Дух Святой – Личность

Каждый исследователь Библии замечает, что в Новом завете, очень много говорится о Духе Святом, тогда как очень мало о Нем упоминается в Ветхом завете. К примеру в Новом Завете о Духе Святом говорится в два раза больше, чем в Ветхом Завете, и это при том, что Новый завет в 3 раза меньше по объему. Почему?

1.) Ин. 7:39. «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». Дух Святой не мог проявить Свою силу в ее полноте, потому что на земле царствовал князь мира сего – дьявол. Только после того, как дьявол был побежден Иисусом на кресте, и когда стало ясно всем, что человечество получило реальную возможность спасения, тогда понадобилась полнота участия Духа Святого.

2.) Ин. 16:7. «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. Дух Святой назван, здесь, Утешителем, что свидетельствует о Нем, как о живой Личности. Но кое кто может возразить, сказав, что Дух Святой – это не личность, а просто Дух Бога , проявляющийся как через Него Самого, так и через Его Сына. И Утешитель, мол, – это Сам Иисус, Который обещал прийти другим образом, уже неограниченный пространством, как во время своего физического пребывания на земле. Таким образом, — говорят, — Дух – это просто: слово, мысль, дыхание, чувства, безликий дух Самого Бога и Его Сына, так как Они – одного духа. Поэтому и Утешитель и Ходатай ни кто иной, как Сам Иисус в Своем прославленном облике.

Но если внимательно изучить Ин.14 главу, то можно увидеть, что Иисус говорил о Святом Духе как о другом Утешителе. (Ин.14:16) Иисус не говорил здесь о другой форме Своего пребывания, и Он не утверждал, что Дух Святой — это есть Его прославленный облик. Интересен здесь следующий момент: Когда Иисус воскрес и явился ученикам Лк.24:37-39 «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Итак, какой прославленный облик имел Иисус Христос, после воскресения? Это было прославленное тело, но никак не Дух! И здесь напрашивается еще несколько вопросов (внимательно прочтите их):

• Если предположить, что Иисус Сам, буквальным образом, есть обещанный Собой же Дух-Утешитель на земле, Кто же тогда остался на небесах как Ходатай пред Отцом? Если Иисус – это бестелесный Дух Святой, где же тогда Его воскресшее реальное тело? Если Он в теле как Ходатай перед Отцом и одновременно как Дух Утешитель – на земле, получается, Христос раздвоился? Разве это не большее язычество, чем истинная вера в Триединого Бога? Очень похоже на разновидность модализма.

• Если Дух Святой – это Иисус собственной персоной, тогда почему мы не должны чтить Духа Святого, ведь это Иисус?

• Находим ли мы в Писании свидетельства тому, что Личность Сына Божьего перевоплощается из тела в Дух и наоборот?

• Абсурдом является и то, что, например, в одном случае Святой Дух называют безликим духом Бога не имеющим ни воли ни самобытности, а в другом случае нам говорят, Святой Дух – это Сам Христос. Скажите, как же Живой Христос, будучи Святым Духом, может одновременно быть и безликим духом, не имеющим ни разума, ни воли, ни самобытности, ни жизни?

• Можно ли, на основании Иоан.10:30 «Я и Отец – одно» утверждать, что Иисус – это и есть Отец? Нет, конечно. Это две разные личности. Но ведь подобными сравнениями увлекаются те, кто утверждают, основываясь на вырванных из контекста словах, что обещанный Утешитель это и есть Сам Иисус.

• Если Христос Сам не является Святым Духом, почему же Он всегда, когда говорит о Духе использует местоимения мужского рода, хотя существительное «дух» (на греч.) — слово среднего рода?

Итак, Иисус обещал, что через Святого Духа Он будет иметь постоянную связь с учениками. Но это будет не именно Он Сам — Собственной персоной, а подобный Ему – Утешитель Святой Дух.

