3. У ног Иисуса, внемля Ему: Непонимание Марфы

История

Зачарованная, Мария склонилась у ног Иисуса в доме Марфы, слушая, как Господь раскрывает Благую весть о принципах Своего Царства и безмерной любви Небесного Отца. Ей было бы удобнее сидеть на скамье в другой стороне комнаты, но она стояла слишком далеко от Иисуса. Мария хотела смотреть в Его нежные глаза. Когда Он учил, Его взгляд, казалось, отражал бесконечность премудрости. Он был так глубок и выразителен, даже, можно сказать, божественен. Иногда Мария чувствовала себя неловко, когда сознавала, что смотрит неотрывным взором в Его глаза. Мария думала, что могла просто раствориться в них и утоьгуть в любви, которую они излучали.

Обычно вокруг Иисуса были ученики и многие другие последователи. Но когда Он останавливался в их доме в Вифании, с Ним оставались только ученики. Она ценила редкие моменты, когда могла быть близка к Нему, когда им не мешали другие люди. у нее было столько вопросов. Но она знала, что с ее репутацией было бы неправильно задавать Иисусу вопросы на публике. Здесь, в гостиной ее сестры, Мария думала, что может быть свободна от осуждения.

После того как Иисус воскресил ее брата из мертвых, Мария перебралась из Магдалы в Вифанию к Марфе и Лазарю. Какое–то время она пыталась обустроиться в том северном римском курортном городе, потому что Иисус проводил гораздо больше времени, уча у Галилейского моря, чем в Иерусалиме. Но Мария на горьком опыте поняла, насколько слаба она была без Учителя. Вернувшись в прежнее окружение Магдалы, общаясь с друзьями и знакомыми из прошлой жизни, она быстро поддалась старым искушениям. Несколько ночей после того, как грех снова ее соблазнил, Мария сидела одна в тусклом свете масляной лампы и плакала, собирая слезы в специальный сосуд.

Как и другие люди ее времени, Мария приобрела голубую стеклянную колбочку с похожим на воронку краем, в которую она могла собирать слезы своего стыда и горя. Нескончаемая боль Марии была так сильна, что дважды ей пришлось покупать самую большую колбу.

Это был ее жидкий дневник. Семь раз, живя в Магдале, Мария искала Иисуса и просила Его простить ее и спасти от демонов вины и похоти, которые владели ею. И Иисус всегда это делал. Когда в седьмой раз она склонилась в стыде у ног Иисуса, Он рассказал всем собравшимся вокруг Него притчу. Мария знала, что эта история особым образом обращена к ней.

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: „возвращусь в дом мой, откуда вышел»; И, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24-26).

Иисус говорил Марии о том, что ей необходимо новое начало. Она должна была наполнить свою жизнь новыми друзьями и новым окружением, иначе старые демоны будут продолжать возвращаться. Поэтому она продала свой дом в Магдале, а также все украшения и дары, которые давали ей солдаты. Она взяла свои дорогие, сомнительные наряды, которыми обычно привлекала клиентов, и сожгла их на городской свалке.

Взяв с собой лишь сосуд для слез, несколько скромных платьев и порядочную сумму денег в кошельке, она проделала путь длиной в сто двадцать километров и вернулась в Вифанию, в дом Марфы и Лазаря. Отвернувшись от прежней жизни, Мария почувствовала великий мир. Это уже была устойчивая победа. Как часто говорил Иисус, она «положила руку на плуг и не оглядывалась назад».

Сидя у ног Иисуса, Мария ловила каждое Его слово, обращенное к ней. Учитель улыбался ей, поощряя ее задавать простые, но глубокие вопросы.

Неизменное облачко пыли отрывалось от Марфы, когда она проносилась мимо своих гостей. Марфа умела бегать с расправленными плечами и поднятой головой так, что казалось, она вовсе и не бежит. Носиться по дому было недостойно, и, кроме всего, Марфа всегда старалась хорошо выглядеть, особенно когда гостем был Иисус.

