Божественная Троица

Вячеслав Корчук, декан богословского факультета,

Украинский гуманитарный институт, Киев

Известно, первые адвентисты были выходцами из различных течений, которые далеко не всегда разделяли учение о Троице. Это, в свою очередь, стало причиной того, что доктрина о трех личностях Божества долгое время считалась пережитком язычества[51].

Библия о Троице

В Библии мы нигде не найдем слова «Троица». Появлением этого богословского термина, описывающего природу Бога, мы обязаны Тертуллиану. Но тот факт, что в Библии не используется этот термин, еще не говорит, что это учение не является библейским.

В богословии довольно часто мы используем термины, которых нет в Библии. Одним из примеров может быть термин «миллениум», означающий «тысячелетие». Хотя в Библии не употребляется это слово, но там ясно говорится о некоем тысячелетнем периоде в конце истории Земли (см. Откр. гл. 19 и 20).

Проблема заключается в том, что Библия не содержит систематического изложения доктрин, и для того, чтобы из различных библейских текстов можно было бы вычленить определенную доктрину, необходимо провести тщательную сравнительную работу. Так, в Новом Завете учение о трех личностях Божества мы находим, например, в Мф. 3:16; Ин. 14:16,17,25; 2 Кор. 13:13; Ефес. 2:18; 1 Петр. 1:2; Иуды 20, 21; Мф. 28:19. Что же касается Ветхого Завета, то намеки на учение о Троице мы находим уже в Книге Бытия.

На первый взгляд может показаться, что утверждение, сделанное во Втор. 6:4, что «Бог есть един», противоречит доктрине о Троице. Но здесь важно заметить, что еврейское слово «един», евр. еchad, часто используется для описания единства, содержащего множество частей. Например, это слово используется в Быт. 2:24, где сказано, что «человек оставит своего отца и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть», т.е. двое в одном. В Числ. 13:24 это слово используется для описания одной виноградной кисти, которую разведчики принесли из Ханаана. Много ягод в одной кисти.

В Быт. 18 и 19 говорится о том, как однажды к Аврааму пришли два ангела и сообщили о грядущем уничтожении Содома. Далее сказано, что «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт. 19:24). Из текста видно, что говорится о двух личностях: о Господе на земле и Господе на небе. В Ветхом Завете иногда Бог говорит о Себе во множественном числе (Быт. 1:26; 3:22; 11:7). Писатели Ветхого Завета, говоря о Боге, часто используют слово Бог во множественном числе, по-еврейски Elohim. То, что Ветхий Завет подчеркивает единство Бога, объясняется языческим окружением, в котором жил израильский народ.