Иисус Христос – истинный Бог

Самым сердцем веры христианина является убеждение в том, что Иисус Христос – Бог, явившийся в человеческой плоти, а не просто самый выдающийся человек из всех когда-либо живших. Более всего о божественной природе Христа говорит Евангелие от Иоанна. Особенно ясно эта мысль выражена в прологе Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1), или буквально «Богом было Слово» (Teos en o logos). Изменив обычный порядок слов и поставив первым слово Teos, Иоанн подчеркнул Божественную природу Слова. В первом своем послании Иоанн говорит о Божественности Христа: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20).

Исповедание веры в Божественность Христа мы находим и в посланиях Павла. Во Христе полнота Божества: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Он (Христос), сущий над всеми Бог – «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5). Говоря о вечности Христа – «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты» (Евр. 1:8).

Предвечное существование Христа в VI в. под сомнение поставил пресвитер из Александрии Арий, взгляды которого коренились в греческой философии и носили сугубо рационалистический характер. Он утверждал, что «Сын не вечен, не существовал до рождения, не был безначальным»[52].

В Евр. 7:3 Писание говорит о Христе как о вечном Боге, не имеющем ни начала, ни конца дней: «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни…» Но существует несколько текстов, которые, как кажется, могут указывать на то, что Сын Божий сотворен во времени и не сосуществовал с Отцом от вечности. Так, вопрос может вызвать текст Кол. 1:15, где Иисус назван первенцем всякого творения. Но греческое слово «первенец» (prototokos), которое используется здесь, говорит о первородстве не в смысле очередности появления на свет, а в смысле привилегий или преимуществ Бога по отношению к творению (см. Ин. 8:58; Ис. 9:6; Мих. 5:2). Иисус обладал преимуществами и привилегиями Бога, но добровольно оставил небеса, чтобы стать Человеком, обитал в человеческой плоти, боролся с искушениями, как и мы, и умер ради нашего спасения (Флп. 2:5-11; Евр. 2:14-17).