Книга пророка Осии

«Кольцами и ожерельями себя украсив , к любовникам своим ходила , совсем позабыв обо Мне », – это вещее слово Господне (2:13).

Книга Осии начинается с обыкновенной, вполне реальной любовной истории – с рассказа о личной, мучительно пережитой пророком драме. Жена Осии с самого начала их супружества была неверна ему, предавалась блуду. Однако, сколько ни изменяла она ему, он продолжал ее любить. Осия дал ей всё: свою любовь, дом, имя, свою репутацию. А она продолжала ему изменять. Он и увещевал ее, и умолял, и даже наказывал. Но она по-прежнему огорчала своего мужа и ставила его в унизительное положение.

Почему обращение к целому народу начинается с как будто бы «камерного» рассказа о личной жизни пророка? Это становится ясно с первых же строк повествования. Бог повелел Осии связать эту его историю с другой, еще более трагической – с высокой историей любви Бога к Своему народу. На примере личных переживаний Осии Бог показал низость человеческого предательства, измены Господу в повседневной жизни и Свою непримиримость к неверности, порою даже гнев, но более всего – Свою безмерную любовь к избранному Им народу. Это – одна из главных мыслей пророческого послания Осии своим современникам и всем последующим поколениям: несмотря на неверность Своего народа, Бог всегда верен.

Грозное провозвестие пророка должно было прозвучать в бурные времена, предшествовавшие падению Самарии в 722 / 721 гг. до Р. Х. Он должен был исполнить Божественное поручение в то время, когда Израильская земля, подобно неверной жене, предала своего Господа и Супруга и побежала вслед за «любовниками» – языческими богами. Осия, озабоченный глубиною нравственного падения, призывает народ вернуться к Союзу с Богом, вновь связать свою жизнь с Ним. Да, за свою неверность Израиль подвергнется суду Божию и понесет заслуженное наказание, однако любовь Божья сильнее Его гнева. Бог вернет Свой народ к Себе и восстановит разорванные отношения. Святая Божья любовь явлена во впечатляющих, обращенных непосредственно к сердцу человеческому словах: «Но могу ли Я расстаться с тобой… Израиль?!.. Жалости Я преисполнен» (11:8).

Основное содержание книги

Женитьба и семья Осии 1:1–3:5

Вести, обличающие грехи Израиля 4:1–14:1

Последний призыв 14:2–10

1 Вот слово Господне, которое было к Осии[125]а, сыну Беэри, когда в Иудее, сменяя один другого , правили Озия, Иоафам, Ахаз и Езекия, а в Израиле – Иеровоам, сын Иоаса[126]б.

Жена и дети Осии

2Когда Господь начал говорить Израилю через Осию, Он прежде обратился к самому пророку: «Ступай и возьми в жены себе женщину, которая, увы! не будет тебе верной, и рожденные ею будут детьми блуда, ведь земля эта, забыв Господа, в блуде погрязла, в неверности Богу ». 3И пошел Осия и взял в жены себе Гомер, дочь Дивлаима. В свой срок понесла она и родила ему сына.

4Тогда Господь сказал Осии: «Назови сына Изреэль, ибо скоро взыщу Я с дома Ииуева за кровь, пролитую в Изреэле[127]а, и положу конец Царству израильскому[128]б!5Когда придет тот день, Я сокрушу военную мощь[129] Израиля в долине Изреэль»!

6И опять зачала Гомер – родилась у нее в этот раз дочь; и сказал Господь Осии: «Назови ее Ло-Рухама („В немилости живущая “), ибо впредь ни прощать, ни миловать народ Израиля[130] Я не стану. 7А вот народ Иудейского царства[131]а – помилую. И спасу их как Господь, их Бог, спасу не луком, не мечом, не другим каким оружием[132]б, не конницей и не колесницами».

8В положенный срок отняла Гомер дочь от груди и после того вновь зачала и родила еще одного сына. 9О нем Господь сказал: «Этого назови Ло-Амми („Не Мой народ“), ибо отныне вы не Мой народ и не буду Я[133] вашимБогом .

10Но пройдет время , и станет израильтян, как песку морского, которого не измерить и не счесть. И там же, где было им сказано: „Не Мой вы народ“, назовут их детьми Бога Живого. 11Тогда воссоединятся Север и Юг – народ Иуды и народ Израиля, поставят над собой одного Вождя и уйдут с той земли, где томились в неволе ; и будет день сей, день Изреэля, воистину великим[134].

2 Так зовите же братьев своих Амми („Мой народ“),

а сестер – Рухама („В милости живущими “)»!

