Разные вопросы относительно Троицы

Отвечает В. Д. Юнак на сайте www.biblestudy.ru

Возможно ли, что Бог, Иисус, Святой Дух одно и то же лицо?

Говорят, что все познается в сравнении. Мы можем знать Бога потому, что знаем Иисуса Христа (Ин 14:9), и потому что знаем, какими должны быть идеальные земные отцы. Дух Святой также является Богом согласно Библейского учения, но Библия нигде не говорит о Троице. Этот термин был изобретен позже в связи с появлением различных ересей. Священное Писание содержит только три текста, в которых перечисляются все три личности Троицы (Мф 28:19; 1Ин 5:7; 2Кор 13:13), причем один из них является более поздней вставкой и не присутствует в ранних рукописях. Правда, есть еще несколько мест, где три личности Божества перечисляются в ряде стихов в непосредственной близости один к другому (1Кор 12:4-6). Мы не в состоянии представить себе природу взаимоотношений между этими Личностями. Библия называет их «одно» и «едино» в разных местах. В принципе, эти определения различны, но сочетание этих терминов представляет наиболее понятное для нас описание природы Троицы. Нам сказано «не мудрствовать сверх того, что написано» (1Кор 4:6).

Больше всего ересей возникает там и тогда, когда человек своим ограниченным умом пытается постичь то, что он не в состоянии постичь. Мы никогда в земной жизни не сможем узнать подлинную природу Бога Отца и Святого Духа, потому что мы никогда не встречали чего-либо подобного в окружающем нас и доступном нам мире. Я стараюсь как можно реже использовать слово «Троица», потому что оно не является библейским, а следовательно, может неверно выражать истину о сущности Божества. Я просто знаю на основании Священного Писания, что есть Бог Отец, Который является Автором и

Содержателем всего во вселенной; есть Бог Сын, Слово, Иисус Христос, Который был исполнителем при творении и исполнителем при искуплении нашего мира; есть Святой Дух, имя которого используется как синоним слову Бог, и который наделен многими качествами, присущими личности, что позволяет нам воспринимать Святого Духа как личность Божества, а не просто как силу. Я знаю на основании Священного Писания, что все мои молитвы должны быть направлены только Богу Отцу во имя Сына, а Святой Дух является тем, кто «переводит» и «редактирует», если можно так сказать, мои молитвы. Я знаю также, что я не могу знать ничего больше о Личностях Божественной Троицы, я отказываюсь обращать внимание на различные внебиблейские богословские выкладки о Троице, чтобы не впасть в ересь.

Любому христианину, желающему служить Богу и получить спасение, вполне достаточно того, что написано в Библии: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели» (Рим 1:19-22). Этот текст явным образом предостерегает нас от попыток разобраться в том, что нам не открыто о Боге.

Я рекомендую вам не зацикливаться на этом вопросе, а исполнять всякую известную вам волю Божью. Тогда я могу гарантировать вам спасение. Но если вы дойдете до самых глубин познания Святого Духа, но не исполните волю Божью, то все ваше знание не спасет вас.

Где говорится что Иисус Бог?

Вот несколько текстов. Надеюсь, что этого вполне достаточно:

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис 9:6) — Это свидетельство Ветхого Завета, пророчество о Мессии, Который есть Иисус Христос.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1:1) — Контекст показывает, что под «Словом» понимается Иисус Христос.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18) — сущий в недре Отчем буквально означает «вечно существующий внутри Бога», что прямо говорит о принадлежности Иисуса Христа к Божеству.

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин 8:25) — Опять Иисус

называет Себя Сущим, что буквально на еврейском означает ЯХВЕ или Иегова.

«Я и Отец — одно» (Ин 10:30); «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9) — Иисус приравнивает Себя Отцу Небесному.

«Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так:

всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин 4:2-3) — Хотя этот текст не говорит конкретно о божественности Христа, но косвенно он показывает, что Иисус Христос, «пришедший во плоти», естественно был «вне плоти» до Своего пришествия.

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим 3:16) — А этот текст является хорошим комментарием к предыдущему.

