Поиск истины о Троице пионерами адвентистского движения

Наверное, кого-то и удивит тот факт, что не всегда среди адвентистов существовало согласие в фундаментальном вероучении, которое выражено в 27 пунктах.

Первый вопрос, который нужно было решить пионерамадвентистам: почему Иисус не пришел, как ожидалось, в октябре 1844 года. Изучение этого вопроса привело Хирама Едсона и Овена Кросьера в феврале 1846 г. к представлению о небесном святилище, в котором Христос как первосвященник ходатайствует о верующих в Него перед Богом-Отцом. Потребовались годы и десятилетия для того, чтобы церковь смогла выработать свой взгляд на такие доктрины, как святость субботы, воздержание от нечистой пищи и Троица.

Принятие адвентистами доктрины о Троице относится к 1898 г. В этом году Е. Уайт закончила книгу «Желание веков», в которой высказала отличную от общепринятой среди адвентистов того времени точку зрения касательно предсуществования Христа. Уже в третьем предложении книги она решительно утверждала: «От вечности Иисус Христос и Отец суть одно»[54]. Комментируя повествование о воскрешении Лазаря, она говорит: «Христос обладает жизнью — самобытной, незаимствованной, изначальной»[55]. Христос как Бог имел жизнь в Самом Себе. Но Он добровольно подчинился Отцу ради спасения человечества (Ин. 5:19, 20), как Бог, Он имел власть отдать Свою жизнь и власть принять ее снова. Комментируя воскресение Христа, Е. Уайт опять утверждает полное равенство Иисуса с Богом-Отцом: «Спаситель вышел из могилы благодаря той жизни, которая была в Нем Самом»[56].

Такие утверждения Е. Уайт очень удивили богословов и руководителей церкви того времени. Так, например, М. Андреасен, преподаватель адвентистской северноамериканской семинарии как-то сказал, что новое понимание настолько отлично от прежнего, что некоторые руководители церкви сомневаются, действительно ли это написала Е. Уайт. В 1902 г. Андреасен специально поехал к Е. Уайт, чтобы лично для себя уяснить этот вопрос. Е. Уайт радушно приняла его и позволила ему читать рукописи. По его воспоминаниям, до поездки он был уверен, что слова: «Христос обладает жизнью – самобытной, незаимствованной, изначальной», Е. Уайт никогда не писала. Теперь же он убедился, что цитата в точности соответствовала рукописи[57]. Таким образом, история адвентистского богословия показывает: становление церковных доктрин требует времени и серьезного осмысления.

В центре адвентистского вероучения находится доктрина о Божественной природе Иисуса Христа. Вместе с апостольской церковью мы исповедуем веру в великую тайну Богооткровения: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).