Начиная от неопрятного бездельника и заканчивал самым уважаемым законоведом, все в Вифании знали, что чуть позднее в этот день Иисус будет ужинать в доме Симона. Каждый, кто имел хоть какой–либо авторитет в городе, будет там не только потому, что там будет Иисус, но также потому, что там будет Лазарь, человек, воскресший из мертвых.

Не так давно они были свидетелями того, как его холодное, застывшее тело, завернутое в пропитанные алоэ погребальные пелены, оставили в темной гробнице в холме за Вифанией. Потом пришел Иисус и привел в изумление всю округу, чудесным образом вернув его к жизни. Но, возможно, главной причиной, по которой люди так стремились попасть на этот пир, был сам дядя Симон.

Многие годы дядюшка Симон, фарисей, был одним из самых преуспевающих и уважаемых граждан Вифании. Но однажды утром по городу распространился слух, что священники в храме признали, что их дядюшка заболел проказой. Фактически это был смертный приговор.

Проказа была самым опустошительным и страшным бедствием, иногда называемым «проклятьем» или «перстом Божьим». Когда Марфа рассказала Марии о состоянии дядюшки Симона, она добавила: «Должно быть, в его жизни есть какой–то грех. Иначе Бог не поступил бы так с ним». Марфа покачала головой и щелкнула языком: «Женщины!» Слухи говорили о том, что у него были проблемы с молодыми женщинами.

Мария потупила глаза и ничего не сказала. Она слишком хорошо знала об этой проблеме дядюшки. Он был тем, кто сбил свою красивенькую племянницу с истинного пути. Мария похоронила эту позорную тайну глубоко в своем прошлом.

Симон был типичным фарисеем своего времени. Он проповедовал очень громко, а жил совершенно по–другому. На публике говорил как священник, а в тени скрывался трактирщик и мытарь.

После того как священники объявили его прокаженным, его переселили из города в «лагерь смертников», где жили другие прокаженные. Эти колонии были самыми несчастными, жалкими и печальными местами на земле. Сарычи[2] бродили вокруг этих огороженных мест, наблюдая за своими жертвами. Эти колонии являлись местами, куда были сосланы мужчины, женщины и дети, оторванные от своих семей этой проклятой болезнью. Там они медленно умирали, страдая от гноящихся ран, отпадающих конечностей и слепоты, пока не наступала их кончина.

Симона постиг безнадежный диагноз проказы, и все это время его просто называли Симон прокаженный. Марфа добросовестно приносила ему пищу. Она опускала корзину в лагерь и звала его. Марфа знала, что должна находиться от своего дяди на расстоянии брошенного камня, а корзина уже не могла больше использоваться «чистыми» людьми.

Марфа добровольно жертвовала своим временем и силами. Ей нравилось служить людям. Каждый раз, приходя к нему, она пыталась уговорить дядюшку Симона пойти к Иисусу, но он отказывался, уверенный в том, что Бог его оставил.

В один из таких визитов Марфа прокричала Симону слова, которые зародили в нем искорку надежды: «Дядя Симон, я слышала, что Учитель исцелил человека от проказы в Галилее».

Отчаянное желание зажглось в сердце Симона. Марфа добавила: «Если Учитель смог воскресить Лазаря после того, как он пролежал четыре дня в гробнице, Он, несомненно, смог бы исцелить и вас! Пойдите к Нему, — убеждала Марфа, — Он вас не прогонит».

Возвратившись в колонию, он рассказал своим товарищам по несчастью о том, что сказала Марфа: «Если этот Человек исцеляет и прощает других прокаженных, тогда Он, возможно, сможет и меня исцелить. Я собираюсь найти этого Иисуса и попросить Его об очищении. Попытка того стоит».

Кто–то посмеялся над его планом, но нашлось девять человек, среди них был один самаритянин, которые твердо решили пойти с ним. Итак, жалкий парад прокаженных отправился в долгое путешествие на север, где, как они слышали, учил Иисус. С каждым шагом они надеялись, несмотря ни на что, найти милость в Его глазах.

