12. Умножение

Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

Иоанна 4:36,37

Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

1 Коринфянам 3:8

Тот, кто служит в Царстве верно, получит прекрасную вечную награду. Каждый из нас будет награжден индивидуально, соответственно нашему труду. Каждому из нас дана своя ответственность, но различные призвания производят один результат: влияние вечности на жизнь людей.

Многие верят, что в первых рядах на небесах для получения самых высоких наград будут стоять только служители, оказавшие влияние на тысячи людских жизней. Но истина не такова. Бог судит не по стандартам человека, а в соответствии с праведными делами послушания. Если бы это было не так, то достижения стали бы фокусом всего служения. В последней главе мы видели, что Бог судит и награждает соответственно тому, что мы призваны были сделать.

СИЛА ЧЕРЕЗ БЛАГОДАТЬ

В 56 г. после Р. X., примерно за десять лет до окончания своего поприща, Павел написал, что он является «наименьшим из апостолов» (1 Кор. 15:9). Для людей, изучающих историю церкви, эти слова могут показаться странными. Павел повлиял на весь известный в то время мир и совершил значительно больше своих современников. Нет никаких сомнений в том, что он был величайшим из апостолов. Как же он мог заявлять обратное? Ответ мы находим в следующих строках его письма: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь ; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною » (1 Кор. 15:10, выделено автором).

Интересно, что Павел признает свои достижения большими, чем достижения остальных апостолов, считая себя при этом наименьшим. Разгадка такого парадокса содержится в его словах «благодатию Божиею есмь то, что есмь ». Павел умел отделять себя от всего, что Бог совершил через него. Он полностью осознавал, что сам ничего не может добавить к Божьему призванию или совершить дело, превосходящее способности, данные ему, что можно суммировать одним словом «благодать». Когда речь идет о призвании верующих, это применимо ко всем.

Позвольте мне прокомментировать это на личном опыте в служении. Написанные мною книги переведены более чем на тридцать языков мира. Тиражи исчисляются миллионами, а количество свидетельств о том, как изменилась жизнь людей через эти книги, бесчисленно. Ко мне часто подходят и спрашивают секрет успеха в написании книг. При мысли о том, каким я был учеником на уроках английского и каким был писателем до того, как благодать Божья проявилась в моей жизни, мне становится смешно. Чтобы написать две страницы на английском языке, мне требовалось несколько часов. Теперь, когда я пишу, слова просто текут из меня. Больше, чем кто-либо другой, я осознаю, Кто на самом деле пишет эти книги. На самом деле я первый, кто читает их.

Однажды я был приглашен для интервью на известную телевизионную программу, в которой шла речь на тему послания моих книг. В ходе нашей беседы ведущий перевел фокус разговора на меня и мои достижения, вместо того чтобы говорить о послании в моих книгах. Мне стало очень неуютно, и я внутренне стал искать помощи Духа Святого, чтобы снова переместить фокус разговора.

Несколько секунд спустя возникла пауза, которая стала идеальной возможностью, чтобы вставить комментарий, который дал мне Дух Святой. Я процитировал слова Соломона: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, и Бог воззовет прошедшее» (Еккл. 3:14,15).

Затем я сказал: «Есть несказанное число трудящихся пасторов и служителей, исполняющих то, к чему их призвал Бог. Некоторые из них руководят церквями в триста человек в сельской местности. Кто-то служит погибающим и обделенным в развивающихся странах; они отдали свою жизнь на миссионерском поле. Кто-то трудится в городах, ежедневно помогая людям, считающимся никчемными для общества. И этот список бесконечен. Скорее всего, в этой программе не покажут никого из этих служителей, но большинство из них будут стоять в первых рядах на небесах, потому что были послушны в том, к чему были призваны, и совершали свое дело с чистыми мотивами».

Я продолжил свою речь: «Что же касается меня, Бог призвал меня делать конкретное дело для Него, через которое Он смог бы прикоснуться к жизни многих людей; именно поэтому вы пригласили меня на программу. Однако я не могу ничего добавить к тому, что Он призвал меня делать. Своими силами я не могу ничего ни расширить, ни продвинуть вперед. Единственное, что мне под силу, это все испортить, что я очень боюсь сделать!»

Атмосфера в студии моментально изменилась. Ведущий программы, имеющий служение международного значения, вдруг осознал то, что я только что произнес, и до конца интервью был сосредоточен на теме служения людям.

