4. У ног Иисуса, жертвуя Ему: Пир Симона

История

Покинув дом Марфы, Мария поспешно отправилась в путь длиной три километра, в Иерусалим, на ту улицу, где располагались самые хорошие магазины. Она была так поглощена поиском наилучшего подарка для Иисуса, что только теперь до нее дошло, что это было ее первое возвращение в святой город с того необычного дня, когда Иисус спас ее от побиения камнями до смерти.

Размышляя над этим, Мария вдруг увидела одного из своих бывших клиентов, законника. Уполномоченный медленно шагал ей навстречу вниз по узкой улице. Очевидно, жена заставила его пойти с ней по магазинам. Она тащила его за собой, как бычка с кольцом в носу, а сама тем временем неспешно делала покупки. На какое–то мгновенье, когда воспоминания о грязном прошлом захлестнули ее, Марию охватила паника. Прежде чем она успела спрятаться в одном из магазинов, законник посмотрел прямо на нее, нисколько не подав виду, что они знакомы.

Тогда Мария поняла, что она больше не носит соблазнительные аксессуары блудницы и не использует соответствующую косметику. Но было еще нечто большее. Она была другой и изнутри. Друзья и близкие замечали, что с тех пор, как она стала следовать за Иисусом, она засветилась каким–то внутренним светом.

Переполненная новым потоком благодарности Иисусу за все, что Он для нее сделал, Мария снова сосредоточилась на поиске достойного дара для Учителя. При необходимости она была готова потратить все содержимое своего кошелька. Деньги, которые она заработала в прошлом, а также то, что удалось выручить от продажи жилья в Магдале, составляли приличную сумму, но они являлись и постоянным напоминанием о цене греха. Мария решила при необходимости потратить в этот день все, чтобы купить благородный подарок в приношение Господу.

Пока бывшая блудница рассматривала вывешенную прекрасную пурпуровую одежду, она вдруг почувствовала в воздухе насыщенный и редкий, нежно ласкающий чувства аромат. Он распространялся из аптекарского магазина через вымощенную булыжником узкую улочку. Она отпустила королевскую пурпуровую ткань и направилась туда, где парфюмер выливал последние несколько капель обворожительной эссенции из чаши, в которой она приготовлялась, в красивый, богато украшенный, белый алебастровый сосуд. Редкий, приятный аромат привлекал других покупателей и пришедших на Пасху пилигримов ко входу в магазин, как полный нектара цветок привлекает пчел.

— Что это за удивительные духи? — спросила одна из покупательниц голосом, выражавшим благоговение и почтение.

— Это, моя дорогая, — владелец магазина поднял в руке изящный флакон так, чтобы видели все, — сделанная моими руками особая смесь нарда и мирры. Я перенял формулу, описанную в Песнях Песней.

Видя собравшуюся толпу покупателей, он сделался красноречивым:

— Только раз в год караваны из Шивы привозят мне продукцию, необходимую для того, чтобы сделать смесь и наполнить ею только лишь один флакон. Кроме того, — он сделал паузу, и толпа наклонилась вперед, чтобы услышать его неожиданно секретную информацию, — в прошлом году Пилат купил мой флакон и отправил его в качестве дара кесарю. Но смесь, приготовленная в этом году, — мужчина снова сделал паузу, подняв выше красивый, выгравированный сосуд, — самая лучшая из всех, что я делал!

Охи и ахи прокатились по разраставшейся толпе. Чувствуя, что ее будто бы подталкивают сами ангелы, Мария протиснулась вперед и спросила:

— Сколько это стоит?

Мужчина осмотрел хрупкую молодую женщину, одетую в обычную одежду и фыркнул от смеха:

— Молодая леди, чтобы купить подобный дар, вам понадобится годовая выручка!

Мария вытащила свой мешочек с деньгами, показала ему и снова спросила:

— Сколько?

Глаза профессионального парфюмера сузились от жадности, когда он увидел набитый кожаный мешочек. Выражение его лица стало более серьезным. После минутного размышления он объявил:

— Триста пятьдесят динариев.

Толпа охнула, услышав непомерно высокую цену духов. Мария вздохнула, затем мило улыбнулась. Ей было не впервой торговаться с жадными мужчинами.