Неверность Израиля и возмездие

2«Но мать свою к ответу призовите,

суду ее предайте[135]а!

Не жена она Мне больше, и Я не муж ей.

Пусть она от блуда отвратится

и груди свои на соблазн не выставляет[136]б,

3не то донага ее раздену

и на позор в чем мать родила выставлю;

пустыне ее уподоблю,

истомлю ее жаждой смертельной!

4И детей ее не пощажу,

ибо они – дети блуда,

5ведь блудила мать их,

бесстыдно вела себя во чреве их носившая,

говорила: „Пойду к любовникам моим,

которые не только хлеб и воду мне дают,

но и шерсть со льном,

масло олив и напитки разные!“

6За всё за это путь ее[137]а

тернами загражу Я непроходимыми,

как на стену, будет натыкаться на них она[138]б

и не найдет привычных тропинок своих никогда.

7Бросится за любовниками, а не догонит,

станет искать их – не отыщет.

И тогда она скажет: „Вернусь-ка к мужу моему –

жилось мне с ним лучше, чем ныне живется “.

8Но не поняла она до сих пор,

что это Я давал и зерно ей

и плоды виноградной лозы и оливы;

серебром и златом щедро ее одарял,

а она ваалов из них отливала.

9Вот за это отниму зерно у нее в дни жатвы,

виноград в пору урожая отниму ,

отберу и шерсть, и лен,

в кои наготу она свою прячет, –

10в срамоте ее на глазах всех любовников выставлю,

и никто не избавит ее от наказания,

Мной ниспосланного[139].

11Лишу всех веселий ее –

кончатся для нее все торжества:

праздники годовые, новолуния, субботы.

12Лозы виноградные и смоковницы плодоносные

одичают у нее, думавшей,

что всем этим любовники ее рассчитывались с ней, –

превращу их в заросли густые ,

и звери дикие пожрут их.

13Сполна взыщу с нее за все те праздники,

когда ваалам она кадила,

когда, кольцами и ожерельями себя украсив,

к любовникам своим ходила,

совсем позабыв обо Мне», –

таково вещее слово Господне[140].

Стремление Господа вызвать ответную любовь

14«Знай же, Я хочу расположить ее к Себе,

и посему в пустыню, как при избавленье от рабства ,

ее уведу, к сердцу ее воззову и, идя с ней оттуда,

15верну ей виноградники ее,

а долину Ахор, юдоль печали[141],

во врата надежды превращу;

тогда станет она сговорчивой, как в годы юности,

как в дни выхода из Египта.

16В тот день, – говорит Господь, – мужем своим ты Меня назовешь, и впредь не будешь звать „господином своим“[142]. 17Сами имена ваалов сделаю ненавистными для нее[143], они даже поминаться не будут более. 18Тогда же вам[144]аво благо заключу договор о мире с небесными птицами и зверями дикими, с ползучею живностью всякой; избавлю Я эту землю от меча, лука и войны, чтобы спать ложиться вы[145]б могли без страха. 19А с тобой обручусь Я навеки, в справедливости и праведности обручусь, в любви неизменной и милосердии. 20Обручусь Я с тобой, сделав верной тебя, и познаешь[146] ты Господа.

21Я с отрадой тогда отзовусь,

на мольбы небес о ниспослании дождя отзовусь,

а небеса землю не оставят без ответа, –

таково вещее слово Господне.

22Земля в свой черед вам ответит зерном,

вином молодым и маслом олив.

и всё это – ответ Изреэлю („насаждению Божию“, Израилю ).

23Тогда Израиль[147] станет на земле Моим насаждением новым.

Я милость Свою явлю «Живущей в немилости»

и тем, кто был не Моим, скажу:

„Ты – народ Мой“,

а он Мне скажет: „Ты – мой Бог“».

Ответ Божественной любви на неверность людскую

3 А мне Господь сказал: «Верни себе ту , что оставила тебя , яви ей снова любовь свою[148]а; и хотя она блудит с другим мужчиной и остается неверной тебе, всё равно люби ее, как Я , Господь, люблю сынов Израиля, притом что тянутся они к чужим богам и любят их лепешки виноградные[149]б».2Поэтому я выкупил ее, эту женщину, – пятнадцать шекелей серебра[150]а отдал за нее и ячменя полтора хомера[151]б, –3и сказал ей: «Долго тебе придется в смирении меня ожидать: ни блудить ты не будешь, ни супругой чьей-либо не станешь. И сам я всё это время, до конца твоего испытания , буду тебя ожидать». 4То же и с сынами Израиля: долго придется им в смирении пребывать без царя или вождя, долго будут и без жертвы или камней священных, без эфода или божков их домашних[152]. 5Но придет время, когда они снова станут искать Господа, Бога своего, и царя своего, Давида[153]. И в последние дни, исполненные страха и благоговения, они поспешат вернуться к Господу, уповая на доброту Его.