«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин 5:20) — Иоанн недвусмысленно называет Иисуса Христа Истинным Богом.

«их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим 9:5) — Не только апостол Иоанн признает Иисуса Христа Богом. С ним согласен и апостол Павел:

«ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9) — Во Христе присутствовала вся полнота божества, то есть, он был полностью Богом, хотя в то же самое время и был полностью Человеком.

«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20:27-29) — Христос имел возможность поправить Фому, если бы тот ошибся. Но Фома высказал такое понимание, какое имели все ученики Христа.

Итак, всякий признающий истинность Библии должен признать также и божественность Иисуса Христа.

Как понимать Кол 1:15, где говорится о

Христе «рожденный прежде всякой твари»?

Когда и как родился Сын Божий?

При толковании Библии есть одно важное правило, которое упускают многие христиане. А именно: нужно собрать все тексты Священного Писания, говорящие на заданную тему, и сложить из них полную картину. При этом мы должны помнить, что противоречий в Библии нет, а есть только наше ограниченное понимание истины.

Иногда мы вынуждены признать, что значение того или иного слова, использованного в Библии, отличается от значения этого слова в нашей речи. Например, в нашем обсуждении «вечного огня» мы вдруг обнаруживали, что «вечный» в понятии древних — совершенно не вечен, а имеющий определенный конец (например, Содом был сожжен вечным огнем, но этот огонь уже давно потух — Иуды 1:7).

Есть люди, которые полагают, что Христос не вечен, а имеющий начало; с другой стороны подавляющее большинство христиан верят, что Христос — это вечный Бог. Не признающие божественность Христа приводят в пользу своего понимания указанный текст. Что мы можем сказать по этому поводу?

Прежде, чем мы сделаем какой-либо вывод, давайте постараемся собрать вместе все тексты, так или иначе говорящие о происхождении, начале или безначалии Иисуса Христа. Впрочем, я здесь не стану приводить абсолютно все тексты, а только приведу достаточно текстов, представляющих обе точки зрения.

Тексты, поддерживающие теорию «начальности» Иисуса Христа, идею, что Он был рожден или сотворен, но не существовал вечно:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» ( 1Ин 5:1).

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол 1:15).

«Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр 1:5,6).

Тексты, поддерживающие учение, что Иисус Христос есть вечный и безначальный Бог:

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис 9:6).

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3:13).

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Ин 8:25).

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58).

«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин 17:5).

«предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1Пет 1:20)

«их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим 9:5).

«так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф 1:4).

«без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр 7:1).

А теперь давайте поразмышляем на основании этих текстов. Действительно, Библия использует понятие «рождения» в отношении к Иисусу Христу. Но всегда ли рождение есть появление из небытия? Обратимся к Писанию: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:4-6). Если рассуждать, что рождение есть обязательно начало, тогда этот диалог Христа с Никодимом разрушает всякое иное библейское учение о жизни, о вере, о духовном состоянии человека: неужели у Никодима или иного человека не было духа или духовной жизни до крещения, до есть до рождения свыше?

Евангелист и апостол Иоанн назвал Христа «единородным». Но в то же самое время этот же Иоанн более всех говорит о том, что Христос — «Сущий», что Он — «Я есмь». При этом Иоанн применяет слова, содержащие в себе идею вечности: «сущий в недре Отчем», «от начала Сущий», «Я есмь». Интересно, что это те же самые слова, которые в другом месте Иоанн относит к Отцу Небесному: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин 2:13,14). Не говорит ли это об одинаковой природе Бога Отца и Его Сына Иисуса Христа?

Рассмотрим интересные слова Давида о Господе, неоднократно цитируемые в Новом Завете по отношению к Иисусу Христу: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс 2:7). Мы цитировали их уже по тексту Евр 1:5,6 из которого можно с натяжкой сделать вывод, что это рождение произошло в тот момент, когда Отец «вводит Первородного во вселенную«. Однако есть другой текст, в котором апостол Павел конкретно указывает, когда именно произошло это «рождение» и ввод Христа во вселенную: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Деян 13:32,33). Оказывается, это относится к времени воскресения Христа. Не зря в другом месте Христос назван «Первенцем из мертвых» (1Кор 15:20; Кол 1:18; Откр 1:5).