3.) Ин.3:8. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Хотя здесь действие Духа сравнивается с действием ветра, который не имеет воли, но Христос явно персонифицировал действие ветра. Он говорил о Духе Святом!

1.) Дух дышит. 2.) Дух находится там, где Он Сам пожелает. 3.) У Него есть голос.

Если Дух – это другая форма пребывания Самого Христа, как Он может говорить о Себе, как о Ком-то Другом, Который, к тому же, действует одновременно со Христом?

4.) Откройте Ин.16:13-14. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам».

Здесь сказано, что Дух Святой будет: 1) слышать, 2) говорить, 3) возвещать будущее. Иисус о Нем сказал: «Он прославит Меня». Разве не ясно, что это Иисус говорил, действительно о другой Личности, а не именно о Себе Самом? Разве Иоанн хотел этим текстом сказать что-то иное? Разве Библия ставит цель запутать своих читателей?

5.) Для Личности характерны следующие черты: 1. Чувства (Ефес. 4,30.) 2. Разум. (Рим. 8:27.) 3. Воля. (1 Кор. 12:7-11.) А теперь заметим, чему учит Библия относительно этих свойств Святого Духа как Личности:

Дух Святой может:

1. Говорить и руководить. Деян.8:29

2. Запрещать. Деян.16:6.7.

3. Учить. Иоан.14:26.

4. Утешать. Иоан.14:16-18;

5. Автор пророчества. 2 Петр. 1:21; 1 Петр. 1:11.

6. Дает дары: 1 Кор.12:1-11.

Дух Святой имеет:

1. Волю. 1 Кор.12:11.

2. Интелект. Рим 8,27

3. Любовь. Рим. 15:30.

4. Общение. 2 Кор.13:13.

5. Чувства. Ефес. 4:30.

Духа Святого можно:

1. Искушать. Деян. 5:9.

2. Обманывать. Деян.5:3-4.

3. Огорчать. Ис. 63:10.

4. Оскорблять. Евр. 10:29.

Обозревая все, что открыто в Библии о Святом Духе, весьма очевидно, что Святой Дух является отдельной Личностью.

Итак, Это не просто Дух Сына или Бога-Отца, иначе о Нем не было бы столь много сказано в отрыве от Личностей Бога, без пояснений или комментариев, словно Дух – самостоятельная личность. Если Дух Святой не личность, то почему бы Богу просто не говорить всегда от Своего имени? Разве Бог может создать прецедент тому, чтобы Его дети впали в заблуждение изза обилия текстов, которые даже при внимательном рассмотрении наводят на мысль, что Дух Святой – Личность? Вывод один. Надо принимать Слово Божье буквально, таким, какое оно есть и как оно говорит.

Может ли Дух Святой быть божественным, но безликим духом Бога? Нет! Ни один библейский текст об этом не говорит! Ни один текст не говорит, что Дух Святой не является личностью. Ни один текст не утверждает, что Дух Святой не имеет свободной воли. Ни один текст не говорит, также и о том, что Дух Святой не имеет видимой сущности!

6.) Интересно, а что такое вообще – дух? Если внимательно исследовать Библию, выяснится, что дух – это всё, что в нас не является телом. Это наша жизнь, характер, эмоции, желания, наша вера, наши слова, интеллект, то есть, всё, что связано с разумным существованием. (заметьте, разумным, а не безликим!). Но, человеческий дух (разум) не может существовать вне своего тела. Наш дух не способен отделиться от нас на расстояние, ведь он не обладает способностью обходиться без тела. И даже нет ни одно живой твари, чей разум (дух) мог бы покидать свое физическое убежище (тело) и продолжать при этом функционировать. Если бы мы обладали такими возможностями или свойствами, мы бы имели бессмертие. Но так как по природе наш дух (разум) неотделим от тела, мы не имеем в себе источник жизни. Именно поэтом Священному Писанию не известно выражение бессмертная душа.