Бог обвиняет Израиль и его священников

4 Внемлите же, израильтяне, слову Господа!

Он против вас, живущих в стране сей,

обвинение выдвигает –

ибо нет здесь ни верности[154]а, ни преданности,

и Бога не признают[155]б.

2А вероломство[156] и обман, убийства,

воровство и блуд – безмерны;

кровопролитию нет конца.

3Потому земля ваша стонет под вами,

изнывает всё живущее на ней:

звери дикие, птицы небесные,

даже рыбы морские гибнут!

4Однако никто не вправе возводить обвинения,

не вправе осуждать другого!

Весь народ твой такой же, как и священники,

на которых он обвинения возводит[157].

5Что же до тебя , священник ,

ты хоть днем, хоть ночью спотыкаешься,

и вслед за тобой падает лжепророк.

Вот и уничтожу Я Израиль , тебя породивший[158].

6Гибнет народ Мой, о самом главном знания не обретя.

И коли вы, священники, знание это отвергли,

не служить вам более Мне – отвергнуты вы;

пренебрегли вы Законом Бога вашего –

и Я пренебрегу детьми вашими.

7Ведь чем больше священников становилось[159]а,

тем больше грешили они против Меня –

обесславили свое высокое призвание[160]б.

8От грехов[161] народа Моего они кормятся

и беззакониям его радуются!

9Участь одна ждет и народ, и священников:

со всех равно взыщу за пути их беззаконные ,

всем воздам за дела неправедные .

10Будут есть, да не пойдет им пища впрок,

и сколько б ни блудили они,

не возрастет их потомство,

ибо оставили они Господа, предавшись 11блуду.

Идолопоклонство в Израиле

Вина[162] всякие – молодые и старые –

отняли у них разум.

12Вот и ищет народ Мой совета у идолов разных[163]

и посох деревянный за вещуна принимает.

Ибо дух блуда сбил их с пути,

и изменили они Богу своему.

13Высоко в горах приносят они жертвы,

на холмах кадят своим божкам,

под дубом, тополем, теревинфом пируют,

укрываясь в тени их приятной.

Потому и стали дочери их блудницами,

и невестки их прелюбодействуют.

14Но не с дочерей за блуд

и не с невесток за разврат взыскивать стану,

коли вас самих так и тянет к распутницам[164];

вы жертвы приносите вместе с блудницами при капищах ,

а народ гибнет, здравого смысла лишенный!»

15Если прелюбодействуешь ты, Израиль,

так пусть хотя бы Иуда не был в этом повинен!

Не должен он ходить в Гилгал, тянуться к Бет-Авену[165]

и клясться при этом: «Жив Господь!»

16Израильтяне упорствуют, как нетель[166] упрямая,

Как же Господу пасти их на лугу широком,

где пасут ягнят послушных ?

17Привязались к идолам ефремляне[167]

подальше держитесь от них!

18Напившись, они оргиям языческим предаются;

да и князья[168] их бесстыдного не чураются.

19Страшный конец им уготован : унесет их ветер,

подхватив на крылья свои, –

посрамлены будут за поклонение идолам[169].

Нависшая над Израилем и Иудеей угроза суда Божьего

5 Выслушайте это, священники!

Внимайте этому, все израильтяне!

Да обратится в слух и царская семья!

Вам вынесен приговор,

ибо западнёй стали вы для Мицпы,

сетью, раскинутой на Фаворе[170],

2ямой глубокой ловчей в Шиттиме[171]!

Потому для каждого из них Я буду Тем,

Кто учит и наказывает.

3Всё знаю про Ефрема,

и Израиль – для Меня не тайна.

Ты, Ефрем, в блуд пустился,

погряз в грехах ты, Израиль!»

4Не могут к Богу они вернуться,

ибо не отрешились от дел своих греховных :

овладел ими дух блуда,

и не смогли они Господа познать.

5Гордыня[172]а Израиля глаза колет[173]б;

погубит Ефрема[174]в его беззаконие;

то же ждет и Иуду.

6Возьмут они овец и быков своих,

чтобы принести Господу в жертву,

но не найдут Его: оставил Он их.

