мы сломали печать Пилата и украли тело Иисуса.

При первых лучах утреннего солнца, которое уже освещало иерусалимскую стену, двое учеников покинули гробницу. Мария стояла, не двигаясь, словно в тумане, охватив себя руками, чтобы согреться от прохлады весеннего утра.

— Нам нужно уходить, Мария, — Иоанн нежно коснулся ее руки. — Солдаты могут вернуться.

Мария кивнула, но так и осталась стоять на месте, прикованная необычным зрелищем, в то время как Петр и Иоанн быстро поднимались по тропе. Невзирая на опасность, она не могла заставить себя покинуть это место. Ее переполняло ощущение того, что Иисус где–то неподалеку.

Отчаянно надеясь найти своего Господа там, где она последний раз Его видела, Мария снова медленным шагом направилась к каменной пещере. Положив руку на холодную стену, она наклонилась и посмотрела внутрь.

Вдруг от того, что она увидела, у нее перехватило дыхание. Внутри стояли два человека в сияющих белых одеждах. Пока лишенная дара речи Мария смотрела на них, один из незнакомцев спросил:

— Жена! что ты плачешь? (Ин. 20:13). Горький плач сорвался с ее уст.

— Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (стих 13). Надеясь найти кого–то, кто указал бы ей, где находится Иисус, Мария повернулась от двух необычных существ и стала выбираться из низкой пещеры. Страх и смущение переполняли ее.

Она страстно желала убежать отсюда, но что–то ее удерживало. Рыдая, переполненная сердечной скорбью, Мария, пошатываясь, отправилась от входа в пещеру к разбитому камню, который еще час назад закрывал вход в пещеру. Женщина опустила глаза и заметила остатки сорванной печати, сделанной из воска с нитями, которую Пилат поставил на камень. Она вспомнила историю о царе Дарий, которую слышала в детстве, как он поставил такую же печать на камень, закрывавший отверстие львиного рва, куда был брошен Даниил. Когда эта печать была сломана, Даниил вышел живой.

Пока она смотрела на печать и размышляла об этом, длинная тень прошла между ней и утренним солнцем. Вздрогнув от тихого появления Незнакомца, Мария быстро подняла глаза.

Восточное небо ярко сияло с той стороны, где стоял темный силуэт Мужчины, поэтому Марии было трудно разглядеть Его лицо. Незнакомец нежно спросил:

— Жена! что ты плачешь? кого ищешь?

Предположив, что перед ней садовник, который пришел, чтобы начать работу, она удивилась: «Откуда он знает, что я кого–то ищу?»

Понимая, что только очень богатые люди могут рассчитывать на то, чтобы их похоронили в каменной пещере, такой, как эта, предполагая, что, возможно, правители перенесли тело Иисуса, Мария решила, что этот человек должен знать, что случилось с останками ее Господа.

— Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин. 20:15), — взмолилась женщина, опустив голову и отвернувшись, чтобы скрыть новый поток слез.

Тронутый преданностью, добрый Незнакомец не мог больше видеть ее горе. Он произнес одно слово, обернувшее скорбь в восторг:

— Мария!

Внезапно ее окатила волна радостного осознания. В знакомом мелодичном звучании ее имени, произнесенного сострадательными устами Иисуса, она вся затрепетала и упала к Его пронзенным стопам:

— Раввуни! Ты жив! Ты жив!

Она рыдала, припав к Его ногам, орошая их потоком радостных слез.

Склонившись на колени рядом с ней, Он положил Свою руку на ее голову, благословляя ее. Другой рукой Он нежно отер ее слезы рукавом Своей сияющей одежды. Марии казалось, будто Он отирает их теплым светом.

Затем Иисус сказал ей:

— Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Сказав это, Иисус поднялся. Неохотно освободив Его ноги, она увидела самое удивительное преображение. Лицо Иисуса осветилось, словно утреннее солнце. Казалось, кто–то снял пелену с ее глаз. Она увидела бесчисленное множество лучезарных ангелов, окружавших Его, и Он начал подниматься через этот живой коридор неописуемой славы.

Ангелы пели прекрасную триумфальную песнь: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23:7). Необычная мелодия была несравнимо более прекрасной, чем что–либо, слышимое ею раньше.

Прежде чем Иисус исчез в живом облаке ангелов, Он повернулся к Марии. Она услышала Его голос, доносящийся до нее: «Я никогда не оставлю тебя».