Это истинно в отношении каждого. Если вы призваны быть женой, матерью, служить в детском саду своей поместной церкви или ходатайствовать в тайной комнате, и вы верно исполняете свое призвание до конца, то будете щедро награждены за свое послушание. Если вы были призваны в тюремное служение своей церкви, оказывать влияние людей в мире бизнеса или щедро жертвовать на работу служения и верно делаете это от всего сердца как для Господа, получите такую же награду, как и евангелист, завоевавший тысячи людей для Иисуса. Можно продолжать бесконечно. Лично я верю, что в первых рядах среди получивших небесные награды мы увидим намного больше матерей, бизнесменов и лидеров домашних групп, чем могли ожидать.

БОЖЬЯ АРМИЯ НА ЗЕМЛЕ

Церковь Иисуса Христа ― это Божья армия на земле. Мы все обладаем позицией и дарами для выполнения своего задания. Много лет назад Господь разбудил мою жену и в Духе показал ей великую армию. Она сразу же разбудила меня в четыре часа утра, чтобы рассказать все, что она видела в своем видении.

«Джон, это была армия, в которой каждый знал свою позицию, свой чин и ответственность. Они маршировали в совершенном порядке, и в каждом ранге были свободные места, на которые вставали люди. Я видела нас с тобой передвигающихся в двух местах нашего служения. Никто не оглядывался на остальных, чтобы узнать направление движения; все двигались в совершенном единстве, потому что их взгляд был устремлен на Господа». Затем она добавила еще кое-что, что, собственно, привлекло особое внимание. «Никто не завидовал и не жаждал позиции, которую занимали другие. Каждый был доволен служить на том месте, которое Господь приготовил для них». Храня это в разуме, давайте вспомним пример с домом: «Мудростью устрояется дом» (Пр. 24:3). Существует два типа мудрости, с которой мы можем строить. Одна из них свыше, а другая нет.

Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость , то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.

Иакова 3:13–16 (выделено автором)

Не имеет значения, что именно мы делаем и насколько хорошо это выглядит, если это было сделано с завистью или из эгоистичных амбиций. Это значит мы построили с плотским, демоническим мотивом, за который, естественно, не получим никакой награды.

Словарь Вебстера дает следующее определение слову «зависть»: «чувство неудовлетворенности или жажда успеха, имения и блага, имеющихся у другого». Если мы смотрим на призвание от Бога мирскими глазами, тогда зависть неизбежна. Были проповедники, которые завидовали призванию Павла. Он писал: «Некоторые, правда, по зависти и любопрению , а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие ― из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование» (Фил. 1:15–17, выделено автором).

Эти служители не были довольны призванием, которое Бог поместил в их жизнь, но жаждали успеха Павла. Эта зависть была подпитываема их эгоистичными амбициями. Амбиция — это страстное, сильное желание достичь чего-то. Если амбиции плотские, когда фокус сосредоточен на нас самих, а не на пользе других людей, такие мотивы производят только беспорядок и ссоры и открывают двери для всего злого.

Божья же мудрость, наоборот, подпитывает не эгоистичные амбиции, а стремление к Царству . Такое строительство будет соответствовать желаниям Господина. О такой мудрости мы читаем:

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

Иакова 3:17

Мудрость Божья чиста. Другими словами, она не двулична, не имеет вид благочестия, испытывая внутри зависть или эгоистичные мотивы. Ее мотив ― быть верным Господину, принимать Его задания с радостью. Ее цель не в том, чтобы быть великой, но быть верной призванию. Она радуется достижениям Царства, и не имеет значения, свершаются ли они через нас или через кого-то еще.

Божественная мудрость всегда сосредоточена на благе других, а не на собственной выгоде. Она мирна, скромна, терпелива, некритична. Ее главный мотив в том, чтобы видеть, что другие живут благочестиво и исполняют свою судьбу. Есть люди, которые любят служение, но едва терпят людей; есть и такие, кто любит людей, а на служение смотрит как на инструмент, чтобы послужить им. Последние мотивированы божественной мудростью.

Другая грань небесной мудрости проявляется в подчинении (послушании). Когда мы довольны своим призванием, мы будем послушны Божьему руководству и власти. Мы будем видеть всю картину строительства Божьего дома, в котором есть только один Архитектор, Дизайнер и Главный Строитель. Он делегирует Свою власть и способности разным людям в Своей Церкви. На Суде будут щедро награждены те, кто оставался в послушании поставленной над ними власти. Помощники пасторов, разделяющие церковь, жены, противостоящие власти мужа в доме для того, чтобы расти в собственном служении, работники, строящие свое собственное дело в то время, как получают оплату от своего работодателя, и т. д. ― все они потерпят колоссальный урон на суде, несмотря на великие результаты, которых они, возможно, достигнут, находясь в бунте.