7Они изменили Господу,

родив детей внебрачных, Бога не знающих , –

тщетны теперь жертвы их в новолуние;

праздник этот и их самих пожрет, и наделы[175] их.

8Да вострубят рога в Гиве,

и трубы – в Раме,

и в Бет-Авене бросьте клич ратный,

Вениамина о нашествии оповещая[176].

9Опустеет в День возмездия весь Ефрем

(сбудется всё, что коленам Израиля Я предрекаю).

10И вожди Иуды – они не лучше тех, кто межи сдвигает,

потому и на них гнев Мой, как водопад, обрушу!

11Под гнетом врагов Ефрем –

это суд Божий над ним свершился,

ибо за пустотой языческой он погнался![177]

12В тлен обращу Ефрема – словно моль его источила –

и дом Иуды – в труху.

13Увидел Ефрем, что тяжко болен

(а Иуда – что ранен),

отправился сразу в Ассирию,

понадеявшись на царя великого[178].

Но не может тот исцелить,

раны ваши гноящиеся он не излечит.

14Для Ефрема Я – как грозный лев,

и для дома Иуды – лев молодой.

Я, Я Сам растерзаю обоих и уйду,

унесу добычу – и никто не спасет их.

15И Я вернусь в место обитания Своего,

пока они не признают своей вины,

пока в беде своей не возжаждут найти Меня

и не начнут искать Меня неотступно.

6 «Пойдемте, вернемся к Господу!

Растерзал Он нас, будто лев , но Он же и исцелит.

Раны нанес нам, но Он же их и перевяжет.

2Двух дней не пройдет, как вернет Он нас к жизни

и в третий восставит –

восставит готовыми к новой жизни пред Ним.

3Устремимся же с рвением к познанию Господа,

поспешим к постижению Его!

И Он придет, непременно придет к нам,

как заря приходит утренняя,

снизойдет, как дождь спасительный ,

поздний[179] дождь, землю орошающий».

Необходимо покаяние

4«Что же делать с тобой Мне, Ефрем?

Что с тобою Мне делать, Иуда?

Ваша верность Мне – как туман утренний,

как роса, что с зарей исчезает.

5Потому Я и бичевал[180]авас речами пророков

и согласно угрозам Своим смерти предавал;

тогда справедливость судов Моих

становилась ясной, как день[181]б.

6Верности[182] Я хочу, а не жертвы,

и познания Бога – более, чем всесожжений!

7А они, как Адам[183]а, Завет нарушили[184]б,

изменили Мне там, где Я их поселил .

8Превратился Гилад[185] в город злодеев,

кровью себя запятнавший.

9Сборище священников,

как засевшие в засаде разбойники,

убивают паломников по Шехемской дороге[186],

творят преступления гнусные.

10Вижу с ужасом: творится страшное в доме Израиля:

Ефрем блуду предался, Израиль осквернился вконец!

11И тебя, Иуда, ждет законная жатва.

Только выведу Я, бывало, народ Мой из беды,

чтобы мог он начать всё сначала[187],

7 только возьмусь Я за исцеление Израиля,

как снова открывается беззаконие Ефрема

и злодейство в Самарии;

вся их жизнь построена на нечестии;

воры вламываются в дома,

грабят на дорогах разбойники.

2И никто из них и думать не думает,

что Я-то всё вижу, всякое злодеяние их замечаю.

Погрязли они в своих грехах,

и всё это всегда – на глазах Моих!

3Нечестием своим они увеселяют царя,

и своей ложью – его князей.

4Все они прелюбодеи, пылающие похотью, как печь,

огонь в которой пекарю поддерживать не нужно,

пока не взойдет тесто, им замешанное.

5В праздничный день царя нашего

князья его вином горячат себя,

и он – рука об руку с насмешниками.

6Они приближаются к нему,

строя козни против него исподтишка;

словно тлеющий огонь в печи,

в сердцах их всю ночь злоба[188] теплится,

а утром вспыхивает огнем сильным.

7И вот все они, раскаленные, как печь,

в злости испепеляют вождей[189] своих!

Один за другим пали цари их,

но никто из них ко Мне о помощи не воззвал!

Тщетные надежды на помощь язычников

8Спутался Ефрем с язычниками, став заодно с ними,

он – словно лепешка недопеченная[190]!

9Истощают теперь чужие его силу,

он и не осознаёт того;

старит его ранняя седина,

а он и на это не обращает внимания.

10И хотя гордыня Израиля глаза колет[191],

не возвращаются израильтяне к Господу, Богу своему,

и что бы с ними не происходило, не ищут Его.