Был случай, когда десять человек почти сдались от отчаяния. Группа праздных молодых людей стала бросать в них камни, проклиная их и крича: «Прокаженные! Грязные прокаженные! Проклятье Божье». Спасаясь, прокаженные оказались слишком близко к одному из встретившихся на пути городов.

Учитель шел в маленькую рыбацкую деревню, когда прокаженные в конце концов нашли Его и учеников. Не имея права приблизиться к Учителю и Его окружению, Симон окликнул Господа, спрятавшись за выступом находившегося поблизости холма:

— Иисус! Учитель! Помилуй нас!

Остальные, съежившись позади своего лидера, жалобным хором присоединились к его мольбе:

— Иисус! Учитель! Помилуй нас!

Еще раз проявляя удивительную любовь и терпение, Иисус ответил им:

— Идите, покажитесь священникам.

Поначалу это повеление привело их в недоумение. Священник уже их осматривал и объявил прокаженными. Но по вере Симон повернулся, чтобы исполнить повеление Учителя. Остальные девять сделали то же самое. Повернувшись, они почувствовали во всем своем теле прилив энергии и жизненных сил. И во мгновенье слепота прошла, раны исчезли, даже отсутствующие пальцы на руках и ногах возвратились на свои места. У них исчезли все следы проказы!

Они освобождены! Подпрыгивая и славя Бога, бывшие прокаженные побежали к храму, чтобы найти священника, который объявил бы их чистыми. В возбуждении Симон посмотрел на своих бегущих товарищей и заметил, что самаритянина не было среди них. Симон решил, что поскольку священник не признал бы самаритянина здоровым, то он отправился домой в Самарию. Но позднее Симон узнал, что самаритянин оказался единственным из всей их группы, кто возвратился, чтобы поблагодарить Иисуса за дарованное исцеление, и Иисус похвалил его за это.

Изобличенный в собственной неблагодарности, дядюшка Симон решил сделать что–то грандиозное, чтобы выразить свою признательность Иисусу. Услышав о том, что Иисус пришел в Иерусалим на Пасху, он решил почтить Его, пригласив на щедрую трапезу. Он также пригласил Его учеников и, конечно же, главных лиц общества. И кто мог бы лучше организовать пир в доме Симона, чем его племянница Марфа?

На кухне в Вифании Марфа спешно и в то же время организованно занималась приготовлением пищи. Как и все остальные, Мария не представляла, как ее старшая сестра справляется с таким большим количеством дел.

Ткачиха по ремеслу, Марфа делала лучшие, красивейшие шерстяные ковры в Иерусалиме. Мария любила наблюдать за тем, как руки Марфы мелькали у станка, педантично точно регулируя движение каждой пряди, занимавшей свое место в общем полотне. Между прочим, вскоре после того как они подружились с Иисусом, Мария помогла сестре соткать прекрасный, прочный хитон для Иисуса, без швов. Никогда, ни на одной ткани она не видела более красивого сочетания цветов. Марии казалось, что этот хитон был такой же, как та одежда, что патриарх Иаков подарил своему сыну Иосифу.

С того момента, как Марфа поднималась каждое утро, до времени, когда она ложилась спать, эта женщина была воплощением активности. Мария улыбалась, замечая, как кинетическая энергия Марфы заставляла ее ерзать и вертеться каждую субботу в синагоге, хотя она старалась сидеть спокойно и слушать читающего Писания равви.

Однако способность руководить и безграничная энергия Марфы отпугивали и отталкивали от нее поклонников многие годы. Сама Марфа никогда бы с этим не согласилась, а Мария с печалью сознавала, что ее сестра в глубине души переживает, что умрет старой девой, так никогда и не познав мужчины, не вскормив грудью младенца.

Марфа снова промчалась мимо Марии и Иисуса, но в этот раз она заставила себя улыбнуться Иисусу и бросила испепеляющий взгляд на младшую сестру. Мария поняла невысказанное послание: «Вставай и помоги мне. Разве ты не видишь, как я занята?»