— У меня есть триста динариев. Вы можете продать мне товар прямо сейчас!

Торговец был поражен тем, что женщина ее поведения носит при себе так много, но удержал свою позицию.

— Простите меня, милая женщина, — сказал он, — но я приготовляю подобное только раз в году и…

Мария не желала выслушивать его объяснения:

— Это будет дар Иисусу из Назарета.

Мужчина сделал шаг назад и внимательно, задумчиво посмотрел на лицо Марии. Это длилось с минуту. Толпа наклонилась вперед, чтобы услышать ответ.

— Ты сказала — Иисусу из Назарета? Мария кивнула.

Человек из толпы выпалил:

— Многие говорят, что Он — Сын Давида и будет править как наш новый царь.

Последовала долгая пауза. Прохожие были эмоционально вовлечены в переговоры и наблюдали за лицом хозяина магазина. Вдруг глаза его заблестели, и гений в приготовлении духов и мастей, улыбнувшись Марии, сказал;

— Хорошо. Для меня честь продать тебе мои духи за триста динариев, чтобы помазать ими нового царя.

В знак одобрения толпа разразилась аплодисментами. Переживая, как бы аптекарь не передумал, Мария быстро опустошила содержимое своего кошелька, высыпав деньги на рабочий прилавок. Прежде чем он закончил считать, она взяла прекрасный, только что запечатанный сосуд, закрыла глаза и вдохнула устойчивый аромат.

— Спасибо, — выдохнула Мария, в то время как благоговейная толпа покупателей расступилась, чтобы она могла пройти. — И пусть Господь вас благословит, — крикнула женщина через плечо.

— Шалом, — ответил аптекарь.

Мария спешила домой, аккуратно держа в обеих руках свое новое приобретение. Когда она добралась до дома Марфы и Лазаря в Вифании, все уже ушли в дом дядюшки Симона. Быстро переодевшись в чистую одежду, она положила белый алебастровый сосуд в сумку и направилась к двери. На пороге она остановилась в задумчивости, затем вернулась в свою комнату, чтобы привести в порядок свое другое самое драгоценное достояние. Скоро Мария уже спешила по вымощенной булыжником дороге к дому Симона.

Торжественный пир вот–вот начнется. Вся деревня гудела от возбуждения. Все это время любопытные зрители толкались у входа во двор дядюшки Симона в надежде хоть краешком глаза увидеть Человека, Который мог воскрешать мертвых и исцелять прокаженных.

Поскольку намечавшийся пир был событием публичным, Иисус решил перед этим удалиться в Гефсиманский сад, чтобы провести немного времени в тишине вместе со Своими учениками. В последние несколько дней Иисуса окружала некая торжественная, глубокая атмосфера. Он, казалось, жаждал любой возможности побыть наедине с двенадцатью, наставить их в соответствии с законами Своего Царства.

Далее ученики чувствовали, что должно произойти нечто грандиозное. Тайно они надеялись, что скоро Иисус прибегнет к Своим сверхъестественным возможностям, чтобы низвергнуть Римскую империю и сесть Самому на троне Давида. Есть ли более подходящее время для установления нового Царства, чем пасхальная неделя, когда десятки тысяч пилигримов, правоверных иудеев будут в Иерусалиме, чтобы пополнить ряды новой армии?

Тема земного правления Иисуса всегда приводила учеников к эмоциональным дискуссиям относительно того, кто достоин занять самое высокое положение в новом правительстве. Единственное, в чем они друг с другом соглашались, так это то, что Иуда должен стать казначеем в новом кабинете.

Иуда был более образован, чем другие ученики, и поэтому пользовался большим уважением среди своих товарищей. Он был книжником, который, увидев одно из чудесных исцелений Иисуса, подошел к Учителю и сказал:

— Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

Они были удивлены, когда Иисус, как бы предостерегая его отложных надежд, связанных с мирской выгодой, сказал:

— Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Лк. 9:58).

Несмотря на загадочный ответ, амбициозность заставила Иуду последовать за Учителем. Будучи расчетливым, Иуда решил вести себя скромно и присоединиться к Господу, до тех пор пока его не начнут считать одним из учеников Иисуса. Прошло немного времени, и остальные одиннадцать учеников проголосовали за то, чтобы он носил их скудный мешочек с деньгами.