11Ефрем в неразумии своем голубю наивному уподобился:

то египтян зовет, а то в Ассирию бежит за помощью .

12Посему, когда пустятся посланники его в дорогу,

Я на них сеть наброшу,

посбиваю, как птиц небесных.

Как только услышу, что они собрались вместе,

накажу их ради их же пользы.

13Горе им всем, от Меня отвернувшимся!

Разорение ждет их, на Меня восставших!

Как спасу[192] их от гибели ,

если в их речах ложь обо Мне?

14В их призывах ко Мне нет искренности,

ведь со всеми их воплями на ложах своих,

с порезами на теле, как то язычники делают ,

чтобы хлеб был и вино молодое –

они лишь дальше уходят от Меня.

15Я взрастил их и силы им дал,

а они злое против Меня замыслили.

16К Ваалу они взывают, не ко Мне, Всевышнему[193],

потому и стали, как лук с тетивою ослабшей.

Падут их князья, сраженные мечом

за речи их вызывающие.

Посмешищем станут они в Египте.

Забыл Израиль своего Творца

8 Рог к губам своим поднеси , пророк ! Труби тревогу !

Враг, словно орел, устремился на дом Господень;

и это потому, что люди, Мной призванные ,

Завет Мой нарушили и Мой Закон попрали.

2Наперед вижу : взывают они ко Мне:

„Мы, израильтяне, признаём Тебя Богом нашим!“

3С презрением отвергли они доброе –

будут теперь преследовать Израиль враги его!

4Царей без позволенья Моего на престол возводили,

князьями делали без Моего одобрения;

на идолов пускали и серебро, и золото свое!

И всё себе в погибель!

5Выбрось тельца своего[194], Самария!

Во гневе Я на жителей ее.

Смогут ли они когда-либо жизнью чистой жить?!

6Ведь идол их – Израиля создание:

не Бог он – ремесленник сделал его!

Разбит будет вдребезги он, телец Самарии!

7Посеяв ветер, они бурю пожинают;

стоят без колоса стебли пшеницы –

не будет муки у людей,

а если и есть где колос – враги срывают его.

8Израиль соседи поглотили,

и вот израильтяне среди язычников,

что сосуд никчемный.

9Словно дикий осел, идущий куда попало,

они за помощью в Ассирию отправились!

Ефрем сделку заключил с любовниками!

10Хотя и ублажают ефремляне язычников,

язычников на них и соберу.

И скоро станут мучиться они

под бременем царя князей[195]!

11Тьму жертвенников понаставил Ефрем

грехи заглаживать,

да все они лишь поводом ко греху ему послужили.

12Напиши Я им еще тысячи указаний,

остались бы и они словно не для них писаны[196].

13А что до жертвенных даров, Мне принадлежащих,

то израильтяне приносят в жертву животных где захотят

и съедают то мясо, которое есть им не должно .

Как Господу одобрять их за это?!

Припомнится им нечестие сие,

и за грехи поплатятся они:

в Египет[197] придется им вернуться!

14Забыл Израиль своего Творца –

дворцов роскошных понастроил.

Иуда воздвиг города укрепленные,

но Я пошлю огонь на те города,

и пожрет он их твердыни».

Наказание , определенное Израилю за его грехи

9 Не радоваться тебе, земля Израилева,

не торжествовать[198],

как принято у других народов в дни жатвы !

Ты ведь Богу своему изменила,

тебе полюбилась плата блудницы

за разврат , которому предавалась ты на каждом гумне.

2Но ни гумно, ни давильня

таковых[199] не прокормят,

и вина молодого не будет у них.

3Не жить таким на земле Господней:

ефремляне вернутся в Египет[200],

пищу нечистую будут есть в Ассирии.

4Не совершать им возлияний в честь Господа,

и жертвы их не будут угодны Ему,

ведь такие приношения – что хлеб скорбящих по умершим [201]а;

кто будет есть их, тот непременно осквернится.

Такою пищею[202]б им лишь голод свой утолять,

а не вносить ее в Дом Господень!

5Как думаете вы праздники отмечать

без Храма и жертвоприношений ,

что станете делать в дни торжества Господнего?

6Случись избежать им погибели,

приберет их к рукам Египет

и Мемфис[203]а устроит им похороны;

земля – их богатство[204]б – крапивой зарастет,

а терн колючий заполонит шатры их.

7Пришли для вас дни возмездия,

настали дни воздаяния!

Знай это, Израиль!

Пророк в ваших глазах глуп,

и муж вдохновленный[205] безумен –

всё это из-за тяжкой вины вашей

да великой враждебности к пророкам Господним .