«Пожалуйста, не сейчас!» — Мария направила свою безмолвную мольбу, написанную на ее лице, которую могут прочитать только родные люди. Ученики разошлись, и беседа Иисуса с Марией становилась более выразительной. Она чувствовала, что Он собирался поделиться с ней чем–то чрезвычайно для нее важным.

Конечно, Иисус знал, что скоро их в очередной раз прервут, а Марии необходимо услышать Его весть. Учитель наклонился вперед, Его глаза стали печальными: «Мария, Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и они убьют Его. После того как Его убьют, на третий день Он воскреснет». Не раз Мария слышала, как Иисус говорил об этом со Своими учениками, но эти двенадцать человек, которые следовали за Ним более трех лет, казалось, совершенно не беспокоились. Выглядело так, будто они думали, что Иисус снова говорит притчами. Но сейчас Мария поняла то, чего не поняли они: Иисус намеренно говорил об этом настолько буквально, насколько только возможно.

Она знала, что число Его врагов возрастало, и они не успокоятся, пока Он не умрет. Она помнила, как Иоанн Креститель говорил об Иисусе как об «Агнце Божьем, Который берет на Себя грех мира». Разве Его друзья об этом не знали? Разве они не поняли, что назначенный агнец в храмовых ритуалах, тот, что берет на себя грехи людей, всегда умирает?

Сидя у ног Иисуса, Мария осознала уничтожающую истину Его слов, и это пронзило ее сердце подобно римскому копью. Скоро Иисус умрет за ее грехи и за грехи мира. Глаза Марии наполнились слезами, заструившимися по лицу. В ее глазах Иисус читал ее душу. Она знала, что Он умрет за нее, а Иисус знал, что одна Мария понимала Его миссию.

Прошло несколько безмолвных мгновений, в которые она пыталась постичь и принять всю важность этой истины. А в это время Марфа суетилась на кухне, кипя от негодования из–за нерадивости младшей сестры. Как Мария может быть так груба? Скоро на этот ужин придут самые выдающиеся люди города. Несмотря на все старания Марфы, все еще оставалось бесконечное число мелочей, которыми кто–то должен был заняться. Они с Лазарем радушно приняли Марию к себе и простили ее позорное прошлое. Самое малое, что ее сестра могла сделать, это проявить немного внимания, предложив свою помощь на кухне!

Марфа уловила паузу в их разговоре и решила заявить свой протест в отношении поведения сестры. Взволнованная женщина обратилась к Иисусу. До Марии она достучаться не могла, но, несомненно, ее младшая сестра послушается Иисуса.

— Господи! — Марфа раздраженно постукивала ступней по полу, руки сложены на груди, — или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне (Лк. 10:40).

Ответ Иисуса оказался для Марфы неожиданным:

— Марфа! Марфа! — Его голос был наполнен любовью и терпеливым сочувствием. — Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (стихи 41, 42).

Ошеломленная, Марфа почувствовала, как лицо ее вспыхнуло от смущения и стыда. Она тоже, как и Мария, хотела сесть и пообщаться с Иисусом. У нее тоже были тысячи вопросов, которые она хотела задать своему нежному Гостю, но страх того, что Иисус разглядит сквозь внешнее спокойствие отблески ее жестокого внутреннего одиночества, держал ее в стороне.

Камуфляж постоянной активности отвлекал Марфу от ее собственных грехов и сердечной боли. Занятая внешней эстетикой, Марфа не осознавала, насколько ее сестре было необходимо проводить время наедине с Иисусом. В прошлом Мария так легко падала, что сейчас она отчаянно нуждалась в наставлениях Иисуса, чтобы обрести силу сопротивляться искушению. Не говоря больше ни слова, Марфа опустила голову и вернулась к своим делам.

Неотрывно глядя на Иисуса, Мария медленно встала на ноги. Вместо того чтобы отправиться на кухню, она пошла в свою небольшую комнату, достала мешочек с деньгами и выскользнула из дому. Из того, что сказал Иисус и как Он это сказал, Мария поняла, что времени осталось мало. Она должна найти дар, достойный царя.