Не позволяйте результатам вводить вас в заблуждение. Можно одновременно иметь великие результаты и быть в бунте против Божьей власти. Подумайте о Моисее. Господь сказал ему приказать скале, чтобы из нее сверхъестественно потекла вода. Он ослушался и вместо этого в гневе ударил по скале. Вода потекла в изобилии, достаточном для того, чтобы три миллиона людей в пустыне были напоены. Возможно, напившись, они говорили друг другу: «Вот это да, Бог на самом деле слышит Моисея. Какая сила!»

Однако после того, как все напились, Бог отозвал Моисея в сторону и сказал, что тот не войдет в землю обетованную из-за своего непослушания. Моисей имел по-настоящему чудесный результат. Но показателем успеха являются не результаты, а послушание. Божественная мудрость берет свое начало в страхе Господнем, который ставит Бога выше чего-либо или кого-либо. Имеющие страх Божий полностью подчинены Его власти.

Давайте вернемся к видению моей жены. В то утро она сказала мне: «Джон, у всех воинов были абсолютно одинаковые лица». Другими словами, это была безликая армия, что говорит о том, что у Бога нет места для суперзвезд. Это понимание убережет нас от желания занять чье-то место в церкви или от бунта против власти, чтобы получить более высокую позицию. Наше продвижение придет свыше только в том случае, если мы остаемся в церкви.

РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ

В Евангелиях мы встречаем две похожие притчи, однако в каждой из них отображены разные истины, касающиеся Суда. Первая ― притча о талантах ― делает ударение на том, что не всем верующим дан один уровень призвания и даров. Иисус говорит:

Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Матфея 25:14, 15

Хозяин, уезжающий в дальнюю страну, это Иисус, а слуги представляют нас. Талант ― это денежная единица, однако в притче талант представляет собой нечто другое. Один из вариантов, в который лично я верю, это уровень нашего призвания и даров. Определенным людям дан уровень служения, который касается целых наций, другим ― на уровне городов, третьим ― на уровне домашних групп в церкви. Примером также могут являться авторы, которые с помощью своих книг достигли миллионов людей, в то время как другие ― тысяч, а остальные ― сотен. Еще один пример, когда один человек, обладающий даром управления, может привести служение до уровня мегацеркви, в то время как другой справляется только с церковью средних или маленьких размеров.

Обратите внимание на два важных момента в этой притче. Каждому слуге было что-то доверено. Это свидетельствует о том, что в церкви нет ни одного человека, не имеющего призвания в жизни и даров к его исполнению. Во-вторых, каждому слуге был доверен различный уровень ответственности по способностям каждого из них. Однако мы должны помнить, что наши способности от Бога. Мы не обладаем ничем ценным, что не было бы дано нам, потому что Писание говорит: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7).

В этой притче человек, получивший уровень пяти призваний и даров, удвоил свои усилия. Человек, получивший два, сделал то же самое. Несмотря на то, что Бог дает нам дары, чтобы достичь желаемых Хозяином результатов, мы должны подключиться к работе.

Однако человек с уровнем одного призвания и даров, скорее всего, чувствовал, что они совсем незначительны. Он считал своего хозяина несправедливым, нелогичным и жестким человеком. Почему ему доверили меньше остальных? Почему другим доверено оказывать влияние на городском или даже национальном уровне? Почему способность проповедовать, петь или писать дана им, а не мне? И прочее. Он спрятал свой талант и не исполнил своего призвания, использовав свой дар либо для себя лично, либо в сферах, не приносящих Царству никакой пользы.

Спустя долгое время господин вернулся, чтобы получить отчет от своих слуг. Двое из них, удвоившие доверенные им таланты, были награждены словами: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мат. 25:21). Получивший пять талантов был отмечен не более, чем тот, кто получил два, потому что оба были верны и прилежны. Это только подтверждает мысль, что Бог требует от нас только быть верными в том, что Он доверил нам.

Человек с одним талантом был сурово отчитан, и господин приказал отнять то, что было дано ему, и отдать другому. Он потерпел великий урон в то время как верные слуги получили, больше.

Слушая эту историю, я вспоминаю 1992 год, когда Бог дал мне повеление писать. Я почти рассмеялся, не поверив тому, что услышал в своем сердце во время молитвы. Я ненавидел английский! Если бы мне кто-нибудь сказал, что я буду писать книги, я бы просто посмеялся ему в лицо. Однако десять месяцев спустя в течение двух недель одна за другой ко мне подошли две женщины с одинаковым пророческим посланием: «Джон, если ты не напишешь то, что Бог дает тебе написать, Он отдаст это послание другому, а ты будешь осужден за это». Я в трепете сделал шаг веры, а остальное уже другая история. Если бы я не был послушен, кто-то другой написал бы эти книги, я же потерял бы доверенный мне талант.