8Пророк вместе с Богом своим стоит

и предостерегать Ефрема обязан[206]а,

но куда бы ни пошел он –

всюду пред ним западня птицелова,

и враждебность к нему на земле[207]б Бога его!

9Погрязли они глубоко во грехе!

В свое время подобное в Гиве[208]а случилось.

Бог не забудет[209]б нечестие их

и за грехи их воздаст им.

10Найти Израиль для Меня

было то же самое,

что найти грозди винограда в пустыне

или первые созревшие плоды смоковницы;

смотрел Я с радостью на отцов ваших.

Но вот пришли они к Ваал-Пеору[210]

и отдались там Ваалу гнусному;

сами стали мерзки,

как и идолы, которых они полюбили.

11Посему оставит Ефрема величие былое,

как птица улетит:

ни родов, ни беременностей, ни зачатий.

12А если и вырастит кто детей, –

всех до единого у них отниму.

Худо им будет, когда отвернусь Я от них!

13Стать добычей врага обречены сыновья Ефрема[211],

он должен будет вывести своих детей к убийце».

14Воздай же отступникам, о Господи,

как Ты и вознамерился воздать им!

Сделай бесплодным их чрево и грудь высохшей!

15«Все их злодейства там – в Гилгале –

вызвали ненависть Мою[212].

За зло, которое творят, из дома Моего их изгоню,

любить их как Свой народ больше не буду;

князья их все – непокорны Мне .

16Сражен Ефрем, засох его корень,

не принести ему уже плодов;

А если и родят детей – предам Я смерти

взлелеянное во чреве их».

17Так вот и отвергнет их Бог мой,

ибо слушать Его они не захотели,

посему и будут меж язычников скитаться.

10 Пышно разросшейся лозою был Израиль,

лозой, изобилующей плодами.

Но чем обильней были его урожаи,

тем больше строил он жертвенников;

и чем больше процветала земля сего народа,

тем усерднее украшали они идолов своих[213].

2Научились они лгать и лицемерить[214]

поплатятся за это!

Сам Бог разрушит их жертвенники

и идолов сокрушит!

3Вскоре эти люди скажут: «Нет у нас царя,

потому что не почитали мы Господа.

Да и будь у нас царь, что бы он сделал для нас?»

4А ныне произносят они слова пустые ,

давая клятвы ложные

и заключая договоры бездумные ,

потому-то и затеваются у них бесконечные тяжбы[215],

как сорняк ядовитый на поле изборожденном.

5В страх впадут жители Самарии,

когда лишатся они тельца своего, что в Бет-Авене[216],

плакать станет о нем народ его,

и радовавшиеся его великолепию жрецы его завопят,

как только он будет отнят у них.

6Да, именно этого тельца в Ассирию унесут,

в дар царю великому[217]а.

Посрамлен будет Ефрем, в стыде погрязнет Израиль,

последовавший совету[218]бнеумному .

7Сметена будет Самария вместе с царем ее,

как щепка, ветром гонимая по поверхности вод.

8Высоты Авена[219], где грешил Израиль,

с землей сравняют,

и жертвенники их колючками и сорняками порастут.

Воззовут тогда грешники к горам: «Сокройте нас!»

и к холмам: «На нас падите!»

9«Ты уже в Гиве[220]а начал грешить, Израиль,

с тем и остался, не думая о том , что тебя ожидает .

Разве не в войне погибли согрешившие[221]б в Гиве?

10Когда сочту нужным, накажу восставших[222]

выступят против них народы,

чтобы заковать их в оковы за грех их двойной.

11Ефрем – что нетель, к ярму приученная,

она охотней всего зерно молотит;

взглянул Я на ее ладную шею и решил :

запрягу Ефрема целину поднимать,

Иуду пахать заставлю –

Иаков будет с бороной вослед идти.

12Я всем говорил : „Распахивайте целину свою,

праведность насаждайте и пожинайте плоды ,

которые принесет ваша верность Мне .

И теперь самое время вам Меня ,

Господа вашего, взыскать, а Я приду[223]

и праведностью, как землю дождем, одарю“.

13Но вы насаждали[224] нечестие –

вот и пожинаете растление,

лжи плодами пробавляетесь.

Полагался ты, Израиль , на себя самого

в выборе путей своих,

на великое воинство свое рассчитывал,

14за это будет поднят у тебя повсюду шум сражений,

и все крепости твои опустеют,

как Шалман опустошил Бет-Арбель в день битвы[225],

перебив матерей вместе с детьми.

