Библия свидетельствует о Троице

У Бога есть Сын. О нем в Библии сказано:

Кол.1:15-17. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано».

Когда мы читаем этот стих, мы видим, что Иисус – это образ Бога невидимого. Если о человеке сказано, что он был только лишь сотворен по образу Божьему, тогда как о Иисусе сказано, что Он есть Сам образ Бога. При чтении словосочетания «рожденный прежде всякой твари» можно подумать, будто Иисус когда-то был рожден Богом Отцом или сотворен Им как первое творение. Но оригинальные рукописи нового завета: и ранние и поздние, свидетельствуют, что такое толкование будет ошибочным.

«Рожденный прежде всякой твари» — (греч. πρωτοτоκος πάσης κτισεως ) – буквально переводится как, «первенец всякого творения», или «первопричина всякого творения». Тот факт, что Иисус в греческом тексте назван первенцем, не должен нас смущать, так как это слово имеет оттенок не факта рождения, а факта положения и превосходства. То есть Иисус имеет особое уникальное положение пред сотворенными существами во Вселенной.

Вывод: Этот текст свидетельствует о том, что Христос не был рожден, но Сам являлся Творцом, о Котором, говорит и 1 глава книги Бытие. Продолжение текста находится в согласии с таким толкованием. Иисус – Творец всякого начальства на земле и небесах. «Всё Им и для Него создано»

Откр.3:14 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Греческое слово переведенное как «начало» — (αρχή – архэ), может, переводиться как начальник, правитель, властитель.

Вывод: Текст говорит о высоком статусе Христа, но не о том, что Он был начальным творением Бога или рожденным от Него.

Ин.1:1-3. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…И Слово стало плотию, и обитало с нами». Иисус – это воплощенное Слово Бога. Обратите внимание, о Христе сказано, что Он был у Бога (или с Богом) и Он же (Слово) был самим Богом. Это свидетельство очень сильное.

Вывод: Иисус назван Богом.

Лк.1:31-32. «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Вероятно, до своего рождения на земле все небожители знали Иисуса только как Того, Кто является Ангелом Господним и имеет титул «Михаил», что значит «Подобный Богу». Если же Иисус и назывался Сыном Божьим, то это мало что говорило небожителям, так как и сами они назывались Сынами Божьими. (Иов 38:7).

Вообще, есть мнение, что определения известные нам как Отец и Сын, – это есть то, что приняли Личности Божества на

Себя с целью быть понятным людям. См. Евр. 1:5 «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном». Теперь же, когда Иисус связал Себя человеческими узами, Он навсегда останется Сыном.

Флп.2:6-7. «Он, будучи образом Божиим, не почиталхищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». После внимательного прочтения шестого текста напрашивается вопрос: Почему Иисус не почитал за хищение быть равным Богу? Вывод очевиден (и другого не может быть): Иисус не стремился превознести Себя до равенства Бога Отца, просто потому, что Он был равен Богу Отцу. Термин «образ» — греч. (μορφή – морфэ) обозначает такое внешнее проявление, которое соответствует сущности (т.е. абсолютное подобие). Другими словами, Иисус был полным подобием Бога. Этот факт подтверждается и тем что в греческом языке есть другое слово переводимое также, как образ, только читается оно иначе (εικων – эикон), и означает дословно: изображение, образ, рисунок. Но в этом тексте (Флп.2:6-7) использовано слово «морфэ».

Насколько точным является синодальный перевод этого текста с языка оригинала? Приведем этот (6) стих на греческом языке и словарь используемых в нем слов: «οσεν μορφη θεου υπαρχωνουχ αρπαγμονηγησατοτο ειναι ισα θεω».

— εν — (предлог) в

— μορφη — образ, форма, вид, внешность.

— θεος — Бог.

— υπαρχω — быть, существовать, иметься в наличии, — ουχ — не.

— αρπαγμος — похищение, хищение, грабеж.

— ηγησατο — (от) ηγεομαι — полагать, считать.

— το — (определенный артикль) – не переводится.

— ειναι — быть, ( производное от ειμι — есть).

— ισος — равный, такой же, одинаковый.

— θεω — ( слово «Бог» в дательном падеже) – Богу.