Интересно также сравнение Христа с Мелхиседеком в Послании к евреям: «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию». В чем именно уподоблены Христос и Мелхиседек? Именно в том, что оба не рождены и не имеют начала! Есть предположение среди богословов, что Мелхиседек, вышедший навстречу Аврааму и был Иисусом Христом, но мы сейчас не будем углубляться в это. Суть лишь в том, что апостолы твердо верили в безначалие Иисуса Христа.

Давайте теперь рассмотрим и приведенный в вопросе текст из Послания к колоссянам в его контексте:

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Кол 1:15-20).

В этом тексте апостол Павел соглашается со словами Иоанна в том, что именно Иисус Христос является Творцом вселенной. Но здесь Павел идет даже дальше, чем Иоанн. Он говорит, что Иисус «есть прежде всего». Это выражение показывает изначалие или безначалие Христа. Христос представлен «начатком» или началом всего, имеющим первенство во всем, и в Нем существует всякая полнота, которой не было бы, если бы в Нем не существовало полноты вечности.

Итак, на основании только лишь этих текстов мы находим, что «рождение» Иисуса Христа никак не ограничивает Его извечного существования. И даже если Христос оказался «рожден» прежде существования мира, то это ничуть не более странно, чем то, что Он был «заклан» прежде существования мира (Откр 13:8). И потому остается лишь согласиться с пророком Исаией, который назвал Иисуса Христа Богом и Отцом вечности. Подлинно, Христос существовал до того, как вечность началась, и существовал Он вместе с Отцом, или же, как Иоанн выразил это понятным для нас языком, «в недре Отчем».

Нам никогда полностью не понять природу Бога и Его Сына. Но нам доподлинно известно из Священного Писания, что Иисус Христос также безначален, как и Отец Небесный.

Кто умер на кресте – Бог или Человек?

В отношении новой идеи о невозможности Богу умереть, позвольте мне процитировать слова Господа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10:17,18). Говорит это человеческая природа в Иисусе Христе? Или здесь говорит Божественная природа Спасителя, Который, будучи Богом, имеет власть над Своей жизнью? Можем ли мы сказать, что Бог может отдать Свою жизнь, то есть умереть? Я понимаю, что люди могут выдвигать самые различные теории. Однако, человеку невозможно знать Божественную природу больше, чем нам открыто Самим Богом в Священном Писании. Говорить же, что Бог может или не может умереть только на основании того, что слово «бессмертный» подразумевает абсолютное отсутствие смерти, значит забывать об ограниченности человеческого языка и человеческого разума.

Некоторые богословы придерживаются точки зрения, якобы Божественная природа оставила Иисуса в момент смерти.

Но скорее Божественная природа просто не умерла в Нем, она оставалась в Нем и не покидала Иисуса. Это можно вывести из текста «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2:14), то есть Сын Божий Сам умереть не мог, а потому взял на себя человеческую природу, которая и умерла. Также в Библейском комментарии АСД, том 5, стр 1113 Дух Пророчества утверждает (перевод с английского мой): «Божество не умерло. — Была ли человеческая природа Сына Марии изменена в божественную природу Сына Божьего? Нет; эти две природы были таинственным образом соединены в одной личности — в человеке Иисусе Христе. В Нем обитала вся полнота Божества телесно. Когда Христос был распят, там умерла Его человеческая природа. Божество не умерло; это было бы невозможно… Это великая тайна, тайна, которая не будет полностью в совершенстве понята до тех пор, пока не наступит преображение искупленных. Письмо 280, 1904 г.« (Комментарий Е. Уайт на Марк 16:6; в русском издании «МедНа» 2002 г. Библейский комментарий, Новый Завет, часть

3, стр. 481).

Почему Библия богами называет людей?

Псал 81:1 «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:…» и далее 81:6,7 «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.» Что здесь имеется ввиду? Кто такие эти «боги», которые судят неправедно и поплатятся за это?»