15Так поступят с тобой враги, о Бет-Эль,

за все твои злодеяния страшные.

11 Едва забрезжит рассвет того дня ,

лишится Израиль царя своего».

Любовь Господа к восстающему против Него народу

«Был совсем молод[226]а Израиль, – говорит Господь , –

когда Я по любви к нему сыном его назвал

и выйти из Египта призвал сына Моего.[227]б

2Так произошло призвание израильтян[228],

но они, увы, пошли своим путем:

ваалам стали жертвы приносить

и идолам воскурять.

3А ведь это Я учил ходить Ефрема сынов ,

на Своих руках держал и носил их[229]а,

хотя они и пренебрегали Моей заботой,

которая несла им исцеление[230]б.

4Я влек их к Себе узами, достойными человека,

влек их узами любви, и был для них подобен тому,

кто в заботе о скоте своем убирает ярмо,

когда оно мешает животному есть[231].

Я склонялся и кормил их.

5За то, что раскаяние отвергли,

должны вернуться они в Египет[232],

и Ассирия будет царствовать над ними.

6Грозный меч засверкает в их городах,

истребит их лжепророков[233]

и намерениям их не даст осуществиться.

7Народ Мой одержим желанием оставить Меня.

Их зовут к возвышенному,

а никто из них и с места не трогается.

8Но могу ли Я расстаться с тобой, Ефрем?!

Брошу ль тебя одного, Израиль?!

Разве могу Я поступить с тобой, как некогда с Адмою?

Или обойтись, как с Цевоимом[234]?

Нет, в сердце Моем иное желание,

жалости Я преисполнен.

9Не могу Я неудержимо гневаться,

не могу полностью уничтожить Ефрема.[235]а

Бог Я, не человек,

в святости Своей Я среди вас пребываю;

и во гневе Я к вам не приду[236]б.

10Народ последует за Господом

и, Его глас услышав, подобный рыку льва,

поспешат к Нему в трепете

и с далекого запада[237] Его дети (Его Израиль ).

11Они, словно птицы, слетятся из Египта трепеща;

и с Ассирийской земли, как голуби, соберутся.

В их покоях Я вновь их поселю», –

это вещее слово Господне.

Суд Божий над Израилем

12«Ефрем, обманом[238]а вооружившись,

окружил Меня своими идолами ;

так дом Израилев распространяет ложь о Завете Моем ».

Да и Иуда, он еще колеблется

в своем отношении к Богу,

к Святому, который неизменно верен[239]б.

12 Ефрем пасет ветер, пытаясь жить без Бога ,

вот и охотится целыми днями за ветром восточным.

Множит он губительную ложь и смуту,

союз с Ассирией заключает,

в Египет масло олив не без умысла поставляет.

2А Господь и Иуду к суду привлечет,

накажет Он Иакова[240] за то, как тот повел себя,

и воздаст ему по делам его.

3Он и во чреве матери теснил брата своего,

а зрелости достигнув, с Богом боролся[241].

4Боролся-то он с Ангелом Завета и одолел его –

с плачем вымолил у Него милость и благословение .

В Бет-Эле он вновь встретился с Богом

и там уже с Ним Самим[242] говорил,

5с Господом, Богом Воинств,

незабвенное имя которому – Господь[243].

6Так вернись же ныне и ты к Богу своему[244]!

Будь верным и справедливым будь

и уповай лишь на Бога своего!

7А у Израиля в руках, как у торговца корыстного[245],

весы обманные – ему нравится обвешивать.

8И Ефрем всё кичится: «Как разбогател я!

Какое нажил себе состояние!

И нет греха никакого в том, что я делал для этого

никто в преступлениях меня не уличит».

9«Не торопись хвалиться ! Я, Господь, Бог твой

с тех самых пор, как оставил ты землю египетскую,

и Я заставлю тебя опять жить в шатрах,

как в дни давние[246].

10Я говорил это пророкам,

одно за другим видения посылал им

и в притчах через них предупреждал народ Свой ».

11И что же ? Не живо ли и ныне поклонение идолам в Гиладе?

За то будут истреблены жители его.

И в Гилгале, не приносят ли там быков в жертву?[247]

Вот и станут их алтари похожи на груды камней,

набросанных вдоль борозд на пашнях».

12А ведь был Господь с Иаковом,

когда бежал тот в землю арамейскую,

когда спину гнул там в уплату за жену и скот ради нее пас[248].

13И готовя народ для Себя ,

через пророка вывел Господь израильтян из Египта,

через пророка проявлял постоянную заботу[249] о них.

14А что до Ефрема, тот принес Богу тяжкое огорчение.