В тот момент, когда Марии показалось, что она больше не выдержит такой невероятной Божественной славы, все исчезло. В сравнении с увиденным взошедшее солнце показалось темным. Размышляя о величии произошедшего, она пошла по тропинке, ведущей в Иерусалим. Новый свет озарил ее разум, она шагала с новым приливом сил. Она не слышала больше пения ангелов, но сердце ее ликовало. «Иисус жив! Он жив!» Затем Мария остановилась на своем пути, чтобы еще раз переосмыслить самое великое откровение: «Он ждал меня? Да, Он выбрал меня, чтобы сказать Благую весть». Продолжая подниматься по тропе, она неустанно повторяла: «Даже меня!»

На протяжении всей своей жизни Мария чувствовала себя недостаточно хорошей. Симон был уверен в том, что ей даже нельзя прикоснуться к ногам Иисуса, чтобы омыть их. Духовные вожди считали, что она достойна лишь побиения камнями. Но Иисус ждал, пока Петр, Иоанн и даже Его Собственная мать покинули гробницу, чтобы почтить ее, женщину, которая когда–то воспринималась изгоем общества. Спаситель видел ее словно новый и чистый сосуд. Он выбрал ее, чтобы рассказать миру о том, что Он — живой Бог, ее Друг и Спаситель — воскрес.

Изучение

Иоанна 20:11–18

«А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь’? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: „восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей».

Марка 16:9–11

«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили».

Он потряс землю

Томас Джефферсон был великим человеком, но, увы, он был деистом и не мог принять элементы чудес в Писании. Он издал свою собственную версию Библии, в которой были упразднены все сверхъестественные события. Издавая Евангелия, Джефферсон ограничился исключительно моральным учением Иисуса. Заключительные слова в Библии Джефферсона следующие: «И положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба». Слава Богу, что на самом деле история так не заканчивается.

Воскресение Иисуса сопровождалось массой неоспоримых доказательств. Немаловажны среди них и свидетельства природы — темное небо вверху и колеблющаяся земля внизу. Когда Иисус вышел из могилы, произошло в миниатюре то, что будет иметь место, когда Он придет в славе с небес, чтобы взять Своих детей. Читая эти знамения на небесах и на земле, Елена Уайт писала: «Землетрясение произошло в тот час, когда Христос отдал Свою жизнь, и землетрясение свидетельствовало о том, что Он с торжеством принял ее. Тот, Кто преодолел смерть и могилу, вышел из гробницы Победителем, и в это время земля сотряслась, молнии полыхали и раздавались раскаты грома. Когда Он снова придет в этот мир, глас Его поколеблет „не только землю, но и небо» „Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель» „И небеса свернутся, как свиток книжный»; „стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят». Но „Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сынов Израилевых (Евр. 12:26; Ис. 24:20; 34:4; 2 Петр. 3:10; Иоил. 3:16)»»(Желание веков, с. 780).

Живя в Калифорнии, я несколько раз становился свидетелем землетрясений. Это может быть очень жутким переживанием, когда земля под ногами начинает раскачиваться или сворачиваться. Мы идем по жизни, думая, что у нас есть почва под ногами, верим ее постоянству и надежности. Если не принимать во внимание остальное, то, по крайней мере, землетрясения научили меня, что единственно непоколебимо то, что укоренено в Боге. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35).

Три дня и три ночи?

Так сколько же времени провел Иисус в гробнице, и имеет ли это какое–либо значение?

«Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:38-40). Многих людей приводят в замешательство вышеприведенные тексты, поскольку Иисус ясно сказал: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Если предположить, что «в сердце земли» значит в гробнице, и если Иисус умер в пятницу, а воскрес в воскресенье, то Он не провел в могиле три ночи. Можно толковать этот текст, понимая, что «сердце земли» не указывает на могилу. «Сердце земли» можно легко перевести сочетанием «посреди мира» или «в тисках этой потерянной планеты», которую пришел спасти Иисус.

Фраза «в земле» появляется десятки раз в английской версии перевода Библии короля Иакова (King James Version). Ни одна из этих ссылок не указывает на могилу. Возьмем, например, фразу из молитвы Господней: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Значит ли это, что Божья воля должна исполняться в могиле или гробнице, как она исполняется на небе? Нет, конечно нет! Это значит, что она должна исполняться среди людей земли, народов земли так же, как она исполняется среди ангелов на небе.