Богами здесь названы старейшины и судьи народа Божьего. Мы можем найти, где судьи названы богами (евр. элохим) и в текстах Исх 21:6; 22:8,9. Только в русском переводе Исх 21:6 содержит слово «боги», а Исх 22:8,9 вместо этого слова дает «судьи». Это образное выражение, подобное тому как Господь назвал богом Моисея: «Господь сказал Моисею: смотри,

Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх 7:1). Другими словами, эти люди были наделены божественной властью повелевать и судить. Потому апостол Иаков удерживает нас от того, чтобы мы осуждали других, потому что делая это, мы ставим себя на место Бога: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак 4:12).

Иисус Христос в Свое время обращался к этому тексту с тем, чтобы, защищая Себя от обвинения в богохульстве, обратить внимание иудеев на истину о Мессии: «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?» (Ин 10:33-36).

Люди называли Христа Богом, но называл ли Он так Себя Сам?

Природа Иисуса Христа — вопрос не простой. И в первую очередь он осложняется тем, что Иисус Христос представлен в Священном Писании и как Человек, или Сын Человеческий, и как Первородный и рожденный, и как Единый и истинный Бог, и как Сущий, и даже как Ангел Господень. Я не припоминаю точной цифры, но некто насчитал более сотни титулов, имен и описаний Иисуса Христа в Библии. Из всего этого богословы и простые читатели складывают свое представление об этом уникальном Богочеловеке. На протяжении веков шли жаркие споры между двумя крайними представлениями. И до сих пор существуют последователи Ария, который еще в ранние века христанства стал отстаивать точку зрения на Иисуса Христа как на человека, пусть даже Суперчеловека или рожденного прежде ангелов, но только не как на Бога и равного Богу. Сегодня наиболее известные в России последователи этого направления — Свидетели Иеговы (в народе их называют Иеговисты) и Толстовцы (последователи учения писателя Л. Н. Толстого, создавшего свою религию). Но это — псевдохристианские движения. Именно так называют тех, кто не признает божественности Иисуса Христа. К сожалению, христанский мир более лояльно относится к тем, кто впадает в другую крайность, отнимая у Иисуса Христа все человеческое.

Только в вечности мы сможем полностью узнать природу Божества. Сегодня же мы пользуемся Священным Писанием, как единственным мерилом истины. При этом мы не имеем права пренебрегать ни единым текстом, как бы он ни показывался нам «не вписывающимся» во всеобщую картину. Когда мы выбираем из Библии все тексты, которые говорят об Иисусе Христе, у нас складывается следующая картина (я не буду приводить все эти тексты, потому что их очень много):

• Иисус Христос существовал вечно вместе с Богом, и не имеет Своего начала так же, как не имеет его Бог Отец. Он был Творцом — исполнителем замыслов Божьих при творении, тем Словом уст Божьих, которым все творение совершалось;

• Бог — Един, но представлен во множественном числе. Эта единая множественность Бога нам не понятна, так как мы не знаем ничего подобного в живом мире, а все, как известно, познается в сравнении. Потому сегодня можно найти много странных и неудобовразумительных описаний Бога и Троицы (понятие Троицы в Библии отсутствует, потому я весьма осторожен с этим термином). Но эта единая множественность позволяет нам назвать Богом не только Бога Отца, но и Бога Сына, то есть Иисуса Христа, и даже Бога Святого

Духа. Но я не стал бы дальше этого углубляться в природу Бога, потому что нам сказано «не мудрствовать сверх того, что написано» (1Кор 4:6). Что важно — «Един» НЕ значит «Один»;

• вероятно, что Господь, называя Себя Сыном Человеческим, избрал такую форму представления Себя народу ради того, чтобы противопоставить истину о живом Боге существовавшему заблуждению поклоняющихся множеству богов. Но ведь вовсе не обязательно, чтобы Бог был абсолютно одиноким только потому, что люди придумали множество богов. Более того, может быть, сатана и внушил людям «размножить» богов именно потому, что истинный Бог представлен во множественном числе;

• Сын Божий родился в наш мир как и все люди, через зачатие девы Марии от Святого Духа. При этом, Он ни на миг не оставлял Своего Божества, иначе Он перестал бы быть Сыном Божьим, но к Своему Божеству прибавил полную человеческую природу. Таким образом, «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9), то есть во всей полноте в Нем объединилось и стопроцентное Божество, и стопроцентный человек;