Изучение

(Предупреждение: не пропустите эту часть изучения! Это может показаться вам немного долгим, но очень важно понять сущность Евангелия! Просто пролистав эти страницы, вы упустите нечто важное!)

Лк. 10:38–42

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у те была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Работа для Господа

В этом отрывке содержатся два важных аспекта. Они должны быть исследованы в правильном порядке. Один — работа для Господа, а другой — взаимоотношения с Господом. Спутать или неверно понять правильное место этих двух принципов может оказаться крайне опасным!

1. Мы не работаем для Господа, чтобы получить спасение или принятие. Мы трудимся для Него, потому что мы уже спасены и приняты.

2. Мы можем быть спасены только посредством взаимоотношений, которые крепнут, когда мы сидим у Его ног и слушаем Слово.

Многочисленные дела мешали Марфе. Но служение Господу никогда не может быть заменой тому, чтобы реально Его знать. В Евангелии от Матфея 7:22, 23 Иисус сказал: «Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»».

Можно хорошо трудиться для Иисуса, не имея при этом спасительных взаимоотношений с Ним. Господь предупредил, что многие совершают фатальную ошибку, думая, что добрыми делами гарантируют себе спасение. Подлинное служение Богу проистекает из подлинного познания Его. И это познание Бога является сутью спасения.

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4:6).

Если мы действительно знаем Бога, то результатом этого будут добрые дела. Библия ясно говорит о том, что мы не спасаемся делами, но будем судимы и вознаграждены в соответствии с нашими делами. «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12).

Многие будут претендовать на то, что знают Бога, но их дела свидетельствуют об обратном. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16). «Кто говорит: „я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4).

В Мф. 7:20 Иисус дает совет: «Итак, по плодам их узнаете их».

Мария гораздо больше знала сердцем, чем головой. Любой фарисей мог бы быстро привести ее в замешательство в доктринальных вопросах, но, что касается знания Господа, тут у Марии был свой черный пояс.

Преданность

Важность личной преданности и посещения церкви часто недооценивается. Мы можем быть настолько заняты работой для Господа, что забываем Господа работы. Или, как Марфа, мы настолько суетимся, стараясь сделать что–либо для Господа, что так никогда и не имеем возможности узнать Его по–настоящему.

Своим высказыванием, записанным в Лк. 10:41, 42, Иисус установил порядок приоритетов между верой и делами: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Что это за «одно», о котором говорил Иисус? Этого одного не хватало богатому молодому правителю, с которым общался Иисус. «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает» (Мк. 10:21).

Это «одно» Он всегда подчеркивал: отвести Богу первое место; искать познания о Боге, результатом которого будет спасающая вера. Нужно одно, и без этого одного все добрые дела в мире не могут спасти даже крохотную блоху.

«А без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8, 9).

Иисус сказал, что единственное доброе дело, которое может нас спасти, это вера в Него! «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).

Мы спасаемся верой в Бога, но настоящая, спасительная вера в Бога появится только после того, как мы узнаем Его и станем Ему доверять.

Позвольте привести иллюстрацию. Если совершенно незнакомый человек подойдет ко мне в аэропорту и подарит чек на миллион долларов, я буду испытывать скорее подозрение, чем счастье. Не зная его, я буду задаваться вопросом, не розыгрыш ли это, не афера ли? Или я могу подумать, что, возможно, этот человек не здоров психически. Я также обязательно буду сомневаться относительно подлинности чека. Почему? Потому что я не знаю этого человека. С другой стороны, среди моих друзей есть парочка миллионеров. Вот если бы кто–то из них подарил мне чек на миллион долларов, я бы очень даже обрадовался. В чем разница? Знание людей помогает мне поверить в их обещания.

Подобно этому и вера в Бога следует за знанием Бога. Как же я прихожу к познанию Бога? Познание и вера в Бога исходят непосредственно из чтения Его Слова. «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17).

Эта простая последовательность, состоящая из трех логических пунктов, если ее понимать, изменяет жизнь.

1. Мы не можем повиноваться Богу, если не любим Его. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15).