Теперь сделаем собственный буквальный перевод текста, воспользовавшись словарем: «Он, в образе Божьем существуя, не похищением считал быть равным Богу» или переведем более благозвучно, не лишая текст его основного смысла: «Он, будучи подобным Богу, не считал за похищение называться равным Ему»

Итак, мы видим, что синодальный перевод сделан правильно, так как греческий текст несет смысл абсолютного равенства Христа с Богом Отцом.

Вывод: мы видим, что Иисус — это не простой образ, Он – само подобие Бога. С таким пониманием согласуется и контекст, когда говорит, какой образ Он принял после уничижения в Себе подобия Божьего; — читаем: «сделался подобным человекам». Итак, Иисус, будучи полностью Богом, стал полностью человеком.

Возьмите самый известный текст Священного Писания. Это Ин. 3:16. Там сказано, что Иисус – единородный Сын Бога. «Единородный», что это значит?

Единородный – греч «моногенез» — указывает не на рождение, а на естество, породу, сущность и уникальность. «Монос» – один, «генез» — гены, род. Таким образом, у Иисуса Христа с Богом Отцом одни и те же гены, один род, одна и та же сущность. О чем это свидетельствует? Об уникальности Христа. Поясним это на примере человеческой семьи. Если взять мужчину, женщину, или ребенка и спросить: кто из них является человеком, то всякий ответит, что человеком является каждый из них: и мужчина и женщина и ребенок. Все они равны друг другу по своей природе, так как все они люди. Но не у всех одинаковое положение, статус. Ребенок подчиняется взрослым, а из взрослых, жена повинуется мужу. Но это не должно вводить нас в заблуждение. Дело в том, что занимаемый человеком ранг не ставит его на ступень выше или ниже другого по сущности. Ребенок, несмотря на то, что он повинуется родителям, всё же был и остается человеком, таким же, как и его мать или отец. Так и со Христом. Несмотря на то, что Иисус назван Сыном Божьим, Он по своей природе, всё же, Бог равный Отцу. Поэтому Иоанн и говорит о Нем, что «…Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20) Когда же Иисус принял человеческое естество, то этим воплощением Он значительно унизил Себя. Именно это имел ввиду Иисус, когда сказал ученикам: «Мой Отец более Меня» (Ин.14:28). Это говорил Он о Своем положении, в котором оказался на земле. Но по своей природе Иисус всегда был и оставался равным Отцу, иначе Иоанн никогда бы не записал слов, что Иисус – единородный (однородный) Богу Сын. (Ин.1:14,18; Ин.3:16,18; 1Ин.4:9).

Ис.45:23. «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено…». Это сказал Господь Отец о Себе. Но к удивлению многих, подобное высказывание можно встретить в Новом завете: Филипп.2:10. «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних».

Иоиль2:32 «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется…» А также: Ис.43:11. «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня». В этих текстах говорится о Боге Отце, как о единственном Спасителе, через чье имя мы можем получить спасение. Но аналогичные слова мы встречаем и об Иисусе Христе в книге Деян.4:12. «Ибо нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись».

Ис.44:6. «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?» Господь Бог говорит о Себе, как об исключительно единственном Боге. Он даже задает вопрос: ибо кто как Я? Этим вопросом Он как бы подразумевает, что другого подобного Ему не существует. Но эти же слова повторяет Иисус в книге Откровение 22:12-13. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний».

               Вывод: Иисус является в равной мере Личностью

Божества, что и Его Отец. Если бы это не было так, тогда все слова Иисуса можно было бы расценить, как богохульство.

Рим.9:5 «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». 1Тим.3:16 «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Ин. 8:25 «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам». Посмотрите на подчеркнутые слова в текстах. Они не нуждаются в комментариях. Вывод ясен.

Ис.9:6. «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; Владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Обратите внимание на то, какие имена даются Сыну Божьему, еще до Его человеческого воплощения. Среди прочего, Он – Бог крепкий и Отец вечности. Как это понимать? Не иначе, как то, что Иисус имеет сущность равную Всемогущему Богу. Вывод: Иисус — это Бог.

Ин.20:28. «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» Ин.20:28. «καιαπεκριθηο θωμασ και ειπεν αυτωο κυριοσ μου και ο θεοσ μου».