УМНОЖЕНИЕ ДАННЫХ НАМ ТАЛАНТОВ

Мы подробно обсудили то, что вы ничего не можете добавить к своему призванию или дарам. Теперь давайте обратим внимание на умножение того, что дано каждому верующему. Эта истина раскрыта в другой похожей притче:

Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

Луки 19:12, 13

Мина, так же как и талант, денежная единица. Однако в этой притче каждому человеку была дана одинаковая сумма, каждый получил по мине. Мина не представляет собой уровень призвания или даров, как в случае с талантом. Она представляет собой истину Божьего Слова, основу нашей веры, любовь Божью, излитую в наши сердца, и благословения завета, данные каждому верующему. Нам всем дано одно и то же, никто не получил больше других.

Эта притча говорит о том, чем обладает во Христе каждый верующий. Писание утверждает: «Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше» (1 Кор. 3:21), и еще: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3). Эти благословения во Христе, но только наша вера берет и проявляет их здесь, на земле, а наше послушание и даяние заставляют их умножаться. Вот почему этот знатный человек, представляющий собой Иисуса, сказал своим слугам, то есть нам: «Занимайтесь делом до моего возвращения». Мы должны взять то, что было дано нам, и умножить для славы Божьей.

Изучим результаты:

И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов . Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами . Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок.

Луки 19:15–20 (выделено автором)

Господин строго отчитал третьего слугу, а его мина была отдана тому, кто умножил свою мину в десять раз. Господин сказал: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет » (ст. 26, выделено автором).

В этой притче Иисус обращается только к трем из десяти слуг. Повторю, что важное отличие этой притчи в том, что каждый начинал с одинаковой суммой, однако один приумножил свою сумму в десять раз, другой в пять раз, а третий вообще ничего не приобрел. Мы видим, что награды тоже отличались согласно результатам работы каждого; их успех напрямую определял количество городов, полученных в управление. То, как мы умножали доверенное нам, будет определять, какая власть будет доверена нам в Тысячелетнем Царстве, на Новой Земле и Новом Небе. Верные будут править со Христом, но не у всех будет одинаковая власть. Наши старания здесь определяют меру нашего правления с Ним в вечности. Заметьте, это основано на том, что каждый из нас начинал с одного и того же, у каждого была мина. Итак, верная жена и мать, которая старательно служит в церкви, имеет те же возможности, что и евангелист, завоевывающий сотни тысяч людей.

Эта притча говорит о том, что каждый человек имеет потенциал умножить свою мину во много раз. Что касается нашей личной жизни, мы способны строить Царство Божье так много или так мало, насколько сами того пожелаем, это наш выбор. В действительности, в определенном смысле у нас нет никаких ограничений. Вы можете не согласиться с этим утверждением, но позвольте мне проиллюстрировать его на примере. Я могу дать многое, но только некоторые откроют двери своего сердца для этого духовного закона. Давайте сначала прочитаем слова апостола Петра:

Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.

2 Петра 1:2–4 (выделено автором)

Благодать имеет способность умножаться в нашей жизни. Иаков говорит: «Но тем большую дает благодать» (Иак. 4:6). Только через благодать мы способны делать что-либо, имеющее ценность в Царстве. Эта способность умножается через близкое познание Бога. Вот почему каждый верующий должен проводить время в общении с Ним. Мы должны молиться, читать Писание, читать вдохновленные Духом книги и слушать Духа Святого. Когда мы делаем это, в нашей жизни умножается благодать, дающая нам способность сделать еще больше.

Я обнаружил, что чем более близко я узнаю Его и Его пути, тем более эффективным я становлюсь. Имея в наличии топор с тупым лезвием, требуется целый день, чтобы срубить дерево. Однако, заточив его, я могу срубить пять деревьев, затратив то же количество энергии. Вот что происходит, когда благодать умножается в нашей жизни. Мы трудимся более эффективно.

Я вспоминаю одну уличную евангелизацию во время па-рада гомосексуалистов в Далласе несколько лет назад. В течение двух часов я говорил этим заблудшим душам об Иисусе, а они просто смотрели на меня, как на пришельца из другого мира. Слова возвращались ко мне сразу же, как только я успевал их произносить, и я чувствовал, что бьюсь головой об стену. Это было подобно тому, как сеять семена в бетон. Затем Господь прошептал мне: «Взгляни на Меня, и Я покажу тебе, что делать». В последующие тридцать минут Он повел меня к людям и дал слова, которые нужно сказать. Теперь мои слова попадали в сердце, и три человека отдали свои жизни Иисусу Христу. Взгляд на Духа Святого и внимание к сказанным Им словам в моем сердце умножили результат моих усилий.