• на протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос ни разу не воспользовался Своей Божественной силой, но во всем полагался на силу Своего Отца, чтобы оставить нам пример, доступный для подражания, а также для того, чтобы в человеческом образе исполнить весь закон Божий, который человек нарушил;

• даже на земле, в человеческом естестве, Иисус Христос утверждал, что Он равен Богу Отцу, и что Он является одно с Отцом, чем вызывал ненависть у фарисеев, обвинявших Его в богохульстве. Он принимал поклонения и почести, которые принадлежат одному Богу. Он прощал грехи, что имеет право делать только Бог;

• совершив Свое земное служение, Иисус Христос умер на кресте за грехи всего человечества, невиновный за виновных, Своею смертью совершив искупление падшего человечества.

На кресте умер и человек и Бог Иисус Христос, умер второй смертью, смертью нечестивых, нераскаявшихся грешников;

• но будучи жизнедателем, имеющим жизнь в Самом Себе, Христос не мог оставаться в могиле, но Бог воскресил Его на третий день после распятия;

• после Своего воскресения Иисус Христос сохранил Свою человеческую природу, но уже пользовался также и Божественными способностями как на земле, также и при вознесении на небо, к Отцу Своему;

• в настоящее время Иисус Христос совершает Первосвященническое служение в небесном святилище, будучи истинным посредником между человеком и Богом, и Сам будучи истинной жертвой за грех человечества. В это время проходит суд над домом Божьим, определяющий, кто из называвших себя истинными детьми Божьими, на самом деле был таковым и может быть воскрешен в первом воскресении для жизни вечной. Таким образом, праведные сами никогда не предстанут пред судом, но их дело будет рассмотрено только через Ходатая и Заступника Иисуса Христа;

• Иисус Христос придет во второй раз в таком же виде, как Он возносился от земли. При Своем пришествии Он воскресит верных и возьмет их на небо для тысячелетнего царства, во время которого верные будут участвовать в суде над нечестивыми и над павшими ангелами;

• по окончании тысячи лет суда, Христос вместе со всеми искупленными и новым городом Иерусалимом сойдет с неба на землю. В это время произойдет второе воскресение

• воскресение нечестивых для осуждения и вечного наказания. В этот момент все признают Иисуса Христа Царем Царей и Господом Господствующих, и всякое колено преклонится перед ним, включая и сатану, который признает свое поражение. Земля будет очищена огнем, который навсегда уничтожит зло, сатану, нераскаявшихся грешников и всякие последствия греха;

• тогда наступит вечное царство Иисуса Христа. Тогда центр вселенной — престол Бога и Сына — будет на земле. И не будет более ничего, что напоминало бы о грехе, кроме следов распятия на руках и ногах Спасителя, которые останутся вечным свидетельством искупления.

Все приведенные здесь принципы об Иисусе Христе, Его природе и деятельности, имеют конкретное обоснование в Священном Писании. Я лично нашел это для себя и представляю всем вам, как полное учение Священного Писания о природе и служении Сына Божьего. Можно было бы дополнить этот перечень принципов соответствующими ссылками на Священное Писание. Но это потребует дополнительного времени.

Господь желает, чтобы мы имели сбалансированный взгляд на все учение Библии. Исследуя любой вопрос, мы должны находить абсолютно все тексты, которые хоть как-то освещают исследуемый предмет, а затем из всех «кусочков мозаики» составили цельную картину, и при этом чтобы у нас не осталось «запасных частей».

Итак, в двух словах обобщение сказанного: Есть «две стороны медали» у Иисуса Христа. Живя на земле, Он всегда обращался к нам лицевой — человеческой стороной. Но у него есть еще и оборотная сторона — Божественная, которая во все время Его земного служения оставалась в тени. Но в целом, Он — совершенный Бог и совершенный Человек.

Господь да благословит всех нас, чтобы мы правильно понимали сущность Иисуса Христа, ибо в этом заключается наше спасение: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3).