Но Иуда привел Марию в смущение. Вообще–то бывшая блудница знала, как определить лживого мужчину. Она разглядела некое лукавство в его поведении. Иуда чувствовал, что женщина видит его насквозь, и поэтому никогда не проявлял к Марии особого расположения.

Из всех учеников Иисуса самым чутким и понимающим по отношению к женщине был Матфей. Сам он, бывший мытарь, знал, что значит быть изгоем в обществе. Он так же, как и Мария, особым образом ценил милость Иисуса.

К тому времени как Мария прибыла на пир, Марфа только что закончила распоряжаться местами для Иисуса и остальных гостей во дворе Симона. Мария сразу же заметила, что Иуда был оскорблен тем, что во главе стола сидели Иисус, Лазарь и Симон, а его посадили в конце с некоторыми наименее значимыми гостями. Даже Иоанн, самый молодой из всей группы, сидел ближе к хозяину дома. Мария чувствовала, как Иуда безуспешно пытался скрыть свою оскорбленную гордость. В то же время действительно трудно было увидеть, что этот человек испытывал негодование и обиду.

Затем Иисус, видя, как Иуда и некоторые из гостей соперничают за лучшие места за столом, дал им небольшое наставление. «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: „уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: „друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:8-11).

Несмотря на то, что Иисус высказал этот неуловимый укор в общей форме, лицо Иуды побагровело, выдавая, что это его задело. Он решил, что на него указали пальцем, и еще больше разгневался.

А Мария взволнованно ждала момента, чтобы вручить Иисусу подарок наедине. Вдруг она осознала, что если она хочет сделать это до того, как враги Его арестуют, ей нужно действовать быстрее. В то же время Мария знала, что преподнести дар на глазах всех собравшихся значит вызвать к этому повышенное внимание и непременное непонимание. Пока она думала, что же ей делать, Иисус начал делиться с присутствующими другим уроком.

На этот раз Иисус обратил Свои слова к Симону: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (стихи 12-14).

Когда один из сидящих с Ним за столом книжников услышал это, то сказал с видом благочестия: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Стих 15). На это Иисус сказал ему: «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: „идите, ибо уже все готово». И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: „я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня». Другой сказал: „я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня» Третий сказал: „я женился и потому не могу прийти» И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: „пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» И сказал раб: „господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место» Господин сказал рабу: „пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина»» (стихи 16–24).

Неловкая тишина последовала за притчей, как будто бы Иисус раскрыл эгоистичные мотивы многих гостей. Но эта последняя история заставила Марию почувствовать, что откладывать задуманное нельзя. Если она не сделает этого сейчас, у нее, может быть, никогда больше не будет возможности продемонстрировать любовь к Господу. Сейчас или никогда. Ее отважное сердце забилось сильнее, ладони вспотели.

Симон не пожалел расходов на это событие. Он всегда устраивал пиры самым наилучшим образом. Гости расположились полулежа, оперевшись на диванные подушки, вытянув ноги от стола. Они сидели слегка приподнявшись, чтобы слуги могли омыть их ноги, прежде чем подадут пищу.

Марфа руководила бесконечным потоком слуг, которые разносили сочные блюда на серебряных подносах. Мария подкралась к своей сестре:

— Почему дядюшка Симон не позаботился о том, чтобы гостям сначала омыли ноги?

Задерганная, Марфа зыкнула на Марию:

— Куда ты ходила? Ты совершенно не помогала мне готовиться, а теперь указываешь на что–то, что мы упустили, — Марфа подняла глаза вверх. — Симон не подумал о том, что нужно подготовить тазики и полотенца. Что я могла сделать?

Несмотря на эту оплошность Симона, каждый, по–видимому, наслаждался прекрасной кухней и оживленной беседой.

— Сегодня после обеда я, конечно же, не отказалась бы от твоей помощи, — повторила старшая сестра.

Заметив слугу, несшего поднос с далеко не совершенными печеными ячменными пирожными, завернутыми в виноградные листья, Марфа поспешила, чтобы остановить его, не позволив поставить на стол испорченную пищу. Мария наблюдала за сестрой и слугой, которого та затолкнула обратно на кухню.