Я замечал это во всех сферах жизни. По мере возрастания в Слове Божьем у меня появлялась способность сделать больше в течение меньшего количества времени. Я нашел пути истины, сохранившие мне часы, дни и даже месяцы. Мои молитвы стали более сильными, присутствие Божье более явным, влияние на жизнь людей более очевидным. Писание обещает: «Начало мудрости ― страх Господень, и познание Святого ― разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Прит. 9:10,11).

Обещаны две вещи: большее количество лет, что значит продление жизни, и умножение дней, что означает способность совершить намного больше за то же количество времени. В другом месте умножение дней называется долготой дней. «Долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе» (Прит. 3:2). Автор говорит о послушании Слову Божьему. Заметьте, дается не только длинная жизнь, но и долгота дней. Это умножает наше время.

УМНОЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДАЯНИЕ

Любой, кто имеет близкое познание Бога, становится радостным и щедрым даятелем, потому что Бог является самым щедрым даятелем. Он отдал самый дорогой дар из всех ― Своего единственного Сына. Не было ничего более ценного, чем Иисус. Господь никогда не дает незначительные и ненужные дары. Отдавая Иисуса, Он ожидал умножения жатвы, которая заключалась в том, что многие сыновья и дочери войдут в Его семью.

Даяние в вере ― это еще один верный способ умножить то, чем мы обладаем, чтобы оно оказало вечное влияние на жизни, так же как Отец отдал Иисуса. Иисус подчеркивал: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук. 16:9). Наши деньги, использованные правильным образом, могут повлиять на качество жизни на небесах и в Новом Иерусалиме, после того как они были потрачены. «Как написано: (благотворительный человек) расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор. 9:9, Расширенный перевод).

Бедный человек не только тот, кто беден финансово, но и тот, кто беден духовно. Он может обладать миллионами долларов и все-таки быть бедным духом. Царь Давид, имея запасы золота и серебра, называл себя бедным и нуждающимся человеком (см. Пс. 86:1). Описывая Свою миссию, Иисус сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим » (Лук. 4:18, выделено автором). Многие богатые люди, которым служил Иисус, нуждались в Слове Божьем. Служители посланы совершать дела Иисуса, провозглашать и учить Слову Божьему нищих. Отдавая финансы на дело Божье, мы сеем в нищих, и наши дела пребудут вовеки.

Не имеет значения, как много или как мало финансов у вас есть. Если есть семя, которое Бог обещал дать сеющему, вы можете умножить свои усилия в строительстве Его Царства. Как происходит умножение? Представьте яблочное семечко. Посадив его, вы получите урожай из яблок. Но самое главное, что в этих яблоках семечек будет намного больше. Если посадить все семечки, они умножатся во много раз, и так может продолжаться до бесконечности. То же самое происходит и с нашими финансами. Смотрите, что Павел говорит коринфянам относительно даяний:

Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.

2 Коринфянам 9:6, 7

Умножение нашей жатвы прямо пропорционально тому, сколько мы сеем. Заметьте, что это наше решение, а не Бога. Если мы с верой и любовью решили быть щедрыми, наше даяние будет умножено: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей » (2 Кор. 9:10, выделено автором).

Господь умножит посеянное, подобно примеру с яблочным семечком. Если мы посеем семена, то пожнем во много раз больше, и процесс будет продолжаться до тех пор, пока мы не увидим, что обилие посеянного нами дает нам большую способность благословлять других.

Через наше даяние Бог умножит плоды нашей праведности. Именно это восхищает больше всего. Здесь говорится об умножении наших вечных наград за счет людей, к которым мы прикоснулись через свои жертвы. По сути, мы умножаем свои мины, подобно людям в вышеприведенной притче.

ПАРТНЕРСТВО

Наши даяния, особенно тем людям, которые не могут отплатить нам, приносят награду и в этой жизни, и на суде. Что касается умножения наших усилий в строительстве Царства, мы можем сделать это через партнерство в евангелизации. Посмотрите, что говорит Павел верующим в Филиппах, которые финансово поддерживали его служение:

Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовест-вования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием (не стала моим партнером) и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Филиппинцам 4:14–16

Заметьте Павел, называет верующих филиппийцев партнерами своего служения. Партнерство ― это отношения между личностями или группами, характеризующиеся взаимным сотрудничеством и ответственностью ради достижения конкретной цели . Здоровое партнерство, данное Богом, позволяет сторонам, личностям, вступившим в это партнерство, совершить больше, чем они могли осуществить в одиночку.

Я неоднократно повторял, что Иисус дал нам повеление идти по всему миру и готовить учеников во всех народах. Однако если бы все верующие отправились на миссионерские поля, осуществляя поручение, кто бы финансировал эту работу? (Вот еще одна причина, почему Бог дает различные дары и призвания.) Господь никогда не планировал, чтобы необходимые финансы служители получали через ангелов или падение денег с небес. Он дал Своему Телу привилегию жертвовать, что создает партнерство.