Страдания Иисуса за грехи мира начались не в пятницу на кресте. Он начал страдать за наши грехи сразу же после тайной Вечери. Несколько раз Иисус сказал, что «приблизился час», имея в виду ночь четверга (Мф. 26:45; Мк. 14:41; Лк. 22:14; Ин. 16:32; 17:1). Тяжелое испытание началось для Иисуса тогда, когда толпа арестовала Его в четверг ночью. «В сердце земли» на самом деле означает «в тисках мира». (Помните, сатана назван князем этого мира в Ин. 12:31.) Три дня и три ночи Иисус был лишен защиты Отца и находился в руках врага. Он был пленником «в сердце земли», когда страдал, испытывая наказание за грехи мира.

Где Он был?

Другие же люди имеют проблему с пониманием вопроса о том, куда отправился Иисус, когда умер на кресте. Основное непонимание также возникает из–за неправильного толкования отрывка Писания.

«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3:18-20).

На первый взгляд многим кажется, что это означает, что Иисус на самом деле не умер на кресте, но был перенесен в какую–то духовную сферу. Также некоторые верят, что Он проповедовал духам людей, которые жили до потопа, чтобы дать им второй шанс на спасение. Отголоски этого учения мы находим в Апостольском символе. Но многие не знают того, что Апостольский символ был написан вовсе не апостолами. Он появился примерно через сто лет после того, как умерли последние из апостолов, и не является частью вдохновенного Писания.

Эта теория представляет собой антитезис всему библейскому учению по данному вопросу. Писания ясно свидетельствуют о том, что после смерти уже нет какого–либо шанса обращения: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, — доброе или худое» (2 Кор. 5:10).

Внимательно посмотрите на стих, записанный в 1 Петр. 4:6. В нем говорится, что Евангелие было проповедано «и мертвым» (настоящее время). Они мертвы теперь, но они не были мертвы, когда оно им благовествовалось. Было бы достаточно сложно проповедовать умершим. Проповедовать нелегко даже тем, кто еще жив. Чтобы понять Евангелие, необходимы ум и познания, а таким умом обладают только живые люди (Еккл. 9:5, 10).

Петр говорит: «Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Петр. 3:19). Тем же Духом, Который в конечном счете воскресил Иисуса, во времена потопа Иисус (Бог) проповедовал людям, которые тогда были живы и пленены грехом. Сравните это с известным утверждением в Быт. 6:3: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет».

«Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

Итак, вы видите, что Петр не говорит о том, что, когда Иисус умер, Он отправился в какую–то мистическую темницу, чтобы проповедовать духам людей, живших до потопа. Скорее, он говорит, что Тот же Святой Дух, Который проповедовал им, Который воскресил Иисуса, проповедует также и нам.

Тем не менее другие люди не принимают саму мысль о том, что Иисус, Бог Сын, умер! «Как Бог мог умереть?» — недоумевают они. Я не знаю! Но я также не могу объяснить, как Бог мог стать человеком! Библия описывает это как тайну: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Но очень опасно вмешиваться в простое учение Писания. Наказание за грех — смерть (Рим. 6:23). Если Иисус на самом деле не умер на кресте, а был перенесен в какое–то другое духовное измерение, мы подрываем одну из основополагающих истин Евангелия. Библия ясно говорит о том, что Иисус умер (Рим. 5:6; 1 Кор. 15:3), и нам следует принимать Его слово, даже если не все для нас объяснимо. Это называется верой.

Постоянная любовь

В Шотландии, в Эдинбурге, неподалеку от церковного кладбища Грейфриарс находится памятный фонтан и статуя маленькой собачки по имени Грейфриарс Бобби. В 1858 году на церковном кладбище был похоронен человек по имени Джок Грей. Его верная собачка печально смотрела в яму, куда опустили ее старого хозяина. Последующие четырнадцать лет днем и ночью, при любой погоде верная собака буквально жила на могиле своего хозяина, пока сама не умерла в 1872 году. Маленький скайтерьер покидал свой пост лишь на час, чтобы посетить двух своих друзей — владельца ресторана, который его кормил, и церковного сторожа, который построил ему конуру на кладбище.

В течение четырнадцати лет бдения тысячи посетителей приходили на кладбище, чтобы посмотреть на эту верную маленькую собачку. В благодарность за верность и преданность длиною в жизнь люди похоронили ее на церковной земле рядом с хозяином.