Поскольку взгляд каждого был устремлен на Иисуса, когда Он говорил, никто не заметил, как Мария тихо проскользнула в комнату и бесшумно склонилась у ног Учителя. У нее перехватило дыхание от страха, но теперь, склонившись у Его ног, знакомый мир воцарился в ее душе. Она чувствовала себя в безопасности под сенью вечных крыл Всемогущего, бесшумно молясь о том, чтобы Иисус одобрил ее поступок любви. Что думают остальные, для нее не имело значения.

Затем с нежной любовью она сломала печать с алебастрового сосуда и щедро вылила часть содержимого, драгоценное масло, на ноги Иисуса. Иисус даже не вздрогнул. Он просто сделал паузу в своей речи, улыбнулся, чтобы Мария поняла, что Он знает о ее жертвенном поступке любви, и продолжил разговор.

Когда ароматное масло стекало с ног Иисуса, капелька скатилась на кафельный пол. Осознав, что в спешке она забыла принести ткань или полотенце, чтобы равномерно растереть миро, Мария не задумываясь сняла с головы шаль, высвободив свои роскошные, густые, темные волосы. Она стала отирать ноги Иисуса, распределяя масло волосами.

Слезы благодарности и любви обильно текли по ее щекам, капали на Его ноги и смешивались с благовонием. Заметив, как ее слезы сияют на Его ногах, она вспомнила о другой своей драгоценности. Вытащив из спрятанного в одежде мешочка стеклянный сосуд для слез, она сняла с него восковую крышечку и продолжила омывать ноги Иисуса своими слезами и отирать волосами.

Мария была настолько поглощена радостью служения Иисусу, что не замечала, как это потрясло расположившихся вокруг стола гостей. Вскоре после того как она открыла алебастровый сосуд, комната наполнилась сильным ароматом дорогого, экзотического благовония. Разговор в комнате затих, сменившись напряженным бормотаньем. Даже слуги застыли в растерянности.

Теперь Мария почувствовала пронизывающие взгляды всех присутствующих. Боясь, что кто–то может попытаться запретить ей завершить начатое, она решительно встала и вылила оставшееся масло на голову Иисуса, невзирая на вздохи, выражающие потрясение и шок. Ее поступок, хотя и непреднамеренный, являлся традиционным символом среди иудеев, запечатлевающим помазание нового царя или священника.

Иуда, притворяясь негодующим, зловещим шепотом выражал свой протест сидящим рядом с ним людям:

— Какое безумное употребление ресурсов! Зачем? Это масло можно было продать более чем за триста динариев.

Затем, как бы поразмыслив и решив прикрыть собственную жадность, он добавил:

— Конечно, выручку можно было бы раздать нищим! Некоторые ученики кивнули в знак согласия. Товарищи

Иуды не знали, что в результате обильной щедрости Марии его эгоистичное сердце испытывало сильный укор.

Иисус слышал, как Его верные ученики эхом отзывались на ропот Иуды. С грустью и состраданием Он сказал им:

— Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению (Мф. 26:10–12).

Это явное заверение в одобрении Иисуса принесло экстатическую радость в сердце Марии. Знать, что Иисус ею доволен, было пределом ее мечтаний. Рыдающая женщина снова упала на колени и последний раз поцеловала Его ноги.

Иуда побагровел от негодования. Было очень плохо, что он сидел в конце стола, но теперь Иисус открыто упрекнул его перед товарищами. Если Иисус не оценил его мудрость и таланты, Иуда знал тех, кто оценит. После ужина он отправился к священникам, чтобы продать Спасителя мира за простое серебро.

Симон же был оскорблен не столько даром Марии, сколько ею самой. Он слишком хорошо знал о ее грязном прошлом и был шокирован тем, что Иисус позволил женщине с подобной репутацией прикасаться к Нему. Большинство религиозных вождей не позволили бы, чтобы даже тень мытаря или блудницы прикоснулась к ним на публике из страха потерять уважение людей.

Симон сжал губы и нахмурился. «Этот Человек, — подумал Симон про себя, — если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39).

Иисус нарушил неловкую тишину и ответил на мысли Симона:

— Симон! Я имею нечто сказать тебе (стих 40). Симон ответил:

— Скажи, Учитель (стих 40).

— У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? (Стихи 41, 42).