Для достижения народов Бог призвал и назначил дары служения. Как уже говорилось, для осуществления этой цели Он дает особенные дары, способности и помазание. Такое задание в церкви получают не все, а только некоторые (см. Еф. 4:11). Остальным же Он поручил и доверил другую неотъемлемую часть. В эту часть входит работа и достижение людей своего круга. Если вы работаете полный рабочий день, каким образом вам достигать масс? Ответ заключается в партнерстве.

Если бы вы обладали продукцией, способной изменить жизнь, но имели возможность выпускать ее только в количестве двух экземпляров в месяц, то распространить вашу продукцию по всему городу, стране или миру было бы невозможно. Но если есть компания, имеющая необходимое оборудование для производства и распространения тысячи экземпляров в месяц, вы бы вступили в партнерство с этой компанией. Сделав это, вы снабдите продукцией не двух человек (личное свидетельство), а тысячи. Через простое сотрудничество вы эффективно умножите свои таланты. Этот принцип Павел объясняет филиппийцам. Он продолжает:

[Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу .

Филиппийцам 4:17 (выделено автором)

Обратите внимание на фразу «плод, умножающийся в пользу вашу». Верующие из Филипп умножали свои усилия в достижении и обучении душ тем, что посылали финансы в служение Павла. Пользуясь временными вещами, они превращали их в вечное и умножали его.

Когда вы вступаете в партнерство такого рода, то получаете жатву благословений, которые накапливаются на вашем счету. Это ваш небесный счет. Представ перед Судилищем Христовым, вы будете награждены не только за влияние, оказанное вами лично на жизнь людей на работе, на соседей, в школе и т. д., но и за тысячи и миллионы других, которых вы достигли тем, что поддерживали служителей. По этой причине Писание говорит нам: «Давай щедро, потому что твои дары позже вернутся к тебе. Разделяй свои дары между многими» (Еккл. 11:1,2, англ. перевод). Важно заметить, что сюда не входит десятина (10 процентов всего дохода). Десятина должна отдаваться в поместную церковь, а партнерские пожертвования начисляются сверх десятины.

Последовательно давая на служение Богом назначенных служителей, вы присоединяетесь к достижению людей через их служение. Во всей их работе вы имеете часть, потому что являетесь партнером. Радостная новость вот в чем: чем больше вы вкладываете, тем больше будет ваша награда. Необходимо знать, что Бог оценивает ваш дар не по величине суммы, но по верности, с которой вы даете его. Бог Отец смотрит на искренние дары сердца. Он любит и благословляет именно это, а не сумму. Например, кто-то может с верностью давать на служение свой дар в тридцать долларов ежемесячно, испытывая при этом некоторые личные затруднения. Бог ценит такой дар намного выше, чем просто финансы, потому что в нем часть жизни человека. А другой может отдавать дар в тысячу долларов ежемесячно, но приносить от избытка. В нем нет личной жертвы. Оба дара прекрасны и ценны в глазах Бога, но дар в тридцать долларов Он считает большим. Эта истина отображена в истории вдовы, пожертвовавшей свои две лепты (см. Map. 12:41–44).

Мы должны помнить о том, что Бог умножает наши дары и в земной жизни. Этот поток дает нам способность давать еще больше. Писание утверждает: «Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Прит. 11:24). Подумайте: ваши жертвы растут не только в вечности, но этот рост проявляется и в естественном мире, что дает возможность давать больше. Этот цикл постоянно обновляется и умножается.

Двенадцать лет назад группа знакомых мне бизнесменов собралась вместе и дала обещание отчислять часть своих доходов для распространения Евангелия. Началось с малого, но с каждым годом сумма росла. Они оставались последовательными в своем даянии и партнерстве. Сейчас их возможности расширились до такого предела, что они были способны отдать более 120 миллионов в год для Евангелия. Взяв свою мину и умножив ее для целей Царства, они получат великую награду.

В церкви есть великое число мужчин и женщин, имеющих успешный бизнес, однако многие из них жертвуют на Царство ничтожную часть из того, что зарабатывают. Несмотря на то, что они успешны в глазах общественности, каков будет взгляд Господина на то, что они удержали для себя? Даже если они заработали миллионы, будут ли они судимы, как и тот, у кого была одна мина? Они не приумножили то, что было им дано ради царства. Поступающие так не движимы вечностью .

С другой стороны, мы с женой знакомы с человеком из нашей поместной церкви, который активно служит везде, где есть необходимость. Он знает, что его призвание не в служении полного времени, а в бизнесе. Он поставил перед собой цель жить на десять процентов от дохода, а девяносто процентов отдавать Богу. Наш знакомый достиг своей цели. Живя всего на десять процентов, он ездит на дорогой машине и имеет прекрасный дом. Партнерство привело к процветанию его бизнеса, в результате чего оставшиеся десять процентов значительно выросли. Он применил принцип Иисуса: верный в малом, будет верным в большом.