2. Мы не можем любить Бога, если не знаем Его.

3. И мы не можем знать Господа, если регулярно не проводим с Ним время, не склоняемся к Его ногам, изучая, каков Он на самом деле.

Любые взаимоотношения, в которых присутствует любовь, вращаются вокруг понятия времени, проведенного в общении, разговоре и слушании. Молясь, мы разговариваем с Богом. Читая Библию или слушая произносимое Слово, мы слышим, как Бог говорит к нам. Таким образом происходит двустороннее общение.

Вначале Слово

Мария поняла, что сидеть у ног Иисуса и слушать Его Слово является самым важным для каждого исполненного Духом христианина. Апостолы руководствовались этим принципом, когда избирали семь дьяконов. «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2–4).

Говоря простым языком, Слово должно быть более важным, чем работа. Работа Господня никогда не будет процветать, если Слово Господне не будет находиться на первом месте в сердцах Его последователей.

Если у человека случился сердечный приступ, а приехавшие медработники начинают с того, что умывают его, подстригают ему ногти и укладывают волосы вместо того, чтобы сделать ЭКГ, он, скорее всего, умрет. Или же это можно сравнить с попыткой оживить обезвоженное растение, вытирая пыль с его листьев вместо того, чтобы полить корни.

Как часто я сидел на скамье во время церковного богослужения или лагерного собрания, от всего сердца желая проповедовать Слово, и наблюдал за кажущейся бесконечной вереницей объявлений, предварительных мероприятий, фанфар и «особых подробностей», поглощавших драгоценное время, которое должно было быть посвящено провозглашению Слова. К тому времени как я в конце концов открывал Библию, чтобы изложить Божье Слово, многие в общине раздраженно и обеспокоенно смотрели на свои часы с готовностью уйти.

Другие же, страдающие от низкого уровня сахара в крови, были совершенно неспособны понять то, что я говорил.

Таким образом, получается, что Господу отводятся остатки нашего слабого внимания.

Какими бы важными ни были церковные объявления, особая музыка, благословение детей и даже крещения и причастия, они никогда не должны заменять или заслонять собой чтение Священного Слова.

Утренняя манна

Утро — наилучшее время для познания Бога. Этот принцип глубоко укоренился в детях Израиля посредством Его ежедневного дара манны. Хлебная ангельская пища падала с небес рано утром, шесть дней в неделю, в течение сорока лет. Если кто–то слишком медлил и не собирал ее вовремя, манна испарялась от жаркого солнца пустыни. «И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло» (Исх. 16:21).

Точно так же происходит с нашими духовными нуждами. Если мы их надолго откладываем, тогда заботы и переживания каждого дня поглотят наше внимание прежде, чем это сделает Господь. Чем больше мы заняты, чем больше у нас дел, тем больше времени нужно выделить на молитву. Давайте не позволим манне растаять.

Иисус, наш пример, практиковал утренние молитвы. «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк. 1:35).

Знаменитый евангелист Чарльз Сперджен хорошо сказал: «Утро — это врата в день, и он должен быть хорошо защищен молитвой. Это один конец нити, на которой нанизаны повседневные дела, и этот конец нужно хорошо привязать молитвой. Если мы ценим жизнь, то должны более внимательно следить за тем, как начинается наше утро.

Тот, кто, встав с постели, сразу же погружается в пучину своих дел, не отводя времени для поклонения Богу, поступает неразумно. Это все равно, что не надеть одежду или не умыться. Это настолько же безумно, как бросаться в битву без оружия и доспехов. Давайте будем погружаться в плавно текущую реку общения с Богом, прежде чем жара пустыни и испытания дня начнут на нас давить».

Духовный хлеб

Духовная пища так же важна, как и физическая. Если мы опаздываем на работу и должны выбирать между полезным завтраком или личной молитвой, многие, вероятно, почувствуют, что у них нет времени для Бога. Но, как бы ни была важна клетчатка для нашего здоровья, она не сможет сохранить нас от греха, когда придет искушение.

«Глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:12). «Обретены слова Твои, и я съел их» (Иер. 15:16). Когда мы молимся: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», подразумевается больше духовный хлеб, а не разнообразная выпечка (Мф. 6:11). Когда Иисус подвергся искушению в пустыне после сорокадневного поста, Он сказал дьяволу: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4:4).

Мы не можем находиться в зависимости от других, надеясь, что они накормят нас духовно. Зрелые христиане должны научиться печь собственный «духовный хлеб».

Если вы когда–нибудь посещали национальный парк «Йеллоустоун» (Yellowstone National Park), то, скорее всего, лесничий у входа дал вам небольшой лист бумаги. Предупреждение было напечатано большими буквами: «Медведей не кормить». Но как только вы доберетесь до центральной части парка, то увидите, что люди повсюду кормят медведей.

Один турист спросил паркового лесничего:

— Какой смысл в этих предупреждениях и дорожных знаках? Лесничий ответил:

— Туристы имеют слабое представление о том, что происходит на самом деле.

Он рассказал, как зимой сотрудникам парка приходится объезжать территорию на экскаваторе, чтобы убирать замерзшие тела мертвых медведей. Они голодали, потому что не могли себя прокормить. Они настолько сильно привыкли питаться пончиками и конфетами, которыми угощали их благожелательные туристы, что потеряли способность добывать себе пищу, предусмотренную природой. Когда парк закрывается на зиму, то они остаются на собственном попечении и умирают от голода.

Пища, дающая силу Я не могу этого объяснить, но духовная пища как будто бы давала Иисусу не только духовную силу, но и физическую. В Ин. 4:31, 32 сказано: «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете».

Илия получил сверхъестественную физическую силу, поев небесного хлеба, приготовленного ангелом. «И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись той пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива» (3 Цар. 19:7, 8).

Проснувшись немного раньше, чтобы провести больше времени в молитвенном общении с Богом, вы, возможно, обнаружите, что стали также более энергичны физически и умственно на протяжении всего дня. Чтобы противостоять осаждающим нас ежедневным искушениям, нам необходимо то же секретное оружие, которое использовал Иисус. О нем написано в Еф. 6:17: «Возьмите и меч духовный, который есть Слово Божие».

Иисус во мне

Мама и ее трехлетняя дочка ехали в машине, как вдруг маленькая девочка положила голову на мамину грудь и стала слушать.

— Что ты делаешь? — спросила мама.

— Я слушаю Иисуса в твоем сердце, — последовал ответ.

— Ну и что же ты слышишь?

Невинный ребенок в недоумении поднял глаза:

— Мне слышится, как будто бы Он делает кофе!

Христиане не только имеют обещание того, что Иисус будет с нами до конца (Мф. 28:20), но Он также хочет пребывать и внутри нас. Какое значение имеет для нас это обетование? «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Так как Иисус есть Слово, было бы правильным сказать, что Сам Иисус и является тем секретным оружием! Проводя больше времени с Иисусом в молитве и исследовании Библии, мы лучше Его узнаем и поэтому больше Его полюбим. Он будет пребывать в наших мыслях и сердце. Так же, как нам свойственно говорить о тех, кого мы любим, так же станет более естественным для нас говорить окружающим о Господе. Подобно тому, как мускулы укрепляются благодаря упражнениям, так же и наша вера становится сильнее, когда мы рассказываем людям об Иисусе.

Больше любви, больше свидетельства, больше посвящения, больше энергии — равно меньше апатии и депрессии. Все это прямая цепная реакция, происходящая в результате использования секретного оружия личных взаимоотношений с Богом.

Все мы отчаянно нуждаемся в том, чтобы Иисус пребывал в наших сердцах. Как мы можем пригласить Его туда? Поскольку другое имя Иисуса — Слово, то, читая Слово, мы непосредственно приглашаем Иисуса в наши сердца, сознание и жизнь: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).

Не зная Библию

Для того чтобы пережить личное и общественное возрождение в нашей жизни, нам необходимо нечто весьма важное — слышать Слово. Но в последние годы меня очень волнует ужасающее невежество в знании Писания, которое я наблюдаю в посещаемых мною церквах и христианских школах.