Симон ответил:

— Думаю, тот, которому более простил (стих 43). Иисус сказал в ответ:

— Правильно ты рассудил (стих 43).

Иисус взглянул на женщину и затем снова на Симона.

— Видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит (стихи 44-47).

В отличие от Иуды, Симон не пришел в ярость, но глаза его увлажнились от сожаления. Он так быстро забыл, сколько было прощено ему, когда Иисус исцелил его от проказы. Как только видимые проявления болезни исчезли, он быстро соскользнул на путь самоправедности, забыв, что сам был таким же великим грешником, как и Мария.

Затем, чтобы удалить всякие сомнения относительно главной цели Своей миссии, Иисус повернулся к Марии и сказал:

— Прощаются тебе грехи (стих 48).

Слова Иисуса были подобны небесной музыке для ее ушей. Мария распростерлась у Его ног в позе уничиженного поклонения, в то время как последние, затяжные капли вины и стыда испарялись в ее душе в теплом сиянии Его прощения.

Хотя Мария не обращала внимания на пронизывающие взгляды остальных гостей, она отчетливо слышала их приглушенные голоса:

— Кто это, что и грехи прощает? (Стих 49).

Но для Марии имело значение только мнение Иисуса. Она уже была удовлетворена Его одобрением, но, дабы упразднить какие–либо оставшиеся вопросы, чтобы она была принята среди Его учеников, Он добавил:

— Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26:13).

Затем Иисус нежно положил руку ей на голову и благословил ее:

— Вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7:50).

Изучение

Иоанна 12:1–3

«За тесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого On воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира».

Марка 14:3

«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову».

Сколько это стоит?

Мария, склонившаяся у ног Иисуса в жертвенном служении, во многих отношениях была на высоте. Это подтверждает тот факт, что Иисус увековечил ее поступок, объявив: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Почему? Потому что Мария отдала всю себя!

Это может звучать радикально или даже устрашающе, но, чтобы быть спасенным, необходимо отдать всего себя. Полное посвящение, полное самопожертвование. По этой самой причине Иисус похвалил вдову, которая бросила последние две лепты в коробочку для приношений, она отдала все: «Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк. 21:2-4).

Многие никогда не испытывают полноту Божьего мира и силы, потому что их посвящение лишь частично. Господь может наполнить наши сосуды настолько, насколько мы их опустошили.

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25).

«Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:44-46).

Когда молодой, богатый правитель спросил Иисуса, что ему нужно сделать, чтобы наследовать вечную жизнь, Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:21,22).

Какая трагедия, что этот молодой человек остался с большим имением и горем. Миллионы по всему миру делают тот же неверный выбор, пытаясь найти счастье в материализме и деньгах. Поэтому Иисус далее предупреждает: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (стих 23).

И снова Он предостерегает их: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).

Сразу после того, как Он наполнил сети до такой степени, что они начали рваться, после самого удачного улова в их жизни, Иисус попросил Петра, Андрея, Иакова и Иоанна оставить все это и следовать за Ним. И они откликнулись! «И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:11). «Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Лк. 18:28).

Всех ли нас Господь просит избавиться от всех наших ценностей и следовать за Ним? Может быть, и нет, но Он просит все сложить на алтарь и быть готовыми делать то, что Он повелит. Он желает полностью завладеть нашими сердцами и затем, естественно, получит от нас все остальное.

«Иисус сказал ему: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим»» (Мф. 22:37).

Отпустить, чтобы принять

Рассказывают, что охотники на обезьян в северной Африке пользуются одной умной уловкой, чтобы поймать свою жертву. Эта уловка — определенное число сосудов из тыквы, наполненных орехами и крепко прикрепленных цепью к дереву. В каждом сосуде есть отверстие, через которое ничего не подозревающая обезьяна может просунуть лапу. Когда голодное или любопытное животное обнаруживает ореховую сокровищницу, то просовывает лапу и набирает горсть. Но отверстие слишком мало для того, чтобы достать из него набитый кулак. Животное не понимает, что нужно разжать кулак и выпустить обманчивую добычу, в результате обезьяну без труда ловит охотник.