После того как все покинули сад, где находилась гробница Иисуса, Мария, наверное, оставалась там, где она последний раз видела своего Господа. Иногда мы теряем путь Иисуса, потому что слишком преданы собственной воле и своим планам. Нас отвлекают земные заботы, и мы забываем о нашем небесном Друге.

Даже мать и отец Иисуса потеряли из виду свое драгоценное упование, после того как побывали в храме в Иерусалиме. Но они нашли Иисуса через три дня именно там, где последний раз Его видели. Мария сказала: «Вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2:48). Когда мы по небрежности теряем след нашего Учителя, нам приходится тратить время, чтобы найти Его, и это время бывает скорбным. Как и мать Иисуса, Мария Магдалина нашла Его через три дня, оставаясь там, где она последний раз видела своего Господина.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4–8).

Зная, что Он близко

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли — хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27).

Во время подготовки к одной из своих грандиозных евангельских встреч Билли Грэм надел кепку и солнцезащитные очки. Он вошел в среду собиравшихся людей инкогнито, чтобы составить объективное представление о своей аудитории. Увидев безразличного посетителя, опершегося на ворота стадиона, Грэм спросил его:

— Не хотели бы вы войти? Встречи уже начались!

— Не–а, — протянул мужчина, — я не большой любитель «ломки льда». Я здесь, чтобы посмотреть на «большой пистолет»!

Вряд ли он знал, что говорил как раз с этим самым «большим пистолетом». Подобным образом мы упускаем множество благословений потому, что не знаем, когда Иисус находится рядом. Иисус сказал женщине самарянке у колодца: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: „дай Мне нить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).

Осознание того, что Бог рядом, приносит нам радость. В нашей истории Мария плакала, потому что не знала, что рядом с ней стоял Господь. «Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус» (Ин. 20:14). Когда позднее в тот же день Иисус явился двум ученикам по дороге в Эммаус, они также были печальны, потому что не знали, Кто с ними шел. «Они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» (Лк. 24:16, 17).

Сколь многие по всему миру идут по жизни печальные и неутешные потому, что не знают или не верят в то, что Иисус рядом. Новообращенный американец китайского происхождения по имени Ло Чанг начал восклицать от радости, когда прочитал конец Евангелия от Матфея (он читал перевод короля Иакова): «И се, Я с вами во все дни до скончания века» («се» по–английски «lо» — ло) (Мф. 28:20). Ло был чрезвычайно рад, потому что он применил это обетование к себе лично — «Се (Ло, его имя), Я с вами». Сколь многие именующие себя христианами бессмысленно страдают просто потому, что забывают обетование о присутствии Иисуса. Они не знают того, что Иисус близко и готов помочь им нести их бремена. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5:7).

Принятый в семью

Учительница воскресной школы должна была зарегистрировать двух новых мальчиков, чтобы они могли учиться в этой школе. Когда она спросила даты их рождения, мальчик, который был посмелее, ответил:

— Нам обоим по 7 лет. Я родился 8 апреля 1976 года, а мой брат родился 20 апреля 1976 года.

— Но такого не может быть! — ответила учительница.

— Нет, может, — ответил другой мальчик, — одного из нас усыновили.

— Кого же? — спросила учительница.

Мальчики посмотрели друг на друга и улыбнулись. Первый мальчик сказал:

— Мы спрашивали папу об этом недавно, но он сказал, что любит нас обоих и просто не может вспомнить, кого именно он усыновил.

Последние слова, сказанные Иисусом Марии, утвердили ее в том, что она в полной мере является дочерью Божьей: «Иди к братьям Моим и скажи им: „восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»» (Ин. 20:17). Она была полностью принята и удочерена в семью Божью, это было точно так же, как Мардохей удочерил когда–то Есфирь, и точно так же, как Раав, блудница, стала матерью в Израиле. «Вы… приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!»» (Рим. 8:15). «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6:18).

Держась за пяту садовника

«Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его» (Ин. 20:15).

Это единственный раз, когда в Библии встречается слово «садовник». И интересно, что оно применяется по отношению к Иисусу. Мария оказалась права, Иисус был Садовником. Библия учит: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» (Быт. 2:8). Более того, Господь до сих пор занимается садоводством. Слово Божье — это семя, а мы — Его растения. «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7).