Теперь возьмите Бога Отца. Он – Личность и имеет видимое естество. Он, также, обладает разумом и чувствами, то есть Он имеет Свой Дух, названный в Библии Святым Духом. Исследуя Библию, мы видим, что Его Дух не ограничен только видимым естеством Бога, но может находиться как в Нем Самом, так и вне Его небесного тела. Его Дух имеет способность пребывать везде. (Пс.138:7-8) «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты»). При этом Его Дух сохраняет уникальную способность быть личностным, живым. Дух Святой может мыслить как Бог, не находясь непосредственно всецело в Отце. Дух Божий способен наставлять и обличать как Бог, не находясь в Отце или Сыне, любить, огорчаться, сочувствовать или переживать как Бог, обладать собственной волей и желаниями. Всё это уже говорит нам о том, что Дух Святой не есть безликий дух, но – Божественная Личность. Поистине природа Божества, в таком случае, уникальна и именно поэтому один только Бог обладает естественным бессмертием. (1е.Тим.6:16.). И поэтому под словом «Бог», также, следует понимать больше, чем одну личность.

7.) Рим.8:26-27. «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Заметьте, как здесь говорится о Духе! Сам Дух … Павел, словно специально подчеркивает это словосочетание, указывая на его значимость. И этот Дух ходатайствует за нас воздыханиями, которые мы не в состоянии выразить. То есть, Он обладает своей собственной волей, которая находится в полном согласии с волей Бога. Дух Святой – Это не безликий канал, не безликая сила. Заметьте, что Дух Святой мыслит! А Бог, со Своей стороны знает какая мысль у Духа.

Вывод: Дух Святой может быть только Личностью Бога. Это мнение подтверждает, также и следующий текст.

8.) 1-е.Кор.2:10-11.«ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия».

9 Здесь мы видим, что Дух Святой проницает (греч. исследует) глубины Божьи. И Он знает всё, что Божье. (Дух, обладающий знанием может быть только Личностью).

9 Обратите ваше внимание на следующую фразу из этого текста: «так и Божьего никто не знает кроме Духа Божия». Важным является здесь даже не глагол. Словосочетание «никто … кроме Духа», указывает на личностную характеристику того, о ком говорится. Здесь не написано — «ничто …, кроме Духа», но «никто». Мы же не используем слово «кто» по отношению к неживому. Также, мы никогда не спрашиваем: «кто?», когда речь идет о неодушевленном предмете. Почему же апостол Павел, столь грамотный в слове допустил такое несоответствие? Вывод только один: Используя выражение «Никто не знает, кроме Духа», Павел считал Дух Святой живой самобытной Личностью.

9.) Матф. 12:31-32. «Посему говорю вам, всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.». Этот текст является одним из самых весомых доказательств Божественности Святого Духа. Слово «хула» – (греч.- βλασφημία ) в более точном переводе должно читаться как «богохульство». Богохульством всегда считались такие действия или слова, когда они были направляемы против Личности, являющейся Богом! Прочитайте следующие тексты: Мф.26:65; Мк.14:64; Ин.10:33. Во всех случаях употреблено то же самое греческое слово, которое переводится как «богохульство». Таким образом, те, кто отвергает Духа святого как Бога, фактически, по словам Христа, богохульствуют.

Вывод: Если поверить в то, что Дух Святой никогда не был Личностью Божества, тогда слова Иисуса о богохульстве против Духа Святого лишены всякого здравого смысла. К тому же тогда очень удивят слова Иисуса о том, что богохульство против Него, как Сына Божьего, будет прощено людям, а богохульство против Духа, Который не является личностью, не простится никогда. Это абсурд.

10.) Иез. 1:4-5, 13-14, 22-28. Кто это? Вероятно, Божий Сын, так как это описание очень похоже на описание Христа из 1-й главы книги Откровение. Дальше – самое интересное. Иез.8: 1-4. «И было в шестом году, в шестом месяце, в пятый день месяца, сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед лицем моим, и низошла на меня там рука Господа Бога. И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени. И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование. И вот, там была слава Бога

Израилева, подобная той, какую я видел на поле.