Эта картина напоминает многих христиан. Дьявол заманивает их в свои хитрые ловушки. Он использует их природную жадность и плотской аппетит, который ведет к духовному падению. До тех пор, пока они держатся за эту мирскую приманку, они не могут избежать сатанинской ловушки. Но он продолжает убеждать: «Держи ее!» Прислушиваясь к чарующему голосу искусителя, они продолжают безуспешные попытки уйти, не отпуская от себя мир. Невозможно впустить Бога, не отпустив при этом все и всех! Да–да, даже люди не должны становиться на пути наших взаимоотношений с Богом! Поэтому первая величайшая заповедь говорит о том, что нужно любить Бога всем сердцем, а вторая о том, что нужно любить ближнего, как самого себя.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

Благая весть состоит в том, что каждый, имеющий веру, чтобы довериться Богу и посвятить все во имя Христа, будет щедро вознагражден в этой жизни и жизни грядущей.

«Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10:29, 30).

Любовь дает щедро

Я знаю одного человека, чрезвычайно успешного бизнесмена, чей сын был обвинен в убийстве и посажен в тюрьму на пожизненный срок. Любящий отец, убежденный в невиновности своего сына, заложил дом и продал все семейные ценности, чтобы заплатить законную цену для того, чтобы дело его сына было пересмотрено в суде. Хотя обвинение не было снято, отец никогда не жалел, что принес такую жертву. Почему он это сделал? Любовь жертвует самозабвенно. Вам знакомы слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал». Бог Отец отдал всего Себя, когда послал к нам Своего единственного, возлюбленного Сына.

Когда сириец Нееман был исцелен от проказы, его первой реакцией было желание дать что–то пророку Елисею не в качестве платы за очищение, но из чувства глубокой благодарности (4 Цар. 5). Его щедрый дар свидетельствовал о великой признательности. Когда Христос простил Закхея, его ответным желанием было давать щедро (Лк. 19:1-10).

Так и Мария чувствовала призыв принести дар своему Спасителю из переполняющего ее чувства благодарности, потому что она ценила то, что ей много прощено.

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47). Можно также сказать, что тот, кто понимает, сколько ему было прощено, будет любить много. Вот почему Мария щедро жертвовала, служа Иисусу. «И некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:2, 3).

Затем, незадолго до конца Его жизни, Мария отдала абсолютно все, когда купила алебастровый сосуд с благовонием.

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).

Помазанный

С древних времен священники и цари проходили церемонию помазания маслом, что свидетельствовало о том, что они официально вступают в должность. Это также было символом того, что Божий Дух и Его сила почивают на них. «И возлил елей помазания на голову Аарона, и помазал его, чтоб освятить его» (Лев. 8:12). Другой пример этому — случай с Ииуем, которого один из пророков помазал на царство: «И возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: „так говорит Господь: помазую тебя в царя над Израилем»» (4 Цар. 9:3).

Это указывает на величайшее значение того, что Мария помазала Господа непосредственно перед распятием, потому что таким образом Иисус был запечатлен как наш Царь, Священник и Жертва!

Еврейское слово «mashach», или «Мессия», и греческое «Christos» — оба переводятся как «помазанный». Некоторые люди думают, что Христос — это фамилия Иисуса, на самом деле «Христос» — это титул: «помазанный».

Омытие или помазание Марией ног Иисуса говорит о том, что Он проходит с нами через наши беды и чувствует нашу боль. «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?» (Пс. 55:9). Наши ноги были омыты в Его слезах, и Его чело было увенчано шипами наших грехов. Вот почему пророк говорил: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53:4).

Смиренное служение

Посетитель больницы однажды стал свидетелем того, как медсестра обрабатывала отвратительные раны прокаженного пациента. Посетитель воскликнул: «Я бы никогда этого не сделал даже за миллион долларов!»

Медсестра ответила: «Я тоже. Но для Иисуса я делаю это бесплатно». Подлинная любовь желает служить без всякого признания или даже вознаграждения.

Как вы понимаете слово «успех»? В мире успех часто идентифицируется с тем, на какой машине человек ездит, какую носит одежду, в каком доме живет его семья. Для Господа важно не на какой машине человек ездит, а какой человек ездит на этой машине. Для Него важно, какая женщина носит платье и что за семья живет в доме. Люди смотрят на внешний вид, в то время как Бог смотрит на сердце. Для Бога успех определяется не тем, сколько у вас есть, а тем, сколько вы отдаете. Боятся вас люди или любят? В мире величие измеряется количеством людей, которые на вас работают, но Бог смотрит на то, скольким людям служите вы.