В том первом саду Господь изрек пророчество первой женщине: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Иисус был Семенем жены, Которому надлежало поразить голову змея. Но за это нужно было заплатить. Змей должен был ужалить Его в пяту. Одержав триумфальную победу над смертью и сатаной, Иисус по–прежнему носит следы распятия на Своих ногах. И Церковь сегодня, подобно Марии, должна припасть к Его израненным ногам, чтобы служить и поклоняться Ему.

Мы приходим, чтобы идти

Иисус не только спас Марию; Он поручил ей работу. Каждому, кого Господь очищает, Он дает поручение. После того как уста Исайи были очищены углем с Божьего алтаря, Господь поручил ему идти и проповедовать (Ис. 6:1-9).

По большому счету, Иисус сказал Марии: «Не нужно лишь прикасаться ко Мне; пойди и расскажи остальным». Если мы любим Иисуса, как любила Мария, мы должны рассказать остальным. Мы не можем удерживать Его для себя. Человек, из которого Иисус изгнал легион бесов, хотел лишь оставаться с Ним. «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Лк. 8:38, 39). Подобно Марии и этому человеку, Церковь спасена для того, чтобы благовествовать окружающим людям. Спасение требует, чтобы мы пришли и пошли дальше. Мы приходим к Иисусу, откликаясь на Его торжественное приглашение, затем мы идем для Иисуса с Его торжественным поручением. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). «Итак, идите, научите все народы» (Мф. 28:19). «Пойдем же и уведомим дом царский» (4 Цар. 7:9).

Не стоит идти для Иисуса, прежде чем мы не придем к Иисусу.

Бог достигает людей с помощью других людей. Если бы Он проповедовал Евангелие через ангелов, это было бы гораздо эффективнее. Однако свидетельство — это часть нашего процесса очищения. Мария никогда не характеризовалась как женщина с исключительным даром общения, но Господь избрал ее, чтобы сообщить Благую весть о Его воскресении. Пусть это воодушевит каждого из нас прийти к Иисусу, чтобы мы могли пойти для Иисуса и стать свидетелями Его воскресения.

Образец и формула духовного успеха

Интересно отметить, что в Евангелиях нет упоминания того, что женщина когда–либо сделала нечто, что ранило Иисуса. Мужчины плели против Него интриги, пытались уловить, плевали в лицо и били, но мы нигде не встречаем, чтобы женщина причинила Иисусу какой–либо вред во время Его земной жизни. Вы помните из наших предыдущих разделов, что среди библейских символов женщина представляет Церковь. Давайте вкратце подведем итоги того, как жизнь Марии, ее история могут служить образцом возрождения и обновления для народа Божьего в целом и для каждого из нас индивидуально.

1. Мы должны проводить время у ног Иисуса, проливая слезы раскаяния за наши грехи, как это делала Мария в храме. Затем услышать заверение Иисуса в том, что Он нас не осуждает. «Иди, и впредь не греши», — говорит Он нам.

2. Как когда–то Мария делала это для Лазаря, так и каждому христианину сегодня необходимо проводить время у ног Иисуса, моля о своих друзьях, родных, которые духовно мертвы, чтобы Он даровал им жизнь.

3. Как и Мария, Божий народ должен выделять достаточно времени для чтения и слушания Слова у ног Иисуса. Представленная в Писании Мария говорит очень мало; очевидно, она проводит больше времени слушая, чем разговаривая.

4. Как и Мария, Церковь будет преуспевать только тогда, когда она поймет всю полноту отдачи и красоту жертвенного дара. Чрезвычайно важно для нас проводить больше времени у ног Иисуса, взирая на Него, пригвожденного к кресту за наши грехи. Именно здесь наши батарейки заряжаются любовью.

5. Мария посвящала свое время служению Иисусу, как в доме Симона на пиру, так и при Его погребении. Так же и мы возжелаем Ему служить, увидев, как сильно Он нас любит.

6. И в заключение нужно сказать, что радостно провозглашать живого Спасителя окружающим людям — это привилегия и ответственность каждого дитя Божьего.

Трудно скрывать добрую весть

Лоренс Максвелл рассказывает историю о группе старателей, которые отправились из Баннака (тогда столица штата Монтана) на поиски золота. Они перенесли много трудностей. Некоторые из них умерли в пути. На них напали индейцы, забрав хороших лошадей и оставив им лишь несколько старых пони.

Затем нападавшие стали им угрожать, заставляя вернуться в Баннак и оставаться там. Индейцы заявили: «Если мы еще раз увидим вас здесь, то мало кто из вас останется в живых».