Интересно то, что описание Славы Божьей в первой главе и описание видения Иезекииля в 8 главе имеют существенные отличия. В восьмой главе мы встречаем, как Иезекииль видит некое «подобие огненное». Кстати, слова «муж» нет в оригинале. Пророк видит огненный образ, который он не может сравнить ни с чем. Единственное, что говорит Иезекииль, это: «дух». И заметьте, пророк не говорит, что этот дух простирает руку. Иезекииль говорит: «и простер Он как бы руку». Иезекииль не может сказать, что перед ним стоит некто имеющий подобие человека. Более того, Иезекииль не олицетворяет Стоящего пред ним, как Того, Который восседает на престоле. Это был Кто-то другой, также имеющий сущность и власть Бога. Когда мы читаем 4 текст, такое понимание только укрепляется. Мы видим, что подобие огненное – это Дух, Который переносит Иезекииля к Иерусалиму, к входу в храм, а там – слава Божья, т.е. — собственно Сам Бог.(См. Иез.9:3).

Вывод: Смеем предположить, что описывая начало восьмой главы, Иезекииль мог видеть физическое проявление Святого Духа, еще одну Личность Божества. Но даже если этот вывод ошибочен, он, всё же, не умаляет значения данного отрывка, потому что тогда Иезекииль в первой главе описывает Отца, а в восьмой главе – Сына. Но мог ли Иезекииль ( в первой главе) видеть Бога Отца, если в Св. Писании также сказано: «Бога не видел никто никогда»? Так Кто же описывается в 8-й главе Иезекииля? Скорее всего Дух Святой. В любом случае этот текст требует дальнейшего исследования.

11.) Почему апостол Павел, в своем послании коринфской церкви, делая запись о Духе Святом, приписал Его в ряд к личностям Бога Отца и Сына? 2Кор.13:13. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Он не придал бы значение Духу святому, если бы не считал Его Божественной Личностью. Достаточно было бы упомянуть о любви Бога и благодати Иисуса, потому что это всеобъемлющие понятия. В любви Бога все ответы на жизненные вопросы, равно как и в благодати Иисуса и прощение и милость, и действие Того же Святого Духа. Но Павел упоминает и о Духе Святом, с Которым, к тому же, мы можем общаться. Вывод может быть только один: Павел мыслил о Духе Святом, как о третьей Личности Божества.

12.) Деян.10:9-16,19-20, 29-32. – В этом отрывке показано, как взаимодействуют все три Личностей Божества. Это только один из многочисленных примеров.

Очень часто мы видим, что Бог Отец действует как – источник, Сын – как посредник, Дух Святой – как исполнитель или как Личность — связывающая нас с нашим личным посредником – Иисусом Христом.

Взаимодействие Личностей Бога в Ветхом Завете.

2 Петра. 1:21. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.

1 Петр. 1:10-11. «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу». Тот же самый Петр говорит, что в пророках пребывал Дух Христа.

Мы видим, что в пророках был Дух Святой, т.е.Дух Отца, Который в то же время и Дух Христа.

Итак, очевидным является факт, что Дух Бога Отца это тот же Самый Дух Христа. То есть, Они – одного Духа. Взгляните теперь на следующую схему.

 Как в    Ветхом Завете происходило взаимодействие

Личностей Бога?

Дух не ограничен только видимым естеством Бога, потому что Его Дух имеет способность пребывать везде. (Пс.138:7-8) «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты»). При этом Его Дух сохраняет уникальную способность быть живым и мыслить как Бог, не находясь непосредственно всецело в Отце. Дух Божий способен наставлять и обличать как Бог, не находясь в Отце или Сыне, любить, огорчаться, сочувствовать или переживать как Бог, обладать собственной волей и желаниями, (см. например: Ин.3:8. «Дух дышит, где хочет»). Всё это уже говорит нам о том, что Дух Святой не есть безликий дух, но – Божественная Личность.