Выводы

Впечатления от воздействия, которое оказала книга «Желание веков», сохранились в памяти Л. Андреасона. «Я вспоминаю, как мы были удивлены, – писал он, – ибо эта книга содержала в себе мысли, которые мы считали неприемлемыми для нашей веры: и среди них – доктрина о Троице»[23]. Андреасону были явно не известны обстоятельства, на фоне которых развивались идеи, отраженные в книге «Желание веков». Эти взгляды не появились из «ничего», но были мотивированы желанием лучше понять учение Священного Писания, более адекватно выразить его и более эффективно представить его миру.

Когда Прескотт покинул Австралию в 1897 г., он, вероятно, не осознавал, какими будут последствия его исследований и проповеди. События 1896 года заложили фундамент для дальнейшего развития адвентистского богословия. Но прошло не одно десятилетие, прежде чем церковь пришла к единодушному пониманию вечной Божественной природы Христа и доктрины о Троице[24]. Даже в 1940-е г. Прескотт подвергался преследованию в церкви за свои тринитарианские взгляды.

Если данное Иисусом обещание послать Святого Духа истинно, то Он и сегодня совершает Свою работу и продолжает вести церковь к более глубокому пониманию истины (Ин. 15:12). И если это так, то мы должны ожидать дальнейшего развития доктрин Адвентистской церкви.

Развитие доктрин церкви будет происходить и в будущем. Апологетика продолжает оставаться сильной мотивацией этого развития. Церковь будет стремиться находить наилучшие языковые формы для исповедания своей веры.

Адвентисты как община должны продолжать изучать Слово, стараясь получить ответы на трудные вопросы и формируя необходимые языковые средства для проповеди миру прекрасной истины «как она есть в Иисусе». Как заключил Бернард Лоз, «убеждение, которое не выражено в виде доктрины, потеряет силу. В каждой эпохе должен быть поновому переосмыслен и отвечен вопрос, который Господь задал Своим ученикам: «За кого почитают Меня люди?»[25]

Адвентизм имеет опыт успешно преодоленных испытаний в ранний период развития своего вероучения. Под водительством Святого Духа мы можем быть уверены в продолжении успешного странствия к Небесному Царству[26].