Давайте честно ответим на следующие вопросы: Кому сказал Фома эти слова? Иисусу Христу. Может быть, это был просто возглас радости, смысл которого не относился к Иисусу? Нет. В то время смотрели очень серьезно на все слова связанные с Богом. О Боге и тем более о Его имени просто так не говорили. Конструкция предложения свидетельствует, что Фома осознанно признал Иисуса Господом и Богом. Может быть, здесь говорится о меньшем Боге? Нет. Перед словом Бог (θεοσ), стоит определенный артикль (ο), что может указывать только на единственный факт: Фома признал Христа Богом, идентифицируя Его с h√whÃy, (Яхве) Ветхого завета. Упрекнул ли Фому Иисус за это исповедание? Нет. Наоборот похвалил. Он упрекнул Фому лишь за прежнее неверие.

Вывод: Если Фома назвал воскресшего Иисуса Господом Богом, а Иисус не воспретил и не стал отрицать этого, но наоборот, даже похвалил Фому за проявленную веру, значит, Иисус действительно являлся Личностью Божества равной Богу Отцу.

Если в греческом языке два существительных имеют один общий артикль, следовательно, речь идет об одном предмете или личности. Именно один артикль присутствует в следующем выражении: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». (Тит.2:13). Здесь говорится не о двух личностях, а всё только об одном – Иисусе Христе, который назван и великим Богом и Спасителем. Таких текстов в Новом Завете много.

Евр.1:8-9. Посмотрите, что Бог говорил о Своем Сыне. «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников». «προσ δε τονυιον ο θρονοσ σου οθεοσεισ τον αιωνα τоυ αιωνοσ ραβδοσευθυτητοση ραβδοσ τησ βασιλειασσουηγαπησασ δικαιοσυνηνκαι εμισησασανομιανδια τουτο εχρισενσεοθεοσοθεοσσουελαιοναγαλλιασεωσ παρα τουσμετοχουσσου».

Здесь написано, что Сам Бог Отец называет Своего Сына Богом (ο θεοσ. Слово Бог употребляется с артиклем, поэтому речь не идет о меньшем Боге)

Возможно ли, что текст свидетельствует всё же не о Христе? Нет. Девятый текст говорит о том, что Иисус был помазан Отцом (помазан — εχρισεν — ехрисен.) Это греческое слово является однокоренным другому известному слову — «Христос», что значит — Помазанник. Текст говорит именно о

Христе. Помазание произошло при крещении, когда Иисус, будучи человеком начал исполнять предначертанное Отцом. Как человек, Иисус унизил Себя и показал нам пример послушания Отцу. И хотя для Иисуса-человека Отец Был Богом, Сам Отец говорил о Нем, также, как о Боге.

Было ли у Божьего Сына начало?

В этой главе мы попытаемся дать ответ на сле-дующие вопросы: было ли у Сына Божьего начало? Было ли время, когда Христа не существовало? Был ли Он рожден или является вечносущей личностью?

Евр.1:3 «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте».

Этот текст может свидетельствовать о следующем: О Христе говорится, что Он – сияние Божьей славы. Задайтесь вопросом: Мог ли Вечный Бог в далеком прошлом быть без сияния Своей славы? Ведь о Нем сказано в Пс.103:1-2. «Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою». Мог ли Он существовать от вечности, и в то же время не иметь Своей славы? Может быть, Он эволюционировал, родив (или сотворив) Сына, Который стал видимым выражением Его славы? Конечно, нет. Бог всегда имел Славу.

Вывод: Бог существовал от вечности облеченный Своей славой. И поскольку Христос в Писании назван сиянием Его Славы, значит, Оба Они появились одновременно. Но поскольку Бог был всегда, то и Христос существовал вечно.

Конечно, такое толкование можно оспорить, но далее вашему вниманию будут представлены неопровержимые доказательства самобытного предвечного существования Христа.

Ин.8:25. «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам».