Побежденные, разочарованные, подавленные, старатели повернули к столице. В какой–то момент, когда они привязали измученных пони где–то вдоль берега реки, один из мужчин случайно поднял маленький камушек.

Он окликнул своего товарища: «Есть молоток?» Ударив по скале, золотоискатель сказал: «Кажется, здесь есть золото».

Двое из них искали золото весь остаток этого дня, и им удалось добыть его на сумму двенадцать долларов. На следующий день вся группа искала драгоценный металл у реки. Они нашли его на сумму пятьдесят долларов — огромные средства в те дни.

«Мы нашли его!» — говорили они друг другу. Мужчины возвратились в Баннак, поклявшись не проронить ни слова относительно золотых мест. Они благоразумно подготовили все необходимое снаряжение для следующего успешного похода. Но, когда они вышли из города, оказалось, что за ними последовало триста человек. Кто раскрыл их тайну? Никто! Их сияющие лица выдали найденные ими сокровища!

Если мы поглощены Иисусом, как те золотоискатели, которым несказанно повезло, были поглощены своей находкой, если мы действительно постигнем Благую весть Евангелия, то не сможем скрывать радость открытия. Наши сияющие лица выдадут наш секрет.

Последний раз образ Марии, запечатленный в Писании, представлен мимолетно, лишь ее сияющее лицо. В сердце ее горит пламя, она словно летит по воздуху, чтобы принести самую чудесную весть, когда–либо звучавшую в мире. По дороге в Иерусалим звучит ее песнь, осанна. Она бежит, чтобы сказать миру: «Он жив!»

Пустой и разбитый

Когда Томас Эдисон работал над лампой накаливания, он обнаружил, что даже лучшая нить накала мгновенно перегорает, если ее не поместить в вакуум. Лишенный кислорода верный элемент продолжал гореть много часов подряд. Так же и свет Иисуса не может гореть в сердце, полном посторонних вещей. Масло Духа Божьего может быть влито только в пустые сосуды (4 Цар. 4:3).

Вэнс Хавнер говорит нам: «Бог использует сломанные вещи. Чтобы вырос урожай, необходима вскопанная почва; дождевые капли прорывают облака; перемолотое зерно дает хлеб; кусок хлеба дает силу. Разбитый алебастровый сосуд выпускает чудесный аромат, а горько плачущий Петр обретает большую силу, чем когда–либо».

Иисус мог использовать Марию в великих целях, потому что, пройдя через испытания, ее душа очистилась от эгоизма и жаждала того, чтобы Он ее наполнил. Пройдя через раскаленное горнило раскаяния, она полностью посвятила себя Богу.

Последние будут первыми

«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16:9).

Я бы никогда не организовал воскресение так, как это сделал Господь. Если бы я был на Его месте, то, покинув могилу, явился бы Ироду или Пилату и разглагольствовал бы о том, как слабы оказались их солдаты, печать и камень. Все они не смогли помешать моему воскресению. Я предложил бы Ироду еще раз осмелиться надеть на меня царский хитон и терновый венец, если у него хватит духу высмеять меня снова. Или, по крайней мере, явился бы первосвященнику и тем духовным вождям, которые меня осудили, и заставил их корчиться и трястись от страха. Я понаблюдал бы, как кровь отхлынет от их лиц, когда они осознают ужасную правду о том, что осудили и предали смерти своего долгожданного Мессию. Если бы я отвечал за воскресение, то, по крайней мере, сделал бы так, чтобы Иисус сначала явился ученикам или, возможно, Своей матери Марии.

Но Иисус предпочел опустить все эти логичные варианты; в первую очередь Он явился непринятой обществом женщине. Иисус намеренно ждал, пока Петр, Иоанн и даже Его мать покинут сад, чтобы одарить самой высокой честью, когда–либо дарованной смертному человеку, некогда одержимую демонами блудницу, спасенную благодатью. Почему? Почему первые слова, произнесенные Иисусом после воскресения, были обращены к Марии, и это последний раз, когда она появляется в Священном Писании? Для того, чтобы освятить и подчеркнуть истину о том, что Он пришел, чтобы взыскать и спасти погибшее. Напомнить нам о том, что, если Он может преобразовать и спасти слабую, кроткую девушку но имени Мария и даже даровать ей поручение, тогда есть надежда и для каждого из нас.

[1] Инуиты — эскимосский народ Канады. — Прим. ред.

[2] Сарыч — хищная птица, похожая на ястреба. — Прим. ред.