Прилагаемый список демонстрирует некоторые особенно смешные ответы, которые давали ученики на основные библейские вопросы:

1. Жена Лотова была соляным столбом днем и огненным шаром ночью.

2. Моисей поднялся на вершину горы Цианид, чтобы получить Десять Заповедей.

3. Седьмая заповедь говорит: «Ты не должен признаваться в прелюбодеянии».

4. Иисус Навин повел евреев на битву Джеритол.

5. Иисус родился, потому что Мария имела непорочное приспособление.

6. Людей, которые следовали за Иисусом, звали двенадцать децибел.

7. Послания были женами апостолов.

8. Один из опоссумов был святой Матфей.

9. Давид победил Франкенштейнов, народ, живший в библейские времена.

10. У христианина должна быть только одна жена. Это называется святая монотонность.

К сожалению, эти комичные детские ответы отражают серьезный внутренний духовный голод среди взрослых.

Духовные и физические законы

В своем раннем христианском опыте я встретил человека, который основательно укоренил эту истину в моем сознании. Однажды, когда я шел вниз по улице, то услышал, как его трехколесный велосипед скрипнул позади меня. Среди молодых людей в Палм Спрингсе, Калифорния, брат Гарольд был настоящей живой легендой. Семидесятилетний еврей–христианин знал, как «вести разговор».

Брат Гарольд начинал свой день в четыре часа утра. Два часа он проводил в чтении Слова Божьего и молитвах, а потом несколько часов трудился на наших участках. После этого уходил в больницу, где работал капелланом. (Он сам себя избрал на эту должность.) Он посещал больных в палатах и делился с ними воодушевляющими отрывками из Писания, все говорил по памяти. Я никогда не забуду, как его голос трепетал от радости, а лицо сияло, когда бы он ни цитировал Библию.

Я был новообращенным молодым человеком семнадцати лет и старался отделить свое прошлое — хиппи, восточную философию от библейской истины. Вообще–то я ощущал себя несколько неудачливым христианином.

Брат Гарольд встретил меня тем утром со своей обычной фразой:

— Какой великолепный день даровал нам Бог. (Он всегда был в приподнятом настроении.)

— Да, хороший день, — ответил я.

Не обратив особого внимания на мой ответ, он спросил:

— Даг, сколько времени ты можешь продержаться без воздуха? Когда он задавал этот вопрос, в его глазах вспыхнул озорной огонек.

Что за странный вопрос. Я вспомнил, что еще в школе играл в такую игру: задерживал дыхание и ждал, пока прозвенит звонок. У меня хорошо получалось.

Я засмеялся над этим неуместным вопросом:

— Я могу продержаться без воздуха четыре минуты, если перед этим хорошо проветрить легкие.

— В таком случае, сынок, ты не можешь продержаться более четырех минут без молитвы, — выдал он. — «Непрестанно молитесь» — 1 Фессалоникийцам 5:17.

В его голосе слышалось глубокое благоговение к Писанию.

— А сколько раз в день ты ешь? — продолжал спрашивать он. Теперь я понял, куда он клонит.

— Ну, два или три раза, — медленно ответил я.

— Вот столько же необходимо читать Слово Божье или размышлять над Ним.

На какое–то мгновенье он замолчал, затем продолжил:

— Даг, что бы произошло с твоим телом, если бы ты никогда не упражнялся?

— Наверное, я бы ослаб и стал вялым.

— То же самое происходит с твоей верой, если ты ее не используешь, — сказал он.

Отъезжая на своем велосипеде, он крикнул через плечо:

— Те же законы, которые действуют в отношении твоего физического тела, действуют и в отношении твоего духовного здоровья.

Я понимал, что брат Гарольд указал мне на мою самую большую нужду. Я не сидел у ног Иисуса, как Мария, и не внимал Слову. Слово Божье есть наш хлеб, чтобы питать нас, меч, чтобы обороняться и побеждать, и свет, ведущий нас к славе.