Наполеон Бонапарт сказал: «Александр, Цезарь, Карл Великий и я владели империями; но на каком основании мы творили своих гениев? На силе. Только один Иисус Христос основал Свою империю на любви, и в тот час миллионы людей были готовы умереть за Него».

Библия учит, что волосы женщины — это ее слава (1 Кор. 11:15). Зрительное послание, видимое в поступке Марии, когда она вытирала Его ноги своими волосами, говорит об истинно смиренном служении, повиновении, поклонении и посвящении. «Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28:9).

Ф. Б. Мейер однажды сказал:

«Я всегда считал, что Божьи дары лежат на полках один над другим и что чем выше мы становимся в христианском характере, тем легче мы можем их достать. Теперь же я понял, что Божьи дары находятся на полках, расположенных одна ниже другой. Вопрос не в том, чтобы расти выше, а в том, чтобы сгибаться ниже. Мы должны идти вниз, всегда вниз, чтобы достать Его лучшие дары».

Иуда

«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:4–6).

Писание говорит о двух людях, целующих Иисуса: Иуда поцеловал Его лицо и затем предал Его, Мария целовала Его ноги и затем служила Ему. Искренняя жертвенность и служение Марии являлись острым упреком эгоистичности Иуды.

Часто оказывается верным то, что те, кто, как Иуда, сует свой нос в погрешности Марии, они делают это, чтобы отвлечь внимание остальных от своих собственных грехов (Ин. 12:6). Самые критичные и склонные к осуждению люди в церкви обычно сами борются со скрытой виной. Сразу же после набожного утверждения о том, что надо заботиться о бедных, он вышел и согласился предать Спасителя за цену раба.

На всеобщее обозрение

Мария не постеснялась на глазах у всех собравшихся выразить свою любовь к Иисусу. Но многие христиане боятся проявлять свою любовь к Господу публично, на работе или среди соседей, потому что не хотят, чтобы их высмеивали за веру. Я наблюдал, как многие христиане, обедая в ресторанах, ждут момента, когда, по их мнению, никто на них не смотрит, и затем быстро склоняют голову, в течение трех секунд безмолвно благодаря Бога за пищу.

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26).

Поскольку Мария не побоялась открыто проявить свою верность и подчинение Иисусу, Господь публично ее защитил. «Посему так говорит Господь, Бог Израилев: „…Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены»» (1 Цар. 2:30).

Вот почему Иисус сказал о Марии: «Оставьте ее». Он заступался за нее, потому что понимал ее сердце. Помните, даже в родословной Господа были три прелюбодейки, раскаявшиеся блудницы — Раав, Фамарь, Вирсавия. Более того, репутация Его матери была опорочена обстоятельствами Его необычного зачатия. Помните также, что Мария — это символ Церкви, и, какой бы испорченной и несовершенной она ни казалась, Иисус огорчается и проявляет недовольство теми, кто, как Иуда, стоит рядом и обвиняет невесту Христа.

Пресвитерианский служитель Роберт Фалконер благовествовал обездоленным людям, живущим в одном зарубежном городе. Он читал им историю о том, как Мария Магдалина омывала ноги Иисуса своими слезами и отирала волосами. Читая, он услышал громкое всхлипывание и увидел молодую, худенькую девушку, чье лицо было обезображено оспой. После того, как он сказал ей несколько слов ободрения, она спросила: «Придет ли Тот, Который простил женщину, еще раз? Я слышала, что Он придет снова. Скоро ли?» Фалконер заверил ее, что Он скоро вернется. Всхлипнув еще несколько раз, поскольку не могла удержать рыдания, она сказала: «Сэр, не мог бы Он немного подождать? Мои волосы еще недостаточно длинные, чтобы отереть Его ноги».

Когда мы начнем видеть, как страдал Иисус и какую заплатил цену за наши грехи, когда мы действительно обратимся от своей эгоистичной борьбы за признание и погоней за земными благами, тогда и только тогда мы будем искренне довольны смиренным служением и отдадим все Тому, Кто все отдал.