К вопросу о Святом Духе

Е. В. Зайцев, д-р богословия, ректор ЗХГЭИ

Проблема, которая выносится на обсуждение в настоящей статье, весьма актуальна для Церкви АСД, прежде всего в плане диалога ее с внутрицерковным реформационным движением, зародившимся в годы Первой мировой войны в Германии и распространившимся затем в России. Проблема эта касается восприятия Святого Духа: следует ли относиться к Св. Духу как к третьей ипостаси Божества, равнобожественной с Отцом и Сыном и имеющей все характерные черты личного существа, или под Духом Святым следует понимать божественную силу, исходящую от Бога и пронизывающую собой всё творение? Первый подход, как известно, отражает ортодоксальную тринитарианскую позицию[27], которой придерживается традиционно христианская церковь, как Западная, так и Восточная (на этой позиции в своем понимании триединого Бога в целом, и природы и миссии Св. Духа в частности, стоит и Церковь АСД). Второй подход отражает антитринитарианский взгляд на Бога, со времен арианского спора не раз получавший доктринальное оформление в тех или иных движениях, возникавших в лоне церкви. Именно такой точки зрения в понимании Св. Духа (Дух как сила Божья) придерживаются сегодня и представители реформационного движения. Поскольку от прояснения этого вопроса зависит во многом дальнейшая судьба диалога и восстановление единства, нам видится необходимым еще раз остановиться на этой важной и серьезной теме.

В изложении данного вопроса мы сочли нужным вкратце остановиться на исторической подоплеке рассматриваемой нами проблемы, учитывая то, что дискуссия о статусе Св. Духа в Церкви АСД лишь повторяет то, что уже не раз имело место в истории христианства. Затем мы подробнее остановимся на рассмотрении библейского материала, который свидетельствует в пользу личного характера Св. Духа. И, наконец, мы проследим то, каким образом в истории Церкви АСД утверждался ортодоксальный взгляд на природу и миссию Св. Духа. Небезынтересным представляется и вопрос о том, какую роль в формировании общецерковной позиции по вопросу о Св. Духе играла Е.Уайт, богодухновенность и авторитетность писаний которой признается как официальной Церковью АСД, так и последователями реформационного движения.

История вопроса

Известно, что в ранний период истории христианской церкви развитого учения о Св. Духе не существовало. Наиболее распространенным среди христиан было представление о Св. Духе как управляющем сознанием пророков и участвующем в написании Св. Писания[28]. Однако единой теории богодухновенности в этот период истории церкви также не было разработано.

Не существовало единой позиции по вопросу о статусе Св. Духа и у отцов церкви доникейского периода. Так, Тертуллиан называл Св. Духа Богом, подчеркивая, что у Сына и Духа та же сущность, что и у Отца, в то время как Павел Самосатский Духом называл благодать, которую Бог излил на апостолов[29]. Ириней рассматривал Духа практически как свойство Бога, выражающее Его божественную мудрость[30]. Ориген, развивая представление о том, что Дух – высшее и первое из творений, в какой-то степени предвосхитил взгляды, которые позже будут утверждаться арианами в отношении Сына.

В определенном смысле разработка учения о Св. Духе явилась итогом христологических дискуссий IV и V веков. Афанасий, отстаивавший на I Вселенском cоборе представление о Сыне как единосущном и совечном с Отцом, утверждал одновременно и полноту Божественности Духа, единосущного с Отцом и Сыном[31]. Однако различия во взглядах сохранялись и после Вселенского собора. Еще в 380 г. Григорий Назианзин (Богослов) в одной из своих проповедей отмечал существование в церкви самых разных представлений о Св. Духе. Одни, говорил он, считают Св. Дух некоей силой, другие воспринимают Его как творение, третьи видят в Нем Бога. Из-за неопределенности Писания на этот счет многие отказываются принимать окончательное решение. Даже среди тех, кто считает Духа Богом, одни держат эту веру при себе, как личное мнение, другие заявляют о ней открыто, а третьи утверждают, что лица Троицы обладают Божественностью в разной степени[32]. Наиболее радикальную позицию, выражавшуюся в отрицании полной Божественности Св. Духа, занимали в тот период македониане или пневматомахиане («духоборцы»).

Среди тех, кто в немалой степени содействовал утверждению ортодоксальной позиции по вопросу о Св. Духе в IV в., следует назвать Василия Великого. В своей работе De Spiritu Sancto (375 г.), он утверждал, что Духу следует воздавать славу, почитание и поклонение в той же мере, что и Отцу, и Сыну. Его надо считать равным Им, а не низшим по отношению к Ним. По мнению Василия, величие дел Духа и близость Его отношений с Отцом и Сыном лучше всего помогает понять Его статус[33].

Итак, даже беглое обращение к истории позволяет нам увидеть всю сложность вопроса и понять, почему до сих пор в определенных церковных кругах отказываются признавать ортодоксальную позицию, выражающуюся в признании Божественности и личностности Св. Духа в той же мере, что и Отца и Сына.