Мих.5:2. «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Эти два текста указывают нам: Христос имел происхождение от самого начала. Спрашивается: от начала чего? Очевидно, от начала всего Божьего мироздания. То есть Христос существовал изначально. Следующая схема наглядно

       Не менее интересны, но более важны следующие тексты:

В книге Притчей 8 главе говорится о персонифицированной мудрости. Мы находим, что мудрость олицетворяет собой Божьего Сына – Иисуса Христа. Е.Уайт разделяет такое толкование: «Сын Божий говорит о Себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: «От века я помазана… когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Патриархи и пророки 1гл.) Удивительным является здесь то, что выступающие против доктрины Триединства использует эти тексты в качестве аргументации своих взглядов, но не замечают при этом одну малую, но очень важную деталь, которая разбивает все их представления. Предлагаем внимательно исследовать следующий текст:

Притч.8:22. «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони». Обратите внимание, оказывается у Всемогущего Господа (hw√ hyÃ,) тоже было начало: начало

Его пути.(!) И в начале этого пути уже имеется Христос. Но неужели Бог Отец имел какое-либо начало? Нет, Он вечносущий, без начала и конца. Но тогда в этом же смысле следует рассматривать и появление Сына Божьего. Если текст свидетельствует, что в начале своего пути Бог Отец уже имеет Сына, (а Сам Отец в действительности — вечносущий), тогда и Христос обладает самобытной и незаимствованной вечной жизнью.

Еще один момент. Если Христос – это воплощенная мудрость, о которой говорится в книге Притчей, мог ли в бесконечно далеких и глубоких веках быть период, когда Бог не имел Мудрости? Нет. Вечный Бог всегда имел мудрость, (ведь Он изначально совершен и не изменяется), а это также свидетельствует о том, что Сын Божий существовал изначально, вечно.

Является ли автором текста Мф. 28:19 апостол Матфей?

Мф.28:19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Так как этот текст может являться одним из самых сильных доказательств уникального триединства Божьего, то было бы удивительно, если бы на него не обратили внимание те, кто отвергает учение о Троице. Абсолютно некомпетентные в этом вопросе, они утверждают, что этого текста в ранних рукописях не могло быть, да и Матфей никак не мог написать его, потому что не верил в Троицу. Так как эти заявления являются очень серьезными, мы вправе провести собственное расследование и определить, был ли автором этого текста Матфей.

Чтобы определить, является ли известный текст Мф.28:19 оригиналом, обратимся к историческим свидетельствам 2-3 века, в частности, к произведениям отцов церкви. (В этом случае мы будем рассматривать их труды как сугубо исторические документы).

Цитируют ли отцы церкви текст евангелия от Мф.28:19? Да, цитируют, причем делают это не один раз и дословно.

Например, Ириней Лионский (годы жизни:130-200 г) в книге 3 главе 17, называемой «Апостольское учение о Святом Духе» написал следующее: «И опять, давая ученикам власть возрождать в Бога, Он говорил им: «итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

И еще: в своем письме Маркиану, озаглавленному: «Доказательство апостольской проповеди», Ириней пишет: «Именно вера производит в нас это, как передали нам пресвитеры, ученики апостолов. Прежде всего она научает нас воспоминать, что мы получили крещение во оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившегося и умершего и воскресшего Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это крещение есть печать вечной жизни»

Перед тем как рассмотреть свидетельства других авторов, попробуйте ответить на вопрос: откуда Ириней взял текст созвучный с евангелием Мф.28:19? Разве не ясно, что Ириней не мог выдумать его, ведь он ссылается на конкретный текст из евангелия, подразумевая, что этот текст известен всем. Более того, Ириней не пользовался переводами, так как годы, в которые он написал свои труды, это всего лишь второй век! Еще живы были ученики тех пресвитеров, которых поставили на служение апостолы. Существует вероятность, что Иринею, могло быть доступно евангелие, написанное рукой самого Матфея.

Тертуллиан (160-225) в труде «О крещении» 13 гл., пишет: «А закон необходимости крещения дан и форма предписана. «Идите» — говорит — «научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Вполне же согласующееся с этим законом разъяснение: «если кто не родится водою и Духом, не войдет в Царствие Небесное».

И еще в труде «О прескрипции против еретиков» Тертуллиан пишет: «Когда же один из них отпал, остальным одиннадцати, возносясь к Отцу после Воскресения, Он приказал идти и учить народы, крестя их в Отца, и Сына и Духа Святого».

Ориген (185-253) теолог, философ, филолог, епископ города Александрия. В труде «О началах», книга 1, глава 5 «О разумных существах» пишет: «Известно же, что под драконом разумеется сам дьявол. Итак, если некоторые силы называются противными и говорится, что некогда они были непорочными, а непорочность никому не принадлежит субстанциально, кроме Отца, и Сына, и Святого Духа». Ориген здесь хоть и не говорит о крещении, но, тем не менее, использует известную всем формулу, что очень показательно.