Потому оставлен он будет Владыкой своим

нести страдания за кровь, им пролитую,

и от Него же получит он возмездие

за свое презрение к Закону .

Гибель народа , забывшего Бога

13 В былые времена , когда колено Ефремово говорило,

прочие внимали с благоговением

и высоко почитали ефремлян в Израиле,

но те навлекли на себя вину, Ваалу поклоняясь[250],

и жизнью самой поплатились.

2Однако и ныне они продолжают грешить;

идолов отливают из серебра,

делают себе истуканов по вкусу своему;

а ведь всё это лишь поделки ремесленников.

Они говорят: «Кто приносит жертву,

пусть целует тельцов».[251]

3Потому исчезнет народ сей, как туман утренний,

как роса, что истаивает на заре,

как мякина, уносимая ветром с гумна,

или же дым, уходящий через решетку[252].

4Но еще со дней твоего пребывания в Египте

Я, Господь, – твой Бог.

Ты не должен был знать никакого иного бога, кроме Меня,

и без Меня нет у тебя Спасителя.

5Заботился[253] Я о тебе в пустыне,

в краю палящего зноя.

6Обретя хорошие пастбища, они стали есть досыта,

а насытившись, стали превозноситься[254] и забыли Меня.

7Теперь Я буду для них подобен льву,

леопарду буду подобен, что у дороги притаился,

8словно детей лишившаяся медведица, наброшусь на них,

переломав ребра , грудь им распорю,

вырву сердца их неверные

и пожру их на месте, как львица;

так звери дикие будут рвать их на части.

9Погубило тебя, Израиль, то,

что ты пошел против Меня, Заступника своего![255]

10Где теперь твой царь,

который мог бы помочь тебе?

И где те князья в каждом городе вашем,

о которых говорили вы:

„Дай нам царя и князей“?

11Во гневе Своем давал Я царя вам

и в ярости отнимал его.

12Нечестие Ефрема в свитке связанном описано[256],

в котором все записи о грехе его хранятся.

13Муки роженицы постигают его,

но ума у него, как у дитяти малого, недостает:

время родов уже настало,

но никак не выйдет он из утробы.

14Должен ли Я искупить его, спасти от власти Шеола[257]а?

Избавлю ли его от смерти?

Смерть, где жало твое?

Где, Шеол, пагуба, что несешь ты с собой?

Нет больше жалости во Мне ![258]б

15Сколько бы ни цвел он среди тростника[259],

в свой срок налетит ветер восточный,

буря Господня из пустыни,

и высохнет источник его,

иссякнет его колодец.

Не оставит Господь в хранилище Своем

ничего из столь желанного Ефрему .

14 Поплатится и Самария за то,

что восстала она против Бога своего –

от меча падут все жители ее,

младенцев их о камни разобьют,

а женщинам беременным животы будут вспарывать.

«Вернись к Богу своему

2Обратись же, Израиль! Вернись к Господу, Богу своему!

Ибо ты споткнулся – нечестие твое тому виной.

3Возвращайтесь к Господу с покаянием

и пусть приношением вашим будут слова:

«Прости нам все грехи,

и да будет Тебе благоугодна жертва наша –

не тельцы закланные ,

а то, о чем говорят уста наши[260]:

обеты , хвала Тебе и благодарность .

4Больше не будем ни ждать спасения от Ассирии,

ни садиться на коней боевых[261]а,

впредь не будем богами звать то,

что своими руками сделали.

Ибо Ты сочувствуешь[262]б сироте».

5«Излечу, избавлю их от отступничества,

буду щедр на любовь Мою к ним

и гневаться на них[263] впредь не стану.

6Для Израиля Я буду подобен росе,

и тогда, как лилия, он расцветет,

глубоко пустит корни, как кедр на Ливане[264],

7и раскинет ветви свои широко.

Будет Израиль, как олива, прекрасен

и, как кедр ливанский, станет дивно благоухать.

8И снова люди будут жить под сенью его[265],

оживут они, как зерно проросшее ,

разрастутся, как лоза,

и прославятся, как вино с Ливана.

9Что общего может быть у Ефрема с идолами?

А что до Меня, Я и отзываюсь, и глаз с него не свожу,

ибо Я – словно кипарис, зеленеющий вечно .

От Меня одного всякое преуспеяние твое[266]».

Последние слова увещевания

10Запомните это, люди мудрые,

и кто разумен, пусть примет это к сердцу:

пути Господни – прямые пути,

праведные легко идут по ним,

а непокорные на этих путях спотыкаются.