Евангельские лагерные собрания Прескотта – «апологетика» и перемены

История евангельских лагерных собраний, проходивших в конце 1895 г. в Армандейле (пригород Мельбурна), свидетельствует о наметившихся отличиях между традиционным «апологетическим» подходом проповедования, вызванным стремлением объяснить и защитить свои доктрины, и новым, христоцентричным подходом Прескотта.

Лагерное собрание было организовано на окраине города, населенного представителями среднего класса. Лагерь из 65 палаток представлял собой нечто новое для общественности. По мере проведения встреч к регулярно посещавшим собрание 200 членам церкви присоединялись и любопытствующие местные жители. Евангелист Дж. Корлисс и Е. Уайт участвовали в собраниях, но, безусловно, доминировал на них харизматичный Прескотт. Несомненно, имидж профессора и его богатый резонирующий голос притягивали слушателей, но истинная привлекательность его проповедей, собиравших каждый вечер все большие толпы народа, заключалась в христоцентричности его вести.

Служители церкви были поражены таким интересом, особенно, если учесть широко распространившееся предубеждение против Адвентистской церкви в обществе. Книга У. Смита «Размышления о Книгах Даниила и Откровении» была распространена книгоношами, и содержащиеся в ней полуарианские взгляды о предсуществовании Христа стали причиной того, что адвентистов рассматривали как еретическую, недохристианскую секту, отвергающую Божественность Христа[8].

Апологетическая мотивация привела Прескотта к тому, что он решил высказать свою позицию на тему этой хорошо известной христианской доктрины. «Его темой от начала до конца и всегда был Христос» — с энтузиазмом сообщает У. Уайт[9]. Прескотт даже намеревался обратить традиционную полемику между адвентистами седьмого и адвентистами первого дня в грандиозную презентацию Евангелия. Прескотт проповедовал «с ясностью и силой, которая превосходила все, что я когда-либо слышал в моей жизни», — говорил У. Уайт[10].

Истина была представлена по-новому, так, как никогда ранее её никто не видел. У. Уайт вспоминал, что не слышал в проповедях Прескотта того, «что обычно мы слышим в доктринальных проповедях», следующих «старой линии». «Старый подход», когда «интерес» публики поддерживается за счет «представления пророчеств», по мнению Прескотта, «должен быть отвергнут». «Все в целом» должно получить «новое обрамление». У. Уайт хотел, чтобы каждый служитель Адвентистской церкви подражал Прескотту в «проповедовании Христа и Его крестных страданий»[11].

Е. Уайт также была в восторге от проповедей Прескотта. Он собирал на свои проповеди «высший класс» общества благодаря тому, что «превозносил Иисуса». Слушавшие его «неверующие приходили в волнение и говорили, что этот человек вдохновлен свыше», — писала она своему сыну Эдсону[12]. Она видела в его христоцентричном проповедовании образец для всей церкви. Очевидно, Елена Уайт одобряла смещения акцента в развитии вероучения церкви на Спасителя, который и демонстрировал Прескотт в своих проповедях.

«Проповедование Иисуса, как это делает профессор Прескотт, – добавил президент местной конференции А. Даниэльс, – кажется, способно полностью разоружить людей, имеющих предубеждения». Он почувствовал, что общественный образ адвентистов был «полностью изменен»[13].

Но произошло нечто большее, чем просто положительные перемены в имидже адвентизма. Сам адвентизм пережил изменения. Собрания в Армандейле помогли произвести большие изменения в сознании адвентистов и их христологических воззрениях.

В результате Даниэльс, президент Всемирной адвентистской церкви, стал приверженцем нового видения. Это было подобно тому, как если бы кто-то зажег для него свет во тьме. В результате проповедей Прескотта он стал другим. Его евангельские проповеди обрели новую силу, когда он стал следовать примеру Прескотта, проповедуя доктрины в своей серии лагерных встреч, следующих за встречами, которые проводил сам Прескотт[14].

Конечно, изменения в сознании всех адвентистов произошли не скоро. В этом, как, впрочем, и в других вопросах, Прескотт опередил время.