А вот свидетельство более позднего автора — Кирилла Иерусалимского (ок. 315-386), писателя и епископа, автора 24 огласительных поучений. В «Огласительном поучении шестнадцатом» читаем: «Итак, никто не отделяй Ветхого Завета от Нового, никто не говори, что иной Дух там, а иной здесь. Поскольку таковой оскорбляет самого Духа Святого, вместе со Отцем и Сыном почитаемого, и во время Святого Крещения… Ибо Единородный Сын Божий ясно сказал Апостолам: идя научите вся языки, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Надежда наша во Отца и Сына и Духа Святого. Не трех богов проповедуем».

Также, текст Мф. 28:19 цитируют, да и просто упоминают многие другие писатели первых трех веков. Всё это свидетельствует о том, что текст Мф. 28:19 был всем известен, был у всех на слуху и даже противники триединства (например Арий, епископ г. Александрия или его последователи) не приводили в качестве доказательства своей правоты, что этот текст вымышлен.

Что касается Евсевия Кесарийского (ок. 263-339 г.), Римского церковного писателя, епископа Кесарии, чьи труды используют поверхностные исследователи, в качестве доказательства неправильности звучания текста Мф. 28:19, можно сказать следующее:

Действительно, Евсевий несколько раз в своих трудах пишет: «Идите и во имя Мое делайте учениками все народы». Но ведь Евсевий и не пытается цитировать этот текст! Он даже о крещении не упоминает! Является ли это доказательством отсутствия текста Мф. 28:19? Нет! Но когда Евсевий использует этот текст, он цитирует его таким, каким он нам известен, используя формулу «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Но почему же апостолы в книге Деяний, крестили «во имя Иисуса», без упоминания формулы из Мф. 28:19?

Ответ и в этом случае не такой затруднительный. Главной проповедью апостолов был Христос. Обратите внимание на следующие тексты:

Кол. 3,17. «Все делайте во имя Господа Иисуса«.

Деян. 4:12. «Нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись»

Иоан. 20:31. «Дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос …и, веруя, имели жизнь во имя Его«.

1Иоан. 5,13. «Веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную».

Матф. 18:5. «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает».

Матф. 24:9. «Будете ненавидимы всеми народами за имя Мое».

Лук. 10:17. «И бесы повинуются нам о имени Твоем«.

Иоанн. 1:12. «которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

Деян. 8; 12. «Филипп… благовествовал об имени Иисуса».

Деян. 3:6. «Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи».

Деян. 9:28. « И пребывал он … и смело проповедывал во имя Господа Иисуса».

Деян. 5:28. «Не запретили ли мы вам накрепко учить об имени сем«?

Деян. 5,40-41 «Запретивши им говорить об имени Иисуса… Радуясь, что за имя Господа удостоились принять бесчестие». И многие-многие другие тексты.

Всё это говорит о том, что поверить во Христа считалось самым главным среди апостолов, когда проповедь касалась иудеев. Ведь иудеи с детства знали Священное Писание. Им не требовалось поверить в субботу – они ее и так соблюдали. Им не было нужды уверовать в Сущего Бога, они и так ему поклонялись. Будучи наученными всему, кроме веры в Сына Божьего, главным для них было принять Иисуса как своего Единственного Спасителя. Вот почему проповедовалось имя Иисуса, и вот почему крестили во Имя Христа, — этим выражалось всё – во что человек верил. Это был своеобразный символ веры, заявлениеисповедание перед крещением. Если человек верил в Иисуса Мессию пришедшего во плоти, умершего и воскресшего – это принималось церковью за готовность вступить в церковь через крещение. Относительно же остальных народов Иисус повелел ученикам сначала научить их истинам Слова, а затем крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Почему? Потому что уверовать во Христа было невозможно, не познав при этом, Кто такой Бог Отец, помазавший Иисуса Духом Святым. Невозможно было уверовать во Христа, не познав силы Самого Святого Духа.

Еще одно замечание: В Деяниях упоминается крещение с формулой «во имя Христа», но ничего не говорится об Отце. Означает ли это, что мы должны отвергнуть Отца как Бога, как некоторые на этом основании отвергают Духа Святого? Нет