Еще одна причина стать партнером ― мы получаем шанс благословить послуживших нам служителей. Павел утверждает: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы?» (1 Кор. 9:11,12). Это относится и к естественному. Получив подарок от друга, вы не будете посылать благодарственную открытку другому. Вы поблагодарите человека, благословившего вас, укрепляя тем самым ваши взаимоотношения. Бог устроил все таким образом с определенной целью. Чем большее количество людей достигается и затрагивается служением, тем большие финансовые нужды возникают. Итак, если каждый, кто был вовлечен в служение, отдаст финансы (даже если это будет всего две лепты), все расходы на продолжение и расширение служения будут покрыты.

Подводя итог сказанному филиппийцам, Павел пишет:

Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

Филиппийцам 4:18, 19

Обетование Божье восполнить всякую нужду по богатству Его дано тем, кто является партнером служения. Если вы отдаете десятину и являетесь партнером служения, тогда вы можете твердо стоять на этом обетовании Бога. У вас никогда не будет недостатка.

УМНОЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ МОЛИТВУ

Еще один путь умножения ― это молитва. Подобно даянию, через молитвы за отдельных людей, семьи, церкви, города и народы мы можем навечно прикоснуться к жизни людей, которых встретим только на небесах. Молясь за служителей, мы тоже можем прикасаться к жизни людей. В нашем служении есть как финансовые, так и молитвенные партнеры. Молитвенный партнер посвящает себя ежедневным молитвам за служение «Международный посланник».

Ко мне часто подходят люди и говорят: «Я молюсь за вас каждый день». Я всегда могу точно сказать, на самом ли деле они делают это или просто говорят. Тем, кто искренне молится, я отвечаю: «Это самая великая помощь нашему служению!» Это правда! Когда кто-то молится, жизни большого количества людей могут быть изменены. По молитве Бог побуждает и располагает сердца давать средства на Его работу, поэтому если бы мне нужно было выбирать между молитвенным и финансовым партнером, я бы сначала выбрал молитвенного партнера. Однако необходимость есть и в том и в другом.

УМНОЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ СЛУЖЕНИЕ ВСПОМОЖЕНИЯ

Другой способ умножать свои мины ― это служение вспоможения. Мы с Лизой постоянно вспоминаем о многих помощниках и сотрудниках нашей организации как о тех, кто получит огромную награду за каждую жизнь, которая была изменена через наше служение. Я знаю это из слов Давида, которые он произнес возвратившимся с поля битвы людям.

В Первой книге Царств, в 30-й главе, мы читаем о том, как Давид преследовал амаликитян, чтобы вернуть пленных и все украденное из его лагеря. Вернувшись в лагерь с Давидом, некоторые из тех, кто участвовал в битве, не захотели делиться добычей с теми, кто оставался охранять лагерь. Но послушайте ответ Давида: «Какова часть ходившим на войну, такова часть должна быть и оставшимся при обозе: на всех должно разделить. Так было с этого времени и после; и поставил он это в закон и в правило для Израиля до сего дня» (1Цар. 30:24,25).

Давид ― прообраз Иисуса. Поэтому фраза «Так было с этого времени и после; и поставил он это в закон и в правило для Израиля до сего дня» говорит мне о том, что это и сегодня действительно для Иисуса и Его церкви. Все, что сделано через служение, идет в заслугу не только лидеру, но и всем, кто верно служил, давал и молился, несмотря на то, что их не было видно на поле сражения.

ВАЖНО ОТНОШЕНИЕ

Отношение к служению, о котором мы говорили ранее, является важной частью, определяющей нашу награду. Засчитываются не только наши дела, но мотивы, с которыми они совершались, и отношение, влияющее на наши мотивы. Бог говорит: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1:19).

Я вспоминаю время, когда переживал период засухи в отношениях с Богом. Казалось, что я ничего не получаю на служениях в церкви, особенно из проповеди своего пастора. Определенным образом я не процветал. Работая в штате восьмитысячной церкви под непосредственным руководством пастора, я становился более и более критичным по отношению к нему. Однажды утром в молитве Бог проговорил ко мне:

— Проблема не в пасторе, проблема в тебе. Я остолбенел:

— В чем моя проблема?

Господь спросил меня о том, что написано в Книге пророка Исайи (1:19). Я повторил этот стих, потому что знал его наизусть. Затем Он сказал:

— В этом твоя проблема. Ты постоянно говоришь, что не получаешь пищу, и это верно, потому что ты не вкушаешь блага земли.

Я тут же возразил:

— Я послушен, я делаю все, что пастор просит меня!

Господь ответил:

— Я не сказал, если ты будешь послушен ― будешь вкушать блага земли. Я сказал: «Если захочешь и послушаешься…»

Еще Он сказал:

— Послушание связано с твоими поступками, а желание ― с твоим отношением, а твое отношение издает зловоние!

Господь продолжал открывать, каково было мое послушание и кажущееся смирение, в то время как отношение оставалось критичным и осуждающим, и это влияло на мотивы моего служения.

Я тут же покаялся, и в следующее служение небеса открылись для меня: я снова стал получать с неба. Пока пастор проповедовал, я обливался слезами, думая о том, сколько всего я пропустил из-за своего отношения. Вскоре после этого слова Павла, вдохновленные Духом Святым, стали понятными для меня: «Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны» (2 Кор. 2:9).

Я осознал, что Бог будет испытывать наше отношение в подчинении Его воле для нас. Я не говорю сейчас о терпимости, которую пытается навязывать нам дьявол; за освобождение от такого отношения Иисус заплатил цену. Мы должны твердо противостоять дьяволу через молитву, веру и исповедание Слова Божьего. Я говорю об отношении к пути, по которому Бог хочет, чтобы мы шли. Павел говорит: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Он не только пил из чаши, приготовленной Ему Отцом, но Он сделал это с готовностью. Поэтому Павел говорит нам «обновиться духом ума (имея обновленное отношение разума и духа)» (Еф. 4:23, Расширенный перевод).

Почему? Потому что отношение оказывает влияние на мотивы, а на суде мы будем получать награду не только за свои дела, но и за мотивы, стоящие за ними. Давайте еще раз прочитаем слова Павла:

… Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое.

2 Коринфянам 5:10

Я печалюсь, когда вижу, как люди наполняются горечью, служа Богу. Продолжая трудиться в изнуренном состоянии, они теряют из вида вечную перспективу, и мотивами их служения становятся зависть и личная выгода. По моему мнению, это более, чем все остальное, является причиной, почему исполненные искренним стремлением к Богу с самого начала люди заканчивают не очень хорошо. Вот почему нам дано предупреждение: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие » (Евр. 12:15, выделено автором).

Обратите внимание, что сказано «многие». На протяжении двадцати лет служения я снова и снова становился свидетелем, как распространялся горький корень, что всегда разбивало мое сердце. В Расширенном переводе Библии есть воодушевление: «Упражняйтесь в предвидении и наблюдайте (друг за другом)». Мы должны говорить друг другу такие слова, чтобы предотвратить ситуации, когда наши возлюбленные падают или терпят поражение, не получая своей полной награды только из-за горького корня, который вовремя не был удален.

Мы с женой особенно внимательно следим за своими детьми и сотрудниками. Из-за того что мы призваны быть все время в разъездах, в жизни наших детей есть благодать переносить это. Но мы не хотим, чтобы они потеряли такую благодать. Мы говорим им слова ободрения, охраняем их отношение и растим их сильными.

7. У ног Иисуса в песнопении: Воскресение

Они ухватились за то, что я сказал им, в результате чего больше никогда не жаловались по поводу наших отъездов. В действительности, они много раз ободряли нас принять чье-то приглашение, в то время как мы с Лизой раздумывали. У нас прекрасные отношения с каждым из сыновей, и они все любят Бога. Слава да будет Богу за Его удивительную благодать. Уже теперь, будучи в юном возрасте, они умножают свои мины.

То же самое я сказал своим работникам: «Вы можете рассматривать работу здесь как просто работу и в конце концов устанете, наполнитесь горечью и не получите награды на Суде. Или вы можете рассматривать работу здесь как возможность прикоснуться к миллионам жизней. Каждая высланная вами книга, каждое письмо, на которое вы помогли нам ответить, каждое собрание, вами организованное, все это возможности, где вы являетесь важной частью в том, что делает Бог. Вы, как воины Давида, охранявшие лагерь». Их отношение замечательно, потому что они приняли мои слова. Моя работа духовного лидера ― провозглашать слова жизни, которые помогают сохранить правильное отношение, хотя ответственность за осуществление этого на деле полностью лежит на них.

Сохраняя правильное отношение, мы можем умножить свои мины и получить отличный конечный результат. Бог строит Свой дом, и у нас есть привилегия быть Его сотрудниками. Итак, не имеет значения, насколько незначительной выглядит ваша часть работы, помните о том, что каждая часть важна, а быть эффективным или неэффективным ― выбирать вам самим. Я выражаю свою надежду о вас словами апостола Иоанна: «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2 Иоан. 8).